Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 358. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

РАСПОРЯЖЕНИЕ Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы от 20.06.2000 N 2138-р "ОБ АНАЛИЗЕ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ"

Дата документа20.06.2000
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Методика

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 июня 2000 г. N 2138-р

 

ОБ АНАЛИЗЕ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 
    Во исполнение п. 5 постановления Правительства Москвы "О проектах законов города Москвы "О приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве" и "О программе приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве" от 20.04.99 N 350 и п. 3 раздела 2 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы "О проекте концепции управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года" от 26.10.99 N 977:
    1. Утвердить:
    - Методику анализа финансового состояния государственных и муниципальных унитарных предприятий. Ежеквартальный и годовой мониторинг (приложение 1);
    - Показатели квартальной статистической отчетности о финансово - хозяйственной деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий (приложение 2);
    - Показатели годовой статистической отчетности для анализа финансово - экономического состояния государственных и муниципальных унитарных предприятий (приложение 3);
    - Требования к составлению заключения по итогам ежегодной аудиторской проверки государственных и муниципальных предприятий (приложение 4).
    2. Управлению имущественных комплексов Департамента:
    - уведомить государственные и муниципальные предприятия собственности Москвы о введении отчетности (приложения 2 и 3);
    - обеспечить начиная с отчетов предприятий за 2000 год заполнение предприятиями, сбор и обработку информации по показателям статистической отчетности (приложения 2, 3);
    - оценивать деятельность московских государственных и муниципальных предприятий по указанной Методике (приложение 1);
    - организовать по результатам работы за 2000 год аудиторские проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий, у которых уставный фонд превышает 5000 минимальных размеров оплаты труда или годовой объем реализации продукции (товаров, услуг) превышает 2500 минимальных размеров оплаты труда.
    3. Управлению информационного обеспечения Департамента:
    - обеспечить техническую возможность обработки информации по показателям статистической отчетности (приложения 2, 3);
    - на основании предложений отраслевых и территориальных органов обеспечения системы ведения и анализа данных показателей бухгалтерских балансов статистической отчетности предприятий;
    - организовать представление органам городского управления, имеющим в ведении государственные и муниципальные унитарные предприятия, информации для проведения анализа финансово - экономического состояния подведомственных государственных и муниципальных унитарных предприятий.
    4. Установить, что:
    - в дополнение к стандартам аудиторской деятельности при проведении аудиторской проверки предприятий должны быть учтены требования приложения 4;
    - предприятия должны выбрать аудиторов из рекомендованных органами городского управления, в ведении которых находятся предприятия, либо аккредитованных при соответствующем органе;
    - в договоре на проведение аудиторской проверки предприятия предусматривается обязательство аудиторской организации о предоставлении ею в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы и орган исполнительной власти города, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по одному экземпляру отчета, в том числе аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия в составе вводной, аналитической и итоговой частей, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
    5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Департамента Черепова Н.И.
 

Руководитель Департамента
О.М. ТОЛКАЧЕВ

 
 
    

Приложение 1
к распоряжению Департамента
государственного и муниципального
имущества города Москвы
от 20 июня 2000 г. N 2138-р

 

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ И ГОДОВОЙ МОНИТОРИНГ

 

1. Введение

 
    Методика предназначена для анализа финансового состояния государственных и муниципальных унитарных предприятий.
    1. Главными задачами финансового анализа являются:
    - определение основных показателей финансово - хозяйственной деятельности предприятия и их динамики;
    - определение эффективности деятельности предприятия в целом;
    - определение эффективности использования городского государственного и муниципального имущества;
    - создание основы для принятия оптимальных управленческих решений;
    - определение бюджетной эффективности и социальной значимости предприятия.
    2. Методика разработана на основе общепринятых подходов к анализу и заключается в построении системы аналитических коэффициентов, характеризующих деятельность предприятия с различных сторон.
    Источниками информации для проведения финансового анализа являются:
    - данные бухгалтерского (финансового и управленческого) учета предприятия;
    - данные бухгалтерской отчетности предприятия;
    - данные производственного (оперативного и итогового) учета.
    3. Для проведения анализа используются показатели квартальной статистической отчетности о финансово - хозяйственной деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий и годовой статистической отчетности для анализа финансово - экономического состояния государственных и муниципальных унитарных предприятий.
    Показатели рассчитываются предприятием самостоятельно либо с привлечением сторонних специалистов.
    Показатели квартальной статистической отчетности о финансово - хозяйственной деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий рассчитываются ежеквартально, поэтому данные, отражаемые в учете и отчетности нарастающим итогом (такие, как выручка, прибыль), требуют приведения к квартальному значению (путем вычитания из данных за отчетный период данных за предыдущий период).
    Показатели годовой статистической отчетности для анализа финансово - экономического состояния государственных и муниципальных унитарных предприятий рассчитываются по итогам отчетного года.
    4. Государственные и муниципальные предприятия, подлежащие обязательному ежегодному аудиту, обязаны представить заключение аудитора о достоверности рассчитанных показателей.
 

2. Методика оценки аналитических показателей

 
    Для анализа представленных показателей применяется общепринятая Методика оценки динамики показателей, сравнения данных со среднеотраслевыми значениями, а также показателями лучших в отрасли предприятий. Рекомендуемая Методика рассчитана на ее применение подготовленным пользователем, имеющим базовые знания по курсу "Экономический анализ".
    Проведение анализа целесообразно разбить на несколько этапов.
    1. Определение целей анализа.
    В качестве целей анализа могут выступать:
    - оперативный (текущий) контроль за финансовым состоянием;
    - оценка ликвидности (наличия признаков банкротства);
    - комплексный анализ финансового состояния;
    - анализ имущественного комплекса;
    - другие цели.
    В зависимости от цели анализа в качестве исходной информации используются различные показатели отчетности, а также различная методика их оценки.
    2. Оценка надежности информации, содержащейся в представленной отчетности.
    Некоторой гарантией надежности годовых форм отчетности является наличие положительного аудиторского заключения о ее достоверности. При получении квартальной отчетности рекомендуется просмотреть аудиторское заключение за предыдущий год для определения "рисковых" позиций, по поводу расчета которых аудиторы высказывали сомнения или не определились во мнении.
    Внешним фактором ненадежности информации может служить наличие незаполненных ячеек показателей, явные ошибки в определении размерности, указание значений в рублях, если требуется оценить долю, отсутствие каких-либо примечаний к отчетности и т.п.
    3. Оценка значительных колебаний значений показателей.
    При просмотре представленных форм отчетности визуально сравниваются показатели за ряд смежных периодов. При наличии в ряду показателя(ей), резко отличающихся от предыдущих (последующих), следует выделить данный(ые) показатель(и) маркером или иным образом.
    Для определения параметра "значительных колебаний" используется опыт и субъективное мнение пользователя отчетности. В качестве ориентировочного критерия под значительным колебанием можно понимать отклонение показателя в 2 раза и более от предыдущего значения.
    Следует определить значимость показателя, в котором обнаружены значительные колебания. Резкие колебания показателей, имеющих решающее значение для целей анализа, оцениваются в первую очередь. Например, при анализе признаков банкротства решающее значение будет иметь колебание показателей просроченной задолженности, при этом резкие колебания оборачиваемости запасов будут не столь существенны.
    Причины резких колебаний ключевых показателей анализа должны быть выяснены пользователем, а также должны быть оценены возможные пути нормализации состояния (при необходимости).
    4. Проведение сравнительного анализа и определение места предприятия в группе.
    Для проведения таких исследований необходимы статистические данные средних показателей на уровне подотрасли. Тенденции оцениваются динамикой показателей в приближении к группе "среднеотраслевые показатели - показатели лучшего в отрасли предприятия". Динамика отдаления от данной группы расценивается как неблагоприятная. Превышение показателей предприятия над показателями лучшего в отрасли (подотрасли) предприятия расценивается как неблагоприятная тенденция, если только речь не идет о формировании нового лидера в отрасли (подотрасли), то есть улучшение показателей наблюдается по всему комплексу.
    5. Формирование результатов анализа и принятие управленческих решений.
    Результаты анализа могут быть оформлены в виде графиков, схем, диаграмм, таблиц и в текстовом изложении. Результаты должны быть наглядными и достаточными для обоснования предлагаемых управленческих решений.
 

3. Инструкция - указания по заполнения форм статистической отчетности

 
    3.1. Заполнение форм квартальной отчетности.
    Разделы 1-14 составляются ежеквартально по состоянию на 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября. Форма квартальная представляется государственными унитарными предприятиями:
    - в Департамент государственного и муниципального имущества города Москвы в составе квартального (годового) отчета в сроки, установленные для предоставления бухгалтерской отчетности.
    Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, прилагают к квартальной форме за IV квартал аудиторское заключение, составленное в соответствии с требованиями к составлению специального заключения по итогам ежегодной аудиторской проверки государственных и муниципальных унитарных предприятий.
 

ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗДЕЛОВ 1-10

 

N п/п Наименование показателя Значение показателей за текущий и предыдущий периоды Номер пункта в примечании к таблице
За аналогичный период прошлого года. За ___ квартал _____ года За ___ квартал ____ года За ___ квартал ____ года За ___ квартал ____ года За текущий период. За ___ кв. 200__ года
 В отчетности за IV квартал 1999 года IV квартал 1998 года I квартал 1999 года II квартал 1999 года III квартал 1999 года IV квартал 1999 года  
 В отчетности за I квартал 2000 года I квартал 1999 года II квартал 1999 года III квартал 1999 года IV квартал 1999 года I квартал 2000 года  
 В отчетности за II квартал 2000 года II квартал 1999 года III квартал 1999 года IV квартал 1999 года I квартал 2000 года II квартал 2000 года  
 В отчетности за III квартал 2000 года III квартал 1999 года IV квартал 1999 года I квартал 2000 года II квартал 2000 года III квартал 2000 года  
 В отчетности за IV квартал 2000 года IV квартал 1999 года I квартал 2000 года II квартал 2000 года III квартал 2000 года IV квартал 2000 года  
        
        

 
    Раздел 12 заполняется на основании данных аналитического учета. Заполнение формы рекомендуется начать с классификации обязательств предприятия, отраженных в учете на конец квартала. Затем в графу "Активы" переносятся данные о сумме денежных средств и стоимости быстроликвидных ценных бумаг предприятия на конец квартала. Данные о величине среднеликвидных и трудно (медленно) реализуемых активах заполняются по методике, применяемой предприятием для составления прогнозного платежного баланса. В случае отсутствия такой методики в строках активов производится запись "нет данных".
    Пример.
 

ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ НА 1 АПРЕЛЯ 2000 ГОДА

 

(в тысячах рублей)

Активы Сумма Сумма Кредиторская задолженность
Быстроликвидные активы   Срочные платежи
Денежные средства на счетах и в кассе предприятия 4300 12380 Сумма просроченной задолженности
Высоколиквидные ценные бумаги, в том числе векселя 0   
Среднеликвидные активы   Среднесрочные обязательства
До 30 дней Нет данных 6870 До 30 дней
От 30 до 90 дней Нет данных 34567 От 30 до 90 дней
От 90 до 180 дней Нет данных 4560 От 90 до 180 дней
От 180 дней до года Нет данных 0 От 180 дней до года
Трудно (медленно) реализуемые активы   Долгосрочные обязательства
Свыше 1 года Нет данных 0 Свыше 1 года
Неликвидные активы Нет данных x x

 
    3.2. Заполнение форм годовой отчетности.
    Форма годовая представляется государственными унитарными предприятиями:
    - в Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы в составе квартального (годового) отчета в сроки, установленные для представления бухгалтерской отчетности.
    Предприятия, подлежащие обязательному аудиту, прилагают к форме годовое за отчетный год аудиторское заключение, составленное в соответствии с требованиями к составлению специального заключения по итогам ежегодной аудиторской проверки государственных и муниципальных унитарных предприятий.
 

N п/п Наименование показателя Рекомендации по заполнению
1 2 3
 Раздел 1. ДАННЫЕ О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 Основные виды деятельности предприятий, их доля в общем объеме выручки, % Для определения основных видов деятельности предприятия рекомендуется придерживаться 5% порога доли вида в объеме выручки
 Из них частично или полностью дотируемые из бюджета или внебюджетных фондов, % Указывается вид деятельности и степень дотирования (в том числе на покрытие выпадающих доходов и убытков), например, 100% (означает - вид деятельности полностью дотируется из бюджета), 50% (то есть 50% отпускных цен покрываются потребителем, а 50% - бюджетом и т.п.). При невозможности определить долю дотирования указывается "част." (частичное дотирование)
 Перечень наиболее крупных покупателей и их доля в объеме выручки за год, % Ориентировочное количество покупателей, сведения о доле продаж которым включаются в отчет: от 5 до 10
 Перечень географических рынков деятельности и их доля в объеме выручки, % При широком региональном рынке сбыта рекомендуется указывать регионы с долей продаж свыше 5%
 Объем выручки по прекращенным видам деятельности, тысяч рублей Например, в первом полугодии предприятие получило выручку от деятельности столовой предприятия в 39 тысяч рублей, в конце июня столовая была передана на баланс муниципалитета. В данной строке должно быть указано: 39. К прекращенным видам деятельности не относятся временно приостановленные, сезонные и аналогичные виды деятельности
 Перечень долгосрочных контрактов (договоров) и предполагаемый объем выручки (дохода) в тысячах рублей Приводятся данные только о долгосрочных контрактах, договорах, предусматривающих реальные обязательства предприятия (поставки, аренды, лизинга и т.п.). Если сумма обязательств указана в условных единицах или иностранной валюте, их величина указывается в примечаниях, а в таблице указывается сумма в пересчете на рубли по курсу на конец года. Сведения о контрактах, заключенных без ограничения срока, не содержащих конкретных обязательств, не приводятся
 Структура основных статей расходов в общем объеме затрат, % Структура затрат может устанавливаться предприятием
 Финансовые доходы и расходы, тыс. рублей Заполняется по данным аналитического учета