Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 273. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 23.04.2002 N 306-ПП (ред. от 02.09.2003) "О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В Г. МОСКВЕ НА 2002-2004 ГГ."

Дата документа23.04.2002
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Положение · Программа · Состав

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2002 г. N 306-ПП

О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В Г. МОСКВЕ НА 2002-2004 ГГ.

(в ред. Постановления Правительства Москвы от 02.09.2003 N 743-ПП)

 
    Правительство Москвы отмечает, что Департамент продовольственных ресурсов Правительства Москвы совместно с Департаментами экономической политики и развития г. Москвы, финансов г. Москвы, науки и промышленной политики Правительства Москвы, потребительского рынка и услуг, государственного и муниципального имущества города Москвы и префектурами административных округов проделал определенную работу по насыщению потребительского рынка города Москвы продовольствием.
    Вместе с тем современные технологии закупки, завоза, хранения и доставки до потребителя продовольственного сырья и продуктов питания используются не в полной мере. Товаропроводящая система многозвенна, нерациональна, неоперативно реагирует на конъюнктуру рынка, что приводит к необоснованному росту цен как при закупке, так и при реализации товаров.
    Все это подтверждает необходимость изменений в системе оптовой торговли продовольствием в г. Москве, направленных на совершенствование ее структуры, оптимизацию звенности, интеграцию как с региональными рынками сырья и продовольствия, так и с розничной торговлей, улучшение размещения предприятий оптовой торговли, установление информационного контроля над оптовым рынком, финансового и налогового контроля над товарооборотом, совершенствование организованных закупок.
    В целях повышения уровня удовлетворения спроса на продовольствие по ассортименту и качеству, создания дополнительных рабочих мест, увеличения товарооборота и доходности предприятий, снижения издержек обращения и, как следствие, увеличения налоговых поступлений в бюджет города Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить Программу развития оптовой торговли продовольствием в г. Москве на 2002-2004 годы (приложение 1) (далее - Программа).
    2. Для обеспечения координации действий структурных подразделений Правительства Москвы, организаций - участников Программы образовать Координационный совет по выполнению мероприятий Программы развития оптовой торговли продовольствием в г. Москве на 2002-2004 гг., утвердить Положение о Координационном совете (приложение 2) и его состав (приложение 3).
    3. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы по заявке городского инвестора - Департамента продовольственных ресурсов Правительства Москвы и после представления технико - экономических обоснований предусматривать в инвестиционных программах Правительства Москвы на 2003 и 2004 гг. реализацию мероприятий Программы в пределах лимитов капитальных вложений, установленных инвестору на соответствующий год.
    4. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы обеспечить в 2002-2004 гг. по заявкам Департамента продовольственных ресурсов Правительства Москвы выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских разработок, предусмотренных Программой.
    5. Московскому земельному комитету, префектурам административных округов оформлять предприятиям, включенным в Программу, предоставление земельных участков, необходимых для реализации предусмотренных Программой мероприятий, в установленном порядке.
    6. Департаменту продовольственных ресурсов Правительства Москвы проработать систему мер по переходу от прямого финансирования бюджетных закупок к банковскому кредиту и частичной компенсации поставщикам продовольствия коммерческой процентной ставки за счет средств, предусмотренных на продовольственное обеспечение города, а также по переходу к частичной компенсации процентной ставки по коммерческим инвестиционным кредитам, привлекаемым предприятиями, включенными в Программу, для реализации ее мероприятий.
    7. Департаментам продовольственных ресурсов Правительства Москвы и государственного и муниципального имущества города Москвы:
    7.1. Принять меры по совершенствованию структуры городской собственности в акционерных предприятиях оптового продовольственного комплекса путем продажи принадлежащих городу Москве акций неперспективных предприятий и повысить долю города в структуре уставного капитала ведущих оптовых предприятий. Разработать порядок и положение о проведении операций по покупке - продаже акций оптовых предприятий и внести в III квартале 2002 года в Правительство Москвы проект соответствующего распорядительного документа.
    7.2. Совместно с префектурами административных округов подготовить и внести до 1 ноября 2002 года в Правительство Москвы проекты распорядительных документов, предусматривающих преобразование подведомственных Департаменту продовольственных ресурсов Правительства Москвы государственных унитарных предприятий в акционерные общества с последующей продажей на конкурсе части акций с инвестиционными условиями погашения задолженности федеральному и городскому бюджетам.
    8. Департаментам продовольственных ресурсов Правительства Москвы, потребительского рынка и услуг, финансов г. Москвы, Московскому комитету образования, Комитету здравоохранения Москвы, префектурам административных округов:
    8.1. Разработать и осуществить в III квартале 2002 года меры по совершенствованию порядка расчетов при отпуске продукции в счет товарного кредита.
    8.2. Подготовить в I квартале 2003 года предложения по переходу с 2004 года на организацию обеспечения предприятий социальной сферы продовольственной продукцией по подрядному принципу на основе прямых расчетов.
    9. Департаментам продовольственных ресурсов Правительства Москвы, науки и промышленной политики Правительства Москвы, Государственной инспекции цен города Москвы:
    9.1. Обеспечить в 2002-2004 гг. создание информационно - аналитической системы оптового рынка продовольствия г. Москвы, включающей подсистемы сбора, мониторинга и анализа информации, а также поддержки принятия управленческих решений на уровне заинтересованных департаментов Правительства Москвы, обеспечивающих прогнозирование ситуации с ценами на основные виды продовольствия и услуг по его хранению и переработке.
