Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 379. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПИСЬМО Управления МНС РФ по г. Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889 "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ"

Дата документа11.07.2003
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

 

ПИСЬМО
от 11 июля 2003 г. N 26-08/38889

 

О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

 
    Управление МНС России по г. Москве направляет обзор применения действующего законодательства по налогу на прибыль организаций за IV квартал 2002 года, I и II кварталы 2003 года.
    Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2003 г., за исключением ст. 4 (ст. 8 данного Федерального закона). Статья 4 вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
    Действие абзацев второго и третьего ст. 5 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
    В целях применения положений 25 главы НК РФ сообщаем вам о нижеследующих разъяснениях МНС России по вопросам порядка исчисления налогооблагаемой прибыли в рамках действующего в 2002 году законодательства, а также о разъяснениях МНС России с учетом изменений и дополнений, установленных Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации":
 

Статья 246. Налогоплательщики

 
    1. Определение налоговой базы и уплата в бюджет налога на прибыль организаций товариществами собственников жилья (включая жилищно-строительные кооперативы) производится в общеустановленном порядке, определенном главой 25 НК РФ для некоммерческих организаций (письмо МНС России от 22.03.2002 N 02-2-12/42-Л461).
    2. Правительства и государственные органы иностранных государств не являются иностранными организациями в целях налогообложения в Российской Федерации и соответственно не являются налогоплательщиками. При выплате доходов правительствам и государственным органам иностранных государств обязанности налогового агента у российской организации не возникает (письмо МНС России от 09.01.2003 N 23-1-10/21-6-А585).
    3. Документы, подтверждающие постоянное местопребывание иностранных организаций в целях применения положений соглашений об избежании двойного налогообложения в государствах, с которыми указанные соглашения заключены, подлежат легализации в установленном порядке или апостилированию (письмо МНС России от 22.01.2003 N 23-1-12/1-85-В442).
 

Статья 247. Объект налогообложения

 
    Объекта налогообложения по налогу на прибыль у ликвидируемой согласно ст. 22, 31 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" организации (акционерного общества) после завершения расчетов с бюджетом и кредиторами при распределении между акционерами оставшегося имущества не возникает (письмо МНС России от 09.04.2003 N 02-4-08/221-М899).
 

Статья 249. Доходы от реализации

 
    1. Учитывая то, что перечни доходов от реализации и внереализационных доходов, предусмотренные соответственно ст. 249 и 250 НК РФ, не являются исчерпывающими, налогоплательщик вправе самостоятельно классифицировать доходы, не перечисленные в данных статьях, в своей учетной политике для целей исчисления налога на прибыль, определив их как доходы от реализации или внереализационные доходы, в зависимости от того, признаются ли операции, проводимые организацией (банком), операциями реализации в соответствии с уставной деятельностью (письмо МНС России от 30.07.2002 N 02-11-08/125-Ю707).
    2. Для организаций, учитывающих доходы по методу начисления (ст. 271 НК РФ), под выручкой следует понимать сумму дебиторской задолженности, подлежащей оплате дебиторами, за исключением сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (письмо МНС России от 15.05.2003 N 02-5-10/50-С655).
    3. В налогооблагаемую базу по налогу на прибыль комитента в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны включаться все средства, полученные в результате исполнения договора комиссии, в т.ч. и суммы дополнительной выгоды, полученной комиссионером при реализации товаров на наиболее выгодных условиях, чем это предусмотрено договором комиссии (письмо МНС России от 20.01.2003 N 03-1-08/177/11-Б802).
 

