Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 913. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Московской городской Думы от 20.09.95 N 61 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МОСКВЕ"

Дата документа20.09.1995
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Нормы · Перечень

    

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 1995 г. N 61

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МОСКВЕ

 
    В соответствии с постановлением Московской городской Думы от 25 января 1995 года N 10 "Об утверждении Основных положений приватизации государственных и муниципальных предприятий города Москвы", решением Московской городской Думы от 21 июня 1995 года N 9 "Об утверждении рабочей группы по разработке проекта Московской программы приватизации" и п. 32 приложения к постановлению Московской городской Думы от 3 мая 1995 года N 32 "Об основных вопросах повестки дня заседаний Московской городской Думы во II квартале 1995 года" Московская городская Дума постановляет:
    1. Утвердить Программу приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве (далее - Программа) (приложение) и ввести ее в действие с момента опубликования, за исключением положений, для которых настоящим постановлением установлен иной порядок введения их в действие.
    2. Следующие положения Программы вводятся в действие после принятия соответствующих правовых актов, в том числе и законодательной инициативы:
    а) по введению "Московской золотой акции":
    - подраздел 1.3, п. 1 (абзац 14), последняя и предпоследняя строки - текст: "или "Московской золотой акции"
    - подраздел 4.3, п. 4.3.2, 3-й "дефис" - текст: "эмиссия "Московской золотой акции"
    - подраздел 4.3, п. 4.3.2 - последний абзац пункта;
    - подраздел 5.1, п/п. 2), 3-й "дефис" - текст: "выпуска (объявления) "Московской золотой акции"
    - подраздел 14, п. 14.1, абзац 2, последняя строка - текст: "или "Московской золотой акции"
    б) по введению резервного фонда акций:
    - подраздел 4.3, п. 4.3.1, 3-й "дефис" - текст: "формированием резервного фонда акций"
    - подраздел 4.3, п. 4.3.4 - весь пункт;
    в) по введению конкурса инвестиционных программ:
    - подраздел 8.2 - весь подраздел;
    г) по распределению средств, предназначенных приватизированным предприятиям:
    - подраздел 11.5, п. 11.5.1 - весь пункт.
    3. Правительству Москвы разработать и представить на утверждение в Московскую городскую Думу до 20 октября 1995 года Положение о порядке принятия Москомимуществом и территориальными агентствами Москомимущества решений о приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве.
    4. Правительству Москвы разработать и утвердить до 20 октября 1995 года:
    - Положение об управлении пакетами акций;
    - Положение об инвестиционном портфеле города Москвы и его управлении;
    - Положение о постоянно действующей комиссии по управлению инвестиционным портфелем города;
    - Положение о статусе руководителя предприятия в переходный период, включая типовой договор с управляющим;
    - порядок проведения конкурса по выборам управляющего предприятием;
    - методические указания по разработке инвестиционных программ и бизнес - планов;
    - методические указания по формированию документов на приватизацию на основе типовых;
    - Положение о типовом паспорте объекта приватизации;
    - типовую методику размещения акций среди членов трудового коллектива и лиц, приравненных к ним;
    - Положение "О порядке продажи сданных в аренду объектов нежилого фонда на территории города Москвы"
    - Положение о порядке выкупа арендованного имущества, не являющегося недвижимостью;
    - Временное положение о приватизации предприятий, подлежащих выводу из Москвы по экологическим и иным причинам (до разработки соответствующего федерального закона);
    - Положение об особом порядке и условиях приватизации в городе Москве объектов недвижимости, отнесенных к памятникам истории и культуры,
    в том числе:
    - типовой договор купли - продажи недвижимого имущества, относящегося к памятникам истории и культуры;
    - методика определения начальной стоимости здания - памятника истории и культуры города Москвы;
    - охранное обязательство при осуществлении права собственности на памятник истории и культуры.
    5. Московской городской Думе (комиссии по экономической реформе и собственности) для учета специфики города Москвы, развития и совершенствования нормативной базы приватизации выйти в Государственную Думу с законодательной инициативой по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам, указанным в п. 2 настоящего постановления.
    6. Московской городской Думе:
    - в рамках комиссии по экономической реформе и собственности разработать Положение о Наблюдательном совете и его составе;
    - сформировать Наблюдательный совет до 20 октября 1995 года.
    7. Опубликовать Программу приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве.
    8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Московской городской Думы.
 

