Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 506 278. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Регионы: Москва
Регионы: Москва

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 06.10.98 N 763 "О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ МОСКВЫ"

Дата документа06.10.1998
Статус документаДействует
МеткиПостановление · Положение · Программа

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 1998 г. N 763

 

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ МОСКВЫ

 
    Период времени, прошедший с момента принятия Комплексной программы, оказался крайне неблагоприятным для московского рынка ценных бумаг. Крупнейший за последние 20 лет мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на российский фондовый рынок. Отток средств российских и иностранных инвесторов потребовал от Министерства финансов и Центрального банка Российской Федерации принятия жестких мер по стабилизации кредитно - финансовой системы.
    В результате значительно возрос объем предложений на продажу акций при резком падении спроса и цены на активы упали более чем в три раза. В сложившейся ситуации основные усилия были сосредоточены на выполнении приоритетных направлений Комплексной программы. Благодаря слаженной работе основных подразделений Правительства Москвы, Московского регионального отделения ФКЦБ России были в полной мере реализованы пункты программы, касающиеся укрепления московского рынка ценных бумаг, повышения его инвестиционного потенциала, защиты прав и законных интересов инвесторов в г. Москве.
    Результатом скоординированной работы стали инвентаризация и уточнение реестра акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Москвы. На сегодня реестр насчитывает 480 предприятий. Проведен финансово - экономический анализ деятельности компаний, в соответствии с присвоенными им категориями разработаны предложения по структуризации и управлению портфелем ценных бумаг города.
    В результате работы по выводу московских предприятий на фондовый рынок около 10 акционерных обществ при условии улучшения рыночной конъюнктуры готовы осуществить публичную эмиссию и пройти процедуру листинга на Московской фондовой бирже, которая успешно развивается и за время выполнения Комплексной программы вошла в число лидирующих российских торговых площадок. Для вывода предприятий на рынок разработаны учебные программы и налажена система обучения ведущих специалистов и руководителей.
    Анализ правонарушений на рынке ценных бумаг показал, что большинство незаконных сделок осуществляется с ценными бумагами, не прошедшими государственную регистрацию. Для пресечения подобных противоправных действий был изменен порядок государственной регистрации акционерных обществ в г. Москве. В итоге зарегистрировано более 15000 выпусков ценных бумаг и отчетов об их выпуске.
    В результате применения Закона города Москвы "Об административной ответственности за правонарушения в сфере рынка ценных бумаг" было рассмотрено более 240 дел, штрафным санкциям были подвергнуты 93 организации. Данный Закон был положен в основу принятого Государственной Думой России Закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", а также введения соответствующих положений в проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Совместными усилиями правоохранительных органов Москвы и Московского РО ФКЦБ России создается система защиты московского рынка ценных бумаг от мошенничества и других экономических правонарушений. Для обеспечения эффективного взаимодействия Мэром Москвы подписано распоряжение от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках". В результате совместных действий выявлен и пресечен ряд крупных афер.
    Стабилизация фондового рынка невозможна без внутренних инвестиций. Для привлечения средств населения в Восточном административном округе открыт и успешно работает Московский фондовый центр. Подготовлены проекты создания фондовых центров в других округах, открытие которых планируется провести до конца 1998 года. Разработаны нормативная база и технология работы городских фондовых центров для населения. Однако существующий порядок налогообложения доходов физических лиц затрудняет работу профессиональных участников рынка с данной категорией инвесторов. В связи с этим необходимо изменение порядка налогообложения на уровне субъекта Федерации.
    Ведется работа по обеспечению информационной прозрачности московского рынка ценных бумаг. Открыта WEB-страница Московского РО ФКЦБ России в Интернете, подписаны соглашения с ведущими агентствами по раскрытию информации о московских эмитентах. Разработана рекламно - имиджевая стратегия Правительства Москвы по вопросам инвестиций и фондового рынка. Начата ее реализация в части подготовки образовательных телевизионных программ, публикаций в средствах массовой информации, выпуска учебных пособий, проведения тематических семинаров, организации систем обучения старшеклассников, бесплатного консультирования населения. В июне 1998 г. в Москве успешно прошла первая специализированная выставка, посвященная историческому наследию в области рынка ценных бумаг.
    В целях стабилизации и дальнейшего развития московского фондового рынка Правительство Москвы постановляет:
    1. Признать работу по выполнению Комплексной программы развития рынка корпоративных ценных бумаг с целью привлечения инвестиций в экономику Москвы удовлетворительной.
    2. Продолжить дальнейшую реализацию Комплексной программы по следующим направлениям:
    - проведение ежеквартального мониторинга хозяйствующих субъектов с долей города;
    - проведение обучения руководителей московских эмитентов и представителей города в хозяйствующих субъектах;
    - просветительская работа с населением;
    - взаимодействие с правоохранительными органами;
    - контроль за соблюдением эмитентами и профессиональными участниками действующего законодательства;
    - развитие инфраструктуры московского фондового рынка;
    - раскрытие информации и обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг.
    3. Рекомендовать отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы использовать систему показателей для проведения комплексного анализа финансово - экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города, разработанную Московским региональным отделением ФКЦБ России (приложение 1).
    4. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы начиная с января 1999 года устанавливать пороговые значения финансовых показателей по отраслям промышленности для проведения ежеквартального анализа финансово - экономического состояния хозяйствующих субъектов с долей города, проводимого Московским региональным отделением ФКЦБ России совместно с отраслевыми департаментами и комитетами Правительства Москвы.
    5. Утвердить предложенный Московским региональным отделением ФКЦБ России состав показателей статистической отчетности, обязательных к представлению в органы государственной статистики на территории города Москвы, с целью получения полной и достоверной информации о финансово - хозяйственной деятельности предприятий с долей города Москвы (приложение 2).
    6. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы до конца 1998 года сформировать городской заказ Московскому городскому комитету государственной статистики на 1999 год по сбору и обобщению статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города, в том числе по утвержденным показателям.
    7. Московскому городскому комитету государственной статистики обеспечить до конца 1998 года введение форм обязательной статистической отчетности по утвержденным показателям, организовать доступ Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы к текущей статистической отчетности хозяйствующих субъектов с долей города.
    8. Утвердить Положение об обязательном порядке проведения текущего наблюдения и аудиторских проверок деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы, предусматривающее проверку соответствия деятельности предприятия интересам города как акционера (приложение 3).
    Обязать представителей города в хозяйствующих субъектах вносить на общие собрания предложение о представлении аудиторского заключения по итогам ежегодной аудиторской проверки согласно требованиям утвержденного Положения.
    9. Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы в случаях, установленных законодательством, требовать от хозяйствующих субъектов с долей города аудиторское заключение по итогам обязательной ежегодной аудиторской проверки, отвечающее требованиям утвержденного Положения.
    10. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, отраслевым департаментам и комитетам Правительства Москвы совместно с Московским региональным отделением ФКЦБ России обеспечить условия для привлечения инвестиций в городскую экономику путем активизации московского фондового рынка и увеличения на нем числа московских предприятий.
    11. Утвердить Положение о порядке проведения аттестации представителей интересов города Москвы в хозяйствующих субъектах (приложение 4).
    Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в IV квартале 1998 года и I квартале 1999 года по окончании обучения провести аттестацию слушателей, по результатам которой выдать удостоверения на право представлять интересы города в хозяйствующих субъектах.
    12. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, префектурам административных округов содействовать Московскому региональному отделению ФКЦБ России в создании сети фондовых центров для работы с населением на территории г. Москвы.
    13. Департаменту финансов обеспечить в полном объеме финансирование предусмотренных в бюджете города Москвы на III и IV квартал 1998 года расходов по развитию рынка ценных бумаг.
    14. Утвердить Городскую программу массового просвещения населения в области инвестиций и рынка ценных бумаг на период до 2000 года (рекламно - имиджевая стратегия Правительства Москвы) (приложение 5).
    15. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с акционерным обществом "ТВ - Центр" и Московской городской студией кабельного телевидения обеспечить выход с января 1999 года на каналах "ТВ - Центр" и Московской городской студии кабельного телевидения ежедневной просветительской программы для населения по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг.
    16. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до 01.09.99 подготовить и выпустить серию популярных изданий по вопросам инвестиций и рынка ценных бумаг, рассчитанных на различные слои населения.
    17. Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Московским комитетом образования в срок до 01.02.99 разработать и приступить к реализации учебных программ для школьников, в том числе компьютерных, по вопросам инвестирования и рынка ценных бумаг; создать на этой базе курсы лекций для старшеклассников с различной степенью изучения экономических дисциплин; начать переподготовку учителей общеобразовательных школ г. Москвы для чтения данных курсов.
    18. Московскому региональному отделению ФКЦБ России в срок до 01.09.99 подготовить к изданию серию методических пособий для специалистов акционерных обществ, работников судебных и правоохранительных органов, а также иных целевых аудиторий.
    19. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России координацию деятельности департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы по реализации Городской программы массового просвещения.
    20. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Департаментом финансов и Государственной налоговой инспекцией по г. Москве в двухнедельный срок внести на рассмотрение Мэра проект закона города Москвы "О льготах по подоходному налогу с физических лиц, являющихся участниками рынка ценных бумаг".
    21. Главному управлению внутренних дел г. Москвы с участием Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по г. Москве, Регионального управления по борьбе с организованной преступностью МВД России по г. Москве, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Прокуратуры Москвы, Московского регионального отделения ФКЦБ России, Департамента экономической политики и развития г. Москвы в апреле 1999 года доложить на заседании Правительства Москвы о проделанной работе по пресечению правонарушений на фондовом рынке в соответствии с распоряжением Мэра от 20 апреля 1998 года N 404-РМ "О защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках".
    22. Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России создать до конца 1998 года специализированную организацию, в качестве основных функций предусмотреть:
    - инвестиционное и финансовое консультирование приватизированных предприятий по вопросам привлечения инвестиций;
    - разработку и реализацию программ, связанных с привлечением на предприятия средств в виде как прямых, так и портфельных инвестиций;
    - оказание организационной, возвратно - финансовой, технической поддержки предприятиям, в том числе оказание помощи акционерным обществам в подготовке и проведении дополнительных эмиссий и в осуществлении заимствований;
    - подбор и привлечение стратегических инвесторов;
    - разработку и реализацию мероприятий по поддержанию ликвидности ценных бумаг предприятий;
    - управление закрепленными за городом пакетами акций и долями собственности в капиталах хозяйственных обществ и совместных предприятий (по поручению Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы);
    - создание и обслуживание системы раскрытия информации.
    Комитету муниципальных займов и развития фондового рынка, Департаменту государственного и муниципального имущества города Москвы, Московскому региональному отделению ФКЦБ России установить источники финансирования деятельности учреждения, нормативы и порядок их формирования и использования.
    23. Поручить Московскому региональному отделению ФКЦБ России совместно с Комиссией при Мэре Москвы по разработке нормативной базы землепользования, градостроительства и управлению недвижимостью и Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы в IV квартале 1998 г. разработать программу создания системы оценки стоимости хозяйствующих субъектов с долей города Москвы и представить ее на утверждение Правительства Москвы.
    24. Комиссии по координации аудиторской деятельности при Мэре Москвы в срок до 01.02.99 разработать и представить на рассмотрение Правительства Москвы положение о порядке проведения разовых аудиторских проверок хозяйствующих субъектов, использующих средства городского бюджета, а также о нормах профессиональной этики аудиторов г. Москвы.
    25. Снять с контроля пункт 18 постановления Правительства Москвы от 21.07.98 N 556 "Об итогах работы Комплекса по экономической политике и имущественно - земельным отношениям в первом полугодии 1998 года по привлечению ресурсов на финансирование городских программ и мерах по повышению эффективности управления пакетами акций (долями), принадлежащими Москве" как выполненный.
    26. Департаменту финансов предусмотреть в проекте бюджета на 1999 год расходы на развитие московского рынка ценных бумаг с учетом заявки Московского регионального отделения ФКЦБ России.
    27. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. и председателя Московского регионального отделения ФКЦБ России Сизова Ю.С.
 