    9.2. Совместно с Департаментами экономической политики и развития г. Москвы и потребительского рынка и услуг в III квартале 2002 года внести предложения в Правительство Москвы о создании в г. Москве центра конъюнктурной и маркетинговой информации по оптовой торговле продовольственными и сопутствующими товарами, включающие перечень организационных и технических мероприятий, необходимых для организации работы центра, основные требования к информационной системе, а также описание этапов работ и сроков их выполнения.
    10. Департаментам продовольственных ресурсов Правительства Москвы, потребительского рынка и услуг, Государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Правительства Москвы с участием Российского центра испытаний и сертификации "Ростест - Москва" разработать и внедрить в 2002-2003 гг. систему добровольной сертификации услуг по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров и учета складских помещений г. Москвы.
    11. Департаменту продовольственных ресурсов Правительства Москвы по согласованию с Департаментом финансов г. Москвы подготовить и внести в Правительство Москвы в установленном порядке в III квартале 2002 года предложения о порядке финансовой поддержки интеграционных объединений.
    12. Департаменту продовольственных ресурсов Правительства Москвы с участием Департамента потребительского рынка и услуг заказать в Москомархитектуре разработку в 2002-2003 гг. Генеральной схемы размещения объектов оптовой и оптово - розничной торговли продовольствием в г. Москве и утвердить ее в установленном порядке с учетом Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения в Москве до 2020 года.
    13. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Департаментом продовольственных ресурсов Правительства Москвы:
    13.1. Оказывать содействие отечественным сетевым торговым фирмам в организации и развитии распределительных центров.
    13.2. Организовать, в том числе с использованием средств массовой информации, работу по привлечению владельцев и операторов мелкооптовых рынков и торговых ярмарок к созданию современных объектов оптовой и оптово - розничной торговли продовольствием в качестве инвесторов.
    13.3. В срок до 1 июля 2002 года внести в установленном порядке с учетом выполнения постановления Правительства Москвы от 18 декабря 2001 года N 1138-ПП "О дополнительных мерах по упорядочению рыночной торговли в г. Москве" предложения по использованию территорий, выделенных на краткосрочной основе под мелкооптовые рынки и торговые ярмарки, для создания современных объектов оптовой и оптово - розничной торговли продовольствием.
    14. Принять предложения ООО "МЕТРО Кэш энд Кэрри", ЗАО "Интер МТД", ЗАО "Торговый дом "Перекресток", ОАО "Столичные гастрономы: "Смоленский", "Центральный", "Охотный ряд" и другие", входящее в компанию "Седьмой Континент", ЗАО "Промышленно - финансовая компания "БИН", ЗАО "ДИСКОНТцентр", ООО "Фелма", ООО "Агроаспект", ООО "Эмерал" о строительстве в г. Москве предприятий типа "Кэш энд Кэрри" и распределительных центров указанных сетевых компаний в соответствии с пп. 1.3 и 1.4 Программы.
    15. Москомархитектуре, Москомзему, префектурам административных округов совместно с Департаментами продовольственных ресурсов Правительства Москвы и потребительского рынка и услуг в установленном порядке:
    15.1. В двухмесячный срок представить предложения по отводу предприятиям оптовой торговли продовольствием дополнительных земельных участков, необходимых для реализации проектов, предусмотренных Программой.
    15.2. Обеспечивать приоритетное выделение земельных участков для создания и развития объектов, предусмотренных Программой, отечественным компаниям.
    15.3. В двухмесячный срок представить предложения по 3-4 конкретным площадкам для размещения предприятий оптовой торговли продовольствием в Юго - Западном и Северо - Западном административных округах.
    15.4. В срок до 31 декабря 2002 года завершить работу по подбору участков для создания торговых центров типа "Кэш энд Кэрри" в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 4 июля 2000 года N 513 "О развитии сети продовольственных магазинов по продаже товаров по сниженным ценам", в том числе в коммунальных зонах.
    16. Департаментам продовольственных ресурсов Правительства Москвы, науки и промышленной политики Правительства Москвы, Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы, префектурам административных округов обеспечить в 2002-2004 гг. реализацию в рамках программы "Химическая безопасность г. Москвы" мероприятий по техническому перевооружению и повышению безопасности систем холодоснабжения предприятий оптовой торговли продовольствием г. Москвы.
    Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы, Департаменту продовольственных ресурсов Правительства Москвы, префектурам административных округов применять к предприятиям оптовой торговли продовольствием, не участвующим в реализации мероприятий программы "Химическая безопасность г. Москвы" и допускающим нарушения, предусмотренные Законом города Москвы от 5 ноября 1997 года N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", соответствующие меры воздействия.
    17. Департаменту продовольственных ресурсов Правительства Москвы:
    17.1. Обеспечить завершение в 2002 году промышленных испытаний турбохолодильного оборудования на государственном унитарном предприятии "Мосрыбокомбинат" и государственном унитарном торговом плодоовощном предприятии "Алтуфьево".
    17.2. Совместно с Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы разработать и внести в установленном порядке в IV квартале 2002 года в Правительство Москвы предложения по дальнейшему внедрению турбохолодильного оборудования на оптовых продовольственных предприятиях г. Москвы.
    18. Департаменту продовольственных ресурсов Правительства Москвы представлять в Правительство Москвы дважды в год (в I и III кварталах) информацию о ходе выполнения Программы развития оптовой торговли продовольствием в г. Москве на 2002-2004 гг., в том числе об использовании ресурсов, выделенных на ее реализацию.
    19. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы Аксенова П.Н. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента продовольственных ресурсов Правительства Москвы Бабурина А.И.
 