Председатель Московской
городской Думы
В.М. ПЛАТОНОВ

 
 
    

Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 20 сентября 1995 г. N 61

 

ПРОГРАММА ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МОСКВЕ

 

Москва - 1995 год

 
    Программа приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (с изменениями от 5 июня 1992 года и 24 декабря 1993 года) (далее - Закон о приватизации), Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее - Государственная программа), Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535 (далее - Основные положения), Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 года N 96 "О втором этапе приватизации в городе Москве", постановлением Московской городской Думы от 25 января 1995 года N 10 "Об утверждении Основных положений приватизации государственных и муниципальных предприятий города Москвы" и другими действующими законодательными и нормативными актами.
    Положения и требования, установленные Программой, обязательны для исполнения органами государственной власти и местного самоуправления города Москвы.
 

Основные термины, понятия, сокращения и обозначения

 
    ЗАКОН О ПРИВАТИЗАЦИИ - Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 года N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 5 июня 1992 года).
    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА - Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ - Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года".
    УКАЗ N 721 - Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (в редакции от 16 ноября 1992 года).
    МОСКОВСКАЯ ПРОГРАММА - Программа приватизации государственной и муниципальной собственности в Москве.
    МОСКОМИМУЩЕСТВО - Комитет по управлению имуществом города Москвы.
    ГОСКОМИМУЩЕСТВО - Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
    КОМИТЕТ ПО НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - Комитет по делам о несостоятельности (банкротстве).
    АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМИТЕТ - Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
    ВПК - военно - промышленный комплекс.
    СОБСТВЕННОСТЬ МОСКВЫ - государственная собственность Москвы - субъекта Российской Федерации.
    МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - собственность муниципальных образований города Москвы.
    ФОНД ИМУЩЕСТВА - Фонд имущества города Москвы.
    ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ - суммарный бюджет города Москвы как субъекта Российской Федерации и местных (муниципальных) бюджетов.
    УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - государственное или муниципальное унитарное предприятие.
    ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ - объекты, определяемые таковыми Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (в редакции от 18 января 1985 года).
    БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ ЦЕННЫХ БУМАГ - степень обеспеченности чистыми активами облигаций, привилегированных и обыкновенных акций. Балансовая стоимость показывает сумму активов, которая будет распределяться между держателями ценных бумаг в случае ликвидации общества.
    РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ - акционирование государственных унитарных предприятий в соответствии с Положением о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 года N 721 с изменениями от 31 декабря 1992 года, и муниципализация имущества.
    МУНИЦИПАЛИЗАЦИЯ - передача государственного имущества муниципальным образованиям в процессе разграничения государственной собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
 

1. Введение

 

1.1. Специфика Москвы

 
    Москва - исторический центр Российского государства, является субъектом Российской Федерации, одновременно выполняя функцию столицы России.
    Федеральными законами и указами Президента Российской Федерации на территории Москвы введены особые правовые нормы, в том числе и в сфере приватизации, связанные с ее спецификой.
    Особенностями Москвы являются:
    - наличие законодательной и нормативной базы федерального уровня, касающейся только Москвы как субъекта Федерации и столицы;
    - одноуровневая система органов государственного управления, действующая до изменения законодательства;
    - исполнение функций органов местного самоуправления органами государственной власти субъекта Федерации, действующее до изменения законодательства.
 
