Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 507 690. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЗАКУПОК: ПРАКТИКА РЕГИОНОВ И НЕ ТОЛЬКО

Дата документа01.08.2016
МеткиСтатья

    

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЗАКУПОК: ПРАКТИКА РЕГИОНОВ И НЕ ТОЛЬКО

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

 
    Одной из приоритетных мер повышения эффективности расходования бюджетных средств могут стать механизмы, направленные на консолидацию закупок. В отечественной закупочной практике централизованные закупки начали «набирать обороты» еще в 90-е годы прошлого века, когда только-только начинали реализовываться первые законодательные требования в отношении регламентированных закупок для обеспечения государственных нужд.
 

Построение системы

 
    В настоящее время на практике сформировались две диаметрально противоположные схемы распределения полномочий по организации и проведению закупочных процедур: централизованные закупки и соответственно децентрализованные.
    При децентрализованных закупках каждым заказчиком самостоятельно проводятся все закупочные процедуры, как говорится, «от А до Я».
    А централизованные же закупки предполагают создание специального закупочного органа, который от имени и в интересах заказчиков будет осуществлять закупки. В соответствии с терминологией статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) такой орган называется «уполномоченный орган по закупкам». Его создание возможно как на региональном, так и на муниципальном уровне и позволяет освободить заказчиков от непрофильных функций.
 

ПРИМЕР

    Администрация муниципального образования в качестве уполномоченного органа по закупкам проводит от имени и за счет МКУК «Центр культурно-досуговой деятельности» электронный аукцион на право заключения контракта на капитальный ремонт зрительного зала и фойе второго этажа указанного центра. Основанием для проведения закупки через уполномоченный орган по закупкам является постановление администрации Охотского муниципального района от 31.01.2014 № 40 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Охотского муниципального района».
 
    Построение системы централизованных закупок – это длительный процесс поиска оптимальной схемы взаимодействия и распределения полномочий между уполномоченным органом и заказчиками. Практические выводы в отношении достоинств и недостатков системы централизации с учетом предыдущего опыта реализации закупочного законодательства представлены в  Таблице № 1.
 

Таблица № 1

Достоинства и недостатки децентрализованных и централизованных закупок

Децентрализованные закупки Централизованные закупки
ДостоинстваДостоинства
1. Более быстрое (оперативное) удовлетворение потребности в тех или иных товарах, работах или услугах. Закупки осуществляются по мере необходимости в сроки, определяемые самим заказчиком. Таким образом, нет необходимости подстраиваться под режим закупок, осуществляемый уполномоченным органом 1. Обеспечивается лучшее управление закупочной деятельностью за счет:
- сокращения административного дублирования функций при проведении закупок;
- упрощаются контроль и надзор за деятельностью специалистов по закупкам (принятие решения в одном месте, надзор и контроль только за одним закупочным центром)
2. Гибкость в корректировке закупочной деятельности в случае изменений законодательства, условий и объема  финансирования и т.п. 2. Привлечение более квалифицированных специалистов к закупочному процессу. Например, комиссии по закупкам формируются из специалистов, которые занимаются исключительно вопросами закупочной деятельности.
Иными словами, за счет сокращения объема технических ошибок и нарушений повышается качество проводимых процедур
3. Вовлечение в систему госзаказа некрупных поставщиков (физических лиц, индивидуальных предпринимателей и т.п.), что в дальнейшем обеспечивает занятость населения и собираемость налогов на местном уровне 3. Возможность достижения лучшего экономического эффекта по итогам закупки за счет объединения нескольких однотипных закупок в одну процедуру. По таким контрактам участники могут предлагать более выгодные коммерческие предложения («скидка за опт»), например, за счет сокращения накладных, транспортных и иных расходов

Ведется подготовка документа. Ожидайте