Мэр Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 23 апреля 2002 г. N 306-ПП

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В Г. МОСКВЕ НА 2002-2004 ГОДЫ

Концепция развития оптовой торговли продовольствием в г. Москве на период до 2005 года

 
    Концепция основывается на учете итогов развития оптовой торговли в г. Москве за время экономических реформ (1991-2001 гг.), необходимости решения существующих и прогнозируемых проблем и поддержки положительных тенденций в организации торговли, а также использовании мирового опыта продовольственного снабжения и оптовой торговли продуктами питания в крупных городах - мегаполисах.
    Концепция исходит из необходимости решения в период до 2005 года двух главных взаимосвязанных задач организации оптовой торговли:
    - формирование эффективной, отвечающей современным требованиям, многоканальной системы товародвижения продовольствия на основе реформирования существующего оптового звена городской торговли.
    Новая система товародвижения должна обеспечивать баланс интересов всех ее участников: и производителей, и оптовиков, и розничных торговцев, и государства. При этом оптовая торговля, с одной стороны, должна полностью удовлетворять запросы розничной торговли и общественного питания на продовольственные товары по ассортименту, качеству, ценам и условиям их поставки; с другой стороны - являться активным, экономически выгодным коммерческим посредником для товаропроизводителей (в первую очередь, отечественных), организующим продвижение товаров по каналам реализации.
    Система товародвижения должна быть ориентирована на развитие цивилизованного, конкурентного оптового рынка, снижение издержек обращения, сокращение звенности и налоговый контроль над товарооборотом, стабилизацию цен на потребительском рынке города;
    - укрепление связей с региональными товарными рынками России и формирование устойчивой ресурсной базы продовольственного снабжения Москвы как важнейшей предпосылки обеспечения продовольственной безопасности города. Ведущая роль в решении этой задачи в перспективе будет принадлежать крупным торговым и торгово - промышленным группам, построенным по принципу вертикальной интеграции (производство - переработка - торговля) и ориентированным на оптовый продовольственный рынок Москвы.
    Структурная организация и основные задачи оптовой торговли продовольствием приведены на рис. 1.
    Далее приводится рис. 1 "Структурная организация и основные задачи оптовой торговли продовольствием".
    Необходимость решения в короткие сроки накопившихся крупномасштабных проблем в оптовом звене торговли требует усиления в этот период механизмов государственной координации и регулирования системы товародвижения продовольствия, в том числе на начальном этапе - прямого административного управления процессами ее структурной реорганизации.
    По мере улучшения общеэкономической ситуации и формирования зрелых рыночных структур роль города в регулировании оптового продовольственного рынка будет модифицироваться. Методы административного управления будут замещаться инструментами экономического и нормативно - правового регулирования при использовании действенных централизованных рычагов в обеспечении продовольственной безопасности.
    Концепция предусматривает сохранение в рассматриваемой перспективе организованных закупок и поставок основных, социально значимых видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров как составной части системы формирования товарных ресурсов на продовольственном рынке города. При этом в организационно - экономический механизм закупок вносятся принципиальные коррективы.
    С введением в действие Бюджетного кодекса и части второй Налогового кодекса изменились экономические условия деятельности предприятий и организаций оптовой торговли; задействован новый порядок использования бюджетных средств на финансирование и кредитование закупок для формирования и обслуживания городского продовольственного фонда, а также привлечения на эти цели внебюджетных источников финансирования.
    Предполагается, что ожидаемые изменения в законодательстве, обеспечивающем правовую защиту инвестиций и регулирующем создание различного рода объединений коммерческих и некоммерческих организаций для предпринимательских целей (холдинги, финансово - промышленные группы и т.д.), создадут более благоприятные предпосылки для привлечения инициативного капитала в продовольственный комплекс. Причем не только в розничную, но и в оптовую торговлю, сельское хозяйство, пищевую промышленность. При этом ведущая роль отводится отечественному банковскому и финансово - промышленному капиталу.
    Важнейшими аспектами концепции развития оптовой торговли продовольствием в среднесрочной перспективе являются вопросы:
    - обеспечение целенаправленной структурной политики Правительства Москвы по перестройке и рационализации каналов товародвижения, развитию инфраструктуры конкурентного оптового рынка, усилению интеграции оптовой и розничной торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности города;
    - проведение активной имущественно - земельной политики и эффективной инвестиционной политики, поддерживающих необходимые структурные преобразования;
    - совершенствование нормативно - правовой базы торговли;
    - развитие координации и усиление взаимодействия органов городского и территориального управления, контролирующих и надзорных органов и служб в сфере оптовой торговли продовольствием.
    В краткосрочном плане важно инициировать процессы финансового оздоровления предприятий и организаций оптовой торговли и решить проблему повышения эффективности влияния организованных закупок на ценовую конъюнктуру и развитие оптового продовольственного рынка города.
 

