Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 331. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПИСЬМО Управления МНС РФ по г. Москве от 28.08.2002 N 29-08/1/39567 "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ"

Дата документа28.08.2002
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

 

ПИСЬМО
от 28 августа 2002 г. N 29-08/1/39567

 

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

 
    Управление МНС России по г. Москве направляет для применения в практической работе Методические рекомендации по осуществлению налоговыми органами контроля за соблюдением порядка ведения операций с денежной наличностью, получаемой с применением контрольно - кассовых машин и бланков строгой отчетности, при реализации товаров и оказании услуг населению, разработанные в связи с введением в действие с 01.07.2002 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, с приложениями.
    Одновременно Управление МНС России по г. Москве сообщает, что в связи с введением в действие указанных выше Методических рекомендаций утрачивают силу следующие Методические рекомендации и письма Управления МНС России по г. Москве, направленные ранее для применения в практической работе:
    - Методические рекомендации по осуществлению контроля учета выручки, полученной с применением контрольно - кассовых машин, в целях обеспечения полноты исчисления и уплаты налогов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, направленные письмом Управления МНС России по г. Москве от 13.10.99 N 30-08/9580;
    - Методические рекомендации по осуществлению контроля учета выручки, полученной с применением контрольно - кассовых машин, в целях обеспечения полноты исчисления и уплаты налогов индивидуальными предпринимателями, направленные письмом Управления МНС России по г. Москве от 05.07.2000 N 30-08/1/28134;
    - письмо Управления МНС России по г. Москве от 01.11.2001 N 30-08/1/50440 "О применении положений пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
 

Заместитель
руководителя Управления
советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Л.Я. СОСИХИНА

 
 
 

УТВЕРЖДАЮ

 

Заместитель
руководителя Управления
Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по г. Москве
советник налоговой службы
Российской Федерации
Л.Я. СОСИХИНА
28 августа 2002 года

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПОРЯДКА ВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ, ПОЛУЧАЕМОЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬНО - КАССОВЫХ МАШИН И БЛАНКОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в связи с введением в действие с 01.07.2002 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (далее - КоАП РФ).
    1.2. В основу Методических рекомендаций положены действующие с учетом изменений и дополнений правовые и нормативные акты (приложение N 1).
    1.3. Цели разработки рекомендаций:
    - повышение эффективности контроля налоговых органов за соблюдением порядка ведения операций с денежной наличностью, получаемой с применением контрольно - кассовых машин (далее - ККМ) и бланков строгой отчетности (далее - БСО) при реализации товаров и услуг населению;
    - выработка единых подходов к осуществлению контроля, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в части соблюдения порядка ведения операций с денежной наличностью;
    - согласование норм ответственности (финансовой и административной), предусмотренных пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (далее - Указ N 1006), и административной, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ, и выработка единообразия в вопросах их применения.
    1.4. В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1) проверками за соблюдением правил эксплуатации ККМ и полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях, получаемой с применением ККМ или БСО при реализации товаров и услуг населению, могут быть охвачены любые предприятия, организации, учреждения, их филиалы, киоски, палатки и другие обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие продажу товаров или оказание услуг населению (далее - предприятия), в том числе перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход или применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
    1.5. В соответствии со статьей 6 Закона N 5215-1 налоговые органы обязаны регистрировать и снимать с регистрации ККМ, используемые на предприятиях, осуществлять контроль за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях и за соблюдением правил использования ККМ, налагать штрафы на предприятия, а также на физических лиц, виновных в нарушении Закона N 5215-1 и Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг) организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин, утвержденного постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 (далее - Положение по применению ККМ N 745).
    1.6. При проверке предприятий, которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, т.е. с выдачей квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты или других приравненных к чекам документов строгой отчетности, следует проверить правомерность применения данным предприятием документов строгой отчетности.
    1.7. В целях повышения эффективности проверок работа налоговых органов по обеспечению контроля за соблюдением порядка ведения операций с денежной наличностью, получаемой с применением ККМ или БСО при реализации товаров и оказании услуг населению, должна быть организована на постоянной (плановой) основе во взаимодействии с органами налоговой полиции и внутренних дел, другими государственными контролирующими органами, органами местного самоуправления.
    Методика организации планирования проведения проверок и отбора предприятий для проверки приведена в приложении N 2.
    1.8. Права и обязанности должностных лиц, кассиров - операционистов и других материально ответственных лиц предприятий торговли и обслуживания населения в части осуществления расчетов с населением с обязательным применением ККМ и оформления выручки от реализации товаров (работ, услуг) изложены в разделах IV, V и VI Типовых правил эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином России 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила эксплуатации ККМ N 104) во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.
    1.9. Статьей 15.1 КоАП РФ установлено, что совершение нарушений порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций влечет наложение административных штрафов.
    При этом административное наказание налагается как на должностное лицо (в размере от 40 до 50 МРОТ), так и на юридическое лицо (в размере от 400 до 500 МРОТ), допустившее нарушения, так как в соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
 
    


    Примечание. Наложение административных штрафов за правонарушения, ответственность за совершение которых до 01.07.2002 была предусмотрена пунктом 9 Указа N 1006, необходимо осуществлять с учетом требований статьи 1.7 КоАП РФ.
 
