Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 379. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

"ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ПОЛИГОНОВ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ" (ТСН 30-308-2002 Московской области) (приняты Минмособлстроем от 16.10.2000 N 132)

Дата документа16.10.2000
Статус документаДействует
МеткиНормы · Перечень

    

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ПОЛИГОНОВ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТСН 30-308-2002
Московской области

 

Предисловие

 
    1. Разработаны Московским государственным строительным университетом, Академией коммунального хозяйства им. Памфилова при участии Министерства строительного комплекса Московской области, Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Московской области, Лицензионно-экспертного управления по лицензированию строительной области и экспертизе, Главного управления архитектуры и градостроительства, ГОиЧС МО.
    Внесены Министерством строительного комплекса Московской области.
    2. Приняты и введены в действие распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 16.10.2000 N 132.
    3. Введены впервые.
    4. Зарегистрированы Госстроем России, письмо от 28.03.2003 N 9-29/245.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Неотъемлемым звеном функционирования города как антропогенной экосистемы является образование отходов производства и потребления. Объемы этих отходов растут из года в год и в значительной мере зависят от размеров города, численности его населения, особенностей сосредоточенных в нем производств. Москва как один из крупнейших мировых мегаполисов естественно не является исключением в силу особенностей как своих размеров, так и географо-климатического расположения. Объемы отходов в Московском регионе складываются как из поступающих из города Москвы, так и образующихся в городах и населенных пунктах собственно Московской области, которая также является зоной высокой концентрации населения и различного рода промышленного производства. В целом ежегодно необходимо размещать на полигонах хранения более 12 млн. тонн отходов.
    Основная масса бытовых и промышленных отходов в настоящее время не подвергается какой-либо переработке и вторичному использованию, а размещается на полигонах хранения, на санкционированных и несанкционированных свалках, скапливается на территориях промышленных предприятий, что в значительной мере усугубляет общую экологическую ситуацию, создает серьезную опасность для здоровья населения и работников предприятий, влечет за собой экономический ущерб за счет безвозвратных потерь потенциальных вторичных ресурсов.
    Настоящие Территориальные строительные нормы регламентируют строительную деятельность в области управления обращения с отходами и являются нормативной основой для повышения качества возведения полигонов ТБО, оздоровления сложившейся экологической ситуации на территории Московской области.
    Нормы не распространяются на полигоны по обезвреживанию и захоронению промышленных и радиоактивных отходов.
 

1. Область применения

 
    1.1. Настоящие Территориальные строительные нормы разработаны на основании действующего законодательства РФ.
    1.2. Настоящие Нормы распространяются на проектирование, строительство и рекультивацию полигонов по обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов (в дальнейшем - полигоны ТБО).
    1.3. Нормы должны соблюдаться на территории Московской области при проектировании, строительстве, рекультивации полигонов ТБО российскими и иностранными юридическими и физическими лицами независимо от формы собственности.
 

2. Нормативные ссылки

 
    2.1. В настоящих Нормах использованы ссылки на следующие нормативные документы:
    СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
    СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства".
    СНиП 3.02.01-87 "Земляные сооружения, основания и фундаменты".
    СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
    СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения".
    СП 11-102-97 "Инженерно-экологические изыскания для строительства".
    СП 11-105-97 "Инженерно-геологические изыскания для строительства".
    ГОСТ 3351-74 "Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха, цветности и мутности".
    ГОСТ 4011-72 "Вода питьевая. Метод определения общего железа".
    ГОСТ 4151-72 "Вода питьевая. Метод определения общей жесткости".
    ГОСТ 4245-72 "Вода питьевая. Метод определения содержания хлоридов".
    ГОСТ 4386-89 "Вода питьевая. Метод определения массовой концентрации фторидов".
    ГОСТ 4389-72 "Вода питьевая. Метод определения содержания сульфатов".
    ГОСТ 4979-49 "Вода хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения. Методы химического анализа. Отбор, хранение и транспортировка проб" (переиздание 1997 г.).
    ГОСТ 5180-84 "Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик".
    ГОСТ 12071-84 "Грунты. Отбор, упаковка, транспортировка и хранение образцов".
    ГОСТ 12248-96 "Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости".
    ГОСТ 12536-79 "Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава".
    ГОСТ 18164-72 "Вода питьевая. Метод определения сухого остатка".
    ГОСТ 18826-73 "Вода питьевая. Метод определения содержания нитратов".
    ГОСТ 19912-81 "Грунты. Метод полевого испытания динамическим зондированием".
    ГОСТ 20069-81 "Грунты. Метод полевого испытания статическим зондированием".
    ГОСТ 20276-85 "Грунты. Метод полевого испытания статическими нагрузками".
    ГОСТ 21719-80 "Грунты. Метод полевых испытаний на срез в скважинах и в массиве".
    ГОСТ 22584-83 "Метод лабораторного определения коэффициента фильтрации".
    ГОСТ 22733-77 "Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности".
    ГОСТ 23001-90 "Грунты. Методы лабораторных определений плотности и влажности".
    ГОСТ 23740-79 "Грунты. Методы лабораторного определения содержания органических веществ".
    ГОСТ 25100-95 "Грунты. Классификация".
    ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения но расчету".
    ГОСТ 30416-96 "Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения".
    ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения".
    СанПиН 1746-77 "Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов".
    СанПиН 2.01.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
    СП 2.6.1.758-99(ОСПОРБ-99) "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности".
    СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО".
    ТСН ППС-99 МО "Порядок предпроектной и проектной подготовки в Московской области".
 

3. Определения

 
    Термины и определения приведены в приложении А.
 

4. Общие положения

 
    4.1. Полигоны твердых бытовых отходов - комплексы природоохранных сооружений, предназначенные для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения ТБО, предотвращающие попадание вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
    В зависимости от состава отходов полигоны подразделяются на два класса.
    Классификационный каталог ТБО приведен в приложении Б.
    4.2. На полигоны ТБО 1-го класса принимаются:
    - бытовые отходы и отходы потребления из жилых зданий, учреждений и предприятий общественного назначения, объектов оптово-розничной торговли промышленными и продовольственными товарами, уличный, садово-парковый смет;
    - отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с СанПиН 2.01.7.728.
    Суммарное содержание в отходах органических веществ не должно превышать 25%, а образуемые выбросы в пределах ПДК.
    4.3. На полигоны ТБО 2-го класса принимаются отходы, перечисленные в п. 1.2, а также:
    - строительные отходы при сносе, реконструкции, новом строительстве зданий и сооружений, древесно-строительные отходы;
    - твердые промышленные отходы III-IV класса опасности по согласованию с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Московской области (ЦГСЭН МО) и учреждениями коммунальной службы;
    - грунты и почвы, твердые строительные и промышленные IV класса опасности отходы, содержащие радионуклиды в количествах, не превышающих установленные для радиоактивных отходов пределы, по отдельному проекту, согласованному с ЦГСЭН МО и территориальным отделением Министерства природных ресурсов, от специальных организаций, имеющих лицензии на соответствующие виды деятельности;
    - неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список этих отходов согласуется с ЦГСЭН МО.
    4.4. В составе полигона следует предусматривать:
    - участок захоронения отходов;
    - участок для размещения цеха по сортировке и переработке отходов;
    - участок компостирования;
    - административно-хозяйственную зону;
    - инженерные сооружения и коммуникации для жизнеобеспечения полигона и экологической безопасности;
    - экспресс-лабораторию;
    - участок радиационного контроля за отходами.
    4.5. Подготовка проектной документации на размещение участка полигона ТБО производится в соответствии с ТСН 11-303-2001 (ТСН ППС 99 МО). Намеченный для полигона участок проходит согласование с территориальными отделениями Министерства природных ресурсов, с Главархитектурой, Мособлкомводом, Геоцентром "Москва" в части согласования выборов земельных участков.
 

