Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 316. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16.11.99 N 14/99-НА (ред. от 03.03.2001) "ЭКОЛОГИЯ ПОДМОСКОВЬЯ" НА 1999-2000 ГОДЫ"

Дата документа16.11.1999
Статус документаДействует
МеткиПрограмма

    

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКОЛОГИЯ ПОДМОСКОВЬЯ" НА 1999-2000 ГОДЫ

от 16 ноября 1999 года N 14/99-НА

Утверждена решением
Московской областной Думы
от 3 ноября 1999 года
N 6/73

(в ред. Закона МО от 03.03.2001 N 29/2001-ОЗ)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 
    НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ - Государственная программа Московской области "Экология Подмосковья" на 1999-2000 годы.
    ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ - реализация Концепции социально - экономического развития Московской области на 1997-2005 годы.
    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - Администрация Московской области.
    РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ - заместитель министра Правительства Московской области по землепользованию и экологии Мелкумов Ю.А.
    ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ - Администрация Московской области, Государственный комитет по охране окружающей среды Московской области (далее - Мособлкомприрода).
    ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ - Мособлкомприрода, территориальный Комитет по водному хозяйству Московской области Комитета Российской Федерации по водному хозяйству (далее - Мособлкомвод), Московское управление лесами, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Московской области, правление Московского областного общества охотников и рыболовов, Московский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, исполнительные органы местного самоуправления Московской области.
    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ - улучшение экологической обстановки и сохранение природных комплексов Московской области для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения путем проведения научно - исследовательских работ, поэтапного перехода к энергоресурсосберегающим и малоотходным технологическим циклам, строительства и реконструкции очистных сооружений.
    СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - 1999-2000 годы; 1 этап - 1999 год; 2 этап - 2000 год.
    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
    - охрана водных ресурсов;
    - охрана атмосферного воздуха;
    - развитие мониторинга окружающей природной среды;
    - развитие особо охраняемых природных территорий;
    - размещение и переработка отходов;
    - охрана и воспроизводство диких животных;
    - экологическое образование, воспитание и информация населения;
    - нормативное правовое и научно - техническое обеспечение.
    ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ -
    1999 год: всего - 117,454 млн. руб.,
    в том числе:
    - федеральный бюджет - 6,718 млн. руб.;
    - областной бюджет - 65,336 млн. руб.,
    в том числе:
    - 48,745 млн. руб. - Московский областной экологический фонд;
    - 16,591 млн. руб. - иные средства областного бюджета;
    - собственные средства предприятий - 45,4 млн. руб.
    2000 год: всего - 152,922 млн. руб.,
    в том числе:
    - федеральный бюджет - 9,192 млн. руб.;
    - областной бюджет - 81,69 млн. руб.,
    в том числе:
    - 43,69 млн. руб. - Московский областной экологический фонд;
    - 38,0 млн. руб. - иные средства областного бюджета;
    - собственные средства предприятий - 62,04 млн. руб.
    ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
    - уменьшится сброс загрязненных стоков в водные объекты;
    - улучшится снабжение населения питьевой водой, отвечающей требованиям действующих санитарных правил и норм;
    - увеличатся мощности оборотных и замкнутых систем водоснабжения;
    - уменьшится выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников;
    - расширится сеть мониторинга окружающей среды;
    - получат дальнейшее развитие и государственную поддержку особо охраняемые природные территории;
    - усовершенствуется система обращения с отходами производства и потребления путем создания специализированных полигонов и производств по их утилизации и переработке;
    - получит дальнейшее развитие система экологического образования, воспитания и информирования населения.
    КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ПРОГРАММЫ - контроль за исполнением программы возлагается на Правительство Московской области и Московскую областную Думу.
    НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА:
    - Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" N 2060-1 от 19.12.91;
    - Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" N 33-ФЗ от 14.03.95;
    - Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" N 71-ФЗ от 06.05.98;
    - Указ Президента Российской Федерации N 1032 от 10.10.95 "О Федеральной целевой программе государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.96 N 95 "О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1102 "О федеральной целевой программе "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 годы";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.97 N 75 "О мерах по обеспечению устойчивого водоснабжения г. Москвы и Московской области";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.98 N 818 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам";
    - Закон Московской области "О Концепции, прогноза и программах социально - экономического развития Московской области" от 05.04.96 N 11/96-ОЗ;
    - постановление Губернатора Московской области от 24.07.98 N 217-ПГ "О мерах по повышению уровня экологической безопасности топливозаправочного комплекса в Московской области";
    - постановление Правительства Московской области от 01.04.96 N 17/7 "О ходе выполнения Соглашения Комитета Российской Федерации по водному хозяйству с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о совместном рациональном использовании, охране водных ресурсов, восстановлении водных объектов, а также координации водохозяйственной деятельности в 1995 году на территории бассейна реки Волги";
    - постановление Правительства Московской области от 22.01.96 N 5 "О региональной программе развития централизованной переработки и размещения промышленных отходов";
    - постановление Правительства Московской области и правления РАО "Газпром" от 20.05.96 N 26/12-48 "О неотложных мерах по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте и сельскохозяйственной технике в Московской области на 1996-1997 годы";
    - постановление Правительства Московской области от 10.02.97 N 7/3 "О мероприятиях по сохранению и увеличению ресурсов охотничьих животных в Московской области на 1997 год";
    - постановление Правительства Московской области от 13.02.97 N 11/4 "Об учреждении Красной книги Московской области";
    - решение Московской областной Думы от 22.02.95 N 8/44 "О введении в действие Положения о Московском областном экологическом фонде, принятого решением Московской областной Думы от 28.12.94 N 14/39;
    - распоряжение Вице - главы Администрации Московской области от 11.07.95 N 468-РВГ "О проведении эксперимента по очистке сточных вод от индивидуальных жилых домов";
    - распоряжение Администрации Московской области от 07.12.95 N 819-р "О программе первоочередных мероприятий по реализации стратегии управления твердыми бытовыми отходами в Московской области";
    - распоряжение Администрации Московской области от 17.12.96 N 525-р "Об утверждении Порядка приема, хранения и использования научно - технической продукции по экологическим проблемам, финансируемой из средств Московского областного экологического фонда".
 

1. ОБОСНОВАНИЕ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

 
    1.1. Состояние и проблемы экологической обстановки в Московской области
 
    Московская область в высокой степени урбанизирована и насыщена более чем 3 тысячами промышленных предприятий самых различных отраслей.
    По масштабам промышленного производства, транспортного и коммунального хозяйства в Московской области с учетом г. Москвы сконцентрировано более 10% производительных сил России, а по объему выпуска химической и нефтехимической продукции, производству строительных материалов, легкой и ряда других отраслей промышленности Московская область занимает первое место в Центральном экономическом районе.
    Уровень загрязнения атмосферы, по данным оценки состояния загрязнения воздуха Московским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в 19 городах Московской области сохраняется повышенным, во многих из них средние концентрации пыли, диоксида азота, аммиака, бензола и формальдегида значительно выше предельно допустимых концентраций.
    В отдельных городах и населенных пунктах региона уровень загрязнения атмосферного воздуха имеет тенденции к снижению, что в большей степени связано с общим спадом производства, а не природоохранными мероприятиями. Так, выбросы вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в 1995 году, по данным Московского областного комитета государственной статистики по Московской области, составили 236,7 тыс. тонн, а в 1996 году - 205,7 тыс. тонн.
    Основным загрязнителем атмосферного воздуха в Подмосковье является автотранспортный комплекс, общий валовой выброс от которого составляет 1-1,2 млн. тонн в год.
    Чрезвычайно высокий промышленный потенциал и наличие водоемких производств Московской области создают напряженную водоресурсную обстановку. Основными проблемами в части водоснабжения населения и промышленности Московской области являются: интенсивное использование и истощение водных ресурсов пресных подземных вод и ухудшение их качества, загрязнение поверхностных источников питьевого водоснабжения.
    Сущность проблемы санитарного состояния поверхностных источников питьевого водоснабжения г. Москвы на территории Московской области обусловлена неудовлетворительным качеством воды Москворецкого и Волжского источников, вызванным нарастающим антропогенным и техногенным загрязнением окружающей природной среды. Следует отметить, что Московская область отличается беспрецедентно высоким для страны уровнем использования подземных вод, обеспечивающим водоснабжение практически всего населения Московской области. На площади, составляющей 0,4% территории России, из более 10% тыс. учтенных скважин ежесуточно отбирается 3,5 млн. куб. метров, или 12% от всех подземных вод, добываемых в Российской Федерации.
    Более половины разведанных эксплуатационных запасов подземных вод утверждено 25-30 лет тому назад на срок 25 лет. В связи с истечением гарантийного срока, изменением структуры водопользования, а также ухудшением экологической обстановки в настоящее время запасы подземных вод требуют переоценки. Многие территории ранее разведанных месторождений подземных вод в настоящее время застроены и по этой причине не могут быть вовлечены в эксплуатацию.
    Более 20% современного отбора подземных вод осуществляется без гарантии получения воды надлежащего качества и в необходимом количестве, так как эксплуатационные запасы для этих водозаборов никогда не утверждались. На разведанных и освоенных месторождениях нарушается рекомендованный режим водоотбора, главным образом путем несанкционированной совместной эксплуатации разных водоносных горизонтов и произвольного изменения водооборота.
    До 80% существующего водоотбора подземных вод сконцентрировано в центральной части области на территории городов и промзон, где в силу неблагоприятной санитарной обстановки подземные воды наиболее уязвимы для загрязнения.
    Одной из эффективных форм охраны природы является создание особо охраняемых природных территорий и установление режима их охраны. Эти территории имеют природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они включают в себя типичные и уникальные природные комплексы и объекты и составляют целостную единую систему. Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет 4,6% от общей площади Московской области.
    Исключительно важное значение в регулировании и сохранении экологического равновесия в Москве и Московской области играют леса Подмосковья. Лесной фонд Московской области занимает около 2 млн. га, или 42% территории Московской области. Леса Подмосковья подвергаются постоянно растущей рекреационной и техногенной нагрузке. Несмотря на то, что лесистость Московской области близка к оптимальной, рекреационная нагрузка на леса превышает среднюю по России в десятки раз.
    В лесхозах Московского управления лесами в результате воздействия вредителей, болезней лесных насаждений, антропогенных факторов, неблагоприятных погодных условий, избыточного увлажнения, заболачивания, лесных пожаров и других факторов в среднем за год теряют биологическую устойчивость лесные насаждения на площади 900 га.
    Значительное отрицательное воздействие на экологическое состояние лесов Московской области оказывают лесные пожары. Ежегодно в лесах возникает в среднем более 400 лесных пожаров.
    На территории лесного фонда действуют очаги опасных видов вредителей и болезней, таких как типограф, черные усачи, гравер, корневая губка, осиновый трутовик и другие. Кроме того, на площади 60 тыс. га повреждены лосем еловые насаждения различного возраста.
    Общая площадь лесов с неудовлетворительным состоянием составляет около 15% от покрытой лесом площади.
    Животный мир области включает 60 видов млекопитающих, около 250 видов птиц. Охотничьих видов зверей и птиц около 70 видов. В лесах Московской области обитают лось, европейский олень, марал, пятнистый олень, куница, лесной хорь, барсук, кабан, косуля, бобр, белка, рябчик, глухарь, тетерев и другие виды охотничьих зверей и птиц.
    Основными факторами, отрицательно влияющими на популяции птиц и млекопитающих, являются деградация местообитаний, фактор беспокойства, нарушение технологии применения химических удобрений в сельском хозяйстве.

Ведется подготовка документа. Ожидайте