Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 060. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.07.98 N 578 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ" (МГСН 4.17-98)"

Дата документа28.07.1998
Статус документаДействует
МеткиПостановление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 июля 1998 г. N 578

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ" (МГСН 4.17-98)

 
    На основании статей 22 и 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в целях развития и совершенствования нормативной базы проектирования в городе Москве Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить и ввести в действие Московские городские строительные нормы "Культурно - зрелищные учреждения" (МГСН 4.17-98) (приложение).
    2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
 

Премьер Правительства Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 28 июля 1998 г. N 578

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

МГСН 4.17-98

Разработаны впервые

Срок введения в действие с 1 августа 1998 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ЗДАНИЙ КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Таблица 1

Наименование помещения Площадь помещения на 1 место в зрит. зале, кв. м, при уровне комфорта Примечания
1 2 3
Кассовый вестибюль<1> 0,06 0,05 0,05  
Входной вестибюль 0,15 0,10 0,10 Допустимо объединение
Распределительный вестибюль 0,35 0,30 0,25  
Гардеробная 0,12 0,10 0,10  
Камера хранения сумок и портфелей<2> 0,06 0,05 0,04 Размещается рядом с гардеробной
Бюро обслуживания 0,03 0,03   Рекомендуется
Санитарные узлы 0,20 0,15 0,10 размещать рядом с входными или распределительными вестибюлями

 
 
    









Таблица 2

Наименование помещения Площадь помещения на 1 место в зрительном зале при уровне комфорта Примечания
1 2 3
Фойе, кулуары, гостиные 1,50 1,00 0,80 Ширина кулуаров - не менее 2,4 м, уклон пола - не более 1:12
Курительные 0,10 0,08 0,06  
Кладовая при фойе<1> 0,03 0,03 0,03  
Буфет<2> 0,50 0,40 0,30  

 
 
    



МГСН 4.14-98


Зрительные залы

 
    4.13. Зрительные залы следует размещать по этажам зданий, включая подземные, в соответствии с п. 1.16, табл. 4 СНиП 2.08.02-89* и п. 2.5 МГСН 4.04-94.
    4.14. Зрительные залы по своим характеристикам условно делятся следующим образом:
    а) по вместимости:
    - камерные - до 80 мест;
    - малые - от 81 до 300 мест;
    - средние - от 301 до 800 мест;
    - большие - от 801 до 1200 мест;
    - крупные - от 1201 и более мест;
    б) по назначению:
    - театральные;
    - концертные;
    - кинозалы;
    - видеозалы;
    - универсальные;
    в) по акустическим характеристикам:
    - речевые с естественной акустикой;
    - музыкальные с естественной акустикой;
    - музыкальные с электроакустикой;
    - универсальные (речь, музыка, кинопоказ и др.);
    г) по форме взаимосвязи со сценой (эстрадой):
    - зал без стационарной сцены и эстрады;
    - зал с традиционной глубинной колосниковой сценой (в т.ч. трехпортальной и других вариантов);
    - зал с традиционной эстрадой;
    - зал с трехсторонней сценой;
    - зал со сценой - ареной или рингом;
    - зал с панорамной сценой и сценической коробкой;
    - зал с панорамной сценой без сценической коробки;
    - зал с кольцевой сценой;
    - зал с несколькими дифференцированными сценическими площадками;
    - зал со сценой в виде системы подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с движением по горизонтали и вертикали, на основе глубинной сцены - коробки с трюмом.
    Наиболее характерные схемы взаимосвязи зала и сцены - см. рис. 1.
    [На рис. 1 приводятся типы сцен и схемы взаимосвязи зала и сцены.]
    Общие принципы проектирования и функционально - планировочные схемы театральных зданий, а также проектирование детских театров - см. СП "Проектирование театров", 1990;
    д) по степени трансформации:
    - стационарные;
    - стационарные с отдельными элементами трансформации (например, подъемно - опускной оркестр, кашетируемый портал, подвижная авансцена и др.);
    - трансформирующиеся.
    * 4.15. Расчетные параметры зрительного зала с колосниковой сценой следует принимать согласно табл. 3 и 4, а также рис. 2.
 
