Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 942. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.09.2004 N 670-ПП "О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАЙОННЫХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И УСЛУГ (ПРОЕКТ "ИНФОГРАД")"

Дата документа28.09.2004
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Концепция

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 сентября 2004 г. N 670-ПП

 

О КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАЙОННЫХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И УСЛУГ (ПРОЕКТ "ИНФОГРАД")

 
    В соответствии с пунктом 1.4.1.3 (Реализация проекта создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград") перечня мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва", утвержденного Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва", в целях организации и проведения работ по созданию указанной системы Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить Концепцию создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград") согласно приложению.
    2. Департаменту территориальных органов исполнительной власти города Москвы как государственному заказчику совместно с Управлением информатизации города Москвы в месячный срок утвердить технико-экономическое обоснование создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград") и техническое задание на разработку и внедрение городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград").
    3. Управлению информатизации города Москвы в установленном порядке обеспечить начиная с 2004 года финансирование выполнения этапов работ по пункту 1.4.1.3 плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" за счет средств, предусмотренных бюджетом города Москвы.
    4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петрова А.В.
 

Мэр Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 28 сентября 2004 г. N 670-ПП

 

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РАЙОННЫХ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И УСЛУГ (ПРОЕКТ "ИНФОГРАД")

 

Аннотация

 
    Настоящий документ - Концепция городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг (проект "Инфоград") (далее - Концепция) разработан в рамках работ по реализации мероприятия 1.4.1.3 Городской целевой программы "Электронная Москва", утвержденной Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва", и является частью комплекта проектной документации на информационную систему.
    Концепция формулирует основные цели и задачи проекта "Инфоград", принципы и концептуальные подходы создания городской интегрированной системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг, обеспечивающей на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) реализацию права граждан на доступ к информации.
    Концепция разработана на основе мирового и российского опыта создания социально ориентированных информационных систем, анализа существующих в городе информационных систем и ресурсов и деятельности органов исполнительной власти города по информированию жителей Москвы. При разработке Концепции учитывались современные тенденции развития ИКТ, информационных систем и ресурсов для населения, повышения востребованности населением информационных ресурсов социальной направленности.
    Концепция предлагается к использованию как основа для разработки технико-экономического обоснования и технического задания, проектирования, создания и внедрения системы районных социально ориентированных информационных ресурсов и услуг.
    Введение. В разделе приводится краткий обзор Интернет-систем информирования населения с использованием ИКТ в других мегаполисах и странах мира, описываются общие вопросы и конкретные программы вхождения Москвы в информационное общество, проблемы информационного неравенства; цели и задачи реализации проекта "Инфоград".
    Первый раздел ("Характеристика объекта автоматизации") описывает объект автоматизации. Приводятся направления деятельности по информированию населения органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления и другими организациями и учреждениями, действующими на территории города Москвы, а также территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. В разделе приводится анализ существующих информационных систем и ресурсов, которые существуют в органах исполнительной власти города, в редакциях местных газет и телевидения, районных телекоммуникационных сетей, справочников и с которыми потенциально возможно установить взаимодействие. Здесь же рассмотрен опыт реализации пилотного проекта.
    Во втором разделе ("Принципы реализации проекта") приводятся принципы реализации проекта по группам: общие принципы, технологические принципы и принципы информационного наполнения.
    В третьем разделе ("Архитектура системы") приводится архитектура системы: веб-портал, система распределенного сбора информации, система взаимодействия с социальными информационными ресурсами и сервисами в рамках проекта "Инфоград", система редакционной подготовки информации, информационное хранилище, система социальных информационных сервисов для населения и система информационной безопасности.
    В четвертом разделе ("Программно-аппаратный комплекс системы") приведен примерный перечень и характеристики программно-аппаратного комплекса создаваемой системы.
    В пятом разделе ("Информационное обеспечение") описывается информация, циркулирующая в системе: собственная информация, информация, полученная от органов исполнительной власти, и информация сторонних организаций. Описываются источники информации в системе, приводятся основные информационные объекты системы, пользовательские и служебные сервисы.
    В шестом разделе ("Организационное обеспечение") рассматриваются организационные принципы реализации проекта. Описывается организационное обеспечение взаимодействия системы с территориальными органами исполнительной власти, взаимодействие со сторонними организациями, вопросы создания контента, работы с обращениями жителей, вопросы контроля достоверности информации, возможности проведения аналитической обработки собранной информации. Описывается структура управления и кадры.
    В седьмом разделе ("Обеспечение информационной безопасности") приводится модель нарушителя безопасности, включая внутренних и внешних нарушителей, рассматриваются возможные угрозы безопасности и требования к информационной безопасности системы, вытекающие из указанных угроз.
    В восьмом разделе ("Варианты построения системы") рассматриваются возможные альтернативные варианты реализации проекта.
    В девятом разделе Концепции ("План мероприятий по реализации проекта") представлен поэтапный план мероприятий по реализации проекта в целом в городе Москве.
    В разделе Концепции "Заключение. Ожидаемые результаты реализации проекта" приводятся ожидаемые результаты реализации проекта "Инфоград" в городе Москве.
 

