Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 375. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

РАСПОРЯЖЕНИЕ первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 13.03.2002 N 107-РЗМ (ред. от 09.07.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМАНДНО - ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ И ШТАБНЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ОТРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В Г. МОСКВЕ"

Дата документа13.03.2002
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Методические рекомендации · План

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 марта 2002 г. N 107-РЗМ

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМАНДНО - ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ И ШТАБНЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ОТРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В Г. МОСКВЕ

 

(в ред. Распоряжения первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 09.07.2007 N 116-РЗМ)

 
    В целях повышения эффективности подготовки органов управления гражданской обороны, территориальных и объектовых звеньев Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени:
    1. Утвердить:
    1.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению командно - штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в административных округах и районах г. Москвы (приложение 1).
    1.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению командно - штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики, в организациях и учреждениях г. Москвы (приложение 2).
    2. Префектам административных округов, главам Управ районов, начальникам городских служб гражданской обороны:
    2.1. В десятидневный срок довести до сведения всех подведомственных организаций, учреждений и служб настоящее распоряжение.
    2.2. При подготовке и проведении командно - штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени руководствоваться Методическими рекомендациями, указанными в п. 1.
    3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы организовать методическое обеспечение и контроль за подготовкой и проведением командно - штабных учений и штабных тренировок в административных округах и районах, службах гражданской обороны, организациях и учреждениях г. Москвы.
    4. Считать утратившим силу распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 14 ноября 1994 года N 2196-РЗП "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению учений по действиям в чрезвычайных ситуациях".
    5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы Елисеева А.М.
 

Первый заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы
П.Н. АКСЕНОВ

 
 
    

Приложение 1
к распоряжению первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы
от 13 марта 2002 г. N 107-РЗМ

 

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ГОРОДА МОСКВЫ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМАНДНО - ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ И ШТАБНЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ОТРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ И РАЙОНАХ Г. МОСКВЫ

 

Глава I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМАНДНО - ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ

 

Общие положения

 
    Командно - штабные (КШУ), штабные учения (ШУ) <*> в административных округах и районах г. Москвы с отработкой вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны (ГО), вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов, специально уполномоченных для решения задач ГОЧС округов и районов <**>, комиссий по ЧС к выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.
    


    <*> В дальнейшем командно - штабные, штабные учения в административных округах и районах г. Москвы будут именоваться "учения".
    <**> В дальнейшем органы, специально уполномоченные для решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в округах и районах г. Москвы будут именоваться "органы управления ГОЧС".
 
    Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также возложенных на них функций в соответствии с занимаемыми должностями на фоне смоделированной обстановки, которая может сложиться на территории округа в результате техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий как в мирное, так и в военное время.
    Учения проводятся на местности, на объектах экономики или на картах, планах г. Москвы, округа, объектов с развертыванием систем управления, привлечением сил и средств для ликвидации ЧС.
    Основными целями проведения учений являются:
    - совершенствование практических навыков руководящего состава ГО округов и районов, комиссий по ЧС, органов управления ГОЧС и сил в решении вопросов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих в мирное и военное время;
    - достижение согласованности в работе органов исполнительной власти, местного самоуправления г. Москвы, органов управления ГОЧС, руководителей объектов экономики и организаций при выполнении мероприятий ГО, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
    - проверка реальности планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
    - проверки эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования округов, районов города, объектов экономики, сил и средств ГО, Московской городской системы предупреждения и ликвидации ЧС (МГСЧС);
    - исследование различных аспектов проблемы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.
    По количеству уровней территориальной подсистемы МГСЧС, привлекаемых на учения, они могут разделяться на одностепенные и многостепенные.
    На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного уровня управления ГО подсистемы МГСЧС, например, окружного.
    На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более уровней управления ГО и МГСЧС, например, окружного, районного и объектового.
    В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планирующих документов, действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, определения готовности сил и средств к выполнению задач на учения могут привлекаться окружные и районные службы ГО, гражданские организации ГО; силы территориальной подсистемы МГСЧС для проведения с ними комплексных и тактико - специальных учений.
    По своему назначению и целям учения подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно - исследовательские.
    Плановые учения завершают цикл подготовки всех категорий обучаемых органов управления и сил к выполнению задач, предусмотренных планами ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
    Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности органов управления и сил по выполнению мероприятий ГО и ликвидации ЧС мирного времени.
    Показные учения проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых и наиболее целесообразных действий его участников при решении возлагаемых на них задач.
    Опытно - исследовательские учения проводятся в целях исследования наиболее важных проблемных вопросов теории и практики ГО, предупреждения и действий в ЧС, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения и территорий округа, повышения устойчивости функционирования объектов экономики и организаций, приемов ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ (АСДНР), совершенствования методов управления, вопросов связи и оповещения.
    В ходе учения органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развертываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных (загородных) и подвижных пунктах управления.
    При необходимости исследования проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изыскания наиболее эффективных способов решения задач могут проводиться опытно - исследовательские учения или в ходе командно - штабных учений могут проводиться исследования отдельных вопросов.
    Командно - штабные учения проводятся с руководящим составом ГО или МГСЧС (в зависимости от выбранной темы), органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, руководящим составом территориальных служб ГО с целью совершенствования навыков в руководстве организации и проведении мероприятий ГО, ликвидации ЧС мирного времени.
    Штабные учения проводятся с оперативными (специальными) группами органов исполнительной власти, местного самоуправления, с органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, штабами территориальных служб ГО, пунктами управления и узлами связи с целью совершенствования организации и проведения мероприятий ГО, ликвидации ЧС, форм и методов управления при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ, отработки документов, обеспечивающих устойчивое управление органами, силами и средствами ГОЧС.
 

Требования, предъявляемые к организации и проведению учений

 
    Учения проводятся в соответствии с годовыми планами основных мероприятий МЧС России, г. Москвы, административных округов и районов г. Москвы, а также указаниями соответствующих должностных лиц.
    Одним из главных условий подготовки и проведения учений является всесторонний учет характера возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и практического опыта их предупреждения и ликвидации.
    К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:
    - учет реального состояния готовности органов управления ГО, органов управления территориальной подсистемы МГСЧС к действиям в ЧС мирного и военного времени;
    - создание обстановки на учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми инстанциями и категориями обучаемых;
    - учет особенностей и степени готовности объектов экономики и организаций округа к функционированию в военное время и ЧС;
    - отработка задач, решаемых участниками учения в ЧС, на основе планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
    - исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, материальному ущербу, возрастанию социальной напряженности в городе, ухудшению условий жизни и работы населения.
    Учения организуются и проводятся по принципу: "Старшие начальники обучают своих подчиненных". Это повышает степень ответственности участников, а также способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий по совершенствованию выполнения мероприятий ГО, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    При подготовке и особенно при проведении учений важное значение придается отработке выполнения его участниками обязанностей и тех задач, которые им придется решать в чрезвычайных ситуациях. Практическое проведение мероприятий по защите населения и территорий дает возможность более полно проверить реальность планирующих документов, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения последствий возможных чрезвычайных ситуаций.
    Учения должны обеспечивать повышение уровня подготовки и поддержание высокой степени готовности руководящего состава, органов управления, сил и средств к решению внезапно возникающих задач ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
 

Организация руководства учением

 
    Учение с административным округом могут проводить Правительство Москвы, Главное управление ГОЧС г. Москвы или префект административного округа. В соответствии с этим руководителем учения может быть Мэр Москвы - начальник ГО г. Москвы, начальник Главного управления ГОЧС г. Москвы, префект административного округа.
    Учение с районом могут проводить префектура административного округа, Управление ГОЧС административного округа, Управа района. В соответствии с этим руководителем учения может быть префект административного округа, начальник Управления ГОЧС административного округа, глава Управы района.
    В состав руководства учением, кроме руководителя, входят его заместители, помощники, а также начальник штаба руководства, который является заместителем руководителя учения.
    Руководитель учения несет полную ответственность за своевременную подготовку и высокое качество проведения учения. Руководство подготовкой и проведением учения он осуществляет лично, через заместителей, штаб руководства, помощников руководителя, а также через посреднический аппарат.
    При подготовке учения руководитель определяет или уточняет исходные данные учения, назначает посредников и организует их подготовку, обеспечивает контроль за подготовкой руководящего состава и органов управления, осуществляет общее руководство разработкой документов для проведения учения. В ходе учения он направляет работу руководства, штаба руководства, посредников, а также обучаемых на достижение поставленных целей учения, полную и качественную отработку всех вопросов в соответствии с планом учения. По окончании учения руководитель проводит его разбор, в котором оценивает результаты учения, работу его участников и ставит задачи по устранению выявленных недостатков.
    Заместителем (заместителями) руководителя учения обычно назначается первый заместитель, заместитель (заместители) главы органа исполнительной власти (местного самоуправления) или руководитель органа управления ГОЧС.
    При многостепенных учениях в административных округах, если на них привлекаются органы управления ГО районов, органы управления районными звеньями МГСЧС для руководства в каждом или в некотором из них могут назначаться заместители руководителя и при них создаваться группы руководства.
    Заместители (помощники) руководителя учения назначаются для помощи руководителю в полной и качественной отработке учебных вопросов участниками учения. На помощников руководителя учения возлагаются также организация отработки специальных вопросов и решение задач по отдельным направлениям, например, по исследованиям, материально - техническому обеспечению, по эвакуации и т.п. Помощники руководителя учения являются также старшими посредниками по своему направлению работы.
    Заместитель (заместители) и помощники руководителя участвуют в мероприятиях по подготовке учения, решают вопросы его всестороннего обеспечения, организации и проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ (АСДНР), контролируют по указанию руководителя готовность к учению руководящего состава и органов управления. В ходе учения они помогают руководителю в отработке учебных вопросов и в достижении целей учения, анализируют работу обучаемых, принимают участие в подготовке общего разбора, в выработке предложений по устранению выявленных недочетов и дальнейшему совершенствованию вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также готовят и проводят частные разборы учения. Свою работу они организуют и проводят по частным планам, утвержденным руководителем учения.
    Начальником штаба руководства, как правило, назначается руководитель территориального органа управления ГОЧС или его заместитель. Начальник штаба руководства несет ответственность за подготовку, качественное и поучительное проведение учения. В соответствии с указаниями руководителя он осуществляет руководство разработкой документов, контролирует своевременнее их доведение до исполнителей, организует подготовку штаба руководства, посреднического аппарата и других участников учения.
    В ходе учения начальник штаба руководства контролирует работу участников учения, своевременно доводит указания руководителя учения до его заместителей и помощников, штаба руководства, посреднического аппарата и привлеченных к учению звеньев управления в части, их касающейся. Кроме того, начальник штаба обеспечивает связь руководства с посредническим аппаратом, соблюдение мер безопасности, контролирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению учения, а также организует своевременную подготовку материалов для проведения его разбора.
    Штаб руководства является основным органом управления учением, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по организации проведения учения. Он разрабатывает соответствующие документы по подготовке и проведению учения, осуществляет подготовку посредников, руководящего состава, органов управления и других его участников, пунктов управления, систем связи и оповещения, автоматизированной системы управления и всестороннего обеспечения учения.
    В ходе учения штаб руководства обеспечивает отработку учебных вопросов и достижение поставленных целей. Он организует сбор и обобщение сведений о работе обучаемых, исследование намеченных вопросов, подготовку материалов для разбора учения и его проведения, а также готовит проект доклада вышестоящему начальнику о результатах проведенного учения.
    Посреднический аппарат обычно состоит из старших посредников и посредников. Старшие посредники могут назначаться при председателях КЧС районов, при штабах ГО районов, при оперативных группах запасных пунктов управления, при крупных промышленных и производственных объединениях и при руководителях органов управления ГОЧС. В отдельных случаях с учетом служебного положения старший посредник при объекте может являться руководителем комплексного учения на объекте. Старшие посредники подчиняются руководителю и соответствующему заместителю руководителя учения.
    Посредники назначаются при структурных подразделениях префектуры административного округа, при объектах, с которыми в ходе учения проводятся комплексные учения, а также при формированиях, привлекаемых к практическим действиям в ходе учения.
    Основная задача всех посредников - обеспечить полную и качественную отработку учебных вопросов, добиться правильного решения участниками учения своих задач и достижения поставленных целей. До начала учения посредники разрабатывают свои частные планы работы на учении, изучают обстановку и планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности.
    В ходе учения посредники в соответствии с планом его проведения и указаниями руководства создают (наращивают) обстановку, осуществляют контроль за получением сигналов оповещения, распоряжений и указаний вышестоящих органов, оценивают работу обучаемых по анализу данных обстановки, принятию соответствующих решений, их оформлению и доведению задач до подведомственных структурных подразделений. Они докладывают в штаб руководства о результатах отработки учебных вопросов, о достижении целей учения и предложения к общему разбору. По указанию руководителя старшие посредники проводят частные разборы.
    На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаться на штаб руководства.
    Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план (план - календарь) проведения учения, план наращивания обстановки.
 

