Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 508 485. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Дата документа01.05.2017
МеткиСтатья

    

ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ

М.А. Козлов
юрист, г. Москва

 
    В последнее время высшие судебные инстанции в своих актах все чаще обращаются к теме защиты деловой репутации юридических лиц, что свидетельствует об исключительной важности данного вопроса в том числе, как показывает правоприменительная практика, и для организаций бюджетной сферы.
    Ведь посягательство на деловую репутацию юридического лица может не только нанести урон его доброму имени, но и причинить ощутимый имущественный вред.
    Что такое деловая репутация и как защититься от противоправных действий третьих лиц, рассмотрим далее.
 
    Вынос на первую страницу
    В настоящее время деловая репутация рассматривается и как нематериальный актив наряду с правами на результаты интеллектуальной деятельности, товарными знаками, ноу-хау и т. д.
 

Понятие деловой репутации

 
    Что же такое деловая репутация? К сожалению, законодательство не содержит четкого ответа на данный вопрос.
    Статья 150 Гражданского кодекса РФ упоминает деловую репутацию наряду с жизнью и здоровьем, достоинством личности, личной неприкосновенностью, честью, добрым именем и т. п. в перечне нематериальных благ - не имеющих экономического содержания духовных ценностей, которые неразрывно связаны с личностью их носителя, не передаваемы и не отчуждаемы иным способом.
    Под репутацией принято понимать сложившееся мнение о человеке, группе людей, организации, товаре, формирующееся на основе определенных критериев (качествах субъекта, его достоинствах, недостатках и т. д.).
    С учетом всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что деловая репутация организации - это комплекс оценочных представлений различных групп (контрагентов, потребителей, контролирующих органов и т. д.) об организации, сформированный на основе объективных параметров организации (факторов репутации), имеющих значение для указанных групп, или, проще говоря, сформировавшиеся в обществе представления об организации в той или иной сфере деятельности.
    В соответствии с пунктом 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 66.0.01-2015 "Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности" (утв. приказом Росстандарта от 10.07.2015 № 895-ст) под деловой репутацией понимается совокупность характеристик, которая определяет уровень доверия и мотивации для обращения к услугам или приобретения товаров оцениваемого субъекта предпринимательской деятельности.
     Необходимо понимать, что факторы репутации для каждой из групп свои и не совпадают с аналогичными критериями для других групп субъектов. Примером может служить указанный выше ГОСТ Р 66.0.01-2015, который в том числе упоминает такие репутационные факторы, как наличие необходимых для осуществления деятельности материальных ресурсов и квалифицированных кадров, упоминание организации в СМИ, претензионная работа и т. д.
    В условиях рынка, чем позитивнее представления об организации, чем лучше ее имидж, тем выше потребительский интерес и доверие к предлагаемым ею товарам и услугам и соответственно выше ее прибыль, что в свою очередь ведет к увеличению ее рыночной стоимости. В настоящее время деловая репутация рассматривается и как нематериальный актив наряду с правами на результаты интеллектуальной деятельности, товарными знаками, ноу-хау и т. д.
    Таким образом, можно согласиться с точкой зрения, согласно которой деловая репутация организации - одно из условий ее успешной деятельности (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 № 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", далее - Постановление № 3).
 

Покушение на имидж

 
    Статья 152 ГК РФ однозначно определяет, что следует считать посягательством на деловую репутацию - это распространение сведений, порочащих деловую репутацию гражданина или юридического лица.

Ведется подготовка документа. Ожидайте