Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 922. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 24.04.2001 N 403-ПП "О ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" НА 2001-2003 ГОДЫ"

Дата документа24.04.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 апреля 2001 г. N 403-ПП

 

О ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" НА 2001-2003 ГОДЫ

 
    В целях осуществления в городе государственной молодежной политики, обеспечения прав и гарантий подростков и молодежи, усиления координации и исполнения городской молодежной политики в административных округах и районах, а также в соответствии с решением Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений от 20 апреля 2000 года Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить программу "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы (далее - Программа) согласно приложению.
    2. Считать приоритетными направлениями в области реализации городской молодежной политики:
    - формирование здорового образа жизни подростков и молодежи, профилактика наркомании, алкоголизма, правонарушений и безнадзорности, улучшение здоровья молодежи;
    - воспитание у молодежи нравственных принципов, гражданской ответственности и любви к Отечеству;
    - укрепление молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем;
    - повышение востребованности и конкурентоспособности молодежи на рынке труда, поддержка предпринимательской инициативы молодежи;
    - создание городской инфраструктуры для молодежи.
    3. Префектам административных округов:
    3.1. Проанализировать в двухмесячный срок осуществление молодежной политики в округе и разработать соответствующие программы административных округов на 2002-2003 годы с использованием средств целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов города.
    3.2. Завершить во втором полугодии 2001 года работу по созданию государственных (муниципальных) учреждений по ведению социально - воспитательной и досуговой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.
    4. Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы:
    4.1. Совместно с Комитетом по культуре Москвы, Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы, префектами административных округов подготовить до 1 октября 2001 года предложения по созданию в каждом административном округе молодежных центров, в том числе на базе действующих учреждений культуры. Представить подготовленные предложения на рассмотрение и утверждение руководителя Комплекса социальной сферы.
    4.2. Совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости по городу Москве и Московским городским фондом молодежи до 1 июня 2001 года создать Московский городской штаб студенческих отрядов (МГШ СО).
    4.3. Совместно с региональной общественной организацией "Молодежное объединение "Норд-М" до 1 июня 2001 года создать Городской молодежный центр по увековечению памяти павших при защите Отечества.
    5. Комитету по культуре Москвы, Комитету физической культуры и спорта Правительства Москвы при проведении городских молодежных мероприятий, организуемых с билетной программой, предусматривать обеспечение отдельных категорий молодежи бесплатными и льготными билетами.
    6. Комитету здравоохранения города Москвы:
    6.1. Определить до 1 июня 2001 года головное лечебно - профилактическое учреждение для оказания лечебно - диагностической и реабилитационной помощи молодежи.
    6.2. Обеспечить регулярную диспансеризацию и мониторинг состояния здоровья молодежи.
    7. Комитету социальной защиты населения Москвы при формировании Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы на 2002 год предусмотреть увеличение единовременной компенсационной выплаты семье на возмещение расходов в связи с рождением ребенка.
    8. Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости по городу Москве до 1 июня 2001 года подготовить предложения по обеспечению занятости молодежи, недопущению роста безработицы в молодежной среде для включения их в проект программы содействия занятости населения Москвы на 2001-2003 годы.
    9. Московскому комитету образования:
    9.1. Передать Комитету по делам семьи и молодежи Правительства Москвы Городской центр дополнительного образования (Московскую детскую академию народного художественного творчества "Россия") для создания Центра досуга и творчества молодежи.
    9.2. Совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы разработать до 1 сентября 2001 года механизм взаимодействия Центра досуга и творчества молодежи с органами ученического самоуправления и советом молодых учителей.
    10. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы:
    10.1. Подготовить до 1 июня 2001 года предложения по внесению в установленном порядке изменений в соответствующие правовые акты города Москвы, предусматривающие выделение специальных молодежных субсидий для приобретения жилья, а также разработать механизм предоставления жилья в аренду молодым семьям.
    10.2. Совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы подготовить до 1 июля 2001 года и внести на рассмотрение руководителя Комплекса социальной сферы предложения по включению молодых семей в перечень категорий жителей, обеспечивающихся жильем в приоритетном порядке.
    11. Комитету общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы:
    11.1. Оказывать всестороннюю поддержку общественным организациям, реализующим социально значимые программы, способствующие трудовой занятости, укреплению физического здоровья, развитию культурно - досуговых форм общения молодежи и молодежного движения в целом.
    11.2. Совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Московским комитетом образования обеспечить участие молодежных общественных организаций в реализации Программы.
    12. Совету по делам молодежи при Правительстве Москвы ежеквартально рассматривать вопросы о ходе реализации Программы.
    13. Управлению Правительства Москвы по делам наружной рекламы, информации и оформления города:
    13.1. Совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы подготовить до 1 июня 2001 года и утвердить в установленном порядке предложения по увеличению рекламных мест и усилению профилактической направленности социальной рекламы для молодежи.
    13.2. Подготовить в установленном порядке до 1 сентября 2001 года предложения по введению запрета на рекламу алкогольной и табачной продукции, в том числе при проведении культурно - массовых, спортивных и иных зрелищных мероприятий для молодежи.
    14. Департаменту финансов г. Москвы осуществлять финансирование программы "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующие годы.
    15. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, Департаменту финансов г. Москвы, Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы при формировании проектов бюджета города на 2002-2003 годы включать Программу в перечень городских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета города, и ежегодно уточнять объем выделяемых на ее реализацию ассигнований.
    16. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы совместно с Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы обеспечить широкое освещение мероприятий программы "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы в городских средствах массовой информации.
    17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И. и префектов административных округов.
    Доложить в январе 2002 года Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления.
 

Премьер Правительства Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 24 апреля 2001 г. N 403-ПП

 

ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ МОСКВЫ" НА 2001-2003 ГОДЫ

    

1. Паспорт программы

 

Наименование Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы далее - Программа
Основание для разработки 1. Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений от 20 апреля 2000 года "О проекте программы "Молодежь Москвы".
 2. Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001-2005 гг.)". Постановление Правительства России от 27.12.2000 N 1015
Городской заказчик Правительство Москвы
Основные разработчики 1. Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы.
Программы 2. Рабочая группа Московской трехсторонней комиссии.
 3. Совет по делам молодежи при Правительстве Москвы
Цели Обеспечение правовых, организационных, социально - экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека. Формирование условий, направленных на оздоровление и физическое развитие молодежи. Создание условий для профессиональной востребованности, занятости молодых кадров, развития предпринимательства в молодежной среде. Обеспечение адресной государственной помощи и социальной защиты наиболее нуждающимся молодым гражданам, молодой семье. Содействие развитию позитивных молодежных объединений, движений и инициатив. Профилактика негативных проявлений в молодежной среде. Обеспечение развития системы социального воспитания и помощи, досуговых учреждений в административных округах и районах, создание окружных программ реализующих интересы молодежи. Создание условий для развития нравственных и духовных личностных качеств молодых людей, поддержка талантливой молодежи. Развитие информационной инфраструктуры для молодежи. Совершенствование и развитие законодательной базы в сфере молодежной политики
Задачи Обеспечение социально - экономических условий и гарантий реализации молодежной политики:
 - решение социально - экономических проблем молодежи, включая комплексную поддержку молодых семей;
 - решение вопросов профессионального развития, самоопределения и занятости молодежи, молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи;
 - обеспечение социальной поддержки молодежи, детских и молодежных общественных объединений;
 - решение проблем консультирования молодежи по вопросам планирования семьи, решения семейных конфликтов, преодоления трудных жизненных ситуаций;
 - содействие оздоровлению молодых людей, повышение уровня их физической культуры и спортивной активности;
 - формирование условий профилактики здоровья молодежи, координация системы взаимодействия комитетов и ведомств по охране здоровья молодых москвичей.
 Обеспечение культурных и информационных условий молодежной политики:
 - создание условий для гражданского становления, духовно - нравственного и патриотического воспитания школьников и молодежи, формирование и пропаганда положительного образа современного молодого человека;
 - подготовка молодых людей к службе в армии;
 - поддержка интеллектуального и образовательного уровня развития молодежи;
 - поддержка художественного и научно - технического творчества молодежи;
 - развитие массовых видов детского, студенческого и молодежно - семейного спорта, туризма и отдыха;
 - создание межведомственной единой базы данных по использованию бюджетных средств, направленных на поддержку семей и молодежи, ведение уникальных досье социальных иждивенцев по получению социальных услуг (в сфере молодежной и семейной политики);
 - организация на постоянно действующей основе мониторинговых исследований студенческой и молодежной среды;
 - создание центров социальной информации и документации для молодежи.
 Обеспечение организационных условий и гарантий молодежной политики:
 - организационное развитие системы управления, исполнения и контроля в сфере молодежной политики в городе;
 - координация деятельности учреждений и ведомств городского подчинения в сфере городской молодежной политики;
 - создание сети социальных центров для молодежи в административных округах города;
 - разработка единых принципов построения подпрограмм деятельности государственных городских структур по Программе;
 - создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти на всех уровнях;
 - расширение международных и межрегиональных обменов во всех сферах деятельности молодежи.
 Обеспечение правовых условий и гарантий молодежной политики:
 - обеспечение правовой защиты молодежи;
 - разработка новых нормативных правовых актов;
 - внесение изменений и дополнений в ранее принятые постановления с целью совершенствования правового регулирования общественных отношений с участием молодежи;
 - обеспечение правового просвещения;
 - развитие системы ювенальной юстиции;
 - повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно - политической жизни страны, государственной деятельности и управлении
Сроки реализации 2001-2003 гг.
Исполнители основных мероприятий Программы Комитеты и Департаменты Правительства Москвы:
