Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 971. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

РАСПОРЯЖЕНИЕ первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 13.03.2002 N 107-РЗМ (ред. от 09.07.2007) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМАНДНО - ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ И ШТАБНЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ОТРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В Г. МОСКВЕ"

Дата документа13.03.2002
Статус документаДействует
МеткиРаспоряжение · Методические рекомендации · План

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МЭРА

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 марта 2002 г. N 107-РЗМ

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМАНДНО - ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ И ШТАБНЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ОТРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В Г. МОСКВЕ

 

(в ред. Распоряжения первого заместителя Мэра в Правительстве Москвы от 09.07.2007 N 116-РЗМ)

 
    В целях повышения эффективности подготовки органов управления гражданской обороны, территориальных и объектовых звеньев Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени:
    1. Утвердить:
    1.1. Методические рекомендации по подготовке и проведению командно - штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в административных округах и районах г. Москвы (приложение 1).
    1.2. Методические рекомендации по подготовке и проведению командно - штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах экономики, в организациях и учреждениях г. Москвы (приложение 2).
    2. Префектам административных округов, главам Управ районов, начальникам городских служб гражданской обороны:
    2.1. В десятидневный срок довести до сведения всех подведомственных организаций, учреждений и служб настоящее распоряжение.
    2.2. При подготовке и проведении командно - штабных учений и штабных тренировок по отработке вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени руководствоваться Методическими рекомендациями, указанными в п. 1.
    3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы организовать методическое обеспечение и контроль за подготовкой и проведением командно - штабных учений и штабных тренировок в административных округах и районах, службах гражданской обороны, организациях и учреждениях г. Москвы.
    4. Считать утратившим силу распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 14 ноября 1994 года N 2196-РЗП "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению учений по действиям в чрезвычайных ситуациях".
    5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы Елисеева А.М.
 

Первый заместитель Мэра Москвы
в Правительстве Москвы
П.Н. АКСЕНОВ

 
 
    

Приложение 1
к распоряжению первого заместителя
Мэра Москвы в Правительстве Москвы
от 13 марта 2002 г. N 107-РЗМ

 

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ГОРОДА МОСКВЫ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМАНДНО - ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ И ШТАБНЫХ ТРЕНИРОВОК ПО ОТРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ВЫПОЛНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГАХ И РАЙОНАХ Г. МОСКВЫ

 

Глава I. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМАНДНО - ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ

 

Общие положения

 
    Командно - штабные (КШУ), штабные учения (ШУ) <*> в административных округах и районах г. Москвы с отработкой вопросов выполнения мероприятий гражданской обороны (ГО), вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов, специально уполномоченных для решения задач ГОЧС округов и районов <**>, комиссий по ЧС к выполнению возложенных на них задач в области защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.
    


    <*> В дальнейшем командно - штабные, штабные учения в административных округах и районах г. Москвы будут именоваться "учения".
    <**> В дальнейшем органы, специально уполномоченные для решения задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в округах и районах г. Москвы будут именоваться "органы управления ГОЧС".
 
    Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны, действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также возложенных на них функций в соответствии с занимаемыми должностями на фоне смоделированной обстановки, которая может сложиться на территории округа в результате техногенных аварий, катастроф и стихийных бедствий как в мирное, так и в военное время.
    Учения проводятся на местности, на объектах экономики или на картах, планах г. Москвы, округа, объектов с развертыванием систем управления, привлечением сил и средств для ликвидации ЧС.
    Основными целями проведения учений являются:
    - совершенствование практических навыков руководящего состава ГО округов и районов, комиссий по ЧС, органов управления ГОЧС и сил в решении вопросов защиты населения и территорий от опасностей, возникающих в мирное и военное время;
    - достижение согласованности в работе органов исполнительной власти, местного самоуправления г. Москвы, органов управления ГОЧС, руководителей объектов экономики и организаций при выполнении мероприятий ГО, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
    - проверка реальности планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
    - проверки эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости функционирования округов, районов города, объектов экономики, сил и средств ГО, Московской городской системы предупреждения и ликвидации ЧС (МГСЧС);
    - исследование различных аспектов проблемы защиты населения и территорий от ЧС мирного и военного времени.
    По количеству уровней территориальной подсистемы МГСЧС, привлекаемых на учения, они могут разделяться на одностепенные и многостепенные.
    На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного уровня управления ГО подсистемы МГСЧС, например, окружного.
    На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более уровней управления ГО и МГСЧС, например, окружного, районного и объектового.
    В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планирующих документов, действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, определения готовности сил и средств к выполнению задач на учения могут привлекаться окружные и районные службы ГО, гражданские организации ГО; силы территориальной подсистемы МГСЧС для проведения с ними комплексных и тактико - специальных учений.
    По своему назначению и целям учения подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытно - исследовательские.
    Плановые учения завершают цикл подготовки всех категорий обучаемых органов управления и сил к выполнению задач, предусмотренных планами ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
    Проверочные учения проводятся в целях определения степени готовности органов управления и сил по выполнению мероприятий ГО и ликвидации ЧС мирного времени.
    Показные учения проводятся в целях выработки единства взглядов на организацию и методику проведения учений, показа образцовых и наиболее целесообразных действий его участников при решении возлагаемых на них задач.
    Опытно - исследовательские учения проводятся в целях исследования наиболее важных проблемных вопросов теории и практики ГО, предупреждения и действий в ЧС, изыскания наиболее эффективных способов защиты населения и территорий округа, повышения устойчивости функционирования объектов экономики и организаций, приемов ведения аварийно - спасательных и других неотложных работ (АСДНР), совершенствования методов управления, вопросов связи и оповещения.
    В ходе учения органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развертываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных (загородных) и подвижных пунктах управления.
    При необходимости исследования проблем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изыскания наиболее эффективных способов решения задач могут проводиться опытно - исследовательские учения или в ходе командно - штабных учений могут проводиться исследования отдельных вопросов.
    Командно - штабные учения проводятся с руководящим составом ГО или МГСЧС (в зависимости от выбранной темы), органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, руководящим составом территориальных служб ГО с целью совершенствования навыков в руководстве организации и проведении мероприятий ГО, ликвидации ЧС мирного времени.
    Штабные учения проводятся с оперативными (специальными) группами органов исполнительной власти, местного самоуправления, с органами, специально уполномоченными для решения задач в области ГОЧС, штабами территориальных служб ГО, пунктами управления и узлами связи с целью совершенствования организации и проведения мероприятий ГО, ликвидации ЧС, форм и методов управления при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ, отработки документов, обеспечивающих устойчивое управление органами, силами и средствами ГОЧС.
 

Требования, предъявляемые к организации и проведению учений

 
    Учения проводятся в соответствии с годовыми планами основных мероприятий МЧС России, г. Москвы, административных округов и районов г. Москвы, а также указаниями соответствующих должностных лиц.
    Одним из главных условий подготовки и проведения учений является всесторонний учет характера возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и практического опыта их предупреждения и ликвидации.
    К организации и проведению учений предъявляются следующие требования:
    - учет реального состояния готовности органов управления ГО, органов управления территориальной подсистемы МГСЧС к действиям в ЧС мирного и военного времени;
    - создание обстановки на учении, максимально приближенной к реально возможной и позволяющей отрабатывать задачи, стоящие перед всеми инстанциями и категориями обучаемых;
    - учет особенностей и степени готовности объектов экономики и организаций округа к функционированию в военное время и ЧС;
    - отработка задач, решаемых участниками учения в ЧС, на основе планов ГО, действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
    - исключение возможности возникновения в ходе подготовки и проведения учения ситуаций, которые могут привести к человеческим жертвам, материальному ущербу, возрастанию социальной напряженности в городе, ухудшению условий жизни и работы населения.
    Учения организуются и проводятся по принципу: "Старшие начальники обучают своих подчиненных". Это повышает степень ответственности участников, а также способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий по совершенствованию выполнения мероприятий ГО, системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    При подготовке и особенно при проведении учений важное значение придается отработке выполнения его участниками обязанностей и тех задач, которые им придется решать в чрезвычайных ситуациях. Практическое проведение мероприятий по защите населения и территорий дает возможность более полно проверить реальность планирующих документов, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения последствий возможных чрезвычайных ситуаций.
    Учения должны обеспечивать повышение уровня подготовки и поддержание высокой степени готовности руководящего состава, органов управления, сил и средств к решению внезапно возникающих задач ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
 

