Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 295. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

"ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СВОЙ ДОМ" НА ПЕРИОД ДО 2001 ГОДА" от 21.10.97 N 13/97-НА

Дата документа21.10.1997
Статус документаДействует
МеткиПрограмма · Перечень

    

Утверждена решением
Московской областной Думы
от 24 сентября 1997 г. N 7/145

 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СВОЙ ДОМ" НА ПЕРИОД ДО 2001 ГОДА
от 21 октября 1997 года N 13/97-НА

 

ПАСПОРТ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СВОЙ ДОМ" НА ПЕРИОД ДО 2001 ГОДА

 

Наименование программы - Областная целевая программа
"Свой дом" на период до 2001 года
  
Дата принятия решения о разработке Программы - постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом"
(наименование соответствующего нормативного акта)  
  
Государственный заказчик - Министерство строительства Администрации
 Московской области
  
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели - создание организационных, финансовых и правовых предпосылок для обеспечения доступным жильем граждан с привлечением их
 средств и долгосрочных банковских кредитов:
 - стоимость 1 кв. м жилья не должна превышать среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения Московской области;
 - повышение доли индивидуального жилищного строительства, доведение его к 2001 г. до 80%;
 - модернизация базы стройиндустрии по выпуску легких строительных конструкций из древесины и тонкостенных металлических профилей и эффективных утеплителей
  
Сроки и этапы реализации - 1997-2000 годы:
Программы - 1 этап (1997-1998 годы) -
 создание нормативно - правовой базы, финансово - кредитного механизма, внедрение прогрессивных архитектурно - строительных систем, организация демонстрационных зон в г. Одинцово, Наро - Фоминск, Солнечногорск, Лыткарино, Павловский Посад, ввод в эксплуатацию не менее 20% доступного жилья от общего объема индивидуального строительства;
 - 2 этап (1998-1999 годы) -
 совершенствование правового и финансово - кредитного механизмов, освоение производства малоэтажных зданий, ввод в эксплуатацию массового доступного жилья в 1998 году - 60%, 1999 году - 70% от общего объема индивидуального жилищного строительства;
 - 3 этап (1999-2000 годы) -
 массовое строительство индивидуальных малоэтажных доступных по цене домов во всех районах Московской области с вводом в эксплуатацию в 2000 году не менее 80% от общего объема индивидуального жилищного строительства
  
Перечень основных мероприятий - разработка финансово - кредитного и инвестиционного механизмов;
 - подготовка проектов малоэтажных домов;
 - выбор территорий демонстрационных зон;
 - проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ по созданию современных архитектурно - строительных систем;
 - модернизация базы стройиндустрии и промстройматериалов;
 - разработка и внедрение нормативной и правовой базы
  
Исполнители основных мероприятий - строительные организации и фирмы, работающие на территории Московской области
  
Объемы и источники - 3646,5 млрд. руб. (в ценах 1997 года)
финансирования в том числе:
 федеральный бюджет - 306,5 млрд. руб.
 областной бюджет - 970 млрд. руб.
 внебюджетные источники - 2370 млрд. руб.
  
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - повышение доли малоэтажного индивидуального жилищного строительства, снижение стоимости 1 кв. м жилья, не превышающей среднего
2-месячного денежного дохода на душу населения Московской области, к 2001 году
 довести ввод такого жилья не менее 80% от общего объема индивидуального строительства, развитие и совершенствование рынка жилищного строительства, создание законодательной и правовой базы малоэтажного индивидуального жилищного строительства
  
Система организации контроля за исполнением Программы - администрации городов и районов Московской области информируют о ходе реализации муниципальных
программ, Министерство обобщает поступающие с мест материалы и информирует
 Госстрой России по итогам года с внесением предложений по совершенствованию проводимой работы

 

