Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 874. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Московской области от 14.03.2001 N 67/9 "О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКСПЕРИМЕНТ ПО КОМПЛЕКСНОМУ ПОДХОДУ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ"

Дата документа14.03.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень · Состав

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2001 г. N 67/9

 

О ПРОГРАММЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКСПЕРИМЕНТ ПО КОМПЛЕКСНОМУ ПОДХОДУ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ"

 
    Правительство Московской области постановляет:
    1. Утвердить Программу Правительства Московской области "Эксперимент по комплексному подходу к строительству индивидуальных жилых домов" (приложение 1).
    2. Утвердить состав рабочей группы по оказанию содействия в реализации мероприятий Программы (приложение 2).
    3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области В.Ю. Голубева.
 

Губернатор Московской области
Б.В. ГРОМОВ

 
 
    

Приложение 1
к постановлению Правительства
Московской области
от 14 марта 2001 г. N 67/9

 

ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭКСПЕРИМЕНТ ПО КОМПЛЕКСНОМУ ПОДХОДУ К СТРОИТЕЛЬСТВУ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ"

 

ПАСПОРТ

 

Наименование Программы Программа Правительства Московской области "Эксперимент по комплексному подходу к строительству индивидуальных жилых домов" (далее - Программа)
Дата принятия решения о разработке Программы (наименование соответствующего нормативного акта) Постановление Губернатора Московской области от 11.09.2000 N 323-ПГ "О проведении эксперимента по комплексному подходу к строительству индивидуальных жилых домов на территории Московской области"
Государственный заказчик Программы Министерство строительного комплекса Московской области
Заказчик Государственное унитарное предприятие Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области"
Цель и задачи Программы Отработка методов управления процессом строительства индивидуальных жилых домов в Московской области за счет внебюджетных средств. Строительство в течение трех лет около 500 тыс. кв. метров жилой площади в индивидуальных жилых домах, доступной гражданам со средним уровнем доходов
Сроки и этапы реализации Программы 2001-2003 годы, в том числе: 2001 г. - 48620 кв. м, 2002 г. - 238600 кв. м, 2003 г. - 216020 кв. м
Основные мероприятия Программы - сбор и оформление разрешительной документации и предварительная градостроительная проработка размещения объектов строительства;
 - принятие решения о проектировании и строительстве в соответствии с действующим порядком;
 - разработка проектно - сметной документации;
 - отвод земельных участков в аренду на период строительства и изменение их целевого назначения в необходимых случаях;
 - выбор инвесторов на конкурсной основе;
 - выбор подрядных строительных организаций на конкурсной основе;
 - строительство индивидуальных жилых домов;
 - реализация индивидуальных жилых домов
Исполнители основных мероприятий - Министерство имущественных отношений Московской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области;
- проектно - изыскательские и подрядные строительные организации, определяемые на конкурсной основе;
- организации - инвесторы, определяемые на конкурсной основе
Ориентировочные объемы и источники финансирования Программы Внебюджетные источники финансирования. Ориентировочный объем финансирования - 4290,0 млн. рублей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Обеспечение индивидуальным жильем около 4000 семей. Привлечение внебюджетных средств на решение социальных задач в сумме 643,3 млн. рублей. Дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней в сумме 566 млн. рублей. Совершенствование нормативно - правовой базы Московской области по строительству индивидуальных жилых домов
Организация контроля за реализацией Программы Министерство строительного комплекса Московской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований обобщает поступающие от организаций материалы о реализации Программы и координирует деятельность исполнителей мероприятий Программы. Правительству Московской области два раза в год направляется отчет о ходе реализации Программы

 
 

1. Введение

 
    Программа Правительства Московской области "Эксперимент по комплексному подходу к строительству индивидуальных жилых домов" разработана Министерством строительного комплекса Московской области и рабочей группой в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 11.09.2000 N 323-ПГ "О проведении эксперимента по комплексному подходу к строительству индивидуальных жилых домов на территории Московской области".
    Программа включает в себя краткий анализ состояния и проблем строительства индивидуальных жилых домов на территории Московской области, дальнейшие перспективы и предложения, направленные на существенное улучшение ситуации в указанной сфере.
    Начало экономических преобразований в стране послужило импульсом для развития индивидуального жилищного строительства на территории Московской области. Существенное улучшение благосостояния достаточно большого количества граждан вызвало потребность в организации достаточно комфортного проживания в собственном индивидуальном жилом доме со всеми удобствами.
    Строительство индивидуальных жилых домов в Московской области за последние годы по данным Московского областного комитета государственной статистики развивалось следующим образом:
 