    Москва - город - мегаполис, в котором:
    - сосредоточены многочисленные транспортные узлы и основные грузопотоки государства;
    - расположено большое количество предприятий научно - технических отраслей, военно - промышленного комплекса, отличающихся высоким интеллектуальным и технологическим потенциалом;
    - реализуются функции центра финансовой и деловой активности национального и иностранного капитала;
    - большая концентрация объектов науки, образования, культуры, здравоохранения и других направлений федерального и международного значения, для которых отсутствует (не разработана или устарела) федеральная нормативная база, связанная с их финансированием, функционированием и управлением в современных условиях;
    - численность населения отдельных административных округов города превосходит численность многих европейских государств;
    - сложная экологическая обстановка, обилие экологически опасных объектов (промышленных, атомных, биологических, химических и других) при высокой плотности и скученности населения;
    - высокая плотность объектов федеральной собственности на территории региона;
    - относительно высокий процент государственных служащих в структуре занятости;
    - большая доля объектов приватизации, обладающих особым статусом, таких как предприятия военно - промышленного комплекса, предприятия - естественные монополии и т.п.;
    - наличие большого количества памятников истории и культуры федерального и местного значения, необходимость реконструкции, реставрации и сохранения историко - культурного наследия города;
    - высокая стоимость объектов недвижимости (зданий и земельных участков), обусловленная высоким спросом на них, превышающая стоимость аналогичных объектов в других регионах.
 
    Помимо этого, к особенностям Москвы относятся также следующие факторы:
    - большое количество работающих на предприятиях с запрещенной и отложенной приватизацией выведено из процесса приватизации, что привело:
    а) к невозможности реализации прав работников по участию в
    приватизации своих предприятий и, соответственно, к
    социальной напряженности;
    б) к невозможности использования в процессе приватизации
    работниками предприятий ВПК и подобных организаций своих
    приватизационных чеков;
    - наличие множества объектов государственной собственности, управление которыми в значительной мере ослаблено или утрачено федеральными и региональными органами управления, что приводит к неправомерному использованию государственной собственности и создает:
    а) социальную проблему потери рабочих мест;
    б) самостоятельную задачу восстановления управляемости
    унитарными предприятиями;
    - обилие объектов приватизации, несовершенство правовой базы, бесконтрольность за работой госпредприятий приводят:
    а) к нарушению сделок по приватизации;
    б) к сговору хозяйствующих субъектов при сделках с
    собственностью;
    - распространение внеэкономических методов распределения и управления собственностью способствует повышению криминогенности региона.
 

1.2. Цели приватизации и средства достижения целей

 
    1.2.1. Основными целями приватизации являются:
    - повышение эффективности экономики города в целом и деятельности отдельных предприятий;
    - упорядочение отношений субъектов и объектов собственности на территории города Москвы как основы нормальных рыночных отношений;
    - формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования "стратегических" частных собственников;
    - привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;
    - сокращение вмешательства государственных органов управления и власти в деятельность предприятий и организаций и переход от командно - административных методов управления к экономическим методам регулирования;
    - повышение уровня благосостояния населения города Москвы;
    - сохранение максимально возможного числа рабочих мест в городе Москве;
    - создание новых рабочих мест в соответствии с потребностями города Москвы;
    - содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения города Москвы.
    1.2.2. Основными средствами достижения целей приватизации являются:
    а) формирование организационных и финансовых условий, обеспечивающих развитие рыночной инфраструктуры и негосударственного сектора экономики, в том числе:
    - укрепление гарантий соблюдения прав всех форм собственности, как частной, так и государственной и муниципальной, а также выполнения долговых и других обязательств, в том числе ответственности руководителей (управляющих) за результаты деятельности предприятий перед собственником;
    - стимулирование инвестиций, ориентированных на производство товаров и услуг;
    - поощрение конкуренции;
    - поддержка и защита производителей товаров и услуг, среднего и малого предпринимательства;
    - действенная защита прав собственников, инвесторов и потребителей;
    - создание вторичного рынка недвижимости и ценных бумаг;
    - внедрение в Москве системы единой регистрации объектов собственности, недвижимости и прав на них в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации;
    б) индивидуальный подход к реорганизуемым предприятиям;
    в) смещение акцента в приватизации предприятий (объектов) на территориальные органы исполнительной власти и местного самоуправления;
    г) совершенствование подготовки управленческого персонала государственных и муниципальных унитарных (далее - унитарных) предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, в которых находятся доли (паи, акции), являющиеся собственностью города Москвы или муниципальных образований, путем введения института управляющих;
    д) минимизация ограничений при приватизации;
    е) сохранение и расширение рынка услуг торговли, бытового обслуживания и городского транспорта в городе и муниципальных образованиях.
 

