Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 988. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 13.06.95 N 537 (ред. от 15.01.2002) "О ПОДГОТОВКЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К НОВОМУ 1995/1996 УЧЕБНОМУ ГОДУ В ПЛАНЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

Дата документа13.06.1995
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 1995 г. N 537

 

О ПОДГОТОВКЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ К НОВОМУ 1995/1996 УЧЕБНОМУ ГОДУ В ПЛАНЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"

 

(в ред. Постановления Правительства Москвы от 15.01.2002 N 36-ПП)

 
    Правительство Москвы отмечает, что Московским департаментом образования, его окружными управлениями, учебными заведениями, префектурами административных округов проводится работа по подготовке образовательной сферы города к новому 1995/1996 учебному году в рамках программы "Столичное образование".
    Скоординированные действия управленческих структур сферы образования с другими городскими службами позволили в истекший период не только сохранить единое образовательное пространство Москвы, но и осуществить планомерный переход учебных заведений на новое содержание образования, обеспечить его дальнейшее развитие.
    Своевременно разрабатываются и вводятся в учебный процесс новые программы, учебники, в том числе отражающие московскую специфику, обеспечивается разумная вариативность образования, получили развитие новые типы и виды общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, в том числе негосударственных. Принимаются меры по обеспечению образовательных учреждений необходимой материально - технической базой, квалифицированными кадрами, улучшению социальной защищенности работников этой сферы.
    В целях успешной подготовки образовательной сферы г. Москвы к новому 1995/1996 учебному году и реализации второго этапа программы "Столичное образование" правительство Москвы постановляет:
    1. Для стабильного функционирования сети образовательных учреждений г. Москвы:
    1.1. Утвердить:
    - единую номенклатуру видов образовательных учреждений города (приложение N 1).
    - порядок приема учащихся в первые и десятые классы общеобразовательных школ г. Москвы (приложения N 2, 3).
    - Комплексную программу непрерывного экологического образования в Москве до 2005 года (приложение N 4).
    1.2. Согласиться с предложением Московского департамента образования:
    - о введении с 1994/1995 учебного года обязательного регионального экзамена для выпускников 9-х классов московских школ - по химии, для выпускников 11-х классов - по физике независимо от типа и вида учебного заведения;
    - о создании с 1994/1995 учебного года независимой экзаменационной комиссии для проведения итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений городского подчинения.
    1.3. Московскому департаменту образования совместно с муниципальными службами разработать и ввести с 1995/1996 учебного года форму учета движения контингента учащихся всех видов образовательных учреждений г. Москвы.
    Пункт 1.4 - Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства Москвы от 15.01.2002 N 36-ПП)
    1.5. Реорганизовать с 01.07.95 филиал Московского института повышения квалификации работников образования в Московский институт развития образовательных систем.
    1.6. Поддержать предложение Московского департамента образования по созданию к 01.09.95:
    - в соответствии с программой "Столичное образование" (пункт 3.2.8), утвержденной постановлением правительства Москвы от 05.07.94 N 557, совместно с Госкомвузом в Юго - Восточном административном округе экспериментального технологического парка с целью реализации задачи непрерывного образования с использованием новых информационных технологий;
    - в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях Российской Федерации Городского психолого - педагогического комплекса "Здоровье" в составе Центра сексуального воспитания детей и подростков, Городской психологической службы, санаторно - оздоровительной школы и диагностико - реабилитационной службы по адресу: улица Чечулина, дом 3.
    Московскому департаменту образования обеспечить на его базе разработку пакета учебных программ по проблемам подготовки подростков к семейной жизни, гигиенического и полового воспитания, здорового образа жизни.
    1.7. Разрешить Московскому департаменту образования и трем школьным муниципальным округам: Выхино (Юго - Восточный административный округ), Зюзино (Юго - Западный административный округ), Северное Тушино (Северо - Западный административный округ) провести в 1995/1996 учебном году эксперимент с целью отработки модели "Муниципальный образовательный округ".
    Поручить Московскому департаменту образования разработать до 01.08.95 программу эксперимента, положение "О муниципальном образовательном округе".
    1.8. Сохранить с 01.09.95 льготное питание учащихся 1-5 классов, групп продленного дня и из многодетных семей.
    1.9. Разрешить Московскому департаменту образования в случае передачи комплекта учебников учащимся образовательных учреждений в постоянное пользование взимать плату за учебники с учетом их износа, а средства, полученные за данные учебники, направлять на развитие школьных библиотек.
    2. Московскому департаменту образования:
    2.1. Обеспечить до 15.08.95 подготовку системы образования города к новому 1995/1996 учебному году.
    2.2. В целях обеспечения перехода учреждений отрасли на новое содержание образования:
    - привести к 01.08.95 в соответствие нормативно - правовую базу для функционирования всех видов образовательных учреждений в соответствие с утвержденной номенклатурой;
    - обеспечить с 01.09.95 перевод всех образовательных учреждений города на московский региональный базисный учебный план и индивидуальные образовательные программы;
    - разработать и представить к 01.11.95 в правительство Москвы программу гражданско - патриотического воспитания детей и подростков "Я - москвич" в рамках подготовки к 850-летию со дня основания города.
    2.3. В целях обеспечения учащихся образовательных учреждений Москвы учебно - наглядными пособиями с учетом использования региональных стандартов Московскому департаменту образования:
    - разработать и утвердить до 01.11.95 в правительстве Москвы программу "Московский учебник"
    - подготовить до 01.09.95 программу комплектования школьных библиотек художественной, научно - познавательной, учебно - методической и дидактической литературой, учебниками.
    Планируемые программы осуществлять в пределах выделяемых средств.
    2.4. Обеспечить в новом учебном году выполнение многосторонних договоров образовательной сферы с высшими учебными заведениями Москвы, планов межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации, странами Содружества Независимых Государств. Продолжить в 1995/1996 учебном году реализацию образовательных проектов в рамках международного сотрудничества, использовав опыт зарубежных стран.
    2.5. В целях обеспечения городского хозяйства рабочими и специалистами осуществить к 01.09.95 прием молодежи в учебные заведения профессионального образования - 36,5 тыс. человек, в том числе:
    - учреждений начального профессионального образования - 32,5 тыс. человек;
    - учреждений среднего профессионального образования - 4 тыс. человек;
    - абитуриентов в педагогические колледжи и училища в количестве 3200 чел., городской педагогический университет - 945 человек.
    2.6. В целях социальной защиты детства совместно с окружными управлениями создать к 01.09.95 в каждом учебном округе условия для обучения и воспитания детей - инвалидов, внедрения семейных форм обучения и образования, центров надомного обучения.
    2.7. Совместно с Департаментом здравоохранения продолжить работу по созданию коррекционно - диагностических центров на базе специализированных учреждений и центров социально - педагогической реабилитации детей и подростков, имеющих психические и физические отклонения.
    2.8. Открыть с 01.09.95 в учреждениях начального профессионального образования отделения:
    - для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных специальных (коррекционных) учреждений;
    - для детей - инвалидов;
    - общеобразовательные отделения - для учащихся старших классов школ.
    2.9. Организовать до 01.07.95 на базе межшкольных учебно - производственных комбинатов и учреждений начального профессионального образования рабочие места для временно нетрудоустроенных выпускников образовательных учреждений и учащихся интернатов.
    2.10. Внести до 01.07.95 в правительство Москвы:
    - совместно с департаментами здравоохранения, потребительского рынка и услуг предложения о переходе образовательных учреждений Москвы на дифференцированную оплату питания учащихся;
    - предложения о дифференцированной выплате дотаций на питание учащихся 6-11 классов.
    2.11. Разработать до 01.09.95 совместно с Московским комитетом по физическому воспитанию и спорту комплексную программу по развитию физкультурно - оздоровительной работы в образовательных учреждениях города с учетом подготовки к Всемирным Играм Олимпийских надежд 1996 года и Московским Олимпийским играм 1996 года по зимним видам спорта.
    2.12. Создать в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" к началу 1995/1996 учебного года единую Городскую службу лицензирования и аттестации образовательных учреждений, педагогических кадров и учащихся.
    2.13. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Гражданским Кодексом Российской Федерации в течение 1995/1996 учебного года провести работу по заключению учредительных договоров со всеми образовательными учреждениями города Москвы.
    2.14. Совместно с компанией "Экран-5" Южного административного округа подготовить предложения до 20.06.95 по созданию детской телекомпании кабельного телевидения г. Москвы.
    3. Префектурам административных округов:
    3.1. Продолжить работу по реализации межведомственной программы "Столичное образование".
    3.2. Рекомендовать изучить в 1995/1996 учебном году опыт работы Восточного административного округа по созданию единой социальной среды жизнедеятельности ребенка в муниципальном округе; Южного административного округа - по созданию единого образовательного пространства; Юго - Западного административного округа - по формированию реабилитационного пространства в округе для детей и подростков; г. Зеленограда - по разработке межотраслевых региональных программ по информационным технологиям.
