Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 332. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Управления МНС РФ по г. Москве от 07.10.2003 N 26-08/55260 "ОБ ИСЧИСЛЕНИИ И УПЛАТЕ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИМЕЮЩИМИ В СВОЕМ СОСТАВЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ"

Дата документа07.10.2003
Статус документаДействует
МеткиПисьмо

    

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 7 октября 2003 г. N 26-08/55260

 

ОБ ИСЧИСЛЕНИИ И УПЛАТЕ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ИМЕЮЩИМИ В СВОЕМ СОСТАВЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

 
    Управление МНС России по г. Москве в связи с возникающими вопросами об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, сообщает следующее.
    В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обособленным подразделением организации считается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и независимо от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Место нахождения обособленного подразделения российской организации - это место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
    Порядок представления налоговой декларации, исчисления и уплаты авансовых платежей налога на прибыль для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения, установлен статьями 286 и 288 НК РФ. Методика расчета суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль для организаций, имеющих обособленные подразделения, изложена в Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, с учетом изменений и дополнений N 1, утвержденных приказом МНС России от 09.09.2002 N ВГ-3-02/480 (далее - Инструкция), а также в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729 (далее - Методические рекомендации).
 

I. Особенности исчисления, представления налоговой декларации и уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения в Российской Федерации

 
    Согласно ст. 288 НК РФ исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
    Указанной статьей определено, что уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, производится российскими организациями как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение, исчисленной в соответствии с порядком, изложенным названной статьей НК РФ.
    Для этого налогоплательщики производят исчисление налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты, по итогам отчетного (налогового) периода по отдельному расчету в разрезе обособленных подразделений в приложениях N 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения" и N 5а "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделениям организаций" к листу 02 декларации по налогу на прибыль организации (далее - декларация).
    Показатели удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости основных средств, используемые при расчете доли прибыли, приходящейся на каждое подразделение, определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников и остаточной стоимости основных средств организации и ее обособленных подразделений на конец отчетного периода.
    В соответствии с п. 8.2 Методических рекомендаций удельный вес среднесписочной численности работников обособленного подразделения определяется исходя из среднесписочной численности работников за последний месяц отчетного (налогового) периода в среднесписочной численности работников по организации в целом.
    В соответствии с п. 1.1 Инструкции налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога по истечении каждого отчетного (налогового) периода представляют в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
    Пунктом 1.5 Инструкции определено, что организации, в состав которых входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляют в налоговый орган по месту своего нахождения декларацию, составленную в целом по организации с распределением налога по обособленным подразделениям.
    Не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный (налоговый) период, в налоговый орган по месту нахождения каждого обособленного подразделения организация представляет налоговую декларацию, состоящую из титульного листа (лист 01), а также расчета суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения (выписка из приложения N 5а к листу 02, определяющая суммы налога, подлежащие уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения).
    При этом согласно порядку заполнения приложений N 5 и 5а к листу 02 декларации на декларации, представляемой в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации, делается отметка налогового органа по месту нахождения организации, подтверждающая включение в декларацию суммы авансовых платежей и налога на прибыль по обособленному подразделению, и проставляется штамп этого налогового органа.
 

