Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 280. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ЗАКОН г. Москвы от 18.04.2007 N 11 "О РЕФЕРЕНДУМАХ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

Дата документа18.04.2007
Статус документаДействует
МеткиЗакон

    

18 апреля 2007 г. N 11

 

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

 

О РЕФЕРЕНДУМАХ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 
    Настоящий Закон определяет порядок организации и проведения референдума города Москвы и местного референдума в городе Москве.
 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Законодательство о референдумах

 
    1. Референдум города Москвы, местный референдум в городе Москве (далее - местный референдум) проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иными федеральными законами, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными законами города Москвы.
    2. В случаях и пределах, предусмотренных законодательством о референдумах, Московская городская Дума, Мэр Москвы, муниципальные собрания внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальное Собрание) и руководители муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - Руководитель муниципалитета) могут издавать правовые акты, направленные на реализацию положений настоящего Закона.
    3. В случае принятия в период кампании референдума города Москвы или местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения соответствующего референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения соответствующего референдума, указанные закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.
 

Статья 2. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе

 
    1. Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.
    2. В настоящем Законе также используются следующие термины и понятия:
    1) вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное образование), решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) самостоятельно;
    2) житель города Москвы - гражданин Российской Федерации, место жительства которого находится на территории города Москвы, что устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;
    3) округ референдума - территория, на которой проводится референдум;
    4) референдум - референдум города Москвы и местный референдум;
    5) референдум города Москвы - форма прямого волеизъявления жителей города Москвы, обладающих правом на участие в референдуме, по наиболее важным вопросам городского значения, которое осуществляется посредством голосования;
    6) референдум местный (местный референдум) - форма прямого волеизъявления жителей города Москвы, обладающих правом на участие в референдуме и проживающих на территории муниципального образования, по наиболее важным вопросам местного значения, которое осуществляется посредством голосования;
    7) участник референдума - житель города Москвы, обладающий правом на участие в референдуме.
 

Статья 3. Основные принципы проведения референдума

 
    1. Референдум города Москвы проводится на всей территории города Москвы. Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального образования.
    2. Участники референдума принимают участие в референдуме на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления.
    3. Участник референдума при проведении референдума голосует лично и непосредственно.
    4. Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на участника референдума с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением участника референдума.
    5. Референдумы организуют и проводят комиссии референдума. Вмешательство в деятельность комиссий референдума со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
 

Статья 4. Право на участие в референдуме

 
    1. В референдуме города Москвы имеет право участвовать житель города Москвы, достигший на день голосования возраста 18 лет.
    2. В местном референдуме имеет право участвовать житель города Москвы, место жительства которого находится на территории муниципального образования, где проводится референдум, и достигший на день голосования возраста 18 лет.
    3. Житель города Москвы вправе участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
    4. Не имеют права участвовать в референдуме жители города Москвы, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
    5. При проведении референдума житель города Москвы, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами действиях по подготовке и проведению референдума.
    6. В соответствии с международными договорами Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и жители города Москвы. В остальных случаях иностранные граждане, а также лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на референдуме.
 

Статья 5. Вопросы референдума

 
    1. На референдум города Москвы могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении города Москвы или в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
    2. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
    3. Вопросы референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
    4. Вопросы референдума должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, то есть на них можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
    5. Вопросы референдума города Москвы не должны противоречить федеральному законодательству. Вопросы местного референдума не должны противоречить федеральному законодательству и законодательству города Москвы.
    6. На референдум не могут быть вынесены вопрос (вопросы):
    1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления, приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
    2) о персональном составе органов государственной власти города Москвы, органов местного самоуправления;
    3) об избрании депутатов и должностных лиц, утверждении должностных лиц, о назначении их на должность и об освобождении от должности, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
    4) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств города Москвы, муниципального образования;
    5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения города Москвы.
    7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
 

Статья 6. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение референдума

 
    1. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории города Москвы, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
    2. Референдум не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса.
    3. Принятие органом государственной власти города Москвы, иным государственным органом, органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
 

Статья 7. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о референдумах

 
    1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
    2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
    3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
    4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
 

Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Статья 8. Инициатива проведения референдума

 
    1. Инициатива проведения референдума города Москвы принадлежит жителям города Москвы, имеющим право на участие в референдуме.
    2. Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
    1) жителям города Москвы, имеющим право на участие в местном референдуме в соответствующем муниципальном образовании;
    2) совместно муниципальному Собранию и Руководителю муниципалитета.
    3. Для выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей участников референдума в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Указанную инициативную группу вправе образовать житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в референдуме. Выдвинуть инициативу проведения референдума вправе также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.
    4. Для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с частью 3 настоящей статьи, должна представить в соответствующую комиссию референдума подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
    5. При выдвижении инициативы проведения местного референдума совместно муниципальным Собранием и Руководителем муниципалитета сбор подписей участников референдума не проводится.
    

Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения референдума

 
    1. Каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в референдуме города Москвы, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума города Москвы в количестве не менее 300 человек, имеющих право на участие в референдуме.
    2. Каждый житель или группа жителей города Москвы, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в следующем количестве:
    1) не менее 50 человек - в муниципальном образовании, в котором зарегистрировано до 50 тысяч участников референдума;
    2) не менее 75 человек - в муниципальном образовании, в котором зарегистрировано от 50 до 100 тысяч участников референдума;
    3) не менее 100 человек - в муниципальном образовании, в котором зарегистрировано свыше 100 тысяч участников референдума.
    3. В случае если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в части 3 статьи 8 настоящего Закона, то руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
    4. Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации группы:
    1) в Московскую городскую избирательную комиссию (далее - Городская комиссия) - при выдвижении инициативы по проведению референдума города Москвы;
    2) в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования (далее - муниципальная комиссия) - при выдвижении инициативы по проведению местного референдума.
    5. С момента обращения инициативной группы соответствующая избирательная комиссия действует в качестве комиссии референдума.
    6. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума указываются:
    1) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум. В случае вынесения на референдум проекта закона города Москвы или иного нормативного правового акта вопрос должен начинаться словами "Поддерживаете ли Вы принятие", после которых должно идти название проекта закона города Москвы или иного нормативного правового акта. При этом инициативная группа прилагает к ходатайству текст выносимого на референдум проекта закона города Москвы или иного нормативного правового акта;
    2) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и каждого лица, уполномоченного действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум.
    7. Ходатайство инициативной группы по проведению референдума должно быть подписано всеми членами указанной группы. Подписи членов инициативной группы по проведению референдума удостоверяются нотариально.
    8. В случае если инициативная группа по проведению референдума образована жителями города Москвы в соответствии с частью 1 или 2 настоящей статьи, к ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
    9. В случае если инициатором проведения референдума выступает избирательное объединение, иное общественное объединение, указанное в части 3 статьи 8 настоящего Закона, к ходатайству прилагаются:
    1) нотариально удостоверенная копия устава данного избирательного объединения, иного общественного объединения;
    2) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении, ином общественном объединении или о его структурном подразделении в единый государственный реестр юридических лиц;
    3) протокол или выписка из протокола съезда, конференции, общего собрания избирательного объединения, иного общественного объединения, заседания руководящего органа указанного объединения или его регионального отделения, иного структурного подразделения, на которых было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Указанные протокол или выписка подписываются уполномоченным на то лицом (лицами) и заверяются печатью избирательного объединения, иного общественного объединения.
    10. Городская комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
    1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Устава города Москвы и настоящего Закона - о направлении их в Московскую городскую Думу;
    2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
    11. Московская городская Дума в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы и приложенных к нему документов обязана рассмотреть указанные ходатайство и документы и принять мотивированное решение о соответствии или о несоответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум города Москвы, требованиям статьи 5 настоящего Закона.
    12. Московская городская Дума не позднее чем через пять дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума города Москвы и приложенных к нему документов обязана уведомить об инициативе проведения референдума Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
    13. Московская городская Дума не позднее чем через пять дней со дня принятия решения о соответствии или о несоответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум города Москвы, требованиям статьи 5 настоящего Закона уведомляет об этом решении Городскую комиссию, Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
    14. Если Московской городской Думой принято решение о том, что вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) для вынесения на референдум города Москвы, соответствует (соответствуют) требованиям статьи 5 настоящего Закона, Городская комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума города Москвы, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
    15. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по проведению референдума города Москвы, действительно до окончания кампании референдума. Форма регистрационного свидетельства устанавливается Городской комиссией.
    16. Если Московской городской Думой принято решение о том, что вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) для вынесения на референдум города Москвы, не соответствует (не соответствуют) требованиям статьи 5 настоящего Закона, Городская комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы.
    17. В случае если Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации или Правительство Российской Федерации не согласны с решением Московской городской Думы о соответствии или о несоответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум города Москвы, требованиям статьи 5 настоящего Закона, они вправе предложить Московской городской Думе создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума города Москвы. По результатам работы согласительной комиссии Московская городская Дума подтверждает ранее принятое решение или принимает новое решение. На время работы согласительной комиссии сроки, указанные в частях 14 и 16 настоящей статьи, приостанавливаются.
    18. Муниципальная комиссия в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
    1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Устава города Москвы, настоящего Закона и устава муниципального образования - о направлении их в муниципальное Собрание;
    2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
    19. Муниципальное Собрание в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов обязано их рассмотреть и принять решение о соответствии или о несоответствии вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона.
    20. Если муниципальным Собранием принято решение о том, что вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) для вынесения на местный референдум, соответствует (соответствуют) требованиям статьи 5 настоящего Закона, муниципальная комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.
    21. Если муниципальным Собранием принято решение о том, что вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) для вынесения на местный референдум, не соответствует (не соответствуют) требованиям статьи 5 настоящего Закона, муниципальная комиссия в течение 15 дней со дня принятия указанного решения принимает решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
    22. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по проведению местного референдума, действительно до окончания кампании референдума. Форма регистрационного свидетельства устанавливается Городской комиссией.
    23. В случае отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы, местного референдума соответствующая комиссия референдума обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию решения комиссии с изложением оснований отказа.
    24. Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение данной инициативной группой требований части 3 статьи 8 настоящего Закона и частей 1-3 настоящей статьи, несоответствие документов, указанных в частях 6-9 настоящей статьи, требованиям настоящего Закона или несоответствие вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, требованиям статьи 5 настоящего Закона. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 63 настоящего Закона.
 

