Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 293. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 08.08.2000 N 619 (ред. от 30.07.2002) "О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Г. МОСКВЫ"

Дата документа08.08.2000
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Положение · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2000 г. N 619

 

О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО ПОВЫШЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Г. МОСКВЫ

 

(в ред. Постановления Правительства Москвы от 30.07.2002 N 591-ПП)

 
    В настоящее время в Москве сложилась крайне сложная ситуация с безопасностью химически опасных производств. Проведенные выборочные обследования химически опасных объектов, использующих в технологическом цикле аммиак, показали, что вследствие износа основных фондов, использования устаревших технологий, застройки санитарно - защитных зон, разрушения в ходе приватизации системы управления безопасностью потенциально опасных объектов, отсутствия устойчивого механизма финансирования угроза возникновения химических аварий, несмотря на принимаемые меры, за последние годы не снижается.
    В целях безусловного выполнения Закона города Москвы от 05.11.97 N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции Закона города Москвы от 15.03.2000 N 7), повышения химической безопасности населения и защиты окружающей среды, предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения их последствий Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить:
    1.1. Основные положения городской программы "Химическая безопасность Москвы на 2000-2008 гг." (далее - Программа) (приложение 1).
    1.2. Городскую программу "Химическая безопасность Москвы на 2000-2001 гг." (приложение 2).
    1.3. Положение о Программе (приложение 3).
    1.4. Состав научно - технического совета Программы (приложение 4).
    1.5. Временное положение о государственном и городских заказчиках и координаторе Программы (приложение 5).
    2. Возложить:
    - на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (ГУ ГОиЧС г. Москвы) функции государственного заказчика (городского инвестора) по реализации Программы;
    - на Департамент науки и промышленной политики, Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы, Управление жилищно - коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы и Управление транспорта и связи Правительства Москвы - функции городских инвесторов (по подведомственным предприятиям);
    - на ассоциацию "Содействие защите населения" (АСЗН) функции координатора Программы.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 30.07.2002 N 591-ПП)
    3. Финансирование Программы осуществлять по следующей схеме:
    3.1. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы предусматривать по заявке ГУ ГОиЧС г. Москвы в инвестиционной программе города Москвы начиная с 2001 года лимиты капитальных затрат для реализации мероприятий Программы в пределах объемов финансирования, предусмотренных на реализацию инвестиционной программы в законе города о бюджете г. Москвы на соответствующий финансовый год.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 30.07.2002 N 591-ПП)
    3.2. Департаменту науки и промышленной политики:
    - включить в программу развития науки и технологий на 2000 год проведение АСЗН НИР "Анализ результатов комплексного обследования химически опасных объектов, подведомственных Департаменту науки и промышленной политики" с объемом финансирования 600,0 тысяч рублей;
    - начиная с 2001 года предусматривать по заявкам ГУ ГОиЧС г. Москвы включение в программу развития науки и технологий мероприятий по научному обеспечению Программы.
    3.3. Руководителям химически опасных предприятий в соответствии с Законом города Москвы от 05.11.97 N 46 независимо от форм собственности осуществлять финансирование мероприятий Программы по обследованию и повышению безопасности химически опасных объектов за счет собственных средств с их частичным аккумулированием в специально созданном в городе некоммерческом фонде "Безопасность Москвы".
    3.4. Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 30.07.2002 N 591-ПП)
    3.5. Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 30.07.2002 N 591-ПП)
    4. ГУ ГОиЧС г. Москвы в 2-месячный срок разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы порядок проведения совместно с Московским городским управлением Госгортехнадзора, УГПС ГУВД г. Москвы, УФСБ по Москве и Московской области, Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве, Московской транспортной инспекцией, другими надзорными и специально уполномоченными органами комплексных обследований всех химически опасных объектов города.
    5. Руководителям химически опасных объектов (независимо от форм собственности):
    5.1. Обеспечить работу комиссий по обследованию химически опасных объектов в соответствии с графиком, утвержденным ГУ ГОиЧС г. Москвы.
    5.2. Разработать и представить на утверждение ГУ ГОиЧС г. Москвы:
    - в 3-месячный срок планы неотложных мер по повышению безопасности своих объектов, согласованные с городскими заказчиками (по принадлежности), надзорными и специально уполномоченными органами.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 30.07.2002 N 591-ПП)
    6. ГУ ГОиЧС г. Москвы ежегодно до 15 декабря докладывать Правительству Москвы о ходе реализации Программы в текущем году и представлять предложения по проекту Программы на очередной год.
    7. Определить некоммерческую организацию "Фонд "Безопасность Москвы" городским заказчиком Программы.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 30.07.2002 N 591-ПП)
    8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 30.07.2002 N 591-ПП)
 

Премьер Правительства Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    
 

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 8 августа 2000 г. N 619

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ "ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОСКВЫ" НА 2000-2008 ГГ.

