Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 428. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПИСЬМО Департамента финансов Правительства Москвы от 29.12.2000 N 13-136 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Дата документа29.12.2000
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ДЕПАРТАМЕНТ ФИНАНСОВ

 

ПИСЬМО
от 29 декабря 2000 г. N 13-136

 

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО - ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

 
    Департамент финансов направляет для сведения и использования в практической работе Комментарий по переходу на План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (приложение).
    План счетов разработан во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, и вводится в действие с 1 января 2001 г. Переход к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций разрешается осуществить в течение 2001 г. по мере готовности организации.
 

Заместитель руководителя
Департамента финансов
В.П. ШИРЯЕВ

 
 
    

Приложение
к письму Департамента финансов
от 29 декабря 2000 г. N 13-136

 

КОММЕНТАРИИ ПО ПЕРЕХОДУ НА НОВЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ

 
    С 1 января 2001 г. вводится в действие новый План счетов бухгалтерского учета (далее - План счетов 2001 г.). Введение нового Плана счетов является одним из этапов в выполнении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, принятой Правительством Российской Федерации 6 марта 1998 г.
    Среди основных факторов, предопределивших разработку нового Плана счетов, - упрочение рыночных отношений в народном хозяйстве, развитие методики бухгалтерского учета, активная работа по гармонизации российских правил бухгалтерского учета с международной признанной бухгалтерской практикой.
    С упрочением рыночных отношений в экономике России предъявляются все новые требования к процессу формирования финансовой информации о деятельности хозяйствующих субъектов. В центре внимания специалистов оказываются достоверность и объективность данных о финансовом положении организации, изменениях в нем и финансовых результатах ее деятельности. В первую очередь это затрагивает систему бухгалтерской отчетности.
    Прежде всего это коснулось методики отражения на счетах бухгалтерского учета конечного финансового результата деятельности организации. Предусмотренный Планом счетов 1992 г. порядок учета прибыли (даже после внесения в него некоторых уточнений в 1997 г.) не обеспечивает системного формирования данных, необходимых для подготовки отчета о прибылях и убытках, полезного акционерам и другим инвесторам. Так, сальдо счета прибылей и убытков, полученное по правилам Плана счетов 1992 г., лишь промежуточный показатель (так называемая балансовая прибыль). Для удовлетворения потребностей акционеров в информации о действительной сумме прибыли, подлежащей распределению, необходимы многочисленные корректировки.
    С развитием элементов нового хозяйственного механизма пересматриваются многие правила и методики бухгалтерского учета. Это приводит к трансформации и последующему пересмотру многих правил и методик бухгалтерского учета. В них предусматриваются новые способы оценки активов и обязательств, квалификационные и классификационные признаки их. По мере совершенствования практики бухгалтерского учета и стабилизации законодательства уточняется характеристика различных учетных объектов. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость изменения состава и содержания синтетических и аналитических позиций в Плане счетов, а также порядка записей на счетах. Так, изменилась методика отражения на счетах бухгалтерского учета: операций по договорам доверительного управления имуществом, простого товарищества (о совместной деятельности); операций имущественного найма (аренды); взаимоотношений организаций, входящих в одну группу; капитала, др.
    Особую актуальность нынешнему пересмотру Плана счетов придает активная и целенаправленная работа по сближению отечественной учетной практики с международной признанной практикой бухгалтерского учета. Принятое Правительством Российской Федерации решение об ориентации на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) предопределяет необходимость значительных изменений процесса формирования финансовой информации. Российская система бухгалтерского учета должна обеспечивать подготовку данных, пригодных для составления финансовой отчетности по МСФО или, как минимум, сопоставимых с показателями, полученными на основе этих стандартов.
    Названные причины обусловили цели изменения системы счетов. Эти изменения должны обеспечить: 1) более высокую степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности организации; 2) рационализацию порядка отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни; 3) значительное снижение затрат на формирование отчетной финансовой информации в соответствии с МСФО.
    Новый План счетов устанавливает лишь общий порядок отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета. Он оформляет общий концептуальный подход к построению системы счетов и является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В таком качестве План счетов 2001 г. не имеет особого положения среди нормативно - методических актов по бухгалтерскому учету. Инструкция по применению Плана счетов дает лишь краткую характеристику синтетических счетов: структура и назначение счета, экономическое содержание отражаемых на нем фактов, порядок записей в отношении наиболее распространенных хозяйственных операций, связи (корреспонденция) счета с другими счетами. Ни План счетов, ни инструкция по его применению не устанавливают правил оценки, группировки, документирования, балансового обобщения, учетных процедур, которые устанавливаются такими системами нормативного регулирования бухгалтерского учета, как положения, стандарты, методические указания.
    Группировка счетов и последовательность их расположения в Плане счетов основаны на экономическом содержании фактов хозяйственной жизни, обобщаемых синтетическими позициями, и принципиально исходит из схемы кругооборота средств хозяйствующего субъекта. Использование этого признака группировки дает ответ на вопрос, информация о каких объектах учета систематизируется на счетах определенного раздела. При этом в необходимой мере принимаются во внимание и другие существенные признаки группировки счетов, в частности, назначение и структура, взаимосвязь между счетами и др. (таблица 1).
 