Год 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Введено, тыс. кв. м 507,7 835,2 1028,9 1323,0 1391,8 1547,5

 
 
    Основными источниками финансирования этого строительства являлись внебюджетные источники - средства граждан и юридических лиц.
    Этот в целом позитивный процесс зачастую имел неупорядоченный характер, в результате чего застройка часто носит хаотичный характер, отсутствует единое архитектурно - планировочное решение, преобладает невыразительная архитектура. Многие дома не прошли приемку в эксплуатацию государственными комиссиями и носят статус объекта незавершенного строительства, несмотря на то, что они уже используются для проживания. Таким образом, областной и местные бюджеты недополучают значительные средства по налогу на недвижимое имущество физических лиц.
    Из-за нестабильности финансирования большое число поселений недостроено в основном из-за отсутствия средств на строительство инженерных коммуникаций. Количество завершенных строительством поселений, отвечающих современным требованиям, незначительно. Каждый частный инвестор - застройщик руководствуется при строительстве малоэтажного поселения исключительно собственными интересами и планами.
    Цель упорядочения строительства преследовалась Программой перспективного развития малоэтажного и коттеджного строительства в Московском регионе "МИКС" (разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 04.01.1992 N 1 "Об отводе земельных участков в Московской области для малоэтажного строительства и садоводства для жителей Москвы и Московской области") и нашла свое отражение в областной целевой программе "Свой дом" на период до 2001 года N 13/97-НА. В целом обе указанные программы, основной целью которых являлось существенное увеличение количества доступного по цене качественного жилья на территории Московской области, выполнены лишь частично.
    Развитие малоэтажного строительства в ближних пригородах крупнейших городов мира является объективным и закономерным процессом. При этом потребителями малоэтажного жилья становятся преимущественно жители города - метрополии. Анализ рынка жилья и результаты работы, проведенной Министерством строительного комплекса Московской области с потенциальными инвесторами, позволяют сделать вывод как о наличии устойчивого спроса на относительно качественные недорогие индивидуальные жилые дома в малоэтажных поселениях, так и о наличии интереса у достаточно большого числа коммерческих организаций к вложению средств в малоэтажное жилищное строительство.
    При этом отмечаются следующие обязательные условия осуществления таких инвестиций:
    1. Комплексность застройки - строительство поселений с централизованными инженерными коммуникациями и социальной инфраструктурой.
    2. Привлекательность местоположения участков, выделяемых под застройку, - наличие удобных подъездных путей, инженерных коммуникаций и соответствие экологическим требованиям.
    3. Поддержка со стороны исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления.
 