 

Часть I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

I. Состояние проблемы химической безопасности Москвы

 
    В настоящее время химическая безопасность Москвы находится в критическом состоянии, в котором имеется реальная возможность возникновения крупных аварий с поражением до тысяч людей.
    Такое положение сложилось с течением времени в силу многих причин. Основными из этих причин являются:
    - систематическое недофинансирование всеми возможными источниками мероприятий по совершенствованию технологических процессов и повышению уровня безопасности химически опасных объектов (ХОО);
    практическое прекращение работ по совершенствованию законодательной и нормативно - методической базы;
    - отсутствие, кроме подготовки к аварийно - спасательным работам (АСР), мероприятий по защите в аварийных ситуациях населения прилегающего района, персонала соседних предприятий, организаций и учреждений, в т.ч. мест массового скопления людей;
    - физический и моральный износ оборудования и т.д.
    Проблема обеспечения химической безопасности Москвы комплексная, требует объединения и координации усилий многих организаций и органов власти и поэтому может быть решена только с применением программных методов управления и реализации.
    Комплекс мероприятий, разрабатываемый в соответствии с общей концепцией, Законом города Москвы от 05.01.1998 N 46, условно можно подразделить на группы, имеющие следующие цели:
    - предупреждение аварий;
    - уменьшение поражающих факторов при авариях;
    - защиту персонала и населения;
    - организацию и проведение аварийно - спасательных и восстановительных работ;
    - обеспечение выполнения приведенных выше групп мероприятий.
    Решение рассматриваемой проблемы требует комплексного подхода и совместного выполнения всех групп мероприятий, при этом на основании зарубежного опыта приоритетными являются первые три группы, т.к. позволяют свести к минимуму вероятности возникновения аварий и величины возможных потерь и ущерба.
    В дальнейшем, учитывая необходимость комплексного решения, мероприятия будут разделены по разделам Городской программы и несколько перекомпонованы.
    Городская программа "Химическая безопасность Москвы" включает следующие документы:
    1. Основные положения Городской программы "Химическая безопасность Москвы" на 2000-2008 гг. (Книга 1):
    - часть I. Пояснительная записка;
    - часть II. Укрупненная городская программа "Химическая безопасность Москвы" на 2000-2008 гг.
    2. Городская программа "Химическая безопасность Москвы" на 2000 г. (Книга 2).
    3. Приложение 1 - Предложения организаций и предприятий для включения в Городскую программу "Химическая безопасность Москвы" (Книга 3).
    4. Приложение 2 - Отзывы организаций и предприятий по 1-й редакции Городской программы "Химическая безопасность Москвы" (Книга 4).
    5. Приложение 3 - Ответы на замечания и предложения организаций и предприятий по 1-й редакции Городской программы "Химическая безопасность Москвы" (Книга 5).
    Кроме того, на 1-м этапе были выпущены промежуточные документы: анализ обстановки, переданный в АО "МКНТ" в одном экземпляре, и макет Программы, переданный на установочном совещании 31 мая с.г. 40 организациям и предприятиям - участникам разработки.
    В пояснительной записке излагаются цели, особенности и основные положения концепции Городской программы, а также рекомендуемая последовательность работ и ряд других общих вопросов.
    В Городской программе на 2000 г. отдается предпочтение решению рассматриваемой проблемы для предприятий, использующих аммиак, и в связи с ограниченными возможностями финансирования программа максимально сокращена. При выделении дополнительных средств программа может быть расширена и интенсифицирована ее реализация.
    Программа на последующие годы дана в укрупненном виде и предполагается ее детализация при составлении ежегодных программ в зависимости от имеющихся возможностей и степени выполнения программы за предыдущий год.
    При составлении ежегодных городских программ "Химическая безопасность Москвы" рассматриваются на конкурсной основе предложения организаций для включения в программу.
 