Премьер Правительства Москвы
Ю.М. ЛУЖКОВ

 
 
 
    
 

Приложение 1
к постановлению Правительства
Москвы
от 6 октября 1998 г. N 763

 

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С ДОЛЕЙ ГОРОДА

 
    Цель анализа - определить финансовое положение хозяйствующего субъекта для последующего принятия решения по оптимизации и управлению портфелем долей города.
    Основные направления финансового анализа:
    - анализ качества активов;
    - анализ качества пассивов;
    - соответствие структуры управления совершаемым операциям;
    - обоснованность затрат и расходов;
    - обоснованность отражения доходов;
    - анализ прибыльности отдельных видов деятельности;
    - распределение прибыли;
    - использование фондов.
    В рамках финансового анализа определяется система показателей для оценки финансового положения предприятия с учетом отраслевых особенностей и особой значимости для функционирования городского хозяйства.
 
    Относительные показатели
 

Группа Показатель Расчет
Показатели оценки прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности Коэффициент реинвестирования Реинвестиционная прибыль/прибыль после выплаты налогов
Коэффициент роста собственного капитала Собственный капитал на начало отчетного периода/собственный капитал на конец периода
Коэффициент рентабельности собственного каптала (ROE) А) Рентабельность чистых активов х х (1 - Т) х (1 - I), где Т - ставка налога на прибыль, I - средняя кредитная ставка за отчетный период Б) Прибыль после выплаты налогов/ собственный капитал
Экономический рост компании Коэффициент реинвестирования х х коэффициент рентабельности собственного капитала х коэффициент роста собственного капитала
Рентабельность чистых активов (ROA) Рентабельность продаж х оборачиваемость чистых активов
Рентабельность продаж (ROS) Прибыль до налогообложения/ выручка от реализации
Показатели оценки деловой активности Оборачиваемость чистых активов Выручка от реализации/ чистые активы
Оборачиваемость оборотных фондов Выручка от реализации/ оборотные фонды
Оборачиваемость запасов Выручка от реализации/ запасы
Оборачиваемость кредиторской задолженности Выручка от реализации/ кредиторская задолженность
Оборачиваемость дебиторской задолженности Выручка от реализации/ дебиторская задолженность
Показатели оценки ликвидности и рыночной устойчивости Коэффициент финансовой зависимости Заемный капитал/ собственный капитал
Текущий коэффициент ликвидности Оборотные средства/ краткосрочные пассивы
Критический коэффициент ликвидности Дебиторская задолженность + денежные средства/ краткосрочные пассивы
Коэффициент автономии собственных средств Собственный капитал/ актив баланса
Обеспеченность запасов собственными оборотными средствами Собственные оборотные средства/запасы
Индекс постоянного актива Внеоборотные активы/собственный капитал

 
    Абсолютные показатели
 

Показатель Расчет
Чистая прибыль (прибыль в распоряжении акционеров) Прибыль до налогообложения - сумма процентов по кредиту - налог на прибыль
Скорректированный на величину убытков собственный капитал Собственный капитал - убытки прошлых лет и отчетного года
Чистые активы Дебиторская задолженность + запасы + прочие текущие активы + краткосрочные кредиты - кредиторская задолженность - прочие текущие пассивы + основные средства
Собственные оборотные средства Собственный капитал - внеоборотные активы
Скорректированная по срокам дебиторская задолженность По данным вводимой формы отчетности
Скорректированная по срокам кредиторская задолженность По данным вводимой формы отчетности

