Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 295. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА от 06.11.97 N 14/97-НА (ред. 16.10.2001) "ЖИЛИЩЕ" НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА"

Дата документа06.11.1997
Статус документаДействует
МеткиПрограмма · Перечень

    

Принята решением
Московской областной Думы
от 22 октября 1997 года
N 14/149

 

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ЖИЛИЩЕ" НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

 

(в ред. Законов МО от 14.08.1998 N 38/98-ОЗ (ред. от 16.10.2001), от 16.07.1999 N 41/98-ОЗ, от 13.06.2000 N 34/2000-ОЗ, от 27.12.2000 N 117/2000-ОЗ)

 

1. Общие положения

 
    Одним из приоритетных направлений реформирования экономики России является активное решение жилищной проблемы.
    Закон Российской Федерации от 24.12.92 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определил основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально - экономических условиях, установил общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности.
    Новая жилищная политика предусматривает обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан, осуществление строительства государственного, муниципального и частного жилищных фондов, создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, в т.ч. средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников, обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере. Настоящая программа разработана исходя из требований постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.93 N 595 "О государственной целевой программе "Жилище".
    Основной целью Областной целевой программы "Жилище" на период до 2000 года является определение долгосрочной государственной жилищной политики, намечены конкретные задачи ее выполнения в ближайшие годы:
    - создание правовой базы в целях осуществления жилищной программы;
    - преодоление сокращения объемов жилищного строительства;
    - изменение структуры жилищного фонда и жилищного строительства по формам собственности, источникам финансирования;
    - поэтапный перевод жилищной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты граждан;
    - комплексный подход к решению вопросов землепользования и приватизации земли, связанных с жилищной проблемой, развитием инженерной инфраструктуры.
    В новой жилищной политике не государство, а сам человек должен решать свои жилищные проблемы. Государство же должно создать для этого благоприятные условия по обеспечению необходимыми материалами, земельными участками, сетями инженерных коммуникаций. Президент и Правительство Российской Федерации уже приняли ряд указов и постановлений, предоставляя льготы при осуществлении жилищного строительства, в т.ч.:
    - постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.93 N 1278 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.94 N 717 "О мерах государственной поддержки структурной перестройки производственной базы жилищного строительства";
    - Указ Президента Российской Федерации от 10.06.94 N 1180 "О жилищных кредитах";
    - Указ Президента Российской Федерации от 10.06.94 N 1181 "О мерах по обеспечению достройки не завершенных строительством жилых домов";
    - Указ Президента Российской Федерации от 10.06.94 N 1182 "О выпуске и обращении жилищных сертификатов";
    - Указ Президента Российской Федерации от 23 03.96 N 420 "О разработке федеральной целевой программы "Свой дом";
    - постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.96 N 753 "О федеральной целевой программе "Свой дом";
    - Федеральный закон от 12.01.96 N 9-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики";
    - Указ Президента РФ от 29.03.96 N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья";
    - Указ Президента РФ от 29.03.96 N 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище".
 