1. Тенденции и узловые проблемы развития оптовой торговли

 
    Оптовая торговля Москвы обеспечивает снабжение продовольственными товарами более 6,1 тыс. предприятий розничной торговли и около 6,7 тыс. предприятий общественного питания, включая социальную сферу, а также 150 рынков, торгующих продовольствием, и поступление сырья для более 100 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, которые, в свою очередь, также являются активными участниками оптового рынка города. Конечными потребителями поставляемых продуктов питания являются порядка 11,5 млн. человек - жителей и гостей столицы, или около 8% всего населения России.
    Общий объем организованных закупок и поставок в Москву основных социально значимых видов продовольствия в 2001 году составил порядка 3,8 млн. тонн, что на 9% превысило уровень 2000 года и обеспечило устойчивое снабжение населения города продуктами питания. В необходимых объемах в соответствии с заданиями Правительства Москвы в течение года было обеспечено поддержание страховых запасов основных видов продовольствия. В период уборки урожая было завезено и размещено на хранение на оптовых плодоовощных предприятиях 265,2 тыс. тонн картофеля и овощей. На 01.01.2002 в городе имелось переходящих запасов мяса и мясопродуктов - 60,9 тыс. тонн, или в 1,4 раза больше, чем на эту же дату прошлого года, зерна - 260 тыс. тонн (103%), крупы - 17,6 тыс. тонн (в 1,8 раза), сахара - 37,9 тыс. тонн (в 1,6 раза), рыбопродуктов - 20,1 тыс. тонн (в 3,1 раза).
    На городском уровне оптовое звено представлено 26 плодоовощными предприятиями с общей емкостью единовременного хранения 925 тыс. тонн, 15 мясомолочными и рыбными хладокомбинатами с общей емкостью 217 тыс. тонн, 6 крупными общетоварными базами, имеющими 120 тыс. кв. м складской площади.
    Инфраструктура оптовой торговли также включает склады и холодильники предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и оптовых коммерческих структур (320 тыс. кв. м складской площади и до 65 тыс. тонн холодильных емкостей). На продовольственный рынок города ориентирована часть снабженческо - складской инфраструктуры, расположенной в Московской области, включая крупные таможенные терминалы, холодильники и складские комплексы вблизи МКАД. Особое значение имеет развитие базы хранения картофеля и овощей в хозяйствах области.
    По оценкам, на оптовом продовольственном рынке Москвы оперирует в общей сложности более 2,5 тыс. оптовых коммерческих структур, товаропроизводителей, оптовых предприятий и организаций.
    В оптовой торговле продовольствием занято около 90 тыс. человек. (Всего в торговле - 970,6 тыс. человек.)
    За время экономических реформ оптовая торговля в Москве прошла в своем развитии ряд последовательных этапов:
    Первый этап (1991-1994 гг.) - переход к рыночным преобразованиям. Сокращение покупательной способности населения, оборотов розничной и оптовой торговли. Реформирование торговли путем сплошной приватизации и разгосударствления. Разрушение системы сложившихся хозяйственных связей в цепочке "производитель - опт - розница", организации и управления отраслью. Развитие конкурирующих каналов поступления продукции и утрата оптовыми предприятиями позиций на товарных рынках и/или в их наиболее доходных секторах (фрукты, ранние овощи и др.).
    Второй этап (1995-2001 гг.) - повышение качественного разнообразия оптовых структур, обслуживающих оптовый оборот. Неконтролируемое развитие до 2000 г. мелкооптовых рынков и связанных с ними теневых каналов товародвижения <1>. Ввод в эксплуатацию пилотных объектов системы московских оптовых продовольственных рынков <2>. Техническое перевооружение ограниченного числа предприятий оптовой торговли. Финансирование из бюджета организованных закупок продовольствия в объемах городского резерва и городского заказа для поддержания стабильности на продовольственном рынке города и снабжения предприятий и организаций социальной сферы.
    В последние годы наметились определенные положительные тенденции развития городского оптового звена, являющиеся непосредственным отражением действия рыночных законов и механизмов. К их числу можно отнести:
    - усиление корпоративных начал в организации, взаимодействие и взаимопроникновение оптового и розничного звеньев торговли;
    - универсализацию деятельности оптовых предприятий;
    - смещение функций оптовых предприятий с относительно развитой складской базой в сторону оказания услуг по хранению операторам оптового рынка;
    - приобретение пищевыми и перерабатывающими предприятиями функции оптовой торговли и оптовых заготовителей сырья;
    - рост числа оптовых структур, выступающих организаторами оптового оборота;
    - вовлечение оптовых торговых структур города в процессы межрегионального взаимодействия.
    Вместе с тем для сложившейся системы товародвижения продовольствия, достигнутого уровня развития оптового рынка и организации оптовой торговли продовольственными товарами в Москве присущи крупные недостатки и нерешенные проблемы, в том числе:
    - недостаточная социальная ориентация розничной торговли при нехватке распределительных центров для обслуживания магазинов сниженных цен и их аналогов в оптовом звене;
    - высокие издержки обращения в связи с низким уровнем организации логистики; наличие в товаропроводящей сети до 6 звеньев посредников, большая часть из которых не является ни организационно ни технологически необходимой;
    - хранение части объемов импортируемого продовольствия (по отдельным товарным группам до 50%) в неприспособленных помещениях: цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи, спортивные сооружения и т.д. Существование этого канала выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров;
    - высокая импортная зависимость продовольственного снабжения города, превышающая по отдельным товарным позициям (мясо, масло животное, фрукты) 80%. При этом коммерческие организации, осуществляющие закупки продовольствия для городских нужд, не проводят активного маркетинга российского рынка и предпочитают работать с зарубежными поставщиками. Практически отсутствует система мониторинга конъюнктуры оптового продовольственного рынка Москвы;
    - известная монополизация отдельных секторов продовольственного рынка города, в том числе со стороны московских товаропроизводителей.
    Многие оптовые плодоовощные предприятия находятся в тяжелом финансовом положении и имеют значительную просроченную задолженность перед федеральным и городским бюджетами. Собственная торговая деятельность оптовых предприятий носит ограниченный характер; ими утрачены, в частности, позиции в наиболее доходных секторах плодоовощного рынка.
    Износ основных производственных фондов на большинстве оптовых предприятий достигает 65-85%. Необходимы значительные инвестиции в их техническое перевооружение и обеспечение химической безопасности.
    Организационно - экономический механизм закупок продовольствия для городских нужд требует значительной корректировки. Необходимо повысить эффективность воздействия этих закупок на ценовую конъюнктуру и развитие оптового продовольственного рынка, снизить нагрузки на городской бюджет по финансированию и кредитованию закупок для формирования и обслуживания городского продовольственного фонда.
    Недостаточно развита нормативно - правовая база оптовой торговли. Имеются проблемы в сфере имущественно - земельных отношений, в том числе в части условий привлечения инвесторов - застройщиков на оптовые продовольственные рынки и управлении долями города в акционерных обществах на оптовых предприятиях.
    Особого внимания заслуживает процесс активного освоения рынка оптовых торговых услуг и складской инфраструктуры крупными иностранными торговыми сетями.
    При всей актуальности и сложности вышеуказанных проблем центральная проблема развития оптовой торговли, обусловливающая необходимость реформирования в короткие сроки системы товародвижения продовольствием, состоит в следующем. В своем нынешнем состоянии оптовое звено отстает от потребностей и запросов как розничной торговли, так и товаропроизводителей. И что самое главное, оно не подготовлено к тем значительным структурным изменениям, которые ожидаются в ближайшие годы на потребительском рынке Москвы и которые связаны с развитием розничных сетей и крупных торговых объектов: гипер- и супермаркетов, магазинов - складов типа "Кэш энд Керри", торговых комплексов и центров и т.д.
 

