Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 922. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПРИКАЗ Москомархитектуры от 26.03.2003 N 63 "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, РАЗРАБОТАННОЙ ИНОСТРАННЫМИ ФИРМАМИ"

Дата документа26.03.2003
Статус документаДействует
МеткиПриказ · Рекомендации · Договор

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОРОДА МОСКВЫ

 

ПРИКАЗ
от 26 марта 2003 г. N 63

 

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, РАЗРАБОТАННОЙ ИНОСТРАННЫМИ ФИРМАМИ

 
    В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.12.2001 N 1171-ПП "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2001 год и Программе Правительства Москвы на 2002 год" и на основании решения Региональной межведомственной комиссии по ценовой и тарифной политике при Правительстве Москвы (протокол от 18 октября 2002 г. N 6-86-1003/2-28) приказываю:
    1. Ввести в действие с 1 апреля 2003 года Рекомендации по организации сопровождения проектными организациями Москомархитектуры проектной документации, разработанной иностранными фирмами, откорректированные и приведенные в соответствие с действующим законодательством и принятыми на его основе нормативными актами.
    2. Проектным организациям, осуществляющим проектную деятельность в Москве совместно с иностранными фирмами, применять настоящие Рекомендации при проектировании объектов г. Москвы.
    3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя Москомархитектуры Романенко В.Г.
 

Председатель
А.В. КУЗЬМИН

 
 
 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЕКТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МОСКОМАРХИТЕКТУРЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, РАЗРАБОТАННОЙ ИНОСТРАННЫМИ ФИРМАМИ

 

Введение

 
    Рекомендации по организации сопровождения проектными организациями Москомархитектуры проектной документации, разработанной иностранными фирмами, выполнены временным творческим коллективом (ВТК) по договору N 99/6340 от 01.11.99 между Управлением "Моспроект-2" и Департаментом экономической политики и развития г. Москвы и являются по сути 2-й редакцией документа, разработанного в 1997 году.
    Совершенствование законодательной и нормативной базы за два года, прошедшие со времени выпуска Рекомендаций, создало необходимость их корректировки. Кроме того, за время действия Рекомендаций сложилась практика их применения проектными организациями, которая учтена при выполнении данной работы.
    При разработке Рекомендаций использованы следующие законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Москвы:
    - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая (Федеральный закон от 30.11.94 N 51-ФЗ в редакции от 10.01.2003);
    - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая (Федеральный закон от 26.01.96 N 14-ФЗ в редакции от 10.01.2003);
    - Гражданский кодекс Российской Федерации, часть третья (Федеральный закон от 26.11.2001 N 146-ФЗ);
    - Градостроительный кодекс РФ (Федеральный закон от 07.05.98 N 73-ФЗ в редакции от 10.01.2003);
    - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ в редакции от 31.12.2002);
    - "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ);
    - Закон Российской Федерации от 09.07.93 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (в редакции от 19.07.95);
    - Федеральный закон от 17.11.95 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 10.01.2003);
    - Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.99 N 39-ФЗ (в редакции от 02.01.2000);
    - Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.99 N 160-ФЗ (в редакции от 25.07.2002);
    - Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 10.01.2003);
    - постановление Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности";
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 45.
 