1.3. Особенности реализации Государственной программы приватизации в городе Москве в 1995 и последующие годы

 
    Особенности реализации Государственной программы обусловлены спецификой города Москвы, являющегося субъектом Российской Федерации, столицей Российской Федерации и городом - мегаполисом, и состоят в следующем:
    - в дополнение к законодательной базе Российской Федерации по приватизации ее реализация в городе Москве регламентируется положениями Указа Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 года N 96 "О втором этапе приватизации в Москве"
    - решения о разграничении собственности, находящейся на территории Москвы, принимаются на основании общефедерального законодательства и Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" и законодательства Москвы;
    - приватизация объектов федеральной собственности осуществляется по действующему законодательству Российской Федерации и настоящей Программе;
    - при проведении процесса преобразования предприятия вводится институт управляющего;
    - до принятия земельного законодательства Российской Федерации и/или изменения законодательства Москвы земельный участок под объектом приватизации не продается, а сдается в долгосрочную аренду;
    - оценка объектов недвижимости (зданий, сооружений и земельных участков, кроме зданий - памятников) осуществляется с учетом рыночной цены этих объектов;
    - в качестве платежного средства при приватизации допускается использование приватизационных чеков, зарезервированных в виде квитанций по форме 31 Сбербанка;
    - отсутствует субъект муниципальной собственности;
    - функции органа местного самоуправления реализуются государственными органами власти Москвы;
    - вводится особый порядок перераспределения полученных от приватизации средств, которые должны направляться на приватизированные и приватизируемые предприятия;
    - приоритетным способом приватизации предприятий является коммерческий конкурс с инвестиционными условиями.
    При необходимости сохранения управляемости приватизированным предприятием со стороны государственных и/или органов местного самоуправления, с целью уменьшения размера контрольного пакета акций и соответствующего развития фондового рынка, для задания обременений на объект приватизации:
    1. Устанавливаются ограничения на приватизацию преимущественно в виде выпуска (объявления) "Золотой акции" или "Московской золотой акции".
    2. Устанавливаются ограничения дополнительными разделами в учредительных документах приватизируемого предприятия и/или договора купли - продажи.
 

1.4. Сфера действия Программы

 
    Настоящая Программа включает в сферу своего действия отношения, связанные с приватизацией объектов федеральной собственности, собственности Москвы и муниципальной собственности, расположенных на территории Москвы, а также объектов собственности Москвы и собственности муниципальных образований города Москвы, расположенных вне границ города.
    Программа разрабатывается на три ближайших года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два ближайших года.
    Настоящая Программа не распространяется на приватизацию государственного и муниципального жилищного фонда. При переходе государственных и муниципальных предприятий, на балансе которых имеются объекты жилищного фонда, в иные формы собственности, порядок приватизации объектов жилищной сферы определяется статьей 9 Федерального Закона от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики".
    На приватизацию земельных участков, на которых нет иных объектов приватизации, данная Программа до изменения действующего законодательства о порядке приватизации земли в городе Москве не распространяется.
 

2. Объекты приватизации

 

2.1. Типы объектов приватизации

 
    Объектами приватизации федеральной собственности, государственной собственности Москвы - субъекта Российской Федерации (далее - собственность Москвы) и собственности муниципальных образований (далее - муниципальная собственность) являются:
    - унитарные предприятия;
    - подразделения унитарных предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия;
    - оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы действующих унитарных предприятий;
    - имущество (активы) ликвидируемых и ликвидированных унитарных предприятий;
    - объекты, не завершенные строительством;
    - иное имущество, предусмотренное законодательством по приватизации;
    - доли (вклады, акции), являющиеся государственной или муниципальной собственностью, в имуществе хозяйственных товариществ и обществ.
    Объектами приватизации могут быть земельные участки, занимаемые приватизируемыми унитарными предприятиями, зданиями и сооружениями, принадлежащими Российской Федерации, городу Москве - субъекту Российской Федерации и муниципальным образованиям. До принятия земельного законодательства Российской Федерации земельный участок сдается в долгосрочную аренду в соответствии с законодательными актами города Москвы и постановлениями правительства Москвы.
 

