Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 309. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 14.02.97 N 1/97-НА (ред. от 07.06.2001) "ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2000 ГГ."(утв. решением Мособлдумы от 29.01.97 N 10/118)

Дата документа14.02.1997
Статус документаДействует
МеткиПрограмма · Перечень

    

Утверждена решением
Московской областной Думы
от 29 января 1997 года
N 10/118

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2000 ГГ.

 

(в ред. Законов МО от 18.05.98 N 16/98-ОЗ, от 14.08.98 N 38/98-ОЗ, от 16.07.1999 N 41/99-ОЗ (ред. от 07.06.2001))

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 
    Наименование программы - Государственная программа Московской области "Информатизация Московской области на 1997-2000 гг.".
    (в ред. Закона МО от 18.05.1998 N 16/98-ОЗ)
    
    Основания для разработки программы
 
    Государственная программа Московской области "Информатизация Московской области на 1997-2000 гг." разработана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 08.09.94 N 15/11.
    (в ред. Закона МО от 18.05.1998 N 16/98-ОЗ)
    Государственная программа Московской области "Информатизация Московской области на 1997-2000 гг." (далее по тексту - Программа) рассмотрена и одобрена Московской областной научно - практической конференцией "Проблемы интеграции информационных ресурсов Московской области" (апрель 1995 г.) и Советом Администрации Московской области по информационному обеспечению органов государственной власти и местного самоуправления и информатизации Московской области 18.08.95 - с изменениями и дополнениями от 22.11.95.
    (в ред. Закона МО от 18.05.1998 N 16/98-ОЗ)
 
    Заказчики и разработчики Программы
 
    Государственным заказчиком Программы является Администрация Московской области.
    Разработчиком Программы является Московский областной комитет государственной статистики.
    Органы государственной власти и местного самоуправления Московской области являются заказчиками конкретных проектов в сфере информатизации и использования информационных ресурсов.
    Разработчики (исполнители) конкретных проектов информатизации - научно - исследовательские и проектные организации, определяемые при необходимости на основе проведения конкурсов. Условия конкурсов определяются заказчиками проектов.
 

1. Характеристика проблемы

 
    1.1. Общая характеристика проблемы информатизации региона
 
    Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий и систем во всех сферах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и своевременной информацией приобретает в настоящее время особую актуальность.
    Для эффективного проведения экономических реформ и обеспечения устойчивого развития экономики области, управления фондами и ресурсами территорий, развития областной инфраструктуры и решения хозяйственных задач необходима многоаспектная информация, включающая данные о хозяйствующих субъектах, недвижимости, земельных и природных ресурсах, областной инфраструктуре, экологическую, социально - демографическую информацию.
    Эффективным направлением решения проблемы комплексности сбора и оперативного представления информации о состоянии, тенденциях развития и правовом статусе объектов является система ведения областных и территориальных кадастров, используемая в системе управления территориями и области в целом.
    Территориальные и областные кадастры, регистры и реестры, содержащие основную информацию об объектах инфраструктуры, природных объектах, хозяйствующих субъектах, населении, должны стать центральным звеном интегрированной информационной системы Московской области, на основе которых выполняется интеграция и развитие специализированных (тематических) информационных систем.
    Все составляющие элементы системы объединяются на основе единых стандартов в сфере общей областной телекоммуникационной системы передачи данных, обеспечивающей регламентированный доступ и обмен информацией между всеми пользователями системы, к которым относятся органы государственной власти и местного самоуправления Московской области, население и организации.
    Опережающие разработки и отработка технологии ведения территориальных кадастров, регистров и реестров должны осуществляться первоначально в районных и городских "опорных зонах" (пилотное проектирование) с целью последующего тиражирования проектных решений, систем и технологий по всей территории области.
    В соответствии с вышеуказанным одной из основных задач, подлежащих решению в рамках реализации Программы, является интеграция существующих информационных систем и ресурсов в целях создания единой и распределенной системы, содержащей данные и знания, необходимые при выработке стратегически важных для области решений в сфере внутренней и внешней политики и экономики, а также разработка концептуальных положений научно - технической политики в сфере информатизации, технических решений по интеграции существующих и перспективных сетей связи и передачи данных на основе единого нормативно - технического обеспечения.
    С другой стороны, следует учитывать тот факт, что в настоящее время отечественная продукция в области информационных технологий неконкурентоспособна, поэтому реализация Программы на первом этапе должна быть ориентирована на использование средств информационных технологий зарубежного производства с привлечением отечественных специалистов для отработки и сопровождения.
    По ряду причин объективного характера информатизации на областном уровне длительное время не уделялось достаточного внимания.
    По этой причине создание и развитие информационных, информационно - вычислительных и автоматизированных систем и сетей для органов государственной власти и местного самоуправления Московской области, правоохранительных органов, а также в интересах организаций, находящихся в областной собственности, осуществляется в настоящее время недостаточно целенаправленно. Использование различных средств вычислительной техники, программных продуктов, стандартов и протоколов привело к тому, что эксплуатируемые системы не могут эффективно взаимодействовать между собой.
    Работы по созданию и применению новых информационных технологий и систем, поддерживаемые государством, осуществляются в рамках отраслевых и региональных программ информатизации.
    Современное состояние информатизации Московской области не соответствует ее возрастающей политической, социальной и экономической роли и становится одним из важных факторов, сдерживающих ее развитие.
    Проводимые в настоящее время работы по информатизации в рамках отдельных отраслей слабо скоординированы между собой и не согласованы с задачами информатизации области. Это существенно снижает общий эффект производимых затрат и оставляет в стороне насущные интересы региона в области информатизации органов государственной власти и местного самоуправления, социальной сферы, экологии, обслуживания населения и т.п.
    В области еще не сформировалась современная территориальная инфраструктура информатизации, способная удовлетворить потребности области в информационно - вычислительном обслуживании на современном уровне, не организованы информационные ресурсы области в территориальные системы баз данных.
 
    1.2. Информатизация различных сфер деятельности общества
 
    Основу информатизации составляют информационные технологии, реализующие качественно новые и более эффективные процедуры сбора, обработки, хранения, передачи и предоставления информации. На современном этапе развития информатизации, когда рынок информационных продуктов и услуг предоставляет возможность оснащения средствами вычислительной техники и связи организациям всех форм собственности, основной проблемой информатизации является переход от создания инструментария информационных технологий (программных и технических средств, локальных сетей и систем) к информатизации деятельности.
    Изменения экономической ситуации в существенной степени затрагивают социальные и гуманитарные аспекты жизни общества, выдвигая на первый план вопросы социальной защиты населения, связанные с угрозой роста безработицы, непрерывным ростом стоимости жизни, а также значительными изменениями в организации системы образования и здравоохранения. Регулирование перечисленных процессов требует массового использования информационных технологий, обеспечивающих социальный и экономический мониторинг.
    В этих условиях важно оперативное информационно - аналитическое обслуживание органов государственной власти и местного самоуправления Московской области. Одной из основных проблем в процессе информатизации их деятельности является обеспечение взаимодействия и интеграции существующих межотраслевых и отраслевых автоматизированных информационных систем и их информационных ресурсов.
    Подлежит информатизации также деятельность в сферах управления финансами, денежного обращения и системы налогообложения.
    Внедрение информационных технологий в сферу производства, финансов, распределения и сбыта продукции и услуг служит мощным стимулятором экономического и социального развития. Информатизация порождает новые типы производств, новую продукцию, новые специальности и рабочие места.
    В негосударственном секторе экономики информационные технологии широко используются в сфере распределения товарно - сырьевыми, фондовыми, посредническими, сбытовыми и закупочными организациями, коммерческими банками, страховыми компаниями и т.п., информационное обслуживание которых базируется на общедоступных телекоммуникациях.
 
    1.3. Состояние и проблемы развития инфраструктуры информатизации
 
    Состояние инфраструктуры информатизации определяется наличием и уровнем развития:
    - технических и программных средств вычислительной техники, средств связи и передачи данных, обеспечивающих построение вычислительных комплексов, информационно - вычислительных сетей, систем телекоммуникации, автоматизированных рабочих мест пользователей;
    - информационных ресурсов (баз данных и баз знаний), необходимых для содержательного наполнения оказываемых пользователям информационно - вычислительных услуг;
    - центров информатизации, оказывающих широкий спектр информационно - вычислительных и телекоммуникационных услуг предприятиям, организациям и населению.
 
    Средства вычислительной техники и телекоммуникаций
 
    Технический уровень этих средств в Московской области в настоящее время сравнительно невысок и приблизительно соответствует тому уровню, который был достигнут в промышленно развитых странах в середине 80-х годов.
    Парк персональных ЭВМ состоит сегодня из IBM - подобных РС АТ, эксплуатируемых главным образом в автономном режиме.
    Сравнительный уровень создаваемых информационно - вычислительных систем и сетей по количеству и качеству предоставляемых услуг не соответствует требуемому.
    Одним из важных факторов развития сфер применения средств вычислительной техники является расширение поставок программных средств, осуществляемых в первую очередь за счет ввоза и продаж программных средств зарубежных производителей. Государственные предприятия - производители программных средств неуклонно сокращают объем и количество разрабатываемых программных продуктов. Причиной этого является продолжающийся отток наиболее квалифицированных кадров программистов из государственных предприятий в негосударственный сектор, количество предприятий в котором продолжает возрастать.
    В то же время быстрыми темпами увеличиваются продажи программных средств ведущих зарубежных фирм, что привело в настоящее время к вытеснению системных программных средств для ПЭВМ отечественной разработки. Развитие продаж пакетов прикладных программ зарубежных фирм стимулируется также деятельностью многочисленных отечественных негосударственных предприятий, осуществляющих русификацию наиболее популярных импортных программных продуктов, их сопровождение и обслуживание. Распространению импортных программных средств способствует продажа лицензий на поставку различных видов программных продуктов иностранными фирмами - производителями программных средств отечественным предприятиям и организациям.
    Состояние средств связи и телекоммуникаций в Московской области также не отвечает современным требованиям к созданию информационно - вычислительной базы всех структур и механизмов хозяйствования и управления. Усилиями ряда организаций (преимущественно коммерческих) создаются ограниченные по масштабам сети передачи данных с коммутацией пакетов, которые, как правило, базируются на телефонной сети общего пользования. Ограниченная номенклатура и высокая стоимость телекоммуникационных услуг является серьезным препятствием к созданию территориальных информационно - вычислительных сетей, разработке и широкому использованию современных информационных технологий.
 
    Базы и банки данных и знаний
 
    Решение первоочередных задач информатизации Московской области невозможно без использования и интеграции информационных ресурсов, организованных в виде локальных и распределенных баз данных общего пользования и специализированных баз данных, ведение которых осуществляется различными организациями.
    По имеющимся оценкам, в стране создано и поддерживается в различной степени актуальности до 50 тысяч баз данных и банков данных, содержащих информацию по широкому тематическому спектру, однако доступ к ним нередко затруднен. Аналогичная ситуация имеет место и в Московской области.
    За счет средств бюджетов разных уровней создается значительное количество баз и банков данных, содержащих сведения об организациях, населении, кадастрах земли, имущества и т.п. В ряде случаев по своему содержанию они дублируют друг друга, не поддерживаются в актуальном состоянии и не соответствуют международным стандартам. Ввиду лингвистической и форматной несовместимости затруднена их интеграция и использование в режиме оперативного санкционированного доступа.
    В течение последних 2-3 лет начал формироваться и развиваться рынок информационных продуктов и услуг в области баз данных. Организованы крупные специализированные фирмы по продаже баз данных и предоставлению информационных услуг. Наблюдается тенденция роста числа баз данных, содержащих информацию, связанную с коммерческой деятельностью организаций на внутреннем рынке, а также с внешнеэкономической деятельностью российских фирм.
    В переходный период одной из существенных проблем становится проблема определения и закрепления прав собственности на базы данных и базы знаний и разработка механизма приватизации информационных ресурсов, включая оценку стоимости баз данных и баз знаний.
 
    1.4. Организационные и правовые проблемы информатизации
 
    Кроме задач управления информационными ресурсами, большое значение имеет группа вопросов практического применения и обновления действующих в этой области нормативных правовых актов.
    Социально острой проблемой в области правового регулирования информатизации является защита прав личности в условиях сбора, обработки и хранения персональных данных с использованием ЭВМ.