Введение

 

Мировой опыт

 
    На всемирной встрече на высшем уровне в Женеве по вопросам информационного общества в 2003 году в Декларации принципов было заявлено об общем стремлении и решимости народов мира построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими с тем, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал, для повышения качества своей жизни.
    В последние несколько лет практически все развитые и многие развивающиеся страны приступили к формированию и реализации программ развития информационного общества. Наибольших успехов в этом достигли США, Канада, Великобритания, Австралия и другие страны. Все программы имеют четко выраженную социально-экономическую направленность, и главным объектом в них является человек и его потребности. Большое внимание в них уделяется укреплению доверия людей к информационно-коммуникационным технологиям.
    Согласно современным принципам построения информационной инфраструктуры в качестве единой точки доступа пользователей ко всем необходимым информационным ресурсам и услугам применяются веб-порталы.
    Известны, например, следующие веб-порталы, ориентированные на население:
    1. Порталы правительственных служб:
    - www.firstgov.gov - правительственный портал США;
    - www.direct.gov.uk - правительственный портал Великобритании.
    Указанные порталы служат единым входом в систему правительственных служб.
    2. Порталы правительств городов или регионов:
    - www.budapest.hu - портал города Будапешта;
    - www.state.ny.us - портал правительства Нью-Йорка;
    - www.access.wa.gov - портал правительства штата Вашингтон.
    Данные порталы направлены непосредственно на предоставление информации и оказание услуг (сервисов) для пользователей по территориальному признаку - для жителей страны или региона.
    3. Порталы министерств (ведомств) стран:
    - www.ato.gov.au - портал налогового управления Австралии;
    - www.jobsearch.gov.au - правительственный портал по трудоустройству в Австралии.
    Данные порталы ориентированы на предоставление информации и оказание услуг (сервисов) соответствующих ведомств для населения по отраслевому признаку.
    Все эти порталы имеют интуитивно понятный интерфейс, системы навигации и поиска информации, специальные тематические страницы и подсказки для обеспечения удобства пользования предоставляемой информацией и услугами.
    На порталах отражены основные направления их деятельности, такие как жилье, образование, здравоохранение, местные налоги и другие. На некоторых из них также сформированы типовые профили для различных социальных групп. Например, на портале Вашингтона можно найти информацию для детей, людей с ограниченными возможностями, для избирателей, работников и работодателей, информацию, по экологии и окружающей среде, здоровью и другое. На этом портале есть раздел, предназначенный для людей с ограниченным умственным развитием. Навигация по разделу проводится в упрощенном режиме, с применением интуитивно понятной метафоры "кто - что - где - как".
    Таким образом, одна из центральных задач, решаемых сегодня странами и городами, - сделать новые информационные виды услуг доступными для всех потенциальных потребителей без исключения, что позволяет сделать взаимодействие с источниками информации более простым, быстрым и комфортным.
    Чтобы новые услуги на базе ИКТ отвечали этим требованиям, необходимо:
    - обеспечить доступность услуг, где и когда в них возникает необходимость;
    - обеспечить обратную связь по содержанию и качеству предоставляемых услуг;
    - организовать разносторонний анализ информации по различным моделям использования услуг;
    - предусмотреть группирование услуг с учетом специфических потребностей различных групп населения и в зависимости от их ориентации на те или иные случаи жизни;
    - использовать широкие возможности онлайновых систем, включая центры вызовов.
    Например, в проекте "Великобритания в сети" к 2005 году в Интернет будет перенесено более 13 тысяч бумажных форм и 5 миллиардов операций с участием свыше 600 центральных и местных органов власти. Портал государственных служб Великобритании, таким образом, обеспечивает стандартный способ доступа к любым государственным организациям с помощью централизованной удобной инфраструктуры.
    Портал устанавливает также единый формат для всех документов, поступающих в государственные организации извне, являясь своеобразным "одним окном".
    У граждан появляется возможность осуществлять необходимые операции и получать информацию из самых разных государственных органов в удобное для них время, не зная при этом, какая именно система обрабатывает их запрос.
    Правительство США в области ИТ заинтересовано в обеспечении больших удобств для граждан во взаимодействии с госучреждениями, особое внимание федеральное правительство уделяет:
    - доступу населения к правительственной и административной информации;
    - оказанию различного вида услуг, например, получению официальных документов и форм через правительственные сайты;
    - развитию применения смарт-карт;
    - применению ИТ в медицине и здравоохранении.
    Для полноценного обмена информацией с такими системами необходимо обеспечить удостоверение личности клиента. Этот вопрос решается либо регистрацией при входе в систему, либо, как в США и Венгрии, с помощью индивидуальных смарт-карт, в которых собраны воедино все данные человека из различных документов.
    Созданные на сегодня информационные порталы городов, ведомств и правительств направлены на трансформацию традиционного взаимодействия с населением в "цифровую форму". При этом происходящие изменения не должны стать причиной усиления социального неравенства. Это понимают органы власти, проводящие соответствующие преобразования, принимая на себя обязательства по уменьшению "цифрового расслоения" общества. Для этого проводится целенаправленная работа по многим направлениям, включая создание социально ориентированных информационных ресурсов и услуг, необходимых населению, повышение компьютерной грамотности и обеспечение бесплатного доступа населения к социальным информационным услугам.
 

Москва и информационное общество

 
    Москва наряду с другими крупнейшими городами страны и мира находится сегодня в центре изменений, связанных с развитием информационного общества. В основе происходящих изменений лежит взрывное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информация и знания становятся важным ресурсом и подлинной движущей силой социально-экономического развития общества. Формируется рынок информации и знаний как фактор производства наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала. Стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации. Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, определяющее национальную и региональную конкурентоспособность не в меньшей степени, чем, например, транспортная инфраструктура. Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых ИКТ существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
    Происходящие в обществе изменения находят адекватное отражение в программах развития Российской Федерации и города Москвы как субъекта Российской Федерации - города федерального значения. На общероссийском уровне в начале 2002 года утверждена Федеральная целевая программа "Электронная Россия" (постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия на 2002-2010 годы").
    Целями программы являются:
    - построение эффективной экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг;
    - создание оптимальных условий для развития гражданского общества;
    - построение "электронного правительства", которое кардинально изменит принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом;
    - привлечение рядовых граждан к использованию преимуществ информационного общества (в рамках программы предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить рядовых граждан этими технологиями пользоваться).
    Главная задача программы - построить ориентированное на интересы людей, открытое для всех и направленное на развитие информационное общество, в котором каждый мог бы создавать информацию и знания, иметь к ним доступ, пользоваться и обмениваться ими, с тем чтобы дать гражданам возможность в полной мере реализовать свой потенциал, содействуя своему устойчивому развитию и повышая качество своей жизни.
    Реализация программы "Электронная Россия" будет означать, в первую очередь, что органы государственной власти всех уровней станут более доступными для граждан, а их деятельность - более прозрачной и более эффективной. Программа также предусматривает наращивание возможностей доступа населения к Интернету и усиление подготовки специалистов в области информационных технологий. Предусматривается помощь в освоении новых технологий средствами массовой информации, которые активно выводят в электронные сети свои издания и программы.
    В Москве в 2001 году принята Концепция движения Москвы к информационному обществу (распоряжение Мэра Москвы от 20 июля 2001 г. N 715-РМ "О разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу"), в которой сформулировано определение сущности информационного общества, возможности и риски его становления в городе, определены стратегические цели и задачи, принципы и приоритеты городской политики по обеспечению движения Москвы в информационное общество, а также первоочередные мероприятия, обеспечивающие реализацию Концепции движения Москвы в информационное общество.
    Концепция явилась платформой для разработки Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2003-2007 годы, которая была утверждена Законом города Москвы от 9 июля 2003 года N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и в настоящее время активно реализуется в городе.
    Основными целями программы являются:
    - развитие информационного общества в Москве;
    - повышение эффективности и открытости городского управления;
    - повышение уровня и качества жизни горожан;
    - развитие демократических институтов;
    - создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий города;
    - улучшение работы городского хозяйства и экологии города;
    - обеспечение оперативного реагирования на чрезвычайные и аварийные ситуации;
    - повышение безопасности граждан за счет развития и широкомасштабного использования ИКТ.
    Важнейшей целью Городской целевой программы "Электронная Москва" является решение проблемы социальной дифференциации населения по доступу к возможностям ИКТ, или информационного неравенства. Информационное неравенство можно определить как неравные возможности с точки зрения доступа, использования и производства информации и знания, а также использования ИКТ для развития. Этот вид неравенства отражает сочетание общих социально-экономических проблем и конкретных проблем недостаточного развития инфраструктуры, относительно высокой стоимости доступа к ней, слабого развития национального и местного информационного наполнения (т.е. контента), неспособности основной массы людей извлекать преимущества из информационно-интенсивной деятельности. Эта проблема является общей для всех городов и стран, вступивших на путь движения к информационному обществу. Важность проблемы признана всеми государствами и международными организациями в Окинавской Хартии глобального информационного общества.
    Доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем гражданам независимо от места их проживания и социально-экономического положения. Без решения этой сложной проблемы, связанной с техническими, экономическими, культурными и социально-психологическими барьерами на пути массового использования ИКТ, успешное продвижение к информационному обществу в городе невозможно.
 

Проблема информационного неравенства

 
    Численность пользователей Интернета в России продолжает расти. Этому способствует улучшение экономической ситуации в стране, повышение доходов населения, разъяснительная и рекламная деятельность общественных организаций, Интернет-поставщиков и Интернет-компаний. Позитивную роль в популяризации Интернет-услуг играют центры общественного доступа в Интернет - Интернет-классы в учебных заведениях всех уровней, точки общественного доступа в отделениях связи, Интернет-кафе, возможность доступа к Интернету по месту работы и т.д.
    По данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) (опросы "Интернет в России"), полученным по методу компании Nielsen//NetRatings, зимой 2003-2004 гг. недельная аудитория Интернета среди населения России 18 лет и старше составила 8,2 млн. человек, Интернет-пользователей, выходивших в Сеть хотя бы один раз за последние полгода (полугодовая аудитория, дальше - пользователи Интернета), было 14,6 млн. чел. (рисунок 1).
    По некоторым оценкам, количество россиян - пользователей Интернета к 2010 г. вырастет до 35-45 млн. человек. Большая часть российской аудитории Интернета сосредоточена в четырех крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге.
    Москва является регионом с наибольшей долей пользователей Интернета в населении (рисунок 2) <*> и лидером по общему числу пользователей среди регионов России (рисунок 3). <*>
 
    


<*> не приводится
 
    По данным исследований ФОМ, Москва отличается повышенным интересом жителей к Интернету: более трети москвичей (35%) хотя бы раз в полгода и более 30% каждый месяц пользуются Интернетом. Темпы прироста пользователей Интернетом в городе оцениваются в 15% в год. Имеется следующая динамика и прогноз роста числа постоянных пользователей Интернета в ближайшие годы в Москве: 2003 г. - 2100 тыс. чел., 2004 г. - 2400 тыс. чел., 2005 г. - 2750 тыс. чел., 2006 и 2007 гг. - порядка 3200 и 3700 тыс. чел. соответственно.
    По уровню проникновения Интернета, подсчитанному по недельной аудитории, также лидирует Москва: в декабре 2003 г. показатель составлял 17%, в декабре 2004 г. составит 19% и в декабре 2005 г. - 21%. При этом в целом по России соответствующие показатели составляют 3%, 5% и 7%.
    Число жителей города, способных получать и воспринимать информацию посредством современных средств коммуникации, растет с каждым годом.
    Рост обусловлен такими факторами, как:
    - развитие телекоммуникационной инфраструктуры города, являющейся основой для развития информационных ресурсов города Москвы;
    - расширение применения ИКТ для коммуникативного обеспечения процессов взаимодействия органов управления между собой и с населением (средства селекторной связи, видеоконференции и т.п.);
    - удешевление средств ИКТ, сделавшее их доступными для широких слоев населения;
    - быстрое увеличение полосы пропускания каналов связи и скорости передачи информации при снижении их удельной стоимости;
    - ориентация перспективных технологий на интеграцию предоставляемых услуг. Технологические достижения приводят к тому, что перестают быть дефицитными средства связи и обработки информации.
    Важной особенностью текущего этапа является также то, что в процессе эволюционного развития достигнуты критические результаты в области вычислительной техники, приведшие к значительному удешевлению удельной вычислительной мощности и к снижению цен на все более мощные процессоры и построенные на их базе цифровые устройства обработки информации.
    В настоящее время в Москве неравенство в использовании Интернета различными социально-демографическими группами выражено менее резко, чем во всей России. В Москве сегодня средний доход на одного члена семьи у пользователей Интернета более чем в полтора раза выше, чем у людей, не использующих Интернет; сетью пользуются 34% мужского населения города и только 21% женщин; пользователями являются 52% населения в возрастной группе 18-34 года и только 5% - в возрастной группе старше 55 лет; пользователями Интернета являются 46% населения Москвы с высшим образованием, 17% людей, имеющих среднее специальное образование, и только 1% населения, имеющего образование ниже среднего.
    Уровень информационного неравенства определяется мотивацией и информированностью о возможностях ИКТ жителей города, их информационно-коммуникационной компетентностью, а также наличием возможности доступа к современным ИКТ для всех категорий граждан (последнее определяется как наличием соответствующей инфраструктуры, так и экономической доступностью современных ИКТ).
    Основными потребителями информации и информационных услуг в городе являются жители, имеющие подключение к Интернету дома и на работе.