    [На рис. 2 приводятся расчетные параметры зрительных залов с колосниковой глубинной портальной сценой.]
 

Таблица 3

Наименование параметра Расчетная величина в зависимости от уровня комфорта, м Примечания
1 2 3
Длина зрительного зала, не более:       Измеряется от красной линии
- в речевых залах 15 20 25 сцены<1>
- в музыкальных залах с естественной акустикой 20 30 32  
- в концертных залах со звукоусилением 40 40 40  
Превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего, не менее<2>:       Лучи зрения направляются по кратчайшему расстоянию на красную линию
- в передних рядах (20% от общего числа рядов) 0,10 0,08 0,06 сцены<1>
- в средних рядах (основной массив) 0,12 0,12 0,12  
- в задних рядах (20% от общего числа рядов) 0,15 0,14 0,12  
- над барьером балкона 0,12 0,12 0,12  

 
 
    




Таблица 4

Наименование параметра Расчетные величины, град. Примечания
Горизонтальный ограничительный угол размещения зрительских мест, не более 30<1) Образуется лучами, проведенными из точки, лежащей на оси сцены, через боковые грани строительного портала
Вертикальный ограничительный угол размещения зрительских мест, не более:   Образуется лучом зрения, проведенным от глаза зрителя через середину красной линии сцены.
- для мест по оси зала 26 Высота глаза зрителя над
- для ближайших к сцене боковых мест 40 уровнем пола принимается 1,15 м

 
 
    







Таблица 5

Уровень комфорта Расстояние между границей сцены (или барьером оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда при вместимости зала, м Ширина проходов в зале, м
до 300 мест 301 и более мест
1 2,0 2,5 1,5
2 1,5 2,0 1,35
3 Не менее 1,2 Не менее 1,5 Не менее 1,0

 
 
    * 4.17. Предельное расстояние по оси зрительного зала от сцены (авансцены, передней границы эстрады, киноэкрана) до последнего ряда следует принимать для залов, предназначенных для театральных, концертных, клубных постановок, - от 25 до 30 м, залов для кинопоказа и эстрадных выступлений - до 45 м.
    * 4.18. Высоту от уровня пола зрительного зала до выступающих конструкций вышерасположенных балконов или ярусов с количеством рядов до трех следует принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3,0 м. Высота барьера балкона или яруса должна быть не менее 0,8 м. Барьер при ширине менее 30 см должен быть оборудован защитной сеткой для предотвращения падения предметов (биноклей, сумочек и пр.).
    * 4.19. Уклон пола (пандусов) в зрительном зале допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м.
    * 4.20. Площадь зрительного зала, включая балконы, ложи, ярусы, определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы, киноэкрана). Площадь зала на 1 место в зависимости от уровня комфорта следует принимать по табл. 6.
 

Таблица 6

Уровень комфорта Театральные залы Кинозалы Клубные залы
камерные и малые прочие
1 1,0 0,7 1,2 0,7
2 0,9 0,6 1,0 0,6
3 0,8 0,6 1,0 0,6

 
 
    4.21. Места для оркестра могут быть расположены:
    - в зале с ограждением, без заглубления пола;
    - в стационарной оркестровой яме с полом ниже уровня зрительного зала (основной тип).
    Возможны и иные, нестандартные места размещения оркестра: в ложах, на сцене, над сценой, сбоку в зале и т.д. При этом должна быть обеспечена безопасная эвакуация оркестрантов в установленное пунктами 5.10 (табл. 40) и 5.11 время.
    Симфонические оркестры в концертном варианте размещаются, как правило, непосредственно на сцене, эстраде или подъемно - опускной площадке в верхнем (на уровне сцены) положении.
    * 4.22. Размеры помещения оркестра (оркестровой ямы) в залах с колосниковой сценой следует принимать по табл. 7. Площадь на 1 музыканта следует принимать не менее 1,3 кв. м.
 

Таблица 7

Наименование показателей Размеры помещения в зависимости от типа оркестра, м
оперно - балетный музыкально - драматический прочие
Ширина помещения по оси зала, не менее 4,5-6,0 3,0-5,0 2,5
Ширина проема, не менее 4,5 2,0-3,5 1,7
Высота помещения от пола до уровня планшета сцены (просцениума, авансцены) 2,4-2,8 2,1-2,4 1,9

 
 
    * 4.23. Помещение оркестра для 50 чел. и более должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1,9 и 1,2 м соответственно.
    4.24. Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформации ее барьера и пола.
    Помещение оркестра обеспечивается удобными и короткими функциональными связями с фойе оркестра, местом хранения инструментов, помещением настройки инструментов, комнатой дирижера, комнатой инспектора оркестра или заведующего оркестром, комнатой отдыха оркестрантов. При размещении хранилища нот на другом этаже необходим лифт или подъемник.
    4.25. Зрительские места в зале могут размещаться в форме партера, амфитеатра, балкона, ярусов, лож и галерей; на горизонтальном, наклонном или ступенчатом основании. Возможны разнообразные комбинации этих типов.
    Зрительские места могут быть различны:
    - скамьи;
    - скамьи с разделением на места подлокотниками;
    - кресла жесткие с откидными сиденьями;
    - кресла жесткие стационарные;
    - кресла полумягкие и мягкие стационарные;
    - кресла с трансформирующимися элементами (вращающиеся сиденья, откидные спинки и пр.).
    * 4.26. При вместимости залов до 80 мест зрительские места должны быть закреплены между собой. Незакрепленные зрительские места допускается предусматривать только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи.
    В залах вместимостью более 80 мест зрительские места должны быть прикреплены к полу. Допускается их трансформация.
    * 4.27. Параметры зрительских мест и количество непрерывно установленных мест в ряду следует принимать по табл. 8.
 

Таблица 8

Уровень комфорта Расстояние между спинками сидений, м, не менее Ширина в м, не менее Количество мест в ряду, установленных непрерывно, не более
прохода в ряду мест в осях подлокотников при одностороннем выходе при двустороннем выходе
1 1,1 0,55 от 0,58 6 12
2 1,0 0,50 0,56 16 30
3 0,9<1> 0,45 0,52 26 50

 
 
    








Таблица 9

Назначение зала Объем зала, куб. м, на 1 место<1>
Речевой (драмтеатр, аудитория) 4-5
Кинозал 4-6
Музыкальный (музыкально - драматический театр) 5-7
Оперно - балетный, концертный 6-8

 
 
    







МГСН 2.04-97

Сцены и эстрады

 
    4.34. Развитый тип традиционной глубинной колосниковой сцены состоит из собственно сцены, авансцены (часть между зрительным залом и красной линией), арьерсцены (задняя часть сцены с пониженной высотой), сценических карманов и сценической коробки с рабочими галереями и колосниками.
    Рекомендуемый состав помещений для обслуживания сцены см. в приложении 8.
    4.35. В зависимости от конкретных условий возможно использование эстрад и сцен нетрадиционных типов (панорамная, трехсторонняя, кольцевая, центральная и др., см. рис. 1). Это влечет за собой изменения в оснащении сцены, в расположении помещений, обслуживающих сцену.
    4.36. Глубинная колосниковая сцена имеет несколько принципиальных схем построения, различающихся степенью пространственного развития и постановочными возможностями:
    - с 2 карманами и арьерсценой;
    - с 1 карманом и арьерсценой;
    - с 2 карманами без арьерсцены;
    - с 1 карманом;
    - с арьерсценой без карманов;
    - без арьерсцены и без карманов.
    Схемы построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены см. СП "Проектирование театров", 1990.
    4.37. Высоту над колосниковым настилом до низа выступающих конструкций следует принимать по табл. 10. Типы и размеры эстрад и глубинных колосниковых сцен - см. табл. 11.
 

