Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 511 160. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 07.04.98 N 282 "О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998 ГОД И ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА 1998-2000 ГОДЫ" (вместе с "ПРОЕКТОМ БЮДЖЕТА ФОНДА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998 ГОД")

Дата документа07.04.1998
Статус документаОтменен/утратил силу
МеткиПостановление · Программа
х
Документ отменен / утратил силу
Примечания к документу
Документ отменен или утратил силу. Подробная информация приводится в примечаниях к документу.

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 1998 г. N 282

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998 ГОД И ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА 1998-2000 ГОДЫ

 
    Правительство Москвы, рассмотрев состояние рынка труда города в 1997 году, отмечает, что формирование спроса и предложения рабочей силы осуществлялось в условиях сбалансированного решения экономических и социальных проблем, под влиянием наметившихся позитивных процессов в экономике, оживления и роста производства в ряде отраслей промышленности и других сферах городского хозяйства, развития малого предпринимательства.
    В 1997 году наблюдалась устойчивая тенденция к стабилизации занятости и сокращению зарегистрированной безработицы.
    Уровень безработицы в городе продолжал оставаться самым низким в Российской Федерации - около 0,8% от численности экономически активного населения, а к концу 1997 года он составил 0,7%.
    В 1997 году в экономике города создано за счет средств городского бюджета и внебюджетных фондов более 37,3 тыс. новых рабочих мест, из них за счет средств Фонда занятости г. Москвы создано и сохранено около 18 тыс. рабочих мест, в том числе 8,3 тыс. рабочих мест за счет компенсационных выплат.
    Высвобождение работников сдерживалось не только за счет компенсационных выплат, но и путем расширения масштабов опережающего обучения при модернизации производства.
    Снижению уровня безработицы способствовало также повышение в целом качества работы городской службы занятости, ее территориальных подразделений, активно сотрудничающих с префектурами.
    При дальнейшем развитии сети учреждений городской службы занятости повысились эффективность и адресность работы с населением, ищущим работу, налажен строгий контроль за их трудоустройством. Улучшилось сотрудничество служб занятости с работодателями в подборе подходящих кадров и пополнении банка вакансий перспективными и высокооплачиваемыми свободными рабочими местами.
    Вместе с тем наличие нерентабельных предприятий военно - промышленного комплекса, машиностроения, легкой, текстильной и химической промышленности, предприятий, находящихся на грани банкротства, имеющаяся задолженность предприятий федеральной собственности по выплате заработной платы приводят к росту скрытой безработицы и другим негативным процессам на рынке труда.
    На значительном числе предприятий города имеются рабочие места с тяжелыми и вредными условиями труда. Ряд хозяйственных руководителей безответственно относится к вопросам охраны труда, обеспечению здоровых и безопасных условий производства.
    Политика на рынке труда города в 1998 году и ближайшую перспективу должна быть направлена на:
    - обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
    - создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест с точки зрения условий труда и его оплаты;
    - обеспечение приоритетов в организации занятости и трудоустройстве слабозащищенных слоев населения, прежде всего женщин, молодежи, детей - сирот, инвалидов;
    - достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
    - развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров.
    Реализация активной политики занятости, социальная защита москвичей при безработице на основе развития социального партнерства Правительства Москвы с профсоюзами и работодателями позволят в 1998 г. стабилизировать имеющийся уровень безработицы в пределах 0,7-0,8% от экономически активного населения г. Москвы, обеспечить адресную социальную поддержку граждан.
    В связи с изложенным Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить Программу содействия занятости населения г. Москвы на 1998 год (приложение 1).
    2. Одобрить проект бюджета Фонда занятости населения г. Москвы на 1998 год и внести его на утверждение в Московскую городскую Думу (приложение 2).
    3. Утвердить Городскую комплексную программу по охране труда на 1998-2000 годы (приложение 3).
    4. Комитету труда и занятости обеспечить в 1998 году финансирование за счет средств Фонда занятости г. Москвы:
    4.1. Содержание управления труда комитета в пределах и нормах действующего законодательства в объеме 10 млн. руб.
    4.2. Городской комплексной программы по охране труда на 1998-2000 годы в объеме 6,8 млн. руб., в том числе в 1998 году - на сумму 2,5 млн. руб.
    4.3. Затрат на опережающее обучение работников предприятий, учреждений и организаций Москвы, планирующих высвобождение, и военнослужащих Московского военного округа, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации (без пенсионного обеспечения), и членов их семей.
    4.4. Программы развития комплекса миграции и ремонта здания под размещение Миграционной службы (по адресу: Новинский бульвар, д. 11, стр. 1).
    5. Комитету труда и занятости:
    5.1. Обеспечить координацию деятельности по реализации мероприятий Программы содействия занятости на 1998 год и Городской комплексной программы по охране труда на 1998-2000 годы департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы, префектур административных округов, органов государственного надзора и контроля, социальных партнеров, объединений профсоюзов и работодателей.
    5.2. Разработать в 1998 г. совместно с комитетами и департаментами Правительства Москвы, префектами административных округов генеральную схему создания рабочих мест до 2000 г., включая создание рабочих мест для молодежи, инвалидов и женщин.
    5.3. Обеспечить в 1998 г. проведение в административных округах конкурсов проектов по созданию и сохранению рабочих мест в целях приоритетной поддержки предприятий легкой промышленности, оборонного комплекса, машиностроения, развития малого бизнеса.
    5.4. Обеспечить функционирование системы государственного управления охраной труда в городе, контроль за обеспечением работодателями здоровых и безопасных условий труда, снижением травматизма и профессиональной заболеваемости на производстве; оказывать организационно - методическую помощь службам охраны труда предприятий г. Москвы.
    5.5. Разработать проект закона г. Москвы "Об охране труда в городе Москве" и представить в Правительство Москвы в октябре 1998 года.
    5.6. Разработать проекты общих правил охраны труда для предприятий и организаций г. Москвы и порядка участия городских органов исполнительной власти в расследовании несчастных случаев на производстве и представить в Правительство Москвы в IV квартале 1998 г.
    5.7. В месячный срок направить на утверждение Правительства Москвы проект положения о порядке представления на социальную экспертизу городских инвестиционных программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест.
    5.8. Разработать проект программы содействия занятости населения г. Москвы на 1999 г. и представить его в IV квартале 1998 г. на утверждение в Правительство Москвы.
    5.9. Совместно с Департаментом внешних связей и ГАО "Москва" разработать предложения по созданию новых рабочих мест и увеличению занятости населения на предприятиях гостинично - туристического комплекса и представить их в Правительство Москвы в IV квартале 1998 года.
    6. Считать постановление Правительства Москвы от 18 марта 1997 г. N 194 "О Программе содействия занятости населения г. Москвы на 1997 год" в основном выполненным и снять с контроля.
    7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.
 