    Все жители города так или иначе взаимодействуют с органами власти, коммунальными службами, организациями культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, транспортного обслуживания и пользуются информацией об инфраструктуре, связанной с местами своего проживания, справочной информацией; информационными ресурсами, посвященными семье, дому, досугу и другой социальной информацией. Поэтому потенциальными пользователями системы районных социально ориентированных информационных ресурсов являются практически все горожане, от школьников до пенсионеров. Такая информация должна быть доступна потребителям, но есть несколько серьезных препятствий для ее получения через Интернет.
    Прежде всего, доступность информации ограничена отсутствием подключения к Интернету у части потенциальных пользователей.
    Основные сдерживающие рост подключений факторы - относительно высокая стоимость подключения, абонентской платы и клиентского оборудования доступа (прежде всего компьютеров). Это справедливо как для модемного доступа по телефонной линии, так и в большей степени для перспективных широкополосных методов доступа.
    Существуют препятствия образовательного и общекультурного плана к использованию электронной информации. Речь идет об относительной сложности работы с такой информацией, о необходимости наличия определенных навыков и о сформированной потребности в ее использовании для жизни и работы. Исследования подтверждают, что в настоящее время основную часть аудитории российского Интернета составляют люди умственного труда, имеющие в большинстве своем высшее образование.
    Одним из направлений решения этой проблемы является разворачивание системы обучения горожан навыкам использования ИКТ. В большинстве экономически развитых стран мира сформировалось представление об уровне информационно-коммуникативной компетентности, достаточном для осуществления наиболее часто встречающихся видов информационной деятельности: набора текста, поиска в Интернете, заполнения полей базы данных и поиска в ней и т.д. Этот уровень часто требуется, например, при приеме на работу. Москва должна стать городом, где проект обучения горожан использованию ИКТ будет реализован на наиболее современном уровне.
    Интерес и готовность широких слоев населения использовать ИКТ и, прежде всего, Интернет зависит в значительной степени от возможности получить полезную информацию и услуги, необходимые для повседневной жизни. Как показывают социологические исследования, большим и относительно неудовлетворенным спросом в Интернете пользуется информация о проблемах семьи и дома, о досуге, научная и образовательная информация, справочная информация, связанная с инфраструктурой проживания населения в районах города, и т.п. Проблема получения необходимой информации связана как с отсутствием требуемой информации в электронном виде, так и с трудностями доступа к уже существующей и оцифрованной информации.
    Решение проблемы информационного неравенства в городе с развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой, каким является Москва, в значительной степени зависит от создания в городе сети центров общественного доступа к современным ИКТ (прежде всего к Интернету), которые позволят социально незащищенным горожанам (с низким уровнем доходов, безработным) бесплатно или дешево получить доступ к необходимой информации и информационным услугам. Однако решение данной проблемы выходит за рамки задач, решаемых проектом "Инфоград".
 