Статья 10. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума

 
    1. После получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе добровольно и самостоятельно проводить сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи в поддержку инициативы проведения референдума города Москвы могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума, после оплаты изготовления подписных листов. Подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума могут собираться со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума города Москвы осуществляется в течение 30 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Сбор подписей в поддержку инициативы проведения местного референдума осуществляется в течение 20 дней со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума вправе создавать группы содействия для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума.
    2. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума города Москвы, составляет 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории города Москвы в соответствии с частью 3 статьи 13 настоящего Закона. Число указанных подписей определяется Городской комиссией одновременно с принятием решения о регистрации инициативной группы по проведению референдума города Москвы.
    3. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с частью 3 статьи 13 настоящего Закона. Число указанных подписей определяется муниципальной комиссией одновременно с принятием решения о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
    4. В каждом подписном листе указываются:
    1) слова "Город Москва" - в случае выдвижения инициативы проведения референдума города Москвы или наименование муниципального образования - в случае выдвижения инициативы проведения местного референдума;
    2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум;
    3) номер регистрационного свидетельства и дата его выдачи;
    4) наименование органа, выдавшего регистрационное свидетельство.
    5. Подписи могут собираться только среди участников референдума, имеющих право на участие в соответствующем референдуме.
    6. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение участников референдума в процессе сбора подписей к внесению подписей и их вознаграждение за внесение подписей, не допускаются. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными.
    7. Право сбора подписей участников референдума принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума может заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума. Инициативная группа по проведению референдума обязана составить список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума, по форме, установленной комиссией, организующей референдум. В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подпись лица, осуществлявшего сбор подписей участников референдума. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей участников референдума, и их подписи в указанном списке удостоверяются нотариально.
    8. В случае вынесения на референдум проекта закона города Москвы, иного нормативного правового акта лицо, осуществляющее сбор подписей, должно представлять текст соответствующего проекта гражданину, ставящему свою подпись в поддержку инициативы проведения референдума, по его первому требованию.
    9. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку выдвижения одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
    10. Участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, его заменяющего, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, его заменяющем. Данные об участнике референдума, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения участник референдума ставит собственноручно.
    11. При сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа.
    12. Подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, его заменяющего, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою подпись и дату ее внесения, и уполномоченным представителем инициативной группы, который напротив своих фамилии, имени, отчества собственноручно ставит подпись и дату ее внесения.
    13. Уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают количество собранных подписей участников референдума, составляют и подписывают протокол об итогах сбора подписей участников референдума, форма которого устанавливается комиссией, организующей референдум.
 