Организация руководства учением

 
    Учение с административным округом могут проводить Правительство Москвы, Главное управление ГОЧС г. Москвы или префект административного округа. В соответствии с этим руководителем учения может быть Мэр Москвы - начальник ГО г. Москвы, начальник Главного управления ГОЧС г. Москвы, префект административного округа.
    Учение с районом могут проводить префектура административного округа, Управление ГОЧС административного округа, Управа района. В соответствии с этим руководителем учения может быть префект административного округа, начальник Управления ГОЧС административного округа, глава Управы района.
    В состав руководства учением, кроме руководителя, входят его заместители, помощники, а также начальник штаба руководства, который является заместителем руководителя учения.
    Руководитель учения несет полную ответственность за своевременную подготовку и высокое качество проведения учения. Руководство подготовкой и проведением учения он осуществляет лично, через заместителей, штаб руководства, помощников руководителя, а также через посреднический аппарат.
    При подготовке учения руководитель определяет или уточняет исходные данные учения, назначает посредников и организует их подготовку, обеспечивает контроль за подготовкой руководящего состава и органов управления, осуществляет общее руководство разработкой документов для проведения учения. В ходе учения он направляет работу руководства, штаба руководства, посредников, а также обучаемых на достижение поставленных целей учения, полную и качественную отработку всех вопросов в соответствии с планом учения. По окончании учения руководитель проводит его разбор, в котором оценивает результаты учения, работу его участников и ставит задачи по устранению выявленных недостатков.
    Заместителем (заместителями) руководителя учения обычно назначается первый заместитель, заместитель (заместители) главы органа исполнительной власти (местного самоуправления) или руководитель органа управления ГОЧС.
    При многостепенных учениях в административных округах, если на них привлекаются органы управления ГО районов, органы управления районными звеньями МГСЧС для руководства в каждом или в некотором из них могут назначаться заместители руководителя и при них создаваться группы руководства.
    Заместители (помощники) руководителя учения назначаются для помощи руководителю в полной и качественной отработке учебных вопросов участниками учения. На помощников руководителя учения возлагаются также организация отработки специальных вопросов и решение задач по отдельным направлениям, например, по исследованиям, материально - техническому обеспечению, по эвакуации и т.п. Помощники руководителя учения являются также старшими посредниками по своему направлению работы.
    Заместитель (заместители) и помощники руководителя участвуют в мероприятиях по подготовке учения, решают вопросы его всестороннего обеспечения, организации и проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ (АСДНР), контролируют по указанию руководителя готовность к учению руководящего состава и органов управления. В ходе учения они помогают руководителю в отработке учебных вопросов и в достижении целей учения, анализируют работу обучаемых, принимают участие в подготовке общего разбора, в выработке предложений по устранению выявленных недочетов и дальнейшему совершенствованию вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также готовят и проводят частные разборы учения. Свою работу они организуют и проводят по частным планам, утвержденным руководителем учения.
    Начальником штаба руководства, как правило, назначается руководитель территориального органа управления ГОЧС или его заместитель. Начальник штаба руководства несет ответственность за подготовку, качественное и поучительное проведение учения. В соответствии с указаниями руководителя он осуществляет руководство разработкой документов, контролирует своевременнее их доведение до исполнителей, организует подготовку штаба руководства, посреднического аппарата и других участников учения.
    В ходе учения начальник штаба руководства контролирует работу участников учения, своевременно доводит указания руководителя учения до его заместителей и помощников, штаба руководства, посреднического аппарата и привлеченных к учению звеньев управления в части, их касающейся. Кроме того, начальник штаба обеспечивает связь руководства с посредническим аппаратом, соблюдение мер безопасности, контролирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению учения, а также организует своевременную подготовку материалов для проведения его разбора.
    Штаб руководства является основным органом управления учением, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по организации проведения учения. Он разрабатывает соответствующие документы по подготовке и проведению учения, осуществляет подготовку посредников, руководящего состава, органов управления и других его участников, пунктов управления, систем связи и оповещения, автоматизированной системы управления и всестороннего обеспечения учения.
    В ходе учения штаб руководства обеспечивает отработку учебных вопросов и достижение поставленных целей. Он организует сбор и обобщение сведений о работе обучаемых, исследование намеченных вопросов, подготовку материалов для разбора учения и его проведения, а также готовит проект доклада вышестоящему начальнику о результатах проведенного учения.
    Посреднический аппарат обычно состоит из старших посредников и посредников. Старшие посредники могут назначаться при председателях КЧС районов, при штабах ГО районов, при оперативных группах запасных пунктов управления, при крупных промышленных и производственных объединениях и при руководителях органов управления ГОЧС. В отдельных случаях с учетом служебного положения старший посредник при объекте может являться руководителем комплексного учения на объекте. Старшие посредники подчиняются руководителю и соответствующему заместителю руководителя учения.
    Посредники назначаются при структурных подразделениях префектуры административного округа, при объектах, с которыми в ходе учения проводятся комплексные учения, а также при формированиях, привлекаемых к практическим действиям в ходе учения.
    Основная задача всех посредников - обеспечить полную и качественную отработку учебных вопросов, добиться правильного решения участниками учения своих задач и достижения поставленных целей. До начала учения посредники разрабатывают свои частные планы работы на учении, изучают обстановку и планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности.
    В ходе учения посредники в соответствии с планом его проведения и указаниями руководства создают (наращивают) обстановку, осуществляют контроль за получением сигналов оповещения, распоряжений и указаний вышестоящих органов, оценивают работу обучаемых по анализу данных обстановки, принятию соответствующих решений, их оформлению и доведению задач до подведомственных структурных подразделений. Они докладывают в штаб руководства о результатах отработки учебных вопросов, о достижении целей учения и предложения к общему разбору. По указанию руководителя старшие посредники проводят частные разборы.
    На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаться на штаб руководства.
    Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план (план - календарь) проведения учения, план наращивания обстановки.
 

Организация исследований на учениях

 
    Важность и сложность задач, стоящих перед ГО г. Москвы, МГСЧС, необходимость дальнейшего совершенствования методов их решения требуют проведения исследования отдельных, наиболее важных вопросов. Для этого на учения определяются цели, вопросы и методы исследований, создается исследовательская группа при штабе руководства при помощнике руководителя учений по исследованиям (если он назначается). Вопросы исследований определяются по этапам учения в зависимости от его темы и целей, а также особенностей структурного звена МГСЧС, отвечающего за поставленные вопросы. Во всех случаях они должны вытекать из основных задач по выполнению мероприятий ГО, функционированию МГСЧС.
    Вопросы, намеченные для исследований, могут прорабатываться и обсуждаться на специальных совещаниях еще до начала учения. В ходе учения они глубоко изучаются и обобщаются, после чего результаты исследований докладываются руководству. Одновременно определяются меры по реализации результатов исследования в интересах совершенствования ГО и территориальной подсистемы МГСЧС.
 

Глава II. ПОДГОТОВКА УЧЕНИЯ

 
    Подготовка учений включает в себя:
    - определение исходных данных;
    - разработку документов;
    - подготовку участников учения;
    - подготовку мест проведения учения;
    - материальное и техническое обеспечение учения;
    - контроль и оказание помощи обучаемым.
 

Определение исходных данных

 
    Основными исходными данными для разработки замысла учения являются: тема, учебные цели, этапы и учебные вопросы, состав участников, продолжительность, сроки и место проведения учения, характер обстановки. Определение этих данных детально производится с учетом условий, в которых будет выполняться задача, степени подготовки руководящего состава и органов управления, содержания планирующих документов.
    Тема учений определяется на этапе планирования основных мероприятий по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на год и отражается в Плане основных мероприятий административного округа (района) по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год.
    Тема учений может быть комплексной, т.е. охватывать весь комплекс вопросов, решаемых при выполнении мероприятий ГО, в условиях угрозы возникновения и при возникновении конкретных видов чрезвычайных ситуаций, либо локальной, включающей некоторые из них.
    Комплексными темами учений, например, могут быть:
    "Перевод ГО административного округа с мирного на военное время и управление мероприятиями ГО";
    "Действия органов исполнительной власти, КЧС, Управления ГОЧС округа в условиях угрозы и при возникновении ЧС";
    "Управление проведением мероприятий по защите населения округа и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики, организаций округа в ЧС".
    Темами, в которых охватываются локальные проблемы, решаемые в ЧС, например, могут быть:
    "Управление мероприятиями по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в угрожаемый период";
    "Управление мероприятиями ГО округа при диверсии на объекте экономики";
    "Действия органов исполнительной власти, КЧС, Управления ГОЧС округа при возникновении аварии на объекте экономики (транспортной аварии) с выбросом АХОВ (РВ, БОВ, ЛВГЖ)";
    "Управление проведением мероприятий по защите населения округа в ЧС";
    "Управление проведением мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения округа в ЧС";
    "Управление проведением спасательных и других неотложных работ на территории округа в ЧС";
    "Организация обеспечения объектов экономики, организаций округа, жизнедеятельности населения в условиях аварий на коммунально - энергетических сетях".
    Учебные цели определяются исходя из содержания и характера темы учения, а также из состава и уровня подготовки его участников. Количество учебных целей должно быть ограничено, это позволит сосредоточить внимание на отработке главных вопросов темы учения. Учебные цели отражаются в замысле учения, плане (плане - календаре) его проведения и других документах.
    Цели подразделяются на учебные, контрольные, исследовательские. Они могут быть общими для всех участников учения и частными для отдельных категорий.
    Общими целями, например, могут быть:
    - совершенствовать навыки руководящего состава префектуры, КЧС, органов управления ГОЧС округа в управлении проведением мероприятий по защите населения и обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и организаций округа в ЧС;
    - проверить готовность органов исполнительной власти, КЧС, органов управления ГОЧС округа к действиям в ЧС;
    - оценить полноту и реальность планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
    - оценить эффективность осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по защите населения и повышению устойчивости функционирования объектов экономики и организаций округа в ЧС;
    - отработать взаимодействие органов исполнительной власти, КЧС, органов управления ГОЧС округа с вышестоящими и подчиненными органами, а также органами военного командования по совместному решению задач в ЧС;
    - дать практику участникам учения в анализе обстановки, оценке последствий ЧС для населения округа и принятии решений на обеспечение продолжения производственной деятельности подведомственного хозяйства в условиях сложившейся обстановки.
    Частными целями, например, могут быть:
    - дать практику руководящему составу в принятии решений по обеспечению жизнедеятельности населения округа в условиях ЧС;
    - проверить систему оповещения населения округа об угрозе возникновения ЧС;
    - оценить эффективность системы сбора информации об обстановке в округе в ЧС;
    - исследовать эффективность использования автоматизированных систем управления для принятия решений в ЧС;
    - провести эксперименты по конкретным проблемам.
    Учения проводятся, как правило, в два - три этапа.
    Этап - это часть учения, включающая определенный период обстановки, в условиях которой обучаемые отрабатывают часть вопросов темы.
    Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности.
    Для отработки темы: "Управление силами окружной подсистемы МГСЧС в ходе ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте экономики" примерное наименование этапов учения может быть следующим:
    1-й этап - "Приведение органов управления и сил окружной подсистемы МГСЧС в различные режимы функционирования";
    2-й этап - "Руководство действиями органов управления и сил окружной подсистемы МГСЧС по ликвидации последствий аварии".
    Учебные вопросы - это ряд последовательно, логически вытекающих одна из другой наиболее характерных для данной обстановки задач, решаемых обучаемыми на этапе. Их количество, содержание и последовательность зависят от темы, целей, масштабов и времени, отводимого на отработку этапа.
    Состав участников учения определяется в зависимости от поставленных целей и масштаба учения.
    Как правило, для участия в многостепенном учении округа с отработкой вопросов выполнения мероприятий ГО привлекаются префект административного округа - начальник ГО округа, его заместители, Управление ГОЧС округа, главы Управ районов - начальники ГО районов, штабы ГО районов, руководители объектов экономики, штабы ГО объектов, окружные и районные службы ГО. На учения с отработкой вопросов защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в мирное время, кроме того, привлекаются КЧС округа, районов и объектов экономики, а также силы и средства территориальных и объектовых подсистем и звеньев МГСЧС.
    Продолжительность учения устанавливается в пределах до трех суток.
 

Организация проведения практических мероприятий на учениях

 
    В ходе проведения учений могут выполняться практические мероприятия, которые являются одним из наиболее эффективных методов отработки учебных вопросов. Они позволяют всесторонне проверить реальность планирующих документов по ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и на этой основе внести в них необходимые уточнения, определить степень готовности руководящего состава, сил и средств территориальной подсистемы МГСЧС к реагированию на чрезвычайные ситуации.
    Объем и характер практических мероприятий определяются руководителем в зависимости от целей, продолжительности учения, уровня подготовки его участников. Порядок отработки практических мероприятий отражается в Плане практических мероприятий и частных планах работы заместителей, помощников руководителя и старших посредников.
    Практические мероприятия проводятся в ходе отработки учебных вопросов на учебном оперативном фоне КШУ.
 

Разработка документов

 
    При подготовке учения разрабатываются следующие документы:
    1) приказ (распоряжение) о подготовке и проведении учения;
    2) организационные указания по подготовке и проведению учения;
    3) календарный план подготовки учения;
    4) схема организации руководства учения;
    5) замысел учения с пояснительной запиской;
    6) задание на учение;
    7) план (план - календарь) проведения учения;
    8) план наращивания обстановки;
    9) план практических мероприятий;
    10) план проведения исследований;
    11) частные планы работы заместителей (помощников) руководителя учения, посредников.
    Перечень документов, разрабатываемых при подготовке учения в зависимости от обстановки может быть сокращен или расширен по решению руководителя учения.
    После определения замысла учения, оценки объема мероприятий руководителем учения при необходимости может проводиться рекогносцировка района проведения учения. Для проведения рекогносцировки привлекаются заместители и помощники руководителя учения, начальник штаба руководства и необходимое количество сотрудников штаба. В ходе рекогносцировки уточняются последовательность отработки учебных вопросов, объем и места проведения практических мероприятий и другие вопросы.
    Первичным документом при организации подготовки учения является распоряжение (приказ начальника ГО) префекта административного округа, главы Управы района о подготовке и проведении учения, проект которого готовит орган управления ГОЧС. Распоряжение (приказ начальника ГО) издается за полтора (один) месяца до начала учения. В нем должны быть определены тема, сроки и продолжительность учения, назначен руководитель учения и его заместители, а также штаб руководства учением, определены сроки разработки замысла учения и организационных указаний, порядок назначения посредников, предусмотрены меры по подготовке к учению личного состава, в т.ч. по соблюдению мер безопасности, по материально - техническому обеспечению, по порядку докладов, представляемых в штаб руководства учением, и другие вопросы исходя из конкретной обстановки в районе проведения учения. Приказ доводится до руководящего состава органа управления, привлекаемого к учению, в части, его касающейся.
    Организационные указания (приложение 1) разрабатывают для подготовки обучаемых в развитие распоряжения на проведение учения. В них обычно указываются: тема, цели, сроки проведения учения, состав руководства и обучаемых, места проведения учения, порядок организации управления и связи, порядок представления донесений в ходе учения, организация обеспечения участников учения питанием, транспортом, объем мероприятий, который обучаемым необходимо выполнить при подготовке к учению.
    Вопросы, содержащиеся в организационных указаниях, могут быть отражены в распоряжении на проведение учения. В этом случае нет необходимости в их разработке. Выписки из организационных указаний или распоряжения доводятся до конкретной категории обучаемых в части, их касающейся, за один месяц до начала учения.
    Календарный план подготовки учения (приложение 2) является рабочим документом штаба руководства. Он включает основные мероприятия по подготовке учения, очередность и сроки их исполнения, а также ответственных исполнителей. В разделах плана отражаются: перечень организационных мероприятий по подготовке учения, порядок и сроки подготовки к учению руководства, штаба, посредников, обучаемых, пунктов управления, систем связи и оповещения, а также меры по материально - техническому обеспечению учения и контролю за ходом его подготовки.