2. Прогноз развития оптовой торговли

 
    Исходный сценарий развития оптовой торговли основывается на оценке изменений, происходящих на потребительском рынке города, и оценке перспектив развития сырьевых товарных рынков в России и за рубежом.
    Ожидается, что в период до 2005 года основные структурные изменения на потребительском рынке будут обусловлены:
    - переходом к сетевым принципам организации розничной торговли и распределения, в том числе связанным с приходом на московский рынок крупных иностранных торговых операторов;
    - значительным ростом числа крупных торговых объектов (гипер- и супермаркеты, магазины - склады типа "Кеш энд Керри" и др.) и их доли на рынке <3>;
    - сокращением числа рынков (закрытие, трансформация в современные торговые объекты) и их доли в обороте розничной торговли <4>;
    - приоритетным развитием при поддержке города социально ориентированных объектов торговли.
    Развитие розничных торговых сетей неизбежно повлечет за собой перестройку всей системы товародвижения. Усилятся интеграция и взаимопроникновение оптовой и розничной торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, принципиально изменятся транспортно - складская логистика и функциональное назначение складского хозяйства.
    Согласно прогнозам Минсельхоза РФ в период до 2005 года ожидается рост объемов производства основных видов сельскохозяйственных культур и продукции животноводства со среднегодовыми темпами прироста на уровне 2-4%. В этих условиях территориальная схема поступления в Москву сельскохозяйственного сырья и продовольствия будет определяться ежегодными конъюнктурными факторами и на уровне тенденций заметных изменений не претерпит.
    Структурные сдвиги на макроуровне в сторону импорта следует ожидать при вступлении России во Всемирную торговую организацию.
    Расчетные объемы оптового товарооборота сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров определялись в соответствии с прогнозом социально - экономического развития г. Москвы на 2002 год и на период до 2004 года <5>, подготовленным Департаментом экономической политики и развития г. Москвы.
    Прогнозом предусматриваются:
    - численность постоянного населения (среднегодовая) - 8,55 млн. чел.; численность временного населения (оценка) - 2,2-2,3 млн. чел.;
    - прирост денежных расходов населения на покупку товаров и оплату услуг за период 2002-2004 гг. (в сопоставимых ценах) - 18,0-19,0%;
    - темпы роста в пищевой и перерабатывающей промышленности - 107-108% в год в сопоставимых ценах;
    - темпы прироста физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами - 4,6-5,6% в год; в целом за период 2002-2004 гг. - 16,0-17,0%;
    - индекс цен на продукты питания (в среднем за год) - динамика, снижающаяся с 116% в 2002 г. до 111% в 2004 г. <6>.
    В рамках указанного сценария развития ожидаемые темпы прироста физического объема оборота оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами составят порядка 4,8-5,8% в год и в целом за период 2002-2004 гг. - 17,0-18,0%.
 

3. Основные направления развития оптовой торговли

 
    Основные направления развития оптовой торговли продовольствием представлены на рис. 2.
 

Рис. 2. Основные направления развития оптовой торговли продовольствием в г. Москве на период до 2005 года

       Основные направления          
                  
                       
                       
  Оптимизация состава операторов оптового рынка   Реформирование каналов товародвижения   Перспективое развитие и размещение объектов оптовой торговли    Совершенствование организации и координации оптовой торговли   
                       
                       
  Сокращение числа посредников   Укрепление связей с региональными товарно - сырьевыми рынками на основе участия московской оптовой торговли и промышленности в развитии агропромышленной сферы    Строительство новых объектов (инициативный капитал) в увязке с Генсхемой размещения крупных торговых объектов в г. Москве    Усиление взаимодействия органов управления на всех уровнях   Развитие новых элементов и форм координации   
                       
  Обеспечение рыночного разнообразия оптовых структур    Выделение опорной группы предприятий для содержания страховых запасов и резервов    Развитие транспортно - складской логистики   Развитие нормативно - правовой базы торговли   Совершенствование организованных закупок продовольствия   
                       
       Развитие инфраструктуры конкурентного оптового рынка   Вывод из города неперспективных предприятий    Целенаправленная структурная политика  Эффективный контроль за качеством продуктов питания  
                       
       Развитие розничных торговых сетей         Активная имущественно - земельная политика   Активная научно - техническая политика   
                       
                 Эффективная инвестиционная политика   Подготовка и повышение квалификации кадров   
                       
                       

3.1. Оптимизация состава операторов оптового рынка

 
    Разработка концепции структурной политики предусматривает как определение общего механизма ее проведения, так и конкретизацию основных направлений структурных преобразований.
    Что касается общего механизма проведения структурной политики на рынке оптовых торговых услуг, то концепция ориентируется на двухуровневою схему организации оптовой торговли, представленную на городском уровне операторами крупного и среднего опта (операторы с функциями поставок в Москву основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, московские и крупные региональные товаропроизводители и т.д.) и на территориальном уровне операторами, обслуживающими движение товаров в звене "опт - мелкий опт - розница" (рис. 1).
    Развитие оптового звена должно предусматривать обеспечение как типового, так и необходимого видового разнообразия оптовых организаций.
    Видовое разнообразие оптовых структур определяется мотивацией товаропроизводителей при выборе ими того или иного канала продвижения на рынок своей продукции. Такая мотивация выражается в готовности товаропроизводителя к единовременной продаже товара оптовому посреднику, в готовности оплатить информацию о потенциальных покупателях своего товара при сохранении собственности на товар и в готовности полного отказа от услуг посредника.
    В рыночной экономике каждая из представленных моделей поведения товаропроизводителя должна иметь возможность реализоваться. Отсюда важной задачей структурной реорганизации оптового звена должно явиться стимулирование формирования таких видов организаций, которые максимально удовлетворяли бы требования товаропроизводителей.
    Опыт развитых стран показывает, что в соответствии с требованиями товаропроизводителей структура оптового звена развивается на основе выделения в его составе трех основных групп операторов:
    - предприятий и организаций, специализирующихся на оптовой торговле продовольственными товарами и осуществляющих полный комплекс закупочно - сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену;
    - торговых посредников, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (торговые агенты, брокеры, комиссионеры и т.д.);
    - организаторов оптового оборота, не работающих с товаром, но оказывающих услуги по его обороту на оптовом рынке (оптовые продовольственные рынки, оптовые ярмарки, товарные биржи, аукционы и т.д.).
    Мировая торговая практика (данные торговых переписей) свидетельствует о том, что оптимальным сочетанием этих групп для крупных мегаполисов можно считать реализацию порядка 60% годовой потребности города в продовольственных товарах через специализирующиеся на оптовой торговле предприятия, до 15% - через посреднические структуры и до 25% - через организаторов оптового оборота (рис. 3).
    Далее приводится рис. 3 "Оптимизация состава оптовых торговых структур".
    В настоящее время на оптовом продовольственном рынке Москвы указанные соотношения не выдерживаются: чрезвычайно высокой является доля посредников (по оценкам, более 35%); низкой - доля организаторов оптового оборота (менее 1%). Причем в отличие от развитых стран, где торговые посредники реально участвуют в продвижении товаров к потребителю, на московском оптовом рынке деятельность большей части посредников носит чисто спекулятивный характер.
    В этой связи структурная политика города в оптовой торговле продовольствием должна способствовать, прежде всего, увеличению роли в системе товародвижения организаторов оптового оборота при значительном уменьшении доли посредников на оптовом рынке.
    Реализация данного направления структурной политики требует введения в практику государственного управления метода торговых переписей и механизмов контроля за числом перепродаж оптовых партий товаров с анализом причин, использования методов стимулирования и поддержки развития нужных для города элементов инфраструктуры оптового звена.
 