II. Основные цели и задачи Городской программы "Химическая безопасность Москвы"

 
    Основной целью Городской программы "Химическая безопасность Москвы" является поэтапное повышение безопасности ХОО и защиты населения прилегающих районов и персонала соседних предприятий, организаций и учреждений до приемлемого уровня.
    При выполнении "Комплекса неотложных мероприятий" обеспечивается повышение уровня безопасности по сравнению с существующим положением до состояния, исключающего массовое поражение людей при аварии.
    При завершении модернизации с применением новых технологий и выполнении "Полного комплекса мероприятий" создаются условия для решения рассматриваемой проблемы.
    При разработке Городской программы "Химическая безопасность Москвы" ставились следующие основные задачи:
    - повышение надежности и безопасности систем, связанных с использованием в производстве, хранением и перемещением химически опасных веществ, в т.ч. за счет использования новых безопасных технологий;
    - устранение нарушений в технике безопасности при работе с химически опасными веществами;
    - поэтапное обеспечение максимально возможной защиты в аварийных ситуациях, связанных с химически опасными веществами, населения прилегающих районов и соседних предприятий и организаций;
    - создание и экспериментальная апробация законодательных, нормативных, научно - методических и организационных основ современной системы обеспечения химической безопасности мегаполиса (Москвы).
    При разработке программы учтены работы, выполненные АСЗН и другими организациями по рассматриваемой проблеме в 1992-1998 гг., и основные результаты их реализации. В связи с тем, что значительная часть результатов этих работ не утверждена в установленном порядке и, естественно, требует определенной корректировки и доработки, окончательная доработка и оформление ряда важных первоочередных документов включены в предлагаемую программу на 2000 г.
 

III. Основные особенности общей концепции и Городской программы

 
    Основными особенностями предлагаемой общей концепции и Городской программы являются:
    - комплексное решение проблемы с апробацией результатов на конкретных объектах;
    - учет временного фактора развития аварий, а также местных условий;
    - учет поражающих воздействий, свойственных данному объекту и району его размещения;
    - обеспечение защиты населения и персонала соседних предприятий и организаций при авариях с проведением комплекса мероприятий, в том числе оборудование зон безопасности (ЗБ) и дооборудование метрополитена;
    - обеспечение немедленного обнаружения и оповещения об аварии и возложение ответственности за это на руководителей и владельцев химически опасных предприятий;
    - обеспечение непрерывного и надежного управления и руководства в аварийных ситуациях, в т.ч. создание временных и защищенных пунктов управления противоаварийными действиями (ЗПУ ПД);
    - поэтапное решение проблемы;
    - учет переходного периода развития экономики;
    - совершенствование инфраструктуры системы обеспечения безопасности;
    - практическая направленность решения проблемы.
    Из перечисленных особенностей наиболее принципиальными и требующими проведения специфических мероприятий являются:
    а) учет временного фактора развития аварий, требующий проведения ряда мероприятий, в т.ч. создание в первую очередь локальных систем одновременного немедленного (в течение 1-2 минут от начала аварии) оповещения об аварии населения, соседних предприятий и организаций и других заинтересованных организаций и ведомств;
    б) проведение модернизации и внедрение новых технологий;
    в) обеспечение защиты при авариях населения, соседних предприятий и организаций с проведением комплекса мероприятий, которые в настоящее время практически нигде не проводятся;
    г) практическая направленность и поэтапное решение проблемы. При этом ряд работ исследовательского характера проводится параллельно, что сокращает сроки начала и окончания реализации, а поэтапность осуществляется в разных направлениях: при решении проблемы в целом и отдельных ее аспектов, при реализации отдельных систем и мероприятий и т.д.
    Создание локальных систем одновременного немедленного (в течение 1-2 минут от начала аварии) оповещения об аварии населения, соседних предприятий, организаций, учреждений, мест массового скопления людей и метрополитена, органов власти, МЧС, МВД, Минздрава и других заинтересованных организаций и ведомств является одной из главных важнейших задач, т.к. от введения в действие этой системы зависит эффективность практически всех защитных мероприятий. Поэтому средства на эти системы должны быть выделены в полном объеме, даже при необходимости за счет других мероприятий.
    Как показали выполненные исследования, проведение модернизации предприятий, использующих аммиак, без разработки и внедрения новых технологий не обеспечивает решение рассматриваемой проблемы. Поэтому уже в 2000 г. необходимо предусмотреть разработку новых технологий, в частности обеспечивающих резкое снижение расчетных масс аварийного выброса и пролива аммиака. Предложения по таким системам имеются.
    В наиболее запущенном состоянии находятся вопросы обеспечения защиты населения и других категорий людей. Здесь, кроме подготовительных мероприятий к АСР, другие мероприятия не планируются и не проводятся практически нигде. Вместе с тем без проведения этих мероприятий рассматриваемая проблема не может быть решена.
    Практическая направленность большинства позиций годовой и укрупненной Городской программы и поэтапность решения всех аспектов проблемы облегчают и ускоряют получение реальных результатов в повышении уровня химической безопасности Москвы.
    Доработку и официальное оформление Общей концепции рассматриваемой проблемы и Городской программы целесообразно выполнить в 2000 г. с учетом разработанного АСЗН проекта "Общей концепции повышения безопасности производства и обеспечения защиты населения в ЧС различных типов", 1996 г., АСЗН.
 

