Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 351. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

УКАЗАНИЕ Москомархитектуры от 04.02.2002 N 14 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ"

Дата документа04.02.2002
Статус документаДействует
МеткиУказания · Рекомендации

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ

 

УКАЗАНИЕ
от 4 февраля 2002 г. N 14

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 
    1. Утвердить Рекомендации по проектированию социальных приютов для детей и подростков, разработанные ГУП МНИИП "Моспроект-4" и согласованные Москомархитектурой и Комитетом социальной защиты населения Москвы.
    2. Управлению перспективного проектирования и нормативов (Зобнин А.П.) совместно с ГУП "НИАЦ" (Дронова И.Л.) обеспечить издание и распространение Рекомендаций по заявкам заинтересованных организаций.
    3. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на начальника Управления перспективного проектирования и нормативов Зобнина А.П.
 

Первый заместитель председателя
Ю.П. ГРИГОРЬЕВ

 
 
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЮТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

Предисловие

 
    1. Разработаны: ГУП МНИИП "Моспроект-4" (архитекторы Любомудрова К.И., Кряжевских М.А., инженер Тихомирова И.Б.).
    2. Подготовлены к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
    3. Согласованы: Комитетом социальной защиты населения г. Москвы, Москомархитектурой.
    4. Утверждены и введены в действие указанием Москомархитектуры от 04.02.2002 N 14.
 

Введение

 
    Социальные приюты для детей и подростков (далее - СП) являются стационарными реабилитационными, учебно - воспитательными учреждениями временного проживания, которые оказывают на территории административных округов г. Москвы, обслуживаемых ими, социальную помощь безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним, детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей или законных представителей, и осуществляют комплекс мер по их социальной реабилитации.
    Являясь промежуточной ступенью между улицей и различными типами воспитательно - образовательных учреждений, СП за время, необходимое для юридического решения дальнейшей судьбы ребенка, должны обеспечивать: все типы диагностики физического и психического состояния воспитанника, комплексную медицинскую, психолого - педагогическую, социальную реабилитацию и социально - трудовую адаптацию несовершеннолетних, проживание и коррекционное обучение.
 

1. Область применения

 
    1.1. Настоящие Рекомендации разработаны для г. Москвы как дополнение к нормативным документам в строительстве и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих СП.
    1.2. Настоящие Рекомендации устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно - планировочным решениям и инженерному оборудованию СП.
    1.3. Проектирование СП должно вестись в соответствии с положениями настоящих Рекомендаций, а также требованиями нормативно - методических документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы.
 

2. Нормативные ссылки

 
    В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно - методические документы:
    2.1. СНиП 10.01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
    2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
    2.3. СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
    2.4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
    2.5. СНиП 2.04.09-84 "Пожарная автоматика зданий и сооружений".
    2.6. СНиП 2.04.05-91* "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха".
    2.7. СП 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений".
    2.8. СП 2.2.1/2.1.1.1076-01 "Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий".
    2.9. СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений".
    2.10. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
    2.11. МГСН 4.15-98 "Общеобразовательные учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
    2.12. МГСН 1.01-99 "Нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы".
    2.13. МГСН 4.12-97 "Лечебно - профилактические учреждения".
    2.14. МГСН 2.06-99 "Естественное, искусственное и совмещенное освещение".
    2.15. МГСН 2.05-99 "Инсоляция и солнцезащита".
    2.16. МГСН 2.01-99 "Энергосбережение в зданиях".
    2.17. МГСН 4.07-96 "Дошкольные учреждения".
    2.18. Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи, М., 2000 г.
    2.19. Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы, М., 1997 г.
 

3. Общие положения

 
    3.1. Назначением СП является оказание социальной поддержки безнадзорным и беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, оказание правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи, дальнейшее жизнеустройство.
    3.2. Основными направлениями деятельности СП являются:
    - выявление безнадзорных и беспризорных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей;
    - обеспечение временного проживания безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;
    - осуществление медико - психологической, социально - психологической и психолого - педагогической диагностики, направленной на определение форм и степени их социальной дезадаптации;
    - организация индивидуальных психо - коррекционных мероприятий;
    - организация мероприятий по социально - педагогической реабилитации;
    - оказание помощи подросткам в профориентации и трудовой адаптации;
    - организация мероприятий по культурно - эстетическому и физическому воспитанию;
    - организация мероприятий, направленных на обеспечение защиты юридических прав и законных интересов безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;
    - организация мероприятий, направленных на дальнейшее устройство несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей.
    3.3. Деятельность СП определяется следующими принципами:
    - возможность оперативной корректировки содержания, форм и методов диагностики, коррекции, реабилитации и адаптации в соответствии с индивидуальными особенностями детей и подростков;
    - системность и ситуативность подходов к процессам реабилитации, образования, воспитания, оздоровления и развития детей и подростков;
    - последовательность и неуклонность в юридической защите прав и интересов, а также судьбы ребенка и возвращение его обществу.
    3.4. Контингент воспитанников СП составляют беспризорные и безнадзорные дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет:
    - оставшиеся без попечения родителей или законных представителей опеки;
    - проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
    - самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно - воспитательных учреждений закрытого типа;
    - не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
    - заблудившиеся или подкинутые;
    - оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.
    В СП не могут быть помещены несовершеннолетние, страдающие алкоголизмом, наркоманией, психически больные с выраженными симптомами болезни и лица, совершившие преступления. В случае выявления указанных патологий в период нахождения в СП несовершеннолетние помещаются в соответствующие лечебно - профилактические учреждения органов здравоохранения или в воспитательные учреждения органов внутренних дел.
    3.5. Воспитанники находятся в СП в течение 6 месяцев, в отдельных случаях (невозможности быстрого решения всех юридических и моральных проблем) этот срок может быть увеличен на время, необходимое для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с действующим законодательством. Из указанного срока 1 месяц воспитанники проводят в приемном отделении.
    3.6. СП должно быть полностью рассчитано на использование внутренней инфраструктуры. Его воспитанники не могут посещать общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, УПК, культурно - массовые и спортивные и т.п. Функции этих учреждений должны быть обеспечены в СП за счет соответственной расширенной номенклатуры помещений.
    3.7. Оптимальной вместимостью СП является 70 мест, в том числе 20 мест - приемное отделение, 50 мест - стационарное отделение.
    3.8. Состав и площади помещений СП должны определяться в соответствии с разделом 5 настоящих Рекомендаций и уточняются в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
 

4. Требования к размещению, участку и территории

 
    4.1. СП следует размещать в периферийной зоне города.
    4.2. Размеры и составы зон участков определяются заданием на проектирование или проектом с учетом положений настоящего раздела.
    4.3. Здания СП следует размещать на обособленных земельных участках. Расстояние от зданий СП до красной линии и от границы земельного участка СП до стен жилых домов следует принимать в соответствии с МГСН 4.06-96.
    4.4. Площадь участка СП принимается из расчета 80-120 кв. м на 1 место с учетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера.
    4.5. В составе территории участка СП предусматриваются следующие зоны:
    - общественная и проживания;
    - физкультурно - оздоровительная;
    - изолятора;
    - приемного и карантинного отделений;
    - хозяйственная.
    4.6. В зоне размещения функциональных блоков общественного назначения и проживания у главного входа рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов воспитанников.
    4.7. В физкультурно - оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать игровые и спортивные площадки, теневые навесы для отдельных групп детей.
    Площадь игровых площадок следует принимать 6-8 кв. м на 1 ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто - песчаный покров. Теневые навесы - 2 кв. м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения занятий с детьми на воздухе. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и ветрозащитные стенки с двух - трех сторон.
    На игровых площадках для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать следующее оборудование: качели, качалки, грибки, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столы для игр с песком, а также оборудование для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, перелезания).
    Для детей среднего и старшего школьного возраста рекомендуется предусматривать: комбинированную площадку для спортивных игр 60 x 40 м; гимнастическую площадку 15 x 16 м.
    4.8. Площадку для игры с мячом следует располагать на расстоянии не менее 25 м от окон здания, а при наличии ограждения высотой 3 м - не менее 15 м. Площадки для занятий физкультурой - на расстоянии не менее 10 м.
    4.9. Изолятор и приемное отделение должны иметь самостоятельные выходы на участок: изолятор - 1 выход, приемное отделение - 2 выхода (для санпропускника и карантинного отделения).
    4.10. Изолятор и приемное отделение должны иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда специального транспорта для доставки вновь прибывающих детей и эвакуации заболевших.
    4.11. В зоне приемного отделения (карантинного отделения) следует предусматривать теневые навесы (2 кв. м на 1 место) с примыкающими игровыми площадками (6-8 кв. м на 1 место) из расчета одновременного присутствия 50-60% детей, находящихся в приемном отделении. Зона приемного отделения должна быть удалена от физкультурно - оздоровительной зоны СП и иметь ограждение высотой не менее 2 м.
    4.12. Площадь озеленения должна составлять не менее 40% от общей площади участка в соответствии с СП 2.4.2.782-99. В зеленой зоне рекомендуется предусматривать газоны с низкорастущими декоративными растениями. Учитывая специфику контингента воспитанников, не допускается применение посадок деревьев и кустарников (исключение возможности спрятаться).
    4.13. Хозяйственная зона должна иметь отдельный въезд (вход) и размещаться со стороны производственных помещений столовой. На ее территории допускается размещать гараж служебных машин, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п.
    4.14. Земельный участок СП должен иметь глухое ограждение высотой не менее 2 м с проходной для охраны в соответствии с требованиями СН 441-72*.
    4.15. Участок СП должен быть освещен в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95.
    4.16. На участке СП должно быть предусмотрено не менее двух въездов (один хозяйственный), проезды должны иметь твердое покрытие и ширину не менее 3 м; планировка участка должна обеспечивать подъезды пожарных машин ко всем зданиям, а также объезды вокруг них (СНиП 21-01-97*).
    4.17. Для автомашин сотрудников СП следует предусматривать открытую стоянку в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99.
 

