Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 369. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Московской области от 08.04.2002 N 131/12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СОЗДАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Дата документа08.04.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2002 г. N 131/12

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СОЗДАНИЮ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЛАТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 
    В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 14.12.99 N 476-ПГ "О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог в Московской области" Правительство Московской области постановляет:
    Утвердить:
    1. Технические условия проектирования платных автомобильных дорог (дорожных объектов) Московской области (прилагаются).
    2. Примерный договор о создании и эксплуатации платной автомобильной дороги (дорожного объекта) (прилагается).
    3. Требования к созданию и эксплуатации объектов дорожного сервиса на платных автомобильных дорогах Московской области (прилагаются).
 

Губернатор Московской области
Б.В. ГРОМОВ

 
 
 

Утверждены
постановлением Правительства
Московской области
от 8 апреля 2002 г. N 131/12

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПЛАТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ (ДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ) МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Технические условия распространяются на проектируемые, находящиеся в незавершенном строительстве, реконструкции и действующие автомобильные дороги общего пользования, предназначенные для эксплуатации на платной основе (далее - платные автомобильные дороги).
    1.2. Платные автомобильные дороги создаются с целью повышения качества услуг, предоставляемых пользователям, повышения уровня безопасности движения, получения дополнительных финансовых ресурсов на дальнейшее развитие и улучшение качества сети автомобильных дорог Московской области. Проезд по ним осуществляется за плату, для чего предусматривается контролируемый въезд и (или) выезд автомобилей и других транспортных средств.
    1.3. Проектирование, строительство (реконструкция) мостов, путепроводов, тоннелей (далее - дорожные объекты), эксплуатируемых на платной основе, осуществляется в соответствии со СНиП 2.05.03-84 и СНиП 32.04-97. При проектировании этих объектов, а также подходов к ним следует соблюдать требование единообразия условий движения по платной автомобильной дороге.
    1.4. Кроме общих требований, предъявляемых к автомобильным дорогам общего пользования, к платным автомобильным дорогам предъявляется ряд специальных:
    - пересечения платных автомобильных дорог с другими наземными путями сообщения, как правило <*>, следует осуществлять в разных уровнях с целью обеспечения высокой пропускной способности и расчетной скорости движения;
    - наличие, как правило, двух и более полос движения в одном направлении движения;
    - наличие разделительной полосы или раздельное трассирование полос встречного движения;
    - устройство переходно - скоростных полос;
    - отделение автобусных остановок от проезжей части островками безопасности, совмещение их с зонами дорожного сервиса;
    - недопустимость размещения пешеходных переходов в одном уровне с проезжей частью дороги;
    - недопустимость примыкания велосипедных и пешеходных дорожек непосредственно к проезжей части дороги;
    - уровень загрузки платной дороги должен соответствовать движению транспорта, как правило, в состоянии свободного потока.
    


    <*> Пересечение в одном уровне допускается только при создании платных автомобильных дорог категория ниже II.
 
    1.5. Дополнительно платные автомобильные дороги должны иметь:
    - контролируемые въезды и (или) выезды (пункты взимания платы за проезд), оснащенные системами сбора платы за проезд;
    - систему поддержания проезжей части дороги в требуемом эксплуатационном состоянии в неблагоприятных погодных условиях;
    - дополнительные дорожные знаки;
    - административные и бытовые здания для работы и размещения персонала, обслуживающего платную автомобильную дорогу;
    - системы охраны, оповещения и аварийного вызова;
    - зоны дорожного сервиса, предназначенные для размещения и эксплуатации объектов дорожного сервиса;
    - другие объекты и средства, необходимые для обеспечения условий эксплуатации платных автомобильных дорог.
 