II. Особенности заполнения листа 02 декларации организациями, имеющими обособленные подразделения

 
    Для заполнения листа 02 декларации налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, по соответствующим строкам (270, 280, 310, 320, 390, 400, 430, 440, 490-510, 520-540) используются данные, отраженные в соответствующих графах по строке 020 приложения N 5.
    Ставка налога для исчисления налога в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет по строкам 230 и 240 листа 02 не проставляется.
    В соответствии с разделом 3 Инструкции строки 270 и 280 листа 02 декларации организациями, имеющими обособленные подразделения, заполняются путем переноса данных о суммах зачисляемого налога в целом по организации в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет из граф 11 и 12 приложения N 5 к листу 02.
    Строки 310 и 320 листа 02 в части суммы начисленного налога в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет заполняются налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, путем переноса данных в целом по организации из прилагаемого расчета по налогу на прибыль организаций, имеющих обособленные подразделения (графы 13 и 14 приложения N 5 к листу 02).
    По строкам 350 и 360 листа 02 декларации указывается сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно специальной декларации (расчету), принятого налоговым органом (пример расчета зачета суммы налога, выплаченной за пределами Российской Федерации, дан в разделе VI настоящего письма).
    Сумму налога на прибыль или к доплате, или к уменьшению по итогам отчетного (налогового) периода в целом по организации в бюджет субъекта Российской Федерации и в местный бюджет по месту нахождения обособленных подразделений исчисляют в приложениях N 5 и 5а к листу 02 и арифметический итог указывают в соответствующих строках листа 02 декларации.
    Это означает, что согласно разделу 8 Инструкции суммы в строках 390 "Сумма налога на прибыль к доплате в бюджет субъекта Российской Федерации" или 430 "Сумма налога на прибыль к уменьшению в бюджет субъекта Российской Федерации" листа 02 отражаются на основании данных строки 020 приложения N 5 к листу 02 как арифметический итог показателей по графам 15 "К доплате в бюджет субъекта Российской Федерации" и 17 "К уменьшению в бюджет субъекта Российской Федерации" по организации в целом, соответственно арифметический итог показателей по графам 16 "К доплате в местный бюджет" и 18 "К уменьшению в местный бюджет" - в строках 400 "Сумма налога на прибыль к доплате в местный бюджет" или 440 "Сумма налога на прибыль к уменьшению в местный бюджет". При этом показатели по названным графам 17 и 18 берутся со знаком "минус".
    Данные по строкам 490-510, 520-540 листа 02 в части ежемесячных авансовых платежей в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет являются арифметической суммой авансовых платежей в целом по организации, переносимой строго из граф 22 и 23 строки 020 приложения N 5 к листу 02.
    Данные по строкам 610-620 в части налога, уплачиваемого по базе переходного периода в бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты, являются арифметической суммой в целом по организации, переносимой строго из граф 19 и 20 строки 020 приложения N 5 к листу 02.
    При этом по организациям, имеющим обособленные подразделения, для начисления налога на прибыль в карточках лицевых счетов сумм доплаты, уменьшения или уплаты сумм ежемесячных авансовых платежей в части федерального бюджета используются данные соответствующих строк листа 02, в части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - данные соответствующих строк и граф приложений N 5 и 5а к листу 02. В приведенной таблице к настоящему письму указано, по каким графам и строкам листов и приложений необходимо использовать данные для начисления налога на прибыль в карточках лицевых счетов в разрезе бюджетов для организаций, имеющих в своем составе обособленные подразделения.
 

ДАННЫЕ ДЛЯ НАЧИСЛЕНИЯ В КАРТОЧКЕ ЛИЦЕВОГО СЧЕТА, ОТРАЖАЕМЫЕ В НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

    