5. Требования к архитектурно - планировочным решениям и инженерному оборудованию

 

Общие требования

 
    5.1. В состав СП входят следующие функциональные группы помещений:
    - вестибюльная;
    - приемного отделения;
    - социально - правовой помощи;
    - диагностики социальной дезадаптации;
    - проживания (стационарное отделение);
    - общего образования и начальной профессиональной подготовки;
    - лечебно - реабилитационная (психолого- и медико - коррекционные, медицинская);
    - досуговая и физкультурно - оздоровительная;
    - изолятора;
    - питания;
    - административно - бытовая;
    - хозяйственного обслуживания.
    Архитектурно - планировочные решения СП должны учитывать требования функционального зонирования помещений с учетом осуществляемой в них деятельности.
    Различные функциональные группы помещений, рассчитанные на работу с детьми, помимо своих основных функций, должны обеспечивать также коррекционную функцию, что учитывается составом и площадями их помещений и должно быть отражено в архитектурно - планировочных решениях.
    5.2. При проектировании помещений СП рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными в приложении. Рекомендуемые площади помещений в зависимости от конкретных планировочных и конструктивных решений могут быть откорректированы (уменьшены или увеличены) на 15%.
    5.3. Функциональные группы помещений могут размещаться в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. Учитывая специфику контингента воспитанников, необходимо предусмотреть возможность полной изоляции отдельных блоков. В случае непосредственного примыкания корпусов (блоков) должны предусматриваться пожарные отсеки площадью не более 5000 кв. м, разделяемые противопожарными стенами 1-го типа (в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02-89*), а из каждого пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, один из входов допускается предусматривать в соседний блок.
    5.4. Здания СП не должны превышать 3 этажей (СП 2.4.2.782-99, п. 2.3.4).
    5.5. Объемно - планировочная структура здания должна обеспечивать оптимальные условия осуществления протекающих в нем функциональных процессов, отражать специфику учреждения и обеспечивать комфортные условия эксплуатации и необходимую связь с участком.
    5.6. Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. Лестничные марши и площадки должны иметь защитное ограждение на всю высоту. Лестничные марши должны быть оборудованы поручнями на разной высоте (0,9 м и 0,7-0,75 м) в соответствии с положениями Пособия к МГСН 4.05-95.
    Ширину дверей основных помещений следует принимать не менее 1 м.
    Ширину коридоров в группах помещений административно - бытового, методического и хозяйственного назначения следует принимать не менее 1,4 м, а во всех группах помещений, рассчитанных на работу с детьми, - не менее 2,2 м.
    Ширина рекреационных помещений должна приниматься не менее 4 м.
    5.7. Высота наземных этажей здания СП должна быть не менее 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота зрительного зала принимается не менее 3,6 м, высота спортзала - 6 м (до низа несущих конструкций).
    5.8. Внутренняя отделка помещений СП должна быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органами госсанэпиднадзора Минздрава РФ, допускающих влажную уборку, а также применение дезинфицирующих средств.
    5.9. Все помещения групп общего образования, начальной профессиональной подготовки и лечебно - реабилитационных помещений, рассчитанные на пребывание детей, должны быть оборудованы умывальниками.
    5.10. В помещениях рекреаций, фойе и холлах рекомендуется организовывать уголки релаксации с зелеными насаждениями, фонтанчиками, аквариумами и т.д.
    5.11. Естественное освещение в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99.