1. Введение

 
    В целях ускорения решения жилищной проблемы, эффективного проведения жилищной реформы в современных экономических условиях, повышения ее социальной направленности постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.93 N 595 "О государственной целевой программе "Жилище" одобрена Государственная целевая программа "Жилище".
    В соответствии с положениями и требованиями указанной программы в ее развитие разработана областная целевая программа "Жилище" на период до 2000 года, которая была рассмотрена и одобрена Правительством Московской области. Осуществление мероприятий, намеченных областной целевой программой "Жилище" на период до 2000 года позволили уже в 1994 году ввести 1892 тыс. кв. м жилья и приостановить падение объемов жилищного строительства в Московской области.
    В 1995 году ввод жилья составил 2 млн. 334 тыс. кв. м общей площади с ростом к уровню 1994 года - 123%, в том числе индивидуального - 835 тыс. кв. м. Наметившиеся тенденции роста объема жилищного строительства прослеживались в 1996 году и первые месяцы текущего года.
    Необходимо отметить, что первый этап реализации областной целевой программы "Жилище" на период до 2000 года выполнен в полном объеме. Анализ выполнения программы показал правильность выбора стратегии и эффективность предусмотренных направлений жилищной реформы, что позволило полностью или частично решить ряд поставленных задач.
    За последние годы уменьшилось число семей, стоящих на очереди на улучшение жилищных условий, повысилась норма обеспеченности жильем до 19,1 кв. м на человека.
    Федеральной целевой программой "Жилище" предусмотрено, что преобладающим типом жилищного строительства на ближайшую перспективу должна стать малоэтажная застройка.
 
    Структуру жилых зданий по этажности можно преставить как:
 

усадебные и коттеджные дома с участками - 10-15%
сблокированные двух-, четырехэтажные дома с небольшими придомовыми участками - 25-30%
3-4-этажные дома секционного типа - 15-20%.

    
    В 5-10- этажных домах предлагается разместить 30-35% жилого фонда.
    При такой структуре жилищного строительства обеспечивается наиболее комфортное расселение населения, а также привлечение жителей области к решению жилищной проблемы.
    Жилые дома секционного типа в 3-4 этажа и многоэтажные в 9-10 этажном исполнении предполагается строить в основном на базе ОКПД, для реализации муниципальных программ, квартиры в которых будут предоставляться, как правило, бесплатно.
    Что касается коттеджей и усадебной застройки и сблокированных 2-4-этажных домов, то строительство их предполагается осуществлять из кирпича, монолита на базе деревянного каркаса, а также новых строительных материалов, выпускаемых на основе прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологий.
    По мере модернизации и реконструкции производственной базы домостроительных комбинатов они будут подключаться к реализации Областной целевой программы "Свой дом" на период до 2001 года (далее - Программа). Следует отметить, что АО "Жуковский ДСК", ЗАО "Подольский ДСК", АО "Коломенский ДСК", АО "Седо" г. Серпухов в соответствии с Программой завершат эту работу в 1998 году, а домостроительный комбинат АО "Рузский дом" п. Тучково в настоящее время уже освоил технологию малоэтажного домостроения и на Всероссийском конкурсе по малоэтажной застройке занял первое место.
    Намечаемая структура жилищного строительства на ближайшие годы обеспечит возможность наиболее эффективно с наименьшими затратами осуществлять жилищное строительство.
    В настоящее время малоэтажное строительство характеризуется недостаточной обеспеченностью инженерной инфраструктурой, что видно из таблицы 1.
 

Таблица 1
 

N п/п Наименование инженерной инфраструктуры Процент обеспеченности
1. Водопроводные сети 36%
2. Канализационные сети 24%
3. Центральное отопление 26%
4. Газовые сети 70%
5. Наличие горячей воды 15%
6. Наличие ванн 15%
7. Электрические сети 100%

 
    Особенно остро стоят вопросы очистки сточных вод.
 