 
    - постановление Правительства РФ от 21.03.2002 N 174 "О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства" (в редакции от 03.10.2002);
    - письмо Госстроя РФ от 03.04.2001 N НМ-1627/19 "Временный порядок лицензирования архитектурной деятельности, осуществляемой юридическими лицами";
    - Рекомендации по установлению конкретных размеров штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденные приказом Госстроя России от 06.08.93 N 17-59;
    - постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации";
    - постановление Госстроя РФ от 29.10.93 N 18-41 "О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации";
    - Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства, утвержденная постановлением Минстроя России от 24.04.95 N 18-39 (в редакции от 29.01.98);
    - Положение о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденное распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 N 660-р/18-7 (в редакции от 18.10.94);
    - Положение о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.11.99 N 1249 (в редакции от 03.10.2002);
    - Правила выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 221;
    - СП 11-110-99 "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", утвержденные постановлением Госстроя России от 10.06.99 N 44;
    - Положение о заказчике при строительстве объектов для государственных нужд на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Госстроя России от 08.06.2001 N 58;
    - решение исполкома Моссовета от 19.03.91 N 497 "О порядке работы советских организаций совместно с инофирмами при проектировании объектов для строительства в г. Москве";
    - распоряжение Премьера Правительства Москвы от 01.10.91 N 429-РП "О порядке экспертизы инвестиционной проектно-сметной документации";
    - распоряжение Мэра Москвы от 12.08.94 N 392-РМ "Об упорядочении работы по обеспечению экономической безопасности при осуществлении внешнеэкономической деятельности";
    - Руководство по проектированию архитектурного освещения застройки в центральной части и исторических зонах Москвы и зданий, имеющих важное градостроительное решение, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 30.09.96 N 337/1-РМ;
    - распоряжение Мэра Москвы от 02.10.96 N 350/1-РМ "О мерах по недопущению изменений в процессе строительства архитектурных и проектных решений, согласованных Москомархитектурой и Мосгосэкспертизой" (в редакции от 20.04.98);
    - Закон города Москвы от 25.06.97 N 28-51 "О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве";
    - Положение о порядке реализации городского заказа по объектам капитального строительства и реконструкции, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 02.12.97 N 942-РМ;
    - Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений в г. Москве, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 30.12.97 N 938;
    - распоряжение Мэра Москвы от 06.04.99 N 308-РМ "Об упорядочении разработки, согласования и утверждения проектной документации для формирования и исполнения городских инвестиционных программ строительства (реконструкции) на территории Москвы";
    - Положение о городском заказчике по объектам капитального строительства и реконструкции в г. Москве, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 28.12.99 N 1511-РМ;
    - Положение о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ (в редакции от 31.12.2002);
    - Правила производства земляных и строительных работ, прокладки и переустройства инженерных сетей и коммуникаций в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 08.08.2000 N 603 (в редакции от 29.01.2002);
    - Порядок определения стоимости проектных работ для строительства в г. Москве (4-я редакция), утвержденный постановлением Правительства Москвы от 23.05.2000 N 390.
    Кроме того, в процессе разработки Рекомендаций использованы следующие нормативные документы, принятые Международной федерацией инженеров-консультантов:
    - Типовой договор между заказчиком и консультантом на оказание услуг;
    - Условия контракта на сооружения объектов гражданского строительства.
 

1. Общие положения

 
    1.1. В настоящее время значительные успехи достигнуты в области проектирования и строительства в результате совместной деятельности российских и зарубежных фирм, выполняющих проектные, строительные, пусконаладочные и иные работы. Участие иностранных фирм на различных этапах инвестиционного процесса - от проектирования до строительства и эксплуатации объекта повышает потребительские свойства возводимых объектов, способствует внедрению новых технологий, материалов, конструктивных и инженерных решений, снижает сроки строительства, повышает качество строительства, а также способствует более активному привлечению инвестиций в эту сферу в г. Москве.
    Накопленный опыт организации проектирования и строительства совместно с иностранными фирмами показывает, что одной из основных проблем является регламентация и нормативно-правовое обеспечение взаимоотношений между российскими проектировщиками, инофирмами, заказчиками, согласующими и контролирующими органами и другими участниками инвестиционного процесса. Для решения этих вопросов в первую очередь необходимо определение порядка технического сопровождения российскими исполнителями проектной документации, разработанной инофирмами или совместно с инофирмами. Указанные вопросы согласуются сегодня с требованиями системы качества на базе стандартов ИСО 9000.
    1.2. Рекомендации по сопровождению проектными организациями Москомархитектуры проектной документации, разработанной иностранными фирмами, разработаны с целью создания на основе имеющегося международного опыта и сложившейся практики проектирования единого унифицированного методического подхода к организации сопровождения проектной документации и формированию системы отношений субъектов, участвующих в инвестиционном процессе.
    Рекомендации базируются на комплексном системном подходе, в основе которого лежит дифференцированная система отношений участия российской и иностранной сторон в проектировании и сопровождении. На основе дифференцированного подхода к организации разработки и сопровождения проектной документации составлена система классификации условий и порядка сопровождения документации.
    1.3. В соответствии с поставленной целью разработка Рекомендаций решает следующие задачи:
    - создание эффективной унифицированной системы организации сопровождения проектной документации, учитывающей особенности возможных ситуаций и проектов;
    - сохранение единства в методических, организационных, правовых подходах и иных аспектах;
    - обоснованное и согласованное обеспечение интересов участников инвестиционного процесса, нормативно-правовое обоснование принимаемых решений в ходе сопровождения проектной документации;
    - обеспечение высокого качества материалов Рекомендаций, а также оптимальности и обоснованности тех или иных рекомендаций за счет системы классификаций и широкого использования материалов в табличной форме с увязкой по взаимосвязанным критериям.
    1.4. В Рекомендациях приводится общий порядок (алгоритм) и методология организации сопровождения проектной документации. При этом обеспечивается возможность их применения в различных условиях и ситуациях (в рамках рассматриваемой проблемы).
    1.5. В Рекомендациях отражаются основные вопросы по регулированию механизма организации сопровождения документации и взаимоотношений заинтересованных сторон. Для этого при анализе исходных данных и разработке материалов учтена система классификации в соответствии с показателями (критериями), влияющими на порядок организации сопровождения:
    - по типу и назначению документации или ее разделов;
    - по стадиям разработки документации;
    - по соотношению заказчик (инвестор) - подрядчик - субподрядчик;
    - по требованиям при проектировании (согласовании);
    - по внешним ограничениям на участие иностранных фирм в разработке документации или ее разделов (в рамках подписанных соглашений);
    - по прочим критериям.
    1.6. При разработке Рекомендаций были учтены оптимальность и объективность выбора схемы и порядка организации сопровождения проектной документации с учетом экономических, юридических, социальных и иных аспектов.
    В Рекомендациях определяется состав, содержание и форма подготовки и представления материалов по этапам сопровождения (согласования) проектной документации.
    При разработке Рекомендаций была предусмотрена система единых требований к структуре, содержанию и оформлению методологического и других разделов.
    1.7. Кроме того, в Рекомендациях предусмотрены:
    - возможность повышения уровня сотрудничества с инофирмами и интеграции в процессе совместной разработки и сопровождения проектной документации;
    - значительное сокращение трудовых и временных затрат в процессе согласования проектной документации, а также снижение риска и уменьшение непредвиденных расходов (на доработку) при проектировании и согласовании.
    1.8. Использование Рекомендаций по сопровождению проектными организациями Москомархитектуры проектной документации, разработанной иностранными фирмами, позволит объективно и рационально распределить объемы выполняемых работ и разделов проектирования, определить взаимоотношения между российскими проектировщиками, инофирмами и заказчиками при проектировании объектов в Москве. Рекомендации создают объективные предпосылки для расширения сотрудничества российских и зарубежных проектировщиков, обеспечивают повышение эффективности совместной работы, в том числе разработку проектной документации, отвечающей современным требованиям, а также возможность ее согласования в минимальные сроки с минимальными затратами.
    Рекомендации могут быть использованы любыми проектными организациями, а также физическими лицами, осуществляющими архитектурную деятельность, независимо от форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
    1.9. В Рекомендациях учтена возможность страхования профессиональной ответственности подрядчика (проектировщика) в целях компенсации возможного ущерба, причиненного третьим лицам при исполнении договора на выполнение проектных работ.
 

