Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 293. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

"ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ АСФАЛЬТОБЕТОНА ТР 103-00"

Дата документа03.05.2000
Статус документаДействует
МеткиРекомендации · Перечень

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

КОМПЛЕКС АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА, РАЗВИТИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ГОРОДА

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРОЙСТВУ ДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ АСФАЛЬТОБЕТОНА

 

ТР 103-00

 

Дата введения в действие
3 мая 2000 г

 

Разработаны ГУП НИИМосстрой

 
    Утверждены: Начальник Управления экономической научно-технической и промышленной политики в строительной отрасли АИ. Воронин " 3 " апреля 2000 г.
 

Взамен ВСН 14-95

 
    Настоящие технические рекомендации представляют собой практическое руководство для дорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.
    Технические рекомендации разработаны ГУП "НИИМосстрой" (к.т.н Городецкий Л.В., д.т.н. Кононов В.Н. - руководитель работы, с.н.с. Клейман М.И., Якимчикова ТА) при участии УЖКХБ г. Москвы (Павлов Н.В.) и ГУ "Мосстройлицензия" (Емельянов Ю.П., Ким В.А.).
    Рекомендации обобщают накопленный за период с 1976 по 2000 гг. опыт проектирования, строительства и эксплуатации городских дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями, а также данные ГУ "Мосстройлицензия", направленные на повышение роли и ответственности строителей за качество выполняемых работ.
    Рекомендации согласованы с институтом "Мосинжпроект", ГУП "Доринвест", ОАО "Асдор".
 

1. КОНСТРУКЦИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ

 
    Настоящие рекомендации предъявляют требования к дорожным конструкциям с асфальтобетонным покрытием, технологии их устройства и устанавливают область применения асфальтобетонных смесей различных типов и видов с учетом принятой классификации улично-дорожной сети г. Москвы.
 

Типы конструкций с применением асфальтобетона

 
    1.1. Конструкция дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и толщины ее слоев определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г. Москвы и действующих СНиП и ТР (2-5).
    1.2. Дорожная конструкция образуется в результате устройства друг за другом, снизу вверх отдельных слоев, выполняющих различные функции и соответственно отличающихся друг от друга по виду и качеству применяемых в них материалов. Дорожную одежду укладывают на уплотненное и спланированное земляное полотно.
    Принципиальные схемы дорожных конструкций с асфальтобетонным покрытием для улиц различных категорий представлены на рисунке 1.
    1.3. Конструкции по варианту I и II устраиваются при одностадийном строительстве, а по варианту III и IV - при двухстадийном.
    1.4. Дорожная конструкция (вариант I и II) состоит из монолитной асфальтобетонной плиты, укладываемой на технологический щебеночный слой или непосредственно на грунт земляного полотна;
    щебеночный слой укладывается по песчаному подстилающему слою. Сверху такая конструкция замыкается слоем износа из асфальтобетона. Расчет таких конструкций производится по методу, изложенному в ВСН 5-92 "Инструкция по расчету и конструированию дорожных одежд с монолитными асфальтобетонными покрытиями" с изм. N 1 от 01.11.96 г.
    1.5. Дорожная конструкция (вариант III и IV) состоит из двух- или трехслойного асфальтобетонного покрытия, устраиваемого на основании из укатываемых бетонных смесей марок 75-300 (8). Бетонное основание укладывается по технологическому слою из щебеночных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими. Технологический слой укладывается на песчаный подстилающий слой.
    При наличии на бетонном основании трещин и разрушений асфальтобетонное покрытие заменяется бетонным из смесей марки 350-400 (9, 10).
    Такие дорожные конструкции рассчитываются по методике, изложенной в ВСН 2-94 (приложение 1).
    1.6. Марку, тип и вид асфальтобетона рекомендуется принимать в соответствии с табл. 1.
    В асфальтобетонном покрытии на мостах и эстакадах для нижнего слоя применяют только плотный мелкозернистый асфальтобетон типа Б и В. Для верхнего слоя в смесях типа Б используется дробленый песок.
 

 

Принципиальные схемы дорожной конструкции с асфальтобетонным покрытием:

 

Вариант I - асфальтобетонное покрытие на технологическом слое; II - то же, на грунте; III, IV- то же, на бетонном основании:

 
    1 - высокоплотный, плотный асфальтобетон; 2 - плотный, пористый асфальтобетон; 3 - тощий (укатываемый бетон марки 75,100); 4 - пластичный цементобетон марки 200, 300; 5, 6 - технологический слой (щебеночные и гравийные материалы с обработкой или без обработки вяжущими; цементопесчаные смеси); 7 - песчаный подстилающий слой
 
 

Таблица 1

 

Рекомендуемая область применения асфальтобетонных смесей с учетом принятой классификации улично-дорожной сети города.

 

Категория улиц Асфальтобетон конструктивного слоя
ГОСТ (марка) Технические условия (тип)
мелко зернистая песчаная к/з крупно-
зернистая
песчаная литая
тип КП I II III I II III IV V
ВП А Б В Г Д
Магистральные улицы
Общегородского значения
I класса I I I - - - - + + - + - - - +
II класса I I I - I - - + + - + - - - +
Районного значения - - I II I II + + + + + + + + +
Магистральные улицы центра
Общегородского значения
I класса I I I - - - - + + - + - - - +
II класса I I I - I - - + + - + - - - +
Районного значения - - I II I II + + + + + + + + +
Улицы, дорога и проезды местного значения
Улицы в жилой застройке - - I II - II, III + + + + + + + +
Улицы и дороги в производственных и коммунально-складских зонах - - I II I II - + + - - - - - +
Проезды в кварталах - - II II - II, III - + + + - - - + +
Улицы и проезды местного значения
Улицы в жилой застройке - - I II - II, III + + + + - - - - +
Проезды в кварталах - - - - - II, III + + + + - - - + +

 

Определение и требования, предъявляемые к асфальтобетону и технологии приготовления смесей

 
    1.7. Асфальтовый бетон (асфальтобетон) - искусственный строительный конгломерат, образующийся в результате достижения определенной плотности асфальтобетонной смесью, уложенной в конструкцию. Смесь приготовляют смещением в смесительных установках в нагретом состоянии минеральных материалов различной крупности и нефтяного дорожного битума в рационально подобранных соотношениях. В необходимых случаях в смесь вводят добавки ПАВ, полимеров, отсевов дробления (фрезерования) асфальтобетона, резины, серы и прочее.
    Асфальтобетон - материал, способный в дорожных одеждах работать самостоятельно, выполняя роль основного (несущего) слоя конструкции при воздействии нагрузок динамического и температурного характера (7). При положительных температурах асфальтобетон - вязкопластичный материал, при 0 °С - упруго-жесткий с выраженным упругим последействием и высокими численными значениями модуля упругости и предела прочности на растяжение при изгибе. При 0 °С и ниже деформации до момента появления трещин и разрушения в подавляющей части являются упругими, а остаточная деформация, вслед за которой по достижении материалом предела прочности происходит хрупкое его разрушение, составляет около 1 %.
    1.8. Основные расчетно-экспериментальные зависимости при оптимальных структурах асфальтобетона представлены в приложении 1, а технические требования - в приложениях 2-6.
    1.9. Асфальтобетонные смеси приготовляют в серийно выпускаемых стационарных асфальтобетонных установках, оборудованных смесителями принудительного перемешивания.
    1.10. Продолжительность перемешивания смесей устанавливают в зависимости от вида смесей с учетом технических характеристик используемой смесительной установки. Перемешивание должно обеспечивать равномерное распределение всех компонентов смеси и полное обволакивание битумом минеральных зерен. Однородность смеси, оцениваемая коэффициентом вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С, должна быть не ниже норм, приведенных в таблице 2.
    1.11. Битум с добавлением ПАВ, полимеров, разжижителей или структурообразующих компонентов следует перемешивать до получения однородной смеси в отдельной емкости, оборудованной паро- электро- или маслопрогревом.
    Битум с добавкой перекачивают в расходную емкость и доводят до рабочей температуры.
    1.12. Готовая асфальтобетонная смесь выгружается в накопительный бункер или непосредственно в кузов автомобиля-самосвала, очищенный от загрязнений и обработанный мыльным раствором или эмульсией, для доставки к месту укладки. Время нахождения смеси в накопительном бункере не должно превышать 30 минут, а при использовании смеси на битумах с добавками - 60 минут.
    Температура смесей различных типов и видов при выгрузке из мешалки должна приниматься по нормам, указанным в соответствующих технических условиях.
 