2.2. Принципы классификации объектов приватизации

 
    2.2.1. В основу классификации положены следующие принципы распределения объектов:
    - по видам собственности;
    - по возможности приватизации;
    - по наличию признаков несостоятельности;
    - по месту расположения;
    - по степени экологической опасности;
    - по отношению к понятию "градообразующее предприятие"
    - по принадлежности к видам объектов и наличию специфического правового регулирования;
    - по способу приватизации, в зависимости от величины уставного капитала (см. п. 4.2).
    2.2.2. По видам собственности объекты приватизации относятся к федеральной собственности, собственности Москвы и муниципальной собственности.
    Отнесение объектов приватизации к соответствующему уровню собственности осуществляется для каждого объекта отдельно.
    При наличии разногласий в отнесении объекта приватизации между органами исполнительной власти (правительством Москвы и правительством Российской Федерации) применяются согласительные процедуры с участием представительных органов власти.
    Решение о разграничении государственного имущества или объектов приватизации, находящихся в собственности города Москвы - субъекта Российской Федерации, на собственность Москвы и муниципальную собственность принимают представительные органы власти по предложениям, сформированным правительством Москвы и согласованным с органами местного самоуправления. До появления субъекта муниципальной собственности (органа местного самоуправления) разграничение государственного имущества, находящегося в собственности города Москвы - субъекта Российской Федерации, на собственность Москвы и муниципальную собственность не производится. Государственное имущество или объект приватизации, по которому уже принято решение по отнесению его к муниципальной собственности, считается находящимся в собственности Москвы до согласования подобного разграничения с органами местного самоуправления (после их возникновения).
    2.2.3. Объекты приватизации исходя из возможности их приватизации распределяются на следующие группы:
    - объекты приватизации федеральной собственности, собственности Москвы и муниципальной собственности, приватизация которых запрещена, определяются разделом 2.1 Государственной программы;
    - объекты приватизации федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению правительства Российской Федерации по согласованию с правительством Москвы, определяются разделом 2.2 Государственной программы;
    - объекты приватизации федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по решению Госкомимущества России по согласованию с территориальным агентством - Москомимуществом, определяются разделом 2.3 Государственной программы;
    - объекты приватизации собственности Москвы и муниципальной собственности, приватизация которых осуществляется по решению органов государственной власти и управления Москвы, определяются разделом 2.4 Государственной программы;
    - объекты приватизации собственности Москвы и муниципальной собственности, рекомендованные к приватизации, определяются в соответствии с п. 2.3 настоящей Программы;
    - объекты приватизации федеральной собственности, приватизация которых осуществляется по специальному порядку, определенному соответствующим законодательством Российской Федерации;
    - объекты приватизации собственности Москвы и муниципальной собственности, приватизация которых осуществляется по специальному порядку, определенному настоящей Программой и соответствующим законодательством города Москвы.
    2.2.4. Объекты приватизации по наличию признаков несостоятельности распределяются на следующие группы:
    - платежеспособные предприятия;
    - неплатежеспособные предприятия;
    - доли (вклады, акции) собственности Москвы и муниципальных образований в неплатежеспособных предприятиях.
    2.2.5. Объекты приватизации по месту расположения распределяются на следующие группы:
    - на территории Москвы;
    - на территории Российской Федерации (вне территории Москвы);
    - за рубежом Российской Федерации.
    2.2.6. Объекты приватизации по степени экологической опасности (см. п. 9.5) распределяются на следующие группы (классы):
    ПЕРВЫЙ КЛАСС - экологически особо опасные;
    ВТОРОЙ КЛАСС - повышенной экологической опасности;
    ТРЕТИЙ КЛАСС - предприятия экологического риска;
    ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС - прочие объекты (предприятия).
    2.2.7. Объекты приватизации в отношении понятия "градообразующее предприятие" распределяются на предприятия:
    - градообразующие, в которых работают не менее 30% жителей микрорайона либо предприятие обслуживает не менее 30% жителей микрорайона;
    - не относящиеся к категории "градообразующие".
    2.2.8. Объекты приватизации по принадлежности к видам объектов и наличию специфического правового регулирования распределяются на следующие группы:
    - нежилой фонд;
    - памятник истории и культуры;
    - сельскохозяйственный объект;
    - промышленный объект;
    - объект торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
 

