Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 311. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Московской области от 17.05.2001 N 145/16 (ред. от 12.05.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ"

Дата документа17.05.2001
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Программа · Требования · Рекомендации · Положение · Перечень · Инструкция

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2001 г. N 145/16

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

(в ред. Постановлений Правительства МО от 13.12.2001 N 415/46, от 04.04.2002 N 119/10, от 03.04.2003 N 183/11, от 13.04.2004 N 210/14, от 30.09.2004 N 593/39, от 09.03.2005 N 158/9, от 01.06.2006 N 471/21, от 02.07.2007 N 470/22, от 12.02.2008 N 84/4, от 12.05.2009 N 372/17)

 
    В целях развития топливозаправочного комплекса Московской области, в том числе инфраструктуры обеспечения автотранспорта и населения альтернативными видами моторного и бытового топлива, улучшения экологической обстановки Правительство Московской области постановляет:
    1. Утвердить Программу развития топливозаправочного комплекса Московской области (далее - Программа) (приложение 1).
    Пункт 2. Утратил силу
    (в ред. Постановления Правительства МО от 12.05.2009 N 372/17)
    Пункт 3. - Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства МО от 09.03.2005 N 158/9)
    Пункты 4 - 7 - Утратили силу.
    (в ред. Постановления Правительства МО от 12.05.2009 N 372/17)
    8. Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области совместно с Топливно-энергетическим комитетом Московской области обеспечить разработку документации по планировке территорий объектов топливозаправочного комплекса, предусмотренных Перечнем перспективных объектов топливозаправочного комплекса на территории Московской области в соответствии со Схемой территориального планирования Московской области - основными положениями градостроительного развития, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 N 517/23 "Об утверждении Схемы территориального планирования Московской области - основных положений градостроительного развития.
    (в ред. Постановления Правительства МО от 12.05.2009 N 372/17)
    9. Установить, что заключенный с победителем конкурса инвестиционный договор является основанием для разработки градостроительного обоснования и землеустроительного дела.
    Пункт 10. - Утратил силу.
    (в ред. Постановления Правительства МО от 09.03.2005 N 158/9)
    11. Разрешить инвесторам на период строительства, но не более одного года с даты подписания договора аренды, эксплуатацию на выделенном земельном участке передвижных газозаправочных станций с соблюдением норм и правил безопасности.
    12. Запретить с 01.01.2002 эксплуатацию контейнерных автозаправочных станций на федеральной сети автомобильных дорог Московской области.
    13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области В.Ю. Голубева.
 

Губернатор Московской области
Б.В. ГРОМОВ

 
    
    

Приложение 1
к постановлению
Правительства
Московской области
от 17 мая 2001 г. N 145/16

    

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановлений Правительства МО от 04.04.2002 N 119/10, от 03.04.2003 N 183/11, от 13.04.2004 N 210/14, от 09.03.2005 N 158/9, от 12.05.2009 N 372/17)

Общая часть

1. Предисловие

 
    Программа развития топливозаправочного комплекса Московской области (далее - Программа) разработана на основании постановления Губернатора Московской области от 01.08.2000 N 266-ПГ и в соответствии с заданием Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Московской области.
    Необходимость разработки Программы диктуется потребностью в надежном обеспечении автотранспорта и населения различными, в том числе альтернативными, видами моторного и бытового топлива и в значительной степени необходимостью улучшения экологической ситуации в Московской области.
 

Основные задачи Программы

 
    На основе анализа ранее принятых программ определить перспективную до 2010 года потребность Московской области в различных видах моторного топлива и объектах топливозаправочного комплекса, разработать концепцию развития элементов топливозаправочного комплекса и перечень организационных и технических мероприятий, направленных на реализацию настоящей Программы. В рамках Программы, кроме того, ставилась задача разработать типы, классификацию и схему размещения автозаправочных комплексов, уточнить градостроительные требования к их размещению и проектированию, провести экспертную оценку изменения экологической ситуации в Московской области в результате перевода части автотранспорта на альтернативные виды топлива.
    В настоящей Программе проведен анализ реализации ряда проектов по развитию топливозаправочного комплекса Московской области, выполненных ГУП НИиПИ градостроительства в разные годы и одобренных Правительством Московской области:
    - Программа развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральной сети автомобильных дорог Московской области, 1996 год (постановление Правительства Московской области и Федеральной автомобильно-дорожной службы России от 13.05.96 N 25/11-1/76);
    - Схема развития инфраструктуры дорожного сервиса на территориальной сети дорог Московской области, 1997 год;
    - Схема развития складского хозяйства нефтепродуктов на территории Московской области, 1997 год;
    - Схема размещения наливных пунктов, совмещенных с АЗС, на Московском кольцевом нефтепродуктопроводе, 1997 год;
    - Схема размещения автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) на территории Московской области, 1996 год.
    Разработка Программы производилась в соответствии со Схемой развития сети радиальных и кольцевых автомобильных дорог в пределах 50-километровой зоны вокруг г. Москвы, разработанной ГУП НИиПИ градостроительства в 2000 г. и одобренной Правительством Московской области, Основными направлениями градостроительного развития территории районов центральной части Московской области и "Схемой размещения коллективных садов на территории Московской области" и другими работами института.
    В разработке Программы принимали участие:
    ЗАО "Гипроавтотранс", ООО "ВНИИГАЗ", АООТ "МосгазНиипроект, 25 ГосНИИ МО РФ, МГУ им. Ломоносова, ГУП "Мострансавто", ООО "ЭКО-Центр", ГУП "Мособлгаз", НПО "Комплекс-1", ЗАО "Межгосударственная нефтяная компания "СоюзНефтеГаз".
    Авторский коллектив: Климова С.П., Джура Н.И., Каштанова Т.А., Королев А.В., Гладунцов А.И., Данилычев И.И., Горбунов Г.Б., Горшков В.Н., Сковородкин Р.И., Полозова Л.М., Белоусенко В.А., Чириков К.Ю., Якименкова Л.В., Якименков В.С., Чечкенев И.В., Петросян В.С., Воронин В.В., Кондаков В.П., Родионов Ю.Ф., Ровнер Г.М., Мкртычан Я.С., Чепелевский Б.В. и др.
 

2. Введение

 
    Московский регион (г. Москва и Московская область) входит в число 20 крупнейших метрополий мира, является самым большим по численности населения в Российской Федерации. В регионе постоянно проживает 15,2 млн. человек (10,3% всего населения России). Здесь сосредоточено 10% промышленного потенциала, 17% автомобильного парка России, перерабатывается 60% всех поступающих в страну грузов. На территории области расположено 74 города и свыше 6 тыс. иных населенных пунктов.
    Московский регион, являясь одним из наиболее развитых в мире, сосредоточил в себе практически все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный.
    Транспортный узел Московской области является крупнейшим в России. Железнодорожная сеть имеет 11 радиальных магистралей и два железнодорожных кольца (протяженность сети - 2,5 тыс. км). Автодорожная сеть имеет 18 автодорог федерального значения, а также разветвленную сеть территориальных дорог. Общая протяженность сети федеральных и территориальных автодорог составляет около 15,0 тыс. км. На территории области расположены три аэропорта, имеющих международное значение, и два речных порта.
    Автомобильный парк региона составляет 3,3 млн. автомобилей.
    За последние годы в регионе в 1,5 раза (до 300 тыс. тонн) увеличилась доля международных и междугородных автомобильных перевозок (10% от всего объема перевозок).
    Отличительной особенностью Московской области являются большие миграционные потоки и сезонное население, достигающее 5,0 млн. человек в летний период.
    Рост автомобильного парка (за последние годы в 2 раза) и автотранспортных перевозок, увеличение подвижности населения привели к значительным нагрузкам на автодорожную сеть.
    Перечисленные выше факторы повлекли за собой резкие количественные изменения в составе топливозаправочного комплекса. Так, с 1995 по 2000 годы количество автозаправочных станций и комплексов увеличилось более чем в четыре раза.
    Ежегодно автомобильный транспорт региона выбрасывает в атмосферу 2,5 млн. тонн оксидов углерода и азота. На долю автомобильного транспорта приходится 64% загрязнений атмосферного воздуха оксидами углерода и 33% загрязнений оксидами азота.
    В разное время в Московской области разрабатывались различные программы, направленные на развитие того или иного элемента топливозаправочного комплекса. В настоящее время возникла необходимость в анализе комплекса в целом, в совокупности всех его элементов, для того чтобы иметь полное представление о проблемах, существующих в этой сфере услуг, а также выработать концептуальные решения и определить оптимальные пути развития комплекса на перспективу до 2010 года. Результатом проделанной работы должен быть перечень мероприятий по реализации настоящей Программы, которые направлены в первую очередь на соблюдение интересов жителей Московской области: снижение вредного воздействия автотранспортного комплекса на человека и окружающую среду, увеличение налоговых отчислений в бюджет, рост занятости населения и создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций.
 

3. Анализ развития топливозаправочного комплекса и выполнения программ по развитию его элементов

 
    Топливозаправочный комплекс является наиболее важным элементом топливно-энергетического комплекса Московской области. Только в этой сфере осуществляется реализация нефтепродуктов предприятиям и населению области.
    Рынок реализации нефтепродуктов в Московском регионе чрезвычайно привлекателен для отечественных и иностранных инвесторов. По данным Минэнерго России поставки нефтепродуктов в регион в 2000 году составили более 8,2 млн. тонн, из них в Московскую область, около 4,5 млн. тонн, в том числе мазут и керосин. Это составляет 8 и 5 процентов от поставок по Российской Федерации соответственно.
    Кроме того, Московский регион располагает по разным оценкам от 70 до 80 процентов финансовых активов страны, что более или менее застраховывает поставщиков нефтепродуктов от возможных неплатежей. Здесь сталкиваются интересы многих нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний, в том числе крупных, вертикально интегрированных, что может при определенных условиях привести к кризисным явлениям в сфере нефтепродуктообеспечения. Оптовыми поставками нефтепродуктов на территории области, кроме крупных, занимаются около ста мелких компаний.
    Сложившаяся в настоящее время ситуация на рынке нефтепродуктообеспечения в области характеризуется следующими особенностями и тенденциями:
    - стабильно растущим потреблением светлых нефтепродуктов даже в кризисные периоды и, по прогнозам, сохраняющимся до 2010 года;
    - существенной зависимостью региона от сторонних поставщиков нефтепродуктов в связи с ограниченными возможностями МНПЗ (свыше 30% потребляемых объемов завозится из других регионов. В перспективе возможен рост зависимости до 50-55%);
    - наличием в регионе большого количества мелких фирм (около 300) по розничной реализации нефтепродуктов, ориентированных на различных поставщиков, и в связи с этим - низким качеством реализуемых нефтепродуктов (до 40% от общего объема), сводящим на нет значительные усилия и затраты на улучшение экологической обстановки;
    - неблагоприятной экологической ситуацией, связанной с наличием большого количества устаревших и пожароопасных нефтебаз и части автозаправочных станций.
    В условиях растущих цен на светлые нефтепродукты большое значение для развития топливозаправочного комплекса Московской области и улучшения экологической ситуации имеет создание широкой сети автогазозаправочных и автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Важная роль в решении этой проблемы принадлежит ресурсному обеспечению. Ресурсы сжиженного углеводородного газа для нужд автотранспорта области в настоящее время оцениваются на уровне 200-250 тыс. тонн. В то же время усиление государственного контроля за производством и поставками сжиженного углеводородного газа позволили увеличить их выпуск в 2000 году до 6,6 млн. тонн, что составляет 120% от уровня 1999 года. По прогнозу Минэнерго России в 2001 году производство сжиженных газов также возрастет. В связи с этим на перспективу (2010 год) можно ожидать увеличения поставок СУГ в область до 400-450 тысяч тонн в год. Ресурсных ограничений в использовании сжатого природного газа практически нет.
    Система обеспечения Московской области нефтепродуктами строится по двум классическим технологическим схемам.
    Первая схема - "Завод - железнодорожный транспорт - нефтебаза (газонаполнительная станция) - потребитель". По данной схеме нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы поставляют нефтепродукты по железной дороге на нефтебазы (газонаполнительные станции), которые в свою очередь выдают их конечным потребителям (АЗС, АГЗС, склады предприятий, пункты обмена бытовых газовых баллонов и т.д.). Обеспечение сжиженным углеводородным газом осуществляется только по данной схеме.
    Вторая схема - "Завод - трубопроводный транспорт - нефтебаза (наливной пункт) - потребитель". Схема обеспечения строится на основе Московского кольцевого нефтепродуктопровода (НПП) ОАО "Мостранснефтепродукт". В этом случае нефтеперерабатывающие заводы по трубопроводу поставляют нефтепродукты на центральную нефтебазу (Володарская ЛПДС), которая подает их на наливные станции, расположенные на НПП, либо, минуя последние, выдает нефтепродукты непосредственно потребителям.
    Топливозаправочный комплекс Московской области, учитывая принятые системы обеспечения, формировался в течение многих лет как единый организм со специализацией отдельных его элементов. Условно их можно разделить на:
    - объекты, предназначенные для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа. К ним относятся нефтебазы, склады горюче-смазочных материалов, газонаполнительные станции;
    - объекты, предназначенные для транспортирования и приема нефтепродуктов. К ним относятся кольцевой нефтепродуктопровод с наливными станциями и наливными пунктами;
    - объекты, предназначенные для заправки (реализации) нефтепродуктов и газа. К ним относятся автозаправочные, автогазозаправочные и автогазонаполнительные компрессорные станции и комплексы.
    В такой последовательности в данной Программе было рассмотрено состояние элементов топливозаправочного комплекса и даны предложения по его развитию.
 

3.1. Нефтебазы и склады ГСМ

 
    В 1997 году на основании распоряжения Администрации Московской области от 10.09.96 N 397-р ГУП НИиПИ градостроительства была разработана Схема развития складского хозяйства нефтепродуктов на территории Московской области. Необходимость разработки Схемы была вызвана крайне низким техническим состоянием нефтебаз, построенных в 50-е годы, их неудовлетворительной экологической, санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасностью. Кроме того, имеющиеся нефтебазы не обеспечивали всевозрастающие объемы переработки нефтепродуктов.
    Основными задачами Схемы были: разработка предложений по количеству и местам строительства новых современных нефтяных терминалов, а также предложений по реконструкции или ликвидации существующих нефтебаз, размещенных вблизи жилой застройки и не имеющих территориальных возможностей для развития.
    Схемой намечалось строительство 16 нефтебаз, кроме того, предусматривалось строительство еще 7 нефтебаз взамен существующих, предложенных Схемой к закрытию.
    За период, прошедший с момента разработки Схемы, было построено 7 складов нефтепродуктов и еще 9 площадок находятся в различной стадии оформления (см. приложение, рис. П1.1). <*>
 
    


    <*> Не приводится.
 
    В настоящее время на территории области насчитывается около 50 нефтебаз и складов различной вместимости и принадлежности. Эти нефтебазы и склады нефтепродуктов по принадлежности подразделяются на пять групп (табл. 3.1):
    - первая - нефтебазы, принадлежащие АООТ "Моснефтепродукт", в составе которого имеется 17 нефтебаз и их филиалов с суммарной вместимостью резервуарного парка 196,6 тыс. куб. м;
    - вторая - нефтебазы и наливные станции ОАО "Мостранснефтепродукт" (Володарская ЛПДС, наливные станции - Солнечная, Нагорная, Новоселки) с суммарной вместимостью 343,0 тыс. куб. м;
    - третья - акционированные (Ногинская, Воскресенская и Павельцевская нефтебазы) с суммарной вместимостью 121,6 тыс. куб. м;
    - четвертая - коммерческие нефтебазы, расположенные в городах Серпухов, Балашиха, Видное, в населенных пунктах Часцы, Непецино, Белые Столбы, ст. Внуково, Львовская, Рахмановская промзона с суммарной вместимостью 78,1 тыс. куб. м;
    - пятая - склады ГСМ различных предприятий с суммарной вместимостью 115,8 тыс. куб. м.
 

Таблица 3.1

N п/п Наименование Местоположение Район Емкость (тыс. куб. м) Примечания
1 2 3 4 5 6
1. Нефтебазы АО "Моснефтепродукт"
 Волоколамская г. Волоколамск Волоколамский 9,0  
 Дмитровская г. Дмитров Дмитровский 22,0 Есть возможность развития
 Зарайская г. Зарайск Зарайский 7,0 Есть возможность развития
 Истринская г. Истра Истринский 10,0  
 Каширская г. Кашира Каширский 15,0  
 Клинская г. Клин Клинский 19,0 Есть возможность развития
 Коломенская г. Коломна Коломенский 10,0 Находится в историческом центре города
 Луховицкая нефтебаза г. Луховицы Луховицкий 11,0  
 Можайская г. Можайск Можайский 16,0 В СЗЗ н/б попадает жилая застройка
 Наро-Фоминская г. Наро-Фоминск Наро-Фоминский 14,7  
 Куровская г. Куровское Орехово-Зуевский 15,0 Есть возможность расширения в промзоне
 Орехово-Зуевская г. Орехово-Зуево Орехово-Зуевский 2,3 Территории нет
 Подольская г. Подольск Подольский 6,8  
 Дороховская ст. Дорохово Рузский 13,0  
 Сергиево-Посадская г. Сергиев Посад Сергиево-Посадский 14,0 Территории под расширение нет
 Серебряно-Прудская г. Серебряные Пруды Серебряно-Прудский 2,2 Территории нет
 Серпуховская г. Серпухов Серпуховской 14,1  
 Итого   196,6  
2. Наливные станции АО "Мостранснефтепродукт" 343,0  
3. Нефтебазы акционированные
 Воскресенская г. Воскресенск Воскресенский 7,5  
 Ногинская г. Ногинск Ногинский 8,0  
 Павельцовская п/о Павельцево пос. Шереметьевский 106,1  
 Итого   121,6  
4. Нефтебазы коммерческие
 "Энергетик" (А/Т) Часцы Одинцовский 3,6  
 АО "Росспецавто" г. Видное Ленинский 9,0  
 ООО "Апогей" г. Балашиха Балашихинский 5,0  
 ООО "Ока-Центр" г. Серпухов Серпуховский 15,0  
 ООО "Нафта-Терминал" пгт Софрино Пушкинский 8,0  
 "Внуково-Петрол" ст. Внуково Ленинский 3,0  
  п. Непецино Коломенский 4,0  
  пос. Белые Столбы Домодедовский 6,6  
 Климовская нефтебаза пос. Львовский Подольский 8,0  
 ООО "Нефтьторгсервис" г. Талдом Талдомский 5,0  
 ООО "Королевская нефтебаза" г. Королев  1,5  
 ООО "Промресурс-98" г. Дубна Талдомский 1,0  
 ООО "Петрокаш" д. Пурлово Каширский 1,0  
 Наливные пункты на НПП   7,4  
 Итого   78,1  
5. Нефтебазы промпредприятий
 Луховицкий маш. завод г. Луховицы Луховицкий 5,3  
 АООТ "Холдинговая компания "Коломенский завод" г. Коломна Коломенский 35,0  
 ВМЗ "Салют" п/о Белоозерское Воскресенский 20,0  
 НИИ ЦИАМ г. Лыткарино Люберецкий 2,0  
 АО "а.Люлька-Сатурн" г. Лыткарино Люберецкий 1,6  
  г. Наро-Фоминск Наро-Фоминский 10,0  
 Локомотивное депо "Бекасово-Сортировочное" Москов. ж/д ст. Бекасово Наро-Фоминский 12,0  
 АООТ "Маш. завод" г. Электросталь Ногинский 1,5  
 АООТ "Химико-механ. завод" г. Электросталь Ногинский 1,4  
  п. Петелино Одинцовский 10,0  
 ЛИИ им. Громова г. Жуковский Раменский 10,0  
 АООТ "Быково-Авиа" п. Быково Раменский 7,0  
 Итого   115,8  
 Всего   855,1  
 Кроме того, военные нефтебазы   301,1  
 Всего резервуарный парк   1156,2  

 
    В настоящее время вместимость резервуарного парка области составляет 855,1 тыс. куб. м (без учета вместимости складов ГСМ сельхоз-предпрятий и военных нефтебаз).
    Большинство нефтебаз и складов ГСМ старых лет постройки и по своему техническому состоянию не отвечают современным требованиям. Только 10 коммерческих нефтебаз, построенных в конце 80-х годов, содержатся в хорошем техническом состоянии и удовлетворяют предъявляемым требованиям.
    Кроме того, на территории области расположены 7 баз горючего Министерства обороны Российской Федерации суммарной вместимостью 301,1 тыс. куб. м. Часть их резервуарного парка (до 10%) в настоящее время используется на правах аренды различными компаниями для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов, поступающих в Московскую область. В связи с тем, что указанные базы выполняют специфические задачи по обеспечению нефтепродуктами Московского военного округа и Московского округа ПВО, а также учитывая, что сдача в аренду резервуаров - явление временное, их возможности в настоящей работе не учитывались.
 

Выводы

 
    1. До 1997 года АООТ "Моснефтепродукт" являлось практически монополистом по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов, имея в своем распоряжении около 20 нефтебаз в основном старой постройки. Большинство нефтебаз не соответствовали ранее и не соответствуют в настоящее время градостроительным нормам для размещения такого рода объектов.
    2. При резком увеличении потребления нефтепродуктов вскрылись все основные недостатки существующих нефтебаз АООТ "Моснефтепродукт": неудовлетворительные условия хранения топлива, связанные с большими количественными и качественными потерями из-за изношенного и устаревшего технологического оборудования, слабый контроль за сохранностью качества нефтепродуктов, отсутствие возможности хранения высокооктанового топлива и неоптимальное размещение их по территории области.
    3. В области практически отсутствуют крупные нефтебазы (вместимостью более 20 тыс. куб. м) с возможностями по переработке крупных партий нефтепродуктов с использованием различных видов транспорта.
    4. Большинство существующих нефтебаз и складов ГСМ области малой вместимости, требуют реконструкции, размещаются в населенных пунктах, не имея при этом возможности расширения, оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
    5. С 1997 года начали появляться новые, более совершенные в техническом исполнении, коммерческие нефтебазы, которые становились прямыми конкурентами нефтебазам АООТ "Моснефтепродукт", но их количество и возможности составляют не более 25% от всех нефтебаз области.
    6. Появление конкуренции пока не привело к техническому перевооружению или закрытию нефтебаз АООТ "Моснефтепродукт", как это предусматривалось ранее.
 

3.2. Газонаполнительные станции (газораздаточные станции)

 
    В настоящее время обеспечение Московской области сжиженным углеводородным газом осуществляют шесть газонаполнительных станций ГУП "Мособлгаз" (Ногинская, Дубненская, Люберецкая, Пушкинская, Зарайская и Звенигородская). Все базы, за исключением Зарайской, построены в 1961-1964 годах, Зарайская база построена в 1997 году. Ногинская база реконструирована в 1980 году.
    Общая емкость резервуарного парка газонаполнительных станций составляет 5,75 тыс. куб. м, что обеспечивает хранение 2,5 тыс. тонн газа.
    Станции в основном располагаются в восточной и юго-восточной частях области, при этом плечо подвоза газа потребителям составляет около 100 км (оптимально - 40-50 км).
    Ежегодный объем хранения и реализации сжиженного углеводородного газа через газонаполнительные станции в целом по области составляет 50,0-52,0 тыс. тонн. От общего объема реализации газа 75-80% составляет реализация населению, льготникам и садоводам.
    В настоящее время коэффициент оборота резервуарного парка станций в месяц составляет 1,6 при оптимальном, с точки зрения экономической эффективности, коэффициенте равном 4,0.
    Возможность существующего резервуарного парка при условии увеличения коэффициента оборота и соответствующей реконструкции составляет около 100,0 тысяч тонн газа в год. Четыре станции (Звенигородская, Пушкинская, Ногинская и Зарайская) имеют возможность увеличить резервуарный парк без увеличения территории.
    Каждая станция обслуживает от 5 до 11 пунктов обмена бытовых газовых баллонов. В настоящее время на территории области в ведении ГУП "Мособлгаз" действует 44 пункта обмена газовых баллонов. Перечень ГНС и пунктов обмена представлен в таблице N 3.2.
 