 
    Оценка инвестиционной привлекательности предприятия для акционеров и инвесторов в долгосрочной перспективе основывается на анализе общего потенциала компании, ее экономического роста.
    Структурный анализ данного показателя проводится с использованием жестко детерминированной многофакторной модели "Дюпон", позволяющей идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на его изменение. Данная модель учитывает практически все внутренние факторы, оказывающие хотя бы малейшее влияние на финансовое состояние предприятия. Практическое использование модели на многих российских предприятиях позволяет говорить об этой методике не только как об эффективном инструменте для финансового анализа, но и как о модели, пригодной для осуществления тактического и стратегического планирования.
    Коэффициент экономического роста складывается из трех факторов:
    1) рентабельность собственного капитала - объем чистой прибыли на собственный капитал;
    2) коэффициент реинвестирования - доля чистой прибыли, направленной на расширение производства;
    3) рост собственного капитала на конец отчетного периода.
    Коэффициент реинвестирования отражает политику предприятия по распределению прибыли. Этот коэффициент прямо пропорционально влияет на экономический рост компании.
    Коэффициент роста собственного капитала отражает рост собственного капитала относительно значения на начало отчетного периода. На величину собственного капитала могут оказывать влияние изменения по следующим статьям:
    - уставный капитал;
    - добавочный капитал;
    - реинвестированная прибыль;
    - целевые финансирования и поступления;
    - другие поступления.
    Наряду с расчетом коэффициента экономического роста необходим расчет всех показателей, приведенных в таблице. Это позволит оценить все стороны хозяйственной деятельности предприятия, касающиеся структуры капитала, кредитоспособности предприятия и пр. Результаты коэффициентного анализа не могут служить единственным обоснованием для принятия решения, а лишь позволяют сделать заключения о сильных и слабых сторонах деятельности хозяйствующего субъекта и являются предварительным этапом проведения углубленного анализа, включающего работу непосредственно на предприятии.
    Предлагаемые показатели финансово - экономического состояния хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю города Москвы, определяются ежеквартально по итогам деятельности хозяйствующего субъекта в соответствующем отчетном периоде накопленным итогом в течение каждого финансового года.
    Следует учитывать отсутствие достоверной отчетности, что требует ее корректировки, используя информацию из дополнительно вводимой формы обязательной статистической отчетности, а также информацию, содержащуюся в аудиторских отчетах и заключениях, составленных согласно требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства Москвы.
    Перечисленные показатели рассчитываются как отраслевыми департаментами и комитетами Правительства Москвы, в ведении которых находятся хозяйствующие субъекты с долей города, так и каждым хозяйствующим субъектом самостоятельно либо с привлечением независимого аудитора, осуществляющего обязательную годовую аудиторскую проверку хозяйствующего субъекта.
    В последнем случае расчет перечисленных показателей представляется руководством хозяйствующего субъекта независимому аудитору в ходе проведения аудиторской проверки по итогам года для проверки и подтверждения их достоверности. Мнение независимого аудитора по поводу достоверности расчета указанных показателей и их анализ приводится в аудиторском заключении по результатам обязательной годовой проверки хозяйствующего субъекта.
    При первичном анализе показатели рассчитываются за последние три года с целью определить динамику финансового состояния хозяйствующего субъекта, что послужит основанием отнесения его к одной из групп согласно принятой Правительством Москвы классификации.
    При текущем анализе перспективных групп учитываются отклонения от среднеотраслевых и от предыдущих значений показателей. Значительные отклонения являются основанием для более углубленного анализа и принятия последующего управленческого решения. На этом же этапе выявляются потенциальные возможности хозяйствующих субъектов для перехода в более высокие группы.
    Решения по классификации и оптимизации портфеля, основанные на данных финансового анализа, должны быть взвешены и учитывать экспертные оценки состояния всей отрасли и экономики в целом.
    В силу меняющихся условий хозяйствования на рынке возможно внесение изменений в изложенный набор показателей, что не противоречит общей концепции коэффициентного анализа.
 
 

Приложение 2
к постановлению Правительства
Москвы
от 6 октября 1998 г. N 763

 

СОСТАВ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ В ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

 
    Данный состав показателей вводится в действие нормативным актом территориального органа Государственного комитета по статистике в виде обязательных форм статистической отчетности, которые составляются и заполняются всеми хозяйствующими субъектами, имеющими в уставном капитале долю города Москвы.