2.3. Принципы формирования перечня объектов приватизации

 
    Москомимущество совместно с федеральными органами и органами исполнительной власти города Москвы формирует и ведет единый перечень объектов недвижимости федеральной собственности, собственности Москвы и муниципальной собственности с учетом классификации по условиям их приватизации в соответствии с разделом 2.2 настоящей Программы.
    Москомимущество формирует следующие списки по срокам преобразования объектов приватизации, включающие:
    - предприятия, приватизация которых целесообразна в 1995 году и последующие годы без ограничений, с ограничениями, предусмотренными законодательством; путем продажи имущественных комплексов; путем акционирования с последующей продажей акций;
    - объекты, не завершенные строительством, подлежащие приватизации в соответствии с действующим законодательством;
    - предприятия, подлежащие перепрофилированию или ликвидации.
    Перечень объектов приватизации на очередной год является неотъемлемым приложением к Московской программе и утверждается до наступления очередного года Московской городской Думой. Изменения и дополнения к перечню раз в полгода представляются в Московскую городскую Думу и после утверждения становятся частью исходного перечня.
    Одним из критериев очередности приватизации предлагается принять наихудшую структуру баланса из удовлетворительных в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий".
 

3. Субъекты приватизации

 

3.1. Основные субъекты приватизации

 
    Субъектами приватизации являются:
    а) собственник, в отношении имущества которого может быть принято решение о приватизации:
    - Российская Федерация - в части федеральной собственности;
    - Москва - субъект Российской Федерации - в части собственности субъекта Российской Федерации;
    - муниципальные образования города Москвы (после их юридического формирования) - в части объектов муниципальной собственности;
    б) лицо, уполномоченное собственником для управления имуществом:
    - правительство Российской Федерации;
    - правительство Москвы;
    - Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом;
    - Комитет по управлению имуществом города Москвы и его территориальные агентства;
    - органы местного самоуправления;
    в) продавец:
    - Российский фонд федерального имущества;
    - Фонд имущества;
    г) покупатель - лицо, определяемое статьей 9 Закона о приватизации и п. 9.5 Государственной программы;
    д) трудовой коллектив приватизируемого предприятия;
    е) руководитель приватизируемого предприятия (управляющий).
    Трудовой коллектив приватизируемого предприятия как субъект приватизации выступает:
    - в роли лица, принимающего решение в части инициации процесса приватизации, создания рабочей комиссии, согласования и утверждения соответствующих способов приватизации и документов на приватизацию;
    - в качестве покупателя объекта приватизации.
    Руководитель приватизируемого предприятия (управляющий) как субъект приватизации выступает:
    - в роли лица, принимающего решение в части инициации процесса приватизации, создания рабочей комиссии;
    - в качестве покупателя объекта приватизации (в части 5% опциона).
    Органами субъекта Федерации - города Москвы, ответственными за процесс приватизации, являются:
    - Москомимущество, включая его территориальные агентства;
    - Фонд имущества.
 

3.2. Инициация и инициаторы приватизации

 
    3.2.1. Фактором, инициирующим приватизацию объектов, может быть:
    - приказ руководителя предприятия об организации рабочей комиссии по приватизации (далее - рабочая комиссия), действующей в соответствии с положениями Указа N 721;
    - решение собрания (конференции) трудового коллектива о приватизации и/или организации рабочей комиссии;
    - заявка о приватизации, оформленная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" и поданная в Москомимущество или его территориальные агентства;
    - опубликование перечня предприятий, подлежащих приватизации, являющегося приложением к настоящей Программе;
    - решение органов государственной власти [Москомимущество, Московский комитет по делам о несостоятельности (банкротстве) и др.];
    - решение органов местного самоуправления.
    3.2.2. Инициаторами процесса приватизации являются:
    - лицо, подавшее заявку (заявитель);
    - органы государственной власти;
    - органы местного самоуправления;
    - руководитель унитарного предприятия;
    - трудовой коллектив унитарного предприятия.
 