2. Основные принципы организации сопровождения проектной документации

 
    2.1. Организация совместного проектирования включает в себя:
    - распределение объемов и разделов проектирования (с учетом наличия специальных разделов, степени секретности и доступности материалов);
    - подготовку и организацию согласования документации;
    - организацию финансирования;
    - распределение ответственности;
    - страхование (по взаимному соглашению);
    - иные вопросы.
    2.2. Особенностью деятельности подрядчиков (субподрядчиков) на рассматриваемом рынке является обязательное лицензирование выполняемых видов работ. В соответствии с Федеральными законами "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (ст. 4) и "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст. 17) архитектурная деятельность и проектирование подлежат обязательному лицензированию.
    Поскольку архитектурная и проектная деятельность осуществляются с соблюдением обязательных к применению на территории Российской Федерации стандартов, строительных норм и правил, нарушение которых влечет привлечение к ответственности вплоть до уголовной, вся проектная документация может и должна быть подписана российским лицом, имеющим право подписи соответствующей документации.
    Такое лицо своей подписью удостоверяет ее соответствие действующим строительным нормам и правилам, несет ответственность при согласовании документации в различных инстанциях, контролирует реализацию документации при строительстве объекта в рамках авторского надзора.
    Таким образом, архитектурная и проектная деятельность, в том числе представление и согласование архитектурного проекта, на территории Российской Федерации может осуществляться только российской проектной организацией либо физическим лицом, имеющими соответствующие лицензии.
    2.3. В настоящее время лицензии на осуществление архитектурной деятельности выдаются в порядке и на условиях, установленных Временным порядком лицензирования архитектурной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, действие которого распространяется на юридических лиц Российской Федерации, осуществляющих или имеющих намерение осуществлять архитектурную деятельность независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
    Кроме того, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" иностранные лица (физические и юридические) могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории Российской Федерации только совместно с российскими проектировщиками - физическими и юридическими лицами.
    Поэтому в случае осуществления архитектурной или проектной деятельности на территории Российской Федерации иностранным лицом (физическим или юридическим) разработанная проектная документация должна сопровождаться российской проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию.
    2.4. Таким образом, определяются следующие основополагающие требования организации взаимодействия сторон:
    - разработка предпроектной и проектной документации на всех стадиях проектирования осуществляется российским лицом (юридическим или физическим), имеющим лицензию на осуществление соответствующей деятельности. То есть генеральным проектировщиком должна выступать исключительно российская проектная организация с соответствующей лицензией;