2. Цели и задачи Программы

 
    Учитывая вышеизложенное, а также в связи с необходимостью корректировки Генерального плана Московской области целесообразно вести проектирование и строительство всех малоэтажных поселений согласно одному общему организационному плану, составленному с учетом постановления Правительства Москвы и Правительства Московской области от 20.07.1999 N 679-61/17 "Об Основных направлениях развития территории районов центральной части Московской области с учетом градостроительного развития г. Москвы" и сложившегося рынка жилья.
    До настоящего времени такая задача в масштабах Московской области не решалась, поэтому целью эксперимента является отработка методов управления процессом инвестирования и строительства индивидуальных жилых домов за счет внебюджетных источников финансирования на примере строительства достаточно большого количества малоэтажных поселений в рамках единой программы.
    В каждом жилом комплексе должна быть предусмотрена общая инженерная и необходимая социальная инфраструктура, единое архитектурно - планировочное решение, использование современных энергосберегающих технологий. Средняя цена реализации одного квадратного метра построенного малоэтажного жилья должна быть сопоставима с ценой жилья при массовом многоэтажном строительстве.
    Конкретная задача, которая должна быть решена в ходе выполнения Программы, заключается в строительстве 20 малоэтажных поселений разной площади и различной ценовой категории на земельных участках, расположенных в различных районах Московской области. Ориентировочные характеристики планируемых к застройке малоэтажных поселений указаны в приложении N 1. При определении качественных характеристик жилья (высокоплотная застройка, элитное жилье, недорогие коттеджи, жилье среднего класса) учитывались вопросы ликвидности при реализации планируемого к строительству жилья и имеющиеся в наличии градостроительные проработки. В процессе разработки проектной документации после сбора технических условий и проведения гидрогеологических и других необходимых изысканий возможны изменения этих характеристик.
    Контроль за выполнением Программы осуществляется Правительством Московской области. С целью обеспечения указанного контроля Министерство строительного комплекса Московской области должно быть включено в качестве одной из сторон в каждый инвестиционный контракт на строительство малоэтажного поселка.
    Одной из целей настоящей Программы являются дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. При реализации инвестиционных контрактов Министерством строительного комплекса Московской области осуществляется контроль за целевым использованием средств, поступающих от инвесторов на решение социальных вопросов.
    Данный эксперимент по комплексному подходу к строительству индивидуальных жилых домов является поиском новых форм стимулирования индивидуального жилищного строительства при переходе от преимущественно государственной политики в сфере жилищного строительства к рыночным формам ведения хозяйственной деятельности.
 

3. Сроки и механизмы реализации Программы

 

Механизм реализации Программы предусматривает разделение ее на этапы.

 
    1-й этап (выполнялся в процессе формирования Программы) - выбор земельных участков, пригодных для строительства малоэтажных жилых поселений, и определение условий их отвода.
    Во исполнение постановления Губернатора Московской области от 11.09.2000 N 323-ПГ "О проведении эксперимента по комплексному подходу к строительству индивидуальных жилых домов на территории Московской области" органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области был предложен ряд земельных участков для использования при реализации Программы. Все участки были обследованы специалистами государственного унитарного предприятия Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области", составлены описания выбранных земельных участков. На основании проведенной работы рабочая группа по координации работ по разработке настоящей Программы совместно с соответствующими органами местного самоуправления приняла решение о выборе 20 земельных участков под строительство планируемых малоэтажных поселений.
    Основанием для принятия указанного решения послужили:
    - предложения органов местного самоуправления о возможности отвода земельных участков под строительство;
    - предварительное заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области и государственного унитарного предприятия Московской области "Научно - исследовательский и проектный институт градостроительства" о возможности строительства малоэтажных поселений на выбранных земельных участках;
    - предварительная оценка экспертов о целесообразности строительства малоэтажных поселений с точки зрения рыночной конъюнктуры.
    С органами местного самоуправления были подписаны соглашения о выборе земельных участков и включении их в настоящую Программу с указанием их условий.
    Для реализации Программы выбраны 20 земельных участков, предложенных органами местного самоуправления Балашихинского, Красногорского, Пушкинского, Подольского, Щелковского, Истринского районов и г. Ивантеевки. Условия отвода земельных участков в каждом районе различные. При определении этих условий органы местного самоуправления ориентировались на актуальные для района или города проблемы. Предоставление земельных участков должно осуществляться в соответствии с распоряжением Губернатора Московской области от 04.01.2001 N 2-РГ "О порядке рассмотрения дел по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности".
    Полный перечень земельных участков, выбранных для включения в Программу, и условия органов местного самоуправления по их отводу отражены в приложении N 2.
    Общая площадь всех выбранных земельных участков, пригодных согласно предварительной оценке для строительства малоэтажных поселений, составляет 508,03 га.
    Большая часть земельных участков - 372,3 га (73 процента) требует изменения формы собственности и (или) целевого назначения использования земель.
    Перечень земельных участков, требующих изменения целевого назначения использования земли, указан в приложении N 3. Суммарная стоимость отвода земельных участков в денежном эквиваленте ориентировочно составляет 624,4 млн. рублей. В указанную сумму входят оплата потерь сельскохозяйственного производства и возмещение убытков землепользователей, компенсируемые при изменении целевого назначения использования земель.
    Анализ, проведенный в рамках 1-го этапа работы, позволяет сделать вывод об отсутствии в центральных районах Московской области достаточного количества свободных земель для малоэтажного строительства. В то же время на этих же территориях имеется много земельных участков, переданных в собственность или бессрочное пользование юридическим лицам в предшествующие годы, но не освоенных до настоящего времени.
 
    2-й этап - сбор и оформление разрешительной документации и предварительная градостроительная проработка размещения объектов строительства.
    Работы данного этапа проводятся в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, Территориальных строительных норм ПМС-97 "Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для индивидуального малоэтажного жилищного строительства в Московской области" и Территориальных строительных норм ПЗП-99 МО "Планировка и застройка городских и сельских поселений", другими нормативными правовыми актами и документами. Основным содержанием данного этапа является окончательное уточнение вопросов размещения и состава объектов строительства, условий присоединения к источникам инженерного обеспечения. Результатом должно явиться оформление распорядительных актов органов местного самоуправления на проектирование объектов строительства.
 
    3-й этап - разработка проектно - сметной документации.
    Основным содержанием данного этапа является выбор на конкурсной основе проектных организаций; разработка необходимой в соответствии с Территориальными строительными нормами ПМС-97 "Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для индивидуального малоэтажного жилищного строительства в Московской области" проектно - сметной документации, включая инженерные изыскания, проведение необходимых экспертиз проектов. Результатом этапа является полная подготовка проектно - сметной документации, необходимой для начала строительства. При проектировании учитываются потребности маломобильной группы населения.
 
    4-й этап - оформление отвода земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов.
    Основным содержанием данного этапа является проведение мероприятий по изменению целевого назначения и передача застройщику земельных участков в аренду на период строительства в установленном порядке. По срокам работы этого этапа могут быть совмещены с этапами 2 и 3.
 
    5-й этап - подготовка инвестиционных предложений и проведение конкурсов инвесторов на освоение участков для использования при реализации Программы.
    Наличие разработанной проектно - сметной документации и оформление отвода земельных участков позволят разработать конкретные инвестиционные предложения. Министерству строительного комплекса Московской области совместно с органами местного самоуправления при подготовке и проведении конкурсов и заключении инвестиционных контрактов предусматривать выделение не менее 2 процентов построенного жилья (или его денежный эквивалент) в распоряжение Правительства Московской области. Проведение необходимой рекламной кампании должно определить круг инвесторов, готовых реализовывать эти предложения на конкурсной основе. Результатом данного этапа является подписание инвестиционных контрактов на строительство малоэтажных жилых поселений.
 
    6-й этап - проведение конкурсов строительных подрядных организаций.
    Подписанные инвестиционные контракты, определяющие в том числе сроки и объемы инвестирования, позволят провести конкурс (тендер) среди подрядных строительных организаций. Результатом данного этапа является заключение договоров подряда на строительство объектов.
 
    7-й этап - строительство малоэтажных поселений.
    Строительство малоэтажных поселений предполагается в основном силами организаций, зарегистрированных в Московской области. Существующая база стройиндустрии и имеющиеся строительные технологии обеспечат строительство малоэтажных поселений из материалов, изготавливаемых преимущественно на территории Московской области.
 
    8-й этап - реализация жилья в малоэтажных жилых поселениях.
    Для реализации построенного жилья предполагается проведение широкой рекламной кампании, в первую очередь среди жителей Московской области и Москвы. Реализацией должны будут заниматься риэлторские организации, имеющие лицензию и опыт работы на территории Московской области.
    Директивный график реализации Программы приведен в приложении N 4.
 

4. Финансовый механизм Программы

 
    Финансирование Программы осуществляется за счет внебюджетных источников. Общий объем инвестиций, необходимых для реализации в полном объеме мероприятий Программы, ориентировочно составляет 4290 млн. рублей.
    Основные направления финансирования:
 

Направления финансирования Стоимость (млн. руб.) Удельный вес (%) В т.ч. проектные работы (млн. руб.)
Совокупная стоимость отвода земельных участков органами местного самоуправления городов и районов 643,0 15  
Совокупная стоимость строительства инженерных сетей и сооружений <*> 1053,0 24,5 52,6
Совокупная стоимость строительства домов <*> 2594,0 61,5 129,7
Всего по Программе 4290,0 100 182,3