    В рамках Областной целевой программы "Жилище" на период до 2000 года разработаны подпрограммы "Ресурсо- и энергосбережения в строительстве" и "Локальные системы жизнеобеспечения", которые предусматривают установку приборов учета, современную запорную арматуру, применение эффективных ограждающих конструкций, локальных установок жизнеобеспечения, в том числе и в малоэтажном домостроении.
    Вместе с тем дальнейшее сокращение бюджетных инвестиций и доходов населения сделали жилье недоступным для широкого круга людей.
    Новым этапом в реализации программы "Жилище", в деле дальнейшего наращивания объемов жилищного строительства стали Указ Президента Российской Федерации от 23.03.96 N 420 "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом" и постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.96 N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом".
    В указанных документах отмечается, что дальнейшее улучшение дел с вводом жилья может наметиться лишь при существенном увеличении объемов индивидуального жилищного строительства, доступного по цене широким слоям населения, и организации долгосрочного кредитования.
    На новом этапе реализации программы на первый план должны выйти потребительские качества жилья, энерго- и ресурсосбрежение, функциональные удобства проживания, эстетические и экологические требования. Особое внимание должно быть уделено созданию мощностей по выпуску высокоэффективных материалов и конструкций, изделий и развитию финансово - кредитной системы. Финансово - кредитный механизм программы должен предусматривать комплексное использование бюджетных средств, банковских кредитных ресурсов и собственных сбережений граждан, сочетание которых дает возможность семье в короткие сроки построить или приобрести индивидуальный жилой дом. На основе указанных требований сформирована настоящая Областная целевая программа "Свой дом" на период до 2001 года как новый этап реализации программы "Жилище".
    Московская область - один из густонаселенных регионов страны. Недостаточная обеспеченность жильем малоимущих создает серьезные социальные проблемы, поэтому Программа является актуальной и своевременной.
 

2. Основные цели и задачи Программы

 
    Главной целью Программы является создание организационных, правовых и финансовых предпосылок для ускоренного решения жилищной проблемы, обеспечение всех категорий граждан доступным жильем, выделение земельных участков площадью 12 соток под строительство жилого дома, стоимость 1 кв. м общей площади не должна превышать средний двухмесячный денежный доход на душу населения Московской области. Программой намечены пути и методы развития механизмов субсидирования, льготного налогообложения и долгосрочного кредитования.
    Для достижения главной цели настоящей Программы предстоит решить следующие задачи:
    - разработка и применение механизма долгосрочного кредитования застройщиков на срок от 10 до 25 лет;
    - обобщение и использование опыта, накопленного в различных регионах Российской Федерации, по привлечению средств населения для строительства жилья;
    - развитие малоэтажного жилищного строительства с переходом от типового проектирования домов к созданию открытой архитектурно - строительной системы на основе унификации конструктивных элементов;
    - создание прогрессивных типов малоэтажных домов из унифицированных индустриальных конструкций, отвечающих требованиям открытой системы строительства, с использованием строительных материалов на основе местных сырьевых ресурсов;
    - развитие производства строительных материалов и конструкций, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства при создании должного комфорта в возводимых домах;
    - выделение из бюджетов различного уровня средств для финансирования социальной и инженерной инфраструктуры при малоэтажной и коттеджной жилой застройке;
    - создание и внедрение новых эффективных теплоизоляционных материалов с улучшенными санитарно - гигиеническими характеристиками, плитных облицовочных материалов для многослойных элементов стен, перекрытий и покрытий;
    - разработка нормативно - правовых актов Московской области, предусматривающих расширение прав в вопросах развития малоэтажного строительства и льгот юридическим и физическим лицам по кредитованию и уплате налогов на имущество.
 

3. Сроки и этапы реализации Программы

 
    Учитывая актуальность развития массового малоэтажного строительства индивидуальных домов в Московской области, разработана система мероприятий, обеспечивающих четкую координацию конкретных решений финансовых, социальных, экономических и технических аспектов Программы. Разнохарактерность мероприятий требует отнесения ее к среднесрочным и охватывает период с 1997 года по 2000 год включительно. Этот период целесообразно разделить на три этапа, соответствующих последовательности развития намечаемых мероприятий.
    I этап (1997-1998 годы) - создание нормативно - правовой базы, финансово - кредитного механизма, организационных структур, внедрение прогрессивных архитектурно - строительных систем, организация демонстрационных зон пилотного строительства, ввод в эксплуатацию не менее 20% доступного жилья от общего объема индивидуального жилищного строительства.
    На этом этапе реализации Программы намечено организовать демонстрационные зоны пилотного малоэтажного жилищного строительства в г. Одинцово, Наро - Фоминск, Павловский - Посад, Солнечногорск, Лыткарино. На указанных площадках будет отрабатываться финансово - кредитный механизм Программы, проектные и архитектурно - конструктивные решения, направления развития баз стройиндустрии.
    Предложения администраций городов и районов Московской области по объему ввода жилья в соответствии с областной целевой программой "Свой дом" на период до 2001 года указаны в приложении 1.
    II этап (1998-1999 годы) - совершенствование правового и финансово - кредитного механизмов, разработка и освоение производства малоэтажных жилых зданий на основе открытий архитектурно - строительной системы жилищного строительства, ввод в эксплуатацию массового доступного жилья: в 1998 году - 60%, 1999 году - 70% общего объема индивидуального жилищного строительства.
    III этап (1999-2000 годы) - массовое строительство индивидуальных малоэтажных доступных по цене домов во всех районах Московской области с вводом в эксплуатацию в 2000 году не менее 80% общего объема индивидуального жилищного строительства.
    Система взаимоувязанных мероприятий, обеспечивающих реализацию поставленной цели Программы и решение ее задач, включает осуществление проектных, научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (приложение 2), разработку и предложения по нормативному и правовому обеспечению решения целевых задач (приложение 3), а также строительство важнейших объектов по производству строительных материалов и конструкций (приложение 4).
    Обеспечение строительной техникой подрядных организаций намечено осуществить за счет организации лизинговой компании в соответствии с решением коллегии Мособлархстроя от 15.10.95 за счет кредитов финансово - банковских структур (приложение 5).
    В результате реализации мероприятий Программы на рынок жилья должна поступить конкурентоспособная продукция, отличающаяся низкой себестоимостью и доступной ценой.
    Программа исходит из того, что в Московской области будут создаваться правовые и экономические основы для широкого развития индивидуального строительства с бесплатным выделением земель под застройку по действующим областным нормам, а также сооружением за счет областного и местных бюджетов инженерной первичной инфраструктуры.
 

4. Ресурсное обеспечение Программы

 
    При разработке Программы учитывалось, что ее реализация будет осуществляться в условиях значительного дефицита федерального, областного и местного бюджетов. В связи с этим объем бюджетных средств предусмотрен в границах необходимого минимума и будет расходоваться только на проведение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ, разработку нормативных документов областного уровня, строительство пилотных объектов и на кредитование застройщиков.
    В рамках настоящей Программы в перечень важнейших строек по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций, подлежащих финансированию в 1997-1998 годах, включены 27 объектов. Определены приоритетные направления и организации, техническое перевооружение и модернизация которых позволят создать конкурентоспособную продукцию. Это организации по производству эффективных теплоизоляционных и стеновых материалов, полимерных и кровельных материалов, высококачественных столярных изделий и стеклопакетов, оборудования для промышленности строительных материалов и строительной индустрии.
    На развитие производственной базы на период реализации Программы предусматривается 261690 млн. руб. За счет средств федерального бюджета финансируются наиболее эффективные инвестиционные проекты на конкурсной основе, введенные в федеральную целевую программу "Свой дом".
    Организация производства местных строительных материалов будет осуществляться за счет внебюджетных источников финансирования: средств организаций, вложений частного капитала, кредитов финансово - банковских структур. Для развития производственной базы Программой также предусмотрено использование кредитов Международного банка реконструкции и развития, инвестиций других иностранных банков, получаемых по линии межправительственных соглашений, а также средств международных финансовых организаций.
    Распределение средств по объемам и источникам финансирования на развитие базы домостроения представлено в приложении 4.
    На первом этапе реализации Программы инвестиции в первую очередь будут направляться на финансирование демонстрационных зон пилотного малоэтажного жилищного строительства в г. Одинцово, Наро - Фоминск, Павловский Посад, Солнечногорск, Лыткарино.
 

5. Механизм реализации Программы

 
    Механизм реализации Программы включает финансово - кредитную и организационную базы решения проблемы развития малоэтажного строительства.
    Финансово - кредитная база предусматривает комплексное использование собственных сбережений граждан, бюджетных, внебюджетных средств и банковских кредитных ресурсов.