Статья 11. Проверка комиссией референдума достоверности данных, содержащихся в подписных листах

 
    1. Уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума не позднее дня, следующего за днем окончания сроков, установленных частью 1 статьи 10 настоящего Закона, представляют в соответствующую комиссию референдума:
    1) подписные листы с подписями участников референдума, собранными в поддержку инициативы проведения референдума;
    2) протокол об итогах сбора подписей участников референдума на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной комиссией, организующей референдум, а также список лиц, осуществлявших сбор подписей участников референдума, составленный в соответствии с требованиями части 7 статьи 10 настоящего Закона;
    3) первый финансовый отчет инициативной группы по проведению референдума.
    2. Подписные листы, представляемые в соответствующую комиссию референдума, должны быть сброшюрованы и пронумерованы.
    3. Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для назначения референдума, не более чем на 10 процентов.
    4. При приеме документов, указанных в части 1 настоящей статьи, соответствующая комиссия референдума заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей участников референдума, а затем выдает уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов и других документов с указанием количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.
    5. Соответствующая комиссия референдума проверяет соблюдение порядка сбора подписей участников референдума, оформления подписных листов, достоверность сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, содержащихся в этих подписных листах.
    6. Соответствующая комиссия референдума для проведения проверки, предусмотренной частью 5 настоящей статьи, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов комиссии, работников аппарата комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий референдума, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными подписей, содержащихся в подписных листах. Для проведения проверки комиссии референдума вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
    7. По решению соответствующей комиссии референдума могут быть проверены все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного в соответствии со статьей 10 настоящего Закона количества подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума.
    8. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Если число подписей в подписных листах, отобранных для выборочной проверки, окажется большим, чем количество подписей, которое должно быть проверено в соответствии с решением комиссии референдума посредством случайной выборки (жребия), выбирается один подписной лист и в этом подписном листе посредством случайной выборки (жребия) отбираются подписи, не подлежащие проверке.
    9. Проверке и учету не подлежат подписи участников референдума, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами проведения референдума, если это специально оговорено ими в подписном листе или протоколе об итогах сбора подписей участников референдума до представления подписных листов в комиссию.
    10. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой по проведению референдума, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума. Указанные лица должны быть извещены о времени проведения проверки.
    11. В результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и недействительными.
    12. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 6 настоящей статьи.
    13. Недействительными считаются:
    1) подписи лиц, не имеющих права на участие в соответствующем референдуме;
    2) подписи участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной на основании официальной справки органа внутренних дел либо письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 6 настоящей статьи;
    3) подписи участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения подписи;
    4) подписи участников референдума, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
    5) подписи участников референдума с исправлениями в датах внесения подписей, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума;
    6) подписи участников референдума, даты внесения которых проставлены не собственноручно участниками референдума. В этом случае подпись признается недействительной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 6 настоящей статьи;
    7) подписи участников референдума, в сведения о которых внесены исправления, если эти исправления специально не оговорены участниками референдума или лицами, удостоверяющими подписные листы;
    8) все подписи участников референдума в подписном листе в случаях, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, и (или) уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей участников референдума, и (или) уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей участников референдума, не внесены им собственноручно;