Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 886. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ" (утв. указанием Москомархитектуры от 03.09.99 N 31)

Дата документа03.09.1999
Статус документаДействует
МеткиРекомендации · Состав

    

Утверждены
указанием Москомархитектуры
от 3 сентября 1999 г. N 31

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

 

Предисловие

 
    1. Разработаны: МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (канд. арх. Тхор Э.А., архитектор Любомудрова К.И., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.).
    Консультанты: Сколяпов В.А. (Комитет труда и занятости, заместитель начальника отдела), Багаева Г.И. (Благотворительный фонд "Родник", заместитель генерального директора).
    2. Подготовлены к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
    3. Согласованы: Комитетом социальной защиты населения Москвы, Москомархитектурой.
    4. Утверждены и введены в действие указанием Москомархитектуры от 03.09.99 N 31.
 

Введение

 
    Учреждения профессиональной реабилитации инвалидов (УПРИ) системы Комитета социальной защиты населения г. Москвы предназначены для обслуживания инвалидов с нарушениями умственного развития и поражениями опорно-двигательного аппарата - инвалидов детства, лиц, получивших инвалидность в результате травм или заболеваний, инвалидов, проживающих дома или в специализированных учреждениях и не имеющих в силу специфики заболевания возможности обучения в обычной сети учебных заведений профессионального образования г. Москвы.
    Проектирование УПРИ должно вестись в соответствии с положениями настоящих Рекомендаций. Подобные учреждения для слепых и слабовидящих, а также глухих и слабослышащих системы ВОС и ВОГ следует проектировать в соответствии с положениями и требованиями соответствующих нормативно-методических документов указанных обществ.
    УПРИ предоставляет возможность инвалидам получения как законченного среднего профессионального образования так и только начального профессионального образования и обеспечивает инвалидам приобретение профессии или профессиональных навыков, позволяющих стать источником его заработка.
    Основная функция УПРИ - профессиональная и социально-средовая адаптация инвалидов, общеобразовательная функция УПРИ не является профилирующей. Рациональное сочетание этих функций позволяет инвалиду адаптироваться в обществе и стать полноценным, материально независимым его членом.
    Обучение в УПРИ ведется по индивидуальным программам с учетом их возможностей и специфики выбранной профессии.
    В УПРИ для правильного выбора будущей профессии и определения возможностей инвалида по глубине ее освоения предусматривается предварительное тестирование.
    Согласно Перечню показанных и противопоказанных видов труда для инвалидов с различной патологией, изданному Комитетом труда и занятости, Комитетом социальной защиты населения Правительства Москвы, Центральным НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (Москва, 1996 г.), предусматривается 300 профессий, которые показаны инвалидам с различными заболеваниями, и этот список постоянно уточняется и расширяется.
    Объемно-планировочные решения зданий УПРИ должны давать возможность менять профиль учреждений за счет замены оборудования, размещаемого на одних и тех же площадях.
    УПРИ могут ориентироваться на какое-то конкретное предприятие и располагаться рядом с ним или даже на его территории, а также на любых городских территориях, не связанных с предприятиями.
    В зависимости от места расположения и специфики заболевания обслуживаемых инвалидов УПРИ в своем составе могут иметь общежитие для обучающихся, рассчитанное в зависимости от конкретных условий на полную или частичную вместимость учреждений.
    В составе УПРИ предусматривается координационно-посредническая служба по трудоустройству выпускников.
    Настоящие Рекомендации составлены в помощь проектировщикам, а также организаторам профессионального обучения инвалидов.
 

1. Область применения

 
    1.1. Настоящие Рекомендации разработаны для г. Москвы как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих учреждений профессиональной реабилитации инвалидов системы Комитета социальной защиты населения г. Москвы.
    1.2. Настоящие Рекомендации устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию учреждений профессиональной реабилитации инвалидов с нарушениями умственного развития и поражениями опорно-двигательного аппарата.
    1.3. Настоящий документ содержит рекомендательные и справочные положения.
 

2. Нормативные ссылки

 
    В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие документы:
    2.1. СНиП 10.01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
    2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
    2.3. СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
    2.4. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
    2.5. ВСН 62-91* "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".
    2.6. МГСН 4.06-96 "Общеобразовательные учреждения".
    2.7. СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение".
    2.8. СН 441-72* "Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений".
    2.9. МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей-инвалидов".
    2.10. МГСН 4.12-97 "Лечебно-профилактические учреждения".
    2.11. Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*).
    2.12. МГСН 1.01-97, часть 1, МГСН 1.01-98, часть 2. "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы".
 

3. Общие положения

 
    3.1. Учреждения профессиональной реабилитации инвалидов (УПРИ) осуществляют комплексную профессиональную и социальную реабилитацию инвалидов с нарушениями умственного развития и поражениями опорно-двигательного аппарата.
    В зависимости от профиля учреждения и специфики заболевания реабилитируемых УПРИ обеспечивают начальное или среднее профессиональное и общее образование.
 
    Примечания:
    1. Уровни профессионального и общего образования могут не совпадать.
    2. В отдельных случаях для инвалидов с нарушениями умственного развития реабилитация может быть ограничена только получением профессии или профессиональных навыков и предоставлением неполного начального общего образования или без него.
 
    3.2. Профиль УПРИ определяется в зависимости от выявленной потребности города в тех или иных профессиях и специальностях, а также от вида заболевания инвалидов. УПРИ могут быть рассчитаны на одну или несколько профессий.
    3.3. УПРИ предназначены для лиц в возрасте от 16 и выше лет.
    3.4. Вместимость УПРИ определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование в зависимости от его размещения и профиля. Рекомендуемая оптимальная вместимость УПРИ 100-150 мест.
    3.5. При поступлении в УПРИ каждый инвалид проходит приемную медико-педагогическую комиссию, которая определяет реабилитационный потенциал поступающего и дает рекомендации по его профессиональной ориентации. Приемная комиссия может входить в состав учреждения; в зависимости от конкретных условий УПРИ могут использовать услуги подобных комиссий при поликлиниках или других лечебно-профилактических учреждениях.
    3.6. В состав УПРИ допускается включать общежитие для обучаемых. Его необходимость и вместимость определяются заданием на проектирование.
    3.7. Сроки обучения инвалидов в УПРИ определяются индивидуально для каждого обучающегося в зависимости от специфики выбранной профессии и психофизических возможностей конкретного инвалида.
    По решению медико-педагогической комиссии предоставляется возможность продления или повторного прохождения курса обучения.
    При недостаточности реабилитационного потенциала инвалида для освоения курса обучения в полном объеме он приобретает в УПРИ комплекс профессиональных навыков, позволяющих ему работать на отдельных операциях в избранной специальности.
    3.8. Состав помещений УПРИ и их оборудование должны обеспечивать следующие основные процессы:
    - выявление при поступлении профессионально-реабилитационного потенциала инвалида и разработку индивидуальных программ обучения;
    - профессиональное обучение и производственную адаптацию;
    - социально-бытовую адаптацию, направленную на выработку практических навыков самостоятельного проживания и на развитие стремления к трудовой деятельности;
    - социально-средовую адаптацию с проведением психологической коррекции, ориентированной на независимый образ жизни в обществе;
    - проживание и бытовое обслуживание;
    - поддерживающее и общеукрепляющее медицинское обслуживание;
    - культурно-массовое и оздоровительно-физкультурное обслуживание;
    - административно-бытовое и хозяйственное обслуживание.
 

4. Требования к размещению, участку и территории

 
    4.1. УПРИ следует размещать в селитебной или зеленой зонах с хорошо развитой транспортной сетью.
    При условии использования производственных мощностей в качестве учебных площадок допускается размещать УПРИ на территории промышленных предприятий аналогичного профиля.
    4.2.