Таблица 10

Тип сцены Сцена с горизонт. перекрытием, м, не менее При наклонном перекрытии в низкой части сцены, м, не менее
С-1 - С-3, С-5 (А) 2,0 1,5
С-4, С-6 - С-9 (Б) 2,4 1,8
Арьерсцена 1,6  

 
 

Таблица 10

Эстрады и сцены, тип Ширина, м Глубина, м Высота, м Строительн. портал (в скобках - игровой портал) Глубина авансцены<2>, м, не менее Арьерсцена Карман Рабочие галереи, кол-во
ширина, м глубина<3>, м высота, м ширина<3>, м глубина<3>, м высота, м
ширина<1>,м высота<1>,м
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Эстрады
Э-1 9 6 5,5                    
Э-2 12 7,5 6 8,5 5 1,5              
Э-3 15 9 7,5 10,5 5,5 1,5              
Э-4 18 12 9 12 6,5 1,5              
Э-5 21 12 9 14 7,5 1,5              
Э-6 24 15 11 16 9 1,5              
Сцены
С-1 12 7,5 10,5 8,5 (6) 5 (4,5) 1,5             1
С-2 15 7,5 11,5 10,5 5,5                
        (6) (4,5) 1,5             1-2
С-3 18 9 12,5 13 (6) 6,5                
          (4,5) 1,5             1-2
С-4 18 12 18 8 (7) 5,5 (5) 1,8 12 3 8,5 6 12 6,5 2-3
С-5 21 12 16 14 (8) 7,5                
          (5,5) 1,5             2-3
С-6 21 15 20 10 (8) 6,5 1,8 15 6 11 7,5 12 7,5 3-4
          (5,5)                
С-7 24 18 22 12 (10) 7,5 1,8 18 6 12 9 15 8,5 3-4
          (6,5)                
С-8 27 21 24 14 (12) 8,5 1,8 21 6 13,5 12 18 9,5 4-5
          (7,5)                
С-9 30 21 26 16 (14) 9,5 1,8 24 9 15 12 21 10,5 4-5
          (8,5)                

 
 
    





























Таблица 12

N п/п Помещение Размещение
1. Осветительные боковые ложи<1> У боковых стен зала или на специальных конструкциях
2. Помещение выносного софита<1> Над залом
3. Светопроекционная За задней стеной зала
4. Светорегуляторная или у задней стены со
5. Помещение фронтального освещения стороны зала
6. Рирпроекционная За задней стеной сцены (арьерсцены)
7. Тиристорная<2> Вблизи сцены (с максимальным приближением к электропотребителям)

 
 
    








Таблица 13

Тип эстрады и сцены Вместимость зала, мест Количество осветительных лож
С-6 - С-9 800 и более Не менее 2 боковых лож
С-4 и С-6 Менее 800 1 боковая ложа
С-2 - С-5 600 и более 1 боковая ложа
С-1 - С-3 Менее 600 Допустимо размещение осветительной аппаратуры непосредственно на боковых стенах зрительного зала
Эстрады Любой вместимости

 
 
