Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 881. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

РАСПОРЯЖЕНИЕ первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 30.11.95 N 1143-РЗП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ"

Дата документа30.11.1995
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Состав

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕРА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 ноября 1995 г. N 1143-РЗП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ"

 
    В целях развития и совершенствования нормативной базы проектирования и строительства в городе Москве утвердить и ввести в действие с 1 января 1996 года Московские городские строительные нормы "Школы - интернаты для детей - инвалидов" (приложение), разработанные в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.11.94 N 992 "О комплексной программе по разработке и выпуску Московских городских строительных норм и правил, отраслевых стандартов и технических условий для строительства в городе Москве".
 

Первый заместитель Премьера
Правительства Москвы
В.И. РЕСИН

 
 
    

Приложение
к распоряжению первого заместителя
Премьера Правительства Москвы
от 30 ноября 1995 г. N 1143-РЗП

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ

МГСН 4.05-95

Срок введения в действие с 1 января 1996 года

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
    1. Разработаны МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор. Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.) при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санитарные врачи Пронина Л.И., Добышев К.А.).
    2. Внесены Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения.
    3. Подготовлены к утверждению и изданию Архитектурно - техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
    4. Согласованы УГПС ГУВД г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Департаментом образования г. Москвы.
    5. Приняты и введены в действие распоряжением первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. N 1143-РЗП.
 
    Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Москомархитектуры.
 
    Дата введения 1996-01-01
 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 
    1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточнение к федеративным нормативным документам в строительстве, в т.ч. по проектированию общественных зданий и среды жизнедеятельности инвалидов, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих школ - интернатов для детей - инвалидов.
    1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно - планировочным решениям и инженерному оборудованию школ - интернатов для детей - инвалидов.
    1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.
    Пункты настоящих норм, отмеченные знаком !, являются обязательными.
 

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 
    2.1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
    2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
    2.3. СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы".
    2.4. СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений".
    2.5. ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".
 

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
    3.1. Рекомендуемая номенклатура типов школ - интернатов для детей и подростков с недостатками физического и умственного развития и уровень обеспечиваемого воспитанникам образования приводятся в таблице 3.1.
 

Таблица 3.1

Рекомендуемые номенклатура типов школ - интернатов, контингент воспитанников и уровень даваемого образования

N п/п Назначение школы - интерната Уровень даваемого образования
1. Для умственно отсталых детей Неполное среднее
2. Для слепых и слабовидящих детей Полное среднее
3. Для глухих и слабослышащих детей Полное среднее
4. Для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата Полное среднее
5. Для детей больных сколиозом Полное среднее
6. Для детей с недостатками речи Неполное среднее

 
 
    3.2. В школах - интернатах для инвалидов, как правило, содержатся дети школьного возраста; в учреждениях, обеспечивающих неполное среднее образование (девятилетнее), - 7-16 лет; полное среднее (одиннадцатилетнее) - 7-19 лет.
    
    Примечания:
    1. С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывающих в школах - интернатах, могут быть увеличены и в соответствии с заданием на проектирование в состав школ - интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей 3-7 лет.
    2. В школах - интернатах для умственно отсталых детей могут быть организованы группы - классы, в которых детям - инвалидам 2-19 лет обеспечивается только начальное образование.
 
    3.3. Школы - интернаты, как правило, обеспечивают круглосуточное пятидневное пребывание воспитанников. В некоторых случаях в интересах детей допускается только дневное пребывание воспитанников. При наличии сирот школы - интернаты обеспечивают им круглогодичное пребывание в учреждении, включая выходные дни и школьные каникулы.
    3.4.! Школы - интернаты для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания:
    - проживание;
    - питание;
    - санитарно - гигиеническое обслуживание;
    - воспитание, обучение;
    - культурно - массовое обслуживание;
    - медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию);
    - социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей);
    - административно - бытовое обслуживание.
    3.5.! Все типы школ - интернатов, за исключением школ для слепых и слабовидящих детей, должны быть рассчитаны на пребывание инвалидов - колясочников. Ориентировочное расчетное число колясочников в школах - интернатах для детей с поражением опорно - двигательного аппарата следует принимать 20-30% от вместимости, в остальных типах учреждений - 2-3% от вместимости.
 
    Примечание.
    Школы - интернаты, так же, как и все остальные учреждения, должны быть рассчитаны на посетителей - инвалидов, пользующихся колясками.
 
    3.6. Количество этажей в зданиях, как правило, следует принимать не более трех. В случае, если в состав школ - интернатов входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа.
 
    Примечание.
    На затесненных территориях в школах - интернатах для умственно отсталых детей, для глухих и слабослышащих, для детей, больных сколиозом, для детей с недостатками речи число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Госпожнадзора.
 
    3.7. При числе этажей более двух школы - интернаты должны быть оборудованы лифтами по расчету. В двухэтажных зданиях школ - интернатов для детей с поражением опорно - двигательного аппарата наличие лифтов обязательно; в остальных типах школ - интернатов - наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В школах интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно - двигательного аппарата кроме лифтов следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, имеющими предел огнестойкости не менее 2 часов.
    Ширина лестничных маршей и пандусов в школах - интернатах для детей - инвалидов должна быть не менее 1,8 м.
    3.8. Вместимость школ - интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться заданием на проектирование.
    При общей вместимости более 160 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также учебного и первичного медицинского обслуживания.
    Актовый и спортивный залы, а также бассейн следует предусматривать общими на все учреждение.
    3.9. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
    3.10.! Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках.
    3.11.! В учреждениях для детей с нарушениями зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями и др. для облегчения ориентации детей в пространстве.
    3.12.! Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования "Общественные здания и сооружения", "Противопожарные нормы", "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения", а также другими нормативными документами, действующими в г. Москве.
 

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ

    
    4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 140-160 кв. м на 1 место при вместимости до 160 мест и 120-140 кв. м на 1 место при вместимости свыше 160 мест.
 
    Примечание.
    На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20%.
 
    4.2.! В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:
    а) зона проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;
    б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;
    в) зона изолятора, приемного и карантинного отделений;
    г) зона огорода, ягодника, живого уголка;
    д) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.
 
    Примечание.
    На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ - интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов.
 
    4.3. Площадь игровых площадок принимается 6-8 кв. м на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто - песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв. м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол, должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону. Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов, относящихся к одной жилой секции (п. 5.6).
    4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:
    - для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазанья, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха;
    - для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.
 
    Примечания:
    1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
    2. К песочным дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.
 
    4.5. На территории школ - интернатов, за исключением школ - интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.
    Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8 х 1,5 м; для волейбола 9 х 18 м; для футбола - 40 х 60 м; для бадминтона - 13,5 х 6м; для физической культуры - 80-100 кв. м. Набор площадок и их размер определяются в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
    4.6. Огород - ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из расчета: огород - ягодник - 0,4-0,6 кв. м на одного ребенка, площадка для живого уголка - 0,2-0,4 кв. м на одного ребенка.
    4.7. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% площади участка.
    4.8. Вопросы размещения школ - интернатов для детей - инвалидов в системе застройки населенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории г. Москвы и ЛПЗП.
    4.9.! Территория школ - интернатов должна быть огорожена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.
    При въезде на территорию следует предусматривать проходную.
    4.10.! Изолятор (приемно - карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных машин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.
    4.11.! Норма расхода воды при наружном пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно - питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.
 

5. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО - ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ

 
    5.1.! В состав школ - интернатов входят следующие основные группы помещений:
    - помещения проживания детей;
    - помещения учебно - профессиональной подготовки;
    - помещения обслуживания (включающие помещения культурно - массового, медицинского, административно - бытового обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
    - изолятор, приемно - карантинное отделение;
    - хозяйственные сооружения.
    5.2.! Помещения проживания детей, помещения учебно - профессиональной подготовки и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом в случае непосредственного примыкания между блоками должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа.
    Изолятор, совмещенный с приемно - карантинным отделением, допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.) должны располагаться в отдельном корпусе или блоке, размещаемом в специальной зоне, с отдельным въездом.
    Независимо от вместимости учреждений помещения административно - бытового обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.
    5.3.! Здания школ - интернатов следует проектировать не ниже II-й степени огнестойкости.
    5.4.! Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных типов:
    - для детей - дошкольников - по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют единый блок связанных друг с другом помещений;
    - для детей школьного возраста - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров).
 
    Примечание.
    Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу 1 (детского сада), так и по типу 2 (коридорной системы).
 
    5.5.! Численность детей должна составлять:
    - в дошкольных группах 6-8 человек;
    - в группах - классах детей школьного возраста: для глухих детей - 8 чел., для слабослышащих, для детей с нарушением опорно - двигательного аппарата - 10 чел., для больных сколиозом - 10-12 чел., в остальных типах учреждений - 8-10 чел.
 
    Примечания:
    1. Формирование и комплектование ячеек следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов (групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка.
    2. Численность групп детей с физическими недостатками и умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4-6 человек.
 
    5.6.! Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на 2-4 группы; для школьников - на 4-8 групп - классов.
    В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход.
    Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для каждой секции, или через главный вестибюль.
 
    Примечание.
    Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль.
 
    5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов должны организовываться через раздевальные. В секциях для дошкольников раздевальные должны входить в состав помещений каждой жилой группы на 6-8 человек. Допускается организация общей раздевальной на 2 жилых группы для дошкольников.
    В случае, если входы в группы жилых помещений для детей школьного возраста предусматриваются для секции или учреждения через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем, они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы.
    В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с водяным подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.
    5.8. В школах - интернатах для детей с заболеваниями опорно - двигательного аппарата все спальные комнаты должны быть рассчитаны на проживание вместе с другими одного инвалида - колясочника. В остальных типах школ - интернатов (за исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей) - 10-15% спальных комнат для каждой возрастной группы.
    5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в помещении, смежном с групповой.
    Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
    Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.1.
 

Таблица 5.1

Рекомендуемое размещение санитарных узлов для детей, состав помещений и оборудования

N п/п Тип помещений проживания Расположение санитарного узла Тип санитарного узла Состав санитарного оборудования
1. Жилая группа помещений по типу детского сада В составе помещений групповой ячейки Общая туалетная Два унитаза в кабинках, огороженных экранами, один душевой рожок с поддоном три умывальника две ногомойки
2. Жилая группа помещений по типу коридорной системы 1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на секцию, располагаются в коридоре 1. Уборные для мальчиков и девочек На каждые 15-20 мест:
по два унитаза для мальчиков и для девочек писсуар в уборной для мальчиков
2. Кабины личной гигиены для девочек умывальник биде
3. Умывальные для мальчиков и девочек по три умывальника по две ногомойки