2. Характеристика жилищного фонда Московской области

 
    Московская область - один из густонаселенных районов страны со значительным экономическим потенциалом. Кризисные явления, охватившие за последние годы все сферы жизни общества, не обошли и жилищное строительство.
    Перестроечные процессы резко меняют имущественные отношения, приводят к расслоению общества, оказывают влияние и на структуру жилищного строительства. Резкое сокращение за последние 5 лет инвестиций привело к падению объемов жилищного строительства, увеличению количества очередников на получение муниципального жилья (приложения 1 и 2). Жилищный фонд Московской области на 01.01.96 составлял 123,6 млн. кв. м общей жилой площади, в том числе государственной - 14,0 млн. кв. м и находящейся в личной собственности граждан - 51,4 млн. кв. м.
    По состоянию на 01.01.96 на одного жителя приходится 18,8 кв. м общей жилой площади. В ветхом, коммунальном фондах и в общежитиях проживает соответственно 8,4 тыс., 173 тыс. и 54,1 тыс. семей. На очереди по улучшению жилищных условий стоит 389 тыс. семей, из них 44,8 тыс. семей стоит на очереди 10 и более лет.
    По состоянию на 01.01.97 в Московской области функционируют производственные мощности по ежегодному выпуску изделий для полносборного строительства на объем 1608 тыс. кв. м общей площади (приложение 5). Возможности кирпичного жилищного строительства по опыту прошлых лет, исходя из мощностей строительных организаций, кирпичных заводов, технологического транспорта и других факторов, составляют около 1800,0 тыс. кв. м общей жилой площади. Следовательно, собственные производственные мощности позволяют возводить ежегодно 3400 тыс. кв. м общей жилой площади.
    Данные приложений 5 и 6 показывают, что в Московской области созданы значительные мощности крупнопанельного домостроения, обеспечивающие более половины общего ввода общей жилой площади. В связи с этим намечается разработка специальной программы по модернизации производственно - технической базы КПД и разработке на базе конструкций КПД жилых домов новых поколений.
    Анализ состояния жилищного строительства в Московской области за период 1985-1995 гг. позволяет проследить тенденцию спада в отрасли, который характеризуется следующими показателями (приложение 6):
    1. Начиная с 1988 до 1992 года происходил ежегодный спад ввода в эксплуатацию жилого фонда, причем темпы спада к 1992 году постоянно увеличивались. За период спада не получено гражданами около 4200 тыс. кв. м общей жилой площади, или 84 тыс. квартир.
    2. Основной объем вводимой в эксплуатацию жилой площади реализуется за счет полносборного строительства и строительства домов из кирпича. Так, среднегодовое процентное содержание объемов полносборного жилищного строительства в общем объеме жилищного строительства за период 1990-1994 гг. составило 56,2% к 55,9% за период 1985-1990 гг., т.е. удельный вес полносборного жилья постоянно рос. Удельный вес введенной жилой площади в кирпичном исполнении снижается. Объемы строительства жилых домов из кирпича за период 1990-1994 гг. составили 39,9% к 41,6% за период 1985-1990 гг.
    3. Наметился спад строительства деревянных рубленых домов и домов из деталей заводского изготовления. Удельный вес таких зданий за период 1990-1994 гг. составил 1,3% к 2,2% за период 1985-1990 гг. В 1993-1995 годах объемы кирпичного домостроения начали резко расти, и эта тенденция сохранится в последующие годы.
    4. Не получило развития монолитное домостроение, которое практически имело адресный характер и не оформилось в одно из направлений жилищного строительства.
    5. Перелом в жилищном строительстве, наметившийся в 1993 году, произошел из-за резкого роста ввода индивидуального жилья, в основном коттеджного, достигшего 283 тыс. кв. м общей площади, в 1995 году - 835 тыс. кв. м и в 1996 году соответственно 1029 тыс. кв. м.
    6. Основным источником финансирования жилищного строительства в Московской области в 1986-1994 годах являлись средства, выделенные из республиканского бюджета, и средства предприятий и организаций, причем удельный вес их из года в год падал.
 

3. Основные показатели жилищного строительства Московской области на период до 2000 года

 
    Реализацию Областной целевой программы "Жилище" на период до 2000 года предусматривается осуществить в два этапа:
    1 этап - 1995 год - приостановить снижение спада ввода и стабилизацию объемов жилищного строительства;
    2 этап - 1996-2000 годы - ежегодно наращивать объемы жилищного строительства.
    В 1996 г. обеспечен ввод жилья в объеме 2374 тыс. кв. м, на 1997 год намечен ввод жилья в объеме 2400 тыс. кв. м и начиная с 1998 до 2000 г. - 2500 тыс. кв. м.
    На 2-м этапе предусматривается ввести 12,5 млн. кв. м общей жилой площади, или 214 тыс. квартир за счет всех источников финансирования.
    Расчеты по обеспечению жителей Московской области квартирами и отдельными домами с учетом ликвидации ветхого и аварийного фонда, расселения из коммунальных квартир и общежитий основаны на предположениях администраций городов и районов Московской области, которые приведены в приложениях 3 и 4 к настоящей Программе.
    Увеличение жилищного фонда по 1-му и 2-му этапам Программы предусматривается обеспечить в основном за счет нового строительства.
    Динамику ввода в эксплуатацию жилых домов и темпы ввода жилья по периодам строительства можно проследить в приложении 7.
    Прогноз ввода в эксплуатацию жилых домов с дифференциацией по конструктивному признаку на период до 2000 года приведен в приложении 8.
    Анализ прогнозируемого состояния жилищного строительства на период 1995-2000 гг. позволяет сделать выводы, что при реализации жилищной программы в указанный период намечается увеличение объемов индивидуального строительства, финансируемого за счет средств населения, кредитов и помощи предприятий и организаций.
 

4. Финансовое обеспечение программы

 
    Прогноз удельного веса источников финансирования в общем объеме ввода в эксплуатацию жилых домов за период 1995-2000 годов представлен в приложении 9.
    Из вышеприведенного приложения видно, что в процессе реализации программы меняется не только структура жилищного строительства по конструктивному признаку и этажности. Коренным образом изменяется и структура финансирования жилищного строительства. Основными направлениями инвестиций, особенно на 2-м этапе реализации программы, будут средства населения и местных бюджетов с привлечением средств предприятий и организаций, значительно возрастут объемы кредитов банков.