Организация исследований на учениях

 
    Важность и сложность задач, стоящих перед ГО г. Москвы, МГСЧС, необходимость дальнейшего совершенствования методов их решения требуют проведения исследования отдельных, наиболее важных вопросов. Для этого на учения определяются цели, вопросы и методы исследований, создается исследовательская группа при штабе руководства при помощнике руководителя учений по исследованиям (если он назначается). Вопросы исследований определяются по этапам учения в зависимости от его темы и целей, а также особенностей структурного звена МГСЧС, отвечающего за поставленные вопросы. Во всех случаях они должны вытекать из основных задач по выполнению мероприятий ГО, функционированию МГСЧС.
    Вопросы, намеченные для исследований, могут прорабатываться и обсуждаться на специальных совещаниях еще до начала учения. В ходе учения они глубоко изучаются и обобщаются, после чего результаты исследований докладываются руководству. Одновременно определяются меры по реализации результатов исследования в интересах совершенствования ГО и территориальной подсистемы МГСЧС.
 

Глава II. ПОДГОТОВКА УЧЕНИЯ

 
    Подготовка учений включает в себя:
    - определение исходных данных;
    - разработку документов;
    - подготовку участников учения;
    - подготовку мест проведения учения;
    - материальное и техническое обеспечение учения;
    - контроль и оказание помощи обучаемым.
 

Определение исходных данных

 
    Основными исходными данными для разработки замысла учения являются: тема, учебные цели, этапы и учебные вопросы, состав участников, продолжительность, сроки и место проведения учения, характер обстановки. Определение этих данных детально производится с учетом условий, в которых будет выполняться задача, степени подготовки руководящего состава и органов управления, содержания планирующих документов.
    Тема учений определяется на этапе планирования основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на год и отражается в Плане основных мероприятий административного округа (района) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год.
    Тема учений может быть комплексной, т.е. охватывать весь комплекс вопросов, решаемых при выполнении мероприятий ГО, в условиях угрозы возникновения и при возникновении конкретных видов чрезвычайных ситуаций, либо локальной, включающей некоторые из них.
    Комплексными темами учений, например, могут быть:
    "Перевод ГО административного округа с мирного на военное время и управление мероприятиями ГО";
    "Действия органов исполнительной власти, КЧС, Управления ГОЧС округа в условиях угрозы и при возникновении ЧС";
    "Управление проведением мероприятий по защите населения округа и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, организаций округа в ЧС".
    Темами, в которых охватываются локальные проблемы, решаемые в ЧС, например, могут быть:
    "Управление мероприятиями по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в угрожаемый период";
    "Управление мероприятиями ГО округа при диверсии на объекте экономики";
    "Действия органов исполнительной власти, КЧС, Управления ГОЧС округа при возникновении аварии на объекте экономики (транспортной аварии) с выбросом АХОВ (РВ, БОВ, ЛВГЖ)";
    "Управление проведением мероприятий по защите населения округа в ЧС";
    "Управление проведением мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения округа в ЧС";
    "Управление проведением спасательных и других неотложных работ на территории округа в ЧС";
    "Организация обеспечения объектов экономики, организаций округа, жизнедеятельности населения в условиях аварий на коммунально - энергетических сетях".
    Учебные цели определяются исходя из содержания и характера темы учения, а также из состава и уровня подготовки его участников. Количество учебных целей должно быть ограничено, это позволит сосредоточить внимание на отработке главных вопросов темы учения. Учебные цели отражаются в замысле учения, плане (плане - календаре) его проведения и других документах.
    Цели подразделяются на учебные, контрольные, исследовательские. Они могут быть общими для всех участников учения и частными для отдельных категорий.
    Общими целями, например, могут быть:
    - совершенствовать навыки руководящего состава префектуры, КЧС, органов управления ГОЧС округа в управлении проведением мероприятий по защите населения и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и организаций округа в ЧС;
    - проверить готовность органов исполнительной власти, КЧС, органов управления ГОЧС округа к действиям в ЧС;
    - оценить полноту и реальность планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
    - оценить эффективность осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по защите населения и повышению устойчивости функционирования объектов экономики и организаций округа в ЧС;
    - отработать взаимодействие органов исполнительной власти, КЧС, органов управления ГОЧС округа с вышестоящими и подчиненными органами, а также органами военного командования по совместному решению задач в ЧС;
    - дать практику участникам учения в анализе обстановки, оценке последствий ЧС для населения округа и принятии решений на обеспечение продолжения производственной деятельности подведомственного хозяйства в условиях сложившейся обстановки.
    Частными целями, например, могут быть:
    - дать практику руководящему составу в принятии решений по обеспечению жизнедеятельности населения округа в условиях ЧС;
    - проверить систему оповещения населения округа об угрозе возникновения ЧС;
    - оценить эффективность системы сбора информации об обстановке в округе в ЧС;
    - исследовать эффективность использования автоматизированных систем управления для принятия решений в ЧС;
    - провести эксперименты по конкретным проблемам.
    Учения проводятся, как правило, в два - три этапа.
    Этап - это часть учения, включающая определенный период обстановки, в условиях которой обучаемые отрабатывают часть вопросов темы.
    Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности.
    Для отработки темы: "Управление силами окружной подсистемы МГСЧС в ходе ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте экономики" примерное наименование этапов учения может быть следующим:
    1-й этап - "Приведение органов управления и сил окружной подсистемы МГСЧС в различные режимы функционирования";
    2-й этап - "Руководство действиями органов управления и сил окружной подсистемы МГСЧС по ликвидации последствий аварии".
    Учебные вопросы - это ряд последовательно, логически вытекающих одна из другой наиболее характерных для данной обстановки задач, решаемых обучаемыми на этапе. Их количество, содержание и последовательность зависят от темы, целей, масштабов и времени, отводимого на отработку этапа.
    Состав участников учения определяется в зависимости от поставленных целей и масштаба учения.
    Как правило, для участия в многостепенном учении округа с отработкой вопросов выполнения мероприятий ГО привлекаются префект административного округа - начальник ГО округа, его заместители, Управление ГОЧС округа, главы Управ районов - начальники ГО районов, штабы ГО районов, руководители объектов экономики, штабы ГО объектов, окружные и районные службы ГО. На учения с отработкой вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время, кроме того, привлекаются КЧС округа, районов и объектов экономики, а также силы и средства территориальных и объектовых подсистем и звеньев МГСЧС.
    Продолжительность учения устанавливается в пределах до трех суток.
 

Организация проведения практических мероприятий на учениях

 
    В ходе проведения учений могут выполняться практические мероприятия, которые являются одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Они позволяют всесторонне проверить реальность планирующих документов по ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и на этой основе внести в них необходимые уточнения, определить степень готовности руководящего состава, сил и средств территориальной подсистемы МГСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации.
    Объем и характер практических мероприятий определяются руководителем в зависимости от целей, продолжительности учения, уровня подготовки его участников. Порядок отработки практических мероприятий отражается в Плане практических мероприятий и частных планах работы заместителей, помощников руководителя и старших посредников.
    Практические мероприятия проводятся в ходе отработки учебных вопросов на учебном оперативном фоне КШУ.
 

Разработка документов

 
    При подготовке учения разрабатываются следующие документы:
    1) приказ (распоряжение) о подготовке и проведении учения;
    2) организационные указания по подготовке и проведению учения;
    3) календарный план подготовки учения;
    4) схема организации руководства учения;
    5) замысел учения с пояснительной запиской;
    6) задание на учение;