Цели и задачи проекта "Инфоград"

 
    Основная цель проекта "Инфоград" - способствовать уменьшению информационного неравенства среди жителей города путем создания социально ориентированных информационных ресурсов и услуг уровня административных округов и районов города, публикации их в сети Интернет. Тем самым обеспечивая реализацию прав граждан на доступ к информации, необходимой для жизни и работы, и повышая качество жизни горожан за счет реализации преимуществ информационного общества.
    В рамках проекта "Инфоград" москвичам бесплатно должна быть предоставлена информация по вопросам реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, а также информация особой социальной значимости уровня административного округа и района города Москвы. К указанной информации, в частности, относятся:
    - справочные сведения о местонахождении, режиме работы, почтовых адресах и контактных телефонах, адресах электронной почты и официальных веб-сайтах территориальных органов власти города Москвы, городских организаций социальной и жилищно-коммунальной сфер;
    - информация о порядке оформления и направления жителями города в территориальные органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления документов, представление которых требуется от них в соответствии с законодательством;
    - нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, не относящиеся к информации ограниченного доступа;
    - иная информация окружного и районного уровней открытого доступа - по перечню, утверждаемому Правительством Москвы;
    - информация, необходимая для обеспечения прав граждан в социальной, жилищной и градостроительной сферах.
    Кроме того, горожанам должна быть предоставлена также информация на тему семьи, дома, досуга, о здоровье, детях, жилье, социальном обеспечении и льготах, научная и образовательная информация, другая социально ориентированная информация, обеспечивающая новое качество жизни москвичей в условиях становления информационного общества.
    Основные задачи проекта "Инфоград" сформулированы в Городской целевой программе "Электронная Москва" и определяются целями проекта. В качестве таких задач выделяются:
    - создание информационных систем и служб, призванных обеспечить горожанам доступ к информации, необходимой для повседневной жизни;
    - создание информационных систем для навигации и доступа к существующим информационным ресурсам и сервисам;
    - организация новых интегрированных информационных ресурсов и услуг для населения.
    Анализ предпочтений пользователей при поиске информации в Интернете говорит о том, что большим и относительно неудовлетворенным спросом пользуется справочная и новостная информация о работе местных служб и учреждений городского хозяйства Москвы, а также предприятий в сфере бытовых услуг, торговли и досуга, информационные ресурсы, посвященные семье, дому, научная и образовательная информация. С другой стороны, у жителей присутствует серьезная неудовлетворенность в уровне информированности о делах, мероприятиях, событиях района проживания. Информация, содержащаяся во всех доступных москвичам традиционных информационных источниках (районные и городские газеты, радио, ТВ, включая кабельное, информационные стенды и др.), как по характеру, так и по объему не дает возможности москвичу составить цельное представление о состоянии всех дел в районе проживания. Серьезными проблемами являются фрагментарность в представлении информации, отсутствие своевременного обновления.
    Восполнить этот пробел в информировании населения на уровне района и административного округа традиционными СМИ затруднительно. Традиционные информационные источники проигрывают по уровню рентабельности электронным изданиям. Кроме того, Интернет-технологии дают возможность организовать интерактивное взаимодействие с жителями - пользователями системы, что является качественно новым уровнем взаимодействия поставщиков и потребителей информации.
    Районные социально ориентированные информационные ресурсы должны представлять для доступа пользователей через веб-портал всю ту информацию, которая сегодня разбросана по многочисленным районным и окружным газетам, телефонным справочникам органов власти, доскам объявлений присутственных мест, секретариатам и канцеляриям, работающим с населением; находится в ДЕЗ, ЕИРЦ, учреждениях здравоохранения и образования, библиотеках и других организациях. Должна быть собрана, систематизирована и представлена для доступа населения справочная и контактная информация о местных учреждениях и организациях, больницах, школах, магазинах и т.д., классифицированная по рубрикам. Вся информация должна быть привязана к конкретному району, улице и дому.
    В системе может быть представлено и множество сопутствующих услуг социальной направленности, которые предлагаются сторонними организациями, например, поиск и заказ лекарств, поиск и заказ книг в библиотеке, запись на прием к государственному служащему или врачу, интерактивное общение с консультантами по проблемам жилья, воинской службы, социальных льгот для пенсионеров и др. Необходимо систематизировать, собрать в одном месте и организовать удобную и простую работу с этой информацией, дать пользователям новую среду, которая сделает понятной и прозрачной жизнь в городе, значительно повысит ее комфортность и эффективность.
    Второй важной задачей в рамках проекта "Инфоград" является создание редакционной службы для наполнения и актуализации системы районных социально ориентированных информационных ресурсов, которая опирается в своей работе на первичных носителей информации.
    Одна из идей, лежащих в основании проекта "Инфоград", - сделать доступной пользователям системы - жителям города Москвы наиболее нужную им каждый день информацию, содержащую все необходимые жителю сведения. Основными проблемами при этом являются полнота представления информации уровня района и округа и актуальность представленных сведений.
    Решение поставленных задач возможно только при реализации схемы организации сбора территориально распределенной информации. Имеется в виду, что задачи обеспечения полноты и актуальности в представлении информации требуют обработки огромных информационных массивов. Действительно, в информационной системе проекта "Инфоград" должна быть представлена информация по 123 районам города и 10 административным округам. Причем детальность представления информации должна соответствовать ежедневным информационным потребностям жителей, т.е. доходить до адресов и схем проезда к расположенным в городе предприятиям; фамилий, имен, должностей и телефонов государственных служащих и служащих городских предприятий, часов их работы и учета изменений в соответствующих расписаниях; схем и маршрутов движения городского транспорта с актуальными изменениями; подробной информации о работе учреждений здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания, образования, социальной защиты, органов охраны общественного порядка и др. Для решения этих задач требуется система сбора и актуализации информации с опорой на первичные источники информации.
    Такими источниками районной информации выступают: территориальные органы исполнительной власти города Москвы, городские организации, территориальные подразделения отраслевых органов исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления и другие организации и учреждения, действующие в административных округах и районах города Москвы, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. При взаимодействии с этими учреждениями и организациями необходимо опираться на принятые в Москве нормативные акты, предписывающие публикацию для широкого доступа населения информации об их деятельности, в том числе и в электронной форме.
    Другие точки концентрации районной информации находятся в районных и окружных информационных агентствах: редакциях газет, студиях телевидения и т.д. Эти информационные центры уже имеют инфраструктуру сбора и обновления информации и зачастую готовы к интеграции и взаимодействию своих информационных систем с другими. При построении системы районных социально ориентированных информационных ресурсов в рамках проекта "Инфоград" необходимо устанавливать с этими организациями информационное взаимодействие для интеграции ресурсов в интересах пользователей.
    Описанная схема сбора и обновления информации позволит объединить массивы районной информации и обеспечить решение задач по информированию населения в условиях становления информационного общества в городе Москве.
    Одной из задач проекта "Инфоград" должна стать задача предоставления доступа к интерактивными социальными сервисами окружного и районного уровня, которые оказываются жителям города по принципу "одного окна". Важность реализации принципа "одного окна" при взаимодействии органов исполнительной власти и горожан обозначена в ряде распорядительных документов Правительства Москвы, таких как постановление Правительства Москвы от 10 июня 2003 г. N 438-ПП "О первоочередных мерах, направленных на разработку и введение в отраслях городского хозяйства Москвы режима "одного окна" и постановление Правительства Москвы от 1 июня 2004 г. N 361-ПП "О мерах по реализации принципа "одного окна" в работе органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций".
    Принцип (режим) "одного окна" означает, прежде всего, исключение возможностей необоснованного привлечения граждан, предприятий и организаций к оформлению или согласованию документов, выдаваемых органами исполнительной власти города Москвы и иными городскими организациями. Существующая система решения обозначенных вопросов характеризуется заявителями, обращающимися в органы исполнительной власти города, как непрозрачная, громоздкая по количеству запрашиваемых у них документов, длительная по срокам оформления и выдачи документов.
    Для реализации принципа "одного окна" при взаимодействии жителей города с территориальными органами исполнительной власти, городскими предприятиями в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва" создается единое информационное пространство. Для префектур административных округов города Москвы и управ районов определены перечни документов и справок, выдаваемых населению и организациям в режиме "одного окна".
    Информационные сервисы для населения в рамках проекта "Инфоград" должны следовать принципам "одного окна", предоставляя в одном месте комплексную, интегрированную информацию и информационные услуги на основе отработки информационных запросов по множеству информационных источников, прежде всего - информационных систем территориальных органов исполнительной власти, городских предприятий и учреждений отраслевых и функциональных комплексов городского хозяйства. Должны обеспечиваться также следующие подходы к предоставлению информационных услуг пользователям:
    - использование для предоставления услуг широкого спектра Интернет-технологий и медиасредств, включая электронную почту, веб-конференции, другие онлайновые и интерактивные системы и в перспективе центры обработки вызовов;
    - группирование услуг в зависимости от их ориентации на те или иные конкретные случаи жизни и ситуации для упрощения пользования услугами жителей с невысокой информационно-коммуникационной компетентностью;