Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 505 365. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Московской городской Думы от 03.06.98 N 54 "ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ ЗА 1997 ГОД"

Дата документа03.06.1998
Статус документаДействует
МеткиПостановление

    

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 1998 г. N 54

 

ОБ ОТЧЕТЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ ЗА 1997 ГОД

 
    Рассмотрев в соответствии с Законом города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно - счетной палате города Москвы" отчет о деятельности Контрольно - счетной палаты Москвы за 1997 год, Московская городская Дума постановляет:
    1. Принять отчет о деятельности Контрольно - счетной палаты Москвы за 1997 год (приложение).
    2. Предложить проблемным комиссиям Московской городской Думы в первоочередном порядке рассматривать на своих заседаниях результаты проверок Контрольно - счетной палаты Москвы с целью подготовки в необходимых случаях проектов постановлений Московской городской Думы.
    3. Обратить внимание Контрольно - счетной палаты Москвы на недостаточное исполнение статьи 31 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно - счетной палате Москвы" в части представления в Московскую городскую Думу предложений по совершенствованию бюджетного процесса на основании анализа проводимых Контрольно - счетной палатой контрольных мероприятий.
    4. Предложить Контрольно - счетной палате своевременно информировать инициаторов проверок о мероприятиях, связанных с обсуждением результатов этих проверок с должностными лицами городской администрации.
    5. Предложить Правительству Москвы до 1 июля 1998 года представить в Московскую городскую Думу план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных Контрольно - счетной палатой Москвы в 1997 году, а также информацию о ходе реализации рекомендаций Контрольно - счетной палаты, отраженных в отчете.
    В том числе просить Правительство Москвы в целях совершенствования порядка предоставления налоговых льгот и усиления контроля за ними в соответствии с Законом города Москвы от 1 июля 1996 года N 21 "О налоговых льготах в городе Москве" и Законом города Москвы от 26 февраля 1997 года N 5 "О Правительстве Москвы" направлять в обязательном порядке предложения о введении налоговых льгот в Контрольно - счетную палату Москвы для проведения заключения об эффективности предоставления льгот до внесения законопроекта в Московскую городскую Думу.
    Предложить Правительству Москвы совместно с Контрольно - счетной палатой разработать проект концепции государственного финансового контроля в городе Москве.
    6. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
    7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя бюджетно - финансовой комиссии Московской городской Думы.
 

Заместитель Председателя
Московской городской Думы
А.Н. КРУТОВ

 
 
    

Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 3 июня 1998 г. N 54

 

ОТЧЕТ КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ МОСКВЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1997 ГОДУ

 

Введение

 
    В 1997 году деятельность Контрольно - счетной палаты Москвы была направлена на выполнение плана контрольных мероприятий на 1997 год, в который были включены вопросы в соответствии с поручениями Московской городской Думы (постановление Московской городской Думы от 19 февраля 1997 года N 12 "О предложениях в план работы Контрольно - счетной палаты Москвы на 1997 год") и Мэра Москвы, а также ряд вопросов, инициированных Контрольно - счетной палатой (далее - Палата) с целью обеспечения комплексного подхода и непрерывности контрольного процесса.
    В план контрольных мероприятий в течение 1997 года был включен ряд дополнительных проверок и обследований по отдельным запросам комиссий и депутатов Московской городской Думы, Мэра Москвы и по обращению Счетной палаты Российской Федерации. Дополнительно был проведен ряд работ и мероприятий по результатам обсуждения отчета Палаты за 1996 год на заседании Московской городской Думы (постановление Московской городской Думы от 28 мая 1997 года N 35 "Об отчете о деятельности Контрольно - счетной палаты Москвы за 1996 год") и рассмотрения результатов контрольных и экспертно - аналитических работ на заседании Правительства Москвы (постановление Правительства Москвы от 27 мая 1997 года N 387 "О дополнительных мерах по укреплению дисциплины исполнения городского бюджета по итогам контрольно - аналитической работы Контрольно - счетной палаты Москвы в 1996 году").
    Деятельность Палаты при реализации плана мероприятий в 1997 году осуществлялась с целью решения задач, определенных в статье 2 Закона города Москвы от 1 ноября 1995 года N 23-73 "О Контрольно - счетной палате Москвы" (далее - Закон о Палате).
    В 1997 году Палата, опираясь на принцип системности (статьи 3, 10 Закона о Палате) организации работ, охватила контрольными мероприятиями все комплексы городского хозяйства.
    Палата провела в течение 1997 года 54 контрольных мероприятия, включая девять обследований и семь повторных проверок. При проведении проверок было охвачено более 120 учреждений, предприятий и организаций.
    Таким образом, план контрольных мероприятий Палаты на 1997 год в основном выполнен.
    В рамках реализации экспортно - аналитической функции Палаты согласно статье 16 Закона о Палате было проведено пять аналитических работ, связанных с бюджетным процессом в городе Москве.
    Материалы по результатам проведенных мероприятий и экспертно - аналитических работ, предложения по устранению выявленных отклонений от установленных законодательством положений и норм, нарушений действующего законодательства, а также рекомендации по более эффективному управлению собственностью города Москвы и городским хозяйством, совершенствованию бюджетного процесса и деятельности проверенных организаций направлялись Московской городской Думе и Мэру Москвы.
    По предварительным данным в результате деятельности Палаты было выявлено более 963 млрд. рублей бюджетных средств, использовавшихся нерационально, и в результате исполнения предписаний и рекомендаций Палаты было возвращено в бюджет 4,436 млрд. рублей.
    По результатам деятельности Палаты и ее предложениям и рекомендациям в 1997 году был принят ряд нормативных актов города Москвы.
 

