Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 363. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

"КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ" (подписана Губернатором МО от 24.07.97 N 3/97-НА, принята решением Мособлдумы от 25.06.97 N 8/139)

Дата документа24.07.1997
Статус документаДействует
МеткиКонцепция

    

Принята решением
Московской областной Думы
от 25 июня 1997 года
N 8/139

 

КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ
от 24 июля 1997 года N 3/97-НА

 

Раздел 1. Основные положения Концепции развития Московской области на 1997-2005 годы

    

Статья 1

 
    В соответствии с Законом Московской области "О Концепции, прогнозах и программах социально - экономического развития Московской области" Концепция социально - экономического развития Московской области на 1997-2005 годы (далее - Концепция развития) разработана Администрацией Московской области и может корректироваться по инициативе Администрации Московской области или Московской областной Думы. Опыт создания Концепции развития в 1992-1996 гг. показал, что ее корректировка должна быть обеспечена специально организованным процессом коллегиального принятия решения "о целях и приоритетах областной социально - экономической политики в интересах населения Московской области".
 

Статья 2

 
    Под Концепцией развития в настоящем документе понимается:
    - целостная система правил согласования действий всех заинтересованных в развитии Московской области сторон;
    - идея, способная объединить Московскую область для выхода из кризиса и ее последующего развития;
    - стратегия развития Московской области как субъекта Российской Федерации.
 

Статья 3

 
    Целью Концепции развития является создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения Московской области на основе реализации ее природного, географического, социально - экономического, научно - технического и интеллектуального потенциала и осуществления исторически сложившейся транзитной функции.
    Одним из основных способов достижения поставленной цели является реорганизация старых и создание значительного числа новых престижных рабочих мест.
 

Статья 4

 
    Особенности Московской области, определяющие сферы, наиболее благоприятные для организации рабочих мест необходимого количества и качества:
    - Московская область характеризуется наличием доступа к практически любым видам деятельности, культурно - образовательным центрам общероссийского и мирового значения, богатейшим рекреационным и коммуникационным ресурсам;
    - исторически территория Московской области - это место зарождения российской государственности; организации взаимодействия органов власти всех уровней; убежище для окраинного русского населения; среда, создающая атмосферу терпимости к социальным, религиозным и этническим различиям; перекресток промышленных миграционных потоков.
    Через Московскую область проходят и обслуживаются ею практически все основные транзитные "линии" России. А так как Россия - страна огромных расстояний и сурового климата, то связь между ее территориями - одна из жизненно важных функций. Обеспечение транзитных функций (в самом широком смысле) за счет организации значительного числа необходимых для этого новых и переориентации старых рабочих мест позволит Московской области в достаточно короткие сроки реализовать свой потенциал, обеспечить приток дополнительных ресурсов и восстановить основные системы жизнеобеспечения региона.
    Для Московской области естественной функцией является обеспечение связи субъектов Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем, организация различного рода взаимодействий. Таким образом, естественной функцией Московской области является обеспечение транзитных потоков (товаров, имущества, финансов) и миграционных потоков.
 

Статья 5

 
    Реализацию Концепции развития и формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо рассматривать как две стороны единого процесса, ключевым моментом которого является формирование управленческого ядра, имеющего реальные права и возможности по распоряжению региональными ресурсами и осознающего тенденции развития.
    Органы государственной власти и органы местного самоуправления области призваны осознать и довести в доступной форме до всех заинтересованных в развитии Московской области сторон суть процессов ее развития, дать согласованное понимание этого процесса, которое обеспечит эффективную координацию действий.
 