4. Разгосударствление. Способы и методы приватизации

 

4.1. Разгосударствление

 
    Разгосударствление осуществляется следующими способами:
    - передачей государственной собственности муниципальному образованию (муниципализация);
    - акционированием (коммерциализацией) государственных унитарных предприятий.
    При преобразовании предприятия в акционерное общество (коммерциализации), когда 100% акций находится в собственности государства, объектом отчуждения или обременения (в том числе залогом) не может быть пакет акций, зарезервированных (подлежащих продаже) членам трудового коллектива данного предприятия по льготным основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Решение о приватизации акций принимается в соответствии с настоящей Программой.
 

4.2. Способы приватизации

 
    Способы приватизации, применяемые в городе Москве в соответствии с действующим законодательством, следующие:
    - акционирование приватизируемых предприятий с последующим размещением акций на возмездной и/или безвозмездной основе (для членов трудового коллектива и лиц, приравненных к ним);
    - продажа действующих предприятий целиком или по частям с сохранением технологической целостности в случае осуществления необходимых реорганизационных процедур;
    - продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
    - выкуп арендованного имущества предприятия;
    - продажа долей (вкладов, акций), являющихся собственностью Москвы или муниципальной собственностью, в имуществе хозяйственных товариществ и обществ.
    Все унитарные предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделяются на две группы:
    - первая группа включает в себя предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1994 года не более 20 млн. руб., подлежащие продаже по коммерческому и инвестиционному конкурсу, на аукционе;
    - вторая группа включает в себя все остальные предприятия, преобразуемые в открытые акционерные общества, акции которых могут быть реализованы любым из предусмотренных данной Программой способов.
 