    Кроме того, следует иметь в виду, что указанные нарушения относятся к правонарушениям в области финансов.
    Следовательно, административное наказание с соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.
    Также следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.
 

2. Осуществление контроля за соблюдением порядка ведения операций с денежной наличностью

 
    В соответствии с пунктом 9 Порядка применения положений Указа N 1006 (ред. 25.07.2000), утвержденного Госналогслужбой РФ 13.08.94 N ВГ-4-13/94н, Минфином РФ 13.08.94 N 104, ЦБ РФ 16.08.94 N 104 (ред. 17.03.98) и зарегистрированного Минюстом РФ 08.09.94 N 682 (далее - Порядок N 104), работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций организуются в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40.
    При несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются меры административной ответственности.
    При осуществлении контроля за соблюдением порядка ведения операций с денежной наличностью, учитывая расхождения в формулировках нормативных актов, в соответствии с которыми осуществляется указанный контроль, необходимо сначала определить, что является объектом контроля и на кого он возложен.
    Из пунктов 9.2, 9.3 и 9.4 Порядка N 104 следует:
    Контроль за соблюдением организациями порядка осуществления расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм и действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также накопления в кассах наличных денег сверх установленных лимитов возложен на банки.
    На налоговые органы возложено:
    - рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных пунктом 9 Указа N 1006 и статьей 15.1 КоАП РФ, по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки условий работы с денежной наличностью;
    - взыскание штрафов в порядке, установленном налоговым и административным законодательством Российской Федерации;
    - обязанность при установлении в ходе проведения документальных проверок информировать банки, осуществляющие расчетно - кассовое обслуживание данных предприятий, или соответствующие финансовые органы о фактах нарушений условий работы с денежной наличностью.
    В соответствии со статьей 6 Закона N 5215-1 налоговые органы обязаны осуществлять контроль за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях и за соблюдением правил использования ККМ и налагать штрафы на нарушителей Закона N 5215-1 и Положения по применению ККМ N 745.
    В соответствии с пунктом 12 Положения по применению ККМ N 745 оформление кассовых операций осуществляется в соответствии Порядком ведения кассовых операций N 40.
    Таким образом, на налоговые органы возлагается проверка правильности оформления кассовых операций и полноты учета выручки денежных средств на предприятиях.
    Кроме того, необходимо учитывать, что Советом директоров Банка России 19.12.97 N 47 утверждено Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 N 14-П (ред. от 22.01.99) (далее - Положение N 14-П) и приложения к нему, в соответствии с которыми кредитные организации осуществляют возложенный на них контроль.
    Из пункта 1 приложения 7 к Положению N 14-П следует, что при проверке полноты учета выручки наличных денежных средств на предприятиях кредитными организациями осуществляется контроль только за полнотой и своевременностью оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.
    Полнота оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате финансово - хозяйственной деятельности, ими не контролируется.
    Осуществление такого контроля возложено на налоговые органы.
    С учетом изложенного при осуществлении контроля налоговыми органами за соблюдением порядка ведения операций с денежной наличностью, а именно проверки правильности оформления кассовых операций и полноты учета выручки денежных средств на предприятиях, рекомендуется принять в качестве определения и использовать его в дальнейшем при документальном оформлении проверок следующее определение: "Предметом проверки является полнота оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных с применением ККМ (БСО)".
 

3. Порядок осуществления налоговыми органами обязанностей, возложенных на них пунктом 9 Порядка применения положений Указа N 1006

 
    3.1. В связи с возложенной на налоговые органы обязанностью информировать соответствующие банки о фактах нарушений условий работы с денежной наличностью, выразившихся в осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими организациями сверх установленных размеров, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, накоплении в кассе наличных денежных средств сверх установленных лимитов, при установлении их в ходе проведения проверок налоговым органам следует руководствоваться определениями и порядком, установленными Положением N 14-П и Указанием ЦБ РФ "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" от 14.11.2001 N 1050-У.
    При этом следует иметь в виду следующее.
    Пункт 9 Указа N 1006 и статья 15.1 КоАП РФ не распространяются на юридические лица, получающие платеж (письмо ЦБ РФ от 24.11.94 N 14-4/308). Меры административной ответственности за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила Кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений.