Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 913. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 29.05.2007 N 427-ПП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ НА ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ"

Дата документа29.05.2007
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Методические рекомендации · Форма · Реестр · Перечень · План

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2007 г. N 427-ПП

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ НА ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ

 
    Реализация системного подхода к управлению охраной окружающей среды на предприятиях и внедрение системы экологического менеджмента направлены на достижение предприятиями определенного уровня экологической эффективности, который позволит свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду и повысит ответственность за ее качество.
    В целях обеспечения необходимых мер для создания и внедрения системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы, во исполнение распоряжения Правительства Москвы от 20 мая 2005 г. N 867-РП "О мероприятиях, направленных на снижение негативного воздействия лакокрасочных материалов на окружающую среду" Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить Методические рекомендации по внедрению системы управления окружающей средой на лакокрасочных предприятиях города Москвы (далее - Методические рекомендации) согласно приложению.
    2. Рекомендовать организациям (предприятиям), осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов, использовать настоящие Методические рекомендации.
    3. Принять к сведению готовность АНО "Московский экологический регистр" (далее - АНО "МЭР") - центрального органа системы добровольной сертификации оказывать консультационные услуги предприятиям, осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов.
    4. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы при участии АНО "МЭР" обеспечивать консультационную помощь предприятиям, осуществляющим производство и использование лакокрасочных материалов, по внедрению системы управления окружающей средой.
    5. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в месячный срок разместить настоящее постановление на официальном Интернет-сайте и провести информирование предприятий через имеющиеся медиаресурсы.
    6. Настоящее постановление подлежит опубликованию в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы.
    7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бочина Л.А.
 

Мэр Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение
к постановлению
Правительства Москвы
от 29 мая 2007 г. N 427-ПП

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ НА ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРОДА МОСКВЫ

 

1. Введение

 
    Методические рекомендации предназначены для:
    - организаций, производящих и потребляющих лакокрасочные материалы, создания и внедрения СУОС (далее - предприятия);
    - научных работников, осуществляющих разработку и внедрение лакокрасочных материалов.
    Создание СУОС целесообразно начинать с экологического аудита деятельности предприятия с целью получения необходимых исходных данных, их обобщения и анализа. Зафиксированное на начальном этапе создания СУОС исходное (базовое) экологическое состояние дает предприятию возможность в дальнейшем отслеживать динамику его изменения во времени.
    Предварительное оценивание воздействия деятельности организации на окружающую среду необходимо для получения полного, систематизированного представления о характере и величине этого воздействия и должно охватывать четыре ключевые области:
    - соблюдения требования законодательных и нормативных документов;
    - идентификации важных экологических аспектов;
    - изучения всех существующих методов и процедур, используемых в осуществлении природоохранной деятельности;
    - оценки информации, поступившей по обратной связи после исследования предшествующих событий, связанных с воздействиями на окружающую среду.
    Во всех случаях следует уделять внимание нормальным и аномальным рабочим процессам в рамках предприятия, а также потенциальным аварийным условиям и возможности реагирования на них.
    Результаты первоначальной оценки воздействия на окружающую среду документально оформляются.
    В общем случае порядок организации и проведения предварительного оценивания предусматривает выполнение следующих работ:
    - создание аналитической группы для выполнения работ;
    - назначение специального представителя руководства предприятия по СУОС;
    - определение перечня проблем, подлежащих изучению (например, снижение выбросов летучих органических соединений (ЛОС) при производстве и применении лакокрасочных материалов (ЛКМ), переработка и повторное использование отходов производства);
    - определение методов и инструментов, посредством которых должно проводиться изучение проблем;
    - составление планов работ и их выполнение;
    - документированное оформление результатов предварительного оценивания;
    - доведение результатов оценивания до заинтересованных лиц.
    Аналитическую группу целесообразно создавать из специалистов экологической службы с привлечением компетентных специалистов других подразделений.
    Аналитическая группа должна возглавляться специальным представителем руководства предприятия, который имеет полномочия для того, чтобы:
    - гарантировать, что требования СУОС выполняются на уровне, соответствующем ИСО 14001;
    - представлять отчеты о функционировании СУОС руководству предприятия для анализа и совершенствования системы экологического менеджмента.
    Специальный представитель, члены аналитической группы назначаются приказом (приказами) руководителя предприятия и обеспечиваются ресурсами, позволяющими провести работы в соответствии с ИСО 14001.
    Разработка и внедрение СУОС могут проводиться специалистами предприятия, прошедшими обучение, или специалистами других организаций.
    Перечень вопросов, подлежащих изучению в процессе оценивания текущего состояния деятельности предприятий, связанных с производством лакокрасочных материалов:
    - анализ местоположения предприятия с позиций воздействия его деятельности на окружающую среду. Например, близость к жилой застройке, местам природной или культурной значимости, сельскохозяйственным угодьям; расположение розы ветров, топография, гидрология, география и история местности;
    - выбор и систематизация природоохранных законодательных актов и нормативных документов, обязательных для применения на предприятии;
    - определение экологических аспектов и оценка воздействия предприятия на окружающую среду (источники воздействия, фактические экологические характеристики деятельности предприятия);
    - анализ существующих, используемых в практике природоохранной деятельности методов и процедур;
    - анализ мнений различных сторон, заинтересованных в природоохранной деятельности предприятия.
    Результаты оценивания документируются в форме отчета, в заключительной части которого приводятся основные выводы и рекомендации. Форма отчета по деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду приведена в приложении 1.
    Отчет доводится до сведения руководителя предприятия, членов Координационного совета.
    Для предприятий, занятых производством лакокрасочных материалов, характерно косвенное воздействие на окружающую среду, которое проявляется и при использовании ЛКМ.
    Аналитической группой разрабатывается Положение об аудиторской группе, которое утверждается руководителем предприятия. В Положении рекомендуется отразить необходимые мероприятия, порядок их выполнения, ответственных лиц, осуществляющих контроль, вопросы информирования руководства предприятия, документально оформляется процедура проведения периодического оценивания воздействий деятельности предприятия по производству ЛКМ на окружающую среду и эффективности использования им природных ресурсов.
    По результатам первичной оценки в дальнейшем определяются полномочия и круг обязанностей представителя руководства предприятия по СУОС на этапе разработки системы и обязанности персонала. С этой целью полезно использовать практику издания руководством предприятия необходимых приказов и распоряжений.
    Представляется также целесообразным разработать блок-схемы основных производственных процессов конкретного предприятия, оказывающих воздействие на окружающую среду, которые можно использовать в обучении персонала.
 

