Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 685. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ПРЕТЕНЗИИ ЗАКАЗЧИКОВ И РЕЗЕРВЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

Дата документа01.07.2016
МеткиСтатья

    

ПРЕТЕНЗИИ ЗАКАЗЧИКОВ И РЕЗЕРВЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

С.А. Ратовская,
консультант-эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

 
    Бюджетные и автономные учреждения как в рамках основной деятельности, так и в рамках приносящей доход деятельности могут получить претензию от заказчиков услуг. Расчеты по претензиям могут включать возврат аванса, уменьшение стоимости услуг, неустойки и пени, возмещение вреда. При неопределенности величины или срока выполнения обязательств по претензиям в учете формируется резерв предстоящих расходов.
 

Виды претензий

 
    Претензии заказчиков возникают, как правило, при обнаружении недостатков в услугах или нарушении сроков их оказания. Под письменной претензией понимают документ, в котором заказчик описывает нарушение своих прав и требует их восстановления.
    Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

- присуждения к исполнению обязанности в натуре;
-возмещения убытков;
-взыскания неустойки;
-компенсации морального вреда и др.

    Таким образом, претензия может быть денежной (обязанность уплатить денежные средства) и неденежной (оказать услугу надлежащего качества, осуществить ремонт поврежденного имущества и др.).
    При этом заказчик, считающий, что его права нарушены, может обратиться либо с письменной претензией к учреждению, оказавшему ему услугу, либо с исковым заявлением в суд.
    В некоторых случаях претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора является обязательным, если это вытекает из закона или договора. Так, например, по договору перевозки грузов претензионный порядок обязателен в силу статьи 797 ГК РФ. Для большинства услуг, оказываемых учреждениями (образовательными, медицинскими, социальными и др.), обязательного претензионного порядка законом не предусмотрено. В интересах учреждения предусмотреть обязательный претензионный порядок непосредственно в договорах на оказание платных услуг, поскольку досудебный порядок урегулирования обходится дешевле, позволяет договориться с недовольным заказчиком мирным путем, а также позволяет установить конкретные сроки, связанные с претензией.
    По работам и услугам учреждений, финансируемых за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, письменный договор чаще всего не заключается. И хотя учреждение не может застраховаться от внезапного судебного иска со стороны заказчиков, налаженная работа с жалобами потребителей и непосредственно работа с претензиями юридической службы учреждения позволит минимизировать убытки.
    При оказании учреждением услуг физическим лицам на данные правоотношения распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон № 2300-1).
    Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги), потребитель по своему выбору вправе (ч. 1 ст. 28 Закона № 2300-1):

- назначить исполнителю новый срок;
-поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
-потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

Ведется подготовка документа. Ожидайте