Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 286. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

"ПОСОБИЕ К МГСН 2.04-97 "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА И ВИБРАЦИЙ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ" (утв. указанием по Москомархитектуре от 24.08.99 N 35)

Дата документа24.08.1999
Статус документаДействует
МеткиПособие

    
 

Утверждено
указанием
Москомархитектуры
от 24 августа 1999 г. N 35

 

ПОСОБИЕ К МГСН 2.04-97
"ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА И ВИБРАЦИЙ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ"

 

Предисловие

 
    1. Разработано Научно-исследовательским институтом строительной физики (НИИСФ) Российской академии архитектуры и строительных наук (докт. техн. наук Осипов Г.Л., канд. техн. наук Климухин А.А.) и Московским научно-исследовательским и проектным институтом типологии, экспериментального проектирования (МНИИТЭП) (инж. Лалаев Э.М., Федоров Н.Н., канд. техн. наук Прохода А.С.).
    2. Подготовлено к утверждению и изданию Управлением перспективного проектирования и нормативов Москомархитектуры (инж. Щипанов Ю.Б., Шевяков И.Ю.).
    3. Утверждено указанием Москомархитектуры от 24.08.99 N 35.
 

Введение

 
    Настоящее Пособие разработано в развитие МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях". Оно дополняет и уточняет ряд положений, содержащихся в главе СНиП II-12-77 "Защита от шума" (М., Стройиздат, 1978) и справочнике проектировщика "Защита от шума в градостроительстве" (М., Стройиздат, 1993). Пособие содержит методы расчета ожидаемых уровней шума автомобильного транспорта, трамваев и железнодорожных поездов, рекомендации по выбору конструкций окон, а также примеры расчета.
    Следует обратить внимание на то, что в связи с введением в МГСН 2.04-97 новой системы оценки звукоизоляции наружных ограждающих конструкций, соответствующей стандарту 717 Международной организации по стандартизации (ИСО), произошло изменение численных значений величин звукоизоляции наружных ограждений, выраженных в дБА, по сравнению с приведенными в справочнике проектировщика 1993 г. Причина этого в том, что эталонный спектр шума автотранспорта в стандарте 717 ИСО отличается от ранее принятого в справочнике проектировщика более высокочастотным характером. Это соответствует значительно большей доле легкового автотранспорта в потоке. Натурными исследованиями шума транспортных потоков на улицах Москвы подтверждено, что это соответствует современной ситуации в Москве вследствие значительного увеличения количества легковых автомашин в городе.
    Переход на новый эталонный спектр шума автотранспорта привел к увеличению значений звукоизоляции R_Атран. (по МГСН 2.04-97) на 2-3 дБА по сравнению с R_А (по справочнику 1993 г.), в результате чего отпала необходимость в дополнительной характеристике звукоизоляции
    R'_А специально для шума рельсового транспорта.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Настоящее Пособие предназначено для использования при выборе строительно-акустических мероприятий по защите от транспортного шума помещений жилых и общественных зданий, располагаемых вблизи магистральных улиц, скоростных автодорог, а также железных дорог на территории городов и других населенных пунктов.
    Защита жилых и общественных зданий от транспортного шума осуществляется с помощью градостроительных (рациональное проектирование улично-дорожной сети, зонирование городских территорий), архитектурно-планировочных (специальные шумозащитные здания с ориентацией жилых комнат преимущественно в сторону внутриквартальной территории), организационных (ограничение грузового транспорта на селитебных территориях, ограничение скорости транспортных средств, запрет транзитного транспорта) и конструктивных мероприятий.
    Основным средством снижения уровней транспортного шума в зданиях является правильный выбор и соответствующий акустический расчет их наружных ограждающих конструкций (в первую очередь окон), звукоизолирующие свойства которых должны обеспечивать снижение проникающего шума до допустимых уровней, регламентированных МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях".
    Рекомендации по шумозащите, содержащиеся в Пособии, могут быть использованы не только при проектировании новых зданий, но и при реконструкции или капитальном ремонте существующих зданий.
    1.2. Применение наружных ограждающих конструкций (окон) с повышенной звукоизоляцией позволяет использовать здания с обычными архитектурно-планировочными решениями в качестве шумозащитных. В шумозащитных жилых зданиях со специальной архитектурно-планировочной структурой, основанной на ориентации окон жилых комнат преимущественно в сторону внутриквартальной территории, следует предусматривать применение наружных ограждений с повышенной звукоизоляцией в жилых комнатах, окна которых ориентированы в сторону источника шума.
    1.3. Шумозащитные здания целесообразно использовать в качестве экранов, защищающих от шума расположенные за ними здания и внутриквартальную территорию. По акустической эффективности здания-экраны превосходят такие средства как экранирующие сооружения в виде кавальера, экраны-стенки или полосы зеленых насаждений. Это позволяет рационально использовать городскую территорию за счет уменьшения разрывов между магистралями и жилой застройкой.
    1.4. Для обеспечения максимального эффекта экранирования шумозащитные здания должны быть достаточно высокими и протяженными и располагаться возможно ближе к источнику шума. Располагать шумозащитные здания относительно магистральных улиц, скоростных дорог, а также относительно железных дорог следует на минимальном расстоянии от красной линии с учетом градостроительных норм и звукоизоляционных характеристик наружных ограждений этих зданий.
    Композиционные приемы группировки шумозащитных зданий и их конфигурация должны обеспечивать максимальную защиту от внешнего шума внутриквартальной территории. С этой целью целесообразно устройство боковых объемов, обращенных в сторону внутриквартальной территории. На перекрестках улиц следует размещать шумозащитные здания Г-образной конфигурации в плане.
 

