Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 687. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 28.07.98 N 578 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "КУЛЬТУРНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ" (МГСН 4.17-98)"

Дата документа28.07.1998
Статус документаДействует
МеткиПостановление

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 июля 1998 г. N 578

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ" (МГСН 4.17-98)

 
    На основании статей 22 и 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в целях развития и совершенствования нормативной базы проектирования в городе Москве Правительство Москвы постановляет:
    1. Утвердить и ввести в действие Московские городские строительные нормы "Культурно - зрелищные учреждения" (МГСН 4.17-98) (приложение).
    2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Ресина В.И.
 

Премьер Правительства Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
    

Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 28 июля 1998 г. N 578

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

МГСН 4.17-98

Разработаны впервые

Срок введения в действие с 1 августа 1998 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ ЗДАНИЙ КУЛЬТУРНО - ЗРЕЛИЩНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Таблица 1

Наименование помещения Площадь помещения на 1 место в зрит. зале, кв. м, при уровне комфорта Примечания
1 2 3
Кассовый вестибюль<1> 0,06 0,05 0,05  
Входной вестибюль 0,15 0,10 0,10 Допустимо объединение
Распределительный вестибюль 0,35 0,30 0,25  
Гардеробная 0,12 0,10 0,10  
Камера хранения сумок и портфелей<2> 0,06 0,05 0,04 Размещается рядом с гардеробной
Бюро обслуживания 0,03 0,03   Рекомендуется
Санитарные узлы 0,20 0,15 0,10 размещать рядом с входными или распределительными вестибюлями

 
 
    


    <1> Кассовый вестибюль может находиться вне зрительского комплекса.
    <2> Указанные цифры определяют норму общей площади хранения, без учета возможности хранения в несколько ярусов.
    
    4.8. Глубина гардеробной от барьера до стены рекомендуется не более 4 м; ширина прохода для зрителей перед барьером - не менее 3 м; длина фронта гардеробной стойки - не менее 1 пог./м на 25 чел.
    4.9. Кассовые кабины размещаются на площади кассового вестибюля. Площадь кабины кассира определяется из расчета не менее 5 кв. м на одного кассира. Количество кассовых кабин следует принимать из расчета одна кабина на 400 зрителей в клубах и кинотеатрах и на 500 зрителей - в театрах.
    * 4.10. В вестибюле и гардеробной должны быть предусмотрены места для людей, сопровождающих инвалидов, из расчета не менее 0,5 кв. м на каждого инвалида.
    * 4.11. Состав и площади рекреационных помещений в зависимости от уровня комфорта учреждения (п. 3.10) следует принимать по табл. 2.
 

Таблица 2

Наименование помещения Площадь помещения на 1 место в зрительном зале при уровне комфорта Примечания
1 2 3
Фойе, кулуары, гостиные 1,50 1,00 0,80 Ширина кулуаров - не менее 2,4 м, уклон пола - не более 1:12
Курительные 0,10 0,08 0,06  
Кладовая при фойе<1> 0,03 0,03 0,03  
Буфет<2> 0,50 0,40 0,30  

 
 
    


    <1> Кладовую при фойе следует предусматривать в случае предполагаемого многоцелевого использования его (елки, интермедии и т.п.).
    <2> Буфет (кафе, бар и т.п.) следует проектировать по МГСН 4.14-98.
 
    4.12. Фойе возможно объединять с распределительным вестибюлем. Допускается перераспределение их площадей. Для отдыха зрителей рекомендуется дополнительно предусматривать при залах 1 и 2-го уровней комфорта зимний сад или дворик - фойе площадью не менее 30 кв. м.
 

Зрительные залы

 
    4.13. Зрительные залы следует размещать по этажам зданий, включая подземные, в соответствии с п. 1.16, табл. 4 СНиП 2.08.02-89* и п. 2.5 МГСН 4.04-94.
    4.14. Зрительные залы по своим характеристикам условно делятся следующим образом:
    а) по вместимости:
    - камерные - до 80 мест;
    - малые - от 81 до 300 мест;
    - средние - от 301 до 800 мест;
    - большие - от 801 до 1200 мест;
    - крупные - от 1201 и более мест;
    б) по назначению:
    - театральные;
    - концертные;
    - кинозалы;
    - видеозалы;
    - универсальные;
    в) по акустическим характеристикам:
    - речевые с естественной акустикой;
    - музыкальные с естественной акустикой;
    - музыкальные с электроакустикой;
    - универсальные (речь, музыка, кинопоказ и др.);
    г) по форме взаимосвязи со сценой (эстрадой):
    - зал без стационарной сцены и эстрады;
    - зал с традиционной глубинной колосниковой сценой (в т.ч. трехпортальной и других вариантов);
    - зал с традиционной эстрадой;
    - зал с трехсторонней сценой;
    - зал со сценой - ареной или рингом;
    - зал с панорамной сценой и сценической коробкой;
    - зал с панорамной сценой без сценической коробки;
    - зал с кольцевой сценой;
    - зал с несколькими дифференцированными сценическими площадками;
    - зал со сценой в виде системы подвижных взаимозаменяемых сценических планшетов с движением по горизонтали и вертикали, на основе глубинной сцены - коробки с трюмом.
    Наиболее характерные схемы взаимосвязи зала и сцены - см. рис. 1.
    [На рис. 1 приводятся типы сцен и схемы взаимосвязи зала и сцены.]
    Общие принципы проектирования и функционально - планировочные схемы театральных зданий, а также проектирование детских театров - см. СП "Проектирование театров", 1990;
    д) по степени трансформации:
    - стационарные;
    - стационарные с отдельными элементами трансформации (например, подъемно - опускной оркестр, кашетируемый портал, подвижная авансцена и др.);
    - трансформирующиеся.
    * 4.15. Расчетные параметры зрительного зала с колосниковой сценой следует принимать согласно табл. 3 и 4, а также рис. 2.
 
    [На рис. 2 приводятся расчетные параметры зрительных залов с колосниковой глубинной портальной сценой.]
 

Таблица 3

Наименование параметра Расчетная величина в зависимости от уровня комфорта, м Примечания
1 2 3
Длина зрительного зала, не более:       Измеряется от красной линии
- в речевых залах 15 20 25 сцены<1>
- в музыкальных залах с естественной акустикой 20 30 32  
- в концертных залах со звукоусилением 40 40 40  
Превышение луча зрения зрителя над головой впереди сидящего, не менее<2>:       Лучи зрения направляются по кратчайшему расстоянию на красную линию
- в передних рядах (20% от общего числа рядов) 0,10 0,08 0,06 сцены<1>
- в средних рядах (основной массив) 0,12 0,12 0,12  
- в задних рядах (20% от общего числа рядов) 0,15 0,14 0,12  
- над барьером балкона 0,12 0,12 0,12  

 
 
    


    <1> Красной линией сцены называется линия пересечения плоскости пола сцены с плоскостью строительного портала со стороны сцены. Требования данных таблиц действительны только для традиционной глубинной портальной сцены и не нужны для трехсторонней, сцены - арены и др. нетрадиционных типов сцен.
    <2> В условиях реконструкции показатель может быть изменен в зависимости от конкретных условий.
 

Таблица 4

Наименование параметра Расчетные величины, град. Примечания
Горизонтальный ограничительный угол размещения зрительских мест, не более 30<1) Образуется лучами, проведенными из точки, лежащей на оси сцены, через боковые грани строительного портала
Вертикальный ограничительный угол размещения зрительских мест, не более:   Образуется лучом зрения, проведенным от глаза зрителя через середину красной линии сцены.
- для мест по оси зала 26 Высота глаза зрителя над
- для ближайших к сцене боковых мест 40 уровнем пола принимается 1,15 м

 
 
    


    <1> Только для портальной глубинной сцены.
 
    4.16. Зона видимости, в пределах которой следует располагать места для зрителей перед сценой, эстрадой, киноэкраном, определяется согласно рис. 3. Расстояние между передней границей сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда зрительских мест в залах различной степени комфорта зависит от вместимости зала и высоты планшета сцены (эстрады, авансцены) и принимается по табл. 5.
    [На рис. 3 приводятся зоны оптимальной видимости - зоны расположения зрителей.]
    Ширину проходов в зрительном зале различной степени комфорта следует принимать по расчету путей эвакуации, но не менее величин, указанных в табл. 5.
 

Таблица 5

Уровень комфорта Расстояние между границей сцены (или барьером оркестровой ямы) и спинками кресел первого ряда при вместимости зала, м Ширина проходов в зале, м
до 300 мест 301 и более мест
1 2,0 2,5 1,5
2 1,5 2,0 1,35
3 Не менее 1,2 Не менее 1,5 Не менее 1,0

 
 
    * 4.17. Предельное расстояние по оси зрительного зала от сцены (авансцены, передней границы эстрады, киноэкрана) до последнего ряда следует принимать для залов, предназначенных для театральных, концертных, клубных постановок, - от 25 до 30 м, залов для кинопоказа и эстрадных выступлений - до 45 м.
    * 4.18. Высоту от уровня пола зрительного зала до выступающих конструкций вышерасположенных балконов или ярусов с количеством рядов до трех следует принимать не менее 2,1 м, при большем количестве рядов - не менее 3,0 м. Высота барьера балкона или яруса должна быть не менее 0,8 м. Барьер при ширине менее 30 см должен быть оборудован защитной сеткой для предотвращения падения предметов (биноклей, сумочек и пр.).
    * 4.19. Уклон пола (пандусов) в зрительном зале допускается не более 1:7. При устройстве в проходах ступеней высоту подступенков следует принимать не более 0,2 м.
    * 4.20. Площадь зрительного зала, включая балконы, ложи, ярусы, определяется в пределах ограждающих конструкций до передней границы сцены (авансцены, эстрады, барьера оркестровой ямы, киноэкрана). Площадь зала на 1 место в зависимости от уровня комфорта следует принимать по табл. 6.
 

Таблица 6

Уровень комфорта Театральные залы Кинозалы Клубные залы
камерные и малые прочие
1 1,0 0,7 1,2 0,7
2 0,9 0,6 1,0 0,6
3 0,8 0,6 1,0 0,6

 
 
    4.21. Места для оркестра могут быть расположены:
    - в зале с ограждением, без заглубления пола;
    - в стационарной оркестровой яме с полом ниже уровня зрительного зала (основной тип).
    Возможны и иные, нестандартные места размещения оркестра: в ложах, на сцене, над сценой, сбоку в зале и т.д. При этом должна быть обеспечена безопасная эвакуация оркестрантов в установленное пунктами 5.10 (табл. 40) и 5.11 время.
    Симфонические оркестры в концертном варианте размещаются, как правило, непосредственно на сцене, эстраде или подъемно - опускной площадке в верхнем (на уровне сцены) положении.
    * 4.22. Размеры помещения оркестра (оркестровой ямы) в залах с колосниковой сценой следует принимать по табл. 7. Площадь на 1 музыканта следует принимать не менее 1,3 кв. м.
 

Таблица 7

Наименование показателей Размеры помещения в зависимости от типа оркестра, м
оперно - балетный музыкально - драматический прочие
Ширина помещения по оси зала, не менее 4,5-6,0 3,0-5,0 2,5
Ширина проема, не менее 4,5 2,0-3,5 1,7
Высота помещения от пола до уровня планшета сцены (просцениума, авансцены) 2,4-2,8 2,1-2,4 1,9

 
 
    * 4.23. Помещение оркестра для 50 чел. и более должно иметь не менее двух эвакуационных выходов. Высота и ширина дверных проемов в свету на путях эвакуации из помещения оркестра должны быть не менее 1,9 и 1,2 м соответственно.
    4.24. Рекомендуется предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы, трансформации ее барьера и пола.
    Помещение оркестра обеспечивается удобными и короткими функциональными связями с фойе оркестра, местом хранения инструментов, помещением настройки инструментов, комнатой дирижера, комнатой инспектора оркестра или заведующего оркестром, комнатой отдыха оркестрантов. При размещении хранилища нот на другом этаже необходим лифт или подъемник.
    4.25. Зрительские места в зале могут размещаться в форме партера, амфитеатра, балкона, ярусов, лож и галерей; на горизонтальном, наклонном или ступенчатом основании. Возможны разнообразные комбинации этих типов.
    Зрительские места могут быть различны:
    - скамьи;
    - скамьи с разделением на места подлокотниками;
    - кресла жесткие с откидными сиденьями;
    - кресла жесткие стационарные;
    - кресла полумягкие и мягкие стационарные;
    - кресла с трансформирующимися элементами (вращающиеся сиденья, откидные спинки и пр.).
    * 4.26. При вместимости залов до 80 мест зрительские места должны быть закреплены между собой. Незакрепленные зрительские места допускается предусматривать только в ложах с количеством мест не более 12 при наличии самостоятельного выхода из ложи.
    В залах вместимостью более 80 мест зрительские места должны быть прикреплены к полу. Допускается их трансформация.
    * 4.27. Параметры зрительских мест и количество непрерывно установленных мест в ряду следует принимать по табл. 8.
 

Таблица 8

Уровень комфорта Расстояние между спинками сидений, м, не менее Ширина в м, не менее Количество мест в ряду, установленных непрерывно, не более
прохода в ряду мест в осях подлокотников при одностороннем выходе при двустороннем выходе
1 1,1 0,55 от 0,58 6 12
2 1,0 0,50 0,56 16 30
3 0,9<1> 0,45 0,52 26 50

 
 
    


    <1> Показатели для скамей - меньше на 0,05 м.
 
    * 4.28. Количество мест для инвалидов следует определять из расчета 1-1,5% от общей вместимости зала, но не менее 2 мест в залах до 200 мест. Места для инвалидов на колясках следует предусматривать в первом или последнем ряду партера или в ложе и размещать на плоском участке пола.
    Размеры места для инвалида на кресле - коляске - 0,9 х 1,5 м. Ширина подъезда к местам должна быть не менее 0,9 м.
    Уклон пандуса для проезда инвалида на кресле - коляске принимается в соответствии с требованиями ВСН 62-91*, приложение 1.
    * 4.29. При определении оптимальных акустических условий в залах следует исходить из объемов помещения на 1 зрительское место в зависимости от назначения зала согласно табл. 9.
 

Таблица 9

Назначение зала Объем зала, куб. м, на 1 место<1>
Речевой (драмтеатр, аудитория) 4-5
Кинозал 4-6
Музыкальный (музыкально - драматический театр) 5-7
Оперно - балетный, концертный 6-8

 
 
    


    <1> Допускается увеличение или уменьшение показателя на 20%.
 
    * 4.30. Форма зрительного зала, его размеры, звукоотражающие поверхности должны обеспечивать равномерное распределение прямой и отраженной звуковой энергии на всех зрительских местах, исключать возможность возникновения эха, концентрации звуковых отражений (особенно поздних). В зрительном зале необходимо обеспечить ранними интенсивными отражениями зрительские места, расположенные на расстоянии более 8 м от источника звука (на сцене или эстраде). Запаздывание наиболее раннего из этих отражений, а также промежутки времени между приходами последующих отражений (время реверберации) не должны превышать 30 миллисекунд (для театральных залов оперных и балетных - 35 мс).
    4.31. Рекомендуемое время реверберации, необходимое для расчетов при выборе отделки зала, помещений хора, оркестра, следует определять по графику (рис. 4). На частоте 125 Гц допускается, а в зрительных залах театров оперы и балета целесообразно увеличение времени реверберации до 20%.
    [На рис. 4 приводится график рекомендуемого времени реверберации на частотах 500-2000 Гц для залов различного назначения в зависимости от их объема.]
    4.32. Мероприятия по звукоизоляции помещений следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.04-97.
    * 4.33. В залах, оборудованных киноустановками, при расположении динамиков за киноэкраном следует предусматривать для стены за экраном звукопоглощающую отделку с коэффициентом звукопоглощения не менее 0,6 в диапазоне частот 100-4000 Гц. Звукопоглощающую отделку следует предусматривать также в кинопроекционных и звукоаппаратных.
 

Сцены и эстрады

 
    4.34. Развитый тип традиционной глубинной колосниковой сцены состоит из собственно сцены, авансцены (часть между зрительным залом и красной линией), арьерсцены (задняя часть сцены с пониженной высотой), сценических карманов и сценической коробки с рабочими галереями и колосниками.
    Рекомендуемый состав помещений для обслуживания сцены см. в приложении 8.
    4.35. В зависимости от конкретных условий возможно использование эстрад и сцен нетрадиционных типов (панорамная, трехсторонняя, кольцевая, центральная и др., см. рис. 1). Это влечет за собой изменения в оснащении сцены, в расположении помещений, обслуживающих сцену.
    4.36. Глубинная колосниковая сцена имеет несколько принципиальных схем построения, различающихся степенью пространственного развития и постановочными возможностями:
    - с 2 карманами и арьерсценой;
    - с 1 карманом и арьерсценой;
    - с 2 карманами без арьерсцены;
    - с 1 карманом;
    - с арьерсценой без карманов;
    - без арьерсцены и без карманов.
    Схемы построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены см. СП "Проектирование театров", 1990.
    4.37. Высоту над колосниковым настилом до низа выступающих конструкций следует принимать по табл. 10. Типы и размеры эстрад и глубинных колосниковых сцен - см. табл. 11.
 

Таблица 10

Тип сцены Сцена с горизонт. перекрытием, м, не менее При наклонном перекрытии в низкой части сцены, м, не менее
С-1 - С-3, С-5 (А) 2,0 1,5
С-4, С-6 - С-9 (Б) 2,4 1,8
Арьерсцена 1,6  

 
 

Таблица 10

Эстрады и сцены, тип Ширина, м Глубина, м Высота, м Строительн. портал (в скобках - игровой портал) Глубина авансцены<2>, м, не менее Арьерсцена Карман Рабочие галереи, кол-во
ширина, м глубина<3>, м высота, м ширина<3>, м глубина<3>, м высота, м
ширина<1>,м высота<1>,м
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Эстрады
Э-1 9 6 5,5                    
Э-2 12 7,5 6 8,5 5 1,5              
Э-3 15 9 7,5 10,5 5,5 1,5              
Э-4 18 12 9 12 6,5 1,5              
Э-5 21 12 9 14 7,5 1,5              
Э-6 24 15 11 16 9 1,5              
Сцены
С-1 12 7,5 10,5 8,5 (6) 5 (4,5) 1,5             1
С-2 15 7,5 11,5 10,5 5,5                
        (6) (4,5) 1,5             1-2
С-3 18 9 12,5 13 (6) 6,5                
          (4,5) 1,5             1-2
С-4 18 12 18 8 (7) 5,5 (5) 1,8 12 3 8,5 6 12 6,5 2-3
С-5 21 12 16 14 (8) 7,5                
          (5,5) 1,5             2-3
С-6 21 15 20 10 (8) 6,5 1,8 15 6 11 7,5 12 7,5 3-4
          (5,5)                
С-7 24 18 22 12 (10) 7,5 1,8 18 6 12 9 15 8,5 3-4
          (6,5)                
С-8 27 21 24 14 (12) 8,5 1,8 21 6 13,5 12 18 9,5 4-5
          (7,5)                
С-9 30 21 26 16 (14) 9,5 1,8 24 9 15 12 21 10,5 4-5
          (8,5)                

 
 
    


    <1> Ширину строительного портала для сцен С-4, С-6 - С-9 допускается увеличивать на 1,5 м, высоту - на 0,5-2,5 м, определяя промежуточные величины допусков в прямой зависимости от размера сцены.
    <2> При увеличении глубины авансцены допускается соответственно уменьшать глубину сцены, но не более чем на 25%.
    <3> При проектировании откатного круга глубина арьерсцены и размеры кармана определяются проектом.
 
    Примечания:
    1. Размеры (в плане) эстрад, сцен, арьерсцен и карманов указаны в осях строительных конструкций, авансцены - от внутреннего края проема оркестровой ямы или передней кромки авансцены до расной линии сцены (эстрады).
    2. Высоту эстрады следует принимать от уровня планшета до потолка (технологического оборудования). Высоту цен следует принимать от уровня планшета до верха колосникового настила, высоту карманов - от пола до пола вышележащего этажа, высоту арьерсцены - от уровня планшета до перекрытия. Указанная высота арьерсцены принимается при наличии над ней колосникового настила.
    Колосниковый настил следует располагать перпендикулярно порталу сцены с зазорами между колосниками 0,05 м.
 
    4.38. Рабочие галереи следует располагать по боковой и задней стенам сцены. Нижнюю галерею следует располагать на 0,7 м выше строительного портала, но не ниже верха проема арьерсцены плюс 0,5 м.
    4.39. Расстояние между ярусами рабочих галерей от пола до пола следует принимать от 2,5 до 3,0 м. Ширину боковых рабочих галерей следует принимать: при установке электроприводов подъемов на галереях - 2,8 м; при установке электроприводов за пределами сценической коробки, а также при ручном приводе подъемов и на осветительных галереях - 1,5-1,8 м, включая место для противовесов. Ширину рабочих галерей на задней стене сцены следует принимать не менее 0,8 м.
    * 4.40. Для обслуживания рабочих галерей верхней части сцен группы Б должны быть предусмотрены две колосниковые лестничные клетки от уровня пола трюма до уровня колосникового настила. При вместимости зала менее 800 мест допускается предусматривать одну из лестничных клеток не от уровня пола трюма, а от уровня пола нижней галереи. Для сцен С-1, С-2, С-3, С-5 допускаются открытые внутренние лестницы от уровня планшета сцены или пола нижней галереи с обеспечением проходов на общие лестницы или открытые пожарные лестницы.
    * 4.41. Планшет сцены, авансцены, арьерсцены и пол карманов следует проектировать в одном уровне.
    Авансцена должна быть длиной не менее ширины строительного портала, а шириной не менее 1,75 м от красной линии сцены до границы оркестровой ямы. С нее следует предусматривать не менее двух сходов в зал.
    * 4.42. Высота уровня планшета сцены (авансцены, эстрады) над уровнем пола первого ряда зрительских мест в залах с горизонтальным полом должна быть не более 1,1 м. В залах малой вместимости (до 300 мест) высота планшета должна быть не более 0,8 м.
    Допускается устройство подвижных (наклоняемых) и подъемно - опускных планшетов. Для балетных театров следует проектировать упругую конструкцию планшета сцены.
    * 4.43. Под планшетом сцен группы Б следует, а сцен группы А допускается предусматривать трюм с размерами в плане, равными размерам этих сцен. Высоту помещения трюма до низа выступающих конструкций следует принимать не менее 2,2 м. В трюме допускается размещать: сейф скатанных декораций, щитовую сцены, суфлерскую будку.
    4.44. Постановочное освещение демонстрационного пространства (сцены и зала) состоит из сценических прожекторов, устанавливаемых в пределах сцены:
    - верхнего света, которые могут объединяться в подвижные поплановые софиты;
    - бокового света, которые могут устанавливаться на подвижных поплановых рамах;
    - нижнего света в виде рампы или отдельных прожекторов, установленных под планшетом сцены;
    - заднего контражурного света, а также прожекторов, устанавливаемых за пределами сцены (в зале):
    - бокового света (в осветительных ложах);
    - верхнего света на выносных софитах;
    - горизонтального света (под малым углом, с уровня барьера балкона, яруса).
    Кроме того, может применяться система горизонтальных и вертикальных (стационарных и подвижных) световых занавесов (см. п. 4.55).
    Помещения, предназначенные для управления постановочным освещением, и их расположение представлены в табл. 12.
 