Статья 250. Внереализационные доходы

 
    1. Средства в валюте, полученные в рамках целевого финансирования, приводят к возникновению обязательств получателя средств перед организацией - источником целевого финансирования и, следовательно, подлежат переоценке, из-за которой могут возникать курсовые разницы (письмо МНС России от 10.09.2002 N 02-5-10,113-АД091).
    В целях применения п. 4 ст. 250:
    1. НК РФ и Бюджетный кодекс РФ имеют самостоятельные предметы регулирования. Следовательно, доходы, полученные бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке в соответствии с законодательством о налогах и сборах, если иное не установлено актами законодательства о налогах и сборах.
    Таким образом, доходы, полученные организациями от сдачи имущества в аренду, учитываются налогоплательщиками, в том числе и бюджетными учреждениями, при определении налоговой базы в порядке, установленном НК РФ (письмо МНС России от 06.08.2002 N 02-2-07/105-П376).
    2. Положения ст. 28 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" реализуются после уплаты в бюджет налога на прибыль организаций в порядке, установленном НК РФ. Полученные научно-исследовательским институтом, финансируемым за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов, доходы от сдачи в аренду федерального имущества являются объектом обложения налогом на прибыль организаций (письмо МНС России от 24.01.2003 N 03-2-09/257/27-В852).
    В целях применения п. 6 ст. 250:
    1. Заключенные после 31.12.2001 договоры (дополнительные соглашения к договорам), предусматривающие изменения обязательств по уплате процентов по кредитному договору в части процентной ставки и относящиеся в т.ч. к периоду 01.01.2000, не служат основанием для перерасчета базы переходного периода и учитываются в целях налогообложения в текущем отчетном периоде (письмо МНС России от 31.01.2003 N 02-4-08/875-Г790).
    2. В случаях когда в договоре займа либо в кредитном договоре установлено увеличение размера процентов в связи с просрочкой уплаты долга, размер ставки, на которую увеличена плата за пользование займом, следует считать иным размером процентов, установленных договором в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ, при этом порядок ведения налогового учета доходов (расходов) по договорам займа, кредитов, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам регламентирован ст. 328 НК РФ (письмо МНС России от 31.01.2003 N 02-4-08/807-Г795).
    3. Изменения условий кредитного договора, длящегося более одного отчетного (налогового) периода, применимые к отношениям, возникшим до заключения договора (дополнительного соглашения), установившего данные изменения, неправомерно квалифицировать как допущенную ошибку (искажение) в исчислении налоговой базы. Возникшее в результате заключения сторонами дополнительного соглашения к кредитному договору изменение реальной величины дохода (расхода) организации подлежит отражению в налоговом учете как корректировка налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода (письмо МНС России от 28.02.2003 N 02-4-08/515-з527).
    В целях применения п. 8 ст. 250:
    Если в соответствии с условиями заключенного договора комиссии в случае реализации комиссионером товаров на более выгодных условиях, чем те, которые указаны комитентом, дополнительная выгода от реализации товаров является доходом комиссионера и остается в его распоряжении, то указанные суммы дополнительной выгоды следует рассматривать как безвозмездно переданные комитентом комиссионеру средства, которые учитываются при налогообложении прибыли у получающей стороны в составе внереализационных доходов (письмо МНС России от 20.01.2003 N 03-1-08/177/11-Б802).
    В целях применения п. 13 ст. 250:
    Стоимость материалов, оставшихся после ликвидации амортизируемого имущества, включается в состав внереализационных доходов (письмо МНС России от 27.12.2002 N 02-5-11/300-А254).
    В целях применения п. 14 ст. 250:
    Использование профсоюзными организациями членских и вступительных взносов на приобретение ценных бумаг, в т.ч. депозитных сертификатов, не является использованием целевых поступлений по целевому назначению - на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций. Расходы по приобретению ценных бумаг у некоммерческих организаций являются расходами, произведенными в рамках коммерческой инвестиционной деятельности. Суммы целевых поступлений, использованные на приобретение ценных бумаг (в т.ч. депозитных сертификатов), учитываются профсоюзными организациями при определении налоговой базы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором целевые поступления направлены на их приобретение. Сумма целевых поступлений, размещенная на депозитном счете в учреждении банка, учитывается при определении налоговой базы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором произошло размещение средств (письмо МНС России от 24.12.2002 N 02-2-10/133-АТ121).
 

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

 
    В целях применения п. 2 ст. 251:
    1. Средства, предоставляемые юридическим и физическим лицам (бюджетополучателям) в виде субсидий, если они предусмотрены в бюджетной росписи на соответствующий финансовый год и использованы организациями-получателями по прямому назначению, не подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль (письмо МНС России от 03.07.2002 N 02-3-07/182-Ш033).
    2. Использование профсоюзными организациями членских и вступительных взносов на приобретение ценных бумаг, в т.ч. депозитных сертификатов, не является использованием целевых поступлений по целевому назначению - на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций (письмо МНС России от 24.12.2002 N 02-2-10/133-АТ121).
    3. Средства территориальных фондов медицинского страхования, полученные страховой медицинской организацией от территориального фонда обязательного медицинского страхования на основании договора финансирования, и средства, полученные медицинскими учреждениями от страховых медицинских организаций на основании договора, заключенного между страховой медицинской организацией, осуществляющей обязательное медицинское страхование, и аккредитованными медицинскими учреждениями, выполняющими программу обязательного медицинского страхования, не являются целевыми, поэтому не подпадают под нормы ст. 251 НК РФ, а включаются в доход от реализации страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями любых организационно-правовых форм собственности согласно ст. 249 НК РФ независимо от целевого или нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования медицинскими учреждениями и страховыми медицинскими организациями и от ведения раздельного учета доходов и расходов (письмо МНС России от 03.03.2003 N 02-4-10/888-з916).
    В целях применения подп. 1 п. 2 ст. 251:
    1. Понятие "пожертвование" определено в ст. 582 ГК РФ, согласно которой под пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях физическим лицам или некоммерческим организациям (письмо МНС России от 23.08.2002 N 02-2-10/63-АБ825).
    2. Защита интересов владельцев ценных бумаг и клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг является деятельностью по созданию оптимальных условий для функционирования ценных бумаг (независимо от того, являются ли их владельцы членами ассоциации (союза) и к целям благотворительной деятельности не относится. Таким образом, членские и вступительные взносы, поступающие на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности, не подпадают под налогообложение прибыли согласно подп.