2. Экологическая политика

 
    Экологическая политика провозглашает намерения руководства в отношении взаимодействия с окружающей средой и является основой для выработки целей ее текущего и долговременного развития в СУОС.
    Экологическая политика устанавливается с учетом общего направления хозяйственной деятельности, экологических аспектов, состояния окружающей среды, требований законодательных и других нормативных и правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия в области охраны окружающей среды.
    Ответственным за формирование экологической политики и внедрение политики, своевременную актуализацию является руководитель предприятия. Определяя экологическую политику, руководитель предприятия должен обеспечить, чтобы политика:
    - учитывала специфику предприятия;
    - соответствовала характеру, масштабу воздействия на окружающую среду деятельности предприятия, его продукции и услуг;
    - включала обязательство в отношении постоянного улучшения окружающей среды и предотвращения ее загрязнения;
    - включала обязательство в отношении соответствия природоохранному законодательству, регламентам и другим требованиям;
    - предусматривала основу для установления целевых и плановых экологических показателей и их анализа;
    - документально оформлялась, внедрялась, поддерживалась, а также доводилась до сведения всего персонала;
    - была доступна для общественности.
    При формировании экологической политики предприятия по производству ЛКМ необходимо учитывать следующее:
    - цели и направления деятельности организации;
    - соответствие руководящим документам по охране окружающей среды, требованиям законодательных, нормативных актов, за соблюдение которых предприятие несет ответственность;
    - мнения заинтересованных сторон;
    - предотвращение аварийных загрязнений окружающей среды;
    - согласованность с другими аспектами административной политики предприятия, например, в области качества, охраны здоровья и обеспечения безопасности персонала;
    - специфические местные и региональные условия.
    При разработке экологической политики целесообразно:
    - оценить благоприятные возможности предприятия по охране окружающей среды;
    - оценить риски при решении задач в области охраны окружающей среды;
    - использовать реестр экологических аспектов и их воздействий на окружающую среду;
    - определить пути решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
    Как документ экологическая политика формируется в виде простого, ясного заявления (декларации). Объем документа, как правило, не более одной страницы. Он подписывается руководителем предприятия с обязательным указанием даты подписи.
    Экологическая политика вводится в действие приказом, который доводится до сведения руководителей подразделений и служб.
    Причинами пересмотра экологической политики могут быть различные объективные обстоятельства - изменения в законодательстве, изменения в экологической ситуации в районе расположения предприятия и др., в результате которых заявленные в политике обязательства не могут быть реализованы, или когда они недостаточно эффективны.
    Основным средством реализации экологической политики предприятия служит система экологического менеджмента.
    Вариант экологической политики предприятия по производству лакокрасочных материалов представлен в приложении 2.
 

