Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 873. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439-ПП "О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА"

Дата документа14.06.2005
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Концепция · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июня 2005 г. N 439-ПП

 

О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА

 
    В целях обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации, в соответствии с Законом города Москвы от 9 июля 2003 г. N 47 "О Городской целевой программе "Электронная Москва" и с распоряжением Правительства Москвы от 18 ноября 2004 г. N 2325-РП "О дальнейшем развитии официального сервера Правительства Москвы в сети Интернет" Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить Концепцию Системы городских порталов (далее - Концепция СГП) согласно приложению 1 к настоящему постановлению.
    2. Органам исполнительной власти города Москвы, государственным учреждениям и государственным унитарным предприятиям при создании (модернизации) и эксплуатации Интернет-ресурсов города Москвы, а также связанных с ними информационных систем и ресурсов руководствоваться положениями Концепции СГП.
    3. Утвердить Функциональные требования к Московскому городскому порталу (далее - МГП) в сети Интернет (приложение 2), приведенные в соответствие с Концепцией СГП.
    4. Принять к сведению, что в соответствии с Концепцией СГП МГП является основным навигационно-поисковым и справочно-информационным ресурсом СГП, предоставляющим единую (но не единственную) точку доступа пользователей к городским Интернет-ресурсам и обеспечивающим их информационную безопасность.
    5. Считать утратившим силу распоряжение Правительства Москвы от 14 ноября 2002 г. N 1762-РП "О Редакционной коллегии Городского портала Москвы в сети Интернет".
    6. Считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 7 октября 2003 г. N 840-ПП "О принципах организации Городского портала Москвы в сети Интернет".
    7. Определить государственным заказчиком по созданию и эксплуатации МГП Управление информатизации города Москвы.
    8. Управлению информатизации города Москвы, Генеральному конструктору Городской целевой программы "Электронная Москва" обеспечить дальнейшую разработку МГП, общегородских интеграционных систем и требований по интеграции городских Интернет-ресурсов в соответствии с Концепцией СГП.
    9. Управлению информатизации города Москвы в целях реализации пункта 8 настоящего постановления:
    - обеспечить в установленном порядке начиная с 2005 года финансирование выполнения этапов работ по мероприятию 1.3.1 Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 г. N 526-ПП "Об утверждении Плана мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2004-2005 годы и нормативных документов по созданию и использованию информационных систем и ресурсов города Москвы", за счет и в пределах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы;
    - в двухмесячный срок оформить комплекс программно-технических средств МГП, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию МГП (первая очередь) в государственную собственность Москвы в установленном порядке;
    - в месячный срок заключить договор доверительного управления имуществом с передачей комплекса программно-технических средств, созданных и приобретенных в ходе выполнения работ по созданию МГП, на баланс ОАО "Электронная Москва" сроком на 5 лет для дальнейшего использования при создании МГП.
    10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления информатизации города Москвы Михайлова А.Н.
 

Мэр Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 14 июня 2005 г. N 439-ПП

 

КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ ГОРОДСКИХ ПОРТАЛОВ

 

1. Общие положения

 

1.1. Цели

 
    В соответствии с Законом города Москвы N 47 от 09.07.2003 (далее - Закон) одними из основных задач Городской целевой программы "Электронная Москва" (далее - ГЦПЭМ) являются:
    - формирование и эффективное использование системы городских Интернет-ресурсов;
    - обеспечение широкого, свободного доступа к ним всех категорий пользователей при соблюдении режима информационной безопасности по отношению к личности, обществу и городским органам власти;
    - создание необходимой нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области получения, распространения и использования городской информации на основе технологий Интернета.
    В рамках настоящей Концепции Система городских порталов (СГП) рассматривается как единая, взаимоувязанная система официального информационного представительства г. Москвы в сети Интернет, объединяющая все Интернет-ресурсы, относящиеся к официальному представительству различных структур власти г. Москвы и городского хозяйства, включая соответствующим образом модифицированные ресурсы, уже эксплуатируемые в настоящее время. Основной целью ее создания является достижение качественно нового уровня информационного взаимодействия системы власти и хозяйства г. Москвы с жителями города, представителями бизнеса, общественными организациями на основе преимущественного использования персонифицированных интерактивных Интернет-услуг. В этой связи предполагается, что в ближайшем будущем СГП должна стать основной инструментальной средой для предоставления широкого комплекса персонифицированных интерактивных услуг пользователям Интернета со стороны города в целях формирования системы "электронного правительства" г. Москвы и повышения эффективности взаимодействия городской власти с населением в режиме "одного окна". Следует также отметить, что в ближайшем будущем в качестве практического механизма реализации указанных назначений СГП должно стать широкое использование функциональных возможностей создаваемой в рамках ГЦПЭМ Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ).
    Исходя из приведенной выше трактовки СГП в настоящей Концепции формулируются общие положения и принципы, определяющие содержательные, организационные и технические подходы, которыми следует руководствоваться при разработке и развитии официальных Интернет-ресурсов г. Москвы, а также связанных с ними информационных систем и ресурсов (ИСИР) в интересах их перспективной интеграции в единую взаимоувязанную структуру. В этой связи предполагается, что на основе сформулированных положений должен быть разработан и утвержден детальный перечень технических и организационных требований по реализации настоящей Концепции в рамках выполнения мероприятий ГЦПЭМ на период 2004-2007 гг.
 

1.2. Современное состояние информационного представительства органов власти г. Москвы в сети Интернет

 
    Разработка настоящей Концепции основывается на результатах анализа количественных и качественных характеристик официально эксплуатируемых Интернет-ресурсов различных структур власти г. Москвы и связанных с ними ИСИР по состоянию их развития на середину 2004 г. Кроме того, используются проектная документация и предварительные результаты разработок городских порталов, проводимых в период 2003-2004 гг. в рамках реализации пп. 1.3.1 и 1.4.1.3 Перечня мероприятий ГЦПЭМ, а также данные анализа имеющегося зарубежного опыта создания систем официальных государственных Интернет-ресурсов (далее - зарубежные функциональные аналоги СГП). На этой основе определяются общие целевые функции для формулирования принципов формирования СГП, представленных в разделе 2 настоящей Концепции.
 

1.2.1. Формальные количественные показатели

 
    По данным официального сервера Правительства Москвы www.mos.ru на 28.02.2005 перечень городских Интернет-ресурсов (см. приложение 1 к Концепции) насчитывает 134 позиции. Эти ресурсы осуществляют функции официального информационного представительства общегородских, отраслевых и территориальных органов власти и хозяйства г. Москвы в Интернете. Т.е. с формально-количественной точки зрения московские власть и хозяйство достаточно полно представлены в глобальной сети. Однако с точки зрения качества информационного представительства положение едва ли можно признать удовлетворительным.
 

1.2.2. Качественные показатели

 
    Наиболее критичными представляются три ключевых критерия, определяющих качественный уровень имеющихся официальных Интернет-ресурсов г. Москвы:
    - востребованность пользователями предоставляемых информации и сервисов;
    - уровень доступности городской информации для пользователей;
    - уровень системности информационного представительства.
    Ниже представлены основные результаты анализа официального информационного представительства г. Москвы с точки зрения каждого из указанных выше качественных показателей. Исходя из этого в качестве основного целевого критерия оптимальности предлагаемых в Концепции подходов к формированию структуры СГП рассматривается существенное улучшение (относительно достигнутых к середине 2004 г. уровней) указанных характеристик.
 

1.2.2.1. Востребованность городской информации

 
    Прежде чем оценивать уровень востребованности официальных Интернет-ресурсов, следует зафиксировать, какие информационные продукты могут быть потенциально предоставлены пользователям со стороны города. Как показывает анализ содержательных характеристик городских Интернет-ресурсов, а также уровня технологического и организационного развития соответствующих ИСИР по состоянию на середину 2004 г., указанный перечень продуктов может включать в себя следующие основные позиции:
    - издаваемые городской властью всех уровней нормативно-правовые документы;
    - официальная (т.е. наиболее актуализированная и надежно верифицированная) справочная информация общего назначения, в том числе:
    функциональная атрибутика органов власти и хозяйственных структур (включая персоналии и сферы их компетенции);
    коммуникационные и контактные сведения (адреса, телефоны, факсы, электронная почта, web-представительство);
    режимы работы учреждений и предприятий и т.п.;
    - актуализированная статистическая и фактографическая информация о текущей и перспективной деятельности структур городской власти и хозяйства (отчеты, бюллетени, статистические справки, планы и графики мероприятий и т.д.);
    - актуализированные в результате выполнения управленческих и/или регистрационных функций городских структур справочно-информационные каталоги организаций и предприятий, сформированные по территориальному или отраслевому принципу (например, электронные справочники профильных организаций, связанных с деятельностью отраслевой структуры, директории предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, виртуальные территориально-отраслевые торговые площадки, профильные и/или тематические форумы, электронные доски объявлений и т.п.)
    - открытые для публичного доступа адресно-географические и адресно-транспортные данные и предоставляемые с их использованием интерактивные услуги (электронные схемы и карты), основанные на официальных реестрах зданий и сооружений;
    - анонсы мероприятий и событий, связанных с функционированием городских структур (например, района, округа, департамента, комитета, комплекса, Правительства города);
    - общегородские, региональные или отраслевые новостные материалы, эксклюзивно подготавливаемые редакциями городских Интернет-ресурсов;
    - подготовленные редакциями Интернет-ресурсов аналитические, обзорные и тематические материалы, связанные с общегородской, территориальной или отраслевой проблематикой;
    - фактографические (в т.ч. исторические) информационно-справочные материалы, основанные на информации, связанной с деятельностью отраслевых или территориальных структур городской власти.
    Приведенный выше перечень практически исчерпывает все возможное информационное наполнение, которое отдельные городские структуры могут в настоящее время (т.е. в середине 2004 г.) предоставить пользователю Интернет на эксклюзивной основе. Следует признать, что функциональный дизайн отдельных городских Интернет-ресурсов, исключительно основанный на указанной выше информации, едва ли может обеспечить высокий уровень их информационной конкурентоспособности в сети. Это объективно подтверждают статистические данные средней посещаемости официальных городских Интернет-ресурсов. В частности, в соответствии с показателями основных рейтинговых систем российского сегмента Интернета лишь посещаемость наиболее развитых официальных Интернет-ресурсов (например, www.mos.ru, www.uvao.ru, www.stroi.ru) находится на достаточно высоком уровне (2000-3500 пользователей в сутки). Однако в целом средний суточный "индекс цитирования" типичного городского Интернет-ресурса находится на уровне не выше 300-400 уникальных посетителей. Причем в течение последних двух лет для большинства ресурсов (за исключением нескольких упомянутых выше) не наблюдается роста указанного показателя при общей тенденции быстрого увеличения количества активных Интернет-пользователей в г. Москве, которое в настоящий момент уже насчитывает несколько миллионов. Т.е. любой такой сайт, взятый в отдельности, в силу своей естественной содержательной специфики явно уступает с точки зрения востребованности наиболее популярным публичным ресурсам российского сегмента Интернета и, следовательно, в нынешнем своем состоянии (т.е. без учета перспективного развития функциональности) - ресурс, обладающий относительно низкой посещаемостью.
    В этом контексте одним из ключевых направлений качественного повышения востребованности официальных городских Интернет-ресурсов для пользователей признается появление в перспективе в их дизайне интерактивных сервисов типа "городская структура - житель" или "городская структура - бизнес". Являясь, по сути, "естественной информационной монополией" городской системы власти и хозяйства, персонифицированные пользовательские сервисы потенциально могут поднять востребованность городских Интернет-ресурсов на качественно новый уровень. Особо следует отметить не просто сервисную ориентированность развития функционального дизайна городских Интернет-ресурсов, а именно необходимость внедрения персонифицированных Интернет-услуг, преимущественно основанных на применении технологий электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
    Предполагается, что широкое внедрение подобных сервисов обеспечит в перспективе формирование системы Интернет-взаимодействия столичной власти и жителей на основе принципа "электронного правительства" и режима "одного окна". Формирование указанной системы Интернет-взаимодействия городской власти и жителей является одной из приоритетных целей реализации ГЦПЭМ (см. постановление Правительства N 526-ПМ от 03.08.2004) и, как свидетельствует зарубежный опыт, обеспечивает исключительно высокий уровень востребованности государственных Интернет-ресурсов.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Москвы от 03.08.2004 имеет N 526-ПП, а не N 526-ПМ.
 
 
 
    В этом смысле одним из наиболее показательных примеров успешного опыта создания зарубежных аналогов СГП является динамика роста пользовательских посещений Интернет-ресурса www.direct.gov.uk (до мая 2004 г. - www.ukonline.gov.uk), выполняющего функции главного поисково-навигационного портала системы государственных Интернет-ресурсов Великобритании. Запущенный в официальную эксплуатацию в феврале 2002 г. как чисто информационно-справочный государственный ресурс портал на начальном этапе эксплуатации обеспечивал уровень пользовательской востребованности не выше 1500-2000 уникальных посетителей в сутки. Однако появление в середине 2002 г. в функциональном дизайне портала первых ссылок на персонифицированные интерактивные сервисы (предоставляемые в рамках различных ресурсов системы ukonline.gov.uk) резко повысило этот уровень до примерно 10000 посещений в сутки. Дальнейшее приоритетное развитие функциональности порталов в части увеличения количества персонифицированных web-сервисов и качества поиска соответствующих ссылок обеспечило достижение стабильно высокого суточного уровня посещаемости портала за период 2003-2004 гг. не ниже 18000-20000 уникальных пользователей. При этом важно, что в нынешнем своем состоянии указанный ресурс является не только эффективным инструментом проблемного поиска и навигации пользователя по комплексу предоставляемых интерактивных услуг со стороны правительственных структур, но и обеспечивает общие для всей системы государственных Интернет-ресурсов Великобритании персонифицирующие функции, такие как авторизация и сохранение персональных настроек пользователя.
 

1.2.2.2. Доступность городской информации в Интернете

 
    Появление интерактивных сервисов в качестве ключевых элементов функционального дизайна отдельных городских сайтов и порталов г. Москвы является абсолютно необходимым, но не достаточным условием повышения их конкурентоспособности. Причиной тому может стать другое общее отрицательное свойство, характерное для нынешнего состояния московских Интернет-ресурсов: объективно низкий на сегодняшний день уровень доступности городской информации в сети.
    В наименьшей степени сделанный вывод подразумевает наличие технических проблем по обнаружению пользователем необходимой ссылки на стартовую страницу официального Интернет-ресурса конкретной городской структуры или поиску связанных с определенной городской тематикой Интернет-публикаций. Поисковые механизмы, основанные на индексировании Интернет-ресурсов и предоставляемых в их рамках информационных объектов по тематическим классификаторам (например, по основным сферам жизнедеятельности города типа "Власть", "ЖКХ", "Образование"), достаточно хорошо к настоящему моменту развиты в специализированных разделах ведущих российских поисковых порталов (в частности, Рамблер и Яндекс). Однако в результате подобного поиска пользователю может быть предоставлен лишь формальный (и, следовательно, достаточно объемный) перечень ссылок на существующие Интернет-ресурсы, посвященные определенному аспекту городской жизни (Яндекс), или на тематически отсортированные публикации в Интернет-СМИ (Рамблер). В обоих случаях дальнейшая детализация поиска, в частности, по наличию и типу предоставляемых сервисов или по наличию информации, связанной с конкретной пользовательской проблемой, практически невозможна.
    Применительно к городской информации подобный уровень доступности нельзя считать приемлемым. Это, прежде всего, обусловлено спецификой мотивации обращения пользователя к официальным московским Интернет-ресурсам: в подавляющем большинстве случаев житель Москвы или представитель московского бизнеса взаимодействует с городской властью не из праздного любопытства, а в связи с решением реальных жизненных проблем (экономических, социальных, юридических и т.п.). Поэтому отсутствие эффективных механизмов целевого (т.е. узко предметной/или проблемно-ориентированного) поиска необходимых данных или потенциально предоставляемых сервисов, относящихся к официальной информационной компетенции конкретных городских структур, является одной из весомых причин низкого на сегодняшний день уровня востребованности официальной городской информации в Интернете.
    В этой связи очевидным способом качественного повышения уровня доступности (и, как следствие, востребованности) городской информации является создание системы специализированных Интернет-порталов общегородского уровня. При этом предполагается, что функциональный дизайн указанных ресурсов СГП должен быть не только сервис-ориентированным, но и приоритетно нацелен на обеспечение проблемного поиска информации и соответствующих сервисов в рамках всех существующих официальных Интернет-ресурсов Москвы. Это, в свою очередь, предполагает разработку, внедрение и сопровождение единой для всех ресурсов СГП системы проблемной и предметной классификации городской информации. В этой связи разработка и централизованное сопровождение указанной системы в качестве составной части создаваемой в перспективе Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ) представляются одним из наиболее актуальных мероприятий реализации настоящей Концепции.
 

1.2.2.3. Системность представления городской информации

 
    Тесно связанной с проблемой низкой доступности городской информации является проблема отсутствия системности (комплексности) представления официального московского контента в Интернете. Под комплексностью представления понимается не только формальные полнота, актуальность и целостность информации, публикуемой на различных Интернет-ресурсах (в том числе исключение фактов ее дублирования или нелегитимной актуализации). Более важен другой аспект проблемы, а именно отсутствие эффективных возможностей пользовательской навигации по официальным Интернет-ресурсам вне зависимости от того, какой из городских Интернет-сайтов или порталов был изначально использован в качестве "точки входа". Именно в данной трактовке свойство системности представления официальной информации является одним из основных аспектов привлекательности и востребованности зарубежных функциональных аналогов СГП, в том числе систем Интернет-порталов ряда крупных городов мира (например, Нью-Йорка, Лондона, Сингапура). Как показывает практика эксплуатации указанных портальных структур, чем более взаимоувязаны пользовательские навигация и поиск в рамках всех включенных в структуру составляющих, тем выше посещаемость как отдельных государственных Интернет-ресурсов, так и всей системы ресурсов в целом.
    Напротив, с точки зрения возможностей пользовательской навигации система официального Интернет-представительства Москвы характеризуется фактическим отсутствием какой-либо взаимосвязи между отдельными городскими Интернет-ресурсами. Как показывает проведенный анализ, это обусловлено не столько техническими причинами, сколько организационной спецификой эксплуатации официальных Интернет-ресурсов города. В настоящее время имеющиеся Интернет-ресурсы Москвы, по сути, являются внешними интерфейсами к открытой части локальных ИСИР городских структур, которые полностью автономны как с точки зрения информационного взаимообмена и актуализации, так и в части организационного взаимодействия операторов. В результате при обращении к любому из существующих сегодня городских Интернет-ресурсов у пользователя нет возможности реализовать не только проблемно-ориентированный поиск информации, но и воспользоваться простейшими опциями навигации по потенциально соответствующим его конкретным информационным потребностям Интернет-ссылкам. Кроме того, в данной ситуации практически невозможно исключить факты дублирования и неадекватной актуализации информации, а также эффективно использовать многие общесистемные контентные элементы (далее - компоненты базового информационного обмена, КБИО), широко применяемые в рамках зарубежных функциональных аналогов (например, общие адресно-географические, общегородские новостные блоки и т.п.).
    Следует признать, что сложившееся положение дел достаточно объективно, прежде всего, ввиду отсутствия реальных организационных механизмов, стимулирующих достаточно многочисленных фактических владельцев и операторов Интернет-ресурсов и соответствующих городских ИСИР к развитию информационного взаимодействия между отдельными составляющими официального Интернет-представительства города. Этой негативной тенденции также способствуют существующие недостатки в городской нормативно-правовой базе в части порядков установления правомочий и регламентов эксплуатации создаваемых за счет средств города ИСИР. В этой связи одним из эффективных путей решения указанной проблемы должно стать эволюционное формирование и поэтапный ввод в эксплуатацию общегородских и межведомственных ИСИР - Метасистемы "Электронная Москва" (МЭМ). В контексте развития СГП одними из ключевых назначений МЭМ должны стать консолидация городских информационных ресурсов общего назначения и предоставление на их основе информационных услуг как индивидуальным пользователям Интернета, так и операторам локальных ИСИР отдельных городских структур. При этом важнейшим аспектом формирования и развития МЭМ должна стать разработка регламентов организационного взаимодействия между оператором МЭМ и операторами информационных систем, интегрированных с МЭМ.
 

1.3. Состояние разработок городских Интернет-порталов

 
    Анализ результатов начальных стадий разработок городских порталов (проводимых в рамках реализации пп. 1.3.1 и 1.4.1.3 Перечня мероприятий ГЦПЭМ в 2003-2004 гг.) выявил наличие достаточно большого количества проблемных аспектов, затрудняющих перспективную интеграцию создаваемых Интернет-ресурсов в единую взаимоувязанную систему.
    Прежде всего, в предложенных концепциях создания отдельных порталов разрабатываемые Интернет-ресурсы фактически в любом контексте (содержательном, организационном, технологическом) не рассматриваются в качестве составляющих единой структуры СГП. В результате имеют место факты очевидной несогласованности между предметными назначениями и функциональными дизайнами уже существующих и разрабатываемых городских Интернет-ресурсов (в частности, Московского городского портала и официального сервера Правительства Москвы - www.mos.ru). Кроме того, в предлагаемых концепциями принципах формирования информационного наполнения ресурсов недостаточно конкретно (и/или обоснованно с организационной точки зрения) отражены практические механизмы информационного обмена между используемыми различными порталами ИСИР. В частности, не определен оптимальный баланс между использованием информации, актуализируемой на уровне существующих ИС Интернет-ресурсов и планируемых к созданию общегородских ИСИР. Как следствие, предлагаемые архитектурные решения для связанных с конкретными порталами ИСИР основаны на плохо согласующихся друг с другом технологических и организационных подходах, а также условиях сценарного развития ресурсов в режиме последующей эксплуатации уполномоченными Правительством Москвы операторами (см., например, концепции создания системы Интернет-ресурсов "Инфоград" и Московского городского портала).
    Отмеченная несогласованность обусловлена целым рядом объективных причин, основной из которых представляется изначальное отсутствие сбалансированных общих принципов формирования информационного наполнения и функционального дизайна создаваемых городских порталов как составляющих единой системы. Это, естественно, не означает необходимости полного и повсеместного отказа от ранее принятых концепций создания и развития отдельных городских порталов и, как следствие, глубокой ревизии проводимых в настоящее время в рамках ГЦПЭМ проектных работ. Скорее речь должна идти о необходимости проведения ряда мероприятий, направленных на определенную корректировку организационной и методологической составляющих выполняемых проектов. В этой связи, наиболее актуальным представляется выработка сбалансированных и реалистичных принципов интеграции ресурсов в единую систему, на основе которых должны быть сформулированы дополнительные требования для последующего уточнения концепций и планов соответствующих проектных работ.
 

1.4. Структура и проблематика Концепции

 
    На основе представленных выше результатов анализа текущего состояния развития городских Интернет-ресурсов, разработок, ведущихся в рамках мероприятий ГЦПЭМ, а также зарубежного опыта создания функциональных аналогов СГП в разделе 2 настоящей Концепции сформулированы общие принципы формирования и развития структуры СГП как тематически и организационно единой системы. В частности, предлагаются:
    - скоординированные с временными рамками реализации ГЦПЭМ режимы развития функциональных возможностей отдельных Интернет-ресурсов и всей СГП как целого;