Таблица 12

N п/п Помещение Размещение
1. Осветительные боковые ложи<1> У боковых стен зала или на специальных конструкциях
2. Помещение выносного софита<1> Над залом
3. Светопроекционная За задней стеной зала
4. Светорегуляторная или у задней стены со
5. Помещение фронтального освещения стороны зала
6. Рирпроекционная За задней стеной сцены (арьерсцены)
7. Тиристорная<2> Вблизи сцены (с максимальным приближением к электропотребителям)

 
 
    


    <1> Размещается в зонах, ограниченных углами оптических осей осветительных приборов, в соответствии с рис. 5.
    <2> В настоящее время существуют новые системы без тиристорной.
 
    [На рис. 5 приводится схема размещения помещений постановочного освещения сцены.]
 
    * 4.45. Количество осветительных лож в зависимости от типа сцены (эстрады) и вместимости зала следует принимать по табл. 13. Расстояние от уровня пола нижней осветительной ложи до уровня планшета сцены (эстрады) следует принимать не менее 2,5 м. Расстояние между уровнями полов лож, расположенных одна над другой, следует принимать не менее 2,5 м. Глубина лож должна быть не менее 2,0 м.
 

Таблица 13

Тип эстрады и сцены Вместимость зала, мест Количество осветительных лож
С-6 - С-9 800 и более Не менее 2 боковых лож
С-4 и С-6 Менее 800 1 боковая ложа
С-2 - С-5 600 и более 1 боковая ложа
С-1 - С-3 Менее 600 Допустимо размещение осветительной аппаратуры непосредственно на боковых стенах зрительного зала
Эстрады Любой вместимости

 
 
    * 4.46. Светопроекционную следует размещать так, чтобы углы отклонения оптической оси проектора от нормали в геометрическом центре строительного портала по красной линии сцены не превышали: в горизонтальной плоскости - 9 град., в вертикальной плоскости при проекции сверху вниз - 9 град., снизу вверх - 3 град. Длина помещения светопроекционной должна быть не менее 3-5 м; уровень пола помещения - выше уровня пола примыкающей к ней части зрительного зала не менее чем на 0,9 м.
    * 4.47. Светорегуляторную следует размещать в пределах проекции строительного портала на плоскость задней стены зала. Длина помещения светорегуляторной должна быть не менее 4 м. Светорегуляторная должна иметь отдельный вход.
    * 4.48. Фронтальную осветительную ложу следует размещать так, чтобы ось помещения находилась в пределах ширины игрового портала, или размещать в 2 помещениях размером по фронту не менее 4 м каждое. Уровень пола должен быть не выше верха игрового портала.
    * 4.49. Уровень пола рирпроекционной следует предусматривать на высоте от уровня пола арьерсцены, равной половине высоты строительного портала.
    * 4.50. Уровень пола тиристорной следует предусматривать не ниже уровня пола первой рабочей галереи.
    4.51. Для лобового горизонтального освещения сцены следует предусматривать размещение осветительной аппаратуры за задней стеной зала (или на стене зала, или на передней стенке барьера балкона, яруса в сторону сцены) в пределах проекции игрового портала на эту стену.
    4.52. Помещения механооборудования сцены включают в себя:
    - помещения оборудования планшета и трюма;
    - помещения верхового оборудования.
    4.53. Оборудование планшета сцены состоит из кулисных машин (двигающихся в пазах планшета сцены по рельсам, находящимся в трюме), поворотных кругов (врезного, барабанного, накладного, вращающихся колец), подъемно - опускных и накатных площадок. Для работы этого оборудования требуются следующие отдельные помещения:
    - электролебедок для привода поворотных кругов, которое размещается в помещении с хорошей звукоизоляцией на площади трюма;
    - для отвода накатных площадок (карман сцены);
    - для электропривода противопожарного занавеса;
    - щитовая сцены.
    4.54. Верховое оборудование сцены состоит из штанкетных, индивидуальных и софитных подъемов, пролетных устройств. Для работы этого оборудования должны быть предусмотрены шахты у боковых стен сцены для обеспечения движения противовесов на всю высоту коробки от трюма до колосников. При беспротивовесной системе значительно увеличивается мощность лебедок (в 2-2,5 раза) и их габариты. Помещения, требуемые для работы этого оборудования:
    - помещения лебедок для управления тросами подъемов (помещения должны быть звукоизолированы и размещаться на галереях, идущих по трем сторонам сцены);
    - помещение колосникового настила; выше настила на 2 м размещаются верхние блоки подъемов, тросы которых проходят сквозь щели в колосниковом настиле.
    4.55. Занавесы подразделяются по способу раскрытия: подъемно - опускные, раздвижные, фигурные, комбинированные; по видам использования: антрактные, игровые, световые и занавесы, обеспечивающие постановочные эффекты. Антрактный занавес относится к разряду основного стационарного оборудования. Световой занавес образуется с помощью горизонтально установленных прожекторов под планшетом сцены и направленных в зал под углом около 30 град. (шаг между прожекторами 40-50 см в зависимости от их типа). Для обеспечения светоэффектов на занавесах прочих видов предусматриваются вертикальные ряды прожекторов по обе стороны портала или прожекторная поворачивающаяся рампа на авансцене.
    Горизонты и устройства для подвижных панорам проектируются по индивидуальным заданиям театров.
    4.56. Помещения звукового обеспечения зала и сцены: звукоаппаратную, ложу звукооператора (звукорежиссера), кабину диктора и кабину переводчиков - следует размещать с обеспечением прямой видимости сцены. Помещение звукоаппаратной допускается размещать без обеспечения прямой видимости сцены. Ложу звукооператора и кабину диктора следует размещать в смежных помещениях.
    * 4.57. Помещения студии и аппаратной звукозаписи следует располагать смежно со смотровым окном между ними.
    * 4.58. Телевизионный полустационар - два аппаратных помещения площадью не менее 8 кв. м каждый - следует располагать в цокольном или первом этаже с отдельным входом и окном для подачи кабелей. Перед входом должна быть выделена площадка для размещения передвижной телестанции не менее чем на 5 автомашин. На крыше здания должна быть устроена площадка для антенны площадью не менее 5 кв. м. Расстояние от полустационара до места съемки не должно превышать 250 м.
    4.59. Прием и регистрация сигналов о пожаре предусматривается на аппаратуру, размещаемую в помещении охраны.
 