3. Требования законодательных и нормативных документов

 
    Все требования законодательных актов и других нормативных документов, связанных с экологическими аспектами, вносятся разработчиками в руководящие документы предприятия (СТП, регламенты и др.).
    Идентифицированные документы включаются в Реестр природоохранных документов (далее - Реестр). Весь формируемый фонд документов целесообразно систематизировать по определенному признаку, например, группы (виды) воздействий на окружающую среду экологических аспектов предприятия.
    Вариант формы Реестра природоохранных документов представлен в приложении 3.
    Реестр разрабатывает экологическая служба предприятия на основе информации, представляемой юридической службой (например, с помощью системы "Гарант" и перечня природоохранных документов местного надзорного органа).
    

4. Экологические аспекты, оценка их воздействий на окружающую среду

 
    С целью проведения оценки воздействий экологических аспектов (далее - ЭА) на окружающую среду в Реестр необходимо включить количественные значения показателей этих воздействий.
    При разработке Реестра ЭА целесообразно рассматривать деятельность предприятия как процесс, имеющий свои входы (входные потоки) и выходы (выходные потоки).
    Анализируя воздействие на окружающую среду ЭА производства ЛКМ, необходимо учитывать специфику, масштабы и условия производства конкретного предприятия. Схематично условия функционирования предприятия по производству ЛКМ с его входами и выходами показаны на рисунках 1, 2.
    При идентификации ЭА необходимо оценивать косвенное воздействие производимых ЛКМ на окружающую среду в процессе их применения потребителями. Схематично процесс применения ЛКМ потребителями с точки зрения воздействия на окружающую среду показан на рисунке 3.
    Как показано на рисунках 1, 2, 3, входные потоки поступают на предприятие извне и представляют собой потоки различных ресурсов, необходимых для производства ЛКМ или оказания услуг с их применением. Исключение могут представлять потоки повторной деятельности, например, использование отходов производства.
    Выходные потоки - это выходящие из предприятий потоки продукции, отходов производства, выбросов и сбросов.
 
 

Рис. 1. Схема функционирования предприятия по производству органорастворимых ЛКМ

 

Входные потоки    Выходные потоки
 - прием, хранение сырья и материалов;
- загрузка сырьевых компонентов;
- изготовление лакокрасочных материалов;
- постановка на "тип", фильтрация, фасовка;
- зачистка и промывка оборудования;
- хранение готовой продукции;
- обслуживание и ремонт оборудования;
- очистка промышленных сточных вод
 
СырьеЛОС 
МатериалыОчищенные сточные воды 
ВодаЛивневые стоки 
ТеплоТБО 
 Пыль сухих смол пигментов и наполнителей, в т.ч. соединений тяжелых металлов 
ЭлектроэнергияТвердые отходы производства 
Услуги  
       
 Повторное использование части отходов производства  

 
 

Рис. 2. Схема функционирования предприятия по производству водно-дисперсионных ЛКМ Входные потоки Выходные потоки

 

Входные потоки    Выходные потоки
 - прием, хранение сырья и материалов;
- загрузка сырьевых компонентов;
- изготовление лакокрасочных материалов;
- постановка на "тип", фильтрация, фасовка;
- зачистка и промывка оборудования;
- хранение готовой продукции;
- обслуживание и ремонт оборудования;
- очистка промышленных сточных вод
 
СырьеПыль пигментов и наполнителей 
МатериалыПары остаточных мономеров, аммиака, этиленгликоля  
ВодаОчищенные сточные воды 
ТеплоЛивневые стоки 
 Твердые отходы производства 
ЭлектроэнергияТБО 
Услуги  

 
 

Рис. 3. Схема функционирования процесса потребления ЛКМ на предприятиях-потребителях ЛКМ

 

Входные потоки    Выходные потоки
 - прием ЛКМ;
- подготовка окрашиваемых поверхностей (шлифование, обезжиривание, пассивирование, фосфатирование);
- окрашивание:
- нанесение ЛКМ (грунтование, шпатлевание,лакирование);
- распыление;
- окунание;
- электроосаждение;
- сушка окрашенных изделий;
- зачистка и промывка-оборудования;
- сбор и временное размещение отходов на площадке
 
ЛКМЛОС 
Сопутствующие материалы Пары остаточных мономеров, аммиака, этиленгликоля  
ВодаПары органических и неорганических соединений 
ТеплоПыль неорганических соединений  
 Шлам, содержащий ЛКМ 
ЭлектроэнергияТвердые отходы покрасочных материалов, в том числе соединения тяжелых металлов 
Замывочная смесь  
УслугиОбработанное компрессорное масло 

 
    Построение схемы процесса функционирования конкретного предприятия может рассматриваться как первая стадия идентификации экологических аспектов и их воздействий.
    Второй стадией этой работы является определение границ СУОС, т.е. видов деятельности, продукции и услуг предприятия, которые включаются в рамки распространения действия СУОС. Результатом работы на данной стадии является формирование полных перечней видов деятельности, детализированных до уровня отдельных производственных операций и видов предоставляемых услуг.
    Третья стадия предусматривает выявление экологических аспектов по каждому виду деятельности, продукции и услуг, включенному в составленные перечни. При этом можно использовать рассмотренный метод анализа входных потоков, когда объектом анализа выступает не предприятие в целом, а отдельный вид деятельности (процесс), продукция или услуга.
    Каждый экологический аспект может быть связан с одним или несколькими видами воздействий на окружающую среду. Примеры ЭА производства и применения ЛКМ приведены в таблицах 1, 2.
    Разработка Реестра ЭА, характеризуемых соответствующими количественными показателями, осуществляется в четыре этапа:
    1. Детализируется деятельность предприятия по видам.
    2. Производится идентификация ЭА предприятия как элементов его деятельности, которые взаимодействуют или могут взаимодействовать с окружающей средой (детализация видов деятельности).
    3. Определяются воздействия на окружающую среду ЭА, выявленных на этапе 2.
    4. Определяются количественные показатели воздействий ЭА на окружающую среду.
    Реестр может быть оформлен в виде таблиц по разделам отдельно для каждого вида воздействия на компоненты окружающей среды. Таблицы ЭА, включаемые в Реестр, целесообразно строить в электронной форме, т.к. в дальнейшем его следует актуализировать, периодически вносить в него изменения и дополнения, связанные с изменениями в воздействиях на окружающую среду.
 
 

Таблица 1

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДСТВА ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

    

Источник воздействия (процесс, продукт, услуга) Режим Аспект Воздействие Наименование загрязнения
1 2 3 4 5
Прием, хранение сырья, готовой продукции Штатный Эмиссия ЗВ Как правило, пренебрежимо малое ЛОС, пыль
Загрузка сырьевых компонентов Штатный Эмиссия ЛОС. Образование отходов Загрязнение. АВ. Увеличение количества отходов Пары растворителей, пыль пигментов, наполнителей, сухих смол, сыпучие сырьевые остатки в мешках, остатки смол в бочках
Аварийный Залповые выбросы. Возможность аварийной утечки, россыпи при растаривании и загрузке Загрязнение. АВ. Увеличение количества отходов -"

 
 

Таблица 2

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛАКОКРАСОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Источник воздействия (процесс, продукция, услуга) Аспект Воздействие Наименование загрязнителя
ЛКМ Экологическая безопасность Загрязнение ОПС. Здоровье человека ЛОС, соединения тяжелых металлов
Подготовка окрашиваемых поверхностей (шлифование, обезжиривание, пассивирование, фосфатирование) Выброс ЗВ в атмосферу. Сброс в сточные воды. Образование отходов (твердых, пастообразных) Загрязнение воздуха. Загрязнение воды. Увеличение количества отходов. Захламление территории Пары загрязняющих веществ (органических и неорганических), химически загрязненная вода (электролиты, растворители), пыль - отходы от зачистки поверхностей (абразивные материалы), шлам ЛКМ - скоагулированная краска, ветошь и текстиль, загрязненный ЛКМ