2. Назначение основных показателей платных автомобильных дорог

 
    2.1. Проектными решениями платных автомобильных дорог обеспечиваются повышенные скорости, уровни безопасности и комфортности движения по сравнению с бесплатным проездом по альтернативной дороге для создания заинтересованности пользователя в выборе платного проезда.
    2.2. Платные автомобильные дороги проектируются в соответствии с требованиями строительных норм и правил, изложенных в СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", других строительных норм и правил, государственных стандартов Российской Федерации (ГОСТ) в области строительства, строительными нормами Московской области (ТСН) с учетом стандартов предприятий дорожно - строительного и строительного комплексов, положений настоящих Технических условий, отражающих особенности платных дорог Московской области.
    2.3. Отвод земель под вновь строящуюся или реконструируемую платную автомобильную дорогу.
    2.3.1. Земельные участки под платную автомобильную дорогу предоставляются в соответствии с законодательством, при этом в полосу отвода платной автомобильной дороги включаются участки земли, необходимые для размещения объектов и средств, обеспечивающих выполнение специальных требований к платным автомобильным дорогам, указанных в пунктах 1.4, 1.5 настоящих Технических условий.
    2.3.2. Границы полосы отвода для каждой платной автомобильной дороги проектируются по результатам технико - экономического обоснования инвестиций в создание платной автомобильной дороги и согласовываются с органами местного самоуправления муниципальных образований, по территории которых проходит эта платная автомобильная дорога.
    2.3.3. Земельные участки в пределах полосы отвода платных автомобильных дорог предоставляются организации, осуществляющей эксплуатацию этой дороги, в порядке, установленном законодательством.
    2.4. Технические нормы и транспортно - эксплуатационные показатели платных автомобильных дорог.
    2.4.1. На направлениях с ожидаемой (наблюдаемой для существующих автодорог) начальной приведенной интенсивностью движения и ее прогнозируемым ростом в период платной эксплуатации, обеспечивающими экономическую эффективность эксплуатации (окупаемость инвестиций в создание и эксплуатацию платной автомобильной дороги в течение нормативного срока эксплуатации) платные автомобильные дороги проектируются по требованиям для автомобильных дорог общего пользования I и II категорий.
    На направлениях с высокой транспортной загрузкой, создающей повышенную социальную напряженность, в целях снижения потребности в инвестициях и уменьшения срока платной эксплуатации допускается создание платных автомобильных дорог по нормам ниже II категории.
    2.4.2. Расчетная скорость движения транспортных средств для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей, а также других элементов дороги, зависящих от скорости движения, принимается в зависимости от принятой категории дороги не ниже значений, указанных в таблице 3 СНиП 2.05.02-85. Средняя скорость движения по платной дороге должна быть выше средней скорости движения по альтернативной бесплатной дороге с учетом ее предполагаемой реконструкции за планируемый период эксплуатации платной дороги.
    2.4.3. Нормативная осевая нагрузка для расчета прочности дорожных одежд и проверки устойчивости земляного полотна автомобильной дороги принимается, как правило, 100 кН (10 тс). Для платных дорог, создаваемых по нормам ниже II категории, может назначаться нормативная осевая нагрузка 60 кН (6 тс), если за расчетный период эксплуатации на дорогу не будут допускаться транспортные средства с осевой нагрузкой свыше 60 кН (6 тс), а пункты взимания платы за проезд (ПВП) будут оснащены средствами весового контроля.
    2.4.4. Параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна (число полос движения, ширина полос движения, проезжей части, обочин, разделительных полос, земляного полотна и др.) назначаются по таблице 4, а поперечные уклоны проезжей части - таблицам 7, 8 СНиП 2.05.02-85 в зависимости от принятой категории дороги. Поперечные уклоны обочин принимаются по требованиям п. 4.16 СНиП 2.05.02-85.
    Число полос движения на дорогах I и II категории назначается в зависимости от интенсивности движения по таблице 5 СНиП 2.05.02-85, а на платных автомобильных дорогах ниже II категории принимается не менее трех. Габарит приближения конструкций дорожных сооружений (на мостах - конструкций моста) по высоте (расстояние от поверхности проезда до верхней линии очертания габарита) над дорожным полотном и обочинами назначается не менее 5,0 м (на мостах - только над проезжей частью).
    2.4.5. Параметры проектирования плана и продольного профиля дороги (продольные уклоны, продольная и боковая видимости, радиусы кривых в плане и в продольном профиле, длины кривых и углы перелома проектной линии в продольном профиле и др.) следует назначать в соответствии с п. 4.20, учитывая при этом предельно допустимые значения этих параметров по табл. 10 СНиП 2.05.02-85 и требования ландшафтного проектирования.