N п/п  Вид уплаты
ежемесячный авансовый платеж (номер листа, приложения, строки, графы) доплата по квартальному расчету (номер листа, приложения, строки, графы) уменьшение по квартальному расчету (номер листа, приложения, строки, графы) налог по базе переходного периода (номер листа, приложения, строки, графы)
федеральный бюджет бюджет субъекта РФ местный бюджет федеральный бюджет бюджет субъекта РФ местный бюджет федеральный бюджет бюджет субъекта РФ местный бюджет федеральный бюджет бюджет субъекта РФ местный бюджет
1 По организации, не имеющей обособленных подразделений Строки 460-480 листа 02 Строки 490-510 листа 02 Строки 520-540 листа 02 Строка 380 листа 02 Строка 390 листа 02 Строка 400 листа 02 Строка 420 листа 02 Строка 430 листа 02 Строка 440 листа 02 Строка 600 листа 02 Строка 610 листа 02 Строка 620 листа 02
2 По организации в целом, имеющей обособленные подразделения Строки 460-480 листа 02   Строка 380 листа 02   Строка 420 листа 02   Строка 600 листа 02   
а По организации без входящих в нее обособленных подразделений  Гр. 22 стр. 030 пр. N 5 Гр. 23 стр. 030 пр. N 5  Гр. 15 стр. 030 пр. N 5 Гр. 16 стр. 030 пр. N 5  Гр. 17 стр. 030 пр. N 5 Гр. 18 стр. 030 пр. N 5  Гр. 19 стр. 030 пр. N 5 Гр. 20 стр. 030 пр. N 5
б По обособленным подразделениям  Гр. 22 пр. N 5а Гр. 23 пр. N 5а  Гр. 15 пр. N 5а Гр. 16 пр. N 5а  Гр. 17 пр. N 5а Гр. 18 пр. N 5а  Гр. 19 пр. N 5а Гр. 20 пр. N 5а

 
 

III. Порядок расчета сумм ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений организации, подлежащих уплате в текущем отчетном квартале

 
    Статьей 286 НК РФ и Инструкцией определен общий порядок расчета суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате не позднее 28-го числа каждого месяца текущего отчетного квартала, а именно:
    - сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем, IV квартале предыдущего налогового периода;
    - сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во II квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года;
    - сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала;
    - сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
    Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
    Для определения суммы налога, зачисляемого в текущем квартале в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений, организации, имеющие в своем составе обособленные подразделения, в графах 22 и 23 приложения N 5 к листу 02 декларации за истекший отчетный (налоговый) период по строке 020 отражают суммированную величину ежемесячных авансовых платежей на текущий квартал (следующий за отчетным периодом) в целом по организации, подлежащую уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
    Указанные суммы распределяются между организацией без обособленных подразделений и каждым обособленным подразделением исходя из долей налоговой базы (%), приведенных в графе 5 приложений N 5 и 5а; то есть суммы ежемесячных авансовых платежей для уплаты во II, III и IV кварталах - соответственно исходя из долей налоговой базы, рассчитанных за I квартал, полугодие и 9 месяцев текущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате организацией в последнем, IV квартале предыдущего налогового периода.