Премьер Правительства Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
 

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 7 апреля 1998 г. N 282

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998 ГОД

Наименование Программы Программа содействия занятости населения г. Москвы на 1998 год
Основание для разработки Программы Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (ст. 26), проект федеральной программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 гг.
Государственный заказчик Основные разработчики Программы Правительство Москвы Комитет труда и занятости Правительства Москвы с участием департаментов и комитетов Правительства Москвы, Координационного комитета содействия занятости населения г. Москвы, Московской Федерации профсоюзов, Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей
Цели и задачи Программы, важнейшие программные показатели В соответствии с Программой социально - экономического развития г. Москвы на 1998 г. целью Программы является обеспечение эффективной занятости населения г. Москвы.
  Приоритетные задачи:
  - содействие населению, потерявшему доход и заработок и ищущему работу, в трудоустройстве на основе совершенствования форм и методов работы с населением и работодателями, развития социального партнерства на рынке труда;
  - сдерживание массового высвобождения и темпов роста зарегистрированной безработицы (уровень безработицы в пределах 0,7-0,8% от численности экономически активного населения);
  - реализация активной политики занятости;
  - повышение конкурентоспособности и качества трудовых ресурсов путем развития системы профессионального обучения, наращивания его объемов, совершенствования программ, создания новых учебных центров и т.д.;
  - содействие созданию новых, перепрофилированию устаревших и сохранению действующих рабочих мест, развитию малого предпринимательства путем финансовой поддержки предприятий, безработных граждан, желающих создать собственное дело;
  - обеспечение адресной помощи при безработице молодежи, женщинам, воспитывающим несовершеннолетних детей, инвалидам и другим социально слабозащищенным группам населения;
  - обеспечение безработным социальных гарантий и материальной помощи при безработице;
  - создание благоприятных и здоровых условий труда путем развития системы охраны труда на предприятиях Москвы, регулирования социально - трудовой сферы и развития социальных гарантий на производстве на основе коллективных договоров;
  - создание условий для реализации москвичами права на труд путем регулирования миграционных процессов, регулирования использования труда иностранной рабочей силы;
  - расширение перечня и объемов посреднических услуг на рынке труда для населения и работодателей на основе развития структуры и материально - технической базы органов по труду, занятости и миграции населения.
Сроки реализации Программы В течение 1998 г.
Объемы и источники финансирования Финансовые затраты на реализацию Программы за счет средств Фонда занятости населения г. Москвы составят в 1998 г. 1620,7 млн. руб. из расчета 1,5% социального налога и 20% отчислений в Государственный фонд занятости населения РФ (с учетом деноминации рубля)
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация Программы позволит в 1998 г. сдержать рост официально зарегистрированной безработицы на уровне 0,7-0,8% от численности экономически активного населения.
Система организации контроля за исполнением Программы Контроль за реализацией Программы осуществляют Комитет труда и занятости совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, органами Правительства Москвы, курирующими социальную сферу.

 
    Программа содействия занятости населения г. Москвы на 1998 год (далее - Программа) разработана Комитетом труда и занятости совместно с департаментами и комитетами Правительства Москвы, префектурами административных округов, согласована с Московской Федерацией профсоюзов и Московской Конфедерацией промышленников и предпринимателей, Координационным Комитетом содействия занятости населения г. Москвы.
    Программа является неотъемлемой частью программы социально - экономического развития Москвы, среднесрочной программой Правительства Москвы на 1998-2000 годы, других городских целевых программ, направленных на структурную перестройку экономики Москвы, стабилизацию занятости населения, социальную защиту москвичей при безработице.
    Программа разработана в развитие Программы содействия занятости на 1997 г. с учетом итогов ее выполнения и на основе прогноза рынка труда г. Москвы на 1998 г.
    Главной целью Программы является обеспечение эффективной занятости населения г. Москвы и стабилизация уровня безработицы.
 

Положение на рынке труда. Итоги 1997 г.
 

    Рынок труда г. Москвы в 1997 г. формировался под влиянием процессов, происходивших в социально - экономической жизни города.
    Реализация Программы Правительства Москвы в 1997 г. позволила преодолеть негативные последствия кризиса бюджетно - финансовой системы страны, сохранить стабильность в городском хозяйстве, материальном производстве и социальной сфере.
    В 1997 г. в Москве остановлен спад промышленного производства и наметился его рост по сравнению с уровнем 1996 г.
    Вместе с тем структурная перестройка экономики, недостаточная инвестиционная активность, отсутствие и задержка бюджетного финансирования оборонных отраслей и предприятий федеральной собственности, ухудшение демографической ситуации отразились на состоянии занятости и формировании рынка труда Москвы.
    Численность занятых в экономике города за отчетный период возросла на 0,3% и составила 5139 тыс. человек (приложение 1) за счет таких отраслей экономики, как торговля и общественное питание (на 40 тыс. человек), жилищно - коммунальное хозяйство (на 7 тыс. человек), образование (на 6 тыс. человек), материально - техническое снабжение (на 5 тыс. человек). Сокращение занятых произошло в таких важнейших отраслях экономики, как промышленность (на 40 тыс. человек), строительство (на 10 тыс. человек), наука и научное обслуживание (на 6 тыс. человек).
    Недостаточная эффективность занятости во многом определялась излишней рабочей силой или скрытой безработицей, которая, по оценкам комитета, в 1997 г. составила около 280 тыс. человек, из них 84,0 тыс. человек вынужденно работали в режиме неполной занятости и 196,0 тыс. человек находились в вынужденных отпусках по инициативе администрации предприятий.
    Финансовое положение предприятий г. Москвы в 1997 г. было нестабильным. Количество нерентабельных предприятий только в 1 полугодии 1997 г. выросло в 1,2 раза по сравнению с декабрем 1996 г. и составило 470 единиц.
    В 1997 г., по сведениям предприятий, планирующих высвобождение работников, предполагалось высвободить около 35,2 тыс. человек (на 3 тыс. человек меньше по сравнению с 1996 г.), в том числе 15,0 тыс. человек подлежали массовому высвобождению.
    Распределение высвобождаемых работников составило по причинам увольнения: в связи с сокращением объемов производства - 41%, реорганизацией - 21%, совершенствованием структуры управления - 13%, прекращением финансирования - 13%, ликвидацией предприятий - 13%, по отраслям экономики: в промышленности - 32%, из аппарата управления - 9,8%, в строительстве - 9,2%, из науки и научного обслуживания - 14%, транспорта - 7,2%.
    В 1997 г. число обращений граждан и работодателей в городскую службу занятости составило 2719,9 тыс. человек (на 33,7% больше по сравнению с 1996 г.), что связано с ситуацией на рынке труда: структурной перестройкой экономики, переходом скрытой безработицы в реальную, высвобождением работников с предприятий. Кроме того, это обусловлено улучшением информирования населения и работодателей об услугах, предоставляемых службой занятости.
    Масштабы скрытой безработицы снизились в 1997 г. по сравнению с 1996 г. на 70 тыс. человек и составили 280 тыс. человек (в среднегодовом исчислении).
    На конец 1997 г. списочная численность безработных составила 37,5 тыс. человек (на начало года - 43,9 тыс. человек), что свидетельствует о наметившейся стабилизации безработицы (рис. 1).
    Уровень безработицы в 1997 г. продолжал оставаться самым низким в Российской Федерации - 0,8% от численности экономически активного населения, а к концу года снизился на 0,1 процентных пункта и составил 0,7%.
 
    (На рис. 1 приводится схема динамики численности зарегистрированных безработных граждан в службе занятости г. Москвы)
 
    Снижение численности безработных граждан обусловлено проведением Комитетом труда и занятости комплекса мер по опережающему обучению (более 3,2 тыс. человек) и трудоустройству высвобождаемых работников до момента высвобождения (более 5 тыс. человек). Высвобождение работников сдерживалось также за счет компенсационных выплат из средств Фонда занятости г. Москвы.
    Расширилось взаимодействие службы занятости с работодателями по формированию городского банка вакансий и подбору подходящих, в том числе высококвалифицированных, кадров.
    В 1997 г. численность работников, занятых на малых предприятиях, составила около 1,7 млн. человек (или на 6,3 процента больше по сравнению с 1996 г.), а с учетом совместителей и работающих по договорам подряда их численность составила более 3,3 млн. человек.
    В связи с этим потребность предприятий, заявленная в службу занятости, выросла с 55,1 тыс. вакансий в конце 1996 г. до 99,6 тыс. в конце 1997 г., причем в сравнении с прошедшим периодом возросло число вакансий по профессиям рыночной экономики и с заработной платой, равной или выше прожиточного минимума.
    На конец 1997 г. на одного безработного приходилось около 2,7 вакансий, из них на одного безработного рабочего приходилось 4,8 свободных рабочих мест, а на одного безработного служащего - 1,6 вакансии.
    Доля служащих среди безработных в течение года составила 61-62 процента. Удельный вес рабочих среди безработных стабилизировался на уровне 34 процентов. Доля впервые ищущих работу граждан, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства, снизилась с 5 до 4 процентов.
    По-прежнему отмечалась высокая доля женщин в составе безработных: от 66 процентов в начале 1997 г. до 68 процентов в конце года.
    Молодежь в возрасте от 16 до 30 лет составила 13 процентов среди безработных, то есть на конец 1997 г. уменьшилась на 4 процента по сравнению с 1996 г.
    Численность безработных инвалидов III группы в конце 1997 г. достигла 1250 человек (на 43 человека больше по сравнению с 1996 г.), а их доля среди безработных увеличилась до 3,3 процента (на 0,6 процентных пункта больше, чем в 1996 г.).
    В 1997 г. проходили количественные и качественные изменения в продолжительности безработицы. Доля временной безработицы (до 4 месяцев) снизилась с 47 процентов в конце 1996 г. до 42 процентов - в конце 1997 г. Удельный вес долговременной безработицы (от 8 месяцев до года и более одного года) вырос на 7 процентов (с 27 процентов в начале года до 34 процентов - в конце года), а численность безработных данной группы увеличилась на 10 процентов.
    В 1997 г. Комитетом труда и занятости в различные отрасли экономики были направлены более 284 тыс. человек (на 22,6 тыс. человек больше по сравнению с 1996 г.) (приложение 2).
    Службой занятости в 1997 г. были обеспечены профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации более 26,7 тыс. человек, в том числе 11,1 тыс. безработных (рис. 2), 3,2 тыс. высвобождаемых работников (опережающее обучение), 12,4 тыс. работников предприятий (за счет средств предприятий).
    В числе безработных, прошедших обучение, женщины составили 66 процентов, молодежь в возрасте 16-29 лет - 45 процентов.
    Профессиональное обучение безработных граждан в 1997 г. было организовано на базе 86 образовательных учреждений города. Для профессионального обучения безработных граждан предлагалось более 150 направлений, обучение в 1997 г. было проведено по 126 профессиям. В прошедшем году была открыта переподготовка безработных по 22 новым для развития экономики города программам обучения: информационные системы в экономике, компьютерные системы и сети, менеджмент в сфере недвижимости, оценка недвижимости, оценка машин и оборудования, банковское дело, налоговая работа и др.
    В 1997 г. профессиональную подготовку в ПТУ проходили 82 тыс. человек, в колледжах (на дневном отделении) - 18 тыс. человек, в вузах (на дневном отделении) - 253,9 тыс. человек, в том числе окончили вузы (дневное отделение) 45,9 тыс. человек (из них 80% составляют москвичи).
 
    (На рис. 2 приводится схема численности безработных граждан, направленных на профессиональное обучение в соответствии с количеством оплаченных договоров на обучение.)
 
    Увеличение объемов и расширение возможностей трудоустройства незанятого населения, высвобождаемых работников и безработных граждан было достигнуто за счет создания более 37,3 тыс. новых рабочих мест в инфраструктуре города (больницы, школы, объекты бытового обслуживания населения, общественного питания и др.), промышленности, торговле и других отраслях экономики, из них около 12 тыс. новых рабочих мест было создано в малом бизнесе (за счет средств Фонда поддержки малого предпринимательства).
    Около 18 тыс. вновь созданных, сохраненных и перепрофилированных рабочих мест было профинансировано Комитетом труда и занятости за счет средств Фонда занятости г. Москвы на общую сумму 117,8 млрд. рублей, или 46,9 процента от общего числа созданных в городе рабочих мест, в том числе 9,2 тыс. вновь созданных рабочих мест - на сумму 114,0 млрд. рублей, 8,3 тыс. рабочих мест было сохранено за счет компенсационных выплат на сумму 3,8 млрд. рублей.
    Финансовую поддержку получили 50 предприятий города на создание и сохранение рабочих мест. Предприятиям, создающим новые рабочие места для инвалидов и молодежи, предоставлялись льготные кредиты и безвозвратные ссуды.
    Стоимость создания (сохранения) одного рабочего места в среднем по всем отраслям экономики в 1997 г. составила 17,6 млн. рублей (в ценах 1996 г.), что на 4,9 млн. рублей меньше по сравнению с 1996 г. В малом бизнесе стоимость одного рабочего места составила 10,6 млн. рублей, что на 1,2 млн. рублей меньше по сравнению с предыдущим годом. Оценка экономической эффективности создания (сохранения) рабочих мест в промышленности за счет средств Фонда занятости г. Москвы в 1997 г. представлена в приложении 3.
    Профессиональное обучение безработных навыкам предпринимательства, создания собственного дела, выделение субсидий 150 безработным на общую сумму 3,4 млрд. рублей позволили создать малые предприятия и организовать индивидуальную трудовую деятельность. В результате на их основе было создано 205 рабочих мест.
    В 1997 г. Комитет труда и занятости значительно увеличил масштабы общественных и временных работ для безработных граждан, незанятого населения и учащейся молодежи, что позволило снизить напряженность на рынке труда, обеспечить своевременное проведение общественных работ по благоустройству и озеленению города, реконструкции городских объектов к празднованию 850-летия основания Москвы.
    В отчетном году на общественные работы службой занятости были направлены 26,4 тыс. человек, в том числе 19,7 тыс. человек - на работы по благоустройству города к 850-летнему юбилею Москвы (приложение 4).
    Вдвое по сравнению с 1996 г. выросло число граждан, принявших участие в общественных работах.
    Комитет труда и занятости участвовал в реализации городских программ по содействию занятости и социальной защите граждан, особо нуждающихся в социальной защите: подростков и молодежи, учащихся учебных заведений, включая детей - инвалидов и детей - сирот; женщин, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; инвалидов, имеющих трудовые рекомендации; военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных Сил РФ, и членов их семей; лиц без определенного места жительства и др. (приложение 5).
    В 1997 г. комитетом было создано и сохранено 3,9 тыс. рабочих мест для молодежи и инвалидов. Комитет оказал финансовую поддержку 3 центрам медико - социальной реабилитации инвалидов и 17 центрам социально - трудовой адаптации подростков и молодежи.
    Дальнейшее развитие в 1997 г. получила программа содействия занятости молодежи "Молодежная практика". Более 450 предприятий г. Москвы представили в комитет вакансии для реализации данной программы. По программе "Молодежная практика" были трудоустроены 733 человека из числа молодежи, из них 135 человек после прохождения практики были приняты на постоянную работу.
    Во временных оплачиваемых работах по благоустройству школ, ПТУ и прилегающих к ним территорий в 1997 г. приняли участие 23,9 тыс. подростков и учащейся молодежи.
    В лагерях труда и отдыха трудились 1,4 тыс. школьников из числа детей безработных, малоимущих семей, подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
    Снижению уровня безработицы, повышению социальной защищенности и расширению возможностей трудоустройства граждан способствовала реализация мероприятий программы развития сети учреждений службы занятости г. Москвы: создание новых учебных, модельных, деловых и специализированных центров (для молодежи, женщин, инвалидов и офицеров), предоставивших современные и качественно новые услуги населению.
    Финансирование мероприятий Программы содействия занятости на 1997 г. осуществлялось за счет средств Фонда занятости г. Москвы.
    В 1997 г. было предусмотрено исполнение доходов и расходов бюджета Фонда занятости населения г. Москвы в сумме 1198,0 млрд. руб., в том числе доходная часть - за счет поступлений страховых взносов в сумме 947,7 млрд. руб.
    Фактическое исполнение доходов Фонда занятости в 1997 г. составило 1123,9 млрд. руб. (или 94,5% от запланированных), в том числе по поступлениям страховых взносов - 1009,6 млрд. руб. (106,5% к плану). Собираемость платежей в Фонд занятости достигла 93%.
    Исполнение расходных статей бюджета Фонда занятости в 1997 г. было полностью обеспечено его доходами.
    Отчисления в Государственный фонд занятости РФ в размере 20% от поступлений страховых взносов выполнены в 1997 г. в полном объеме и составили 182,2 млрд. руб., что на 37,0 млрд. руб. больше по сравнению с 1996 г.
    Реализация активной политики занятости, социальная защита москвичей при безработице на основе развития социального партнерства Правительства Москвы с профсоюзами и работодателями позволили в 1997 г. смягчить ситуацию на рынке труда, снизить уровень безработицы, обеспечить социальную поддержку граждан.
 

Прогноз рынка труда и политики занятости
на 1998 г.
 

    На основе анализа формирования рынка труда в 1997 г., заданий программы социально - экономического развития г. Москвы на 1998 г. разработан прогноз рынка труда на 1998 г. и определены приоритеты - главные направления политики занятости на 1998 г. (приложения 6, 7).
    Концепция социально - экономического развития г. Москвы на 1998-2000 годы и Программа Правительства Москвы на 1998 г. предусматривают стабилизацию и рост объемов промышленного производства, валового регионального продукта за счет структурной перестройки, проведения активной инвестиционной политики, направленной на развитие автомобилестроения, легкой, текстильной промышленности, обеспечение государственным и городским заказами предприятий оборонного комплекса, развитие строительной индустрии и инфраструктуры города. Правительством Москвы предусмотрен комплекс мер, направленных на обеспечение социальной защиты населения, повышение благосостояния москвичей.
    Главными приоритетами политики занятости Правительства Москвы в 1998 г. будут: сдерживание массового высвобождения, стабилизация занятости и поддержание официально зарегистрированного уровня безработицы в г. Москве на уровне 1997 г.; повышение конкурентоспособности москвичей на рынке труда, обеспечение адресной помощи при безработице молодежи, инвалидам, женщинам, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей - инвалидов; финансовая поддержка экономики города путем создания новых, сохранения действующих и перепрофилирования устаревших рабочих мест; содействие развитию малого бизнеса, предпринимательству и самозанятости, общественных работ в целях обеспечения занятости населения и структурной перестройки экономики города.
    В результате реализации мероприятий программы Правительства Москвы, Программы содействия занятости на 1998 г. ожидается стабилизация уровня официально зарегистрированной безработицы на уровне 1997 г. - в пределах 0,7-0,8% от численности экономически активного населения. Списочная численность безработных на конец 1998 г. может составить 38 тыс. человек.
    В связи с увеличением удельного веса молодежи, женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, инвалидов среди высвобождаемых граждан ожидается незначительный рост средней продолжительности безработицы в 1998 г., а также половозрастной и профессионально - квалификационной структуры безработицы.
    В результате ликвидационных и реорганизационных процедур на предприятиях - банкротах в 1998 г. ожидается высвобождение около 5 тыс. человек. В целом за год может быть высвобождено около 38 тыс. человек.
    В целях сдерживания массового высвобождения потребуется укрепить взаимодействие службы занятости с работодателями, профсоюзами по опережающему обучению и трудоустройству высвобождаемых работников, контролю выполнения коллективных договоров в части предоставления работодателями трудовых и социальных гарантий работникам предприятий, соблюдения законодательства о труде и занятости, создания здоровых и безопасных условий труда.
    На основе развития социального партнерства, углубления взаимодействия с работодателями и расширения перечня услуг, предоставляемых Комитетом труда и занятости, городской банк вакансий будет расширен до 100-110 тыс. свободных рабочих мест вакантных должностей. В связи с развитием рыночного сектора экономики, малого предпринимательства значительно улучшится и качество самих вакансий, вырастут число и доля вакансий, привлекательных для москвичей, с уровнем заработной платы выше прожиточного минимума.
    Дальнейшее развитие в 1998 г. получит направление политики занятости по совершенствованию кадрового потенциала предприятий, опережающему обучению высвобождаемых работников, внедрению системы госзаказа на подготовку и переподготовку персонала. По заказам предприятий планируется подготовить и переподготовить 18,8 тыс. человек, из них около 3 тыс. высвобождаемых работников будут направлены на опережающее обучение при модернизации производства.
    Городской службой занятости на профессиональное обучение будут направлены около 15 тыс. безработных граждан по приоритетным для города профессиям и специальностям.
    Важнейшими мерами, направленными на стабилизацию занятости и структурную перестройку экономики, в 1998 г. будут: финансовая поддержка за счет средств Фонда занятости г. Москвы создания (сохранения) 17 тыс. рабочих мест в приоритетных отраслях экономики, развития предпринимательства и самозанятости (200 безработных получат субсидии на создание собственного дела и организацию индивидуальной трудовой деятельности), сохранения 15 тыс. рабочих мест за счет компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках по инициативе администрации предприятий базообразующих (включая ВПК) отраслей экономики города.
    В результате проведения активной политики занятости городская служба занятости окажет содействие в трудоустройстве более 250 тыс. москвичей. В различные отрасли экономики города будут направлены более 300 тыс. человек, из них около 50 тыс. иностранных граждан, направляемых в отрасли, хронически испытывающие дефицит рабочей силы (строительно - ремонтные и погрузочно - разгрузочные работы в строительстве, на городской транспорт и др.).
    Более 140 тыс. безработных граждан и членов их семей (иждивенцев) будут обеспечены в 1998 г. материальной поддержкой при безработице в виде пособий по безработице, материальной помощи, дотаций и компенсаций, досрочных пенсий, стипендий (при профессиональном обучении).
    Важнейшим условием реализации программных мер в 1998 г. станет дальнейшее развитие сети учреждений службы занятости, внедрение современных автоматизированных технологий, расширение услуг для населения и работодателей и информации о них.
    Финансирование Программы содействия занятости на 1998 г. будет осуществлено за счет средств Фонда занятости г. Москвы.
 

Рис. 3

Деятельность Комитета труда и занятости
по обеспечению занятости населения г. Москвы
в 1998 году

        Обратятся впервые в службу занятости за содействием в трудоустройстве
277,0
                       
                                 
                                           
                                           
      Не занятые трудовой деятельностью
194,0
                          Занятые трудовой
деятельностью
6,0
учащиеся - 27,0
   
                                           
                                           
    Поставлены на учет как ищущие работу 94,0           Будут состоять на учете как безработные в течение года 137,5
поставлены на учет в 1998 г. - 100,0
переходят с 1997 г. - 37,5
  Трудоустроятся при содействии службы занятости
27,0
  Сняты с учета
41,0
  стоят на учете в службе
занятости на конец года 15,0
                                           
                                           
Трудоустроятся самостоятельно 36,0     Трудоустроятся при содействии службы занятости 10,0         Снято с учета безработных за год
99,5
                   
                                           
                                           
        Трудоустроены на вакансии
30,0
  Трудоустроены на созданные рабочие места 15,0   Направлено на профобучение 15,0 (трудоустроены после профобучения 10,0)   Оформлено на досрочную пенсию
16,0
  Предприняли самопоиск работы (снято по другим причинам) 23,5        
                                           
    Состоят на учете в службе занятости на конец года 48,0                               Имеют статус
безработных на конец года
 

 
    Справочно:
    1. Обратятся впервые в службу занятости за содействием в трудоустройстве - 277,0
    2. Численность безработных на начало 1998 г. - 37,5
    Всего (стр. 1 + стр. 2) - 314,5
    3. Трудоустроятся при содействии службы занятости - 97,0
    4. Трудоустроятся самостоятельно - 100,5
    5. Оформлено на досрочную пенсию - 16,0
    Всего (стр. 3 + стр. 4 + стр. 5) 213,5
    6. Ищущие работу, состоящие на учете на конец 1998 г. - 63,0
    7. Численность безработных на конец 1998 г.
    (стр. 1 + стр. 2 - стр. 3 - - стр. 4 - стр. 5 - стр. 6) - 38,0
 

МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 1998 ГОД

N п/п Наименование подпрограмм Основные цели и задачи Ответственные исполнители и соисполнители Показатели
1 2 3 4 5
1. Содействие занятости населения
1.1. Содействие трудоустройству населения, совершенствование взаимодействия с работодателями в подборе кадров, организация ярмарок вакансий, межрегиональный обмен рабочей силы 1. Реализация права граждан на свободно избранную занятость, содействие в трудоустройстве населения, ищущего работу и обратившегося в службу занятости Комитет труда и занятости 251,0 тыс. человек
2. Совершенствование взаимодействия с работодателями в подборе подходящих высококвалифицированных кадров, в формировании, обновлении и пополнении городского банка вакансий, свободных рабочих мест и должностей служащих Комитет труда и занятости, Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей банк вакансий более 100,0 тыс. вакансий
3. Содействие трудоустройству населения путем организации и проведения ярмарок вакансий в административных округах г. Москвы Комитет труда и занятости, префектуры, предприятия г. Москвы 24 ярмарки вакансий 80 тыс. человек 20 тыс. вакансий
4. Содействие в трудоустройстве москвичей на предприятиях регионов Российской Федерации. Содействие в трудоустройстве иногородних россиян на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Москвы, испытывающих дефицит рабочей силы Комитет труда и занятости по заявкам предприятий регионов РФ по заявкам московских предприятий
1.2. Развитие трудовых ресурсов. Содействие занятости населения, предотвращение массовых высвобождений работников 1. Проведение мониторинга экономических показателей развития социально - трудовой сферы города Комитет труда и занятости, Мосгоркомстат Мониторинг социально - трудовой сферы представляется в Правительство Москвы
2. Обеспечение реализации порядка квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Москвы Комитет труда и занятости реализация порядка квотирования, информирование предприятий о порядке квотирования и контроль за его выполнением, обеспечение работы городской комиссии
3. Содействие занятости высвобождаемых работников в период, предшествующий высвобождению, в результате перепрофилирования, модернизации производств, реализации процедур банкротства, на свободные рабочие места и вакантные должности, имеющиеся в городском банке вакансий; опережающее их обучение и перераспределение на данном и родственных по профилю предприятиях Комитет труда и занятости, предприятия г. Москвы 4,0 тыс. человек
4. Разработка дополнительных мер по предупреждению массовых высвобождений работников (при росте уровня официально зарегистрированной безработицы до 1,2%) Комитет труда и занятости, департаменты и комитеты Правительства Москвы антикризисная программа
2. Адаптация населения к условиям рынка труда
2.1. Профессиональное консультирование, профориентация и психологическая поддержка населения 1. Содействие безработным гражданам и высвобождаемым работникам в выборе сферы деятельности, профессии или специальности, направления обучения и формы занятости в соответствии с их личностными интересами и возможностями, а также потребностями рынка труда Комитет труда и занятости, Государственный центр профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, институт психологии РАН, ООО "Вент" 28,0 тыс. человек
2.2. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и высвобождаемых работников 1. Предоставление безработным гражданам и высвобождаемым работникам, в том числе особо нуждающимся в социальной защите, возможности получения профессии (специальности), переподготовки и повышения квалификации в образовательных учреждениях г. Москвы, Московском учебном центре и других учебных центрах Комитета труда и занятости (приложение 9) Комитет труда и занятости, Московский учебный центр, образовательные учреждения г. Москвы 15,0 тыс. человек
2. Адаптация безработных граждан и высвобождаемых работников к условиям рынка, профессиональное обучение безработных граждан по перспективным для развития экономики и инфраструктуры города профессиям и специальностям (приложение 9) Комитет труда и занятости, Московский учебный центр, департаменты, комитеты Правительства Москвы, образовательные учреждения г. Москвы 6,0 тыс. человек
3. Осуществление опережающего профессионального обучения высвобождаемых работников с предприятий, осуществляющих обучение под будущее развитие, модернизацию и перепрофилирование производства Комитет труда и занятости, Московский учебный центр 3,0 тыс. человек
4. Осуществлять профессиональное обучение работников предприятий во исполнение городских социальных программ, направленных на обеспечение занятости различных категорий населения города (АМО "ЗИЛ", АО "Москвич"; программа "Развитие профессионального образования в Москве" и др.) Комитет труда и занятости, Московский учебный центр, образовательные учреждения г. Москвы, предприятия г. Москвы по заказам предприятий
3. Экономическая поддержка занятости населения
3.1. Финансирование инвестиционных проектов по созданию и сохранению рабочих мест 1. Содействие занятости высвобождаемых и безработных граждан путем организационно - методической и финансовой помощи работодателям на конкурсной и договорной основе в создании новых (дополнительных), перепрофилировании устаревших, сохранении действующих рабочих мест. Заключение договоров в 1998 г. и контроль их выполнения: Комитет труда и занятости, департаменты, комитеты Правительства Москвы, префектуры административных округов, предприятия г. Москвы 16050 рабочих мест
1.1. По административным округам, всего   16050 рабочих мест
в том числе:   в том числе:
1.1.1. Центральный   1300
1.1.2. Северный   350
1.1.3. Северо - Восточный   500
1.1.4. Восточный   6900*
1.1.5. Юго - Восточный   800
1.1.6. Южный   2550
1.1.7. Юго - Западный   1600
1.1.8. Западный   950
1.1.9. Северо - Западный   950
1.1.10. Зеленоградский   150

Ведется подготовка документа. Ожидайте