    2.4.6. В целях радикального снижения аварийности и повышения транспортно - эксплуатационных преимуществ платной дороги рекомендуется на стадии технико - экономического обоснования рассматривать варианты создания дороги с раздельными трассами встречного движения.
    2.4.7. Для реконструируемых дорог II и III категорий в платные скоростные автомобильные дороги более высокой категории следует рассматривать варианты строительства дополнительных полос, а также строительства параллельной дороги с целью раздельного трассирования, при котором старая дорога будет использоваться для движения в одном направлении, а новая - в противоположном.
    2.4.8. Назначение технических и транспортно - эксплуатационных показателей для платных дорог, создаваемых на базе существующих, а также находящихся в состоянии незавершенного строительства, осуществляется на основе технико - экономических расчетов и сравнения различных вариантов с учетом реального состояния используемых дорог. Доведение отдельных показателей до нормативных, предусмотренных строительными нормами и правилами для данной категории платной дороги, может осуществляться поэтапно в ходе ее эксплуатации.
    2.4.9. Велосипедные дорожки могут проектироваться на отдельных участках платных автомобильных дорог с интенсивностью движения велосипедов (мопедов) не менее 1000 единиц в сутки.
    2.5. Пересечения и примыкания платных дорог к другим автомобильным дорогам, железным дорогам и коммуникациям.
    2.5.1. Проектирование пересечений и примыканий осуществляется в соответствии с требованиями п. 5 СНиП 2.05.02-85 и с учетом обеспечения рациональной организации транспортных связей с прилегающими территориями, а также комплексного решения вопросов размещения на дороге инженерных сооружений обустройства дороги.
    2.5.2. Пересечение дорог I и II категорий с автомобильными дорогами всех категорий обязательно в разных уровнях. При пересечениях и примыканиях платных дорог низших категорий (ниже II) к другим дорогам таких же категорий решение на устройство транспортных развязок должно быть обосновано технико - экономическим расчетом.
    2.5.3. Проектирование пересечений и примыканий платных дорог низших категорий в одном уровне проводится с учетом сооружения транспортных развязок при возможной последующей поэтапной реконструкции платной дороги, если прогнозируется значительное возрастание интенсивности движения на ней.
    2.5.4. Для обеспечения безопасности и удобства движения пересечения и примыкания должны проектироваться с учетом требований к своевременной их видимости, понятности и удобства проезда.
    2.5.5. Кольцевые пересечения в одном уровне допускается проектировать только на платных дорогах ниже I и II категорий.
    2.5.6. Пересечения должны проектироваться в разных уровнях потоков, при этом должно быть обеспечено безопасное и удобное движение автомобилей с расчетными скоростями по основным направлениям. Левоповоротные съезды могут выполняться в виде левоповоротной эстакады над проезжей частью дороги или по типу развязки "клеверный лист".
    2.5.7. Расстояния между съездами (въездами) на платную дорогу определяются по результатам технико - экономических обоснований в зависимости от расположения сети дорог на территории и интенсивности притока движения на платную дорогу на планируемых развязках и примыканиях и ухода с нее. Кроме того, учитывается перспектива развития дорожной сети в районе, тяготеющем к платной дороге.
    2.5.8. Искусственные сооружения в местах пересечения с полевыми дорогами и прогона скота располагаются по согласованию с органами местного самоуправления, но не реже чем через каждые 2 км дороги при наличии потребности в них. Их габариты принимаются по табл. 17 СНиП 2.05.02-85.
    2.5.9. На каждом пересечении и примыкании должна быть предусмотрена переходно - скоростная полоса для разгона и снижения скорости независимо от интенсивности движения. Ширину переходно - скоростных полос следует принимать равной ширине полосы основной проезжей части дороги. Переходно - скоростные полосы для левоповоротных съездов транспортных развязок типа "клеверный лист" следует проектировать в виде одинаковых по длине полос для смежных съездов, включая участок путепровода.
    2.5.10. Для контроля въездов на платную дорогу и съездов с нее на транспортных развязках и примыканиях могут устанавливаться ПВП.
    2.5.11. Пересечения платных автомобильных дорог с любыми железными дорогами осуществляется в разных уровнях.
    2.5.12. Пересечения платных автомобильных дорог с подземными и надземными коммуникациями (водопровод, канализация, газопровод, продуктопровод, нефтепровод, трубы теплосетей, кабеля подземных и провода воздушных линий связи и электропередачи и др.) следует проектировать по Техническим условиям, согласованным с государственным учреждением Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор" (далее - Управление "Мосавтодор") и головной организацией <*>, а также требованиями СНиП 2.05.02-85.
    Прокладка подземных коммуникаций под насыпями вдоль дорог не допускается.
    