    Приводим пример расчета суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений организации в IV квартале 2003 года.
    Пример. Организация, расположенная на территории г. Москвы, имеет два структурных подразделения, находящихся в разных субъектах Российской Федерации. По итогам за 9 месяцев 2003 года нарастающим итогом с начала года доля налоговой базы, приходящаяся на эти обособленные подразделения, составила:
    - организация без обособленных подразделений - 10%;
    - 1-е подразделение - 20%;
    - 2-е подразделение - 70%.
    Ставка налога на прибыль, зачисляемая соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, составляет:
    - организация без обособленных подразделений - 18%;
    - 1-е подразделение - 18%;
    - 2-е подразделение - 16% и 2%.
    За первое полугодие 2003 года:
    - строка 270 листа 02 декларации - 1000 руб.;
    - строка 280 листа 02 декларации - 300 руб.
    За 9 месяцев 2003 года:
    - строка 270 листа 02 декларации - 2000 руб.;
    - строка 280 листа 02 декларации - 800 руб.
    1. Определяем общую сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по итогам за первое полугодие 2003 года в целом по организации, - 1300 руб. (1000 руб. + 300 руб.).
    2. Определяем общую сумму авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по итогам за 9 месяцев 2003 года по организации в целом, - 2800 руб. (2000 руб. + 800 руб.).
    3. Определяем общую сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в IV квартале 2003 года в целом по организации, - 1500 руб. (2800 руб. - 1300 руб.).
    4. Определяем общую сумму ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2003 года по организации без входящих в нее обособленных подразделений и каждого обособленного подразделения исходя из доли налогооблагаемой базы, приходящейся на эти подразделения:
    - организация без входящих в нее обособленных подразделений - 150 руб. (1500 руб. x 10%);
    - 1-е подразделение - 300 руб. (1500 руб. x 20%);
    - 2-е подразделение - 1050 руб. (1500 руб. x 70%).
    5. Определяем общую сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале 2003 года в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет:
    - организация без обособленных подразделений - 150 руб. в бюджет г. Москвы - отражается по строке 030 в графе 22 приложения N 5 к листу 02 декларации;
    - 1-е подразделение - 300 руб. в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения - отражается в графе 22 приложения N 5а к листу 02 декларации;
    - 2-е подразделение - 933 руб. - в бюджет субъекта Российской Федерации (1050 руб./18 x 16), 117 руб. - в местный бюджет (1050 руб./18 x 2) - указанные суммы отражаются в графах 22 и 23 приложения N 5а к листу 02 декларации.
    6. Суммы, указанные в п. 5 примера, арифметически суммируются и отражаются в графах 22 и 23 приложения N 5 к листу 02 декларации, а затем арифметически суммированную величину переносят в строки 490-540 листа 02 декларации в размере одной трети от сумм, указанных в графах 22 и 23 по строке 020 приложения N 5.
 