3.2. Реформирование каналов товародвижения и создание рыночной инфраструктуры

 
    Объективные тенденции развития торговли в Москве и реализация органами городского управления задач по обеспечению продовольственной безопасности предполагают формирование в ближайшие годы трех основных каналов товародвижения с участием оптового звена:
    - канала, обеспечивающего закупки и содержание (на конкурсной основе) страховых запасов продовольствия, в том числе городского резерва продовольственных товаров и плодоовощной продукции городского заказа;
    - канала, обеспечивающего выход независимых производителей и оптовых торговцев, с одной стороны, и оптовых покупателей - с другой, на конкурентный продовольственный рынок города;
    - канала, обслуживающего крупные розничные сети и являющегося, как правило, составной частью этих сетей.
    Структурная политика города в оптовом звене торговли должна быть направлена на формирование в 2002-2003 гг. опорной инфраструктуры для содержания страховых запасов и резервов продовольствия. Речь идет о концентрации функций обслуживания городского резерва продовольственных товаров и плодоовощной продукции городского заказа на относительно небольшом числе оптовых предприятий, хорошо технически оснащенных и находящихся под контролем города, через механизмы долевого участия в акционерных обществах.
    С учетом прогнозных оценок потребностей города в необходимых размерах страховых запасов и резервов представляется целесообразным:
    - рекомендовать начиная с 2002 года для размещения закупок и хранения плодоовощной продукции городского заказа (на конкурсной основе), а также значительной части коммерческих объемов организованных закупок и закладки картофеля и овощей группу из 11 плодоовощных предприятий (государственные унитарные предприятия и акционерные общества с долей города, участвующие в интеграционных объединениях с сельхозпроизводителями) <7>.
    При этом на перспективу до 2005 года минимальное пороговое значение объемов охлаждаемых емкостей, необходимых в городе для содержания страховых сезонных запасов картофеля и овощей (осенняя закладка), оценивается на уровне 150-160 тыс. тонн.
    Территориальное размещение указанной группы плодоовощных предприятий обеспечивает возможности для эффективной организации снабжения предприятий и организаций социальной сферы во всех административных округах г. Москвы;
    - сосредоточение городского резерва мяса и мясопродуктов и масла животного на одном - двух хладокомбинатах города. При выборе конкретного предприятия следует принимать во внимание его техническое состояние, возможности получения городом контрольного (51%) пакета акций, а также минимально необходимый для размещения резерва объем низкотемпературных емкостей (по оценкам, не менее 22,0 тыс. тонн единовременного хранения);
    - размещение городского резерва зерна в 2002 году на АООТ "Мелькомбинат N 3", ОАО "Мелькомбинат N 4" и АООТ "Московский комбинат хлебопродуктов". В перспективе в этом сегменте продовольственного рынка экономически целесообразно последовательное замещение организованных поставок зерна на поставки муки и круп, что позволит сократить и соответствующую инфраструктуру хранения городского резерва.
    В целях совершенствования инфраструктуры, связанной с обслуживанием городского заказа на рекомендуемых оптовых плодоовощных предприятиях, в 2002-2004 гг. предусматривается создание распределительных центров для комплексного снабжения предприятий и организаций социальной сферы, розничной торговли и общественного питания. Первые из распределительных центров ГУП "Солнцево" и АОЗТ "Новые Черемушки" (II очередь) будут введены в эксплуатацию в IV кв. 2002 года.
    В числе мероприятий по обслуживанию социальной сферы на организуемых распределительных центрах предусматривается:
    - расширение ассортимента продукции для социальной сферы за счет овощной группы (помидоры, огурцы, зелень и т.д.), фруктов, соков, сухих продуктов бакалейной группы. Выделение для этих групп продукции помещений с соответствующими температурно - влажностными режимами;
    - внедрение информационной системы учета продукции городского заказа (объемы, ассортимент, качество, размещение по камерам хранения и т.д.), а также приема и обработки заявок от предприятий социальной сферы. На этой основе будет осуществляться предварительная комплектация партий отгрузки, что позволит существенно сократить время по обслуживанию клиентов;
    - выделение помещений для комплектации партий отгрузки и оснащение их (или модернизация) оборудованием по товарной подработке, подъемно - транспортным и весоизмерительным оборудованием;
    - предоставление транспортно - экспедиторских услуг.
    Специализированные распределительные центры предполагается организовать на предприятиях оптовой торговли, обслуживающих городской резерв продовольственных товаров (ОАО "ТПК "Моссахар" и, как наиболее вероятный вариант, АООТ "Мосхладокомбинат N 14").
    В 2002-2004 гг. на всех оптовых предприятиях, привлекаемых для обслуживания городского резерва и городского заказа, будут проведены необходимые работы по реконструкции систем холодоснабжения с использованием химически безопасных технологических схем, современных средств контроля, автоматизации и управления и защиты обслуживающего персонала и населения от вредных воздействий применяемых хладагентов.
    Важнейшим направлением структурной политики города является создание современной рыночной инфраструктуры оптовой торговли. При этом максимально задействуется материально - техническая база существующих оптовых предприятий без дополнительного капитального строительства новых объектов.
    Концепцией предусматривается:
    - создание 9 оптовых продовольственных рынков с универсальным ассортиментом товаров на плодоовощных предприятиях: ЗАО "Киевское", ЗАО "Глори", ЗАО "Москворецкое", ЗАО "ПБ "Октябрьская", ЗАО "Виктория", ЗАО "Вегетта", ЗАО "Красная Пресня", ГУП "Центрмоспродрынок", ГУП "Зеленоградское РОРПО" с общей площадью земельных участков 143,1 га и общим размером торговых, складских и офисных помещений до 350 тыс. кв. м, рассчитанных на 1100-1300 торговых мест оптовиков <8>;
    - организация 4 специализированных мясных и рыбных оптовых рынков на площадях хладокомбинатов: ОАО "Хладокомбинат N 7", ОАО "ТД "Преображенский", ООО "ТПФ "Портхладокомбинат"; оптового рыбного рынка (I очередь) на территории Северного административного округа с участием АООТ "ПКП "Меридиан" и ОАО "Икма" (дополнительный землеотвод), рассчитанных на 180-220 торговых мест, с организацией хранения продукции оптовиков на предприятиях.
    Для организации оптовых рынков на предприятиях, помимо инвестиций в обустройство торговых мест, осуществляемых за счет арендаторов, намечается провести ряд некапиталоемких организационно - технических мероприятий, включающих: изменение организационной структуры управления и методов внутрифирменного учета, зонирование территории оптовых предприятий с организацией мест оптовой торговли, транспортных и пешеходных "коридоров", мест стоянок автотранспорта и т.д. Предусматривается организация расчетно - кассового обслуживания и систем рыночной информации, усиление контроля качества и пищевой безопасности поступающих и реализуемых продовольственных товаров.
    Мировой опыт показывает, что только оптовые рынки не в состоянии полностью решить проблемы организации оптовой торговли продовольствием. Они с неизбежностью дополняются оптовыми распределительными центрами различного типа: сетевыми (обслуживающими группы магазинов, входящих в состав соответствующих фирменных сетей), зональными (обслуживающими магазины на определенной территории) и т.д. (рис. 4).
 