    <*> Головная организация - организация, осуществляющая создание и эксплуатацию платной автомобильной дороги Московской области.
 
    2.5.13. Для прокладки инженерных коммуникаций по землям платных автомобильных дорог (по дорожным объектам) заинтересованные юридические и физические лица обязаны заключить с головной организацией договор, учитывающий особенности эксплуатации платной автомобильной дороги. При прокладке любых коммуникаций на землях платных автодорог Управление "Мосавтодор" имеет право осуществления контроля за проведением работ.
    2.5.14. Прокладка и переустройство коммуникаций через существующие платные дороги (дорожные объекты) осуществляется за счет средств владельцев этих коммуникаций на основании разрешений и технических условий, выдаваемых головной организацией, и проектно - сметной документации, согласованной с Управлением "Мосавтодор", Управлением ГИБДД Главного управления внутренних дел Московской области МВД России (далее - УГИБДД ГУВД Московской области) и головной организацией.
    2.5.15. Существующие коммуникации, проложенные в полосах отвода платных автомобильных дорог, могут быть вынесены за пределы полос отвода за счет сил и средств головной организации.
    2.5.16. При разработке проектов строительства (реконструкции) платных автомобильных дорог необходимо предусмотреть сооружения для сообщения разобщенных территорий и пропуска путей миграции диких животных, а также предотвращения их попадания на проезжую часть дороги.
 

3. Проектная подготовка создания платных автомобильных дорог (дорожных объектов)

 
    3.1. При проектной подготовке строительства (реконструкции) платных дорог, кроме нормативных и правовых документов, указанных в п. 2.2 настоящих Технических условий, следует руководствоваться общими положениями, изложенными в Порядке разработки, согласования, утверждения и составе обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений (СП II-101-95), утвержденном постановлением Минстроя России от 30.06.95 N 18-63.
    3.2. Последовательность и содержание проектной подготовки строительства (реконструкции) платной автомобильной дороги (дорожного объекта).
    3.2.1. Проектную подготовку строительства (реконструкции) следует рассматривать как один из элементов единого инвестиционно - строительного процесса создания платной автомобильной дороги, включающего проектирование, финансирование, строительство и ее эксплуатацию. В инвестиционном процессе проектная подготовка строительства (реконструкции) платной автомобильной дороги (дорожного объекта) осуществляется в ходе пяти последовательных этапов: прединвестицинного (предпроектного) (ПИ), обоснования инвестиций (ОИ), подготовки тендерной документации (ПТД), проекта строительства (ПС) и рабочей документации (РД). Для объектов массового и повторного применения может разрабатываться рабочий проект РП (утверждаемая часть и рабочая документация) <*> или рабочая документация РД.
    3.2.1.1. Проектная подготовка строительства (реконструкции) платных автомобильных дорог осуществляется заказчиком (этапы ПИ, ОИ, ПТД) и подрядчиком (этапы ПС, РП и РД). Возможен вариант, когда вся проектная подготовка строительства (реконструкции) осуществляется заказчиком.
    3.2.1.2. Для разработки проектной документации заказчик и подрядчик могут привлекать на договорной основе проектные, проектно - строительные организации и других юридических и физических лиц, имеющих оформленное в установленном порядке право на выполнение соответствующих проектных работ. Заказчик проектной документации составляет по установленной форме техническое задание на выполнение проектных работ. При организации торгов и заключении договоров на поэтапное выполнение проектной подготовки разрешается использовать рекомендации Руководства по проведению торгов на проектные работы, разработку экономических обоснований и организацию надзора за строительством (М., 1997 г., ФДС России).
    3.2.2. На первом прединвестиционном (предпроектном) этапе на основе анализа сети автомобильных дорог области, ее загруженности движением, перспектив развития дорожной сети и экономики формируется замысел (идея) создания платной дороги, ее местоположение, ориентировочно принимаются основные технические и транспортно - эксплуатационные показатели, изучаются возможные способы финансирования и инвестирования.