IV. Распределение сумм налога на прибыль по базе переходного периода, зачисляемого организациями, имеющими обособленные подразделения, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты

 
    В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) налогоплательщиками была сформирована единая налоговая база переходного периода, порядок и сроки уплаты налога, исчисленного по налоговой базе переходного периода, зависели от величины исчисленной суммы налога.
    Если сумма налога не превышает 10% от суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год, то она в полном объеме должна была быть перечислена в бюджет в течение 2002 года равными долями ежемесячно (ежеквартально) начиная со второго квартала в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода.
    Если исчисленная сумма налога составила от 10 до 70% от суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год, то часть суммы налога, превышающая 10%, уплачивается в бюджет равными долями ежемесячно (ежеквартально) в течение 2003-2004 годов в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода.
    Если исчисленная сумма налога составила свыше 70% от суммы налога на прибыль, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год, то часть суммы налога, превышающая 70%, уплачивается в бюджет в течение 2005-2006 годов равными долями ежемесячно (ежеквартально) в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода.
    Для организаций, получивших по итогам 2001 года убыток, установлен особый порядок распределения по годам величины уплачиваемого налога по базе переходного периода.
    В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", внесшего изменения в ст. 10 Закона N 110-ФЗ, в случае, если налогоплательщиком за 2001 год получен убыток, то исчисленная сумма налога подлежит уплате в бюджет равномерно в течение пяти лет в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей по налогу по итогам отчетного периода.
    Необходимо обратить внимание, что сумма налога переходного периода подлежит уплате только по итогам отчетного периода, уплата налога по налоговому периоду не производится. Например, организации, уплачивающие авансовые платежи по налогу на прибыль, ежеквартально уплачивают сумму налога в 2002 году по двум срокам (28 июля и 28 октября), в 2003-2006 годах - по трем срокам (28 апреля, 28 июля и 28 октября).
    Налогоплательщики, определяющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивали сумму налога в 2002 году по одной шестой от подлежащей к уплате в 2002 году суммы налога до 28-го числа каждого месяца начиная с июля 2002 года, соответственно в 2003-2004 годах - по одной двадцать второй от суммы налога, подлежащего к уплате в 2003-2004 годах, по сроку до 28-го числа каждого месяца года, за исключением января месяца.
    В соответствии с Методическими рекомендациями по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, утвержденными приказом МНС России от 21.08.2002 N БГ-3-02/458, налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог на прибыль по налоговой базе переходного периода в следующем порядке.
    Имеющие обособленные подразделения организации определяют общую сумму налога по налоговой базе переходного периода один раз и указывают в соответствующих строках листов 12 и 13 налоговой декларации за первое полугодие 2002 года исходя из ставок в разрезе бюджетов, действующих на 1 января 2002 года. Таким образом, определенная сумма налога по базе переходного периода, зачисляемая в федеральный бюджет, исходя из ставки - 7,5%, соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации - 14,5%, в местный бюджет - 2%. Далее эти суммы налога, определенные в целом по юридическому лицу, распределяются по годам уплаты в порядке, указанном выше.
    Каждый отчетный период определение суммы причитающегося к уплате по отчетному сроку налога по базе переходного периода в бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по обособленным подразделениям и организации без обособленных подразделений производится исходя из соответствующей доли, определенной по правилам ст. 288 НК РФ на конец отчетного периода и отражаемой в графе 5 приложений N 5 и 5а листа 02 по организации без входящих обособленных подразделений и по каждому обособленному подразделению отдельно в декларации за отчетный период года.
    Приводим пример определения суммы налога по базе переходного периода (далее - БПП), подлежащей уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
    Пример. Организация "X", расположенная на территории г. Москвы, имеет два обособленных подразделения, находящихся в разных субъектах Российской Федерации. Организация использует квартальный порядок уплаты авансовых платежей, на основании листа 12 (представленного в сроки для представления налоговой декларации за первое полугодие 2002 года) ей подлежит уплатить налог с БПП в сумме 100000 руб., в том числе в 2003 году - 24000 руб.:
    - в федеральный бюджет - 7500 руб. - отражается по строке 082 листа 12 декларации;
    - в бюджеты субъектов - 15300 руб. - отражается по строке 092 листа 12 декларации;
    - в местный бюджет - 1200 руб. - отражается по строке 102 листа 12 декларации.
    (Указанная разбивка была составлена организацией исходя из суммы налога за 2001 год, отражаемого по строке 9 расчета налога от фактической прибыли, без учета городских налоговых льгот, ставок, действовавших в 2002 году, и доли налоговой базы организации без структурных подразделений и структурного подразделения "А" по состоянию на 1 июля 2002 года.)
    1. По итогам I квартала 2003 года доля налоговой базы составляет:
    - организация без структурных подразделений - 60%;
    - подразделение "А" - 30%;
    - подразделение "Б" - 10%.
    2. По итогам первого полугодия 2003 года:
    - организация без структурных подразделений - 50%;
    - подразделение "А" - 35%;
    - подразделение "Б" - 15%.
    3. По итогам 9 месяцев 2003 года:
    - организация без структурных подразделений - 45%;
    - подразделение "А" - 45%;
    - подразделение "Б" - 10%.
 
