Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 309. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

РАСПОРЯЖЕНИЕ Мэра Москвы от 20.07.2001 N 715-РМ (ред. от 06.08.2002) "О РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ"

Дата документа20.07.2001
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Концепция · Положение

    

МОСКВА

 

МЭР

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 июля 2001 г. N 715-РМ

 

О РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

 

(в ред. Постановлений Правительства Москвы от 25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП)

 
    В целях развития информационного общества в Москве и обеспечения комплекса мер по развитию городской информационно - телекоммуникационной инфраструктуры, информационных ресурсов и услуг, совершенствованию нормативно - правовой базы:
    1. Утвердить представленную Департаментом экономической политики и развития г. Москвы Концепцию движения Москвы к информационному обществу (приложение 1).
    2. Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП)
    3. Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 25.06.2002 N 482-ПП, от 06.08.2002 N 609-ПП)
    4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
 

Мэр Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 20 июля 2001 г. N 715-РМ

 

КОНЦЕПЦИЯ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

 

Резюме

 

Сущность информационного общества

 
    Рубеж тысячелетий совпал с переходом человечества к третьей - после аграрной и индустриальной - стадии развития, которую обозначают обычно как "информационное общество". Общепринятой дефиниции информационного общества нет, но большинство специалистов сходятся в том, что его сущность определяют несколько взаимосвязанных процессов:
    - информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально - экономического, технологического и культурного развития;
    - формируется рынок информации и знания как фактора производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала;
    - стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование информации;
    - развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортные коммуникации;
    - развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
 

Мегаполисы в информационном обществе

 
    Города и особенно мегаполисы, к которым относится Москва, - находятся в центре происходящих изменений. Глобализация, интенсификация глобальной конкуренции и развитие ИКТ приводят к серьезным изменениям в экономике многих городов развитых стран. Опережающими темпами растет информационная индустрия высокотехнологичного производства, а также индустрия услуг, спорта и отдыха, что вызывает значительные изменения на рынке труда и в социоэкономической динамике городов. В результате этих изменений экономическая деятельность, связанная с получением и обработкой информации, в настоящее время играет как никогда важную роль в экономике крупных западных городов, позволяя характеризовать их как постиндустриальные или "информационные". Соответствующие изменения произошли и на рынке труда: по оценкам экспертов 60-70% новых рабочих мест в развитых странах связаны сегодня с той или иной формой обработки информации. ИКТ сегодня занимают центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, которые в совокупности составляют сущность города: производство продукции, транспорт, системы "продавец - покупатель" и их вспомогательные службы, а также индустрия отдыха и зрелищ, СМИ, образование, управление городом, общественные службы, коммунальные услуги, общественная и культурная жизнь.
 

Возможности и риски информационного общества

 
    С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает огромным потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития управления, образования и здравоохранения. На этой основе создаются предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
    Вместе с тем, осознавая все преимущества информационного общества, нельзя не учитывать, что оно несет с собой не только новые решения и возможности, но и новые проблемы и риски. Как и любое другое информационное общество несовершенно, а ИКТ нейтральны. Последствия их применения целиком зависят от ценностных установок и политических решений. Реализация возможностей информационного общества - вопрос адекватной политики и своевременных управленческих решений.
 

Разработка программ движения к информационному обществу

 
    Именно в силу сказанного информационное общество стало политической целью развития многих государств и регионов. Уже более 20 лет "информационное общество" является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях, основная цель которых - обеспечить максимальную пользу от перехода к информационному обществу и парировать риски и негативные последствия. В развитых странах уже приняты документы третьего поколения, подводящие промежуточные итоги и ставящие новые цели.
    Несмотря на большой опыт решения вопросов информатизации, Россия и Москва задержались в разработке современных программ, учитывающих проблематику информационного общества. В Москве ежегодно принимается план работ по информатизации, программные основы этой деятельности были заложены в Концепции создания и эксплуатации общегородской информационной системы, принятой в 1991 г. Учитывая, однако, то обстоятельство, что основные целевые установки этой Концепции выполнены, а также то, что она была в основном направлена на информатизацию городского управления, возникла настоятельная необходимость в создании нового программного документа, учитывающего новые реалии и направленного на более широкий круг вопросов формирования информационного общества.
    Отвечая на вызовы времени, Московская городская Дума (МГД) второго созыва приняла решение объединить ранее разрозненные направления своей деятельности, относящиеся к информационной сфере, в одно комплексное направление: "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение". Весной 1998 г. был сформирован общественный экспертный совет по данному направлению. Одна из главных задач совета - разработка рекомендаций по развитию информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Москвы и определение приоритетных направлений движения Москвы к информационному обществу. В 1999 г. МГД вышла с инициативой подготовки концепции движения Москвы к информационному обществу, которая была поддержана Правительством Москвы.
    Смысл предлагаемого документа - разработать концептуальные основы для создания в городе системы поддержки, регулирования и координации деятельности всех участников процессов информатизации, определить общие и конкретные по областям цели перехода к информационному обществу.
 