Статья 6

 
    Выбор приоритетных направлений совместных действий необходимо произвести из согласованного набора предполагаемых действий территориальных субъектов (администраций городов и районов) исходя из их возможностей и специфики (перспективы) деятельности и основанных на качественно новой системе прогнозирования, дающей не предполагаемую статистическую картину будущего состояния объектов, а основные тенденции развития, которые к прогнозируемому моменту станут решающими и качественно определят облик предприятия или территории.
    Исходя из согласованных приоритетных направлений совместных действий формируются соответствующие целевые программы. Администрации Московской области необходимо перейти к новой технологии формирования целевых программ, ориентированной на единую систему их разработки и реализации и свободной от принципиальных недостатков формирования прежних программ (перечня безадресных мероприятий без гарантированного финансирования).
 

Статья 7

 
    Из-за специфики Московской области в процессе реализации Концепции развития необходимо объединение усилий органов государственной власти Московской области и федеральных органов исполнительной власти.
 

Статья 8

 
    Реализацию Концепции развития осуществить с участием органов исполнительной государственной власти Московской области и федеральных территориальных органов исполнительной власти:
    - разработка (корректировка) Концепции развития - Комитет по экономике Администрации Московской области, Комитет по управлению имуществом Московской области;
    - отработка механизма аккумуляции (сбора) ресурсов для реализации Концепции развития - Комитет по финансам и налоговой политике Администрации Московской области, Комитет по экономике Администрации Московской области, Государственная налоговая инспекция по Московской области, Управление федерального казначейства по Московской области, органы местного самоуправления;
    - непосредственная реализация Концепции развития с использованием собранных ресурсов - органы местного самоуправления, органы государственной власти Московской области и другие заинтересованные лица.
    Совместная деятельность всех участников реализации Концепции развития должна быть направлена на гармонизацию происходящих в области процессов. Они должны выполнять внутри Московской области функцию консолидации всех сил, заинтересованных в ее развитии, а вовне - проводить соответствующие согласительные процессы, повышающие ее привлекательность на международном уровне.
 

Раздел 2. Экономическая политика

 

Глава 2.1. Общие положения

 

Статья 9

 
    Экономическую основу развития Московской области составляют собственность Московской области, собственность Российской Федерации, муниципальная и иная собственность, трудовые ресурсы Московской области, служащие социально - экономическому развитию Московской области.
 

Статья 10

 
    Государственная политика Московской области в сфере экономического развития Московской области направлена на социальную защиту населения области, обеспечение его занятости, активизацию инвестиционной деятельности, развитие эффективной экономики.
 

Статья 11

 
    Экономическая политика Московской области формулируется исходя из утверждения о том, что изолированные экономики исчерпали потенциал развития и необходима их структурная перестройка. Вход в "рынок" международных монополий возможен только через предварительное развитие внутреннего рынка, на котором с помощью государства сформировались и функционируют свои структуры, эквивалентные по мощности зарубежным.
    Такими структурами на региональном уровне должны стать финансово - промышленные группы (ФПГ), ориентированные на развитие определенных территорий и области в целом.
 

Статья 12

 
    Региональные финансово - промышленные группы (РФПГ) должны сконцентрировать промышленный и финансовый капитал и направить его на развитие территории в рамках комплексных инвестиционных проектов.
    РФПГ образуется на основе общности территории, в развитии которой она безусловно заинтересована. РФПГ сочетает горизонтальную и вертикальную интеграцию при доминировании первой. При формировании РФПГ акцент делается на производственную деятельность. Не приоритетные районы или города, не приоритетные отрасли, не свободные экономические или торговые зоны, а каждый район, город или их межрегиональные объединения могут быть потенциальным центром формирования РФПГ. РФПГ использует особенности природных, трудовых, имущественных ресурсов территории так, чтобы обеспечить базу для ее развития, вовлечь в развитие отрасли и через их связи другие территории области.
    Формирование областной группы мощных РФПГ должно обеспечить создание областной финансовой структуры, способной взаимодействовать на равноправных началах с финансовыми структурами Москвы и быть конкурентоспособной на уровне международных партнеров.
    Система РФПГ - основа регионального механизма концентрации и перераспределения финансовых ресурсов.
    Через РФПГ необходимо в рамках существующего законодательства реализовать гибкие схемы целевой финансовой помощи предприятиям, провести взаимозачеты между предприятиями и бюджетной сферой за счет зачета их продукции и услуг.
    РФПГ - это система высококвалифицированной финансовой, юридической, бухгалтерской и других видов помощи малому и среднему предпринимателю.
    РФПГ - экономический способ вывода эффективного производства и капиталов из теневой экономики и включения в систему международного разделения труда.
 

Глава 2.2. Бюджет как средство реализации Концепции развития

 

Статья 13

 
    Первоочередные меры по формированию условий для структурной перестройки экономики и возобновления экономического роста должны быть предприняты сначала в производстве и только после ощутимого подъема производства и соответствующего роста налогооблагаемой базы - в области стабилизации бюджета и сбора налогов.
 

Статья 14

 
    Методы управления бюджетным процессом требуют не только усиления контроля, а главное - качественного повышения эффективности многоцелевого использования государственных финансовых средств.
 

Статья 15

 
    Стратегия - формировать бездефицитный бюджет, бюджет развития Московской области. Тактика - установить фиксированный дефицит областного бюджета (в минимальных размерах 3-5%).
    При бездефицитном бюджете главная цель - обеспечить плановые поступления налогов и платежей. В этом случае все статьи бюджета Московской области подлежат финансированию в полном объеме.
    Приблизить расходы к той административно - территориальной единице, в интересах которой они осуществляются.
 

Статья 16

 
    Стимулировать районы и города области в увеличении налогооблагаемой базы. В качестве одного из способов стимулирования увеличения налогооблагаемой базы установить, что при уточнении бюджета не будет производиться уточнение налогооблагаемой базы за счет появления новых налогоплательщиков, за исключением случаев перерегистрации плательщиков внутри Московской области и регистрации вновь образованных налогоплательщиков, созданных на базе ранее действовавших предприятий. Таким образом, средства, полученные за счет привлечения новых налогоплательщиков, направляются в бюджет того муниципального образования, которое осуществило это привлечение.
    Стимулировать те города и районы, которые ежегодно обеспечивают высокие регулирующие нормативы на уровне предыдущих лет, или утверждать регулирующие нормативы на период 3-5 лет.
 

Глава 2.3. Налоговая политика - основной государственный инструмент пополнения доходной части бюджета

 

Статья 17

 
    Ситуация с поступлением налогов, определяющая финансирование большинства расходных статей бюджета, должна решаться через гибкую систему увеличения налогооблагаемой базы и упрощения методов налогообложения.
    Обеспечить четкое отделение финансовых, социальных интересов государства и областного бюджета от финансовых и хозяйственных интересов бизнеса.
    Снизить налоговую нагрузку на результаты экономической деятельности при постепенном перенесении ее на доходы населения и имущество.
    Повысить эффективность системы сбора налогов, в том числе за счет повышения качества контроля за финансовой деятельностью налогоплательщиков.
 

Статья 18

 
    В налоговой политике необходимо обеспечить стабильность и предсказуемость условий фискальной деятельности налоговых органов (установление и доведение до налогоплательщиков полного перечня налогов и сборов, предельных ставок, правил определения размеров налоговых платежей).
 

Статья 19

 
    Расширение сферы применения упрощенных процедур взимания налогов: соединение процедур регистрации субъекта предпринимательства (выдачи патента или лицензии) и внесения им единого налога. Разработать упрощенный механизм по взиманию налогов с лиц, вынужденных временно заниматься торговой или посреднической деятельностью.
 

Статья 20

 
    Осуществить постепенное уменьшение налога на прибыль и отказ от налога на добавленную стоимость.
 

Глава 2.4. Политика в сфере управления собственностью

 

Статья 21

 
    Определить центральным ресурсом развития области эффективное использование всей собственности, находящейся на ее территории, с целью создания рабочих мест и придания импульса развитию производства.
 

Статья 22

 
    Вместо "приватизации права собственности" - "приватизация права управления ею", т.е. переход от системы административно - отраслевого управления государственной и муниципальной собственностью к широкомасштабной системе доверительного управления с использованием всех предусмотренных законодательством форм.
    Необходим не новый передел собственности, а новые правила игры в сфере ее управления (несмотря на то, что приватизация не устранила чиновников от управления малоэффективной собственностью, а сняла с них ответственность за ее использование; не создала стимулов у нового собственника по эффективному использованию полученного им имущества и не защитила от возможных нарушений базовых, жизненно важных для страны систем, зависящих от приватизированных объектов).
    Приватизация государственной собственности в процессе реализации Концепции развития должна иметь индивидуальный характер.
 

Статья 23

 
    Направления деятельности в сфере управления имуществом Московской области:
    - инвентаризация имущества на всей территории области;
    - разработка и реализация механизма представления интересов государства на предприятиях и в организациях с долей государственной собственности;
    - формирование инфраструктуры фондового рынка и рынка ценных бумаг;
    - развитие и поддержка малого предпринимательства на основе соглашения с Российской Федерацией о передаче Московской области соответствующих полномочий и ресурсов.
    Для эффективного распоряжения областной собственностью необходимо осуществить комплекс мер: создание инфраструктуры рынка недвижимости и его развитие на основе ипотеки, залога; становление системы регистрации сделок с недвижимостью и защиты прав владельцев недвижимости; разработка и проведение мероприятий по регулированию и поддержке риэлторской и оценочной деятельности.
 

Статья 24

 
    Необходимо продолжить комплекс работ по разграничению собственности на всех уровнях: между Московской областью и Российской Федерацией, между Московской областью и Москвой, между Московской областью и муниципальными образованиями.
 

Статья 25

 
    Существенно повысить эффективность аренды имущества государственных предприятий и учреждений и сделать это на конкурсной основе. Должна найти широкое распространение такая форма аренды, как лизинг оборудования, транспорта и другого государственного имущества. Особое значение имеет аренда земли, включая продажу права аренды по конкурсу.
 

Статья 26

 
    Активизировать использование следующих источников финансовых ресурсов:
    - омертвленный основной капитал на предприятиях (производственные фонды и площади целого ряда предприятий не используются, не приносят дохода и разрушаются);
    - земельные участки, не пригодные к сельскохозяйственному использованию, занятые отходами и т.п.;
    - акции, находящиеся в собственности государства, использующиеся неэффективно. Организовать целевой выход с акциями предприятий на международный рынок ценных бумаг;
    - расширение сферы деловых услуг за счет вовлечения в хозяйственную деятельность малоэффективно используемой собственности.
 

Глава 2.5. Инвестиции (единство структурной и инвестиционной политики)

 

Статья 27

 
    Приоритет - создание благоприятных условий для частных инвесторов.
 

Статья 28

 
    В структуре источников инвестиций необходимо добиться увеличения доли отечественных инвестиций прежде всего за счет развития всех форм коллективных инвестиций и мобилизации средств населения.
 

Статья 29

 
    Создать благоприятные условия и механизмы накопления национального капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействовать реализации инвестиционных программ крупного корпоративного национального капитала, усилить функции государства как инвестора, стимулировать поддержку инвестиционной деятельности среднего и малого бизнеса при постепенном увеличении вложений иностранного капитала.
    Привлечение иностранных инвестиций будет проходить в условиях острой конкуренции на мировом рынке капитала за инвестиционные ресурсы, поэтому необходима специальная программа международного инвестиционного сотрудничества.
 