 

Таблица 2

 

Наименование показателя Значение коэффициента вариации для смесей марки
I II III
Предел прочности при сжатии при температуре 50 °С 0,16 0,18 0,20

 

2. ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ

 

Устройство искусственного основания

 
    2.1. Искусственное основание - часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающая вертикальные нагрузки и передающая их на грунт земляного полоша. Оно состоит, как правило, из двух слоев: нижний подстилающий и верхний технологический. Задачей подстилающего слоя является отвод всей свободной воды, поступающей в основание в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводимых устройств; технологический слой, устраиваемый по подстилающему слою, обеспечивает движение и маневрирование асфальтоукладчика и транспорта, подвозящего дорожно-строительные материалы.
    2.2. До начала работ по устройству подстилающего слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом: прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засылками и устройство закрытой водосточной сети, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом и уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна.
    2.3. Для устройства подстилающего слоя используются пески, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 8736-93, с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сутки. При "чистых" песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сутки подстилающий слой не устраивается.
    2.4. Уплотнение подстилающего слоя следует производить при влажности песка, близкой к оптимальной (Wопт), но не более 1,3 Wопт, коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.
    2.5. Для устройства технологического слоя применяются: фракционированный щебень, щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и необработанные органическими вяжущими. В конструкциях с использованием бетонных смесей для устройства технологического слоя применяются песчано-цементные смеси.
    Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в таблице 3. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м.
 
 

Таблица 3

 

Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей для устройства технологического слоя основания

 

Вид смеси Содержание в % зерен минерального материала мельче, мм
40 20 10 5 0,63 0,071
Щебеночная 95-100 40-70 25-45 20-35 5-15 2-5
Гравийно- 90-100 65-85 - 35-50 8-20 2-6
песчаная 95-100 95-100 60-75 40-56 9-21 2-6

 
    2.6. Укладка щебеночной или гравийно-песчаной смеси производится сразу после доставки их на объект. Для исключения расслаивания щебеночной смеси при транспортировании она должна иметь влажность 4-6 % по массе. При использовании гравийно-песчаной смеси в ее составе допускается порядка 2-4 % по массе пылеватых и глинистых частиц.
    2.7. При применении фракционированного щебня технологический слой устраивается по принципу щебеночного основания. В этом случае следует применять щебень из осадочных горных пород следующих фракций: 40-70, 10-20 (25) и 3 (5) - 10 (15) мм. Марка щебня по дробимости при сжатии (раздавливании) в цилиндре должна, быть не ниже 600, а по износу (истиранию) в полочном барабане И-III.
 

Организация работ по устройству асфальтобетонного покрытия

 

Общие положения

 
    2.8. Покрытия из асфальтобетонной смеси устраивают в сухую погоду: весной при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5 °С и основание не должно быть промерзшим, осенью - не ниже плюс 10 °С и основание не должно быть влажным. При температуре воздуха ниже указанной, работы осуществляются с соблюдением требований, изложенных в п.п. 2.62-2.64 настоящих "Рекомендаций".
    2.9. Началу работ по устройству асфальтобетонного покрытия предшествует разработка проекта производства работ или привязка типовой технологической карты к местным условиям производства работ на данном объекте.
    В проекте производства работ должны быть представлены:
    - генеральный план строящегося или реконструируемого объекта;
    - технологическая последовательность выполнения работ (технологическая карта);
    - схемы движения городского транспорта в период строительства (при наличии движения городского транспорта);
    - схемы движения транспорта, подвозящего строительные материалы;
    - места установки ограждений;
    - места установки светильников (прожекторов) для выполнения работ в вечернее и ночное время;
    - календарный график производства работ с указанием сроков, объема работ, подлежащих ежедневному выполнению, и потребного количества механизмов;
    - пояснительная записка, в которой обосновывается организация и технология работ, указываются мероприятия по обеспечению безопасных условий производства работ, подробно излагаются особые условия объекта.
    Проекты производства работ по строительству технически несложных объектов могут состоять из календарного плана производства работ, стройгенплана и краткой пояснительной записки.
 

