Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 362. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

"ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМУ ДОКУМЕНТОВ НА РЕГИСТРАЦИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ" (утв. приказом Москомрегистрации от 12.10.2000 N 109-П)

Дата документа12.10.2000
Статус документаДействует
МеткиИнструкция · Перечень

    

Утверждена
приказом Председателя
Московского Комитета
по регистрации прав
от 12 октября 2000 г. N 109-П

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИЕМУ ДОКУМЕНТОВ НА РЕГИСТРАЦИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Общие положения

 
    1.1. Настоящая Инструкция является нормативным документом Московского комитета по регистрации прав и определяет порядок приема документов на регистрацию земельных правоотношений, требования к принимаемым документам и к их составу, права и обязанности сотрудников Комитета, осуществляющих прием документов на регистрацию земельных правоотношений.
    1.2. Порядок, установленный настоящей Инструкцией, обязателен и распространяется на деятельность сотрудников Московского комитета по регистрации прав (далее - сотрудников), осуществляющих прием документов на регистрацию земельных правоотношений.
 

I. Общие требования к комплекту документов, представляемых на регистрацию земельных правоотношений

 
    Для регистрации земельных правоотношений должен быть представлен комплект документов в составе:
    - заявление с описью документов (заявления от каждой из сторон сделки);
    - документ, подтверждающий оплату регистрации, в подлиннике и копии;
    - документы о субъектах права (физических или юридических лицах);
    - документы, описывающие объект права (земельный участок);
    - документы, являющиеся основанием для государственной регистрации, т.е. документы, подтверждающие наличие заявленного на регистрацию права, обременения, сделки;
    - иные документы, необходимые для государственной регистрации прав в соответствии с требованиями действующего законодательства.
 

1. Перечень лиц, уполномоченных сдавать документы на регистрацию прав

 
    До начала приема заявления и других документов сотрудник должен убедиться, что заявление подает надлежащее лицо (лица). Таким лицом (лицами) может быть:
    - правообладатель, права которого возникли на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления;
    - правообладатель, права которого возникли на основании вступившего в силу судебного решения;
    - правообладатель, который приобрел имущество (имущественные права) в результате продажи с торгов;
    - правообладатель, права которого возникли на основании свидетельства о праве на наследство;
    - конкурсный/внешний управляющий (подтверждает свои полномочия путем представления копии определения арбитражного суда о его назначении, верность которой заверена судом или засвидетельствована нотариально);
    - руководитель организации - правообладателя (подтверждает свои полномочия путем предъявления копии документа о назначении его на должность или выписки из него, верность которой удостоверена подписью руководителя и печатью организации);
    - арендатор и/или арендодатель, представляющий на регистрацию договор аренды;
    - одна из сторон нотариально удостоверенного договора (сделки);
    - все стороны договора (сделки), не удостоверенной нотариально, если такое удостоверение не является обязательным;
    - лицо, уполномоченное указанными выше лицами, при наличии у него надлежащим образом оформленной доверенности.
 

2. Общие требования к доверенности

 
    2.1. Доверенность должна предъявляться в копии с обязательным предъявлением оригинала. При приеме копии доверенности сотрудник должен сверить ее с подлинником и сделать на копии отметку: "Подлинник предъявлен" и расписаться с указанием своей фамилии и даты.
    2.2. При предъявлении доверенности сотрудник должен проверить:
    - наличие на доверенности, выданной организацией, подписи ее руководителя и печати этой организации или фамилии, имени, отчества и места жительства физического лица, выдавшего доверенность;
    - наличие даты и места составления доверенности;
    - срок действия доверенности (не более 3 лет, не более 1 года с даты выдачи, если срок не указан);
    - соответствие полномочий, указанных в доверенности, совершаемым действиям;
    - наличие в доверенности сведений о паспортных данных или месте жительства лица, которому выдана доверенность;
    - соответствие лица, указанного в доверенности, лицу, которое предъявляет документы на регистрацию земельных правоотношений;
    - отсутствие подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений.
    2.3. Копию доверенности сотрудник приобщает к остальным принимаемым документам.
    2.4. Если доверенность была выдана на территории государства, являющегося участником Гаагской конвенции 1961 г., на ней должен быть проставлен апостиль.
    (Государства - участники Гаагской конвенции 1961 г. указаны в приложении N 4).
    Доверенности, оформленные на территории стран, не входящих в число участников названной конвенции, а также не имеющих с Россией двустороннего соглашения о правовой помощи, должны быть легализованы дипломатическим представительством или консульством Российской Федерации.
    В случае если государство, в котором была выдана доверенность, имеет с Россией двустороннее соглашение о правовой помощи (в частности, государства - члены СНГ), доверенность принимается без какого-либо специального удостоверения.
    Доверенность и апостиль, составленные на иностранном языке, должны сопровождаться переводом на русский язык, верность которого удостоверена российским нотариусом.
    2.5. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
    2.6. Доверенность от физического лица может быть составлена в простой письменной форме либо нотариально удостоверена, кроме случаев, перечисленных в п. 2.7 настоящей Инструкции.
    При составлении доверенности в простой письменной форме подпись гражданина, выдавшего доверенность, должна быть засвидетельствована нотариусом. При отсутствии нотариально засвидетельствованной подписи рекомендовать лицу, выдавшему доверенность, представлять документы лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность.
    2.7. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
    - доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно - лечебных учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, старшим или дежурным врачом;
    - доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно - учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командиром (начальником) этой части, соединения, учреждения или заведения;
    - доверенности лиц, находящихся в исправительно - трудовых учреждениях, удостоверенные начальником такого учреждения;
    - доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях социальной защиты населения, удостоверенные администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты или психоневрологического медицинского учреждения;
    - доверенности, выданные консульскими учреждениями Российской Федерации;
    - доверенности, выданные должностными лицами аппарата органа исполнительной власти, имеющими соответствующие полномочия, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
    2.8. Доверенность, выданная лицом, действующим по доверенности (передоверие), должна быть нотариально удостоверена. В доверенности, выданной в порядке передоверия, сотрудник обязан проверить срок действия основной доверенности. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не должен превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.
    2.9. Законными представителями граждан могут быть родители, усыновители, опекуны и попечители.
    Законными представителями несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет являются родители, усыновители или попечители.
    Законными представителями несовершеннолетних граждан в возрасте до 14 лет являются родители, усыновители или опекуны.
    Над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека.
    Над гражданином, ограниченным в дееспособности, устанавливается попечительство.
    Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
    Попечители дают согласие на совершение сделок.
    Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.
    Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами без специального полномочия.
 