Результаты контрольных мероприятий

 
    Значительное внимание при проведении работ Палата уделяла контролю за организацией бюджетного процесса и экономическими последствиями его исполнения.
    Еще в 1996 году Палата отмечала недостатки в системе городских муниципальных займов Москвы в части организации контроля за муниципальным долгом. Результаты проведенного Палатой в 1997 году анализа результатов заемной деятельности Правительства Москвы на примере Московского городского жилищного облигационного займа первого выпуска показали, что структуры Правительства Москвы оказались неподготовленными к выполнению функций Эмитента. Полностью отсутствовала система бухгалтерского учета эмиссионной деятельности Правительства Москвы, не была сформирована законодательная база регулирования рынка ценных бумаг, отсутствовала общая координация работы по обслуживанию займа.
    Схема обращения облигаций была разработана таким образом, что Эмитент (Правительство Москвы в лице Департамента муниципального жилья) не обладал своевременной и достоверной информацией ни о количестве реализованных облигаций, ни об объеме денежных средств от операций с ними, а контроль за привлеченными средствами со стороны Эмитента практически полностью отсутствовал.
    Решением Департамента экономической политики и развития Москвы, не являвшегося Эмитентом, более 40 процентов облигаций были выведены из обращения и обременены условиями заклада в качестве обеспечения кредитного договора, что вызвало фактическое прекращение займа. Департаментом экономической политики и развития Москвы были фактически нарушены условия проспекта эмиссии, которым регулируются и определяются параметры каждого транша займа.
    Палата дважды пыталась получить информацию, позволяющую оценить законность действий Департамента экономической политики и развития Москвы, но запросы в адрес руководителя Департамента остались без ответа.
    В связи с обращением жилищных облигаций второго выпуска и в целях устранения выявленных нарушений Палата рекомендовала Правительству Москвы:
    - пересмотреть схему и процедуру привлечения и использования средств Московского государственного жилищного облигационного займа (второго выпуска) на финансирование жилищного строительства с целью обеспечения Эмитентом обособленного учета привлеченных средств, их целевого использования и контроля за их обслуживанием;
    - Департаменту экономической политики и Департаменту финансов разработать систему бухгалтерского учета эмиссионной деятельности Правительства Москвы и рекомендации по применению плана счетов бухгалтерского учета по учету деятельности на рынке ценных бумаг исполнительных структур Правительства Москвы;
    - обеспечить регистрацию Московского государственного жилищного облигационного займа в Департаменте финансов для включения его в Единый реестр долговых обязательств Москвы.
    Вопросы долговых обязательств Москвы и гарантий Правительства Москвы всегда вызывали особое внимание Палаты. В связи с этим в Заключении по проекту бюджета города Москвы на 1997 год Палата рекомендовала Правительству Москвы:
    - отразить в проекте бюджета на 1997 год источники внутреннего финансирования бюджета, в частности остаток средств на счетах в банках, государственные муниципальные ценные бумаги, кредиты, полученные от бюджетов других уровней, бюджетные ссуды и прочие внутренние заимствования;
    - представить в Московскую городскую Думу программу предоставления гарантий на 1997 год и отчет о предоставленных гарантиях Правительства Москвы за 1996 год;
    - отразить в расходной части бюджета расходы на погашение ссуд банков, выданных на финансирование целевых программ, и уплату процентов за пользование ссудами банков.
    К сожалению, эти рекомендации Палаты были учтены Правительством Москвы лишь в части утверждения предельного лимита заимствований и включения в состав бюджета 1998 года статьи "Расходы по обслуживанию государственного долга".
    Рынок долговых обязательств предъявляет очень жесткие требования к его участникам по выполнению правил работы на нем. Как показывают результаты оперативного контроля, проводимого Палатой за состоянием заемно - инвестиционной системы, Правительство Москвы не всегда адекватно оценивает ситуацию с муниципальными заимствованиями. При рассмотрении параметров муниципальных займов не учитываются прочие долговые обязательства Москвы в разрезе объемов и сроков их погашения, не учитывается и тот фактор, что практически всегда в качестве гаранта возврата долга выступает бюджет. Планирование объемов заимствований осуществляется без учета уплаты процентов по займам и кредитам, которые являются такими же обязательствами, как и обязательства по основному долгу.
    Вопрос о необходимости совершенствования налоговой политики в городе Москве неоднократно ставился Палатой.
    В 1995 году в результате анализа эффективности использования налоговых льгот, предоставленных законами города Москвы, Палатой были выработаны и предложены Правительству Москвы критерии оценки эффективности использования налоговых льгот. В целях упорядочения предоставления налоговых льгот и усиления контроля за ними было принято постановление Правительства Москвы от 4 июня 1996 года N 454 "О совершенствовании практики предоставления налоговых льгот", которое возложило контроль за эффективным использованием налоговых льгот на отраслевые структуры Правительства Москвы. Однако проверка Департамента науки и промышленной политики, проведенная Палатой в 1997 году, показала, что Департаментом науки и промышленной политики контроль за эффективным использованием предприятиями промышленности налоговых льгот, предоставляемых законами города Москвы, не осуществляется.