    * 4.46. Светопроекционную следует размещать так, чтобы углы отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии сцены не превышали: в горизонтальной плоскости - 9 град., в вертикальной плоскости при проекции сверху вниз - 9 град., снизу вверх - 3 град. Длина помещения светопроекционной должна быть не менее 3-5 м; уровень пола помещения - выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м.
    * 4.47. Светорегуляторную следует размещать в пределах проекции строительного портала на плоскость задней стены зала. Длина помещения светорегуляторной должна быть не менее 4 м. Светорегуляторная должна иметь отдельный вход.
    * 4.48. Фронтальную осветительную ложу следует размещать так, чтобы ось помещения находилась в пределах ширины игрового портала, или размещать в 2 помещениях размером по фронту не менее 4 м каждое. Уровень пола должен быть не выше верха игрового портала.
    * 4.49. Уровень пола рирпроекционной следует предусматривать на высоте от уровня пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала.
    * 4.50. Уровень пола тиристорной следует предусматривать не ниже уровня пола первой рабочей галереи.
    4.51. Для лобового горизонтального освещения сцены следует предусматривать размещение осветительной аппаратуры за задней стеной зала (или на стене зала, или на передней стенке барьера балкона, яруса в сторону сцены) в пределах проекции игрового портала на эту стену.
    4.52. Помещения механооборудования сцены включают в себя:
    - помещения оборудования планшета и трюма;
    - помещения верхового оборудования.
    4.53. Оборудование планшета сцены состоит из кулисных машин (двигающихся в пазах планшета сцены по рельсам, находящимся в трюме), поворотных кругов (врезного, барабанного, накладного, вращающихся колец), подъемно - опускных и накатных площадок. Для работы этого оборудования требуются следующие отдельные помещения:
    - электролебедок для привода поворотных кругов, которое размещается в помещении с хорошей звукоизоляцией на площади трюма;
    - для отвода накатных площадок (карман сцены);
    - для электропривода противопожарного занавеса;
    - щитовая сцены.
    4.54. Верховое оборудование сцены состоит из штанкетных, индивидуальных и софитных подъемов, пролетных устройств. Для работы этого оборудования должны быть предусмотрены шахты у боковых стен сцены для обеспечения движения противовесов на всю высоту коробки от трюма до колосников. При беспротивовесной системе значительно увеличивается мощность лебедок (в 2-2,5 раза) и их габариты. Помещения, требуемые для работы этого оборудования:
    - помещения лебедок для управления тросами подъемов (помещения должны быть звукоизолированы и размещаться на галереях, идущих по трем сторонам сцены);
    - помещение колосникового настила; выше настила на 2 м размещаются верхние блоки подъемов, тросы которых проходят сквозь щели в колосниковом настиле.
    4.55. Занавесы подразделяются по способу раскрытия: подъемно - опускные, раздвижные, фигурные, комбинированные; по видам использования: антрактные, игровые, световые и занавесы, обеспечивающие постановочные эффекты. Антрактный занавес относится к разряду основного стационарного оборудования. Световой занавес образуется с помощью горизонтально установленных прожекторов под планшетом сцены и направленных в зал под углом около 30 град. (шаг между прожекторами 40-50 см в зависимости от их типа). Для обеспечения светоэффектов на занавесах прочих видов предусматриваются вертикальные ряды прожекторов по обе стороны портала или прожекторная поворачивающаяся рампа на авансцене.
    Горизонты и устройства для подвижных панорам проектируются по индивидуальным заданиям театров.
    4.56. Помещения звукового обеспечения зала и сцены: звукоаппаратную, ложу звукооператора (звукорежиссера), кабину диктора и кабину переводчиков - следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены. Помещение звукоаппаратной допускается размещать без обеспечения прямой видимости сцены. Ложу звукооператора и кабину диктора следует размещать в смежных помещениях.
    * 4.57. Помещения студии и аппаратной звукозаписи следует располагать смежно со смотровым окном между ними.
    * 4.58. Телевизионный полустационар - два аппаратных помещения площадью не менее 8 кв. м каждый - следует располагать в цокольном или первом этаже с отдельным входом и окном для подачи кабелей. Перед входом должна быть выделена площадка для размещения передвижной телестанции не менее чем на 5 автомашин. На крыше здания должна быть устроена площадка для антенны площадью не менее 5 кв. м. Расстояние от полустационара до места съемки не должно превышать 250 м.
    4.59. Прием и регистрация сигналов о пожаре предусматривается на аппаратуру, размещаемую в помещении охраны.
 

Комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа

 
    4.60. Состав помещений кинопроекционной группы следует принимать согласно табл. 14. Площади помещений определяются заданием на проектирование или проектом в соответствии с принятым технологическим оборудованием.
 

Таблица 14

Помещения Площадь, кв. м, при числе кинопроекторов
4 2 3 2 2 1
Для 70/35-мм фильмов Для 35-мм фильмов Для 35-мм фильмов с лампами накаливан. Для 16-мм фильмов
Проекционная + + + + + +<1>
Перемоточная + + + +<2>    
Агрегатная охлаждения кинопроекторов + + +<3> +<3>    
Комната киномеханика + + + +    
Радиоузел + + +      
Мастерская киномеханика +   +      
Санитарный узел + + + +    

Ведется подготовка документа. Ожидайте