Таблица 3.2

N п/п Газонаполнительная станция Емкость резервуарного парка, куб. м Пункты обмена бытовых газовых баллонов Примечание
1. Ногинская 900 Егорьевск
пос. Красный Ткач
Шатура
Рошаль
пос. Черусти
Лосино-Петровский
платф. 33 км
Ликино-Дулево
 
2. Дубненская 400 Дмитров
Талдом
Запрудня
Клин
Катуар
 
3. Люберецкая 550 Раменское
Белые Столбы
Барыбино
Барановское
пос. им. Цюрупы
Чехов
Столбовая
Серпухов
 
4. Пушкинская 1200 пос. Заветы Ильича
пос. Клязьма
Солнечногорск
Алабушево
Крюково
Нахабино
Румянцево
 
5. Зарайская 1050 Коломна
Белоомут
Кашира
Ситне-Щелканово
Малино
 
6. Звенигородская 1650 Лотошино
Шаховская
Волоколамск
Можайск
Уваровка
Руза
Тучково
Дорохово
Наро-Фоминск
Верея
Никольское
 
 Всего 5750   

Выводы

 
    1. В последние годы в силу различных причин как субъективного, так и объективного характера сложившейся практикой является то, что в осенний период газонаполнительные станции из-за отсутствия поставок газа простаивают, а в зимние месяцы не могут обеспечить прием и хранение газа даже в объеме балансовых заданий.
    2. Потребление сжиженного углеводородного газа для бытовых нужд населения области в ближайшие годы не претерпит существенных изменений и будет составлять около 40,0 тыс. тонн в год. Увеличение объемов хранения и реализации газа будет происходить за счет его использования в качестве моторного топлива, при этом поставки сжиженного газа на территорию области в перспективе будут ограничиваться возможностями нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов.
    3. Материальная база газонаполнительных станций морально устарела, их техническая оснащенность не соответствует современным требованиям.
    4. На ближайшую перспективу (до 2004 года) возможности газонаполнительных станций обеспечат увеличение объема реализации газа до 100 тыс. тонн в год. Дальнейшее увеличение объемов реализации газа возможно после проведения реконструкции существующих и строительства новых станций.
    5. Газонаполнительные станции расположены на территории области неравномерно и неоптимально по отношению к потребителям, при этом Дубненская газонаполнительная станция находится в водоохранной зоне реки Волги, а Зарайская станция расположена на периферии области.
    6. Существующие газонаполнительные станции, единственные в области, имеют свой специализированный транспорт для перевозки сжиженного газа и возможности по его содержанию и обслуживанию.
 

3.3. Московский кольцевой нефтепродуктопровод

 
    В целях упорядочения и совершенствования структуры управления топливно-энергетическим комплексом Московского региона, повышения эффективности функционирования и развития системы обеспечения нефтепродуктами Московской области и г. Москвы в ноябре 1997 года было подписано Соглашение между Администрацией Московской области, Правительством Москвы и ОАО "Транснефтепродукт" о сотрудничестве в сфере нефтепродуктообеспечения Московской области и г. Москвы.
    Соглашение определяло перечень мероприятий и взаимоотношений сторон в сфере транспортирования, хранения и реализации нефтепродуктов на территории Московской области и г. Москвы. Кроме того, Соглашением была одобрена Программа реализации нефтепродуктов потребителям Московской области и г. Москвы через систему автономных наливных пунктов и автозаправочных станций на кольцевом нефтепродуктопроводе.
    На основании указанных документов ГУП НИиПИ градостроительства в 1997 году была разработана Схема размещения наливных пунктов, совмещенных с АЗС, на Московском кольцевом нефтепродуктопроводе. Схема была рассмотрена и утверждена на заседании Межведомственной комиссии в июле 1998 года.
    Основные задачи Схемы:
    - размещение наливных пунктов, совмещенных с автозаправочными станциями, в районах пересечения кольцевого нефтепродуктопровода с автодорогами;
    - подключение указанных объектов к нефтепродуктопроводу.
    Схемой предусматривалось строительство 34 наливных пунктов, из них в комплексе с автозаправочными станциями - 26, что обеспечивало создание в Московском регионе современного трубопроводно-складского комплекса с широкими возможностями по транспортированию, хранению и выдаче нефтепродуктов.
    Кольцевой нефтепродуктопровод АО "Мостранснефтепродукт" протяженностью 328 км проложен по территории Московской области на расстоянии 20-40 км от границы г. Москвы (Московской кольцевой автодороги). Линейная часть нефтепродуктопровода состоит из трех трубопроводов диаметром 377 мм, проложенных параллельно друг другу, и отводов от них к аэропортам "Домодедово", "Внуково", "Шереметьево", "Быково" и "Чкаловский", а также к "Павельцовской" нефтебазе и наливным станциям "Володарская", "Солнечногорская", "Нагорная" и "Новоселки". Нефтепродуктопровод подключен к Московскому нефтеперерабатывающему заводу. К Володарской станции подходят также три нитки трубопроводов от Рязанского нефтеперерабатывающего завода. Володарская ЛПДС с вместимостью резервуарного парка 220 тыс. куб. м и сливной железнодорожной эстакадой с возможностью по приему до 2 млн. тонн в год является уникальным объектом. ОАО "Лукойл" разработан проект строительства железнодорожной сливной эстакады на наливной станции "Солнечногорская" с возможностью по приему нефтепродуктов до 500 тыс. тонн в год.
    В восьмидесятых годах были построены 4 автозаправочные станции, снабжение которых топливом предусматривалось с НПП. К нефтепродуктопроводу было подключено только 3 АЗС. К настоящему времени все станции от нефтепродуктопровода отключены.
    Интерес к кольцевому нефтепродуктопроводу возник с идеей строительства подключенных к нему наливных пунктов, совмещенных с автозаправочными станциями, которые будут играть роль небольших нефтебаз и обеспечивать потребность районов области в радиусе 40-50 км. Проект экономически целесообразен тогда, когда на кольце построено и эксплуатируется не менее 10 наливных пунктов, совмещенных с автозаправочными станциями.
    К настоящему времени построено и эксплуатируется 8 таких комплексов и еще 7 находятся в различной степени освоения.
    Кроме того, по территории Серебряно-Прудского района проходит нефтепродуктопровод "Новки-Рязань-Тула-Орел". В районе его пересечения с автодорогой "Каспий" ведется строительство наливного пункта, совмещенного с АЗС. Емкость резервуарного парка наливного пункта составит 2,0 тыс. куб. м.
 

Выводы

 
    1. Кольцевой нефтепродуктопровод проложен по территории 14 районов Московской области, позволяет транспортировать одновременно три сорта светлых нефтепродуктов с суммарной пропускной способностью 4,2 млн. тонны в год, что сопоставимо с годовой потребностью Московской области.
    2. Володарская и Солнечногорская ЛПДС способны закрыть дисбаланс между годовыми объемами потребления светлых нефтепродуктов Московского региона и возможностью их производства на МНПЗ.
    3. В случае завершения строительства на нефтепродуктопроводе предусмотренных проектом наливных пунктов, совмещенных с автозаправочными станциями, на территории области будет создан единый трубопроводно-складской комплекс, способный полностью обеспечить центральную часть Московского региона светлыми нефтепродуктами.
    4. Создание трубопроводно-складского комплекса способствует улучшению экологической ситуации в регионе как за счет возможности реконструкции или закрытия значительного количества старых нефтебаз, так и за счет внедрения единой системы контроля качества нефтепродуктов.
 

3.4. Автозаправочные комплексы

 
    В 1996 году была разработана и одобрена Правительством Московской области и Федеральной автомобильно-дорожной службой России (постановление Правительства Московской области и Федеральной автомобильно-дорожной службы России от 13.05.96 N 25/11-1/76) Программа развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области.
    Необходимость разработки Программы развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области была вызвана тем, что к 1995 году в Московской области на федеральных дорогах эксплуатировалось всего 125 автозаправочных станций, построенных в 80-е годы, не отвечавших современным требованиям и не обеспечивающих потребности всевозрастающего парка автомобильной техники.
    Задачи Программы развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области:
    - разработка предложений по размещению объектов дорожного сервиса на федеральной сети автодорог Московской области;
    - определение состава объектов дорожного сервиса;
    - разработка рекомендаций и градостроительных требований к размещению автозаправочных комплексов.
    Программой развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области предусматривалось построить 244 автозаправочных станций и комплексов и ликвидировать 19 контейнерных станций, не отвечающих эколого-градостроительным требованиям. Общее количество станций и комплексов на сети федеральных дорог планировалось довести до 350 единиц.
    В 1999 году была разработана и утверждена Межведомственной комиссией (протокол заседания от 24.11.99) Схема развития инфраструктуры дорожного сервиса на территориальной сети автодорог Московской области (далее - Схема).
    Схема разрабатывалась как логическое продолжение Программы развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области и была призвана обеспечить объектами дорожного сервиса, в том числе и автозаправочными станциями и комплексами, всю сеть дорог на территории Московской области.
    Задачи Схемы:
    - упорядочение существующей сети объектов дорожного сервиса на территориальной сети автомобильных дорог Московской области;
    - разработка предложений по модернизации объектов дорожного сервиса в части, касающейся развития сферы сервисных услуг и улучшения архитектурного облика;
    - размещение новых объектов дорожного сервиса на территориальной сети автомобильных дорог.
    Кроме того, в ходе разработки Схемы были откорректированы показатели Программы развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области. Фактически в Схеме было рассмотрено размещение объектов дорожного сервиса на всей сети автомобильных дорог области.
    Схемой намечалось довести количество автозаправочных станций с различным набором сервисных услуг на сети федеральных и территориальных дорог до 1130-1435, в том числе на территориальной сети дорог и в городах - до 730-830 станций.
    Последние годы отмечены активным ростом количества автозаправочных станций. С 1995 года построено более 650 заправочных станций. В настоящее время в Московской области действует около 900 автозаправочных станций, в том числе около 600 - на территориальной сети дорог, в городах и других населенных пунктах (67%). За этот период количество автозаправочных станций возросло почти в 4 раза (табл. 3.3).
    На строительство станций и комплексов было вложено и освоено свыше 400 млн. долларов, на них работают около 12 тыс. человек, расчетные поступления в районные и областной бюджеты составляют 450 млн. рублей в год.
    Вместе с тем следует отметить, что процесс активного отведения земельных участков под объекты дорожного сервиса продолжается, но освоение их под заявленные цели идет медленными темпами. В настоящее время около 800 площадок находятся в разной стадии оформления, но по оценкам института по 70-80 процентам из них землеустроительные дела завершены не будут.
 

Таблица 3.3

Динамика развития АЗС на территории Московской области

N п/п Наименование района 1988 год 01.01.96 96/88 раз 01.01.99 99/96 раз 01.01.2000 - всего 01.01.2001 2000/99 раз 2001/2000 раз
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Балашихинский 1 7 7,0 31 4,4 35 39 1,1 1,1
2. Волоколамский 2 3 1,5 7 2,3 8 9 1,1 1,1
3. Воскресенский 3 5 1,7 13 2,6 14 21 1,1 1,5
4. Дмитровский 2 5 2,5 16 3,2 22 23 1,4 1,0
5. Домодедовский 1 6 6,0 16 2,7 19 23 1,2 1,2
6. Егорьевский 1 2 2,0 8 4,0 8 8 1,0 1,0
7. Зарайский 1 2 2,0 2 1,0 2 2 1,0 1,0
8. Истринский 1 5 5,0 21 4,2 22 23 1,0 1,0
9. Каширский 3 6 2,0 9 1,5 10 10 1,1 1,0
10. Клинский 2 6 3,0 10 1,7 13 14 1,3 1,1
11. Коломенский 3 4 1,3 19 4,8 25 21 1,3 0,8
12. Красногорский 0 2 2,0 15 7,5 16 21 1,1 1,3
13. Ленинский 0 6 6,0 22 3,7 32 37 1,5 1,2
14. Лотошинский 1 2 2,0 3 1,5 3 3 1,0 1,0
15. Луховицкий 1 3 3,0 7 2,3 9 10 1,3 1,1
16. Люберецкий 0 8 8,0 24 4,0 26 42 1,1 1,6
17. Можайский 2 8 4,0 11 1,4 15 15 1,4 1,0
18. Мытищинский 0 5 5,0 28 5,6 36 42 1,3 1,1
19. Наро-Фоминский 2 5 2,5 24 4,8 30 30 1,3 1,0
20. Ногинский 8 8 1,0 23 2,9 25 32 1,1 1,3
21. Одинцовский 4 17 4,3 34 2,0 40 41 1,2 1,0
22. Озерский 1 2 2,0 3 1,5 3 4 1,0 1,3
23. Орехово-Зуевский 5 7 1,4 15 2,1 19 26 1,3 1,4
24. Павлово-Посадский 1 1 1,0 7 7,0 8 7 1,0 1,0
25. Подольский 9 14 1,6 54 3,9 65 66 1,2 1,0
26. Пушкинский 4 10 2,5 35 3,5 46 46 1,3 1,0
27. Раменский 4 17 4,3 22 1,3 36 40 1,6 1,1
28. Рузский 3 6 2,0 9 1,5 9 15 1,0 1,7
29. Серебряно-Прудский 2 2 1,0 2 1,0 2 2 1,0 1,0
30. Сергиево-Посадский 7 10 1,4 22 2,2 24 27 1,1 1,1
31. Серпуховский 6 12 2,0 20 2,3 22 28 1,1 1,3
32. Солнечногорский 1 5 5,0 20 4,0 25 29 1,3 1,2
33. Ступинский 2 5 2,5 7 1,4 8 10 1,1 1,3
34. Талдомский 2 4 2,0 10 2,5 13 13 1,3 1,0
35. Химкинский 0 3 3,0 18 6,0 11 11 0,6 1,0
36. Чеховский 3 5 1,7 10 2,0 22 23 2,2 1,0
37. Шатурский 2 2 1,0 6 3,0 7 6 1,2 0,9
38. Шаховской 1 3 3,0 3 1,0 5 5 1,7 1,0
39. Щелковский 1 4 4,0 16 4,0 22 25 1,4 1,2
 Итого 92 227 2,5 622 2,7 757 849 1,4 1,1

 
    Наиболее интенсивно обустраиваются федеральные автодороги, по которым проходят всевозрастающие транспортные потоки. За период с 1996 года по 2000 год было построено около 180 автозаправочных станций, а общее их количество достигло 300 единиц, то есть на сегодняшний день Программа развития инфраструктуры дорожного сервиса на федеральных автодорогах Московской области выполнена на 85%.
    В настоящее время на территории области функционируют следующие основные виды (типы) автозаправочных станций:
    - стационарные;
    - контейнерные;
    - АЗС с выносными топливораздаточными колонками и контейнерами для хранения топлива.
    Эксплуатация передвижных автозаправочных станций на территории области с 1997 года запрещена.
    В конце 80-х-начале 90-х годов автозаправочные станции представляли в основном одинаковые контейнеры заводского или несертифицированного изготовления, установленные на бетонные плиты, с грунтовым покрытием территории, имели убогого вида операторские, похожие больше на садовые домики. Практически на всех автозаправочных станциях не было инженерного обеспечения. Станции, принадлежащие АООТ "Моснефтепродукт", считались верхом архитектурного совершенства, построенные с соблюдением всех норм и правил на тот период времени.
    На сегодняшний день картина изменилась. Благодаря совместным усилиям Правительства Московской области и других контролирующих организаций, появлению новых нормативных документов началось качественное улучшение автозаправочных станций. На действующих станциях проводилась и проводится реконструкция с изменением технологической схемы и улучшением внешнего вида.
    Если раньше на дорогах области велось строительство, как правило, только заправочных станций без какого-либо дополнительного сервиса, то сейчас преобладают стационарные заправочные станции с хорошим архитектурным обликом, с самым различным набором дополнительных услуг, отвечающие современным требованиям и нормативам. По существу автозаправочные станции преобразовываются в комплексы дорожного сервиса.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Рис. 1 "Динамика кол-ва АЗК (АЗС) в Московской области" не приводится.
 
 
    В последнее время на автодорогах области появились комплексы, обеспечивающие заправку автомобилей не только жидким моторным топливом, но и газом. Такие объекты получили название "многотопливные заправочные комплексы".
    В настоящее время на территории области действуют комплексы, осуществляющие заправку автомобилей:
    - жидким моторным топливом и сжиженным углеводородным газом, таких комплексов - 3;
    - жидким моторным топливом и сжатым природным газом, таких комплексов - 3;
    - жидким моторным топливом, сжиженным и сжатым газом, такой комплекс - 1.
    В общей сложности на территории области действует 7 многотопливных заправочных комплексов.
    Комплекс, расположенный на 47 км МКАД, является к тому же многофункциональным комплексом, так как не только обеспечивает клиентов топливом, но и осуществляет сервисное обслуживание автотранспорта и участников движения. На территории комплекса имеется центр по переоборудованию автомобилей на газовое топливо, их техническому обслуживанию, торговый центр, мойка автомашин и здание офиса.
 

Выводы

 
    1. За последние 5 лет произошел бурный рост количества автозаправочных станций, не только на сети федеральных, но и территориальных дорог и в населенных пунктах области.
    2. Ранее принятые программы развития инфраструктуры дорожного сервиса в части, касающейся строительства автозаправочных станций, выполнены на 75%.
    3. С 1996 года количество автозаправочных комплексов с набором различного вида сервисных услуг увеличилось в 3,5 раза и достигло 35% от общего количества автозаправочных станций.
    4. Происходят изменения в качестве вновь возводимых автозаправочных комплексов. Построены и строятся интересные в архитектурном исполнении, запоминающиеся объекты, соответствующие современным нормам и правилам.
    5. Формируется вторичный рынок земельных участков под строительство автозаправочных комплексов.
    6. Происходит активное поглощение мелких фирм и частных предпринимателей крупными компаниями-производителями и поставщиками нефтепродуктов.
    7. Темпы роста количества автозаправочных станций и комплексов замедляются и стабилизируются, особенно на федеральной сети дорог в пределах Московского малого кольца, намечается постепенное насыщение рынка автозаправочных комплексов.
 

3.5. Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС)

 
    В целях обеспечения автомобильного транспорта газомоторным топливом в 1986 году институтом Генпланов ГлавАПУ Московской области была разработана Схема размещения автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в Московской области. Схемой предусматривалось строительство 55 АГНКС в городах Московской области и 11 станций на внешней стороне Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), т.е. в общей сложности 66 АГНКС.
    В настоящее время на территории Московской области расположено 19 АГНКС, в том числе 8 станций на внешней стороне МКАД и 11 станций в городах области, т.е. Схема реализована только на 29% (табл. 3.4).
 

Таблица 3.4

N п/п Станции Мощность АГНКС, авт./сут. Местонахождение
1. АГНКС-1 500 23-й км МКАД, пос. Развилка
2. АГНКС-2 500 72-й км МКАД
3. АГНКС-3 500 91-й км МКАД
4. АГНКС-4 500 95-й км МКАД
5. АГНКС-6 500 47-й км МКАД
6. АГНКС-7 500 15-й км МКАД
7. АГНКС-8 250 78-й км МКАД
8. АГНКС-10 250 44-й км МКАД
9. АГНКС 250 г. Дмитров
10. АГНКС 500 г. Сергиев-Посад
11. АГНКС 500 г. Щелково
12. АГНКС 500 г. Ногинск
13. АГНКС 250 г. Раменское
14. АГНКС 500 г. Подольск
15. АГНКС 500 г. Серпухов
16. АГНКС 250 г. Ступино
17. АГНКС 250 г. Орехово-Зуево
18. АГНКС 250 г. Воскресенск
19. АГНКС 500 г. Коломна

 
    Все станции построены в середине-конце восьмидесятых годов в соответствии с постановлением Совета Министров СССР N 1189 от 21 декабря 1983 года "О мерах по использованию сжатого природного газа в качестве моторного топлива для автомобильного транспорта в г. Москве и Московской области" и осуществляют заправку автомобилей сжатым природным газом (КПГ).
    В связи с тем, что Московская областная Программа по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на автомобильном транспорте и сельскохозяйственной технике на 1996- 1999 годы оказалась нереализованной, построенные станции эксплуатировались с незначительной загрузкой, а в настоящее время фактически простаивают. Более того, в связи с отсутствием переоборудованного на газ автомобильного транспорта станции начали закрываться (г. Ступино).
    В результате приостановки строительства АГНКС северо-западные, западные и юго-западные районы Московской области оказались практически лишенными источников получения сжатого природного газа и использования его в качестве моторного топлива.
    В настоящее время проведена реконструкция и осуществляется заправка автомобилей сжатым природным газом, сжиженным углеводородным газом и светлыми нефтепродуктами на трех АГНКС, размещенных на МКАД (АГНКС N 6, 7, 10). Кроме того, выполнены проекты реконструкции еще трех АГНКС (23-й км МКАД, г. Серпухов и Воскресенск). Перечисленные выше объекты классифицируются уже как многотопливные заправочные комплексы.
 

Выводы

 
    1. Загрузка существующих АГНКС из-за незначительного количества переоборудованных автомобилей практически равна нулю и вряд ли возрастет в ближайшие годы.
    2. Стоимость строительства АГНКС оценивается от 800 тыс. до 1,5 млн. долларов США при окупаемости от 3 до 12 лет.
    3. Переоборудование автотранспорта на сжатый природный газ связано с большими затратами на переоборудование и обслуживание автомобилей, при этом их грузоподъемность уменьшается на 15-20%, а пробег сокращается до 250-300 км.
    4. В связи с большим весом баллонов класс переоборудованных автомобилей ограничен автобусами, грузовыми автомобилями и сельскохозяйственной техникой. В то же время транспортные, грузовые и пассажирские предприятия области либо акционированы, либо дотационные и, соответственно, ограничены в средствах.
    5. В связи с большой изношенностью муниципального и пассажирского автотранспорта перевод его на газ в настоящее время экономически нерентабелен.
    6. Наметилась тенденция к переходу от строительства больших стационарных станций к применению передвижных автогазозаправщиков либо станций малой мощности - "гаражных". Вторая тенденция - реконструкция АГНКС под многотопливные комплексы.
    7. Ситуация с использованием сжатого газа на автомобильном транспорте в Российской Федерации в целом и в области в частности не внушает оптимизма. Производство газобаллонных автомобилей фактически прекратилось, объемы производства оборудования для АГНКС незначительны.
    8. Одним из факторов, сдерживающих перевод автомобилей на использование сжатого природного газа в качестве моторного топлива, является отсутствие экономического стимулирования этого процесса.
 

3.6. Автогазозаправочные станции (АГЗС)

 
    Автогазозаправочные станции (АГЗС) обеспечивают заправку автотранспорта сжиженным углеводородным газом (СУГ). Строительство этих станций начато совсем недавно и связано в первую очередь с постоянным ростом цен на светлые нефтепродукты.
    В настоящее время в области построено и эксплуатируется 15 автогазозаправочных станций. Кроме того, по разным оценкам имеется 5-7 передвижных заправочных станций, принадлежащих различным фирмам.
 

Выводы

 
    1. При всевозрастающем спросе на сжиженный углеводородный газ как на вид моторного топлива в области практически отсутствует развитая сеть современных АГЗС.
    2. Существующая нормативная база, регламентирующая размещение АГЗС, отстает от требований времени и явно нуждается в доработке.
    3. Пунктов по переоборудованию автомобилей на сжиженный углеводородный газ практически нет.
    4. В связи с тем, что положение с поставками сжиженного углеводородного газа в область трудно прогнозируемом инвесторы не хотят вкладывать значительные средства в сооружение стационарных дорогостоящих автомобильных газозаправочных станций. Речь может идти о не очень дорогих, с точки зрения технологии и строительства, модульных, контейнерных или передвижных АГЗС.
    5. Появилась тенденция к строительству газовых заправочных станций на территории существующих автозаправочных или газонаполнительных компрессорных станций.
    6. Отмечается большая заинтересованность компаний принять участие в реализации настоящей Программы в части, касающейся строительства и эксплуатации автогазозаправочных станций.
 

4. Определение потребности Московской области в различных видах топлива

 
    Для определения потребности области в различных видах топлива в работе дан прогноз численности населения и количества автотранспортных средств на первую очередь (2004 год) и на расчетный срок реализации Программы (2010 год).
 

4.1. Прогноз численности населения

Постоянное население

 
    Численность постоянного населения Московской области на 01.01.2000 составила 6464,5 тысячи человек, в том числе в городской местности проживает 5178,4 тысячи человек (80,1%), в сельской - 1286,1 тысячи человек (19,9%).
    Наметившаяся с 1992 года динамика численности населения области продолжается. При этом динамические процессы в отдельных административных образованиях неодинаковы. В трех районах области: Красногорском, Ленинском и Одинцовском наблюдается положительная динамика. Во всех остальных районах области динамика численности населения отрицательная и составляет от 0,02% до 0,94% в год.
    В целом в Московской области сохраняются тенденции, начавшиеся после 1992 года:
    - сокращение численности населения в целом за счет естественной убыли, превышающей по своим размерам механический приток;
    - продолжение процесса старения населения, выражающегося в росте доли населения пенсионного возраста.
    За десятилетний период с 1989 г. по 1998 г. во всех районах области наблюдается естественная убыль населения, причем показатель естественной убыли населения по районам неодинаков.
    В целом по области за счет естественной убыли население сократилось более чем на 440 тысяч человек.
    С другой стороны, являясь столичным регионом, Московская область привлекает дополнительное население из других регионов страны. Процесс приватизации и сформировавшийся рынок жилья способствуют росту механического притока населения в районы Московской области.
    За истекшее десятилетие численность населения Московской области за счет миграционного притока возросла более чем на 300 тысяч человек.
    Тем не менее миграционный прирост населения не восполняет естественной убыли, и в области в целом наблюдается уменьшение численности населения.
    Анализируя вышеизложенное, можно заключить, что рост численности области на расчетный срок возможен не за счет естественного прироста населения, а за счет механического притока, обусловленного в основном темпами жилищного строительства.
    Численность населения Московской области по нашей оценке составит 6245-6400 тысяч человек на 2004 год и 6000-6550 тысяч человек на 2010 год.
    Большая часть населения области (4180,6 тысячи человек, или 64,7%) расселяется на территории районов центральной части Московской области
    В семи районах, непосредственно примыкающих к г. Москве, проживает 1747,8 тысячи человек (27% общей численности населения области).
    В перспективе численность населения районов центральной части Московской области, по нашей оценке, на 2004 год составит 4078-4163 тысячи человек и 3976-4249 тысяч человек на 2010 год. Численность населения районов центральной части области с учетом г. Москвы составит 11,6-12,6 млн. человек.
 

Сезонное население

 
    Особую категорию представляют садоводческие, дачные товарищества и дачно-строительные кооперативы.
    Площадь земель под садоводческими товариществами по сравнению с 1980 г. увеличилась более чем в 6 раз и составляет 118,5 тыс. га.
    В летний выходной день на территории Московской области по нашей оценке единовременно проводит свой отдых на садово-дачных участках 4085 тысяч человек, из них 2385 тысяч человек (58%) - жители г. Москвы.
    Отсутствие на современном этапе комплексного социального и инженерного обеспечения данных поселков определило преимущественно сезонный характер проживания в них.
    Современная концепция развития коллективного садоводства в Московском регионе предполагает возможную в перспективе капитализацию жилищного фонда части садовых и дачных поселков с использованием их для круглогодичного постоянного проживания.
    Новая тенденция последнего десятилетия - развитие индивидуального малоэтажного жилищного строительства.
    Массовый характер малоэтажное строительство на территории Московской области приобрело после 1992 года. В настоящее время площадь земель, занимаемая поселками индивидуального жилищного строительства (в том числе коттеджными поселками), составляет 42,2 тысячи гектар, в том числе жителями г. Москвы освоено 11,4 тысячи гектар (27%).
    Кроме того, часть жилых домов в сельских населенных пунктах, а также частных домов в городских поселениях используется горожанами как дачи. По ориентировочному прогнозу в летнее время на отдых сюда по выходным дням выезжает порядка 450-500 тысяч человек.
    В целом на территории Московской области в летний выходной день единовременно отдыхает на садово-дачных участках и в большей части поселков индивидуального жилищного строительства 5140 тысяч человек, из них москвичей - 2650 тысяч человек (51%), жителей Московской области - 2490 тысяч человек (49%).
    Численность отдыхающих москвичей составляет около 41% от постоянного населения Московской области.
    Если за период с 1985 г. по 1995 г. количество сезонного населения на территории Московской области увеличилось в 2,6 раза, то за период с 1995 г. по 1999 г. - в 1,1 раза, т.е. процесс садоводческого и коттеджного строительства стабилизировался.
    Более того, последние статистические данные свидетельствуют об изъятии ранее предоставленных, но не используемых земель, вследствие отказа или по инициативе администраций.
    Ожидаемая численность сезонного населения на территории Московской области к 2004 году может составить 5290 тысяч человек, в том числе жители г. Москвы - 2730 тысяч человек, и к 2010 году - 5490 тысяч человек, в том числе жители г. Москвы - 2830 тысяч человек.
 

4.2. Автомобильный парк и перспектива его развития

 
    По данным Управления ГИБДД Московской области автомобильный парк Московской области на 01.01.2000 составил около 1,3 млн. единиц, в том числе легковых автомашин - 1,06 млн. ед.
    За 10 последних лет автомобильный парк области вырос в 1,9 раза, в том числе количество легкового транспорта увеличилось в 2,0 раза (табл. 4.1).
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Рис. 2 "Динамика уровня автомобилизации в Московской области" не приводится.
 
 
    Удельный вес парка легковых индивидуальных автомашин в общем автомобильном парке в настоящее время составляет 83%, в 1990 году этот показатель был равен 65%.
    Анализ имеющегося автотранспорта по срокам эксплуатации показал, что только 28% грузовых автомобилей и 41,5% автобусов имеют срок эксплуатации менее 6 лет. В ГУП "Мострансавто" автобусы со сроком эксплуатации 2-4 года составляют 34% от общего количества автобусов.
 

Таблица 4.1

N п/п Вид автомобилей, индексы роста парка Годы отчетного периода Индексы роста за период 1993-2000 гг.
1993 1995 1998 2000
1. Грузовые автомобили 111,1 149,3 157,6 153,3 1,37
 Индекс роста к предыдущему году  1,34 1,11   
2. Автобусы 16,8 23,6 20,5 23,7 1,41
 Индекс роста к предыдущему году  1,4  1,15  
3. Легковые автомобили 547,9 689,3 894,0 1097,3 2,0
 Индекс роста к предыдущему году  1,26 1,3 1,22  
4. Из них индивидуальных владельцев 536,6 650,8 856,9 1062,3 2,0
 Индекс роста к предыдущему году  1,21 1,31 1,24  
5. Всего автомобилей 675,8 862,2 1072,1 1274,3 1,9
 Индекс роста к предыдущему году  1,27 1,24 1,19  

 
    В таблице 4.2 приводится структура парка по видам собственности.
 

Таблица 4.2

N п/п Формы собственности Виды автомобилей
Грузовые и специальные Автобусы Легковые
1998 г. 2000 г. 1998 г. 2000 г. 1998 г. 2000 г.
1. Государственная и муниципальная 19,8 33,3 39,1 48,6 1,4 2,5
2. Частная 28,8 46,5 21,5 33,0 95,6 96,5
3. Прочие виды собственности, в т.ч. иностранная 51,4 20,2 39,4 17,8 3,0 1,0
 Итого, в процентах 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 
    В настоящее время в Московской области на газовом топливе работает около 20,0 тысячи автомашин, что составляет менее 2% от общего автомобильного парка области (табл. 4.3). Однако необходимо отметить, что достоверных статистических данных о количестве автомашин, работающих на газовом топливе, особенно находящихся в личной собственности граждан, в области нет.
    Тенденция роста автомобильного парка за счет опережающего роста парка легковых автомобилей сохранится и в дальнейшем, т.е. парк грузовых, специальных автомашин и автобусов будет расти незначительно.
    Автомобильный парк области к 2010 году возрастет в 1,8 раза и составит ориентировочно 2264,0 тысячи автомобилей, при этом парк индивидуальных легковых автомобилей составит 1950,0 тысячи автомашин (85%).
    К 2004 году общий автомобильный парк составит 1750,0 тыс. ед., парк легковых индивидуальных легковых автомашин составит 1490,0 тыс. ед. (около 86%).
    На перспективу рост автомобилей, работающих на сжиженном газе, будет зависеть от увеличения объема поставок сжиженного углеводородного газа в Московскую область.
    К 2010 году при условии увеличения объема поставок сжиженного углеводородного газа до 400,0-450,0 тысячи тонн в год и сохранении существующего объема его потребления на бытовые нужды (около 40,0 тыс. тонн в год) можно ожидать увеличения автомобильного парка, работающего на сжиженном газе, до 196,0 тысячи единиц (9% от всего парка области).
 