5. Размещение полигонов ТБО

 
    5.1. Размещение полигонов ТБО должно осуществляться по территориальному принципу, предусматриваться при разработке территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития территории Московской области. Для решения вопроса о возможности размещения ТБО на земельном участке заказчиком в соответствии с положениями градостроительной документации разрабатывается градостроительное обоснование объекта строительства.
    5.2. Выявление участков, перспективных для размещения полигонов, производится на основании анализа карты специального типологического зонирования территории района М 1:200000, которая составляется с привлечением имеющихся геологических, гидрогеологических и других карт соответствующего масштаба. При составлении карты используются две группы критериев:
    а) исключающие размещение полигонов;
    б) благоприятствующие размещению полигонов.
    5.3. Размещение полигонов исключается:
    - на территории природно-заповедного фонда Российской Федерации (государственные природные заповедники, заказники, национальные природные парки, памятники природы) и его охранной зоны (приложение В);
    - в пределах округов санитарной охраны курортных и лечебно-оздоровительных зон;
    - на территории зеленых зон городов и промышленных поселков;
    - на землях, занятых или предназначенных под занятие лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции;
    - на сельскохозяйственных угодьях с кадастровой оценкой выше среднерайонного уровня;
    - на землях историко-культурного назначения;
    - в пределах водоохранных зон водных объектов;
    - в пределах I и II поясов зон санитарной охраны водных объектов, использующихся для хозяйственно-питьевого водоснабжения (СП 2.1.7.1038-01);
    - в пределах городской черты;
    - на территории, загрязненной органическими и радиоактивными отходами, до истечения сроков, установленных органами санитарно-эпидемиологической службы;
    - на территориях со сложными геологическими и гидрогеологическими условиями (развитых склоновых процессов, суффозионно-неустойчивых грунтов; заболоченных участках и зонах подтопления и т.п.).
    5.4. В Московской области благоприятными для размещения полигонов признаются участки:
    - открытые, хорошо проветриваемые, незатопляемые и неподтапливаемые, допускающие осуществление мероприятий и инженерных решений, исключающих загрязнение окружающей среды (СанПиН 1746-77);
    - расположенные с подветренной стороны (для ветров преобладающего направления) по отношению к населенным пунктам и рекреационным зонам;
    - расположенные ниже мест водозаборов хозяйственно-питьевого водоснабжения, рыбоводных хозяйств, мест нереста, массового нагула и зимовальных ям рыбы;
    - удаленные от аэропортов на 15 и более км, от сельскохозяйственных угодий и транзитных магистральных дорог на 200 м, от лесных массивов и лесопосадок, не предназначенных для рекреации, на 50 м;
    - обеспечивающие соблюдение 500 м санитарно-защитной зоны от жилой застройки до границ полигона;
    - с уклоном в сторону населенных пунктов, промышленных предприятий, сельскохозяйственных угодий, лесных массивов не более 1,5%;
    - с залеганием грунтовых вод при наибольшем подъеме, с учетом эксплуатации полигона не менее 2 м от нижнего уровня захороняемых отходов;
    - с преобладанием в разрезе четвертичных отложений экранирующих пород (в т.ч. моренные суглинки), характеризующиеся коэффициентом
    -7 фильтрации не более 10 м/с;
    - оценка гидрогеологической обстановки производится полевыми методами исследований в конкретных геологических условиях, включая трещиноватость пород, наличие гидрогеологических окон и т.п.;
    - с развитым региональным водоупором (юрские глины), характеризующимся отсутствием "гидравлических окон" и значительных по площади трещиноватых зон;
    - с отсутствием опасных геологических процессов (оползневые, карстово-суффозионные, овражная эрозия и т.д.).
    5.5. При размещении полигонов учитывается опыт функционирования объектов-аналогов, которые устанавливаются исходя из природных условий размещения полигонов (в том числе геологическое строение, гидрогеологические условия, свойства грунтов, развитие опасных геологических процессов) и технологических особенностей складирования ТБО (площадь полигона, мощность складированных ТБО, схема складирования).
    5.6. Размер участка размещения полигона устанавливается исходя из условия срока его эксплуатации не менее 20 лет.
    5.7. Для оценки возможности размещения полигона, реализации хозяйственной деятельности и гарантии соблюдения природоохранных норм и правил по каждому полигону следует разрабатывать обоснование инвестиций с составлением ОВОС и проведением по ним экспертизы в Государственной вневедомственной экспертизе Московской области и Государственной экологической экспертизе Минэкологии Московской области. Указания к разработке раздела ОВОС приведено в приложении В.
    Аналогичная процедура осуществляется на стадиях ТЭО (проект), утверждаемой части РП в соответствии с порядком проведения государственной вневедомственной экспертизы проектной документации на строительство, расширение и реконструкцию предприятий, зданий и сооружений в Московской области.
    5.8. При размещении полигонов анализируется транспортная структура района и намечаются подъезды к нему вне существующих населенных пунктов.
    5.9. Полигоны ТБО классифицируются как новые строительные сооружения 1-го уровня ответственности (по ГОСТ 27751).