 
    Количественные параметры - показатели воздействий на окружающую среду могут быть получены путем выполнения непосредственных измерений количества каждого из загрязняющих веществ.
    В качестве основных источников исходных данных для выявления экологических аспектов и количественных характеристик их воздействий на ОС могут быть:
    1. Результаты инвентаризации источников выбросов в атмосферный воздух.
    2. Данные экологического паспорта природопользователя.
    3. Данные государственной статистической отчетности организации (формы - 2 ТП).
    4. Сведения о соблюдении требований по охране атмосферного воздуха от загрязнений.
    5. Сведения о соблюдении требований по использованию и охране водных ресурсов от загрязнений.
    6. Сведения о соблюдении требований по обращению с отходами.
    7. Сведения о внесении платежей за загрязнение окружающей среды в федеральный бюджет и Целевой бюджетный территориальный экологический фонд.
    8. Результаты контроля за содержанием вредных веществ в выбросах, сбросах и за работой очистных сооружений, выполняемого имеющимися на предприятиях или привлекаемыми на договорной основе аккредитованными лабораториями.
    9. Наличие сооружений, систем и средств очистки с необходимой документацией на них.
    10. Наличие плана мероприятий по предотвращению возможных аварийных и залповых выбросов (в технологических регламентах, инструкциях).
    11. Результаты обследований предприятия (территории), проводимых в различных целях.
    12. Данные результатов контроля и мониторинга параметров качества окружающей среды - воздуха, воды, почвогрунтов в зоне ответственности организации, включая границы этой зоны.
    13. Данные аналитического контроля за сбрасываемыми очищенными сточными водами.
    14. Параметры, заложенные в разрешениях природоохранных органов на выбросы в атмосферный воздух, сбросы очищенных сточных вод, нормативы образования отходов.
    15. Степень соответствия деятельности предприятия нормативам и разрешениям природоохранных органов.
    16. Потребление энергии (электрической, тепловой и т.д.) на единицу продукции.
    17. Потребление питьевой и технической воды.
    18. Инвестиции в охрану окружающей среды.
    19. Мнения заинтересованных сторон.
    В таблице 3 приведен вариант системы кодирования экологических аспектов.
 
 

Таблица 3

 

ВАРИАНТ СИСТЕМЫ КОДИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ

 

Код группы Наименование группы
ПВ Потребление воды
ПЭ Потребление энергии
ПХВ Потребление химических веществ
ПС Потребление сырья
ХТО Хранение на территории объекта (сырья, веществ)
СВ Сточные воды
ВА Выбросы в атмосферу
РО Размещение отходов
РАС Риск аварийных ситуаций
ДР Другие экологические аспекты (локальные)

 
    В каждой из указанных в таблице группе установлены конкретные ЭА.
    Результаты идентификации ЭА заносятся в Реестр ЭА и их показателей.
    В приложении 4 приведен вариант формы "Реестр экологических аспектов и их показателей" для регистрации по видам воздействий.
    Разработанный Реестр является базой для выявления ЭА наиболее важных по степени их воздействия на окружающую среду.
    В качестве критериев при оценке важности ЭА часто используют числовые значения показателей воздействия на окружающую среду. При идентификации важных ЭА можно установить следующие степени воздействия, которые ранжируются по количественным характеристикам показателей воздействий:
    - низкая степень;
    - средняя степень;
    - высокая степень.
    В этом варианте идентификации экологические аспекты относятся к важным, если степень их воздействия на окружающую среду оценивается как высокая.
    Порядок определения важности ЭА процесса промывки оборудования при производстве и применении ЛКМ приведен в таблице 4.
    Ранжирование показателей ЭА осуществляется по данным Реестра ЭА, полученным в результате экологического контроля.
    Для оценки ЭА деятельности предприятия применяется метод, получивший название "ABC-анализ". Метод базируется на экспертных оценках и применяется для ранжирования ЭА по степени их важности, используется для оценки воздействий на окружающую среду всего предприятия, отдельных производственных и технологических процессов, операций или деятельности производственных подразделений.
    Оценка производится по трем обобщенным показателям - A, B и C. Характеристики каждого показателя приведены в таблице. Выбор показателей и их числовых значений определяется экспертным путем. Эти значения соответствуют буквенным обозначениям: показателю A соответствует 10; B - 5 и C - 1. Полученные этим способом показатели перемножаются и дают количественное значение совокупной оценки, по величине которой можно судить о важности экологического аспекта по степени его воздействия на окружающую среду.
    На основе Реестра важных ЭА устанавливают целевые экологические показатели. Поэтому целесообразно, чтобы метод идентификации важных ЭА позволял оценивать их значимость с учетом числовых показателей, надежность которых определяется возможностью измерения.
    По результатам идентификации разрабатывается Реестр важных ЭА, в который заносятся показатели их воздействий.
 
 

Таблица 4

 

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВАЖНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОЦЕССА ПРОМЫВКИ ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРИМЕНЕНИИ ЛКМ

 

Процесс /продукция/ услуга Выход/вход Аспект Воздействие Наблюдение Вероятность появления Степень опасности Возможность устранения Совокупный результат Значимость <*>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смесь растворителей Вход Возможность сброса (при промывке) Загрязнение воздуха, увеличение отходов Авария B B C  Незначительный
5 5 1 25
Промывка и зачистка оборудования Выход Выброс ЗВ, образование отходов Загрязнение воздуха, почвы, воды Авария B A C  Значительный
5 10 1 50
Выброс ЗВ в атмосферу Загрязнение воздуха Штатный B B B  Весьма значительный
10 5 5 250
Образование отходов Увеличение количества отходов A A B  Весьма значительный
10 10 5 500
Возможность сброса в сточные воды Загрязнение воды, потребление ресурсов B B B  Значительный
5 5 5 125
Повторное использование растворителя Уменьшение отходов B B B  Весьма значительный
5 5 5 125
Замывочная смесь Выход Возможность сброса Загрязнение воздуха, почвы, воды Авария B A C  Значительный
5 10 1 50
Переработка Уменьшение количества отходов Штатный B B B  Значительный
5 5 5 125
Пастообразный шлам Выход Возможность несанкционированного размещения Загрязнение почвы, воды, воздуха Уборка, ремонт B B C  Незначительный
5 5 1 25

 
    


    <*>
 

Вероятность появления Степень опасности Возможность устранения Обсуждение результатов
A(10) Большая A(13) Серьезные последствия A(10) Отсутствует Больше 125 Очень значимые
B(5) Средняя, редко  Большое количество отходов и загрязнений окружающей среды B(5) Существуют технические решения, однако не реализованы От 50 до 125 Значимые
C(1) Отсутствует B(5) Средние последствия C(1) Имеется возможность Менее 50 Незначимые
  C(1) Малые последствия     

 

5. Планирование, целевые показатели

 
    Элементы СУОС, связанные с планированием, включают:
    - идентификацию экологических аспектов и оценку воздействий на окружающую среду;
    - требования законодательных актов;
    - экологическую политику;
    - внутренние критерии экологической эффективности;
    - целевые и плановые экологические показатели;
    - планы действий, связанные с охраной окружающей среды, и программы.
    Экологические цели устанавливаются обычно на период от одного года до нескольких лет, а на более короткий срок - оперативные цели, достижение которых должно осуществляться незамедлительно. Потребность в постановке таких целей возникает в чрезвычайных (аварийных) ситуациях.
    Руководство предприятия проводит анализ состояния воздействий на окружающую среду через запланированные интервалы времени для обеспечения соответствия деятельности предприятия природоохранным требованиям.
    Для реализации экологической политики предприятие устанавливает целевые экологические показатели. В концепции стандартов ИСО серии 14000 целевые экологические показатели выступают в виде целей (целевых установок), т.е. того, что предлагается достигнуть.
    Для целевых показателей устанавливаются измеряемые характеристики, количественным выражением которых следует считать предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты; временно согласованные выбросы и сбросы ЗВ в атмосферу и в водные объекты; лимиты образования и размещения отходов; количество повторно использованного замывочного растворителя (% к общему количеству); расход воды для обеспечения работ по окрашиванию изделий; удельное образование отходов (на тонну использованных ЛКМ).