Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 512 958. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

Дата документа01.10.2016
МеткиСтатья

    

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ НУЖД УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

 
    Закупки для нужд учреждений культуры имеют свою особенность и прежде всего это связано с тем, что отдельные предметы закупок носят индивидуальный характер с элементами художественной фантазии и творчества.
    В свою очередь и законодатель, принимая во внимание нюансы закупки произведений литературы или искусства, авторские сценарные и постановочные разработки, предусмотрел для них льготные правила.
 

Определяем правила "игры"

 
    В зависимости от того, к какому типу учреждения относится закупающая организация, процесс планирования и организации закупочной деятельности регламентируется в рамках либо Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон № 44-ФЗ), либо Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупке товаров (далее - Закон № 223-ФЗ). Напомним, что Закон № 44-ФЗ регламентирует закупочные действия государственных (муниципальных) заказчиков и бюджетных учреждений, а Закон № 223-ФЗ - закупки госкорпораций, госкомпаний, субъектов естественных монополий, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, автономных учреждений и др.
    В зависимости от статуса заказчика и полномочий учреждения культуры, предусмотренных учредителем или наблюдательным советом, закупки для их нужд могут осуществляться в рамках указанных законов, например:
    - муниципальное бюджетное учреждение культуры "Мамонтовский районный дом культуры" осуществляет закупки по регламенту, предусмотренному Законом № 44-ФЗ;
    - муниципальное автономное учреждение культуры города Магадана "Городской парк" или муниципальное предприятие города Омска "Парк культуры и отдыха" осуществляют свои закупки в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ.
    Соответственно, сравнивать закупочный опыт или анализировать типичные нарушения таких учреждений между собой не представляется возможным.
    В рамках настоящей статьи будет сделан акцент на практику закупок для нужд учреждений культуры исключительно по Закону № 44-ФЗ, который устанавливает единые закупочные правила.
 

Кто может закупать?

 
    Проводя закупочные процедуры, как правило, сами учреждения культуры непосредственно выступают заказчиками, проводя все процедуры от "А до Я". Но в целях оптимизации трудозатрат, связанных с их организацией и проведением, положениями статьи 26 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность проводить закупки через специально созданные закупочные структуры - уполномоченные по закупкам органы (учреждения). Создание такого органа возможно как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Такие закупки называют централизованными.
 
    Например, администрация Охотского района Хабаровского края проводит электронный аукцион на право заключения муниципального контракта на капитальный ремонт зрительного зала и фойе второго этажа Центра культурно-досуговой деятельности. Таким образом, в качестве уполномоченного органа по данной закупке выступает администрация. Указанная закупка проводится от имени и за счет муниципального казенного учреждения культуры "Центр культурно-досуговой деятельности Охотского муниципального района Хабаровского края". Основанием для проведения закупки через уполномоченный орган по закупкам является постановление администрации Охотского муниципального района от 31.01.2014 № 40 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Охотского муниципального района".
 
    Напомним, что централизованные закупки допустимы и в рамках организации закупочного процесса, и по Закону № 223-ФЗ и зачастую они носят ведомственный характер. Например, департамент культуры N-ской области для всех своих подведомственных учреждений утверждает типовое положение о закупках и определяет случаи и основания для проведения централизованных закупок.
    Введение системы централизованных закупок как на региональном, так и на муниципальном уровнях - это один из инструментов реализации принципов контрактной системы - профессионализма заказчика.
    Поскольку большинство государственных и муниципальных учреждений осуществляют свои закупки, руководствуясь положениями Закона № 44-ФЗ, то далее рассмотрим особенности закупок для нужд учреждений культуры в соответствии с правилами и требованиями контрактной системы.
 

Как закупать?

 
    Контрактной системой закупок предусмотрены две группы закупочных процедур:
    - конкурентные (конкурс (все его виды); аукцион (в том числе электронный); запрос котировок и запрос предложений);
    - и неконкурентные (закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
    Выбор способа закупки, с одной стороны, будет зависеть от начальной (максимальной) цены контракта, а с другой - от объекта закупки.

Ведется подготовка документа. Ожидайте