1. Комитет по делам семьи и молодежи.
2. Московский комитет образования.
3. Комитет здравоохранения.
4. Комитет социальной защиты населения.
5. Комитет по культуре.
6. Комитет физической культуры и спорта.
7. Комитет общественных и межрегиональных связей.
8. Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации.
9. Департамент муниципального жилья и жилищной политики.
10. Департамент поддержки и развития малого предпринимательства.
11. Департамент внешних связей.
12. Управление по делам наружной рекламы информации и оформления города.
 Префекты административных округов. Районные Управы. Военный комиссариат города Москвы. Главное управление внутренних дел г. Москвы. Департамент Федеральной государственной службы занятости по городу Москве.
 Неправительственные структуры: - Московская федерация профсоюзов; - Московская конфедерация промышленников и предпринимателей; - молодежные и детские общественные объединения, некоммерческие организации, благотворительные фонды
Источники финансирования 1. Бюджет города Москвы, в том числе целевые бюджетные фонды административных округов и районов.
2. Средства федерального бюджета.
3. Привлеченные средства и инициативные источники, в т.ч. средства общественных и некоммерческих организаций.
4. Средства предприятий и организаций, освобождаемых от уплаты налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет города Москвы.
5. Пожертвования населения
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы является среднесрочной программой и состоит из трех этапов. Продолжительность каждого этапа составляет календарный год. Основное содержание этапов выполнения Программы представлено в перечне мероприятий с финансированием по годам. Реализация мероприятий Программы позволит решить целый ряд насущных социальных молодежных проблем, реально продвинуться в развитии текущих профилактических и воспитательных мер по сотрудничеству городских властей и общественных организаций с молодыми москвичами в вопросах:
- улучшения динамики развития демографической ситуации в городе;
- повышения духовно - нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения;
- повышения уровня доходов молодежи и молодых семей;
- снижения уровня безработицы, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи и студентов;
- улучшения социально - бытовых, образовательных и жилищных условий молодых москвичей, физического и социального здоровья;
- увеличения числа учреждений по работе с молодежью;
- повышения социальной активности молодежи;
- повышения общего образовательного и профессионального ценза и формирования трудовых ресурсов, соответствующих требованиям рынка;
- роста деловой активности и предприимчивости молодежи
Организация контроля за исполнением Программы 1. Правительство Москвы - Комплекс социальной сферы.
2. Комитет по делам семьи и молодежи.
3. Совет по делам молодежи при Правительстве Москвы.
4. Департамент финансов

 
 

Понятие "молодежная политика"

 
    Указ Президента РФ от 16.06.92 N 1075 "О первоочередных мерах в области молодежной политики" называет молодежную политику одним из приоритетных направлений социально - экономической политики государства и определяет ее как деятельность государства, осуществляемую в целях создания социально - экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества. Дополнительный аспект в понятие "молодежная политика" вводит Указ Президента РФ от 15.08.97 N 890 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (1998-2000 гг.)". Полное и гармоничное определение молодежной политики содержится в постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.93 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ" и постановлении Правительства России от 27.12.2000 N 1015 "О федеральной целевой программе "Молодежь России (2001-2005 гг.)". Она понимается как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
    Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 N 5090-1 дополняет определение молодежной политики с точки зрения основных целей, в которых она проводится: "Государственная молодежная политика выражает линию государства на обеспечение социально - экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека".
    Исходя из этих положений, Программа в своей основе строится на том, что молодежная политика:
    - является частью общей социально - экономической политики РФ и города Москвы, при этом обладает статусом одного из приоритетных ее направлений;
    - является объектом деятельности государства;
    - основной целью имеет создание социально - экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации интересов молодых граждан, их социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодежных объединений, движений и инициатив;
    - содействует обеспечению политического и культурного развития;
    - формирует у молодых граждан патриотизм, уважение к истории, культуре Отечества и других народов;
    - содействует обеспечению прав человека.
 

Объекты молодежной политики

 
    Городская молодежная политика проводится в отношении:
    - граждан в возрасте от 14 до 30 лет;
    - молодых семей, т.е. семей в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;
    - молодежных и детских объединений.
    Программа строится на приоритете этих социальных групп, однако, учитывая задачи адаптации молодежной политики к современным условиям, Программа заостряет внимание на необходимости четкого нормативного определения возрастных рамок категории "молодежь", более тщательной дифференциации объектов молодежной политики и точной адресности при законотворчестве, проводимых мероприятиях и направлении финансовых потоков.
    Незавершенность существующего законодательства, отсутствие Федерального закона "О молодежи" не позволяют в полной мере использовать ресурсы общества для полноценного социального воспитания подрастающего поколения, оказания ему действенной государственной помощи по созданию равных стартовых возможностей в процессе вступления в жизнь, устранить межведомственную раздробленность молодежных проблем, а также отстаивания уже существующих прав молодежи.
 

Субъекты молодежной политики

 
    Основным документом, определяющим субъекты молодежной политики, как и при определении объектов, является постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 N 5090-1 "Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ".
    Молодежная политика проводится:
    - государственными органами и должностными лицами;
    - молодежными объединениями, их ассоциациями;
    - молодыми гражданами.
    Программа заостряет внимание на необходимости законодательного включения в список субъектов молодежной политики органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.
    Кроме того, перспективы управления молодежной политикой предполагают создание в административных округах Москвы сети Центров координации молодежной политики, которые могли бы наряду с Центрами прочих комитетов Комплекса социальной сферы Правительства Москвы полноценно работать, проводя молодежную политику как действительно приоритетное направление общей социально - экономической политики города.
 

Подпрограммы

 
    Подпрограммы являются комплексом практических мер Комитетов социальной сферы и других государственных учреждений, а также общественного Совета по делам молодежи при Правительстве Москвы, общественных организаций по поэтапному достижению реальных результатов в решении молодежных проблем.
    Подпрограммы имеют одинаковую методологию и рассчитаны на взаимодействие по их осуществлению всех ветвей власти, органов местного самоуправления, общественности, представителей молодежных групп, они составлены и реализуются на основе научных данных, практики работы профильных Комитетов социальной сферы, социологических опросов различного уровня и предложений самой молодежи.
    Программа "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы содержит в себе следующие подпрограммы:
    I. Здоровье молодежи.
    I. Трудовые отношения и предпринимательство молодежи.
    III. Социальное обеспечение молодежи.
    IV. Социальное воспитание и профилактика правонарушений.
    V. Молодежная культура и творчество.
    VI. Молодежь и информация.
    VII. Правовое обеспечение, организация и управление Программой.
    Перечисленные подпрограммы и совокупность мероприятий по их выполнению составляют суть молодежной городской политики, проводимой в контексте существующих нормативных документов и ресурсного обеспечения города Москвы.
    В основном деятельность комитетов по выполнению мероприятий подпрограмм сосредоточена в следующих блоках мероприятий, структурированных по направлениям:
 
    I. Здоровье молодежи
    Молодежное здравоохранение.
    Профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма.
    Молодежная физическая культура и спорт.
 
    II. Трудовые отношения и предпринимательство молодежи
    Труд и занятость молодежи как решение проблем самообеспечения и становления молодого человека.
    Востребованность молодых специалистов на городском рынке труда.
    Деятельность профессиональных союзов по защите трудовых прав молодежи.
    Молодежное предпринимательство, учитывающее необходимость обеспечения стартовых возможностей молодых предпринимателей, обучение навыкам цивилизованного предпринимательства.
 
    III. Социальное обеспечение молодежи
    Установление социальных гарантий для молодежи.
    Жилье для молодежи.
    Организация отдыха подростков и студентов, а также молодых семей.
 
    IV. Социальное воспитание и профилактика правонарушений
    Социальное воспитание по месту жительства.
    Работа по профилактике правонарушений, безнадзорности подростков и молодежи.
    Городская поддержка детских и молодежных объединений.
    Военно - патриотическая и поисковая деятельность.
    Международное и межрегиональное сотрудничество.
 
    V. Молодежная культура и творчество
    Создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей молодых граждан.
    Выявление и поддержка талантливой молодежи.
    Молодежь и художественная культура.
 
    VI. Молодежь и информация
    Поддержка СМИ, освещающих общественные инициативы молодежи.
    Создание специализированных центров социальной информации и документации для молодежи.
    Организация социальной рекламы для молодежи.
    Регулярный мониторинг процессов, происходящих в молодежной среде.
 
    VII. Правовое обеспечение, организация и управление Программой
    Развитие нормативной базы города для решения приоритетных задач Программы.
    Правовое просвещение молодых людей.
    Организационное и координирующее обеспечение деятельности всех инфраструктурных звеньев реализации городской молодежной политики.
    Кадровое обеспечение управления Программой.
    Развитие и совершенствование методологии молодежной политики.
 

2. Московская молодежь на рубеже веков - анализ ситуации

 
    Одним из важнейших индикаторов социального неблагополучия страны является достаточно резкое ухудшение на протяжении девяностых годов положения молодежи - той части общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России в ближайшие десятилетия.
    Составляя примерно пятую часть населения страны (на начало 1999 г. численность 15-29-летних россиян - 32,2 млн. человек, или 22% населения), молодежь призвана играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ.
 

2.1. Специфика демографической ситуации в РФ и городе Москве

 
    По многим демографическим показателям положение в Москве хуже, чем в России в целом. Низкая рождаемость вкупе с увеличением численности людей старших возрастов способствует дальнейшему старению населения города <*>. В Москве в пожилом возрасте в настоящее время находится 14,8% населения. Почти каждый 4-й житель достиг к началу 1999 года возраста старше трудоспособного (2047,5 тыс.). Численность же населения в возрасте от 15 до 29 лет включительно соответствует 1695,6 тыс. человек, что составляет пятую часть населения города.
    В связи с этим немаловажно учесть, что в 90-е годы значительно изменились коэффициенты рождаемости. Они снизились в группе 15-29летних женщин с 1990 г. по 1998 г. в 1,5 раза.
    Москва продолжает оставаться одним из самых "дорогих" городов России (в феврале с.г. прожиточный минимум на душу населения в столице составлял 2776,86 руб.). В молодых семьях стремление иметь ребенка все чаще откладывается на неопределенное будущее ввиду жизненной неустроенности, влияния различных факторов социального риска. Показатели рождаемости в столице (7,8 на 1000 жителей) ниже, чем в целом по России (8,8 на 1000 жителей).
    В 1999 году смертность в Москве (127,9 тыс. чел.) превысила рождаемость (67,0 тыс. чел.) в 1,9 раза. Естественная убыль населения в 1999 году по сравнению с 1998 г. увеличилась на 4,3%.
    В структуре причин смерти молодых москвичей высокий удельный вес составляют несчастные случаи, отравления и травмы, в том числе в последние годы увеличилось число погибших в результате транспортных происшествий. Это свидетельствует о необходимости включения таких предметов, как техника безопасности, ОБЖ и профилактика ДТП, в число предметов базисного учебного плана системы московского образования и всех смежных структур.
    При низком уровне рождаемости в Москве стабильно растет число детей, рожденных вне брака: в 1990 г. - 13,4%, в 1995 г. - 22,4%, в 1998 г. - 25% от общего числа рожденных.
    Ежегодно в Москве распадается 42-44 тыс. браков. На каждые три зарегистрированных брака в столице приходится два официальных развода. Коэффициент разводов в городе (5,0 на 1000 жителей) выше, чем в России в целом (3,4 на 1000 жителей). Острой проблемой является нестабильность молодых семей. Более 20% разводящихся мужчин и более 30% женщин при разводе моложе 30 лет. Молодые семьи часто оказываются неустойчивыми вследствие низкого уровня доходов, отсутствия отдельного жилья.
    Ежегодно в Москве в результате развода от 25 до 30 тыс. детей остаются без одного из родителей, что означает формирование источника социальных проблем не только нашего времени, но и отдаленного будущего.
    Для Москвы, как и для всей страны, характерна диспропорция в соотношении мужчин и женщин. В 1999 г. из общей постоянной численности населения города 55,1% составляли женщины (4704,6 тыс.) и 44,9% мужчины (3833,6 тыс.). Численность женщин превышает численность мужчин во всех возрастных группах, начиная с 24 лет.
    Очевидно, что основные мероприятия Программы "Молодежь Москвы" на 2001-2003 годы должны решать проблемы получения жилья молодыми семьями, введения страховой системы сохранения рабочего места молодым мамам в период беременности и по уходу за ребенком до возраста 1 год. Развивать ипотечное и потребительское кредитование, формирование дисконтных молодежных карточных систем по приобретению товаров минимальной потребительской корзины, включение в план работы досуговых клубов и учреждений образования лекторской работы специалистов службы спасения, МЧС по профилактике несчастных случаев и поведения в нештатных ситуациях, организацию информационно - агитационной работы, изданию и распространению социальной рекламы в электронных и печатных СМИ, читаемых молодежью. Необходимо запретить наружную рекламу табака и алкоголя вблизи образовательных учреждений, вузов, ПТУ, детских садов, досуговых центров и центров творчества, запретить курение в общественных местах, при ведении телепрограмм, адресованных молодежи, введение санкций за нарушение указанных правил. Разработка внутриведомственных нормативных документов по реализации мероприятий Программы.
 
    


    <*> По международным критериям население считается старым, когда доля людей в возрасте 65 и старше во всем населении превышает 7%.
 

2.2. Состояние здоровья молодежи

 
    Всего в 1999 г. родилось живыми 67526 новорожденных вместе с иногородними, зарегистрированными в загсах города, что на 0,9% меньше, чем в 1998 г.
    Различными мероприятиями удалось стабилизировать показатель здоровья новорожденных, что зависит и от состояния здоровья девочек - подростков - будущих матерей, от здоровья беременных женщин, от родов, состояния здоровья новорожденного в роддоме, социальных условий жизни в городе.
    Рост объема и качества консультативно - диагностической, лабораторной, реабилитационной помощи детям первого года жизни позволил получить положительную динамику здоровья - увеличение показателя 1-й группы здоровья.
    В 1999 году отмечен рост показателя распространенности болезней у детей в возрасте от 0 до 14 лет: с 226085 в 1998 г. до 227765 в 1999 г.
    В течение 1999 года продолжалась работа по иммунопрофилактике детских инфекционных заболеваний среди детей всех возрастных групп, что позволило снизить общий показатель инфекционной заболеваемости.
    Здоровье детей, обучающихся в школе, находится в прямой зависимости от условий обучения, школьной нагрузки, правильного чередования занятий и отдыха, условий семейного воспитания. Показатель здоровья школьников сохраняет тенденцию к снижению. "Здоровые дети", или I группа здоровья: у детей 1-го класса - 40,6% (43,2% - 1998 г.), к 15 годам - 30,6% (33,9% - 1998 г.).
    При профосмотре подростков 14 лет в детских поликлиниках здоровыми являются 29,1% детей (29,0% - 1998 г.). Из числа подростков юноши составляют 51,0% (51,0% - 1998 г.), среди них здоровых - 25,0% (28,0% - 1998 г.), здоровых девушек - 27,6% (30,0% - 1998 г.). Это впрямую дает снижение количества призывников в ряды Вооруженных Сил на 10-15 лет вперед.
    В 1999 году зарегистрировано детей - инвалидов до 15 лет включительно в учреждениях всех профилей и любой подчиненности - 21747 (22688 - 1998 г.). Имеет место снижение числа детей - инвалидов на 4,3%.
    Имеет место рост показателя охвата детей профилактическими прививками против всех управляемых инфекций.
    Объем консультативно - диагностической помощи в условиях отделений восстановительного лечения и реабилитационная помощь детям в условиях больниц и детских санаториев позволил снять с диспансерного учета 2034 ребенка до 14 лет.
    Усилиями Правительства для реабилитации молодежи сделано немало. Особенно это заметно на примере столичного студенчества.
    Для студентов пятидесяти двух вузов Комитетом здравоохранения Москвы организована студенческая медицинская служба:
    - 7 студенческих поликлиник;
    - 9 студенческих отделений;
    - 12 здравпунктов территориальных поликлиник.
    В соответствии с директивными документами ежегодно 89-90% студентов проходят углубленные медицинские осмотры, результаты которых свидетельствуют о том, что каждый третий - четвертый поступивший на 1-й курс имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.
    Снижается физкультурно - оздоровительная составляющая профилактики здоровья студентов и школьников. Спортивная активность студентов к концу обучения также снижается: даже из числа студентов, имеющих спортивный разряд, занимаются спортом на IV-VI курсах не более 9-10%.