Комплекс помещений технологического обеспечения кинопоказа

 
    4.60. Состав помещений кинопроекционной группы следует принимать согласно табл. 14. Площади помещений определяются заданием на проектирование или проектом в соответствии с принятым технологическим оборудованием.
 

Таблица 14

Помещения Площадь, кв. м, при числе кинопроекторов
4 2 3 2 2 1
Для 70/35-мм фильмов Для 35-мм фильмов Для 35-мм фильмов с лампами накаливан. Для 16-мм фильмов
Проекционная + + + + + +<1>
Перемоточная + + + +<2>    
Агрегатная охлаждения кинопроекторов + + +<3> +<3>    
Комната киномеханика + + + +    
Радиоузел + + +      
Мастерская киномеханика +   +      
Санитарный узел + + + +    

 
 
    


    <1> При использовании для кинопоказа передвижной 16-мм киноустановки допускается предусматривать в зале огороженное барьером место площадью 4 кв. м.
    <2> При установке двух кинопроекторов, а также при большем количестве проекторов в многозальных кинотеатрах помещение перемоточной для каждого зала допускается не предусматривать. При этом площадь проекционной должна быть увеличена на половину площади перемоточной.
    <3> Только при установке кинопроекторов с ксеноновой лампой 5 кВт и более, с водяным охлаждением электродов.
 
    4.61. Число кинопроекторов в проекционной каждого зала следует принимать:
    - в кинотеатрах круглогодичного действия в залах с широкоформатной проекцией - 4;
    - в кинотеатрах круглогодичного действия вместимостью 200 мест и более - 3;
    - в кинотеатрах сезонного действия, клубах, залах с эпизодическим кинопоказом - 2;
    - для динамической проекции для постановочных целей и для 16-мм фильмов - 1.

Ведется подготовка документа. Ожидайте