    3.3. Оказать содействие Московскому департаменту образования в создании в новом 1995/1996 учебном году в административных округах центров семейного образования, надомного обучения, социально - педагогической реабилитации, а также социальных приютов и психолого - педагогических центров для детей с асоциальным поведением.
    3.4. В целях социальной реабилитации и постинтернатной адаптации воспитанников детских домов и школ - интернатов предоставить жилую площадь выпускникам сиротских учреждений 1994/1995 года в соответствии с действующим жилищным законодательством.
    3.5. В целях защиты прав и интересов детей восстановить институт инспекторов по охране прав детей во всех муниципальных округах в соответствии с распоряжением вице - мэра Москвы от 19 декабря 1991 года N 409-РВМ "Об организации работы органов опеки и попечительства несовершеннолетних детей".
    3.6. Совместно с Москомимуществом и Московским департаментам образования в течение учебного года принять меры по использованию ведомственных детских садов по их прямому назначению.
    3.7. В целях оказания помощи Московскому департаменту образования изыскать возможность проведения ремонтных работ на объектах сферы образования за счет фонда финансовых ресурсов.
    3.8. Предусмотреть средства для проведения ремонта, дооснащения оборудования школьно - базовых столовых к новому 1995/1996 учебному году в соответствии с программой "Усовершенствование организации и индустриализации школьного питания" и проектно - сметной документацией.
    4. Департаменту промышленности сформировать до 01.07.95 городской заказ предприятиям пищевой промышленности на поставку фасованной продукции, в том числе в мелкой расфасовке, в соответствии с городским меню школьников; предусмотреть в договорах с предприятиями питания взаимную ответственность за их поставку.
    5. Департаментам потребительского рынка и услуг, образования совместно с Департаментом промышленности продолжить работу по внедрению продукции промышленного производства в мелкой расфасовке для организации школьного питания.
    Департаменту промышленности довести городской заказ до пищевых предприятий города и обеспечить поставку в мелкой расфасовке.
    6. Комитету по культуре совместно с Московским департаментом образования обеспечить выполнение в новом учебном году мероприятий программы "Культура и дети".
    7. Департаменту труда и занятости:
    7.1. Принять меры по обеспечению гарантированной занятости выпускников детских домов и школ - интернатов из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
    7.2. Совместно с Московским департаментом образования осуществить до 15.08.95 переподготовку специалистов на педагогическую профессию из числа лиц, имеющих высшее образование, на базе МГТУ им. Баумана и Московского педагогического государственного университета им. Ленина.
    8. Департаменту муниципального жилья обеспечить в 1995 году централизованное выделение Московскому департаменту образования:
    - 0,5 тыс. кв. м жилой площади для набора педагогических кадров школ - новостроек Митино, Жулебино, Новое Косино, Крюково, Марьинский парк;
    - 13,8 тыс. кв. м общей муниципальной площади для нуждающихся в улучшении жилищный условий работников образовательных учреждений города;
    - выделить до 01.01.96 жилую площадь для 377 выпускников сиротских учреждений (приложение N 5).
    9. Префектурам административных округов предоставить окружным управлениям образования право повторного заселения муниципальной жилой площади, высвобождаемой за выездом работников данной отрасли.
    Отметить положительный опыт работы префектур Центрального, Северо - Восточного и Западного административных округов по реконструкции и строительству жилых домов для педагогических работников общеобразовательных учреждений.
    10. Департаменту строительства обеспечить ввод в эксплуатацию к 01.07.95:
    - 13 школ и 2 БНК на 12296 мест (приложение N 6);
    - 13 детских дошкольных учреждений на 2520 мест (приложение N 6).
    Совместно с Московским департаментом образования оснастить вводимые объекты специальным оборудованием, мебелью и учебно - наглядными пособиями.
    11. Принять к сведению заявление первого заместителя председателя Департамента строительства Сухоцкого В.В. по сдаче объектов образования в 1995 году со спортивными сооружениями.
    12. Ремонтно - строительным организациям города Москвы, Московскому департаменту образования завершить до 01.08.95 капитальный и планово - предупредительный ремонт (приложения N 7, 8, 9, 10, 11) 202 учреждений образования, в том числе организациями АО "Мосремстрой" - 48 учреждений. Выполнить работы по текущему ремонту 161 учреждения образования, ремонту 40 фасадов, 43 кровель, 98 теплотрасс, благоустройству 58 территорий (приложение N 12).
    13. Департаменту финансов направить Московскому департаменту образования для подготовки системы образования к новому 1995/1996 учебному году целевые ассигнования в сумме 450 млрд. рублей (в ценах на 01.01.95) (приложение N 13).
    14. Главному управлению внутренних дел г. Москвы до 25.08.95 провести рейды по безопасности дорожного движения для детей и подростков образовательных учреждений г. Москвы.
    15. Снять с контроля постановление правительства Москвы от 02.08.94 N 699 "О готовности учреждений образования города Москвы к новому 1994/1995 учебному году".
    16. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы В.А. Коробченко.
 

