Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 831. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

РАСПОРЯЖЕНИЕ Мэра Москвы от 20.07.2001 N 715-РМ (ред. от 06.08.2002) "О РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ"

Дата документа20.07.2001
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция · Положение

    

МОСКВА

МЭР

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 июля 2001 г. N 715-РМ

О РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

(в ред. Постановлений Правительства Москвы от 25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП)

 
    В целях развития информационного общества в Москве и обеспечения комплекса мер по развитию городской информационно - телекоммуникационной инфраструктуры, информационных ресурсов и услуг, совершенствованию нормативно - правовой базы:
    1. Утвердить представленную Департаментом экономической политики и развития г. Москвы Концепцию движения Москвы к информационному обществу (приложение 1).
    2. Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП)
    3. Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП)
    4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
 

Мэр Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 20 июля 2001 г. N 715-РМ

КОНЦЕПЦИЯ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Резюме

Сущность информационного общества

 
    Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей - после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую обозначают обычно как "информационное общество". Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:
    - информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально - экономического, технологического и культурного развития;
    - формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
    - стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации;
    - развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации;
    - развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
 

Мегаполисы в информационном обществе

 
    Города и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, - находятся в центре происходящих изменений. Глобализация, интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике многих городов развитых стран. Опережающими темпами растет информационная индустрия высокотехнологичного производства, а также индустрия услуг, спорта и отдыха, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике городов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, позволяя характеризовать их как постиндустриальные или "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города: производство продукции, транспорт, системы "продавец - покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.
 

Возможности и риски информационного общества

 
    С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития управления, образования и здравоохранения. На этой основе создаются предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
    Вместе с тем, осознавая все преимущества информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Реализация возможностей информационного общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений.
 

Разработка программ движения к информационному обществу

 
    Именно в силу сказанного информационное общество стало политической целью развития многих государств и регионов. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, основная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия. В развитых странах уже приняты документы третьего поколения, подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели.
    Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва задержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании нового программного документа, учитывающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества.
    Отвечая на вызовы времени, Московская городская Дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной 1998 г. был сформирован общественный экспертный совет по данному направлению. Одна из главных задач совета - разработка рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений движения Москвы к информационному обществу. В 1999 г. МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы.
    Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определить общие и конкретные по областям цели перехода к информационному обществу.
 

Видение будущего для Москвы

 
    Авторы Концепции движения Москвы в информационное общество исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра информационной деятельности как "информационный город". Это означает, что Москва должна стать:
    - городом с развитой информационно - телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
    - городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяется инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок;
    - городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;
    - центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики;
    - городом, где доступ к социально значимой информации и базовым информационно - телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан независимо от пола, возраста и социально - экономического положения.
 

Цели перехода Москвы к информационному обществу

 
    Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выделяет определенный аспект в целевых установках развития Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу совпадает с общими целями социально - экономического развития города: создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и качества жизни горожан, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города. Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информационного общества:
    - формирование нормативно - правовой базы информационного общества в г. Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу;
    - совершенствование городского управления за счет дальнейшего развития его информатизации на единой концептуальной основе (концепция "электронной власти") и согласованной технической политики;
    - содействие развитию и обновлению различных отраслей деятельности в г. Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);
    - создание условий для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей информационной индустрии города;
    - формирование современной информационно - коммуникационной инфраструктуры города;
    - формирование эффективной московской региональной инновационной системы;
    - преодоление информационного неравенства.
    В ряде случаев выделены цели третьего уровня, конкретизирующие целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.
 

Предпосылки перехода Москвы к информационному обществу

 
    Нельзя не заметить, что многие тенденции современного информационного общества характерны и для Москвы. Основные условия для этого есть. Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров производства и хранения информации, является центром научно - технической и научно - образовательной деятельности и культурной жизни страны. В Москве расположены управляющие структуры крупного российского бизнеса. Москва представляет собой главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь создана достаточно развитая информационно - телекоммуникационная инфраструктура. Москва занимает первые места в России по обеспеченности домов и рабочих мест компьютерами, по числу абонентов сотовой связи и доступу населения к Интернету. Наконец, Москва - это административный центр страны, в котором реализуется информационный и управленческий потенциал федеральных органов государственной власти. Следует также иметь в виду, что Москва - крупнейший мегаполис России. Как показывает мировой опыт, именно мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии ведущих городов в мировом экономическом пространстве и информационном сообществе.
    В ходе движения Москвы к информационному обществу следует стремиться к тесному взаимодействию процессов информатизации в Москве и в других регионах страны. Это означает, с одной стороны, необходимость распространения московского опыта на крупные российские города, а с другой - использование в Москве прогрессивных решений проблем информатизации, осуществляемых в этих городах.
 

Направления действий

 
    В предлагаемом документе выделено шесть стратегических направлений деятельности Правительства Москвы по обеспечению движения к информационному обществу:
    1. Создание условий для устойчивого развития экономики города в рамках формирующегося глобального информационного общества.
    2. Развитие информатизации городского управления.
    3. Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности в г. Москве.
    4. Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города.
    5. Развитие современной информационно - телекоммуникационной инфраструктуры Москвы.
    6. Совершенствование нормативно - правовой базы развития информационного общества в г. Москве.
    Каждое стратегическое направление деятельности детализировано рядом приоритетных направлений, в рамках которых предлагаются конкретные действия Правительства Москвы, основанные на законодательно закрепленных инструментах городской политики (городской заказ, налоговые стимулы, льготы по арендным ставкам и т.п.). Предлагаются также первоочередные мероприятия по реализации основных положений настоящей Концепции.
 

Цели и задачи Концепции движения Москвы к информационному обществу

 
    Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических ориентиров развития Москвы как "информационного города". Основной задачей Концепции является разработка основных положений политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, обеспечивающей движение к информационному обществу. На основе Концепции должна быть разработана комплексная программа формирования и развития в Москве базовых компонентов информационного общества, включающая в себя программные разработки по всем приоритетным направлениям.
 

1. Введение: формирование глобального информационного общества - вызов времени

Ведется подготовка документа. Ожидайте