IV. Структура Городской программы "Химическая безопасность Москвы"

 
    По структуре 1-й редакции Городской программы рядом организаций были высказаны замечания. Замечания в основном касаются включения дополнительных вопросов, последовательности изложения Программы, наличия отдельных повторов и существенной разницы в объеме и значимости отдельных разделов.
    Учитывая высказанные замечания и предложения и в целях более компактного и целенаправленного изложения и последующей разработки Программы в структуру Городской программы и содержание отдельных Разделов внесены существенные изменения. В частности, произведена полная перекомпоновка Программы; общее количество разделов Программы, в основном за счет объединения, сокращено с 15 до 7; дополнительно включен ряд вопросов.
    Для раздела 1 предлагается короткое название "Общие принципиальные вопросы".
    В разделе 1 объединены наиболее принципиальные вопросы решения рассматриваемой проблемы, имеющие общий характер. Раздел состоит из 6 подразделов:
    1.1. Концепции.
    1.2. Законодательные акты.
    1.3. Нормативно - методическая база.
    1.4. Распорядительные документы.
    1.5. Совершенствование инфраструктуры общей системы обеспечения безопасности и подсистемы управления химической безопасностью МСЧС.
    1.6. Финансирование.
    Подраздел 1.1 посвящен доработке и оформлению в виде официального документа общей концепции рассматриваемой проблемы и Городской программы. Особенности общей концепции и ряд основных положений изложены в данной Пояснительной записке.
    Подраздел 1.2 посвящен разработке современной законодательной базы.
    В настоящее время отсутствует законодательная база по рассматриваемой проблеме, соответствующая сложившимся и реформируемым производственным отношениям, что значительно осложняет практическое решение проблемы.
    Начать предлагается с первоочередных законодательных актов, утверждаемых на региональном (Московском) уровне, определяющих материальную, административную, уголовную ответственность руководителей и владельцев ХОО за состояние безопасности производства, своевременное оповещение об аварии, ликвидацию и компенсацию последствий аварий, а также определяющих инфраструктуру системы обеспечения безопасности и ответственность соответствующих структур за обеспечение защиты людей при авариях.
    Предлагается предварительно разработать структуру всего пакета законодательных актов по проблеме повышения безопасности производства на ХОО и обеспечения защиты персонала и населения при авариях. В этом пакете дополнительно должны быть учтены: особенности и расширенные задачи системы контроля и надзора; обязательное страхование потенциально опасных объектов; вопросы стимулирования решения проблемы повышения безопасности и защиты населения; определены доля государства и изменение ее во времени в финансировании рассматриваемого комплекса мероприятий в зависимости от формы собственности и стадии разработки; социальное законодательство, обеспечивающее защиту прав пострадавших, предоставление компенсаций и льгот за причиненный ущерб, установление рублевого эквивалента стоимости жизни, а также решение других аспектов проблемы.
    Законодательство должно предусматривать поэтапное исправление создавшегося положения с постепенным увеличением финансирования за счет владельцев предприятий и страховых компаний и уменьшением доли государства. При этом целесообразно стремиться к созданию такого положения, при котором разработка и реализация мероприятий по повышению безопасности производства и обеспечению защиты населения стали бы выгодны не только с моральной, но и с материальной точки зрения.
    Если по юридическим причинам принятие отдельных законодательных актов для временного использования на региональном (Московском) уровне будет заблокировано, то проекты этих законодательных актов срочно в установленном порядке передаются в Государственную Думу для рассмотрения и утверждения.
    Подраздел 1.3 посвящен разработке и совершенствованию современной нормативно - методической базы для решения рассматриваемой проблемы.
    В связи с разрывом вертикальных связей и общим развалом науки работы в этом направлении длительное время практически не велись и поэтому нормативно - методическая база устарела и не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям.
    Для качественного решения рассматриваемой проблемы необходима многоплановая нормативно - методическая база. В первом приближении ее можно разделить на несколько разделов: