Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 084. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПИСЬМО Управления МНС РФ по г. Москве от 27.06.2003 N 28-07/34871 "О ПРИМЕНЕНИИ ГЛАВЫ 24 "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ"

Дата документа27.06.2003
Статус документаДействует
МеткиПисьмо · Обзор

    

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 27 июня 2003 г. N 28-07/34871

 
    УМНС России по г. Москве направляет для руководства в работе обзор ответов на вопросы по применению главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса Российской Федерации.
 

Заместитель руководителя Управления МНС России
по г. Москве советник налоговой службы
Российской Федерации I ранга
Ю.А. МАВАШЕВ

 
 
 

ОБЗОР ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГЛАВЫ 24 "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Вопрос:
    Каков порядок налогообложения ЕСН в 2003 году выплат иностранным гражданам?
    Ответ:
    Согласно ст. 8 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года утрачивают силу положения п. 2 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
    В соответствии с положениями п. 2 ст. 239 Кодекса до указанной даты освобождались от уплаты единого социального налога (далее - ЕСН) налогоплательщики с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, в случае, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования, - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
    Таким образом, с 1 января 2003 года особых норм, определяющих порядок налогообложения ЕСН выплат, производимых в пользу иностранных граждан, в Кодексе не содержится. Налогообложение ЕСН выплат и вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан, в части, зачисляемой в федеральный бюджет, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, должно производиться аналогично налогообложению выплат, начисляемых в пользу российских граждан.
    Согласно положениям статей 3 и 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, то есть исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
    Статьей 3 Федерального закона N 173-ФЗ предусмотрено, что только иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом ст. 10 вышеназванного закона указано, что в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются иностранные граждане, получившие вид на жительство.
    Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является их статус постоянно проживающих на территории Российской Федерации и соответственно начисление и уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 167-ФЗ.
    На выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу иностранных граждан, не имеющих вида на жительство в Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, так как эта категория иностранных граждан не имеет права на трудовую пенсию по стажу работы на территории Российской Федерации.
    В соответствии с п. 2 ст. 243 Кодекса сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, определяется как разность между суммой налога, начисленной в федеральный бюджет, с учетом ставок, установленных ст. 241 Кодекса, и суммой начисленных за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. При отсутствии налогового вычета ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет, уплачивается по соответствующему коду бюджетной классификации (1010510) в полной сумме по ставкам, установленным п. 1 ст. 241 Кодекса.
    Таким образом, с 1 января 2003 года ЕСН в федеральный бюджет с выплат и вознаграждений в пользу иностранных граждан, работающих в российских организациях, но не имеющих статуса постоянного проживания на территории России, должен начисляться по полным ставкам, предусмотренным п. 1 ст. 241 Кодекса (28 процентов с учетом условий применения регрессивной шкалы).
 
    Вопрос:
    Подлежит ли налогообложению ЕСН оплата стоимости проезда работника на общественном транспорте? Какие различия при налогообложении стоимости проезда в коммерческих и некоммерческих организациях?
    Ответ:
    В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения ЕСН для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
    При определении налоговой базы для исчисления ЕСН согласно абзацу 2 п. 1 ст. 237 Кодекса учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
    При этом в соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса указанные выплаты и вознаграждения не подлежат включению в налоговую базу по ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
    При применении п. 3 ст. 236 Кодекса необходимо учитывать положения главы 25 Кодекса. Выплаты и вознаграждения, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, указанные в ст. 270 главы 25 Кодекса, не являются объектом налогообложения ЕСН. При этом источники расходов (в том числе в виде так называемой "чистой прибыли"), а также порядок отражения таких выплат в бухгалтерском учете не имеют значения.
    Пунктом 26 ст. 270 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами).
    Следовательно, если стоимость проездных билетов будет отнесена на расходы организации, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, то она не будет облагаться ЕСН.
    Условия отнесения выплат и вознаграждений в пользу работников на группу расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, установлены ст. 252 главы 25 Кодекса. Расходы на эти выплаты должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с производством и реализацией, то есть с деятельностью, направленной на получение дохода.
    Выплаты и вознаграждения в пользу работников, которые могут соответствовать одновременно трем вышеизложенным условиям, предусмотрены ст. 255 "Расходы на оплату труда" и частично ст. 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" главы 25 Кодекса.
    Кроме того, Методическими рекомендациями по применению главы 25 Кодекса (утверждены приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729) на основании положений трудового законодательства установлено, что расходы на выплаты и вознаграждения работникам могут относиться к выплатам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль только в том случае, если такие выплаты отражены в конкретном трудовом договоре, заключаемом между работодателем и работником. При этом в трудовом договоре допускаются (кроме существенных условий трудового договора) ссылки на нормы коллективного договора, правила внутреннего трудового распорядка организации, положения о премировании и (или) других локальных нормативных актов без конкретной их расшифровки в трудовом договоре. В этом случае будет считаться, что указанные локальные нормативные акты будут распространяться на конкретного работника.
    Соответственно, если в трудовой договор, заключенный с конкретным работником, не включены те или иные выплаты, предусмотренные в коллективном договоре и (или) локальных нормативных актах, либо на них нет ссылок в трудовом договоре, а также если эти выплаты не соответствуют критериям ст. 252 Кодекса, то затраты на эти выплаты должны относиться к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, установленным ст. 270 Кодекса.
    Суммы на оплату проезда сотрудников городским транспортом, как предусмотренные, так и не предусмотренные трудовым или коллективным договором, но включенные в состав производственных расходов, не будут рассматриваться как объект налогообложения ЕСН по п. 1 ст. 236 Кодекса в том случае, если организация будет иметь документальное подтверждение служебного характера разъездов работника, а не оплаты проезда в пользу работника. Такое подтверждение возможно при денежной компенсации организацией стоимости проезда работника в служебных целях в течение одного рабочего дня на общественном городском транспорте. При этом компенсация может осуществляться на основе:
    приказа, распоряжения или другого организационно-распорядительного документа организации, направившей работника для исполнения служебных обязанностей вне места основной работы (с приложением разовых проездных билетов);
    маршрутного листа (при отсутствии разовых проездных билетов, но известной стоимости проезда), заверенного подписями и печатями организаций посещения и подлежащего утверждению распорядителем кредитов направившей организации.
    Проездные билеты (декадные, месячные, квартальные) не могут являться документами, подтверждающими оплату проезда в производственных целях и факт самого проезда, а носят разрешительный характер. В связи с этим стоимость таких (единых) проездных билетов, приобретаемых для сотрудников, на основе п. 1 ст. 236 Кодекса признается объектом налогообложения ЕСН, если такая выплата, как было указано выше, не отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Ведется подготовка документа. Ожидайте