Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 292. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

РАСПОРЯЖЕНИЕ Министерства транспорта Московской области от 15.01.2007 N 2 "О ВРЕМЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ"

Дата документа15.01.2007
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Методические рекомендации · Программа · Перечень

    

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 января 2007 г. N 2

 
    В целях повышения безопасности дорожного движения и обеспечения профессиональной надежности водителей автобусов, а также во исполнение решения Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при Правительстве Московской области (протокол от 22.07.2005 N 17):
    1. Принять Временные методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов (прилагаются).
    2. Управлению развития автомобильного транспорта (Кузнецов А.И.):
    2.1. В срок до 20.01.2007 направить Временные методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов на согласование в заинтересованные государственные органы исполнительной власти и организации Московской области.
    2.2. Направить Временные методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов в ГУП МО "Мострансавто" для проведения опытной апробации.
    2.3. По результатам апробации доработать Временные методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов и представить в IV квартале 2007 года на утверждение.
    3. ГУП МО "Мострансавто" (Жижаев А.Н.) обеспечить проведение опытной апробации документа Временные методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов в филиалах предприятия и в октябре 2007 года представить свои замечания и предложения в Министерство транспорта Московской области.
    4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя министра транспорта Правительства Московской области Н.О. Блудяна.
 

Заместитель Председателя Правительства
Московской области - министр транспорта
Правительства Московской области
П.Д. КАЦЫВ

 
 
    

Приложение
к распоряжению Министерства
транспорта Московской области
от 15 января 2007 г. N 2

 

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ

 

Введение

 
    Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов является одним из важнейших направлений деятельности служб пассажирских автотранспортных предприятий, организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров (далее - ПАТП), лиц, ответственных за безопасность дорожного движения. По данным ГИБДД МВД России, ошибки, связанные с человеческим фактором, присутствуют примерно в 80% дорожно-транспортных происшествий. Данная многолетняя статистическая закономерность определяет приоритетную роль водителя в обеспечении безопасности дорожного движения, системы "Автомобиль-водитель-дорога".
    Длительное время в России проблема безопасности дорожного движения с позиции водительского фактора рассматривалась главным образом как дисциплинарная, т.е. решаемая путем ужесточения санкций. Ужесточение наказаний за нарушения правил дорожного движения считалось самым главным способом профилактических мер снижения уровня аварийности. Однако как международный опыт, так и практика применения российского законодательства выявили его несостоятельность.
    Значительно более перспективными направлениями являются повышение надежности водителей с использованием методов профотбора (профподбора), обучения (повышения квалификации) и мотивации к безопасному управлению автотранспортным средством. В настоящее время большая часть нарушений водителями автобусов правил дорожного движения (в том числе и приведших к дорожно-транспортным происшествиям) вызвана не сознательным желанием рисковать, а комплексом проблем, имеющихся в обучении, неадекватной оценкой своего профессионального уровня и незнанием психофизиологических возможностей, а также недооценкой во многих случаях степени опасности дорожно-транспортной ситуации.
    При разработке настоящих Временных методических рекомендаций по обеспечению надежности водителей автобусов (далее - Методические рекомендации) под надежностью водителя понималась его способность в течение определенного времени работать "без отказов", то есть без ошибок в управлении транспортным средством (в нашем случае автобусом), без нарушений правил дорожного движения и без дорожно-транспортных происшествий. Надежность водителя складывается из следующих составляющих:
    1) профессиональная - включает совокупность знаний, навыков и умений, необходимых для безопасного управления автобусом в широком диапазоне дорожных и природно-климатических условий;
    2) медицинская - наличие заболеваний (гипертония, ишемия, язва желудка и др.), резкие проявления которых в процессе движения автобуса могут вызвать потерю контроля за его управлением;
    3) психофизиологическая - комплекс индивидуальных качеств водителя (время реакции, распределение внимания, память, точность движения и др.), недостатки которых могут способствовать возникновению ошибочных действий водителя при управлении автобусом, особенно при возникновении критических ситуаций в дорожном движении;
    4) социально-психологическая - совокупность морально-этических качеств водителя, определяющая его правопослушность в дорожной среде.
    Надежность водителя может быть обеспечена (повышена) путем воздействия на каждую из перечисленных составляющих. На повышение уровня профессионального мастерства направлена система повышения квалификации водительского состава; на повышение медицинской и психофизиологической составляющих направлены контроль за состоянием здоровья и режимом труда и отдыха и внедрение методов профотбора (профподбора) водительских кадров; социально-психологическая составляющая определяется применением пропагандистских и воспитательных мер.
    Профессиональная составляющая включает знание правил дорожного движения и умение использовать эти знания на практике, умение управлять автобусом в различных дорожно-климатических условиях, а также социальную адаптивность, в первую очередь, с пассажирами.
    Уровень здоровья водителя оценивается и контролируется на основе ряда требований соответствующих законодательных и подзаконных актов. Психофизиологическая оценка степени развития индивидуальных свойств и качеств водителей в настоящее время не применяется из-за отсутствия необходимого методического обеспечения. Хотя она является необходимой для подбора водителей, распределения и закрепления их на маршрутах различной сложности, особенно при перевозках пассажиров в сложных дорожных условиях, перевозке детей. Создание и использование инструментария, позволяющего оценить индивидуальные качества водителя, влияющие на безопасное управление автобусом, в первую очередь, оценки его склонности к риску, является чрезвычайно важным.
    Ранжирование водительского состава по критерию их квалификационного уровня в настоящее время практически не формализовано и производится в основном по субъективным оценкам руководства и службы безопасности движения. Действовавшее в Советском Союзе распределение водителей "по классам" не полностью оправдано, в том числе и потому, что присвоение высшего (первого) класса требует не достижения высокого уровня управления транспортным средством, на котором непосредственно трудится водитель, а лишь наличия соответствующей категории (которая может и не понадобиться конкретному водителю).
    В настоящее время в соответствии с Дополнениями и изменениями к Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (2005 г.) по профессии водителя автобуса регламентировано присвоение разрядов в зависимости от габаритной длины автобуса: 4 разряд - при управлении автобусом габаритной длиной до 7 метров; 5 разряд - габаритной длиной 7-12 метров; 6 разряд - свыше 12 до 15 метров; 7 разряд - свыше 15 метров.
    Представляется, что такая классификация водителей автобусов не эффективна, во-первых, из-за отсутствия количественных показателей качества управления транспортным средством; во-вторых, из-за невозможности водителя конкретного типа автобусов повышать свой разряд (и зарплату) за счет совершенствования водительского мастерства. При этом водитель микроавтобуса малой вместимости (наиболее аварийно опасного типа в настоящее время) не может получить разряд выше четвертого.
    Повышение надежности водителей автобусов является одной из важнейших составляющих деятельности ПАТП Московской области в плане поддержания необходимого уровня безопасности дорожного движения. На решение этой задачи и направлены настоящие Методические рекомендации. Их внедрение направлено на унификацию решений кадровых служб и служб безопасности дорожного движения по вопросам формирования, функционирования и контроля качества профессиональной деятельности водителей.
    Методические рекомендации предназначены для:
    - четкого распределения ответственности служб ПАТП, деятельность которых влияет на уровень безопасности дорожного движения;
    - разработки и реализации единой кадровой политики в сфере контроля и оценки профессиональной деятельности водительского состава;
    - решения вопросов о приеме водителей на работу и распределения по видам маршрутов и транспортных средств (автобусов);
    - выявления причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий по вине водительского состава и нарушений ими правил дорожного движения;
    - совершенствования работы по повышению профессионального мастерства водительского состава автобусов;
    - проведения инструктажей водителей об особенностях управления автобусами в различных условиях;
    - составления планов проведения стажировок и ежегодных занятий с водительским составом автобусов;
    - организации контроля за прохождением водителями автобусов предрейсовых (межрейсовых, послерейсовых) медицинских осмотров;
    - решения вопросов о поощрении (наказании) водительского состава.
    Методические рекомендации устанавливают общие принципы и условия, на основе которых осуществляется работа с водительским составом ПАТП с целью поддержания их высокой работоспособности как на протяжении рабочего дня, так и всей продолжительности водительского стажа.
    Методические рекомендации регламентируют цели, структуру и нормативное обеспечение водительского состава автобусов.
    Методические рекомендации являются обязательными для всех ПАТП Московской области и их внедрение осуществляется на основе привязки к условиям конкретного автотранспортного предприятия с учетом количества имеющихся водителей, их профессионального уровня и возрастной структуры.
    При разработке Методических рекомендаций учтены требования действующих нормативных актов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности водительского состава ПАТП.
    Требования данных Методических рекомендаций распространяются на все автотранспортные предприятия, организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами. Индивидуальные предприниматели и предприятия, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение установленных норм и требований, регламентируемых настоящими Методическими рекомендациями, на основе договоров, заключаемых со специально аккредитованными автотранспортными предприятиями, образовательными учреждениями и организациями.
 

1. Общие положения

 
    1.1. Временные методические рекомендации по обеспечению надежности водителей автобусов разработаны в соответствии с Федеральным законом N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции Федеральных законов от 02.03.1999 N 41-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ); Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090; Правилами проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 15.03.1999 N 190; Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса России от 09.03.1995 N 27; Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса России от 08.01.1997 N 2 (в редакции приказа Минтранса России от 18.07.2000 N 75).
    1.2. Методические рекомендации регламентируют деятельность ПАТП по обеспечению безопасности пассажирских перевозок путем повышения квалификации водителей автобусов, поддержания здоровья и оценки их психофизиологических качеств.
    1.3. Требования настоящих Методических рекомендаций обязательны для всех организаций, осуществляющих перевозки пассажиров автобусами, независимо от организационно-правовой формы, размера и структуры парка подвижного состава, и индивидуальных предпринимателей.
    1.4. Услуги по перевозке пассажиров ПАТП и водительский персонал подлежат сертификации на добровольной основе. Порядок проведения и сертификационные требования к деятельности перевозчиков пассажиров автобусами определяются соответствующими нормативными документами.
 

2. Допуск водителей к осуществлению перевозок пассажиров автобусами

 
    2.1. Лицо, претендующее на работу в качестве водителя автобуса, должно отвечать следующим требованиям:
    - наличие удостоверения на право управления транспортным средством категории "D";
    - возраст соискателя не менее 20 лет;
    - наличие документа о прохождении медицинского освидетельствования.
    2.2. В соответствии с частью 3 ст. 20 Закона "О безопасности дорожного движения" автотранспортная организация с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства может устанавливать специальные правила и предъявлять дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения. Дополнительные требования регламентируются внутрипроизводственным (внутрикорпоративным) приказом и доводятся до сведения каждого водителя, поступающего на работу.
    2.3. Перед приемом на работу проводится теоретическое и практическое тестирование знаний, умений и навыков соискателя. Ответственность за проведение теоретического и практического тестирования водителя возлагается на лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения в организации. Теоретическое тестирование проводит специалист по безопасности дорожного движения.
    2.4. К осуществлению перевозок пассажиров автобусами допускаются водители, прослушавшие вводный инструктаж, прошедшие стажировку и предрейсовый медицинский осмотр (порядок организации и прохождения стажировки приведен в приложении "Организация стажировки водителей автобусов").
    2.5. Лицо, поступившее в ПАТП на работу водителем, должно быть ознакомлено с настоящими Методическими рекомендациями и другими нормативными правовыми документами, регламентирующими его права и обязанности.
    2.6. В настоящих Методических рекомендациях приводятся разрядная сетка (приложение 1) и квалификационные требования к умениям и навыкам по управлению автобусом, дающие право на присвоение водителю соответствующего разряда (с учетом типа автобуса, которым ему предстоит управлять).
    2.7. Соответствующий разряд присваивается водителю по результатам комплекса тестовых упражнений и выполнения квалификационной поездки по испытательному маршруту.
    2.8. Для решения вопросов о присвоении (снижении) разряда на ПАТП создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом.
    2.9. Лицо, поступившее на работу в ПАТП, должно пройти психофизиологическое тестирование для определения возможности его использования в пассажирских перевозках (тип автобуса, маршрут перевозок, перевозка детей и т.п.), в первую очередь, на склонность к риску.
    2.10. Водитель может быть уволен в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях:
    - по его заявлению;
    - по медицинским показаниям;
    - из-за грубого нарушения <*> правил внутреннего распорядка ПАТП, правил дорожного движения и неоднократного совершения дорожно-транспортных происшествий (по собственной вине водителя);
    - в случае отрицательного результата при прохождении стажировки и невозможности перевода его на другие работы в организации;
    - в случае отрицательного результата зачета по программе ежегодных занятий с водителями.
    


    <*> Грубое нарушение - нарушение, свидетельствующее о сознательном пренебрежении нормами безопасности и способное повлечь наиболее тяжкие последствия.