Таблица 1

 

СТРУКТУРА ПЛАНА СЧЕТОВ

 

Счета бухгалтерского баланса Счета отчета о прибылях и убытках Забалансовые счета (001-011)
Раздел I "Внеоборотные активы" (01-09) Раздел II "Производственные запасы" (10-19) Раздел III "Затраты на производство" (20-29 и 30-39) Раздел IV "Готовая продукция" (40-49) Раздел V "Денежные средства" (50-59) Раздел VI "Расчеты" (60-79) Раздел VII "Капитал" (80-89) Раздел VIII "Финансовые результаты" (90-99)  

 
    В счетном плане сначала помещены счета активов и процессов, а затем счета обязательств и капитала. В каждом разделе объединены все счета, связанные с определенной стадией кругооборота, независимо от назначения и структуры этих счетов. Так, в раздел "Внеоборотные активы" включены и счета активов ("Основные средства", "Доходные вложения в материальные активы", "Нематериальные активы", "Оборудование к установке"), счета процессов ("Вложения во внеоборотные активы") и регулирующие счета ("Амортизация основных средств", "Амортизация нематериальных активов"). В разделе "Производственные запасы" предусмотрены счета активов ("Материалы"), регулирующие счета ("Амортизация основных средств", "Амортизация нематериальных активов"). В разделе "Производственные запасы" предусмотрены счета активов ("Материалы", "Животные на выращивании и откорме"), счета процессов ("Заготовление и приобретение материальных ценностей") и регулирующие счета ("Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", "Отклонение в стоимости материальных ценностей").
    Внутри разделов также соблюдена определенная последовательность в расположении счетов. В частности, регулирующие счета помещены после основных счетов: счет 01 "Основные средства" и счет 02 "Амортизация основных средств", счет 04 "Нематериальные активы" и счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 10 "Материалы" и счет 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей", счет 58 "Финансовые вложения" и счет 59 "Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и счет 63 "Резервы по сомнительным долгам" и т.д.
    В разделе "Затраты на производство" сначала помещены счета учета процесса основного производства, т.е. производства, продукция которого является предметом деятельности организации. Затем расположены счета учета вспомогательных производств. Далее идут счета для накапливания и распределения затрат по обслуживанию производства и управлению.
    В разделе "Расчеты" счета помещены в следующей последовательности: счета внешних контрагентов (поставщики, подрядчики, покупатели, заказчики, заимодавцы), счета расчетов с государством (бюджет, пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования), счета расчетов с персоналом (по оплате труда, подотчетным суммам, прочим операциям), собственниками (акционерами, участниками, учредителями, уполномоченными государственными и муниципальными органами), счета внутрихозяйственных (внутрибалансовых) расчетов.
    Вместе с тем, по сравнению с Планом счетов 1992 г. структура нового Плана счетов претерпела некоторые изменения. Наиболее значительные из них касаются разделов, связанных с учетом источников финансирования и финансовых результатов деятельности организации. Счета 80-89 полностью предназначены для учета капитала организации (раздел VII "Капитал"). Счета 90-99 отведены для систематизации информации о доходах и расходах организации, а также конечном финансовом результате ее деятельности (раздел VIII "Финансовые результаты"). Таким образом, разделы I-VII охватывают в основном счета бухгалтерского баланса, а раздел VIII связан главным образом с отчетом о прибылях и убытках.
    Исключен раздел "Кредиты и финансирование". Счета учета расчетов по займам перенесены в раздел "Расчеты", а счет учета целевого финансирования - в раздел "Капитал".
    Счета учета реализации (продажи) продукции, товаров, работ, услуг, других активов исключены из раздела "Готовая продукция, товары и реализация". В новом счетном плане они помещены в разделе "Финансовые результаты" как позиции, формирующие информацию о доходах и расходах организации и являющиеся элементом счета прибылей и убытков.
    Счета "Расходы будущих периодов", "Недостачи и потери от порчи ценностей" и "Резервы предстоящих расходов" также включены в раздел "Финансовые результаты". Они перенесены из разделов, соответственно, "Затраты на производство", "Финансовые результаты и использование прибыли", "Капитал и резервы" старого Плана счетов.
    В разделе "Расчеты" сокращено число счетов учета расчетов. В основном это коснулось синтетических позиций, введенных после вступления в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации. В Плане счетов 2001 г. исключены специальные синтетические счета для учета расчетов с государственными и муниципальными органами, выступающими учредителями унитарных предприятий, с дочерними и зависимыми обществами; по договорам доверительного управления и простого товарищества, по авансам полученным и выданным; с внебюджетными фондами; по претензиям; по имущественному и личному страхованию. В данный раздел перенесены счета учета расчетов по привлеченным организацией долгосрочным и краткосрочным кредитам и другим займам.
    В связи с изменившимися условиями хозяйствования и уточнением методики бухгалтерского учета в Плане счетов не предусмотрено использование ряда синтетических счетов. Перечень таких позиций приведен в таблице 2. Дополнительно в План счетов введено несколько новых счетов (таблица 3). Изменены наименования и номера некоторые счетов (таблицы 4 и 5). Две синтетические позиции разукрупнены (таблица 6) и несколько объединены (таблица 7).
 

Таблица 2

 

АННУЛИРОВАННЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СЧЕТА

 

Аннулированный счет Отражение операций по новому Плану счетов
номер наименование номер наименование