Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 877. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

"ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ "ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ТСН 12-310-2000 Московской области (ТСН ПЭОН-2000 МО))" (приняты Минмособлстроем 10.11.2000 N 143) (ред. от 25.10.2004)

Дата документа10.11.2000
Статус документаДействует
МеткиНормы · Перечень

    

Приняты и введены в действие
с 10 ноября 2000 года
распоряжением Министра
Минмособлстроя
от 10 ноября 2000 г. N 143

 

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

 

ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ТСН 12-310-2000
Московской области
(ТСН ПЭОН-2000 МО)

 

(в ред. Распоряжений Министерства строительства МО от 20.10.2003 N 62, от 21.04.2004 N 11, от 25.10.2004 N 59)

 
    Разработаны: Управлением инженерных и научно - технических программ Министерства строительного комплекса Московской области (Захаров И.Б., к.т.н.); Центральным научно - исследовательским и проектно - экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (Олейник П.П., д.т.н.; Володин В.П., к.т.н.; Джалилов Ф.Ф., к.т.н.); Главным управлением государственного архитектурно - строительного надзора Московской области (Чернов Н.В., Куринной А.В., Егорычев Е.Л.).
    Внесены Управлением инженерных и научно - технических программ Министерства строительного комплекса Московской области.
    Приняты и внесены в действие распоряжением министра Министерства строительного комплекса Московской области от 10 ноября 2000 г. N 143
    Введены впервые.
 
    Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Минмособлстроя.
 

ВВЕДЕНИЕ

 
    Развитие негосударственных форм собственности, становление рыночных отношений в строительном комплексе Российской Федерации, введение новых законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Московской области, изменение структуры, функций и задач организаций, участвующих в инвестиционном процессе на территории Московской области, определили актуальность и необходимость подготовки территориальных строительных норм "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости на территории Московской области".
    Территориальные строительные нормы разработаны с целью установления единых требований к приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости (далее - объекты) на территории Московской области, обеспечения скоординированных действий всех участников инвестиционного процесса и органов государственного надзора, определения их ответственности и обязательств в процессе приемки в эксплуатацию объектов.
    Территориальные строительные нормы (далее - ТСН), регламентирующие работу приемочных комиссий, состав приемосдаточной документации, участие органов государственного надзора в приемке объектов, разработаны в соответствии со структурой утвержденной системы нормативных документов в строительстве на территории России (СНиП 10-01-94) и Порядком проведения работ по подготовке, утверждению, регистрации, изданию и распространению территориальных строительных норм в Московской области.
    Разработка настоящих ТСН проводилась на основе анализа:
    - Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
    - Градостроительного кодекса Российской Федерации;
    - Гражданского кодекса Российской Федерации;
    - Закона Российской Федерации "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" от 17.12.92 N 4121-1;
    - Закона Московской области "Об административной ответственности за правонарушения в области строительства и градостроительства на территории Московской области" от 12.05.97 N 21/97-ОЗ в ред. от 17.10.97 N 47/97-ОЗ;
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Административная ответственность за правонарушения в области строительства установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях.
 
 
    - Закона Московской области "Об организации строительства (реконструкции) объектов недвижимости, осуществляемого физическими лицами на территории Московской области";
    - Закона Московской области "О государственном архитектурно - строительном надзоре Московской области" (принят решением Московской областной Думы 22 октября 1997 г. N 10/149, подписан Губернатором Московской области 6 ноября 1997 г. N 56/97-ОЗ);
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Единые организационные и правовые основы государственного архитектурно-строительного надзора установлены Законом Московской области от 19.10.2004 N 127/2004-ОЗ.
 
 
    - Временного положения по приемке законченных строительством объектов (приложение к письму Госстроя России от 09.07.93 N БЕ-19-11/13);
    - Московских городских строительных норм (МГСН 8.01-00) "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения";
    - Правил застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области. (Принят решением Московской областной Думы 13.03.96 N 7/85.)
    ТСН предназначены для всех юридических и физических лиц независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, включая совместные предприятия, объединения и организации с участием иностранных юридических и физических лиц и иностранные фирмы, осуществляющих на территории Московской области строительство объектов недвижимости.
 

1. Область применения

 
    1.1. Настоящие Территориальные строительные нормы распространяются на объекты любых форм собственности и устанавливают единый порядок их приемки в эксплуатацию после окончания строительства, реконструкции (расширения, технического перевооружения).
    1.2. Железные дороги, автомобильные дороги, линии электропередачи, объекты трубопроводного транспорта, а также мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и объекты сельскохозяйственного водоснабжения и другие объекты со специфическими условиями функционирования, производства продукции и оказания услуг принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными (отраслевыми) документами, согласованными с Госстроем России. В приемке таких объектов принимают участие представители соответствующих муниципальных образований и государственных надзорных служб, которые контролируют в соответствии со своими полномочиями строительство вышеперечисленных объектов.
    1.3. Объекты военного назначения, а также все здания и сооружения, расположенные в зонах военных объектов или иных зонах режимных территорий, принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными документами Министерства обороны России и иных соответствующих ведомств.
    1.4. В порядке исключения, с разрешения центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, к компетенции которого отнесены вопросы строительства, возможна приемка законченного строительством объекта недвижимости, помимо указанных в п. 1.2 настоящих ТСН, комиссией, назначенной хозяйствующим субъектом (заказчиком - инвестором), если нет отраслевого государственного органа управления этим хозяйствующим субъектом, с обязательным участием государственных надзорных органов и представителей соответствующих муниципальных образований.
 

2. Нормативные ссылки

 
    В настоящих ТСН использованы ссылки на следующие нормативные документы:
    - СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства";
    - СНиП 3.01.04-87 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения";
    - СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения";
    - ТСН ППС-99 МО "Порядок предпроектной и проектной подготовки строительства в Московской области".
 

3. Термины и определения

 
    В настоящих ТСН использованы следующие термины и определения:
    3.1. Законченный строительством объект - комплекс зданий и сооружений (очередь, пусковой комплекс), отдельное здание или сооружение или их автономная часть в составе, допускающем возможность их самостоятельного использования по назначению, на котором выполнены и приняты в соответствии с требованиями проекта и нормативных документов все строительно - монтажные работы.
    3.2. Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию - юридическое действие официального признания уполномоченным органом (приемочной комиссией) факта создания объекта недвижимости и соответствия этого объекта утвержденному проекту.
    3.3. Приемочная комиссия - временный коллегиальный орган, созданный из представителей организаций, уполномоченных принимать решения о соответствии.
    3.4. Государственная приемочная комиссия - приемочная комиссия, назначаемая соответствующим органом государственной власти.
    3.5. Соответствие - выполнение установленных требований к объекту недвижимости.
    3.6. Реконструкция - комплекс строительных работ и организационно - технических мероприятий, связанных с изменением основных технико - экономических показателей (количества и площади квартир, строительного объема, общей площади здания, вместимости, мощности, пропускной способности или назначения объекта недвижимости).
    3.7. Инвестор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее вложение средств в форме инвестиций на строительство.
    3.8. Заказчик - юридическое или физическое лицо, уполномоченное инвестором осуществлять реализацию инвестиционного процесса.
    3.9. Застройщик - юридическое или физическое лицо, выполняющее функции и заказчика, и инвестора при строительстве объекта недвижимости.
    3.10. Подрядчик (исполнитель работ) - юридическое или физическое лицо, выполняющее строительно - монтажные работы и оказывающее другие услуги по договору с заказчиком.
    3.11. Эксплуатирующая организация (пользователь объекта) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее на правах собственности или по поручению собственника (инвестора) эксплуатацию построенного объекта недвижимости.
    3.12. Объекты придорожного сервиса - АЗС, автомойки, пункты технического обслуживания, торговые центры, кафе и т.д.
    3.13. Рабочая комиссия - временный коллегиальный орган, назначаемый заказчиком в целях комплексной проверки готовности законченного строительством объекта к предъявлению приемочной комиссии.
    3.14. Ведомство - центральный орган государственной власти России или субъекта Федерации.
    3.15. Разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществить застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Разрешение на строительство объектов недвижимости выдается органами государственной власти России, субъектов Федерации или органами местного самоуправления.
    3.16. Разрешение на выполнение строительно - монтажных работ (СМР) - документ, предоставляющий право осуществлять строительно - монтажные работы. Разрешение на ведение СМР выдают органы Госархстройнадзора Московской области.
    3.17. Временные здания и сооружения - предусмотренные титульным списком строящегося объекта здания и сооружения, назначение которых - обеспечение нужд строительства данного объекта. К временным зданиям и сооружениям относятся и передвижные производственные установки (размещаемые вне застраиваемого земельного участка) по изготовлению асфальтобетона, бетона, раствора и так далее.
    Пункт 3.18. Чистовая отделка:
    - устройство чистых полов, включая лоджии и балконы;
    - подготовка под покраску, а также последняя окраска потолков, стен и других фактурных поверхностей, оклейка обоями;
    - облицовка плиткой стен и полов в санузлах, ванных, кухне и других помещениях;
    - установка сантехприборов, сантехфаянса и смесителей;
    - установка дверных коробок;
    - установка электрических плит.
    (в ред. Распоряжения Министерства строительства МО от 25.10.2004 N 59)
 
 

4. Общие положения

 
    4.1. Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию производится путем его предъявления приемочной комиссии (далее - комиссия) и принятия последней решения о соответствии этого объекта требованиям проектной документации и возможности его эксплуатации, составления акта приемки и утверждения его органом, назначившим комиссию.
    4.2. Законченный строительством объект предъявляется комиссии заказчиком (застройщиком), получившим разрешение на строительство данного объекта.
    4.3. Комиссии назначаются в соответствии с разделом 6 настоящих ТСН.
    4.4. До утверждения акта приемки законченных строительством объектов в эксплуатацию запрещается их непосредственное использование по назначению, в том числе:
    - заселение жилых домов, секций и помещений;
    - использование общественных зданий;
    - выпуск продукции и оказание услуг на объектах производственного назначения, за исключением случаев пробной эксплуатации.
    


    Примечание. Необходимость, продолжительность и режим пробной эксплуатации производственных объектов определяются проектом. При отсутствии в проекте таких указаний период пробной эксплуатации устанавливается на срок не более одного месяца.
 
    4.5. Законченные строительством отдельно стоящие здания и сооружения, встроенные или пристроенные помещения производственного и вспомогательного назначения (кроме жилых), сооружения (помещения) гражданской обороны, входящие в состав объекта, при необходимости ввода их в действие в процессе строительства объекта, принимаются рабочей комиссией (заказчиком с участием территориальных эксплуатационных служб и соответствующих органов государственного надзора, за исключением Госархстройнадзора), с последующей их приемкой в составе объекта в целом. Акт рабочей комиссии о готовности здания, сооружения предъявляется приемочной комиссии. Временные здания и сооружения (согласно п. 3.17) также принимаются в эксплуатацию рабочей комиссией.
 

5. Требования к объекту приемки

 
    5.1. Принимаемые здания и сооружения, их составные части, конструкции и системы должны соответствовать требованиям действующей нормативной документации.
    5.2. Действующими считаются нормативные документы (строительные, санитарные, экологические и другие), которые были введены в действие до даты передачи исполнителю проектной документации. В случае введения в действие после указанной даты новых нормативных документов или изменений к ним несоответствие объекта новым нормативным требованиям должно быть согласовано заказчиком (застройщиком) с государственным органом, принявшим новые нормы. В случае разногласий окончательное решение об условиях приемки объекта в эксплуатацию принимает центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, к компетенции которого отнесены данные вопросы.
    5.3. Все реализованные в натуре архитектурные, конструктивные, технологические и иные проектные решения должны соответствовать проекту. Все отступления от проектной документации должны быть оформлены в установленном порядке до момента предъявления объекта к приемке в эксплуатацию.
 

6. Назначение, состав и работа приемочных комиссий

 
    6.1. Комиссии по приемке в эксплуатацию объектов недвижимости на территории Московской области назначаются органами, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению заказчика.
    6.2. Объекты, финансируемые (полностью или частично) из федерального бюджета, принимаются в эксплуатацию государственными комиссиями, назначаемыми Правительством России или соответствующим центральным органом исполнительной власти России, по согласованию и с участием представителей органов исполнительной власти и управления Московской области или по поручению Правительства России комиссиями, назначаемыми Правительством Московской области по согласованию и с участием представителей соответствующего министерства, ведомства России. Производственные объекты, заказчиками которых являются хозяйствующие субъекты министерств и ведомств России, могут приниматься в эксплуатацию комиссиями, назначаемыми соответствующими министерствами и ведомствами по согласованию с Правительством Московской области, с обязательным участием представителей муниципального образования по месту нахождения данного объекта и государственных надзорных органов.
    6.2. Объекты, финансируемые (полностью или частично) из областного бюджета, принимаются в эксплуатацию государственными комиссиями, назначаемыми центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, к компетенции которого отнесены данные решения, или по его поручению приемочной комиссией соответствующего муниципального образования.
    6.3. Объекты, финансируемые из бюджета муниципального образования и других негосударственных источников, принимаются приемочными комиссиями соответствующего муниципального образования.
    6.4. Орган, назначающий комиссию, обязан определить продолжительность ее работы. Продолжительность работы приемочной комиссии для приемки объектов жилищно - гражданского назначения устанавливается в пределах одного месяца, а для приемки производственных объектов - в пределах трех месяцев.
    6.5. Полномочия комиссии прекращаются с момента утверждения акта приемки.
    6.6. Председателем комиссии назначается лицо, уполномоченное органом, назначившим комиссию
    (в ред. Распоряжения Министерства строительства МО от 20.10.2003 N 62)
    6.7. Состав комиссии определяется органом, назначающим комиссию, куда в обязательном порядке включаются представители заказчика (застройщика), подрядчика, проектной организации, эксплуатирующей организации, органа исполнительной власти или самоуправления (по его решению) и органов государственного надзора, которым подконтролен принимаемый объект, в соответствии с приложением 1.
    В качестве подрядчика участвует генподрядчик, а при его отсутствии - организация, выполнившая основные несущие и ограждающие конструкции.
    6.8. При приемке объекта, построенного организацией, выполняющей одновременно две и более функции (заказчик, подрядчик, проектировщик и другие), в состав комиссии назначаются ответственные представители функциональных служб этой организации. Совмещение одним должностным лицом нескольких функций запрещается.
    6.9. Заказчик (застройщик) представляет комиссии необходимые документы, указанные в приложении 2. (Формы документов приведены в приложениях с 3 по 15.) В случае, если представленная документация не дает полную информацию о созданном объекте, решение о необходимости представления отдельных дополнительных документов принимается председателем комиссии.
    6.10. Комиссия производит осмотр объекта, изучает представленные документы, оценивает их полноту, в том числе наличие всех необходимых заключений, разрешений и прочих документов, подтверждающих соответствие объекта проекту и требованиям нормативных документов, принимает решение о его соответствии и составляет акт о приемке объекта в эксплуатацию по форме приложений 16 или 17.
    6.11. Комиссия вправе приглашать исполнителей работ и поставщиков по отдельным видам работ и материалов для прояснения возникших неясностей, касающихся соответствия выполненных ими работ, систем или материалов, независимо от наличия документов об их приемке заказчиком.
    6.12. Акт приемочной комиссии выдается Главгосархстройнадзором МО и оформляется органом, назначившим комиссию. Акт приемочной комиссии подписывается председателем комиссии и всеми ее членами. Члены комиссии, имеющие обоснованные возражения против приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта, акт не подписывают и представляют свои возражения в трехдневный срок в письменной форме председателю комиссии. Возражения должны быть рассмотрены до утверждения акта органом, назначившим комиссию, комиссионно с участием представителей органов, участвующих в приемочной комиссии. По результатам рассмотрения окончательное решение принимает председатель комиссии, что фиксируется протоколом заседания комиссии, составляемым в произвольной форме, с возложением на него ответственности за последствия такого решения. Данный протокол является неотъемлемой частью акта приемочной комиссии.
    (в ред. Распоряжения Министерства строительства МО от 20.10.2003 N 62)
    6.13. Акт приемки утверждается органом, назначившим комиссию, не позднее 7 календарных дней после его подписания комиссией. Объект, по которому акт не утвержден в установленный срок, считается не принятым и по нему назначается повторная приемка.
    6.14. Акт приемочной комиссии по законченному строительством (реконструкцией) объекту недвижимости составляется в четырех экземплярах, один из которых с постановлением передается органу, назначившему комиссию, два - заказчику, один - генподрядчику.
    (в ред. Распоряжения Министерства строительства МО от 20.10.2003 N 62)
    6.15. Утвержденный акт комиссии о приемке объекта в эксплуатацию удостоверяет соответствие законченного строительством объекта предъявляемым к нему требованиям, подтверждает факт создания объекта недвижимости и является разрешением на ввод в эксплуатацию, а также на регистрацию объекта в соответствующих органах.