2. Нормативные требования к звукоизоляции наружных ограждающих конструкций зданий

 
    2.1. В соответствии с МГСН 2.04-97 нормируемым параметром звукоизоляции наружных ограждений зданий (в первую очередь окон) является звукоизоляция R_Атран. в дБА, представляющая собой изоляцию внешнего шума, производимого потоком городского транспорта, и определяемая на основе эталонного спектра шума транспортного потока с уровнем звука 75 дБА.
 

16 0,1 (L_i - R_i)  
R_Атран. = 75 - 10lg SUM 10 , (1)
 i=1    

 
    где:
    L_i - скорректированный по кривой частотной коррекции "А" уровень эталонного шума в i-й третьоктавной полосе частот, дБ (табл. 1);
    R_i - изоляция воздушного шума данным наружным ограждением в той же i-й третьоктавной полосе частот, дБ.
 
 

Таблица 1

 

СКОРРЕКТИРОВАННЫЕ ПО КРИВОЙ ЧАСТОТНОЙ КОРРЕКЦИИ "А" УРОВНИ ЭТАЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО ШУМА (L_А = 75 дБА)

 

Среднегеометрическая частота 1/3-октавной полосы, Гц 100 125 160 200 250 320 400 500 630 800 1000 1250 1600 2000 2500 3200
Скорректированный уровень звукового давления эталонного спектра, L_i, дБ 55 55 57 59 60 61 62 63 64 66 67 66 65 64 62 60

 
    Значения R_Атран. округляются до ближайшей целой величины.
    В том случае, когда известны величины изоляции воздушного шума конструкцией только в октавных полосах частот, величина R_Атран. определяется по аналогичной формуле с использованием скорректированных по кривой частотной коррекции "А" уровней звукового давления эталонного спектра шума транспортного потока в октавных полосах частот (табл. 2).
 
 

Таблица 2

 

Среднегеометрическая частота октавной полосы, Гц 125 250 500 1000 2000 4000
Скорректированный уровень звукового давления эталонного спектра, L_i, дБ 61 65 68 71 69 63

 
    Пример определения величины звукоизоляции R_Атран. окна приведен в приложении 1.
    Примечание. В технической литературе встречается характеристика звукоизоляции окон, выраженная индексом R_w в дБ.
    Для перехода от него к R_Атран. можно пользоваться формулой:
    
    R_Атран. = 0,75R_w + 3,7, дБА. (2)
 
    2.2. Требуемое снижение внешнего шума наружным ограждением (окном) здания "Дельта"L_тр.(А) устанавливается исходя из ожидаемых уровней звука в дБА у фасада, обращенного в сторону источника транспортного шума, и допустимых уровней звука в помещениях в соответствии с МГСН 2.04-97 (табл. 3).
    Шум у фасада здания (в расчетных точках на расстоянии 2 м от него), создаваемый потоком средств автомобильного транспорта, следует оценивать по величине эквивалентного уровня звука
    L_Аэкв.тер.2 в дБА, определенного как для дневного, так и для ночного периода суток. Если невозможно получить сведения о характеристиках автомобильного потока в ночное время, допускается назначать требуемую звукоизоляцию наружного ограждения из условий дневного времени.
    При наличии в транспортном потоке трамваев эквивалентные уровни звука у фасада здания L_Аэкв.тер.2 в дБА в дневное и ночное время следует определять путем суммирования по энергии эквивалентных уровней звука, рассчитанных раздельно для потока средств автомобильного транспорта и потока трамваев. В этом случае необходимо также дополнительно определять максимальные уровни звука L_Амакс.тер.2, создаваемые у фасада здания трамваями.
    2.3. Эквивалентные уровни звука в дБА, создаваемые транспортным потоком у фасада здания, могут быть получены путем измерения или рассчитаны на основании шумовой характеристики транспортного потока, определяемой по карте шума или по методике, приведенной в разделе 3 настоящего Пособия, исходя из характеристик движения и состава транспортного потока.
    Следует учитывать, что наибольшие уровни транспортного шума у фасада здания наблюдаются на высоте третьего - пятого этажей. На высоте первого - второго этажей уровни шума могут быть ниже вследствие поглощения звука поверхностью земли и зелеными насаждениями. В связи с этим измерения шума следует проводить на высоте, соответствующей указанной зоне наибольшего его воздействия. Расчет ожидаемых уровней транспортного шума у фасада здания следует проводить для расчетной точки, расположенной в двух метрах от наружного ограждения на высоте 12 м над поверхностью прилегающей территории.
    Шум железнодорожных поездов также следует оценивать отдельно для дневного и ночного времени по эквивалентным уровням звука L_Аэкв.тер.2 в дБА и максимальным уровням звука L_Аэкв.тер.2 в дБА.
    Для зданий, в помещениях которых проникающий шум нормируется как в дневное, так и в ночное время, требуемую звукоизоляцию наружного ограждения следует определять отдельно для условий дневного и ночного периода суток как по эквивалентным, так и по максимальным уровням звука, и в качестве окончательного результата принимать большее из найденных значений.
    2.4. Требуемая звукоизоляция наружного ограждения (окна) R_Атран.(тр.) в дБА определяется в зависимости от требуемого снижения внешнего шума "Дельта"L_А(тр.) в дБА из выражения:
 

R_Атран.(тр.) = "Дельта"L_А(тр.) + 10lg S_о ,дБА, (3)
А

 
    где:
    S_o - площадь окна (окон) в помещении, кв. м;
    А - эквивалентная площадь звукопоглощения в помещении (средняя в диапазоне 125-1000 Гц), кв. м.
    Для помещений жилых зданий, а также близких к ним по размерам помещений общественных и других зданий (рабочие помещения управлений, кабинеты и др.), в которых отношения S_о / А близко к 0,3, вместо формулы (3) можно пользоваться формулой:
 
    R_Атран.(тр.) = "Дельта"L_А(тр.) - 5, дБА. (4)
 
    Для наружного ограждения, расположенного перпендикулярно к транспортной магистрали, рассчитанную требуемую звукоизоляцию R_Атран.(тр.) следует уменьшить на 3 дБА.
    Для помещений общественных зданий с повышенными требованиями к шумовому режиму целесообразно после выбора конструкции окон провести проверочный расчет ожидаемых уровней проникающего в помещение внешнего шума в октавных полосах частот в соответствии с п. 4.3 настоящего Пособия и сравнить их с допустимыми значениями по табл. 3.
 
 

Таблица 3

 

ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ПРОНИКАЮЩЕГО ШУМА

 

N п/п Назначение помещений Время суток Уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами, Гц Уровни звука L_А и эквивал. уровни звука L_Аэкв., дБА Максимальные уровни L_Амакс., дБА
63 125 250 500 1000 2000 4000 8000
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1. Жилые комнаты квартир:            
 - в домах 7-23 ч 59 48 40 34 30 27 25 23 35 50
 категории А 23-7 ч 51 39 31 24 20 17 14 13 25 40
 - в домах 7-23 ч 63 52 45 39 35 32 30 28 40 55
 категории Б и В 23-7 ч 55 44 35 29 25 22 20 18 30 45
2. Жилые комнаты 7-23 ч 67 57 49 44 40 37 35 33 45 60
 общежитий 23-7 ч 59 48 40 34 30 27 25 23 35 50
3. Номера гостиниц:            
 - категория А 7-23 ч 59 48 40 34 30 27 25 23 35 50
  23-7 ч 51 39 31 24 20 17 14 13 25 40
 - категория Б 7-23 ч 63 52 45 39 35 32 30 28 40 55
  23-7 ч 55 44 35 29 25 22 20 18 30 45
 - категория В 7-23 ч 67 57 49 43 40 37 35 33 45 60
  23-7 ч 59 48 40 34 30 27 25 23 35 50
4. Жилые помещения 7-23 ч 63 52 45 39 35 32 30 28 40 55
 домов отдыха, пансионатов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, спальные помещения в детских дошкольных учреждениях и школах-интернатах 23-7 ч 55 44 35 29 25 22 20 18 30 45
5. Помещения офисов, рабочие помещения, кабинеты в административных зданиях, конструкторских, проектных и научно-исследовательских организациях:            
 - категория А  67 57 49 43 40 37 35 33 45 60
 - категории Б и В  71 61 54 49 45 42 40 38 50 65
6. Палаты больниц и 7-23 ч 59 48 40 34 30 27 25 23 35 50
 санаториев 23-7 ч 51 39 31 24 20 17 14 13 25 40