Таблица 4.3

Автомобильный парк Московской области

(тыс. единиц)

Автомобили Существующее количество автомашин Количество автомашин на расчетный срок Количество автомашин на первую очередь
Всего Бензин. Дизельн. Газ, всего В т.ч. сжиж. Всего Бензин. Дизельн. Газ, всего В т.ч. сжиж. Всего Бензин. Дизельн. Газ, всего В т.ч. сжиж.
Легковые
всего 1097,3 1080,1 0,0 17,2 17,2 2009,0 1839,0 0,0 170,0 170,0 1540,0 1495,0 0,0 45,0 45,0
в т.ч. частные 1062,3 1045,3 0,0 17,0 17,0 1950,0 1785,5 0,0 164,5 164,5 1490,0 1450,0 0,0 40,0 40,0
Грузовые
всего 153,3 97,8 53,0 2,5 2,2 215,0 105,0 69,0 41,0 21,0 180,0 102,5 61,0 16,5 10,0
в т.ч. частные 66,8 48,0 17,3 1,5 1,5 65,0 30,0 20,0 15,0 10,0 70,0 44,0 20,0 5,5 5,0
Автобусы
всего 23,7 22,1 1,5 0,1 0,1 40,0 25,6 5,5 8,9 5,0 30,0 24,0 3,0 3,0 2,5
в т.ч. частные 7,4 7,1 0,2 0,1 0,1 10,0 5,0 1,0 4,0 2,0 8,0 7,0 0,5 0,5 0,5
Итого 1274,3 1200,0 54,5 19,8 19,5 2264,0 1969,6 74,5 219,9 196,0 1750,0 1621,5 64,0 64,5 57,5

4.3. Расчет потребности области в различных видах топлива

 
    Потребность области в различных видах топлива определялась на основании статистических и нормативных данных об автотранспорте районов: списочного состава, норм суточного пробега, коэффициентов выпуска машин на линию, средних линейных норм расхода топлива для каждой группы автомобилей.
    Кроме того, при определении необходимого количества топлива была учтена дополнительная потребность транзитного транспорта.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Рис. 3 "Потребность Московской области в нефтепродуктах" не приводится.
 
 
    В результате проведенных расчетов получены данные по среднегодовой потребности каждого района в бензине, дизельном топливе и сжиженном углеводородном газе.
    К 2010 году годовая потребность области в светлых нефтепродуктах (без учета авиакеросина и мазута) составит 4,8 млн. тонн, в том числе автобензина - 3,1 млн. тонн, дизельного топлива - 1,7 млн. тонн. Суточный расход топлива будет составлять 10,6 тыс. тонн автобензина и 6,7 тыс. тонн дизельного топлива.
    К 2004 году годовая потребность в светлых нефтепродуктах составит 3,4 млн. тонн, в том числе автобензина - 2,2 млн. тонн, дизельного топлива - 1,2 млн. тонн, суточный расход - 9,1 тыс. тонн автобензина и 5,0 тыс. тонн дизельного топлива. При определении среднегодовой потребности Московской области в топливе в расчетах принято для грузовых автомашин и автобусов 250 рабочих дней в году, для легковых автомобилей и мототранспорта - 365 дней и введен коэффициент пользования транспортом в течение года.
    Для определения потребности области в сжиженном углеводородном газе и в сжатом природном газе предусмотрены два различных подхода при единой концепции и цели - улучшение экологической ситуации в регионе и особенно в крупных его городах - промышленных центрах, где загрязнение атмосферы уже сейчас превышает допустимые нормативы.
    Различие в подходах обусловлено следующим:
    1. Сжиженный углеводородный газ используется в трех сферах (проценты приводятся по данным Минэнерго России за 2000 г. и прогнозу на 2001 г.):
    - сырье для предприятий нефтехимической промышленности (50-52%);
    - бытовые, коммунально-бытовые нужды, автотранспорт и промышленность (28-30%);
    - экспорт (18-20%).
    Поэтому основными критериями при определении потребности в сжиженном углеводородном газе для нужд автотранспорта являются, с одной стороны, ограниченные возможности по его производству, а с другой - структура потребления.
    2. Ресурсы природного газа метана, напротив, не ограничены. Но при этом необходимые инвестиции для создания инфраструктуры по переводу и обслуживанию автомобилей на сжатом природном газе значительно выше, чем при использовании сжиженного углеводородного газа что является основным фактором, тормозящим его использование.
    Потребность области в сжиженном нефтяном газе к 2010 году составит 440,0 тыс. тонн, в том числе для заправки автотранспорта - около 390,0 тыс. тонн в год.
    К 2004 году потребность в сжиженном нефтяном газе составит 160,0 тыс. тонн в год, в том числе для заправки автотранспорта - 120,0 тыс. тонн.
 

4.4. Расчет потребности в автомобильных заправочных комплексах

 
    Одним из факторов, обосновывающих развитие заправочных комплексов на территории области, является определение потребности в заправках светлыми нефтепродуктами (автобензин, дизельное топливо), сжиженным углеводородным газом, а также природным газом метаном.
    При определении потребности в заправках различным видами моторного топлива кроме численности автомобильного парка в расчете были использованы следующие показатели и коэффициенты для каждого типа автомобилей: средняя линейная норма расхода топлива на 100 км пробега, среднесуточная норма пробега, средняя вместимость топливного бака, коэффициенты неравномерности прибытия автомобилей на заправочную станцию и использования топливного бака. Кроме того, расчет потребности в заправках был определен с учетом дополнительной нагрузки от транзитного транспорта, проходящего по территории области.
    Рост цен на светлые нефтепродукты, ограниченность ресурсов, а также необходимость улучшения экологической ситуации в Московской области требуют принятия неотложных мер по переводу части автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива, в частности на сжиженный углеводородный и сжатый природный газ, и, следовательно, по развитию сети автогазозаправочных комплексов.
    Проведенные расчеты показывают, что к 2010 году количество автозаправочных комплексов всех типов должно составить 1704 единицы, из них автогазозаправочных комплексов (АГЗС) - 240, автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) - 39 единиц.
 

5. Оценка валовых выбросов загрязняющих веществ автотранспортом при реализации программы развития топливозаправочного комплекса

 
    В настоящее время автотранспортный комплекс стал одним из основных источников загрязнения окружающей среды и, в частности, атмосферного воздуха. Вклад автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха Московской области достигает 58%. В целом по Московской области валовые выбросы автотранспорта составляют 567,4 тыс. тонн в год. Из этого объема на легковой транспорт приходится 207,4 тыс. тонн, на грузовой - 262,2 тыс. тонн и на автобусы - 97,8 тыс. тонн в год, при этом из общего количества автотранспортных средств работают на бензине - 94,2%, на дизельном топливе - 4,3%, на сжиженном газе - 1,5% и на сжатом газе - 0,02%.
    Наибольшие выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух производятся в Пушкинском, Подольском и Ногинском районах, а наименьшие - в Шаховском, Серебряно-Прудском, Озерском, Лотошинском и Зарайском районах. Такое распределение выбросов объясняется распределением автопарка по районам.
 
 
    РЕФЕРЕНТ: Рис. 4 "Распределение основных источников загрязнения атмосферного воздуха по количеству выбрасываемых загрязняющих веществ" не приводится.
 
 
    Преобладающая масса вредных веществ (до 80%) выбрасывается автотранспортом на территории населенных пунктов.
    Во всех городах Московской области значительно (в 2-3 раза) возросла концентрация углеводородов бензиновой фракции. Стабильный рост уровня загрязнения диоксидом азота наблюдался в городах, расположенных поблизости от Москвы (Дзержинский, Мытищи).
    Основной причиной загрязнения воздуха является неполное и неравномерное сгорание топлива. В состав токсичных веществ отработавших газов практически всех автомобильных двигателей входят оксиды углерода - CO, углеводороды - , , окислы азота - .