Премьер правительства Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение N 1
к постановлению правительства
Москвы
от 13 июня 1995 г. N 537

 

НОМЕНКЛАТУРА ВИДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ

 

Дошкольные образовательные учреждения
           
Ясли  Ясли - сад  Детский сад

    

Общеобразовательные учреждения   
      
          
1.Общеобразовательная школа  3.Общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов  4.Лицей  5.Гимназия   
          
          
1.1.Общеобразовательная начальная школа 1-3 классы 1-4 классы  1.2.Общеобразовательная основная школа 1-9 классы  1.3.Общеобразовательная средняя (полная) школа 1-11 классы  1.4.Общеобразовательная школа - лаборатория

 
 
 

Учреждения начального и среднего профессионального образования  
                
 Профессиональное училище    Профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования   Центр допрофессиональной подготовки и профессионального образования   Центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов   
           
  Техникум   Колледж  
          
             
 Межшкольный учебно - производственный комбинат (УПК)    Педагогическое училище   Педагогический колледж   

    

Виды учреждений дополнительного образования 
                  
                  
 Дом,
дворец
  Станции
юных
натуралистов
(туристов и
т.д.)
  Школа
искусств
(худ., муз.
и т.д.)
 Студия  Клуб Лагерь  Детский парк
                  
  Спортивный комплекс Детско-юношеский клуб спортивной подготовки
   Детско-юношеская
спортивная школа
   Специализированная детско-юношеская школа
олимпийского резерва
 

 

Разнопрофильные образовательные учреждения,
обеспечивающие социальную и
психолого - медико - педагогическую поддержку
детей
   
                 
                 
1.Школы - интернаты


         2.Школы для детей - сирот
и детей, оставшихся без
попечения родителей
 3.Санаторно-лесная
школа
   
                 
                
Общеобразовательная
школа-интернат
общего типа
 Общеобразовательная
школа-интернат
для умственно отсталых
детей
 Специальные общеобразовательные
школы-интернаты для
детей и подростков,
имеющих недостатки в
психическом и физическом развитии
 Детский дом Школа - интернат
для детей-сирот
и детей, оставшихся
без попечения родителей
 Школа - интернат для умственно отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
                 
                 
   Дошкольный детский дом Школьный детский дом Смешанный детский дом Коррекционный детский дом   

 

Разнопрофильные образовательные учреждения,
обеспечивающие социальную и
психолого - медико - педагогическую поддержку
детей
    
                            
                            
 4. Специальные общеобразовательные
школы
  5. Образовательные
учреждения для
временного
проживания детей
"Приют"
 6. Центры      7. Комплексы       
                            
                            
 Специальная общеобразовательная
школа для
умственно
отсталых
детей
 Специальная общеобразовательная
школа для
детей с тяжелыми
нарушениями речи
 Центр образования Психолого - медико- социальный центр Учебно-
воспитательный комплекс
 Учебно -
производственный
комплекс
 Учебно -
спортивный
комплекс
 Спортивно -
педагогический
комплекс
 Учебно - педагогический комплекс

 
 
 

Приложение N 2
к постановлению правительства
Москвы
от 13 июня 1995 г. N 537

 

О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА ДЕТЕЙ В 1-Е КЛАССЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. МОСКВЫ В 1995/1996 УЧЕБНОМ ГОДУ

 
    В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.94 N 1008, Московский департамент образования определяет следующий порядок приема в первые классы общеобразовательных учреждений.
    1. Комплектование детей в первые классы общеобразовательных учреждений г. Москвы проводится с 1 апреля по 25 августа.
    2. При поступлении детей в первые классы общеобразовательных учреждений родители или лица, их заменяющие, представляют медицинскую карту по форме 026/у, копию свидетельства о рождении ребенка и предъявляют паспорт одного из родителей или лица, его заменяющего.
    Зачисление детей в первые классы общеобразовательного учреждения осуществляется приказом руководителя учреждения по мере подачи заявления одного из родителей или лица, его заменяющего.
    3. Преимущество при зачислении в первые классы общеобразовательного учреждения имеют дети из многодетных семей, дети, имеющие старших братьев и сестер, обучающихся в данном учреждении, находящиеся под опекой, а также дети, проживающие в домах, расположенных в непосредственной близости от общеобразовательного учреждения.
    4. В первые классы учебно - воспитательных комплексов и общеобразовательных учреждений, работающих по договору с дошкольными учреждениями, принимаются дети из групп дошкольного образования по заявлению одного из родителей или лица, его заменяющего.
    При наличии вакантных мест в первые классы учебно - воспитательных комплексов принимаются дети, не посещающие дошкольные группы этого учреждения.
    5. Прием детей в первые классы во все виды общеобразовательных учреждений, в том числе школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, школ - лабораторий, учебно - воспитательных комплексов, на конкурсной основе не допускается.
    Проведение тестирования, собеседования и других форм обследования детей служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (трех- или четырехлетнее обучение, коррекционно - развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.).
    6. В случае отказа в приеме ребенка в первый класс общеобразовательного учреждения родители или лица, их заменяющие, вправе обратиться в конфликтную комиссию окружного управления образования.
    Решение конфликтной комиссии является обязательным для руководителя образовательного учреждения.
    7. В общеобразовательных учреждениях, работающих по программам, методикам, педагогическим системам развивающего обучения, обеспечивающих развитие специальных способностей ребенка, окружным управлением может быть установлен особый порядок приема в первые классы.
    8. В государственных общеобразовательных учреждениях обучение на первой ступени образования осуществляется бесплатно.
    9. При приеме детей в 1-й класс руководители общеобразовательных учреждений обязаны ознакомить родителей или лиц, их заменяющих, с уставом и другими локальными актами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
 
 
 

Приложение N 3
к постановлению правительства
Москвы
от 13 июня 1995 г. N 537

 

О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В 10-Е КЛАССЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. МОСКВЫ В 1995 ГОДУ