4.3. Размещение акций при первичной эмиссии

 
    4.3.1. Размещение акций, предусмотренное Планом приватизации, осуществляется:
    - закреплением акций в собственности государства или муниципального образования;
    - размещением акций среди членов трудового коллектива, включая лиц, к ним приравненных;
    - формированием резервного фонда акций;
    - путем открытой продажи акций в соответствии с Планом приватизации;
    - путем свободной продажи нераспроданных акций.
    4.3.2. Закрепление акций в собственности государства (муниципального образования).
    На основании решения правительства Москвы (органа местного самоуправления для приватизируемых объектов муниципальной собственности) может осуществляться:
    - закрепление пакета акций в собственности Москвы или, соответственно, муниципального образования;
    - эмиссия "Золотой акции"
    - эмиссия "Московской золотой акции".
    "Золотая акция" предоставляет ее владельцу неотменяемое (жесткое) право "вето" при принятии собранием акционеров решений:
    - о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества;
    - о реорганизации или ликвидации акционерного общества;
    - об участии акционерного общества в других предприятиях и объединениях;
    - о передаче в залог или аренду, продаже или отчуждении иными способами имущества, состав которого определяется Планом приватизации предприятия.
    Реализация права голоса номинальным держателем "Золотой акции" при принятии общим собранием акционеров решений осуществляется по согласованию (и/или представлению) с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту регистрации данных акционерных обществ.
    "Московская золотая акция" предоставляет ее владельцу помимо указанных выше прав дополнительные права (право "вето") при принятии Советом директоров и/или собранием акционеров решений, касающихся:
    - изменения профиля основной деятельности акционерного общества;
    - изменения уставного капитала акционерного общества;
    - принятия программы развития акционерного общества, отличной от предусмотренной инвестиционной программы для этого предприятия.
    Статус "Московской золотой акции" определяется при утверждении проспекта эмиссии, являющегося частью Плана приватизации.
    4.3.3. Размещение акций среди членов трудового коллектива.
    Размещение акций среди членов трудового коллектива и приравненных к ним лиц, имеющих право на получение этих льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации (далее - трудовой коллектив), производится путем:
    - безвозмездного размещения привилегированных (неголосующих) акций;
    - закрытой подписки на обыкновенные (голосующие) акции.
    Решение о размещении безвозмездно передаваемых акций принимается в течение пятнадцати дней после регистрации акционерного общества общим собранием (конференцией) трудового коллектива в соответствии с выбранным им вариантом предоставления льгот.
    Размещение обыкновенных акций между членами трудового коллектива по закрытой подписке происходит на основании протокола о результатах ее проведения.
    Внесение в реестр акционеров лиц, указанных в соответствующих протоколах в виде поименных списков, осуществляется после оплаты ими стоимости акций полностью или внесения первоначального взноса на условиях закрытой подписки.
    4.3.4. Размещение акций резервного фонда.
    Резервный фонд акций формируется при первичной эмиссии в объеме 5-10% (до 30% при принятии третьего варианта льгот) уставного капитала и резервируется в виде отдельного пакета акций, находящегося в Фонде имущества.
    Акции резервного фонда предназначаются для стимулирования управляющих, должностных лиц администрации, юридических лиц, физических лиц - наемных работников общества.
    Акции резервного фонда доступны к размещению после проведения первого собрания акционеров и реализации не менее 75% голосующих акций общества, подлежащих продаже.
    Акции резервного фонда используются для последующего размещения их при условии выполнения заранее оговоренных условий, договоров (опционов):
    - для размещения акций управляющему (на правах собственности или условиях траста) на выполнение инвестиционной программы на условиях, предусмотренных договором;
    - между должностными лицами администрации на условиях заключенных с ними контрактов;
    - для размещения между работниками предприятия, заключившими договор с Фондом имущества на выполнение Плана приватизации и недопущение банкротства акционерного общества и выполнившими условия договора;
    - для размещения между наемными работниками акционерного общества в целях стимулирования их деятельности в акционерном обществе. Не менее 50% зарезервированных для этих целей акций распределяются в порядке, определенном представительным органом работников акционерного общества или по методике закрытой подписки. Остальные из зарезервированных для этих целей акций могут быть распределены в порядке, определяемом исполнительным органом (правлением) акционерного общества.
    Внесение в реестр акционеров лиц, указанных в соответствующих протоколах в виде поименных списков, осуществляется после оплаты ими стоимости акций полностью или внесения первоначального взноса на условиях закрытой подписки и/или в соответствии с условиями заключенных с ними контрактов (договоров).
    Акции для наемных работников акционерного общества реализуются по прошествии одного года от даты регистрации акционерного общества. Дальнейшее существование акций резервного фонда для работников акционерного общества определяется общим собранием акционеров.
    4.3.5. Открытая продажа акций.
    Открытая продажа акций с публикацией сведений о выпуске акций в средствах массовой информации может осуществляться:
    - по инвестиционному конкурсу;
    - по коммерческому конкурсу с инвестиционными условиями;
    - по коммерческому конкурсу;
    - на аукционах, в том числе проводимых с использованием институтов фондового рынка (включая фондовые биржи);
    - на специализированном аукционе по продаже акций;
    - на межрегиональном специализированном аукционе.
    Акции, реализуемые на условиях открытой продажи, должны быть выставлены на продажу в течение одного года от даты поступления их в Фонд имущества.
    При выборе способа продажи акций приоритетным является коммерческий конкурс с инвестиционными условиями.
    Объекты приватизации продаются покупателю, который в соответствии с условиями конкурса принимает на себя обязательство обеспечить заданный объем инвестиций и предлагает максимальную цену за объект.
    4.3.6. Свободная продажа акций.
    Оставшиеся акции от первичного размещения, предусмотренного Планом приватизации (п/п. 4.3.2 - 4.3.5 настоящей Программы), подлежат свободной продаже на фондовом рынке (включая фондовые биржи).