Подготовительные работы

 
    2.10. Устройство асфальтобетонного покрытия производят только после приемки нижнего и верхнего слоев основания, а также установки бортового камня, что оформляется актом на скрытые работы, и после проведения подготовительных работ.
    Подготовительные работы включают:
    при новом строительстве
    -обработку поверхности основания битумной эмульсией (7) или жидким битумом равномерным слоем не менее чем за 6 часов до укладки смеси. Расход материалов составляет: при обработке жидким битумом - 0,5-0,8 л/м2, при обработке 50 % битумной эмульсией - 0,4-0,7 л/м2 (22);
    - геодезическую разбивку с установкой контрольных "маяков" и выноской отметок на бортовой камень (верх маяка или отметка должны соответствовать верху покрытия после уплотнения). Нанесение отметок по борту производится намелованным шнуром. Асфальтобетонные или деревянные "маяки" устанавливаются по визиркам вдоль дороги на бетонном основании или технологическом слое или уплотненном нижнем слое;
    - проверку соответствия высотных отметок крышек колодцев требованиям проекта и исправление в случае несоответствия.
    при ремонте асфальтобетонного покрытия:
    -очистку основания от пыли, грязи поливомоечными машинами или сжатым воздухом; просушку влажного основания, при этом особое внимание должно уделяться очистке лотка проезжей части;
    - обработку поверхности покрытия битумной эмульсией с расходом 0,3-0,4 л/м2. При разливе эмульсии не следует допускать ее концентрации в пониженных местах;
    - смазку битумной эмульсией вертикального края ранее уложенных полос асфальтобетона, люков колодцев, трамвайных путей, рельсов и других выступающих элементов на покрытии;
    - проверку (с помощью геодезических инструментов) ровности ремонтируемого асфальтобетонного покрытия, продольных и поперечных уклонов, ширины проезжей части улицы (дороги) и правильности установки люков колодцев подземных сооружений. Выравнивание поверхности покрытия производится путем укладки асфальтобетонной смеси - крупнозернистой при толщине более 60 мм и мелкозернистой при меньших толщинах. Категорически запрещается выравнивание профиля производить устройством нижнего слоя покрытия переменной толщины. Устройство выравнивающего слоя на больших площадях производится с использованием асфальтоукладчиков, а при малых - асфальтораскладчиков;
    - допускается исправление существующего асфальтобетонного покрытия на месте путем его разогрева, выравнивания и повторного использования. Для этой цели могут использоваться механизмы типа репейверов или ремиксеров;
    - регулировку люков колодцев подземных коммуникаций и приведение их в соответствие с проектной отметкой покрытия; наращивание, в случае необходимости, колодцев с использованием металлических вкладышей или железобетонных сегментов. При установке дождеприемной решетки учитывается следующее: края решетки должны быть ниже проектной отметки лотка с верховой стороны на 30 мм, а с низовой - на 20 мм; подход к решетке с верховой стороны должен иметь увеличение уклона на расстоянии 2 - 3 м, а с низовой - 0,5 м.
    2.11. Для составления технологической схемы потока, являющейся основной частью технологической карты, предварительно устанавливают потребное количество асфальтоукладчиков и катков, порядок движения асфальтоукладчиков, длину полосы укладки, направление движения потока.
    При этом следует руководствоваться следующими положениями:
    - устройство слоев износа (верхних слоев) покрытия должно производиться, как правило, одновременно таким количеством асфальтоукладчиков, суммарная ширина которых равна ширине проезжей части;
    - для исключения переезда автомобилей-самосвалов через край ранее устроенного асфальтобетонного покрытия и обеспечения безопасных условий производства работ, направление потока должно приниматься навстречу движения транспорта, подвозящего асфальтобетонную смесь;
    - при продольном уклоне более 30%о асфальтобетонная смесь должна укладываться снизу вверх (от нижней точки уклона к верхней).
    2.12. Для укладки асфальтобетонной смеси должны быть созданы механизированные звенья в составе: асфальтоукладчиков, самоходных моторных катков, вспомогательных машин и приспособлений.
    Рекомендуется применять асфальтоукладчики на пневмоколесном или гусеничном ходу с шириной укладываемой полосы до 7,5 м с автоматической системой, обеспечивающей ровность покрытия заданного поперечного профиля.
    2.13. Для составления проектов организации работ и технологических карт при назначении количества асфальтоукладчиков учитывается их производительность, а также необходимое количество асфальтобетонной смеси на данный объект.
    2.14. Для выполнения работ по устройству верхнего или нижнего слоя покрытия на участке работ выделяют сменную захватку при асфальтировании на всю ширину проезжей части.
    2.15. Длина полосы, укладываемой за один проход, при использовании одного асфальтоукладчика назначается с учетом температуры наружного воздуха, а также возможности одновременного уплотнения двух смежных полос. Возможные пределы изменения этих длин приведены в таблице 4.
 
 

Таблица 4

 

Длины полос укладки асфальтобетонной смеси