 
    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1487 "О гарантии прав граждан Российской Федерации на получение образования" и "Типовым положением об общеобразовательном учреждении", утвержденным постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г. N 1008, Московский департамент образования определяет следующий порядок приема в 10-е классы общеобразовательных учреждений:
    1. В 10-е классы общеобразовательных школ принимаются выпускники 9-го класса, успешно окончившие II ступень образования, по личному заявлению. Прием заявлений начинается после вручения аттестатов об основном общем образовании.
    2. При наличии заявлений, превышающих число свободных мест в школе, объявляется конкурсный набор.
    3. Правила конкурсного приема разрабатываются учебным заведением. При этом конкурс необходимо рассматривать как условие выбора программы обучения в данной школе, соответствующей уровню знаний, способностей и возможностей обучаемых, а также состоянию их здоровья.
    При зачислении учащихся в 10-й класс на обучение по определенной программе учебное заведение обязано создать условия школьникам для получения ими среднего (полного) общего образования по этой программе.
    4. Преимущества при зачислении на конкурсной основе учащихся в 10-е классы общеобразовательной школы имеют граждане, проживающие на территории, расположенной вблизи школы, и имеющие право на получение образования соответствующего уровня.
    5. Для учащихся, показавших недостаточный уровень подготовки за курс основной школы, разрабатывается индивидуальная общеобразовательная программа на основе стандартных требований и создаются условия для дальнейшего обучения данной категории школьников в старшем звене конкретного образовательного учреждения.
    6. Личные дела учащихся, которым отказано в приеме в 10-й класс из-за отсутствия свободных мест, передаются директором общеобразовательного учреждения в конфликтную комиссию, созданную при окружном управлении образования.
    Конфликтная комиссия имеет право открыть в данном учреждении дополнительные классы в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении или определить учащихся в другие учебные заведения.
    Окончание работы конфликтной комиссии по зачислению учащихся в 10-е классы - 01.09.95.
    7. Конкурсный набор для получения среднего (полного) общего образования в учреждениях, обеспечивающих повышенный образовательный уровень (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов), осуществляется на условиях, разработанных самим учреждением, закрепленных в Уставе, способствующих отбору наиболее подготовленных граждан, и согласовывается с Учредителем.
    Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.
    8. При приеме граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения их руководители обязаны ознакомить поступающих и их родителей (лиц, их заменяющих) с Уставом учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, и правилами приема.
 
 
 

Приложение N 4
к постановлению правительства
Москвы
от 13 июня 1995 г. N 537

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В Г. МОСКВЕ ДО 2005 ГОДА

 

Разделы программы

 

Общие положения и первоочередные меры реализации
программы

    1. Учебно - дидактическое обеспечение
    2. Методическая служба программы
    3. Информационно - педагогическое обеспечение
    4. Экологическое просвещение
    5. Реальная экологическая деятельность
    6. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров
    7. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации муниципальных работников
    8. Межрегиональное и международное сотрудничество
 

Общие положения и первоочередные меры реализации программы

 
    Настоящая программа разработана как составляющая часть "Комплексной экологической программы Москвы на период до 2005 года " на основе постановлений правительства Москвы от 16.03.93 N 865 "О разработке комплексной экологической программы Москвы", от 27.09.94 N 860 "О комплексной экологической программе Москвы", с учетом основных положений Международной стратегии действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 1990-е годы, Декларации ООН по окружающей среде и развитию и "Повестки дня на XXI век", подписанных Россией, постановления Минобразования России и Минприроды России от 30.03.94 N 4/1-6 "Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации", а также концептуальных положений проекта программы деятельности московского правительства в области экологического воспитания и образования, разработанной президентом Российского Зеленого Креста академиком РАН Н.Н. Моисеевым и одобренной Первой московской конференцией по непрерывному экологическому образованию (25-28.11.94).
    Процесс экологического образования, экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно начиная с дошкольного возраста. При этом непременным условием является сочетание теоретической подготовки с активной практической деятельностью в области охраны окружающей среды.
    В формировании экологического сознания как главной составляющей современного мировоззрения, воспитании ответственного отношения к окружающей среде и здоровью участвуют семья, школа, средства массовой информации, хозяйственная деятельность, окружение людей и сама экологическая среда.
    Улучшение городской среды, особенно в мегаполисах, должно опираться на осознание людьми особенностей города, способствовать развитию личности, пониманию взаимоотношений в системе "человек - общество - город - природа".
    Охрана окружающей среды - это опосредованное отношение людей друг к другу. Проблемы состояния городской среды всегда коллективны, что требует общественных усилий по их решению.
    Экологическое образование - самый эффективный способ уменьшения риска, создаваемого факторами окружающей среды в отношении отдельного человека, семьи, горожан и жителей страны. В Москве уже есть разнообразный и многолетний опыт экологического образования - важный ресурс столицы в улучшении городской среды.
    Ученые Москвы (Российская Академия образования, МГУ, МГПУ) разработали концепции общего среднего и высшего педагогического экологического образования, определяющие цели, принципы и модели реализации.