Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 677. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

РЕШЕНИЕ Московской областной Думы от 15.06.2005 N 5/143 "ОБ ОТЧЕТЕ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ ЗА 2004 ГОД"

Дата документа15.06.2005
Статус документаДействует
МеткиРешение · Отчет

    

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 15 июня 2005 г. N 5/143

ОБ ОТЧЕТЕ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ ЗА 2004 ГОД

 
    Рассмотрев Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы за 2004 год, внесенный Губернатором Московской области Громовым Б.В. в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области", Московская областная Дума решила:
    Принять к сведению Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997 - 2005 годы за 2004 год (приложение).
 

Председатель
Московской областной Думы
В.Е. АКСАКОВ

 
 
    

Приложение
к решению
Московской областной Думы
от 15 июня 2005 г. N 5/143

ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1997-2005 ГОДЫ ЗА 2004 ГОД

 
    Отчет о реализации в 2004 году Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы (далее - Концепция) в соответствии с Законом Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области" на основании отчетной информации, полученной от Министерства финансов Московской области, Министерства промышленности и науки Московской области, Министерства транспорта Московской области, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства строительного комплекса Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерства внешнеэкономических связей Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства социальной защиты населения Московской области, Министерства здравоохранения Московской области, Министерства культуры Московской области, Министерства образования Московской области, Министерства по делам печати и информации Московской области, Комитета по развитию предпринимательства Московской области, Комитета потребительского рынка Московской области, Комитета по делам молодежи Московской области, Комитета по физической культуре и спорту Московской области, Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области, Главного контрольно-ревизионного управления Московской области, Главного управления региональной безопасности Московской области, Главного управления внутренних дел Московской области, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, а также Управления Федеральной налоговой службы по Московской области.
    Выбор приоритетных направлений реализации Концепции, определяющей стратегию развития Московской области как субъекта Российской Федерации, а также осуществление основных ее положений производились на основании системы прогнозирования.
    В 2004 году прогнозирование в Московской области осуществлялось в соответствии с требованиями Закона Московской области N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области".
    Разработанный в соответствии с указанным Законом прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год принят к сведению Правительством Московской области (постановление Правительства Московской области от 09.08.2004 N 483/30 "О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2005 год") и Московской областной Думой (решение Московской областной Думы от 03.11.2004 N 4/115 "О прогнозе социально-экономического развития Московской области на 2005 год").
    В 2004 году прогноз социально-экономического развития Московской области на 2005 год был разработан в соответствии с Системой показателей социально-экономического развития Московской области, установленной постановлением Губернатора Московской области от 28.07.2004 N 150-ПГ "О Системе показателей социально-экономического развития Московской области" и согласованной с Московской областной Думой (решение Московской областной Думы от 24.03.2004 N 4/92).
    Разработаны параметры прогноза социально-экономического развития Московской области на период до 2007 года.
    На основе Концепции и областных целевых программ в 2004 году был разработан и 21 января 2005 года принят Закон Московской области N 30/2005-ОЗ "О Комплексной программе социально-экономического развития на 2005 год".
    В 2004 году осуществлялась реализация мероприятий Комплексной программы социально-экономического развития Московской области на 2004 год, утвержденной Законом Московской области N 140/2003-ОЗ "О Комплексной программе социально-экономического развития Московской области на 2004 год" (с изменениями, внесенными Законами Московской области N 66/2004-ОЗ, N 177/2004-ОЗ, N 192/2004-ОЗ) (далее - Комплексная программа).
    Областные целевые программы, включенные в 2004 году в Комплексную программу, отражали основные цели и задачи Концепции и носили социально ориентированный характер.
    В 2004 году в Московской области реализовывались следующие областные целевые программы:
    - областная целевая программа "Территориальная информационная система Московской области на 2001-2005 годы";
    - областная целевая программа "Леса Подмосковья" на 2001-2005 годы;
    - областная целевая программа "О финансовой поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированных на территории Московской области, занимающихся семеноводством зерновых и зернобобовых культур, многолетних трав и картофеля, на 2001-2004 годы";
    - областная целевая программа "Развитие племенной базы животноводства Московской области на 2001-2004 годы";
    - областная целевая программа "Газификация Московской области на 2001-2004 годы";
    - областная целевая программа "Геологическое изучение недр и воспроизводство минерально-сырьевой базы Московской области на 2001-2005 годы";
    - областная целевая программа "Транспортное обслуживание населения Московской области Государственным унитарным предприятием Московской области "Мострансавто" в 2001-2005 годах";
    - областная целевая программа "Молодежь Подмосковья" на 2001-2005 годы;
    - областная целевая программа "Обеспечение населения качественной питьевой водой и обеспечение водоотведения в Московской области на 2002-2006 годы";
    - областная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Московской области на 2003-2006 годы";
    - областная целевая программа "Развитие образования в Московской области на 2001-2005 годы";
    - областная целевая программа "Содействие занятости населения Московской области на 2002-2005 годы";
    - областная целевая программа "Разработка Генерального плана развития Московской области на период до 2020 года";
    - областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан в Московской области на 2002-2005 годы";
    - областная целевая программа "Развитие хоккея в Московской области на 2001-2005 годы";
    - областная целевая программа "Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в Московской области на 2002-2005 годы";
    - областная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Московской области" на 2003-2008 годы;
    - областная целевая программа "Обеспечение содержания, эксплуатации и ремонта мест погребения (кладбищ) и сооружений на них, находящихся в государственной собственности Московской области и собственности муниципальных образований Московской области, на 2003-2005 годы";
    - областная целевая программа "Социальная гарантия" на 2003-2004 годы;
    - областная целевая программа "Обеспечение правоохранительных органов и органов управления для выполнения задач по укреплению правопорядка на территории Московской области на 2004-2007 гг.";
    - областная целевая программа "Экология Подмосковья на 2003-2004 годы";
    - областная целевая программа "Модернизация коммунальной теплоэнергетики Московской области на период 2003-2007 гг.";
    - областная целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области на 2003-2005 годы";
    - областная целевая программа "Развитие отрасли птицеводства Московской области на 2003-2005 годы";
    - областная целевая программа "Радиационная безопасность Московской области на 1999-2005 годы";
    - областная целевая программа "Наука и промышленность Московской области - правоохранительным органам Московской области" на 2002-2005 годы;
    - областная целевая программа "Наука и промышленность Московской области - здравоохранению Московской области" на 2002-2005 годы;
    - областная целевая программа "Общая врачебная практика в Московской области на 2002-2007 годы";
    - областная целевая программа "Дороги Подмосковья на период 2004-2007 годов";
    - областная целевая программа "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Московской области на 2004-2007 годы".
    Общий объем финансовых ресурсов, привлеченных для реализации тридцати областных целевых программ, входящих в 2004 году в состав Комплексной программы, составил 14,8 млрд. руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 11,5 млрд. руб., что составило 78% от общего объема финансирования Комплексной программы в 2004 году.
    В 2004 году Правительством Московской области, а также Министерством экономики Московской области, Главным контрольно-ревизионным управлением Московской области и другими уполномоченными центральными исполнительными органами государственной власти Московской области осуществлялся ежемесячный контроль за реализацией мероприятий областных целевых программ.
    В 2004 году получила свое дальнейшее развитие система государственного заказа Московской области.
    Уточненный объем государственного заказа Московской области на 2004 год составил 3,4 млрд. рублей для восемнадцати государственных заказчиков Московской области (далее - государственный заказчик). Государственный заказ Московской области в 2004 году выполнен в объеме 3,36 млрд. рублей, что составило 98,9 процента от уточненного его объема. По сравнению с 2003 годом объем государственного заказа возрос на 24,1 процента.
    Продукция поставлялась государственным заказчикам по семистам пятидесяти трем государственным контрактам.
    Поставщиками Московской области поставлено 58,2 процента всей продукции, закупленной по государственному заказу, у поставщиков из г. Москвы закуплено 36,3 процента продукции, у иных - 5,5 процента.
    Получила свое дальнейшее развитие система закупок продукции посредством проведения объединенных конкурсов на закупку и поставку однотипной продукции для нескольких государственных заказчиков.
    В 2004 году проведение таких конкурсов позволило сэкономить 11,3 млн. рублей при общей сумме заключенных по итогам проведения конкурсов государственных контрактов 329,0 млн. рублей.
    Объединенные конкурсы были проведены по сорока трем позициям. Это уголь, дизельное и печное топливо, продукты питания длительного срока хранения, моющие средства и другие потребительские товары. Общая сумма заключенных по итогам проведения конкурсов государственных контрактов 106,2 млн. рублей.
    В 2004 году впервые был проведен объединенный закрытый конкурс на оказание автотранспортных услуг для государственных нужд Московской области. По результатам данного конкурса на второе полугодие 2004 года было заключено сорок девять государственных контрактов тридцатью семью органами государственной власти Московской области с девятью поставщиками автотранспортных услуг. Общая сумма заключенных контрактов составила 222,8 млн. рублей.
    Совместно с государственными заказчиками сформирован государственный заказ Московской области на 2005 год в сумме 1,74 млрд. рублей, который в составе бюджета Московской области утвержден Законом Московской области N 166/2004-ОЗ "О бюджете Московской области на 2005 год" (с изменениями, внесенными Законами Московской области N 210/2004-ОЗ, N 6/2005-ОЗ, N 58/2005-ОЗ).
    Доходы консолидированного бюджета Московской области за 2004 год составили 116,2 млрд. рублей, что на 26,6 млрд. рублей, или на 30 процентов, больше, чем в 2003 году.
    Наиболее значимым звеном в механизме аккумуляции финансовых ресурсов для реализации Концепции явился Закон Московской области N 128/2003-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год" (с изменениями, внесенными Законами Московской области N 174/2003-ОЗ, N 53/2004-ОЗ, N 100/2004-ОЗ, N 107/2004-ОЗ, N 176/2004-ОЗ, N 188/2004-ОЗ) и его безусловное исполнение.
    Доходы областного бюджета за 2004 год были исполнены на 102,1 процента. Их объем составил 60,1 млрд. рублей, что на 12,3 млрд. рублей больше, чем в 2003 году.
    Концепцией определены:
    - стратегическая цель - формирование бездефицитного областного бюджета;
    - тактическая - установление фиксированного дефицита областного бюджета в минимальных размерах.
    Начиная с 2000 года бюджеты Московской области на соответствующий финансовый год принимались с величиной дефицита, не превышающей установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации размер, - 15 процентов к общему объему доходов без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней.
    Плановый дефицит областного бюджета на 2004 год составил 9,7 процента, или 4,7 млрд. рублей. В результате проведенных мер по увеличению доходной базы областного бюджета (сверхплановое поступление налоговых и неналоговых доходов составило 1,4 млрд. рублей) и эффективного расходования бюджетных средств его дефицит по итогам года был снижен до 3 млрд. рублей и составил 6 процентов.
    Расходы областного бюджета за 2004 год исполнены в объеме 63,1 млрд. рублей, или 99 процентов. Объем расходов областного бюджета возрос по сравнению с 2003 годом на 13,8 млрд. рублей, или на 28 процентов.
    Одним из основных методов управления бюджетным процессом в Московской области в 2004 году являлся постоянный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, который осуществляли Главное контрольно-ревизионное управление Московской области и Министерство финансов Московской области.
    Проводимая в Московской области контрольно-ревизионная работа позволила значительно повысить эффективность использования государственных финансовых средств.
    В 2004 году в установленном законодательством порядке осуществлялся систематический контроль за ходом устранения выявленных проверками и ревизиями недостатков при исполнении областного и местных бюджетов. Средства, израсходованные с нарушением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, взыскивались в соответствующий бюджет. Общий объем средств, возвращенных в 2004 году в бюджет Московской области в результате выявленных нарушений бюджетного законодательства, составил свыше 36,7 млн. рублей.
    Помимо контролирующих органов важным звеном в эффективном управлении бюджетной системой Московской области являлось Управление областного казначейства Министерства финансов Московской области.
    В соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 01.03.2000 N 77-ПГ "О мерах по переходу на казначейское исполнение областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Московской области" в 2004 году был завершен переход на казначейское исполнение всех расходов областного бюджета, начатый в 2000 году.
    Это позволило установить контроль за прохождением финансовых потоков, очередностью платежей, целевым использованием денежных средств, а также соблюдением финансовой дисциплины главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств на этапе составления смет доходов и расходов.
    Кредиторская задолженность организаций здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения по состоянию на 1 января 2005 года составила 970,8 млн. рублей, удельный вес организаций, имеющих просроченную задолженность, - 8,2 процента; учреждений образования - соответственно 203,7 млн. рублей и 1,4 процента; организаций культуры и искусства - 445,8 млн. рублей и 0,1 процента.
    По сравнению с данными по состоянию на 1 января 2004 года кредиторская задолженность организаций здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения возросла на 31,3 млн. рублей, образования - на 1 млн. рублей, культуры и искусства - на 364,1 млн. рублей (по данным доклада "Об экономическом и социальном положении Московской области" Мособлстата).
    С целью снижения размера кредиторской задолженности налогоплательщиков Московской области в 2004 году Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области было принято две тысячи четыреста решений о ее реструктуризации. В счет погашения реструктуризированной задолженности в 2004 году поступило 0,6 млрд. рублей, из них в федеральный бюджет - 0,5 млрд. рублей.
    Дебиторская задолженность организаций здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения по состоянию на 1 января 2005 года составила 980,0 млн. рублей, удельный вес организаций, имеющих просроченную задолженность, - 8,7 процента; организаций образования - соответственно 93,0 млн. рублей и 24,0 процента; культуры и искусства - 403,7 млн. рублей и 0,1 процента.
    В сравнении с данными по состоянию на 1 января 2004 года дебиторская задолженность организаций здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения возросла на 310,5 млн. рублей, образования - на 39,5 млн. рублей, культуры и искусства - на 379,9 млн. рублей (по данным доклада "Об экономическом и социальном положении Московской области" Мособлстата). Основная причина роста дебиторской задолженности бюджетных организаций - неритмичность их финансирования из федерального бюджета в течение финансового года. В 2004 году велась соответствующая работа по исправлению сложившейся ситуации. Обязательства бюджета Московской области по финансированию бюджетной сферы экономики в 2004 году были выполнены полностью.
    В последние годы в составе областного бюджета формируется фонд стимулирования муниципальных образований Московской области.
    В 2004 году обязательства областного бюджета по оказанию муниципальным образованиям Московской области финансовой помощи были выполнены в полном объеме. Если в 2003 году финансовая помощь местным бюджетам составила около 11 млрд. рублей, то в 2004 году указанная помощь превысила 16 млрд. рублей.
    В отчетном году с целью стимулирования муниципальных образований Московской области в увеличении налогооблагаемой базы осуществлялось закрепление за местными бюджетами нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов на долговременной основе.
    Так, в бюджете Московской области на 2004 год в полном объеме были сохранены установленные в 2003 году нормативы отчислений от федеральных регулирующих налогов в бюджеты муниципальных образований, их деление на базовые и дополнительные, а также трехлетний срок действия.
    В отчетный период вопрос совершенствования межбюджетных отношений являлся одним из главных составляющих системы бюджетного процесса в Московской области.
    Одним из направлений их реформирования являлось установление единых нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов в местные бюджеты для всех муниципальных образований Московской области.
    Так, базовый норматив по налогу на доходы физических лиц был установлен в едином размере для 90 процентов муниципальных образований Московской области, а по акцизам - для 100 процентов.
    Основные принципы построения системы межбюджетных отношений в Московской области были закреплены в соответствующих методиках межбюджетного регулирования и определения объемов финансовой помощи муниципальным образованиям Московской области. В указанных методиках впервые методы определения взаимоотношений между областным и местными бюджетами были формализованы. Это позволило сделать их абсолютно прозрачными и доступными для анализа.
    Одним из факторов, позитивно повлиявших на увеличение налогооблагаемой базы местных бюджетов в 2004 году, была положительная динамика основных показателей реального сектора экономики Московской области.
    В отчетном году отмечался дальнейший рост валового регионального продукта, промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций, оборота розничной торговли, объема платных услуг, предоставленных населению в Московской области.
    Объем валового регионального продукта за 2004 год достиг, по экспертной оценке, 585,4 млрд. рублей, увеличившись на 12,4 процента по сравнению с 2003 годом.
    В отчетном периоде основой экономики Московской области оставалась промышленность, которая обеспечила треть поступлений в консолидированный бюджет Московской области.
    Объем промышленного производства за 2004 год составил 380 млрд. рублей, увеличившись на 14 процентов по сравнению с 2003 годом. В отчетном году темпы роста промышленного производства в Московской области были в два раза выше, чем в других субъектах Российской Федерации, что обеспечило Московской области первое место в Центральном федеральном округе.
    Московская область в 2004 году продолжала оставаться одним из ведущих регионов в Российской Федерации в производстве сельскохозяйственной продукции. По этому показателю Московская область занимала первое место в Центральном федеральном округе.
    Объем продукции сельского хозяйства за 2004 год составил 20 млрд. рублей. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) увеличилось на 5,8 процента к уровню 2003 года, средние надои молока - на 5 процентов, яйценоскость кур-несушек - на 6 процентов, обеспеченность кормами - на 11,2 процента.
    По объему инвестиций в основной капитал и иностранным инвестициям Московская область в отчетном году входила в пятерку лидеров среди субъектов Российской Федерации, а по Центральному федеральному округу занимала второе место.
    Объем инвестиций в основной капитал вырос на 13,5 процента и составил 136 млрд. рублей. Объем иностранных инвестиций превысил 1,8 млрд. долларов США, что почти в полтора раза выше уровня 2003 года.
    Товарооборот розничной торговли в отчетном году возрос почти на 40 процентов, оборот общественного питания - также почти на 40 процентов, объем оказания платных услуг - на 9,4 процента.
    По обороту розничной торговли в 2004 году Московская область занимала второе место в Российской Федерации и Центральном федеральном округе, а по темпам его роста вышла на первое место.
    В 2004 году были приняты в эксплуатацию такие крупные торговые объекты, как гипер-маркет "Ашан" в Красногорском районе площадью 26,4 тыс. кв. м, гипер-маркет "Ашан" в Химкинском районе площадью 78,5 тыс. кв. м, третья очередь торгово-развлекательного центра "Мега" в Ленинском районе площадью 16 тыс. кв. м, торгово-развлекательный центр "Мега" в Химкинском районе площадью 132,2 тыс. кв. м, торговый дом "Щелково" в Щелковском районе площадью 13,5 тыс. кв. м.
    Кроме того, в 2004 году на территории Московской области активно реализовывались инвестиционные проекты таких сетевых компаний, как "Копейка", "Пятерочка" и "Перекресток".
    Открытие новых и реконструкция действующих объектов потребительского рынка дали возможность создать в отчетном году более двадцати девяти тысяч дополнительных рабочих мест.
    В 2004 году населению было оказано платных услуг на 85,2 миллиарда рублей. Индекс физического объема по сравнению с 2003 годом составил 109,4%.
    На услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные и бытовые услуги приходилось почти три четверти общего объема платных услуг населению.

Ведется подготовка документа. Ожидайте