Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 312. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 09.08.2005 N 602-ПП (ред. от 15.11.2005) "О СРЕДНЕСРОЧНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОСКВА МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ, КУЛЬТУРЫ МИРА И СОГЛАСИЯ (2005-2007 ГГ.)"

Дата документа09.08.2005
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Состав

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2005 г. N 602-ПП

 

О СРЕДНЕСРОЧНОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "МОСКВА МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ, КУЛЬТУРЫ МИРА И СОГЛАСИЯ (2005-2007 ГГ.)"

 

(в ред. Постановления Правительства Москвы от 15.11.2005 N 903-ПП)

 
    Во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 15 ноября 2004 г. N 2294-РП "О разработке Городской целевой комплексной программы "Москва многонациональная: формирование атмосферы межэтнической солидарности, культуры мира и ненасилия в столичном мегаполисе (2005-2007 гг.)", в целях дальнейшей реализации принципов, отраженных в среднесрочной городской целевой программе "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)", выполненной в целом, а также в целях формирования гражданской солидарности, содействия процессам межэтнической интеграции, органичного сочетания общегосударственных интересов и этнокультурных потребностей москвичей различных национальностей, утверждения межнационального мира и согласия, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 января 2005 г. N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве" Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить среднесрочную городскую целевую программу "Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 гг.)" (далее - Программа) согласно приложению 1.
    2. Утвердить состав Координационного совета по реализации Программы согласно приложению 2.
    3. Возложить на Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы функции государственного заказчика-координатора Программы.
    4. Органам исполнительной власти города Москвы, принимающим участие в реализации Программы:
    4.1. Обеспечить безусловное выполнение программных мероприятий и ежегодно до 20 февраля представлять в Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием финансовых затрат на их реализацию.
    4.2. Финансирование мероприятий Программы осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в бюджетах города Москвы на соответствующие годы.
    5. Комитету межрегиональных связей и национальной политики города Москвы совместно с Пресс-службой Мэра и Правительства Москвы и префектурами административных округов города Москвы обеспечить широкое освещение мероприятий Программы в городских и окружных средствах массовой информации.
    6. Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы оказывать содействие организаторам мероприятий, проводимых в рамках Программы, в размещении информации на средствах наружной рекламы по тарифам городского заказа согласно их заявке.
    7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений.
    О ходе выполнения настоящего постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в апреле.
 

Мэр Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
    
    

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 9 августа 2005 г. N 602-ПП

 

СРЕДНЕСРОЧНАЯ ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "МОСКВА МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ, КУЛЬТУРЫ МИРА И СОГЛАСИЯ (2005-2007 ГГ.)"

 

(в ред. Постановления Правительства Москвы от 15.11.2005 N 903-ПП)

 

Паспорт Программы

 

(в ред. Постановления Правительства Москвы от 15.11.2005 N 903-ПП)

 

Наименование Программы Среднесрочная городская целевая программа "Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 гг.)"
Основание для разработки Программы Распоряжение Правительства Москвы от 15.11.2004 N 2294-РП "О разработке Городской целевой комплексной программы "Москва многонациональная: формирование атмосферы межэтнической солидарности, культуры мира и ненасилия в столичном мегаполисе (2005-2007 гг.)"
Государственный заказчик - координатор Программы Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Персональным руководителем Программы является председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Буров М.П.
Государственные заказчики Программы Департамент образования города Москвы;
Департамент международных связей города Москвы;
Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы;
Комитет по культуре города Москвы;
Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы;
Комитет физической культуры и спорта города Москвы;
префектуры административных округов города Москвы
Основные разработчики Программы Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы;
ЗАО "Институт региональных экономических исследований";
Научно-исследовательский институт социальных систем при МГУ им. М.В. Ломоносова;
Институт социологии РАН;
кафедра государственной политики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
ГОУ "Московский городской педагогический университет";
ГОУ Межведомственный научно-учебный центр комплексных проблем национальной политики;
Институт российской истории РАН;
ЗАО "Юридический центр "Налоги и Право";
ГУ "НИИ проблем социально-экономической статистики Федеральной службы государственной статистики" (НИИ статистики Росстата)
Цель Программы, основные целевые показатели Главная цель Программы: формирование гражданской солидарности через развитие межэтнической интеграции на основе духовных и нравственных устоев многонационального российского общества. Основной целевой показатель: степень распространенности негативных этноконтактных установок в московском сообществе - 47% (по результатам социологического мониторинга)
Перечень подпрограмм и основных мероприятий Подпрограмма 1 "Подготовка нормативно-правовых инициатив по развитию правовой базы в части противодействия дискриминации по национальной и конфессиональной принадлежности, ксенофобии и терроризму".
Подпрограмма 2 "Создание модели регулирования этносоциальных процессов в столичном мегаполисе".
Подпрограмма 3 "Координация деятельности территориальных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий адаптации и интеграции в общественную жизнь столицы представителей этнических групп из среды недавних мигрантов, гармонизации межнациональных отношений в московском сообществе".
Подпрограмма 4 "Воспитание патриотизма, формирование гражданской солидарности, культуры мира в молодежной среде".
Подпрограмма 5 "Формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия в области образования".
Подпрограмма 6 "Развитие межкультурной интеграции и формирование гражданской солидарности в области культуры, спорта и туризма".
Подпрограмма 7 "Формирование гражданской солидарности, воспитание культуры мира и утверждение межнационального согласия в средствах массовой информации".
Подпрограмма 8 "Взаимодействие с национальными общественными объединениями в деле формирования гражданской солидарности, культуры мира и гражданского согласия в столичном мегаполисе".
Подпрограмма 9 "Содействие сохранению и поддержанию межконфессионального мира и согласия"
Ожидаемые конечные результаты выполнения Программы Выполнение мероприятий Программы позволит:
1. Способствовать консолидации многонационального населения столичного мегаполиса на основе базовых ценностей гражданского общества.
2. Утвердить представление о взаимодополняемости этнической и общегражданской идентичности среди жителей Москвы различных национальностей.
3. Снизить степень распространенности негативных этноконтактных установок в московском сообществе до 35%, в том числе по годам:
2005 - 46-45%;
2006 - 45-40%;
2007 - 40-35%
Сроки выполнения Программы (подпрограмм) Программа реализуется в период 2005-2007 гг.
Объемы и источники финансирования Программы Общий объем финансирования (млн. руб., в ценах 2005 года), в т.ч. по годам реализации:
Годы Объем финансирования
2005 76,923
2006 87,427
2007 91,857
Итого 256,207
По источникам финансирования: городской бюджет (прогнозная оценка)
Годы Объем финансирования
2005 58,373
2006 65,672
2007 68,047
Итого 192,092
Внебюджетные источники (прогнозная оценка привлеченных средств: безвозмездные перечисления):
2005 - 18,55;
2006 - 21,755;
2007 - 23,81.
Итого: 64,115.
Средства бюджета города Москвы выделяются в пределах средств, ежегодно планируемых по соответствующим направлениям расходной части бюджета города Москвы, исходя из коэффициента удорожания мероприятий в размере 1,10
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы;
Департамент образования города Москвы;
Департамент здравоохранения города Москвы;
Департамент международных связей города Москвы;
Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы;
Комитет общественных связей города Москвы;
Комитет по культуре города Москвы; Комитет физической культуры и спорта города Москвы;
Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы;
Комитет по связям с религиозными организациями города Москвы;
Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы;
Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы;
Главное управление внутренних дел города Москвы Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВД г. Москвы);
Управление координации деятельности Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных отношений;
префектуры административных округов города Москвы;
управы районов города Москвы;
Межнациональный консультативный совет при Правительстве Москвы;
ОАО "ГАО ВВЦ";
ГОУ Межведомственный научно-учебный центр комплексных проблем национальной политики;
Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук;
Институт социологии РАН;
кафедра государственной политики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
Научно-исследовательский институт социальных систем МГУ им. М.В. Ломоносова;
ЗАО "Институт региональных экономических исследований";
ЗАО "Юридический центр "Налоги и Право";
Городской центр "Дети улиц";
Фонд "Книжный союз";
АНО "Центр межнационального образования "Этносфера";
ГОУ ВПО "Московский институт открытого образования";
ГОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический институт";
ГОУ "Московский городской педагогический университет";
МНО "Федерация мира и согласия"; национально-культурные автономии (НКА);
национальные общественные организации (НОО);
общественные организации
(в ред. Постановления Правительства Москвы от 15.11.2005 N 903-ПП)
Система организации контроля за исполнением Программы Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Москвы - Координационный совет по реализации Программы. Государственный заказчик - координатор Программы:
Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, а также государственные заказчики Программы:
Департамент образования города Москвы,
Департамент международных связей города Москвы,
Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы,
Комитет по культуре города Москвы,
Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы,
Комитет физической культуры и спорта города Москвы,
префектуры административных округов города Москвы - несут всю полноту ответственности за реализацию Программы, проведение в установленные сроки мероприятий Программы и целевое использование выделенных на реализацию Программы бюджетных средств. Государственный заказчик - координатор Программы представляет Департаменту экономической политики и развития города Москвы и Департаменту финансов города Москвы:
- ежегодно до 1 марта отчет о выполнении Программы с указанием причин срыва сроков намеченных мероприятий и несоответствия результатов финансовым затратам, а также предложения о наказании руководителей подразделений, ответственных за выявленные нарушения;
- до 1 апреля года, предшествующего планируемому, заявки на финансирование целевых программ по установленной форме

 

I. Общие положения

 
    Среднесрочная городская целевая программа "Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 годы)" разработана в развитие принципов, отраженных в среднесрочной городской целевой программе "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)", с учетом специфики общественной жизни столицы. В ней использованы позитивный опыт, материалы и наработки, апробированные в других субъектах Российской Федерации при реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.
    Объектом Программы являются жители города Москвы - граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве, независимо от сроков проживания, места рождения и национальности, а также постоянно и временно проживающие граждане из стран СНГ и дальнего зарубежья.
    Настоящая Программа направлена на содействие развитию гражданского общества, укрепление российской государственности, единства москвичей, органичное сочетание общегосударственных интересов и прав граждан на сохранение своей этнокультурной, языковой и религиозной принадлежности, утверждение атмосферы межнационального согласия.
    Программа предусматривает в новых условиях развития страны разработку механизмов, содействующих решению задач формирования гражданской солидарности москвичей различных национальностей.
    Программа призвана стать ориентиром для органов исполнительной власти города Москвы, территориальных органов исполнительной власти, общественных объединений при принятии решений, влияющих на межэтнические отношения.
 

1.1. Социальные и мировоззренческие основы Программы

 
    Программа направлена на последовательное осуществление принципа гражданственности и основана на исторически сложившейся нравственной базе российского общества, сформировавшейся в процессе становления и развития российского государства. На таких ценностях, как справедливость, патриотизм и интернационализм, освобожденных от политических догм, а также на принципах, отраженных в Декларации о культуре мира, принятой ООН.
    Москва, будучи историческим центром русской, а затем российской государственности, принимала представителей различных народов, став для них родным городом, сформировала единую интегрированную общность "москвич". Сегодня москвичи независимо от их этнической принадлежности в равной мере являются представителями "основного населения" Москвы.
    В вопросе формирования гражданской солидарности в многонациональной стране и ее столице наиболее актуальным становится представление о совместимости общероссийской и этнической идентичностей, самосознания большой и малой Родины, о благотворности их взаимодополнения. Общемосковская социальная среда является коммуникативным пространством, основанном на ценностях соционормативной культуры столичного мегаполиса.
    Дорога к гражданской солидарности органически связана с межэтнической интеграцией, с обновлением содержания традиционно-нравственных основ общероссийского гражданского общества, укреплением правовой базы противодействия тенденциям деградации исконных нравственных принципов, национальной и конфессиональной дискриминации, проявлениям шовинизма, ксенофобии и террористической угрозе.
 

1.2. Содержание проблемы

 
    Миграционные перемещения, обусловленные геополитическими и экономическими последствиями распада СССР, в короткие сроки изменили социальный и этнокультурный облик населения столицы.
    Одна из главных социокультурных проблем столицы состоит в том, что в сознании значительной части москвичей доминирует традиционный образ Москвы как "русского города", а восприятие инокультурных жителей - как гостей столицы. В свою очередь, в сознании многих прибывающих в столицу граждан из регионов страны Москва - это центр многонационального государства, а у мигрантов из других государств формируется образ Москвы как исключительно делового центра, лишенного эмоционально насыщенного культурного контекста.
    В столице имеют место заметные барьеры во взаимопонимании между москвичами и мигрантами, ставшими жителями Москвы в течение последнего десятилетия. Эти барьеры приобретают все более отчетливые очертания в связи с изменением этнического и конфессионального состава населения Москвы, политизацией этничности, непрофессионализмом СМИ в освещении этноконтактной ситуации, угрозой осуществления террористических актов в Москве.
    По результатам социологических исследований 47% <*> москвичей негативно воспринимают присутствие в Москве представителей определенных этнических групп, 29% <***> поддерживают шовинистические лозунги. 84% <**> считают, что межнациональные отношения в Москве в той или иной мере напряженные. Однако лишь 35% непосредственно сталкивались с ситуациями, охарактеризованными ими, зачастую необоснованно, как противоречия на межнациональной почве. Данные показатели позволяют свидетельствовать о степени распространенности негативных стереотипов в московском сообществе.
    


    <*> Исследования Института социальных систем МГУ им. М.В. Ломоносова (2004 г.).
    <**> Исследования Центра этносоциологии Института этнологии и антропологии РАН (декабрь - январь 2004 г.).
    <***> Исследования Института социально-политических исследований РАН (2003 г.).
 
    Конкретные формы и факты проявления экстремизма, национальной розни и необоснованного социального протеста, их строгая идентификация, квалификация, регистрация, учет, отчетность, анализ и прогноз, как ныне широко распространенные и исключительно опасные, требуют особого определения и самостоятельного изучения.
    Внутреннюю ситуацию в столице нельзя рассматривать вне контекста общемировых процессов, и в первую очередь, процесса глобализации, который оказывает заметное влияние на этническое самосознание. Эскалация "иных" жизненных ценностей, нередко не соответствующих традиционным установкам российских граждан, стимулирует этническую мобилизацию представителей различных национальностей. Этническое самосознание начинает выполнять защитные функции. Это относится и к значительной части русского населения Москвы, от ценностных ориентиров и установок которого серьезнейшим образом зависит направленность и характер трансформации московского общества в современных условиях.
    Согласно последней переписи населения 2002 года русские составляют 84,8% населения столицы. Поэтому, если рассматривать межнациональные отношения в городе не только как взаимоотношения между представителями различных национальностей, но и как взаимоотношения этнических групп по их численности, то ситуация может быть охарактеризована подобно той, что есть во всех мегаполисах многоэтничных государств - отношения большинства и меньшинства.
    Однако подход, основанный на антитезе "этническое большинство - этническое меньшинство", не способен охватить сложность имеющихся явлений, а самое главное - противоречит тенденциям и, тем более, перспективам развития Москвы.
    Решение вопросов межнациональных отношений в городе методами, обычно применяемыми к федеративному государству в целом, влечет за собой безосновательное дробление москвичей на различные "диаспорные" группы и усугубление бытующих стереотипов.
    Отчетливо проявляется тенденция мобилизации большинства, под которым следует понимать не столько этническую категорию, сколько московскую идентичность. Москвичи, особенно в условиях идущих трансформационных процессов, начинают ощущать угрозу утраты ценностей московской соционормативной культуры.
    Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что этнические группы, как правило, сильно дифференцированы не только социально, но и по степени выраженности этнической идентичности. Внутренние различия могут быть настолько существенны, что говорить о единых этнических группах и их единых интересах зачастую нет основания. Это характерно и для русских жителей Москвы.
    В последние годы проявляются не только межгрупповые, но и внутригрупповые противоречия между коренными или укорененными москвичами различных национальностей и новыми мигрантскими, в том числе диаспорными, группами.
    В качестве ответной реакции на случаи дискриминации по коллективному признаку могут формироваться замкнутые корпоративные группы по этническому признаку, что, в свою очередь, тормозит интеграционные процессы.
    В силу многих причин фактически отсутствуют полные достоверные данные об этносоциальной и межпоколенной динамике этносоциальных процессов, этнодемографической, конфессиональной структурах населения столицы.
    Учет нелегальных экономических мигрантов, а также транзитных мигрантов из стран СНГ и дальнего зарубежья оказался затруднительным из-за прозрачности многих участков границы России.
    В последние 15 лет существенно изменилась мотивация "этнической" миграции в Россию и, в частности, в Москву. Если раньше она была обусловлена стремлением выйти за рамки своего региона, приобщиться к мировой культуре, получить престижное образование, то в последнее время миграция приобрела во многом вынужденный характер и в основном стимулируется поисками работы.
    В некоторых сообществах недавних мигрантов проявляется тенденция к формированию замкнутой, изолированной от общемосковской субкультуры.
    Остро стоит проблема адаптации мигрантов к условиям столичной жизни и их восприятия в московском сообществе. Успех их социальной адаптации зависит не только от того, каковы стремления самих этих людей, каковы их возможности реализовать себя в новом для них сообществе, но и от понимания и участия в их судьбе доминирующей категории - москвичей.
    В настоящее время все более заметное значение в национальном самоопределении приобретает конфессиональная составляющая.
    В этой связи особого внимания заслуживает процесс политизации религиозного фактора, который при определенных обстоятельствах может послужить созданию предпосылок для эксплуатации религиозных ценностей при достижении политических целей и осуществления корпоративных интересов, а также формированию благоприятной почвы для распространения ультраэкстремистских идеологий, сепаратистских воззрений и сопряженных с этим действий.
    В этом контексте особое значение приобретает задача создания оптимальной информационной среды, способствующей просвещению, повышению эффективности межконфессионального диалога, профилактике экстремизма на религиозной почве.
 

II. Цели и задачи Программы

    
    Главной целью Программы является формирование гражданской солидарности через развитие межэтнической интеграции на основе духовных и нравственных устоев российского общества.
    Среди основных целей следующие:
    - формирование в московском обществе духовно-нравственной атмосферы уважения прав человека, непримиримости к проявлениям расизма, ксенофобии и экстремизма на этнической и религиозной почве;
    - объединение усилий органов исполнительной власти города Москвы и институтов гражданского общества, направленных на утверждение в общественном сознании жителей Москвы ценностей гуманизма, отвечающих традициям солидарности и межнационального согласия;
    - снижение степени распространенности негативных этноконтактных установок в московском сообществе с 47 до 35% (по результатам социологического мониторинга);
    - преодоление негативных стереотипов в отношении к религиозным ценностям, обеспечение прав граждан на свободу совести.
    Эти цели могут быть достигнуты в условиях упрочения общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе признания прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также наличия условий для удовлетворения национально-культурных потребностей жителей Москвы. От того, на каких принципах будет происходить становление общероссийской идентичности, во многом зависят и бесконфликтность, и успешность процесса межэтнической интеграции.
    В условиях строительства гражданского общества такие ценности, как общегражданская солидарность, равные гражданские права и равные возможности для всех москвичей независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности, должны стать базовыми.
    Необходимо содействовать преодолению сложившихся в обществе негативных этнических стереотипов, меньше фиксировать внимание на различиях в этническом самосознании, отдавая приоритет общим целям, объединяющим москвичей. Вместе с тем должно учитываться, что межэтническая солидарность невозможна без создания условий для удовлетворения реально существующих этнокультурных и конфессиональных потребностей граждан, реализации их права на свободу совести.
    В настоящее время задача состоит не столько в обеспечении параллельного существования автономных "идентичностей", сколько в их взаимодействии, объединении на новом значимом основании, что предполагает их взаимопроникновение. Оптимизация национальной политики, проводимой в Москве, должна состоять в регулировании тенденций эволюционного процесса вхождения в общую солидарную среду с созданием широких возможностей для удовлетворения национально-культурных и религиозных потребностей жителей Москвы.
    Достижение целей Программы предполагает решение следующих задач:
    - создание целостной системы регулирования национальных процессов в столичном мегаполисе;
    - формирование и развитие общемосковского информационного пространства для распространения идей духовной и культурной общности российского народа, российского патриотизма, межнационального согласия;
    - воспитание уважения к истории, культуре народов России наряду с воспитанием уважения к мировым культурным ценностям;
    - выработка и реализация мер раннего предупреждения межнациональной напряженности и связанных с ней проявлений экстремизма;
    - последовательная работа с мигрантами, ведение аналитического мониторинга в целях разработки социально ориентированных проектов, направленных на оптимизацию миграционных потоков, интеграцию мигрантов в московский социум, воспитание культуры межнационального общения у всего населения, поддержание в Москве мира и гражданского согласия;
    - профилактика экстремизма на религиозной почве.
 

III. Обоснование решения проблемы программными методами

 
    Реализованная среднесрочная городская целевая программа "Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира (2002-2004 годы)" выполнена, за исключением отдельных позиций, исполнение которых предусматривало внебюджетное финансирование либо утративших актуальность по причине несоответствия адекватному решению насущных проблем столичного мегаполиса.
    Во избежание усиления межнациональной напряженности в Москве требуются конкретные решения, четкая последовательность, комплексный системный подход, сосредоточение усилий Правительства Москвы на решении задач интеграции представителей различных национальностей в единый столичный социум при сохранении широких возможностей для национально-культурного самовыражения и развития.
    Проблема гармонизации межнациональных отношений в столице обладает всем набором признаков, характеризующих ее как комплексную, требующую решения программно-целевыми методами. К ним относятся:
    - масштабность и многогранность проблемы межэтнической интеграции и солидарности в столичном мегаполисе;
    - острота и настоятельная необходимость ее комплексного решения;
    - системный многоаспектный характер самого процесса регулирования межнациональных отношений;
    - взаимосвязанность социальных, этнических и экономических аспектов процесса формирования общегражданского согласия и солидарности;
    - необходимость взаимодействия, межотраслевой и межведомственной координации и согласования усилий органов исполнительной власти города Москвы и НОО в деле развития общемосковской идентичности и формирования гражданской солидарности.
 

IV. Основные направления Программы

 
    Программа охватывает основные сферы общественной жизнедеятельности. Каждое из направлений должно стать объектом объединенных усилий в деле формирования солидарного гражданского общества. Программа ориентирована на целевые аудитории.
    Научно-методической особенностью Программы является выделение территориальной подпрограммы, предусматривающей предупреждение напряженности на национальной почве в основном силами территориальных органов городского управления - префектур и управ районов. Предусмотрено ведение постоянного мониторинга состояния межнациональной и миграционной ситуации.
    Достижение поставленной в Программе цели обеспечивается выполнением мероприятий, сгруппированных в подпрограммы:
    - подпрограмма 1 "Подготовка нормативно-правовых инициатив по развитию правовой базы в части противодействия дискриминации по национальной и конфессиональной принадлежности, ксенофобии и терроризму";
    - подпрограмма 2 "Создание модели регулирования этносоциальных процессов в столичном мегаполисе";
    - подпрограмма 3 "Координация деятельности территориальных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий адаптации и интеграции в общественную жизнь столицы представителей этнических групп из среды недавних мигрантов, гармонизации межнациональных отношений в московском сообществе";
    - подпрограмма 4 "Воспитание патриотизма, формирование гражданской солидарности, культуры мира в молодежной среде";
    - подпрограмма 5 "Формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия в области образования";
    - подпрограмма 6 "Развитие межкультурной интеграции и формирование гражданской солидарности в области культуры, спорта и туризма";
    - подпрограмма 7 "Формирование гражданской солидарности, воспитание культуры мира и утверждение межнационального согласия в средствах массовой информации";
    - подпрограмма 8 "Взаимодействие с национальными общественными объединениями в деле формирования гражданской солидарности, культуры мира и согласия в столичном мегаполисе";
    - подпрограмма 9 "Содействие сохранению и поддержанию межконфессионального мира и согласия".
 

V. Ресурсное обеспечение Программы

 
    Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета города Москвы и внебюджетных источников. Бюджетными источниками финансирования мероприятий являются средства на осуществление текущей деятельности Правительства Москвы, в том числе средства, предусмотренные городскими целевыми программами. Финансирование осуществляется по статье "Прочие расходы".
    В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона города Москвы "О государственных целевых программах в городе Москве" от 11.07.2001 N 34 мероприятия Программы увязаны с мероприятиями иных целевых программ города Москвы, в том числе "Спорт Москвы", "Культура Москвы", "Молодежь Москвы", "Модернизация московского образования (Столичное образование-3)", мероприятия которых финансируются за счет средств исполнителей, выделенных на соответствующую программную деятельность.
    Расчет ресурсного обеспечения Программы осуществлялся с учетом требований Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", приказа Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", а также требований постановления Правительства Москвы от 11.01.2005 N 3-ПП "О совершенствовании практики разработки и реализации городских целевых программ в городе Москве".
    При определении объема средств на финансирование мероприятий Программы в 2005 году в качестве источников финансирования использованы лимиты:
    - Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы в размере 37,0 млн. рублей, выделяемых на текущую деятельность, поддержку мероприятий по развитию толерантности и сохранению межнационального согласия, а также на поддержку национально-культурных мероприятий, в том числе на реализацию Программы - 33,377 млн. рублей;
    - Государственного учреждения "Институт национальной политики мегаполиса" в размере 19,0 млн. рублей, выделяемых на содержание и обеспечение деятельности данного учреждения, в том числе на реализацию Программы - 9,376 млн. рублей;
    - ГУ "Московский дом национальностей" в размере 90,4 млн. рублей, выделяемых на содержание и деятельность данного учреждения, в том числе на реализацию Программы - 15,62 млн. рублей.
    В 2005 году Программа обеспечена финансовыми средствами за счет бюджета города Москвы на 100%. Объем финансирования указан в ценах 2005 года и уточняется ежегодно с учетом инфляционных показателей. Рост объема бюджетного финансирования рассчитан на основании основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2006-2008 годы, которые доведены до органов исполнительной власти письмом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 15.02.2005 N ДПР/5-2/2-144.
    Объем финансирования мероприятий Программы за счет средств ГУ "Московский дом национальностей" учитывается при определении ежегодных лимитов на содержание ГУ "Московский дом национальностей".
    Объем финансирования за счет целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы определяется из расчета проведения программных мероприятий в каждом административном округе Москвы.
    При реализации Программы предусматривается привлечение внебюджетных источников на выполнение мероприятий Программы (массовые культурные, спортивные мероприятия, выставки-продажи изделий народных промыслов). Общий объем привлекаемых внебюджетных источников составляет 64,115 млн. рублей. Данные средства составляют около 25% от общей суммы затрат на реализацию Программы и привлекаются на проведение ряда мероприятий, которые в случае отказа со стороны возможных соисполнителей не окажут существенного влияния на достижение поставленных в Программе задач.
    Привлечение внебюджетных источников на реализацию массовых мероприятий осуществляется в соответствии со сложившейся практикой проведения публичных мероприятий под эгидой Правительства Москвы. Процесс привлечения соисполнителей для реализации пунктов Программы за счет внебюджетных средств будет осуществляться на конкурсной основе. В случае угрозы террористических актов, резкого ухудшения межнациональных отношений указанные в Программе массовые публичные мероприятия проводиться не будут, что соответственно не потребует привлечения внебюджетного финансирования.
    Ввиду отсутствия установленных нормативов финансовых затрат и минимальных государственных социальных стандартов на проведение мероприятий Программы расчет финансовых затрат производился на основании объема финансирования, выделяемого на реализацию аналогичных мероприятий, содержащихся в иных городских целевых программах.
    Расчет ресурсного обеспечения мероприятий Программы (раздел VIII) приведен исходя из использования при расчетах коэффициента удорожания мероприятий Программы в среднем в размере 1,10. Общий объем финансирования Программы в 2005 году составит 256,207 млн. рублей, в том числе 192,092 млн. рублей за счет средств бюджета города Москвы. Данный сценарий предполагает увеличение объема финансирования Программы из средств городского бюджета в 2006 году на 7,299 млн. рублей по сравнению с 2005 г. и на 2,375 млн. рублей в 2007 году по сравнению с 2006 г. (таблица 1).
    Сводное ресурсное обеспечение мероприятий Программы приведено в таблице 1. Справочная информация о реализации Программы с учетом средств других органов исполнительной власти города Москвы, являющихся исполнителями пунктов Программы, отражена в таблице 2.
 

СВОДНОЕ РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

    

Таблица 1
(в ценах 2005 года, млн. руб.)

Источники финансирования 2005 2006 2007 Итого