    1. Определяем общую сумму налога с БПП, подлежащую уплате в течение текущего года в федеральный бюджет, исходя из показателей соответствующих строк листа 12 декларации за первое полугодие 2002 года:
    - 2003 год = строка 082;
    - 2004 год = строка 083;
    - 2005 год = строка 084;
    - 2006 год = строка 085.
    Строка 082 листа 12 - 7500 руб.
    2. Сумма налога с БПП, подлежащая уплате в течение текущего года (п. 1) в федеральный бюджет, отражается по строке 550 листа 02 декларации - 7500 руб.
    3. Определяем сумму налога с БПП в федеральный бюджет, подлежащую уплате по каждому сроку и отражаемую по строке 600 листа 02, путем деления на количество сроков, указываемых по строке 580 листа 02, которое соответствует для плательщиков, использующих в текущем налоговом периоде порядок уплаты авансовых платежей:
    - ежеквартальный с уплатой ежемесячных авансовых платежей - 3;
    строка 600 листа 02 декларации = 2500 руб. (7500 руб./3);
    за I квартал - 2500 руб. (строка 600 листа 02 по сроку 28.04.2003);
    за первое полугодие - 2500 руб. (строка 600 листа 02 по сроку 28.07.2003);
    за 9 месяцев - 2500 руб. (строка 600 листа 02 по сроку 28.10.2003).
    4. Определяем сумму налога с БПП, подлежащую уплате в течение налогового периода года в бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по организации в целом, путем суммирования показателей соответствующих строк листа 12 декларации, представленного в составе налоговой декларации за первое полугодие 2002 года.
    Данные по строкам листа 12:
    - всего в 2003 году = 092 + 102;
    - всего в 2004 году = 093 + 103;
    - всего в 2005 году = 094 + 104;
    - всего в 2006 году = 095 + 105.
    Сумма налога с БПП, подлежащая уплате в течение 2003 года в бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по организации в целом, составляет 16500 руб. (15300 руб. + 1200 руб.).
    5. В порядке, аналогичном изложенному в п. 3, определяется сумма налога с БПП в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, подлежащая уплате по каждому сроку в целом по организации, - 5500 руб. (16500 руб./3).
    6. Определяем сумму налога по БПП в бюджет г. Москвы, подлежащую уплате по каждому сроку, путем умножения суммированной величины налога по БПП в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, подлежащую уплате по каждому сроку в целом по организации, на долю налоговой базы, отражаемой по строке 030 в графе 5 приложения N 5 к листу 02. Указанная сумма подлежит начислению и отражению по строке 030 в графе 19 приложения N 5 к листу 02:
    - по сроку 28.04.2003 - 3300 руб. (5500 руб. x 60%) - отражается по строке 030 в графе 19 приложения N 5 к листу 02 декларации за I квартал 2003 года;
    - по сроку 28.07.2003 - 2750 руб. (5500 руб. x 50%) - отражается по строке 030 в графе 19 приложения N 5 к листу 02 декларации за первое полугодие 2003 года;
    - по сроку 28.10.2003 - 2475 руб. (5500 руб. x 45%) - отражается по строке 030 в графе 19 приложения N 5 к листу 02 декларации за 9 месяцев 2003 года.
    7. В порядке, аналогичном изложенному в п. 6, определяется сумма налога с БПП в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по подразделениям "А" и "Б".
    Необходимо обратить внимание, если обособленное подразделение ликвидируется или создано в отчетном периоде текущего налогового периода, то распределение налога по БПП, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, производится в указанном выше порядке только по действующим обособленным подразделениям в этом отчетном периоде.
 

V. Расчет налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при ликвидации обособленного подразделения в течение налогового периода