3. Общие требования к заявлению

 
    3.1.1. Заявление составляется на бланке установленного образца. При приеме заявления сотрудник должен проверить:
    - правильность отметок в полях: "Юридическое лицо", "Физическое лицо", "Заявитель", "Адрес места нахождения заявителя" (сверить со свидетельством о регистрации юридического лица или с паспортом физического лица);
    - заполнение полей "Почтовый адрес", "Телефон", "ИНН" (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), "Код ОКНО";
    - заполнение поля "Сведения об оплате";
    - соответствие суммы платежа праву, сделке, заявленному к регистрации;
    - правильность отметок о подлежащих регистрации правах (проверить по документам - основаниям);
    - правильность записей в графах "Адрес участка", "Площадь участка" (сверить с документами, описывающими объект права);
    - указание доли в праве при регистрации долевой собственности;
    - соответствие представленных документов перечню прилагаемых документов (на обороте листа заявления);
    - наличие подписи надлежащего лица;
    - отсутствие подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений.
    Юридические лица скрепляют заявление печатью организации. В случае подачи документов по доверенности представителем юридического лица печать на заявлении не требуется.
    3.1.2. Не может быть отказано в приеме заявления, составленного не на бланке, в свободной форме, содержащего:
    - для юридического лица - полное наименование организации, ИНН, код ОКПО, адрес места нахождения, почтовый адрес;
    - для физического лица - фамилия, имя, отчество (полностью), паспортные данные, место прописки;
    - указание заявленного на регистрацию права, сделки, обременения;
    - сведения об объекте (адрес земельного участка, его площадь);
    - подпись заявителя с указанием даты подписания;
    - перечень прилагаемых документов.
    3.1.3. Заявления на регистрацию перехода права (обременения) на основании договора, составленного в простой письменной форме, подают все стороны договора.
    3.1.4. Заявления на регистрацию перехода права (обременения) на основании договора, удостоверенного нотариально, может быть подано одним из участников сделки.
    3.1.5. При совершении сделки по отчуждению с участием несовершеннолетнего, недееспособного, ограниченно неспособного к заявлению должно прилагаться разрешение органа опеки и попечительства на ее совершение.
    3.1.6. Если заявление подает представитель, в нем указываются данные документа, удостоверяющего личность правообладателя (участника сделки).
    3.2.1. Сотрудник, осуществляющий прием документов, заполняет оборотную сторону заявления с оформлением перечня прилагаемых к сдаче документов с указанием количества листов и страниц каждого документа.
    3.2.2. Если состав документов, представленных заявителем, шире указанного в перечне прилагаемых документов, то дополнительные документы должны быть внесены в перечень.
    3.2.3. В составленном перечне документов не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в нем исправлений.
    3.2.4. После оформления перечня прилагаемых документов сотрудник проставляет дату сдачи документов, ФИО, подпись, общее количество сданных документов и листов.
 

4. Общие требования к документу, подтверждающему произведенную оплату

 
    4.1. При приеме документов сотрудник должен убедиться в наличии документа, подтверждающего произведенную оплату. Таким документом может быть:
    - платежное поручение или его копия;
    - извещение или его копия;
    - письмо, подтверждающее произведенную оплату, подписанное руководителем организации, главным бухгалтером и скрепленное печатью организации.
    Сотрудник, осуществляющий прием, должен проверить правильность оплаты до начала работы с комплектом документов.
    При недоплате документы приему на регистрацию не подлежат.
    4.2. В документе, подтверждающем произведенную оплату, в графе "Назначение платежа" должен быть указан вид регистрационного действия.
    4.3. Расчет оплаты регистрационных действий для регистрации земельных правоотношений приведен в приложении N 1.
    4.4. При представлении копии платежного поручения или извещения одновременно должен быть представлен подлинник, который сотрудник, осуществляющий прием, возвращает заявителю.
    4.5. При регистрации земельного участка под размещение индивидуальных гаражей для граждан, имеющих официально установленные льготы по оплате регистрации (Закон РФ от 15.05.91 N 1244-1 и Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ), заявитель должен предъявить на приеме подлинник и копию документа, подтверждающего наличие у него льгот по оплате.
    При приеме копии документа, подтверждающего льготы заявителя по оплате регистрации, сотрудник должен сверить ее с подлинником, сделать на копии отметку: "Подлинник предъявлен", проставить дату и расписаться с указанием своей фамилии. Подлинник возвращается заявителю.
 

5. Общие требования к документам о субъекте права

 
    5.1. Физические лица представляют:
    - документ, удостоверяющий личность и его копию (включая лист о семейном положении).
    5.1.1. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, представляют подлинник и нотариально засвидетельствованную копию документа о государственной регистрации в качестве предпринимателя.
    В случаях, когда верность копии нотариально не засвидетельствована, сотрудник делает на копии отметку: "С подлинником сверено" и расписывается с указанием фамилии.