Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 936. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 06.02.2007 N 76-ПП "О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ."

Дата документа06.02.2007
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Программа
x
Документ отменен / утратил силу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2007 г. N 76-ПП

 

О ГОРОДСКОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.

 
    В соответствии с постановлением Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области от 13 декабря 2005 г. N 1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2005/2006 учебном году", в целях определения политики в области взаимодействия и консолидации усилий Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области, научной и педагогической общественности в повышении роли системы высшего образования в эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и культурных задач города, повышения качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, формирования атмосферы межэтнической солидарности, культуры, мира и ненасилия в столичном мегаполисе Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить городскую среднесрочную программу по взаимодействию и оказанию поддержки московским государственным вузам федерального подчинения в 2007-2009 гг. (приложение).
    2. Возложить на Департамент семейной и молодежной политики города Москвы функции государственного заказчика - координатора Программы.
    3. Персональное руководство городской среднесрочной программой по взаимодействию и оказанию поддержки московским государственным вузам федерального подчинения в 2007-2009 гг. (далее - Программа) возложить на руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Гусеву Л.И.
    4. Руководителям органов исполнительной власти города Москвы организовать работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
    5. Осуществить размещение государственного заказа, формируемого в рамках реализации Программы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов, в том числе Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а также правовых актов города Москвы.
    6. Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предусмотреть в 2007-2009 гг. ежегодное выделение в установленном порядке по представлению Совета ректоров вузов Москвы и Московской области (далее - Совет ректоров вузов) жилой площади для обеспечения преподавателей и работников вузов, состоящих на учете по улучшению жилищных условий по месту жительства, в рамках объемов и на условиях, установленных Среднесрочной программой жилищного строительства в городе Москве на период 2006-2008 гг. и заданиями до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2006 г. N 268-ПП.
    7. В целях улучшения жилищных условий преподавателей и сотрудников вузов принять к сведению обязательство Совета ректоров вузов совместно с вузами города Москвы и префектурами административных округов города Москвы продолжить в 2007-2009 гг. работу по подготовке и внесению в Москомархитектуру предпроектных предложений для использования незастроенных территорий вузов под различные виды строительства (жилые дома и объекты социальной сферы) с оформлением в установленном порядке проектов соответствующих правовых актов, устанавливающих:
    - включение объектов жилищного строительства в адресную инвестиционную программу города Москвы с последующим финансированием за счет средств городского бюджета;
    - долю вузов в объеме не менее 70% для предоставления жилых помещений преподавателям и работникам вузов, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2000 г., а также для формирования фонда специализированных жилых помещений для размещения на время трудового контракта иногородних работников;
    - обязательство Совета ректоров вузов о выделении из доли вузов 5% площади для предоставления преподавателям и работникам вузов, не ведущих жилищное строительство.
    8. Департаменту имущества города Москвы продолжить установленную практику арендных отношений с некоммерческой организацией "Ассоциация московских вузов" на условиях, определенных п. 22 постановления Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области от 13 декабря 2005 г. N 1012-ПП/07/05.
    9. Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Департаменту финансов города Москвы ежегодно предусматривать в бюджете города Москвы в 2008-2009 гг. отдельной строкой выделение Департаменту образования города Москвы средств на оказание финансовой помощи государственным высшим учебным заведениям федерального подчинения, а также Академии труда и социальных отношений с учетом числа полностью заполненных штатных единиц, общей численности студентов и числа студентов, проживающих в общежитиях, в том числе в 2007 году - в размере 812000000 руб.
    10. Согласиться с предложением Совета ректоров вузов о расходовании выделенных на 2007 год средств (п. 9) по следующим направлениям:
    - 515000000 руб. - для осуществления дополнительных выплат к заработной плате преподавателям высших учебных заведений (размер выплат по категориям преподавателей может устанавливаться учеными советами вузов под их ответственность);
    - 134700000 руб. - на содержание и ремонт учебных зданий вузов и общежитий;
    - 120000000 руб. - на материально-техническое обеспечение учебных заведений;
    - 41700000 руб. - на развитие инновационно-образовательной деятельности;
    - 600000 руб. - на ежегодные именные премии Правительства Москвы московским вузам за высокую эффективность взаимодействия с московскими общеобразовательными учреждениями.
    Принять к сведению, что расходование выделенных средств осуществляется вузами в соответствии с заключенными контрактами и сметами, утвержденными в установленном порядке учеными советами вузов.
    11. Установить, что финансирование мероприятий Программы в 2007 году осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных отраслевым органам исполнительной власти города Москвы в бюджете города Москвы на Программу, а начиная с 2008 года - в пределах перспективного финансового плана на 2007-2009 гг.
    12. Департаменту образования города Москвы обеспечить перечисление средств бюджета города Москвы, выделяемых в соответствии с настоящим постановлением (пункт 9), на основании договоров, заключаемых с вузами, при условии представления ими отчетов о целевом использовании средств по установленной форме.
    13. Предложить Совету ректоров вузов обязать вузы своевременно представлять в Департамент образования города Москвы отчеты о расходовании денежных средств, полученных в качестве финансовой помощи на вышеуказанные цели.
    14. Разрешить префектурам административных округов города Москвы использовать средства целевых бюджетных фондов развития территорий города Москвы на финансирование мероприятий Программы и оказание материально-технической поддержки вузам федерального подчинения.
    15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
 

Мэр Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
    
    

Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 6 февраля 2007 г. N 76-ПП

 

ГОРОДСКАЯ СРЕДНЕСРОЧНАЯ ПРОГРАММА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ И ОКАЗАНИЮ ПОДДЕРЖКИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ВУЗАМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПОДЧИНЕНИЯ В 2007-2009 ГГ.

 

Паспорт Программы

 

Наименование Программы О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2007-2009 годах
Основание для разработки Программы Постановление Правительства Москвы и Совета ректоров вузов Москвы и Московской области от 13.12.2005 N 1012-ПП/07/05 "О взаимодействии с московскими государственными вузами федерального подчинения в 2005/2006 учебному году", пункт 26
Государственный заказчик - координатор Программы Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. Персональный руководитель Программы - руководитель Департамента семейной и молодежной политики города Москвы - Л.И. Гусева
Государственные заказчики Программы Департамент науки и промышленной политики города Москвы; Департамент образования города Москвы; Департамент семейной и молодежной политики города Москвы
Разработчики Программы Управление координации деятельности Комплекса социальной сферы города Москвы; Департамент семейной и молодежной политики города Москвы; Совет ректоров вузов Москвы и Московской области
Основные исполнители Программы Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы; Департамент науки и промышленной политики города Москвы; Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы; Департамент земельных ресурсов города Москвы; Департамент имущества города Москвы; Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы; Департамент здравоохранения города Москвы; Департамент образования города Москвы; Департамент семейной и молодежной политики города Москвы; Комитет общественных связей города Москвы; префектуры административных округов города Москвы; Совет ректоров вузов Москвы и Московской области; московские государственные вузы федерального подчинения
Сроки и этапы реализации Программы 2007-2009 годы
Цель Программы Расширение участия вузов города Москвы и Московской области в эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и культурных задач города, обеспечивающее осуществление всесторонней инновационной деятельности на важнейших стратегических направлениях: - сохранение и развитие научного и педагогического потенциалов государственных вузов, ориентированных на создание и реализацию научных достижений в сфере фундаментальных и прикладных наук и формирование на этой основе новых учебных дисциплин и специальностей; - повышение качества подготовки и переподготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, в особенности в интересах городского хозяйства, в т.ч. в области научно-инновационного предпринимательства; - укрепление социальных гарантий научно-педагогических работников на основе стимулирования инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава; - формирование поколения молодых специалистов, готовых взять на себя ответственность за прогрессивное развитие страны, профессионально и морально подготовленных к осуществлению творческих прорывов в научной и научно-производственной деятельности, созданию атмосферы культуры, мира, ненасилия и межэтнической солидарности
Основные задачи Программы 1. Повышение результативности использования научно-технического потенциала высшей школы в интересах города, в т.ч. в рамках выполнения крупных межвузовских проектов на основе комплексного решения проблем городского хозяйства, организации выпуска импортозамещающей (экспортоориентированной) продукции, формирования технологических цепочек производства наукоемкой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
 2. Максимальная концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов на стратегических направлениях научно-технического прогресса, в особенности на проектах с высокой степенью готовности инновационного продукта.
 3. Организация с учетом роли ученых города Москвы в инновационном развитии страны совместной деятельности вузовской, академической и отраслевой науки по разработке и внедрению научно-технических (научно-технологических) достижений в перспективные производственные процессы, новые или усовершенствованные товары и услуги, реализуемые на внутреннем и внешнем рынках.
 4. Повышение профессионального уровня специалистов, их гражданской ответственности за социально-экономическое и интеллектуальное развитие государства, предусматривающее:
 - осуществление эффективной, многоуровневой и многоступенчатой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, обеспечивающих их профессиональную и социальную мобильность в условиях формирования рыночной экономики в стране;
 - широкое вовлечение профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов в научно-внедренческую деятельность путем создания бизнес-инкубаторов, центров технического превосходства, научно-внедренческих структур, интегрированных научно-технических и исследовательских коллективов и т.п.;
 - создание с участием вузов на основе всестороннего использования их творческих достижений, в особенности в смежных областях наук, кадрового, лабораторно-исследовательского и экспериментально-производственного потенциалов центров коллективного пользования, малых научно-производственных предприятий, технопарков, кластеров и т.п.;
 - усиление материальной заинтересованности научно-педагогических кадров в осуществлении эффективной инновационной деятельности.
 5. Подготовка и регулярное осуществление мероприятий по привлечению молодежи в научно-технологическое инновационное предпринимательство.
 6. Дальнейшее развитие системы крупных межвузовских проектов, обеспечивающей комплексное решение проблем городского хозяйства на основе интеграции соответствующих разработок вузов, академических и отраслевых институтов со сроком выполнения НИР и ОКР не более 2-3 лет:
 - I стадия:
 Проведение НИР, включая создание и исследование экспериментальных образцов, в т.ч. в условиях планируемого применения новых технологий (техники), разработку и согласование с профильными органами государственной власти города Москвы инновационных предложений, включающих технико-экономические обоснования и технические задания на выполнение ОКР;
 - II стадия:
 Проведение ОКР по разработкам, отобранным на конкурсной основе по результатам НИР, для выполнения в полном объеме крупного комплексного проекта, обеспечивающего решение соответствующих проблем городского хозяйства со сроком окупаемости в течение 2-3 лет средств, инвестируемых в проект, за счет сокращения затрат городского бюджета на приобретение соответствующих материалов, изделий, услуг с учетом интегрального показателя "Цена/Качество" и налоговых поступлений в бюджет города в результате производственной (коммерческой) реализации инноваций.
 7. Мониторинг научно-технического потенциала вузов и определение по его результатам номенклатуры разработок, обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание технологий (техники), существенно опережающих мировой уровень.
 8. Информационно-экономический анализ технической, технологической, производственной и рыночной перспективности инновационной продукции, планируемой к созданию в 2008-2009 годах и последующей реализации; подготовка на этой базе планов внедрения новых технологий (техники), в т.ч. на основе взаимодействия государственного и частного капитала.
 9. Организация целевой подготовки (переподготовки) кадров в направлении повышения их социальной и профессиональной мобильности, развития ответственности, интеллектуальной толерантности, здорового образа жизни в системах:
 - средняя школа - вуз;
 - вуз - производственная деятельность в условиях профильных предприятий;
 - вуз - научно-производственные инжиниринговые, предпринимательские структуры, обеспечивающие решение реальных прикладных задач при выполнении студенческих научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, дипломных проектов, диссертаций;
 - спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, молодежные средства коммуникаций и информации.
 10. Проведение в течение 2-3 лет перспективных исследований, направленных на создание "прорывных" технологий, обеспечивающих инновационное развитие производственной инфраструктуры в 2010-2015 годах.
 11. Разработка в соответствии с действующим законодательством финансово-экономических схем эффективной рыночной реализации научно-технических достижений в интересах города в системе "Разработчик - Потребитель - Производитель - Инвестор".
 12. Создание организационно-экономических механизмов формирования научно-внедренческих структур (бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, в особенности молодежные, научно-исследовательские лаборатории и центры и т.п.) и научно-производственных организаций (малые предприятия, технопарки, кластеры и т.п.), ориентированных на осуществление выпуска и внедрение (коммерческую реализацию) конкурентоспособной продукции.
 13. Формирование с учетом Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, ст. 7 проблемно-ориентированных конкурсных комиссий с участием представителей производственных (научно-производственных) организаций, являющихся потенциальными потребителями новых технологий, профильных органов государственной власти города Москвы, Ассоциации московских вузов.
 14. Создание условий для привлечения в научно-производственную сферу высококвалифицированных кадров.
 15. Увеличение числа специалистов, занятых в научно-технических и научно-производственных секторах городского хозяйства
Основные мероприятия Программы  
 N п/п Наименование среднесрочных подпрограмм  
1. Среднесрочная программа "Разработка перспективных технологий в рамках крупных межвузовских проектов в системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок"
2. Среднесрочная программа "Развитие инновационно-образовательной деятельности"
3. Среднесрочная программа "Участие системы высшего образования в решении социальных и культурных задач города"
 
Финансовое обеспечение Программы Общий объем финансирования <*> 396650 тыс. руб., в т.ч. по годам реализации:
  2007 2008 2009 Всего  
Объем финансирования по годам 92000,0 120750,0 183900,0 396650,0
Источники финансирования     
Текущее бюджетное финансирование, в т.ч. по статьям расходов     
Код Вид расходов     
211 Заработная плата 39018,5 54150,6 73899,0 167068,0
213 Начисление на фонд оплаты труда (единый социальный налог) - 26,2%, включая тариф на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 10222,8 14187,4 19361,5 43771,8
225 Услуги на содержание имущества     
226 Прочие услуги 23500,0 29600,0 45000,0 98100,0
290 Прочие расходы 2608,4 2972,0 12489,5 18069,9
310 Увеличение стоимости основных средств     
340 Увеличение стоимости материальных запасов 16650,3 19840,0 33150,0 69640,3
Целевые бюджетные фонды     
Федеральный бюджет     
Внебюджетные источники (с расшифровкой)     
Итого 92000,0 120750,0 183900,0 396650,0  

<*> Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджета города Москвы на очередной финансовый год
Ожидаемые результаты реализации Программы - создание и внедрение перспективных технологий, разработка на этой основе и освоение промышленного выпуска (коммерческой реализации) конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции на стратегических направлениях инновационного развития:
 - "Технология живых систем - Здравоохранение";
 - "Новые материалы";
 - "Городской транспорт";
 - "Энергетика";
 - "Эффективное землепользование в условиях крупных городов";
 - "Строительная индустрия";
 - "Производственные технологии и оборудование";
 - "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет совершенствования системы природоохранной деятельности";
 - "Построение инновационно-образовательной системы "Наука - Образование - Рынок труда";
 - "Формирование системы "Средняя школа - Вузы - Предприятие -Наука" по приоритетным направлениям развития науки и технологии";
 - "Мониторинг и социологические исследования в студенческой среде, включая формирования банка данных по различным вопросам студенческой жизни";
 - "Развитие систем информационного обеспечения молодежной политики";
 - экономически эффективное развитие системы "Наука - Инновации - Производство - Рынок", в особенности на основе создания наукоемких производств и научно-внедренческих структур, ориентированных на выпуск, в т.ч. с использованием лабораторной и научно-производственной базы вузов, перспективной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции, обеспечивающих в течение 2-3 лет окупаемость инвестированных в научно-производственную деятельность средств за счет снижения затрат на приобретение соответствующей продукции с учетом интегрального показателя "Цена/Качество", экономии энергетических, финансовых и материальных ресурсов, налоговых поступлений в бюджет города;
 - формирование на стратегических направлениях специализированных инновационных подсистем, обеспечивающих комплексное решение важнейших проблем на базе синтеза новых знаний и интегрированного развития научно-исследовательской, научно-прикладной, научно-образовательной, научно-производственной деятельности, экономически высокоэффективное решение важнейших проблем в среднесрочной и долгосрочной перспективе, в т.ч. создание "прорывных" технологий, ориентированных на научно-технический прогресс производственной инфраструктуры в 2010-2015 гг.;
 - создание необходимой научно-технической базы для реализации программ;
 - рост объемов коммерчески привлекательных результатов НИР и ОКР;
 - рост объемов интеллектуальной собственности, вовлеченной в хозяйственный оборот;
 - ежегодный дополнительный объем производства новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции за счет применения созданных передовых технологий;
 - сохранение рабочих мест в сфере науки;
 - повышение конкурентоспособности создаваемой инновационной продукции;
 - привлечение молодых специалистов ко всем видам инновационной деятельности в рамках выполнения и последующей реализации проектов Программы в системе "Наука - Образование - Производство - Рынок", в том числе научной, инженерной и инжиниринговой, организационно-управленческой и финансово-экономической, производственно-технологической и т.п.;
 - увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства
Система организации управления и контроля за исполнением Программы Управление Программой осуществляется государственным заказчиком - координатором Программы - Комитетом по делам семьи и молодежи города Москвы.
Контроль за ходом исполнения и реализации Программы осуществляет Правительство Москвы.
Государственные заказчики Программы: Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы - отвечают за реализацию Программы, осуществление в установленные сроки мероприятий Программы и целевое использование выделенных на реализацию Программы бюджетных средств.
 В соответствии со ст. 5, п. 2 Закона "Об инновационной деятельности в городе Москве" от 07.07.2004 N 45 по Программе в целом и по соответствующим направлениям научно-технической и научно-производственной деятельности создаются научно-координационные советы для осуществления координации работ, проведения комплексного информационно-экономического анализа хода выполнения проектов и входящих в них разработок, в т.ч. путем проведения семинаров, совещаний, выставок и подготовки на этой основе рекомендаций для принятия управленческих решений.
 Для обеспечения достижения конечного результата - освоение производства высокоэффективной продукции (экономически выгодной коммерциализации инноваций) в системе управления Программой реализуется принцип самоорганизации науки, заключающийся в том, что по всем мероприятиям Программы выделяются организации-координаторы, несущие всю полноту ответственности перед Правительством Москвы за эффективное выполнение разработок по приоритетным направлениям в системе "Наука - Инновации - Производство - Рынок":
 - "Технология живых систем - Здравоохранение" - МГУ им. М.В. Ломоносова (факультет фундаментальной медицины), МГТУ им. Н.Э. Баумана (факультет биомедицинской техники);
 - "Новые материалы" - МИСиС;
 - "Городской транспорт" - МИИТ;
 - "Энергетика" - МГУ им. М.В. Ломоносова (физический факультет), МЭИ;
 - "Эффективное землепользование в условиях крупных городов" -
 ГУЗ;
 - "Строительная индустрия" - МГСУ;
 - "Производственные технологии и оборудование" - МГТУ "Станкин";
 - "Повышение экологической безопасности города Москвы за счет совершенствования системы природоохранной деятельности" - МИИТ;
 - "Информационно-экономический анализ инвестиционной перспективности инновационной продукции" - Ассоциация московских вузов

 

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

 
    Московская высшая школа, интеллектуальный потенциал которой определяют свыше ста государственных вузов, имеет многоотраслевой характер, охватывая практически все направления научно-технических, естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний.
    В вузах Москвы работает многочисленный отряд специалистов высшей квалификации, среди которых около девяти тысяч докторов наук.
    За десятилетия, а иногда и более чем за столетие в московских вузах сложились уникальные, всемирно известные научные школы, взаимодействовать с которыми ученые многих стран считают за честь.
    Высшим учебным заведениям всегда была присуща опора на фундаментальную науку - проведение собственных глубоких фундаментальных исследований, постоянное взаимодействие с Академией наук. Это важно не только с точки зрения развития системы знаний, но и как гарантия высокого научно-технического уровня прикладных разработок.
    Московские вузы принимают активное участие в решении многих практических задач народного хозяйства страны и города, работая в тесной связи с предприятиями, отраслевыми научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Многие вузы, благодаря своему авторитету, широким научно-техническим связям, становятся координирующими центрами в масштабе страны, объединяющими усилия различных организаций в решении важнейших проблем.
    Московские вузы, имея славные и давние традиции, выросли в лидирующие, головные организации, определяющие основные отраслевые направления развития высшего образования и научных исследований на государственном уровне.
    Москве присуще уникальное, единственное в мире сочетание - на территории одного города сосредоточено огромное количество мощных, разнопрофильных академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, вузов, научно-производственных объединений, предприятий высоких технологий. Высшие учебные заведения - неотъемлемая и одна из важнейших частей этого конгломерата науки и производства, обладающего колоссальным научно-техническим потенциалом.
    Являясь многопрофильными научно-образовательными учреждениями, сохранившими и приумножившими в сложнейших условиях творческий потенциал своих научных школ, вузы способны:
    - разрабатывать качественно новые технические, технологические и организационно-экономические решения на основе синтеза научных достижений в различных областях знаний;
    - создавать с использованием имеющейся научно-лабораторной и экспериментальной базы наукоемкие высокорентабельные производства, в том числе центры коллективного пользования, малые предприятия, технопарки и т.п., обеспечивая их централизованно инжиниринговыми и финансово-экономическими услугами;
    - подготавливать высококвалифицированные кадры для решения научно-технических, организационно-экономических и управленческих задач, связанных с техническим перевооружением и модернизацией производственного и хозяйственного комплекса города Москвы;
    - привлекать, используя свою деловую и научную репутацию, инвестиции из бюджетных и внебюджетных источников финансирования для создания и внедрения высоких технологий;
    - осуществлять эффективную координацию в области проведения проблемно-ориентированных, фундаментальных и прикладных исследований, выполнения опытно-конструкторских работ на основе выбора экономически оптимальных направлений научно-технической деятельности и концентрации на этих направлениях интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов.
    Таким образом, на современном этапе высшая техническая школа становится ключевым звеном в системе "Фундаментальная наука - Прикладная наука - Образование - Производство - Рынок", обеспечивающим прогрессивное развитие всего научно-технического комплекса на основе организации инновационного процесса.
    Поэтому постоянная связь Правительства Москвы с вузами важна для города и стратегически точна.
    В целях повышения эффективности использования интеллектуального потенциала вузов в интересах города начиная с 1995 г. финансируются наиболее значимые для города разработки специалистов высшей школы. От Правительства Москвы эту деятельность формируют и ведут Департамент науки и промышленной политики и Московский комитет по науке и технологиям.
    Объемы финансирования науки в системе "Вузы - Москве" составили:
    - 1996 г. - 7,2 млн. руб.;
    - 2000 г. - 28,0 млн. руб.;
    - 2005 г. - 100,0 млн. руб.
    Важнейший аспект совместной работы московских вузов, Совета ректоров вузов и Правительства Москвы - формирование крупных межвузовских проектов.
    Разработка крупных проектов должна обеспечивать:
    - комплексное решение проблем городского хозяйства с высокими технико-экономическими показателями;
    - организацию и совершенствование важных для городского хозяйства объектов с максимальным использованием научно-технического потенциала вузов и производственно-технического потенциала предприятий города;
    - создание и выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и импортозамещающей продукции;
    - достижение реального экономического эффекта за счет:
    - экономии затрат городского и федерального бюджетов;
    - получения дивидендов от инвестированных в науку средств;
    - подготовки (переподготовки) кадров;
    - социальную ориентацию перспективных проектов на формирование в новых наукоемких производствах высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест.
    Стратегические подходы к разработке крупных проектов:
    1. Реализация крупных проектов должна обеспечивать решение наиболее важных для производственного и хозяйственного комплекса города Москвы вопросов, связанных с техническим перевооружением, повышением эффективности функционирования за счет максимального привлечения к созданию перспективных производств недоиспользуемого промышленного потенциала города и специально подготовленных высококвалифицированных кадров.
    2. Особое внимание должно быть обращено на создание в сфере "Наука - Производство" не только высококвалифицированных, но и высокооплачиваемых рабочих мест, имея в виду, что уровень оплаты труда должен существенно превышать размеры средней заработной платы в Москве.
    3. Необходимо сконцентрировать усилия на разработке импортозамещающей продукции высокого уровня, прежде всего, в области производства лекарственных препаратов и медицинской техники.
    Создание на базе столичных вузов федерального подчинения федерально-региональной инновационной системы "Москва", обеспечивающей развитие в интересах Российской Федерации и города инновационного процесса "Наука - Образование - Кадры - Производство - Рынок" на стратегических направлениях научно-технического прогресса, позволит осуществить в среднесрочной и долгосрочной перспективе:
    - расширение выпуска конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции, в основе которого лежат результаты выполненных НИР и ОКР;
    - развитие высокорентабельных наукоемких производств;
    - вовлечение в активную научно-производственную деятельность высококвалифицированных специалистов, в том числе в сфере инжиниринга и менеджмента, имея в виду использование на этих новых направлениях молодых преподавателей и научных работников, аспирантов и студентов.
    Несмотря на то, что в Москве сосредоточено около 60% научно-технического потенциала страны, трудится треть всех научных работников России, более половины докторов и кандидатов наук, стабильное инновационное развитие экономики столицы и России в целом пока не обеспечено. При огромном научно-техническом потенциале удельный вес Москвы в общем объеме созданных передовых технологий по России в целом не превышает 15%. Не сформирован масштабный и развитой рынок результатов инновационной деятельности.
    Система московского образования в течение ряда лет развивается практически в соответствии с целями, определенными приоритетным национальным проектом "Образование", реализуемым в стране по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина.
    Главное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которое во многом определяется состоянием образования.
    Уровень образования - это исходная, отправная точка экономического и научно-технического прогресса. Отставание в образовательном развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства и перспективах его развития.
    Последнее десятилетие страна находится на этапе перехода к рыночной экономике и перед отечественным образованием поставлены фундаментальные задачи обеспечения устойчивого инновационного развития страны с приведением содержания образования и его структуры к новым реалиям российской жизни, претерпевшей глубочайшие политические и социально-экономические изменения. Необходимо интегрироваться в международное образовательное пространство, обеспечив рост конкурентоспособности и государственной значимости экспорта образовательных услуг, повышение эффективности по привлечению иностранных граждан для обучения в московских учебных заведениях на компенсационных условиях.
    В то же время традиционная система образования, равно как и государственная молодежная политика, не обеспечивает целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи, ее подготовки к жизни в самоорганизуемом обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика, призванная сформировать и закрепить необходимые нормы поведения и моральные ценности в общественных традициях.
    С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.
    Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшней молодежи повышенные требования: она станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.
    От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45%. Только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Сходные тенденции в США и странах объединенной Европы стали основанием для внедрения специальных программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь.
    В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящее время российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этим проблемам. Согласно опросу 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.
    В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас согласно последнему всероссийскому опросу 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% - с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и лишь 10% - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести к потере преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того, нарастают противоречия между "объективно пожилой" по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.
    В качестве одного из наиболее острых перед молодежью и обществом встанет вопрос о жилищном обеспечении. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда, неразвитость форм найма жилья провоцируют рост цен на жилье и его аренду в Российской Федерации. Даже после принятия нового Жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. В то же время в рамках сложившейся практики содействия жилищному обеспечению молодежи было выделено целевых субсидий из федерального бюджета не более чем для 6000 и за счет региональных бюджетов для 59000 молодых семей. Такие результаты не могут оказать существенного влияния ни на изменение положения молодых людей, ни на изменение демографической ситуации в стране.
    Аналогичные проблемы в странах Западной Европы решаются в первую очередь путем взаимодействия органов власти, арендодателей, риэлторских и строительных компаний в создании политики доступной аренды жилья для молодежи.
    Жизнь молодого человека в предполагаемых условиях не будет развиваться линейно, как последовательность простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.
    Очевидно, что молодежь в значительной своей части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности, которая выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.
    В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте до 24 лет (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллиона молодых людей в год.
    В этих условиях большое значение приобретают:
    - научно-техническая и инновационная политика, формируемая Правительством Москвы;
    - комплексные меры поддержки научно-исследовательских организаций, вузов, проводящих НИР и ОКР по приоритетным направлениям, предприятий, осуществляющих разработку и внедрение наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
    - адресное бюджетное финансирование НИР и ОКР (рис. 1 - не приводится);
    - стимулирование системных изменений в московском образовании (устойчивое инновационное развитие, создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования);
    - переход к массовому "учебному конвейеру" на основе идеологии формирования базовых компетенций и реорганизации высшего образования, перевода его в режим инновационного развития, обеспечивающего полноценное вхождение страны в информационное общество - общество экономики знаний;
    - проведение социально ориентированной политики, направленной на развитие и совершенствование системы воспитания молодежи и подготовки кадров в вузах города Москвы, вовлечение все большего количества молодых людей в работу научно-технических и опытно-конструкторских структур, целенаправленное воспитание самостоятельной, ответственной молодежи, основанное на принципах толерантности, норм поведения и моральных ценностях в общественных традициях.
 

Рисунок 1. Схема организации планирования инновационного процесса <*>

 
    


    <*> Рисунок не приводится.
 
    С этой целью должны быть задействованы все экономические и организационные механизмы, имеющиеся у Правительства Москвы: городской заказ, налоговые льготы, финансовая поддержка, передовые методы управления.
 

Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 
    Цель:
    Обеспечение участия вузов города Москвы в эффективном решении хозяйственно-экономических, социальных и культурных задач города, сохранение и развитие научного и педагогического потенциала государственных вузов, повышение качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, расширение социальных гарантий научно-педагогических работников, стимулирование инновационной деятельности профессорско-преподавательского состава, формирование атмосферы межэтнической солидарности, культуры, мира и ненасилия в столичном мегаполисе на основе развития научно-инновационной деятельности в системе "Вузы - Наука - Производство - Рынок", качественного совершенствования образовательного процесса "Школа - Вуз - Подготовка кадров высшей квалификации - Производство - Наука - Предпринимательская деятельность", усиление роли высшей школы в решении социальных и культурных задач города.
    Задачи:
    1. Комплексное решение проблем городского хозяйства с высокими технико-экономическими показателями, в т.ч. на основе выполнения начиная с 2007 г. крупных межвузовских проектов с высокой степенью готовности инновационного продукта в системе "Наука - Инновации - Производство - Рынок".
    2. Организация и совершенствование важных для городского хозяйства объектов с максимальным использованием научно-технического потенциала вузов и производственно-технического потенциала предприятий города.
    3. Создание и выпуск высокоэффективной экспортоориентированной и импортозамещающей продукции.
    4. Достижение реального экономического эффекта за счет:
    - экономии затрат городского и федерального бюджетов;
    - получения дивидендов от инвестированных в науку средств;
    - подготовки (переподготовки) кадров.
    5. Социальная ориентация перспективных проектов на формирование в новых наукоемких производствах высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест.
    6. Мониторинг научно-технического потенциала вузов, направленный на выявление инноваций, обеспечивающих на федеральном и региональном уровнях создание технологий, существенно опережающих мировой уровень.
    7. Информационно-экономический анализ технической, технологической, производственной и рыночной перспективности инновационной продукции, планируемой к созданию и реализации в 2008-2009 годах.
    8. Организация целевой подготовки (переподготовки) кадров в направлении повышения их социальной и профессиональной мобильности, развития деловой и гражданской ответственности за инновационное развитие страны, интеллектуальной толерантности, здорового образа жизни.
    9. Проведение в течение 2-3 лет перспективных исследований, направленных на создание "прорывных" технологий, обеспечивающих инновационное развитие в 2010-2015 годах научно-производственной инфраструктуры, образовательной деятельности, молодежной политики.
    10. Создание организационно-экономических механизмов формирования научно-внедренческих структур (бизнес-инкубаторы, конструкторские бюро, научно-исследовательские лаборатории и центры и т.п.) и научно-производственных организаций (технопарки, малые предприятия, кластеры и т.п.), ориентированных на осуществление выпуска и внедрение (коммерческую реализацию) конкурентоспособной продукции.