Видение будущего для Москвы

 
    Авторы Концепции движения Москвы в информационное общество исходили их того, что Москва должна войти в него в качестве центра информационной деятельности как "информационный город". Это означает, что Москва должна стать:
    - городом с развитой информационно - телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
    - городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяется инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок;
    - городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;
    - центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики;
    - городом, где доступ к социально значимой информации и базовым информационно - телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан независимо от пола, возраста и социально - экономического положения.
 

Цели перехода Москвы к информационному обществу

 
    Дерево целей движения Москвы к информационному обществу выделяет определенный аспект в целевых установках развития Москвы. Верхний уровень целей движения Москвы к информационному обществу совпадает с общими целями социально - экономического развития города: создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города, повышение уровня и качества жизни горожан, повышение эффективности и открытости городского управления, улучшение работы городского хозяйства и экологии города. Цели второго уровня уточняют и раскрывают цели высшего уровня с точки зрения условий и возможностей информационного общества:
    - формирование нормативно - правовой базы информационного общества в г. Москве, регулирующей взаимоотношения создателей, владельцев и пользователей информационных ресурсов и систем, а также всех участников движения к информационному обществу;
    - совершенствование городского управления за счет дальнейшего развития его информатизации на единой концептуальной основе (концепция "электронной власти") и согласованной технической политики;
    - содействие развитию и обновлению различных отраслей деятельности в г. Москве на базе широкого использования ИКТ (образование, культура, здравоохранение, малый бизнес, общественная жизнь, городское хозяйство, социальная защита);
    - создание условий для приоритетного развития и повышения экспортных возможностей информационной индустрии города;
    - формирование современной информационно - коммуникационной инфраструктуры города;
    - формирование эффективной московской региональной инновационной системы;
    - преодоление информационного неравенства.
    В ряде случаев выделены цели третьего уровня, конкретизирующие целевые установки по отдельным отраслям и видам деятельности.
 

Предпосылки перехода Москвы к информационному обществу

 
    Нельзя не заметить, что многие тенденции современного информационного общества характерны и для Москвы. Основные условия для этого есть. Москва имеет статус одного из ведущих мировых центров производства и хранения информации, является центром научно - технической и научно - образовательной деятельности и культурной жизни страны. В Москве расположены управляющие структуры крупного российского бизнеса. Москва представляет собой главный российский узел национальных и международных телекоммуникационных сетей, центр формирования и распространения массовой информации. Здесь создана достаточно развитая информационно - телекоммуникационная инфраструктура. Москва занимает первые места в России по обеспеченности домов и рабочих мест компьютерами, по числу абонентов сотовой связи и доступу населения к Интернету. Наконец, Москва - это административный центр страны, в котором реализуется информационный и управленческий потенциал федеральных органов государственной власти. Следует также иметь в виду, что Москва - крупнейший мегаполис России. Как показывает мировой опыт, именно мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии ведущих городов в мировом экономическом пространстве и информационном сообществе.
    В ходе движения Москвы к информационному обществу следует стремиться к тесному взаимодействию процессов информатизации в Москве и в других регионах страны. Это означает, с одной стороны, необходимость распространения московского опыта на крупные российские города, а с другой - использование в Москве прогрессивных решений проблем информатизации, осуществляемых в этих городах.
 

Направления действий

 
    В предлагаемом документе выделено шесть стратегических направлений деятельности Правительства Москвы по обеспечению движения к информационному обществу:
    1. Создание условий для устойчивого развития экономики города в рамках формирующегося глобального информационного общества.
    2. Развитие информатизации городского управления.
    3. Стимулирование и организация использования ИКТ в различных сферах деятельности в г. Москве.
    4. Обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города.
    5. Развитие современной информационно - телекоммуникационной инфраструктуры Москвы.
    6. Совершенствование нормативно - правовой базы развития информационного общества в г. Москве.
    Каждое стратегическое направление деятельности детализировано рядом приоритетных направлений, в рамках которых предлагаются конкретные действия Правительства Москвы, основанные на законодательно закрепленных инструментах городской политики (городской заказ, налоговые стимулы, льготы по арендным ставкам и т.п.). Предлагаются также первоочередные мероприятия по реализации основных положений настоящей Концепции.
 

Цели и задачи Концепции движения Москвы к информационному обществу

 
    Цель настоящей Концепции состоит в определении стратегических ориентиров развития Москвы как "информационного города". Основной задачей Концепции является разработка основных положений политики Правительства Москвы и Московской городской Думы, обеспечивающей движение к информационному обществу. На основе Концепции должна быть разработана комплексная программа формирования и развития в Москве базовых компонентов информационного общества, включающая в себя программные разработки по всем приоритетным направлениям.
 

1. Введение: формирование глобального информационного общества - вызов времени

 
    В последнее десятилетие Россия осуществляет несколько фундаментальных переходов - переход от тоталитарного к открытому демократическому обществу, от государственной плановой экономике к рыночной, от индустриального общества к информационному. Внимание российской прессы, политиков и общественности сосредоточено в основном на первых двух переходах, вызвавших драматические перемены в стране и существенно изменивших условия жизни и хозяйственной деятельности. В политических документах разного уровня практически не рассматриваются вопросы перехода к информационному обществу. Вместе с тем этот переход, который совершают сегодня и другие страны, существенно затрагивает цивилизационные основы жизни всего человечества и бросает не менее серьезный вызов личности, корпорации и государству с точки зрения адаптации и выработки адекватной стратегии поведения. По мнению известного испано - американского социолога М. Кастелса, для России переход к информационному обществу - решающий, его нельзя отложить до того, как окончательно осуществятся остальные переходы. Более того, без его успешного осуществления невозможно решить главную задач российских реформ - вхождение в сообщество экономически развитых демократических государств в качестве полноправного участника. Задача предлагаемого документа - сформулировать концептуальные основы стратегии движения Москвы в информационное общество.
 

1.1. Сущность информационного общества

 
    Можно выделить четыре внутренне связанные фундаментальные черты формирующегося информационного общества:
    1. Изменение роли информации и знания в жизни общества, выразившееся прежде всего в беспрецедентном возрастании информационной насыщенности хозяйственной, управленческой и других сфер деятельности, в превращении информации и знания в важнейший ресурс социально - экономического развития.
    2. Превращение информационной индустрии в наиболее динамичную, выгодную и престижную сферу производства, которая обеспечивает лидирующую роль отдельных стран и городов в системе мировой экономики.
    3. Возникновение развитой рыночной инфраструктуры потребления информации и информационных услуг и, в частности, широкое внедрение ИКТ в различные сферы жизни, причем не только в профессиональную, но и бытовую.
    4. Глубокие изменения в моделях социальной организации и сотрудничества, когда во всех сферах общества происходит замена централизованных иерархических структур гибкими сетевыми типами организации, приспособленными к быстрым изменениям и инновационному развитию.
    Ключевой тенденцией является последовательное возрастание роли информации и знания в современном обществе. Информация и знания становятся все более важным фактором производства, движущей силой экономического развития и процветания общества. Основываясь именно на этой особенности современного общества, многие исследователи и называют его "информационным" (Й. Масуда, Д. Белл, О. Тоффлер) или "обществом знания" (П. Дракер), или обществом, основанным на "информационной экономике" или "экономике знания" (М. Порат). В информационном обществе экономические успехи все больше зависят от наличия и эффективности национальной, региональной, локальной или корпоративной системы инноваций (М. Портер) и налаженной системы непрерывного образования.
    Несколько факторов обусловливают происходящие изменения:
    - окончательно оформившаяся где-то в середине XX века тесная связь науки и технических разработок, повлекшая за собой резкий рост динамики производства и появление наукоемких технологий;
    - глобализация всех происходящих в обществе изменений, когда события, территориально очень далекие друг от друга, оказываются звеньями одной цепи, утрачивая тем самым свой, казалось бы, локальный характер;
    - колоссальное усложнение всей экономической, политической, военной деятельности человечества и формирование здесь сложных систем, что выдвинуло на первый план проблемы управления и его информационного обеспечения, породив не только такие области знания как кибернетика, системный анализ, исследование операций, но и новое мировоззрение, в рамках которого мир воспринимается через призму информационных процессов;
    - развитие новых информационных и коммуникационных технологий, широкое внедрение которых во все сферы жизни человека привело к их серьезной перестройке и появлению таких новых форм социальной и экономической деятельности как электронная коммерция, телеработа, дистанционное образование, телемедицина и электронная демократия.
    Впервые в достаточно отчетливом виде идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х - начале 70-х годов нашего века. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. В 70-е годы началась конвергенция двух почти одновременно появившихся идеологий - информационного общества и постиндустриализма. Сегодня многие ученые вслед за известными социологами и философами Д. Беллом и О. Тоффлером считают, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую - информационную. По мнению Д. Белла "информационное общество" - это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития (после индустриального общества), а основу определения его социальной структуры - информацию.
    До сих пор, несмотря на широкое распространение термина "информационное общество", ученые и специалисты еще не пришли к единому пониманию его основного содержания. Существует целый ряд определений, которые выдвигают на передний план те или иные реальные черты и тенденции современного общества.
    Так, например, очевидна тенденция увеличения доли занятых обработкой информации в структуре занятости в развитых странах. По расчетам С. Барли к началу XXI века доля американцев, чей труд в основном связан с физическим трудом в сфере производства или услуг (сельхозрабочие, ремесленники, механики, работники гостиниц, розничные торговцы, парикмахеры и т.п.) сократится с 83% в 1900 году до примерно 41%. Доля же тех, кто работает в основном с информацией, увеличится с 17% до 59%. Аналогичные изменения происходят и в других странах. Именно поэтому одно из самых распространенных определений информационного общества такое: информационным называется общество, в котором обработкой информации занято больше людей, чем обработкой сырья и материалов.
    С точки зрения американского экономиста Т. Стюарта информационный век наступил в 1991 году, когда впервые американские компании больше затратили на приобретение информационной техники, необходимой для манипулирования с информацией (компьютеры и телекоммуникационное оборудование), чем на промышленное оборудование, предназначенное для разного рода действий с материальными предметами (двигатели, турбины, станки и механизмы, машины и т.п.).
    В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее использование во всех сферах экономической и общественной жизни. ИКТ существенно изменили за последние годы то, как мы учимся, работаем, занимаемся общественной деятельностью и отдыхаем. Более того, цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования. Все это позволяет говорить о компьютерной, телекоммуникационной или микроэлектронной революции (Д.Е. Сайчел, Т. Форестер) и считать информационное общество обществом информационных технологий.
    Перестройка мировой экономики, начавшаяся в середине 70-х годов, привела к смене доминирующей формы организационной структуры предприятия и межфирменного сотрудничества. Целью организационных изменений была адаптация к резко возросшим темпам изменений в экономической, институциональной и технологической среде деятельности фирм. Общее направление изменений - переход от вертикальных иерархических структур к гибким сетевым формам организации, причем сети стали формообразующей основой как внутренней организации современной корпорации, так и ее взаимодействия с партнерами (межфирменные сети, корпоративные стратегические альянсы и т.п.). Аналогичные организационные изменения происходят в сфере услуг, административных органах и других областях деятельности. Развитие ИКТ стимулировало происходящие изменения, позволило выявить все преимущества новой формы социальной организации, хотя организационные изменения возникли и развивались первоначально независимо от технологического развития. Со своей стороны развитие телекоммуникационной инфраструктуры и прежде всего Интернета привело к тому, что все больше транзакций в современной экономике и обществе совершается с использованием компьютерных сетей. Интернет становится глобальной средой общения, труда и отдыха. Стремительно растут мировые доходы от электронной коммерции, которые составили в 2000 г. 185 млрд. долларов США, в 2001 г. по прогнозам они увеличатся уже до 336,2 млрд., в 2002 г. - до 684,3 млрд., а в 2003 г. достигнут 1,26 трлн. долларов США. Указанные тенденции позволяют многим специалистам говорить об информационном обществе как о "сетевом обществе", а современную экономику определять как "сетевую".
    Последние 20 лет "информационное общество" находится в центре внимания многих политических документов регионального, национального и международного уровня. В политическом контексте информационное общество рассматривается как политическая цель и определяется через его возможности и преимущества.
    Созданная в мае 1995 г. с целью анализа социальных аспектов информационного общества группа экспертов Комиссии Европейских сообществ, в состав которой вошли ведущие специалисты практически всех стран Европейского Союза, определила информационное общество как глобальное общество, в котором обмен информацией не будет иметь ни временных, ни пространственных, ни политических границ; которое, с одной стороны, способствует взаимопроникновению культур, а с другой - открывает каждому сообществу новые возможности для самоидентификации и развития собственной уникальной культуры. Кроме того, это общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Общество знания эволюционирует в общество мудрости, где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения.
 

1.2. Возможности и риски информационного общества

 
    С формирующимся информационным обществом в последнее десятилетие связываются большие ожидания. Считается, что информационное общество обладает гигантским потенциалом для улучшения качества жизни всего человеческого сообщества и каждого человека в отдельности, резко расширяет возможности для малого и среднего предпринимательства, для оптимального использования местных условий и ресурсов, для развития сложных услуг и образования. Развитие информационного общества формирует предпосылки для значительного повышения эффективности производства, для экономии природных ресурсов и защиты окружающей среды, для перехода к устойчивому развитию.
    Возникновение глобальных информационных сетей и систем впервые в истории нашей планеты открывают возможность связать буквально каждого с каждым, обеспечить доступ к информационным ресурсам человеческой цивилизации любому жителю Земли, объединить сегодняшние знания и духовные ценности, а значит, существенно раздвинуть границы применения достижений культуры, науки и техники.
    Сегодня четко обозначилась тесная связь между образованием, обучением и развитием, поэтому ключевым фактором для любой отрасли, организации или компании становится эффективный доступ к образованию и непрерывное обучение. Во многих странах реальностью становится развертывание массовой системы качественного обучения на расстоянии и образования, не ограниченного возрастными рамками, системы постоянного повышения квалификации.
    Еще одна возможность, предоставляемая информационным обществом, - качественное улучшение системы охраны здоровья. Новые ИКТ делают широко доступной профилактическую информацию, создают основу для получения любым пациентом, где бы он ни жил, регулярных врачебных консультаций. Они превращают в реальность "телемедицину", опирающуюся на национальные и мировые информационные ресурсы.
    В информационном обществе обычным явлением становится "телеработа", которая в состоянии кардинально решить проблему занятости, в том числе для людей с ограниченными физическими возможностями, что может помочь решению одной из самых сложных социальных проблем. Кроме того, с массовым распространением телеработы связываются надежды на решение такой острой проблемы больших городов, как перегрузка транспортной системы и загрязнение воздуха выхлопными газами.
    Информация становится реальным социальным ресурсом - ведь фактически только она способна помочь человеку адаптироваться к жизни в условиях неопределенности, приспособиться к постоянным изменениям, выработать новые стереотипы поведения, соответствующие новым обстоятельствам.
    Для человека информационного века единство мира оказывается уже не теоретической или идеологической абстракцией, а фактом его повседневной жизни. "Сжимая пространство", информационное общество резко расширяет возможности человека выбирать, где и на каких условиях работать, у кого и по каким ценам покупать те или иные товары и услуги, делает продавцов более зависимыми от потребителей, существенно усложняют жизнь монополистам, недобросовестным работодателям и производителям.
    Использование спутников, "живого" радио и телевидения для передачи информации оказывает массированное влияние на формирование общественного мнения по всему миру. Появление и совершенствование мультимедиа, видеоконференционной связи и искусственного интеллекта сильно расширяют возможности передачи информации, а значит, распространения знаний и обмена ими.
    Важнейшей особенностью информационного общества является перенос акцента в производстве с использования материалов на производство информации и оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.