Статья 30

 
    Основные направления инвестиционной политики на период действия Концепции развития:
    1. Стимулирование накопления и создание благоприятного климата для инвестиций. Повышение эффективности слабо используемого инвестиционного потенциала области - средства предприятий и населения (как самой Московской области, так и других регионов Российской Федерации, особенно Крайнего Севера и Дальнего Востока).
    2. Развитие облигационных рынков организаций и института финансовых посредников, действующих на них (доведение информации о предложении капитала и проектов до заинтересованных партнеров).
    3. Отработка механизма привлечения частных инвестиций с участием федеральных органов исполнительной власти. Поощрение частных инвестиций - через упрощение налоговой системы.
    4. Постепенное увеличение объемов государственных инвестиций, учитывая необходимость прямого участия государства в формировании структуры экономики.
    5. Создание в Московской области региональной инвестиционной корпорации. Отработка порядка взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области с региональной инвестиционной корпорацией.
    6. Организация на коммерческой основе постоянно действующей выставки (биржи) инвестиционных проектов.
    7. Развитие современных организационно - правовых форм привлечения иностранных инвестиций (международных консорциумов, международных венчурных фондов, международных лизинговых компаний), организация системы государственного страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов.
    8. Привлечение иностранного капитала к созданию современной производственной инфраструктуры.
    9. Создание системы информационно - консультативного обеспечения иностранных инвесторов, маркетинга инвестиционных программ и проектов, сети инвестиционных бюро в иностранных государствах.
    10. Дополнительным источником доходной части областного и местных бюджетов должны стать инвестиционные проекты по организации рекламы на основных магистралях области с использованием современных технологий рекламы.
    11. Осуществление инвестиционного сотрудничества со странами ближнего зарубежья на основе согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Основные формы такого сотрудничества - совместное государственно - коммерческое финансирование инвестиционных проектов; создание международных финансово - промышленных групп с участием российских предприятий и финансовых институтов, а также предприятий стран СНГ, в особенности тех из них, которые являются стратегически важными поставщиками для российской экономики; международный финансовый лизинг; создание договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности.
 

Статья 31

 
    Разработать предложения о создании областного инвестиционного банка с законодательным закреплением его статуса, определением механизма взаимодействия с системой РФПГ, а также льгот и ограничений на проведение рисковых финансовых операций. Создать систему гарантий для долгосрочных вложений. Стимулировать субъекты хозяйственной деятельности к сбережению, росту на этой основе инвестиций и увеличению числа рабочих мест в производстве.
 

Статья 32

 
    Разработать системный прогноз объемов, источников и эффективности инвестиций.
 

Статья 33

 
    В связи с прогнозируемым всплеском активности в сфере финансовой аренды (лизинга) использовать имеющиеся ресурсы для того, чтобы, во-первых, получить и обеспечить поступление нового и новейшего оборудования и, во-вторых, увеличить количество рабочих мест.
    Создать лизинговые компании с контрольным пакетом акций Московской области. Разработать стратегию, препятствующую поступлению в область устаревших или экологически вредных технологий.
 

Глава 2.6. Антимонопольная политика, поддержка и развитие малого предпринимательства

 

Статья 34

 
    Для достижения стабилизации социально - экономического положения в области в рамках институциональных преобразований активизировать антимонопольную деятельность, направленную на создание устойчивой конкурентной среды на социально значимых товарных рынках и обеспечение в основных сферах деятельности перехода к конкурентным (рыночным) отношениям, эффективно влияющим на уровень спроса и предложения, стимулирующим рациональные структурные преобразования в отраслях экономики и снижение уровня затрат на производство товарной продукции.
 

Статья 35

 
    Политику государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области осуществлять на основе комплексных программ поддержки и развития малого предпринимательства, которые предусматривают:
    - создание законодательной и информационной базы, формирование инфраструктуры по поддержке и развитию малого предпринимательства;
    - оптимизацию налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
    - налаживание взаимодействия по поддержке и развитию малого предпринимательства между органами государственной власти Московской области, Российской Федерации и органами местного самоуправления;
    - научно - методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства (создание и развитие бизнес - инкубаторов, бизнес - центров и т.д.).
    Необходимо создать механизмы кредитования и страхования субъектов малого предпринимательства.
    Признать малое предпринимательство стимулирующим фактором развития свободной конкурентной экономики и источником создания новых высокооплачиваемых рабочих мест.
 

Глава 2.7. Политика в сфере внешнеэкономических отношений

 

Статья 36

 
    Создать систему "презентации" Московской области, демонстрирующую ее благоприятные возможности как объекта вложения капитала (с учетом особенностей отечественных и иностранных инвесторов).
 

Статья 37

 
    Определить и развить экономические отношения со стратегическими партнерами. Приоритетными направлениями внешних связей области являются установление и развитие партнерских отношений с регионами промышленно развитых стран и поиск новых рынков, перспективных для экспорта (ряд провинций КНР, турецкие деловые круги, фирмы ЮАР и Ирана, страны СНГ, Восточной Европы, Индия, страны Ближнего и Среднего Востока, государства Африки).
    Повысить роль внешнеторговой деятельности как фактора структурной перестройки экономики и формирования условий для начала устойчивого экономического роста.
 

Раздел 3. Политика в промышленности, науке и технике, информатике и связи, на транспорте, в строительстве и торговле

 

Глава 3.1. Промышленная политика

 

Статья 38

 
    Опираясь на квалифицированную рабочую силу, освоить производство конкурентоспособной продукции. Осуществить масштабное и быстрое выбытие устаревшего производственного потенциала, оказавшегося невостребованным рынком. Провести его обновление и модернизацию, постепенно перейти на международные стандарты.
 

Статья 39

 
    Стратегия - включиться в систему международного разделения труда через формирование мощных РФПГ.
 

Статья 40

 
    Определить следующую специфику промышленной политики по отношению к предприятиям:
    1. Привлечь стратегических инвесторов и создать стабильный правовой и налоговый режим, гарантирующий неухудшение первоначально установленных условий инвестирования для предприятий (прежде всего электроэнергетики, химической, нефтехимической и мебельной промышленности, криогенного машиностроения, инструментальной промышленности, включая алмазный инструмент, а также конверсионные предприятия, внедряющие технологии двойного применения), способных на самостоятельное развитие на основе самофинансирования и естественной диверсификации в форме вложений в смежные перерабатывающие производства и производства, производящие соответствующее оборудование и материалы.
    2. Осуществлять прямое государственное финансирование только приоритетных проектов, а в основном оказывать политическую поддержку и предоставлять гарантии для предприятий (машиностроения, ракетно - космического производства, тяжелого станкостроения, электротехники и приборостроения, энергетического машиностроения, биотехнологии), обладающих большим научно - техническим потенциалом и способных в относительно короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка, не нуждающихся для этого в государственной поддержке.
    3. Обеспечить защитные импортные тарифы и сертификацию импортируемой продукции в пределах, допускаемых международными нормами, последовательно снижаемые в течение времени, необходимого для достижения приемлемых стандартов качества и уровня издержек, а также общепризнанные методы нетарифного регулирования для предприятий отраслей, обеспечивающих социально значимые потребности, характеризующихся значительным техническим отставанием, не способных в короткие сроки выйти на внешние рынки, но за которыми нужно сохранить значительную долю внутреннего рынка (радиоэлектронная техника по отдельным направлениям, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность).
 

Статья 41

 
    Проводя реформу предприятий, использовать возможности для увеличения производственного потенциала, качественно изменив технологию и уровень управления ими. Разрешить им входить в несколько РФПГ.
 

Статья 42

 
    Создать благоприятные условия для разработки и реализации небольших предпринимательских проектов (с быстрой отдачей в течение 1-2 лет и требующих незначительных по объему инвестиций) на предприятиях области с ориентацией на взаимодействие их с ближайшими регионами.
 

Статья 43

 
    Создать областную систему работы с долгами предприятий (в том числе адресное "замораживание" долгов с одновременным ужесточением платежной дисциплины).