 
    В случаях когда в течение налогового периода обособленные подразделения ликвидируются, при определении причитающихся к уплате в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет авансовых платежей по налогу на прибыль организацией и обособленными подразделениями и заполнении приложений N 5 и 5а к листу 02 декларации следует учесть следующее.
    Начиная с отчетного периода, в котором было ликвидировано обособленное подразделение (издан приказ о ликвидации), удельные веса остаточной стоимости амортизируемых основных средств и среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) не могут быть определены, поскольку по этому обособленному подразделению отсутствуют эти данные на конец указанного отчетного периода.
    Например, если у организации, исчисляющей в установленном порядке сумму авансового платежа нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (I квартала, полугодия, 9 месяцев и года), уплачивающей в течение отчетного периода ежемесячные авансовые платежи, обособленное подразделение было ликвидировано 20 мая, последним отчетным периодом, за который может быть определена налоговая база по этому обособленному подразделению, является I квартал. Начиная с декларации за полугодие определение налоговой базы по этому обособленному подразделению прекращается. У организации, исчисляющей ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, в указанном случае последним отчетным периодом, за который может быть определена налоговая база по этому обособленному подразделению, является январь - апрель, прекращается определение налоговой базы начиная с декларации за январь - май.
    В связи с этим организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения уточненные декларации (лист 02 и приложения N 5 и 5а), в которых указываются уточненные данные о ежемесячных авансовых платежах, подлежащих уплате во II квартале, по организации без обособленных подразделений и в налоговый орган по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения - по этому обособленному подразделению.
    Исходя из приведенного выше примера организации, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по срокам II квартала - 28 апреля, 28 мая и 28 июня по ликвидированному обособленному подразделению, уплачивают их в соответствующий бюджет по месту своего нахождения. Сумма ежемесячного авансового платежа по сроку 28 апреля, уплаченная организацией по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, подлежит возврату организации.
    По ликвидированному обособленному подразделению за отчетные периоды, следующие за последним отчетным периодом до ликвидации, в приложении N 5а заполняются только графы 6, 11-14, 19 и 20. Данные этих граф сохраняются без изменения в течение этих последующих отчетных (налоговых) периодов. В приведенном примере суммы налога по графам 11 и 12 и суммы начисленного налога, отражаемые по графам 13 и 14, должны быть равны суммам причитающегося налога за I квартал, отраженным по графам 11 и 12.
    Учитывая, что декларации составляются нарастающим итогом с начала года, в целях правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и входящим в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период (в приведенном примере - за полугодие, 9 месяцев и год), подлежащая распределению, должна быть определена без учета налоговой базы ликвидированного обособленного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в налоговой декларации за I квартал.
    Приводим пример расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при ликвидации обособленного подразделения в течение налогового периода.
    Пример. Организация, расположенная на территории г. Москвы, имеет два обособленных подразделения, находящихся в разных субъектах Российской Федерации. По итогам за I квартал 2003 года на конец отчетного периода доля прибыли, приходящаяся на эти обособленные подразделения и на организацию без обособленных подразделений, составила:
    - организация без обособленных подразделений - 10%;
    - 1-е подразделение - 20%;
    - 2-е подразделение - 70%.
    Ставка налога на прибыль, зачисляемая соответственно в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, составляет:
    - организация без обособленных подразделений - 18%;
    - 1-е подразделение - 18%;
    - 2-е подразделение - 16% и 2%.
    Налоговая база для исчисления налога на прибыль за I квартал 2003 года составила 1000 руб.
    Сумма налога за I квартал 2003 года, отраженная:
    - по строке 250 листа 02 декларации, - 240 руб.;
    - по строке 260 листа 02 декларации, - 60 руб.;
    - по строке 270 листа 02 декларации, - 166 руб.;
    - по строке 280 листа 02 декларации, - 14 руб.
    Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за I квартал 2003 года исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения и на организацию без обособленных подразделений, отраженных в графе 6 приложений N 5 и 5а к листу 02 декларации, составила:
    - организация без обособленных подразделений - 100 руб. (1000 руб. x 10%);
    - 1-е подразделение - 200 руб. (1000 руб. x 20%);
    - 2-е подразделение - 700 руб. (1000 руб. x 70%).
    25 мая 2003 года 1-е подразделение было ликвидировано. По итогам полугодия налогооблагаемая прибыль по организации в целом составила 1400 руб.
    Сумма налога за первое полугодие 2003 года, отраженная:
    - по строке 250 листа 02 декларации, - 366 руб.
    По итогам за первое полугодие 2003 года доля прибыли на конец отчетного периода, приходящаяся на эти обособленные подразделения и организации без обособленных подразделений, составила:
    - организация без обособленных подразделений - 15%;
    - 1-е подразделение - 0%;
    - 2-е подразделение - 85%.
    1. Определяем общую сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2003 года в целом по организации (строка 250 листа 02 за I квартал 2003 года), - 240 руб. - отражается по строке 450 листа 02 декларации.
    2. Определяем общую сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2003 года в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в целом по организации, - 180 руб. (166 руб. + 14 руб.).
    3. Определяем общую сумму ежемесячных авансовых платежей организации без обособленных подразделений и каждого обособленного подразделения, подлежащую уплате в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет во II квартале 2003 года, исходя из доли налоговой базы, приходящейся на эти подразделения: