Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 278. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

РЕШЕНИЕ Московской областной Думы от 09.06.2004 N 4/101 "ОБ ОТЧЕТЕ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ ЗА 2003 ГОД"

Дата документа09.06.2004
Статус документаДействует
МеткиРешение · Отчет

    

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

 

РЕШЕНИЕ
от 9 июня 2004 г. N 4/101

 

ОБ ОТЧЕТЕ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ ЗА 2003 ГОД

    
    Рассмотрев Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы за 2003 год, внесенный Губернатором Московской области Громовым Б.В. в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области", Московская областная Дума решила:
    Принять к сведению Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы за 2003 год (приложение).
 

И.о. Председателя
Московской областной Думы
В.К. АЛЕКСЕЕВ

 
 
    

Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 9 июня 2004 г. N 4/101

 

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ ЗА 2003 ГОД

 
    В 2003 году реализация Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы осуществлялась органами государственной власти Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области.
    Отчет о реализации в 2003 году Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы (далее - Концепция) подготовлен в соответствии с Законом Московской области "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" на основе отчетов о реализации Концепции за 2003 год, представленных Министерством финансов Московской области, Министерством промышленности и науки Московской области, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерством имущественных отношений Московской области, Министерством строительного комплекса Московской области, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерством внешнеэкономических связей Московской области, Министерством экологии и природопользования Московской области, Министерством транспорта Московской области, Министерством здравоохранения Московской области, Министерством образования Московской области, Министерством культуры Московской области, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Московской области, Комитетом по развитию предпринимательства Московской области, Комитетом социальной защиты населения Московской области, Комитетом по делам молодежи Московской области, Комитетом по физической культуре и спорту Московской области, Комитетом по туризму Московской области, Главным управлением по труду и социальным вопросам Московской области, Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области, Главным управлением внутренних дел Московской области, Государственным учреждением Московской области "Управление автомобильных дорог Московской области "Мосавтодор", а также информации Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области и Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Московской области.
    В соответствии с основными положениями Концепции ее реализация, выбор приоритетных направлений совместных действий производится исходя из системы прогнозирования, определяющей основные тенденции развития социально-экономической сферы Московской области.
    В 2003 году прогнозирование в Московской области осуществлялось в соответствии с требованиями Закона Московской области "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области".
    Разработанный в соответствии с указанным Законом прогноз социально-экономического развития Московской области на 2004 год принят к сведению постановлением Правительства Московской области от 28.07.2003 N 439/27 "О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год" и решением Московской областной Думы от 01.10.2003 N 4/69 "О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2004 год".
    Разработаны параметры прогноза социально-экономического развития Московской области на период до 2006 года.
    На основе Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы и областных целевых программ разработан и принят Закон Московской области N 140/2003-ОЗ "О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2004 год".
    В 2003 году осуществлялась реализация мероприятий Комплексной программы социально-экономического развития Московской области на 2003 год, принятой Законом Московской области N 149/2002-ОЗ "О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2003 год" (с изменениями, внесенными Законами Московской области N 65/2003-ОЗ, N 102/2003-ОЗ, N 12/2004-ОЗ).
    Областные целевые программы, включенные в Комплексную программу социально-экономического развития Московской области на 2003 год, носили социально ориентированный характер. На реализацию программных мероприятий в 2003 году из областного бюджета были выделены ассигнования в размере 12,76 млрд. рублей, что составило 95,4 процента к предусмотренному указанной Комплексной программой объему. Выполнены работы на 11,79 млрд. рублей, или 92,4 процента к фактическому объему финансирования мероприятий, предусмотренных Комплексной программой социально-экономического развития Московской области на 2003 год.
    В 2003 году Правительством Московской области, Министерством экономики Московской области, Главным контрольно-ревизионным управлением Московской области и другими уполномоченными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области осуществлялся ежемесячный контроль за реализацией мероприятий областных целевых программ.
    В 2003 году получила свое дальнейшее развитие и совершенствование система государственного заказа Московской области.
    Уточненный объем государственного заказа Московской области на 2003 год составил 2,74 млрд. рублей для 13 государственных заказчиков Московской области. Государственный заказ Московской области в 2003 году выполнен в объеме 2,72 млрд. руб., что составило 99,3 процента от уточненного его объема. По сравнению с 2002 годом объем государственного заказа возрос на 49,5 процента.
    Продукция поставлялась государственным заказчикам по 542 государственным контрактам.
    Поставщиками Московской области поставлено 57 процентов всей продукции, закупленной по государственному заказу, у поставщиков из Москвы закуплено 40 процентов продукции, у иных - 3 процента.
    Получила свое дальнейшее развитие система закупок продукции посредством проведения объединенных конкурсов на закупку и поставку однотипной продукции для нескольких государственных заказчиков.
    В 2003 году проведение таких конкурсов позволило сэкономить 1,17 млн. рублей (или 4,1 процента от предусмотренных затрат) при общей сумме заключенных по итогам проведения конкурсов государственных контрактов на сумму 62 млн. рублей. Объединенные конкурсы были проведены по 36 позициям. Это уголь, дизельное и печное топливо, продукты питания длительного срока хранения, моющие средства и другие потребительские товары.
    Совместно с государственными заказчиками сформирован государственный заказ Московской области на 2004 год, который в составе областного бюджета утвержден Законом Московской области "Об областном бюджете на 2004 год" и составляет 3,37 млрд. рублей для нужд 18 государственных заказчиков.
    Наиболее значимым звеном в механизме аккумуляции ресурсов для реализации Концепции являлся Закон Московской области "Об областном бюджете на 2003 год" и его безусловное исполнение.
    Концепцией определены: стратегическая цель - формирование бездефицитного областного бюджета и тактическая - установить фиксированный дефицит областного бюджета (в минимальных размерах 3-5 процентов).
    Областной бюджет на 2003 год был принят с размером дефицита, не превышающим установленный действующим законодательством размер. Итоги исполнения областного бюджета за 2003 год показывают, что поставленные задачи налоговой и бюджетной политики и политики в сфере заимствований и сокращения бюджетного дефицита выполнены в полном объеме.
    Доходы консолидированного бюджета Московской области в 2003 году составили 76,49 млрд. руб., прирост доходов к уровню 2002 года - 25,8%.
    Доходы областного бюджета за 2003 год исполнены в объеме 47,6 млрд. рублей, что составило 149,5 процента к сумме доходов, полученных в 2002 году. Обеспечено сверхплановое поступление собственных доходов областного бюджета в сумме 0,6 млрд. рублей.
    Расходы областного бюджета исполнены в объеме 49,3 млрд. рублей, или на 99,3 процента к утвержденным плановым показателям, а без учета целевых бюджетных фондов указанные расходы исполнены на 42,2 млрд. рублей, или на 100,2 процента. Абсолютный объем расходов областного бюджета за 2003 год возрос по сравнению с 2002 годом на 15,1 млрд. рублей, или на 44,2 процента.
    Консолидированный бюджет Московской области на 2003 год был принят с дефицитом в размере 10,5 процента, областной бюджет - с дефицитом 6,7 процента. Фактически консолидированный бюджет Московской области за 2003 год был исполнен с дефицитом в размере 9,1 процента, областной - 3,6 процента.
    В целях усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств заключено соглашение с Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов Российской Федерации в Московской области от 23.02.99 N 01-01-06/28-80, в соответствии с которым ежегодно согласовывается план контрольно-ревизионной работы по проведению проверок получателей средств областного бюджета.
    Проводимая в Московской области контрольно-ревизионная работа позволяет качественно повысить эффективность использования финансовых средств областного бюджета.
    В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 01.03.2000 N 77-ПГ "О мерах по переходу на казначейское исполнение областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области" в 2000-2003 годах осуществлялся поэтапный переход на казначейское исполнение расходов областного бюджета всех отраслей и организаций, а также бюджетов муниципальных образований, финансируемых из областного бюджета.
    Казначейское исполнение областного бюджета, действующее на всей территории Московской области, позволило установить контроль за прохождением финансовых потоков в любой период времени, контролировать очередность платежей в соответствии с их социальной значимостью, контролировать целевое использование денежных средств, а также финансовую дисциплину главных распорядителей и получателей бюджетных средств уже на этапе составления смет доходов и расходов.
    Кредиторская задолженность крупных и средних организаций здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения по состоянию на 1 января 2004 года составила 939,51 млн. руб., удельный вес организаций, имеющих просроченную задолженность, - 12,8 процента; крупных и средних организаций народного образования - соответственно 202,71 млн. руб. и 3,3 процента; культуры и искусства - 81,74 млн. руб. и 9,4 процента.
    По сравнению с данными по состоянию на 1 января 2003 года кредиторская задолженность по организациям здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения возросла на 185,92 млн. руб.; народного образования - уменьшилась на 14,93 млн. руб.; культуры и искусства - возросла на 75,62 млн. руб.
    Одной из основных форм стимулирования муниципальных образований Московской области в увеличении налогооблагаемой базы явилось закрепление за местными бюджетами налогов и доходов на долговременной или постоянной основе, что создает прямую заинтересованность местных органов власти в увеличении налогооблагаемой базы местных бюджетов.
    В этих целях при формировании бюджета на 2003 год были утверждены базовые долгосрочные ставки и нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных налогов на 2003-2005 гг. и индивидуальные ставки и нормативы отчислений от федеральных налогов на 2003 год.
    В результате в 2003 году значительно (до 63,2 процента) возросла доля закрепленных доходов местных бюджетов (в 2001 году она составляла 37 процентов, в 2002 году - 52 процента).
    Рост доли закрепленных доходов в доходной базе местных бюджетов повышает самостоятельность муниципальных образований Московской области и стимулирует их в увеличении налогооблагаемой базы.
    В последние годы в областном бюджете предусматривается фонд стимулирования муниципальных образований Московской области за увеличение налогооблагаемой базы, средства которого распределяются между муниципальными образованиями Московской области в зависимости от вклада каждого из них в формирование доходов областного бюджета.
    Одним из факторов, повлиявшим на увеличение налогооблагаемой базы местных бюджетов в 2003 году, была положительная динамика изменения основных показателей развития реального сектора экономики Московской области. Продолжался рост валового регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению.
    Успешно развивался промышленный комплекс Московской области. Индекс промышленного производства по итогам 2003 года составил 115,9 процента (в целом по промышленному комплексу Российской Федерации - 107 процентов).
    Сельскохозяйственными организациями выпущено продукции сельского хозяйства на 17,7 млрд. рублей, или 103,9 процента к уровню 2002 года.
    Возросло производство мяса скота и птицы (в живой массе) по сравнению с 2002 годом на 9,9 процента.
    Произведено картофеля хозяйствами всех категорий на 23,6 процента больше, чем в 2002 году, овощей - на 9,1 процента.
    В 2003 году получила дальнейшее развитие сложившаяся в предыдущие годы тенденция к активизации инвестиционной деятельности, что в значительной степени связано с улучшением макроэкономической ситуации. Объем инвестиций в основной капитал в 2003 году составил 90,6 млрд. рублей, что на 9,3 процента превысило уровень 2002 года.
    Оборот розничной торговли за 2003 год увеличился на 15,6 процента и составил 194,4 млрд. рублей. По обороту розничной торговли Московская область занимает второе место в рейтинге субъектов Российской Федерации.
    Оборот розничной торговли на душу населения в декабре 2003 года возрос по сравнению с декабрем 2002 года на 34,2 процента и составил 3039 рублей (в декабре 2002 года рост составил 22,8 процента по сравнению с декабрем 2001 года).
    За 2003 год введены в эксплуатацию гипермаркет "Маркткауф" в поселке Котельники, торговый центр "Гранд-2" в Химкинском районе, торговый комплекс "ИКЕА" на территории торгового комплекса "Мега" и гипермаркет "ОБИ" в Ленинском районе, торгово-развлекательный центр в г. Дмитрове, торговый центр "Рамстор" в г. Подольске, салон-магазин по продаже легковых автомобилей ООО "Реутов-Моторс" в г. Реутове и другие объекты.
    Открылись новые организации общественного питания.
    В результате открытия новых и реконструкции действующих объектов в сфере потребительского рынка в 2003 году создано дополнительно более 29 тысяч рабочих мест.
    Объем платных услуг населению Московской области в 2003 году составил 65,8 млрд. рублей с индексом физического объема к 2002 году 104 процента. Сеть предприятий бытового обслуживания за 2003 год увеличилась на 440 единиц.
    Средняя начисленная заработная плата в Московской области по полному кругу организаций в декабре 2003 года составила 7580,3 рубля, увеличившись по сравнению с январем 2003 года на 48,5 процента.
    Этому способствовало повышение оплаты труда как во внебюджетной, так и в бюджетной сфере экономики Московской области.
    Во внебюджетной сфере экономики в соответствии с Московским областным трехсторонним (региональным) соглашением между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области на 2002-2003 годы начиная с 1 мая 2003 года минимальный размер оплаты труда составил 1800 рублей в месяц.
    Оплата труда работников бюджетной сферы в 2003 году возросла в связи с:
    - увеличением тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников этой сферы с 1 октября 2003 года до 600 рублей в месяц в соответствии с Федеральным законом от 01.10.2003 N 128-ФЗ "О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы";
    - повышением до 50 процентов с 1 апреля 2003 года размера доплаты к заработной плате, исчисленной на основании Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы Московской области, оплата труда которых осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 21.03.2003 N 150/10 "О повышении размера доплаты к заработной плате работникам организаций бюджетной сферы Московской области";
    - увеличением до 70 процентов с 1 ноября 2003 года размера доплаты к заработной плате работникам общеобразовательных учреждений Московской области в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 03.11.2003 N 632/41повышении размера доплаты к заработной плате педагогическим работникам общеобразовательных учреждений в Московской области" (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Московской области от 17.12.2003 N 706/46).
    Правительством Московской области принимались меры по сокращению задолженности по выплате заработной платы. К январю 2004 года по сравнению с имевшейся задолженностью по состоянию на первое января 2003 года просроченная задолженность по заработной плате сократилась на 37,5 процента. По состоянию на 01.01.2004 задолженность по выплате заработной платы из средств областного бюджета отсутствовала.
    Определенное влияние на увеличение налогооблагаемой базы местных бюджетов оказал инфляционный фактор. Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги в декабре 2003 года по сравнению с декабрем 2002 года составил 111,7 процента.
    В 2003 году разработан и принят Закон Московской области N 122/2003-ОЗ "О нормативах бюджетной обеспеченности, применяемых при составлении прогноза консолидированного бюджета Московской области на 2004 год". При составлении консолидированного бюджета Московской области на 2004 год были применены нормативы бюджетной обеспеченности в отраслях: здравоохранении, образовании, социальной защите населения, культуре, физической культуре и спорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также при расчетах содержания органов местного самоуправления Московской области. По данным отраслям разработаны методики расчета нормативов бюджетной обеспеченности, утвержденные постановлениями Правительства Московской области (методики являются долгосрочными и будут применяться при составлении прогнозов консолидированного бюджета Московской области на соответствующий финансовый год).
    Применение нормативов бюджетной обеспеченности позволило более объективно и обоснованно формировать местные бюджеты, обеспечить социальные гарантии жителям Московской области.
    Применение указанного Закона устраняет существующие расхождения в финансовой обеспеченности муниципальных образований, обеспечивает единую методологию в бюджетном процессе.
    Эффективная налоговая политика является основным инструментом пополнения доходной части бюджета.
    В 2003 году продолжались совершенствование и оптимизация налоговой политики Московской области как основного инструмента пополнения доходной базы бюджета.
    Основной задачей налоговых органов в 2003 году являлось обеспечение максимальной мобилизации налогов и сборов во все уровни бюджетов.
    По итогам 2003 года в бюджеты всех уровней поступило налоговых платежей на сумму 103,8 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет поступило 44,07 млрд. рублей (42,4 процента от общего объема поступлений), в бюджет Московской области - 59,8 млрд. рублей (57,6 процента), в бюджеты муниципальных образований Московской области - 21,95 млрд. рублей (21,1 процента).
    В отраслевой структуре налоговых платежей 2003 года на долю базовых отраслей экономики приходилось 68 процентов.
    Удельный вес поступлений от организаций промышленности в налоговых доходах в 2003 году составил 32 процента. При этом темпы роста поступлений по указанной отрасли к уровню 2002 года составили 111 процентов.
    По торговле и общественному питанию поступления составили 16 процентов общего объема налоговых поступлений. При этом по сравнению с 2002 годом произошло увеличение поступлений по этой отрасли на 27 процентов.
    В строительстве поступления налогов и сборов увеличились на 20 процентов и составили 6 млрд. рублей (7 процентов налоговых поступлений).
    Организации транспорта и связи обеспечили налоговые поступления в размере 8 процентов налоговых поступлений.
    В сельском хозяйстве поступления налогов и сборов увеличились в 2 раза и составили 2 млрд. рублей (2 процента налоговых поступлений).
    Фактические поступления в консолидированный бюджет Московской области по основным видам налогов характеризуются следующими данными:
    - налог на доходы физических лиц составил в 2003 году в суммарном выражении 21,8 млрд. рублей и возрос по сравнению с 2002 годом в 1,3 раза. Увеличение поступлений налога на доходы физических лиц обусловлено, прежде всего, ростом заработной платы;
    - поступления налога на прибыль по сравнению с 2002 годом возросли в 1,3 раза и составили 12,89 млрд. рублей. Дополнительные поступления обеспечены за счет:
    роста объемов промышленного производства, а также увеличения финансовых результатов (прибыли) деятельности крупных и средних предприятий в 2003 году в 1,5 раза по сравнению с 2002 годом;
    снижения недоимки по налогу на прибыль в консолидированный бюджет Московской области на 95,8 млн. рублей, а также привлечения к постановке на учет в налоговых органах Московской области ряда крупных налогоплательщиков;
    увеличения в 2003 году по сравнению с 2002 годом на 1,5 процента налоговой ставки, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 284 "Налоговые ставки" Налогового кодекса Российской Федерации;
    - налог с продаж, введенный на территории Московской области с 1 января 2001 года, занял в структуре поступлений региональных и местных налогов и сборов весомое место. Объемы его поступлений в 2003 году составили 5,3 млрд. рублей, однако возросли по сравнению с 2002 годом незначительно (на 2 процента). Это явилось следствием введения и применения субъектами предпринимательской деятельности специальных налоговых режимов - единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при применении которых не уплачивается налог с продаж;
    - налога на имущество организаций поступило в консолидированный бюджет Московской области за 2003 год на сумму 6 млрд. рублей, что в 1,2 раза превысило поступления 2002 года. Дополнительные поступления по данному налогу обеспечены увеличением налогооблагаемой базы на ряде организаций в результате внедрения нового оборудования, создания новых производств;
    - поступления акцизов по подакцизным товарам в консолидированный бюджет Московской области по сравнению с 2002 годом возросли в 1,65 раза и составили 3,67 млрд. рублей. Увеличение поступлений акцизов обусловлено изменениями порядка уплаты акцизов на нефтепродукты в розничной и оптовой сферах и поступлением в 2003 году в областной бюджет акцизов по новым видам подакцизных товаров - акцизов на бензин, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;
    - объем поступлений по акцизам на алкогольную продукцию за 2003 год составил 3,02 млрд. рублей и возрос по сравнению с 2002 годом в 1,2 раза, что обусловлено ростом производства отдельных видов подакцизных товаров. Так, производство водки и ликероводочных изделий в Московской области в 2003 году увеличилось на 35,8 процента по сравнению с 2002 годом и составило 13,9 процента от производства указанных видов продукции в целом по Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации по алкогольной продукции на 2003 год по сравнению с аналогичными нормативами на 2002 год претерпели значительные изменения, что также привело к увеличению поступлений акцизов в консолидированный бюджет Московской области за счет притока алкогольной продукции на акцизные склады организаций оптовой торговли алкогольной продукции из других регионов.
    В условиях продолжающейся реформы налоговой системы Российской Федерации в целях сохранения и пополнения консолидированного бюджета Московской области и снижения налоговой нагрузки на экономику проводится целенаправленная налоговая политика по созданию благоприятных социально-экономических условий для ведения предпринимательской деятельности на территории Московской области.
    В качестве эффективной меры поддержки субъектов малого предпринимательства в Московской области с 1 января 2003 года в рамках Налогового кодекса Российской Федерации Законом Московской области N 136/2002-ОЗ "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в Московской области" (с изменениями, внесенными Законами Московской области N 167/2002-ОЗ , N 29/2003-ОЗ, N 84/2003-ОЗ) на территории Московской области введена и действует система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленная Налоговым кодексом Российской Федерации.
    Объемы поступлений единого налога по упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2003 году составили соответственно 399,9 и 800,3 млн. рублей и возросли по отношению к уровню 2002 года на 118 и 112,2 процента.
    В связи с отменой налога с владельцев транспортных средств и налога на водно-воздушные транспортные средства с 1 января 2003 года Законом Московской области N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" (с изменениями, внесенными Законами Московской области N 152/2003-ОЗ, N 171/2003-ОЗ) введен транспортный налог. При этом на областном уровне в рамках Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" сохранены ранее действовавшие на территории Московской области льготы, в том числе льготы по социально значимым транспортным перевозкам, отмененные на федеральном уровне, а также предоставлены дополнительные льготы по уплате транспортного налога категориям граждан, на которых распространяется действие Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
    В связи с вступлением в силу только с 1 января 2004 года главы 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая внесла принципиальные изменения в режим налогообложения имущества, в 2003 году принят Закон Московской области N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" с сохранением ранее предоставляемых льгот по уплате данного налога, а также льгот для бюджетных учреждений и организаций народных художественных промыслов, отмененных на федеральном уровне.
    Кроме того, в 2003 году в рамках новой главы 29 "Налог на игорный бизнес" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2004 года, принят Закон Московской области N 115/2003-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес на территории Московской области".
    В целях повышения эффективности системы налогов и сборов в 2003 году разработан ряд законодательных инициатив Московской области, являющихся резервом для увеличения доходной части бюджета Московской области: по налогу на игорный бизнес - в части установления обязанности по постановке на учет и уплате налога по месту нахождения объектов налогообложения, по транспортному налогу - в части определения налоговой базы и ставки транспортного налога для воздушных транспортных средств, имеющих реактивные двигатели, а также по акцизам на нефтепродукты - в части привлечения налогоплательщиков к уплате акцизов на стадии розничной реализации конечным потребителям путем вменения им в обязанность получения соответствующих свидетельств.
    Увеличение сети игорных заведений на территории Московской области более чем в три раза позволило привлечь в 2003 году в областной бюджет 129,9 млн. рублей налога на игорный бизнес.
    Введение налога на рекламу позволило увеличить доходы бюджетов муниципальных образований более чем на 145,7 млн. рублей, или 5,2 процента.
    В целях мобилизации доходов областного бюджета основные усилия были сосредоточены на следующих направлениях: предотвращение реализации схем уклонения от налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Московской области; реструктуризация задолженности по налоговым платежам в областной бюджет; увеличение неналоговых доходов.
    В целях предотвращения уклонения от налогообложения налогоплательщиками, осуществляющими свою деятельность на территории Московской области, основное внимание уделялось выявлению и постановке на учет в налоговых органах Московской области организаций, зарегистрированных в других субъектах РФ, а именно:
    - осуществляющих строительство объектов областной и муниципальной собственности, ремонт и строительство объектов дорожно-мостового хозяйства за счет средств бюджета;
    - осуществляющих строительство объектов недвижимости на территории Московской области за счет внебюджетных источников;
    - эксплуатирующих на территории Московской области объекты топливно-заправочного комплекса;
    - имеющих объекты недвижимого имущества на территории Московской области;
    - осуществляющих поставку и закупку продукции для государственных нужд Московской области, включенной в государственный заказ Московской области;
    - потребительского рынка.
    Проведены выездные мероприятия в 18 муниципальных образованиях Московской области. В ходе указанных мероприятий выявлено 320 организаций различных форм собственности, которые не осуществляют установленных действующим законодательством налоговых и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Московской области или платят их не в полном объеме. По результатам проверки организациям, не состоящим на учете в налоговых органах по месту осуществления деятельности, вручены уведомления о постановке на налоговый учет и направлены представления в Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области для проведения контрольных действий.
    В период с 4 по 8 августа 2003 года проведены выездные мероприятия на внешней стороне МКАД и основных автомагистралях на удалении 3-5 километров от МКАД с целью выявления организаций, осуществляющих деятельность на территории Московской области, но не состоящих на учете в налоговых органах Московской области.