Рис. 4. Сопоставительная характеристика операторов оптовой торговли: "оптовый продовольственный рынок" и "распределительный центр"

Оптовый продовольственный рынок Распределительный центр
1. Функциональное назначение Организация оптового оборота - оказание услуг оптовым продавцам и покупателям. Собственных торговых операций не осуществляет Оптовое распределение - поставка товаров в розничную торговлю и общественное питание
2. Основные типы Универсальные.
Специализированные: плодоовощной, рыбный, мясной и т.д.
Универсальные, специализированные. Сетевые - обслуживающие магазины, входящие в состав соответствующих сетей. Зональные - обслуживающие независимые магазины на определенной территории
3. Основная товарная специализация Скоропортящиеся свежие продукты питания: фрукты, овощи, картофель, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молокопродукты Продукция, прошедшая промышленную переработку: бакалейные товары, мясопродукты, молокопродукты, рыбопродукты, консервированные продукты питания, кондитерские изделия, напитки
4. Конъюнктурное положение на торговых площадях Конкурентный рынок Монопольное
5. Основные источники доходов Доходы от аренды и оказания сервисных услуг для оптовых продавцов и покупателей Оптовые торговые скидки - надбавки
6. Эффективность инвестиций Коммерческая - низкая. Народно - хозяйственная (городская) - высокая Коммерческая - высокая
7. Основные источники инвестиций (с учетом мирового опыта) Бюджетные инвестиции (федеральные, региональные, муниципальные). Бюджетные кредиты на инвестиционные цели. Банковские льготные инвестиционные кредиты Частный торговый капитал, включая розничные сети. Банковские инвестиционные кредиты
8. Характеристика хозяйственной деятельности Самоокупаемость, включая долгосрочные льготные инвестиционные кредиты Самоокупаемость, включая инвестиционные кредиты
9. Форма акционерного капитала (с учетом мирового опыта) Смешанная, при значительной доле государственной (муниципальной) собственности Частная

 
    Во многих случаях распределительные центры размещаются в составе оптовых продовольственных рынков или блокируются с ними на одной территории. Примером такой комплексной организации объектов оптовой торговли в Москве является распределительный центр Ногинского мясоперерабатывающего комбината на оптовом продовольственном рынке "Отрадное". В перспективе предполагается задействовать аналогичную комбинированную схему размещения и при перепрофилировании ряда других оптовых предприятий города.
    Концепцией развития оптовой торговли предусматривается организация в 2002-2004 гг.:
    - 7 универсальных распределительных центров и магазинов - складов на оптовых плодоовощных предприятиях: ОАО "Садко", ОАО "ВТК "Интерфуд", ЗАО "Кузьминское", ЗАО "Деметра", ЗАО "Русь", ЗАО "Гагаринское", ЗАО "Куйбышевское" с общей площадью торговых и складских помещений до 300 тыс. кв. м;
    - 7 специализированных распределительных центров на хладокомбинатах и крупных общетоварных базах города: АО "Айс - Фили", ОАО "ТД "Преображенский", ОАО "Мосхладокомбинат N 9", ОАО "Икма", ОАО "Бакалейные товары и минеральные воды", АООТ "Центрсток", ЗАО "Предприятие МС" с общей площадью торговых и складских помещений до 60 тыс. кв. м.
    Особая системообразующая роль в организации каналов товародвижения на городском уровне в перспективе будет принадлежать крупным современным объектам инфраструктуры оптовой торговли. В этих целях в период до 2005 года будут осуществлены:
    - строительство распределительного центра и магазина - склада общей площадью 45 тыс. кв. м на объединенной территории ОАО "Сервис - Холод" и ОАО "Холодильник N 11" с дополнительным землеотводом в Юго - Восточном административном округе;
    - формирование комплекса оптовой торговли продовольствием "Отрадное" и магазина - склада на объединенной территории ОАО "Рынок "Отрадное" и II очереди строительства Кировского ОРПО с дополнительным землеотводом в Северо - Восточном административном округе (площадь земельного участка - 24,6 га; общая площадь торговых и складских помещений - до 70 тыс.