Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 512 980. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ОБЗОР РИСКОВ НАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Дата документа15.07.2019
МеткиСтатья

    

ОБЗОР РИСКОВ НАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Главная задача внутреннего контроля – выявить ошибки и своевременно их исправить, определить необходимые мероприятия внутреннего контроля по наиболее вероятным «зонам риска» (нарушениям законодательства и правонарушениям) и защитить деловую репутацию учреждения.
Оценка надежности системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни каждой организации – неотъемлемая часть программ проверок всех государственных (казённых, бюджетных, автономных) учреждений, в том числе образовательных организаций. Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего (финансового) контроля – обязательная составная часть документов учетной политики (стандарт субъекта), поскольку документы учетной политики представляют собой совокупность стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта.
В статье рассмотрим обзор рисков организации внутреннего финансового контроля как инструмент оценки его надежности.

    

Правовые основы осуществления внутреннего финансового контроля

 
    Организация, состояние и оценка надежности системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни – обязанность как руководителей, так и учредителей всех казённых, бюджетных и автономных учреждений.
    Оценка эффективности внутреннего контроля учредителем (ГРБС) осуществляется через реализацию Министерством обязанности по проведению в подведомственных организациях проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса в соответствии с Положением о Министерстве науки и высшего образования РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2018 № 682.
    Правовые основы осуществления внутреннего финансового контроля в государственном учреждении следующие:

-ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ);
 -п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
 -п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;
 -п. 9 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственных финансов «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н (далее – СГС «Учетная политика»);
 -п. 56 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н;
 -ст. 101 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
 -Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Модели внутреннего (финансового) контроля

Организационные модели ВФК в учреждении

 
    Контрольные функции могут осуществляться как силами самого учреждения, так и сторонней организацией по заданию учреждения (аутсорсинг) на основании договора (аудит инициативный или обязательный, в случаях, установленных законом).
    1. Силами самого учреждения:

-специально созданным структурным подразделением;
 -ревизионной (аудиторской) комиссией;
 -отдельным должностным лицом или несколькими, на которых возложены полномочия осуществления внутреннего финансового контроля;
 -главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета.

    Обратите внимание! В этом случае важно обеспечить независимость этих структурных подразделений (комиссий, должностных лиц) и их подотчетность только руководителю учреждения.
    2. Сторонней организацией по заданию учреждения (аутсорсинг) на основании договора (соглашения):

-на постоянной основе;
 -временно (периодически, при необходимости).

    При этом организационная модель внутреннего контроля выбирается и актуализируется учреждением самостоятельно исходя из изменений законодательства, отраслевой специфики, структуры, количества подведомственных подразделений, разнообразия видов уставной деятельности и финансовых возможностей.
    При этом процесс планирования внутреннего (финансового) контроля включает определение основных приоритетов исходя из принципов:

-соразмерности, когда принимаемые в ходе контрольных мероприятий меры адекватны рассчитанному риску;
 -гибкости, когда происходит регулярная переоценка риска исходя из появления новых факторов и угроз;
 -законности, когда все действия контрольной комиссии основываются на документально зафиксированной системе оценки рисков;
 -открытости, когда критерии оценки и классы риска открыты для подконтрольных лиц;
 -цифровизации, информационной непрерывности взаимодействия.

    Включение в Программу внутреннего финансового контроля основных финансово-хозяйственных рисков учреждения по типовому перечню в области:

-полноты выполнения государственного задания;
 -ведения бухгалтерского и налогового учета, составления бюджетной, бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;
 -соблюдения требований Трудового кодекса РФ и трудовых взаимоотношений с работниками учреждений, выполнения показателей «дорожной карты» указов Президента РФ;
 -выполнения полномочий учредителя;
 -стипендиальных выплат обучающимся;
 -обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов учреждения, контроля положительного значения чистых активов, ликвидности внебюджетной деятельности;
 -обеспечения эффективного использования имущества учреждения, достоверности отчетов о результатах деятельности;
 -закупочной деятельности, заключения сделок (согласования и (или) одобрения крупных, с заинтересованностью);
 -соблюдения требований оказания платных услуг и работ, в том числе установления и индексации стоимости платных услуг;
 -качества планирования, обоснованности показателей плана;
 -других вопросов деятельности учреждения: открытости/доступности размещения обязательной информации в сети Интернет.

Выбор модели ВФК

 
    При выборе модели внутреннего финансового контроля (ВФК) руководителям учреждения следует учитывать следующее:

-количество лиц, необходимое для осуществления ВФК;
 -экономические затраты на осуществление ВФК;
 -перечень локальных актов, необходимых для реализации ВФК;
 -необходимость осуществления ВФК на постоянной или временной основе или их сочетание («микс»);
 -накопление, сохранение, передача специальных знаний, навыков, опыта осуществления ВФК;
 -использование результатов ВФК для целей предотвращения рисков нарушений финансово-хозяйственной деятельности.

    

Регламентация внутреннего контроля: порядок организации

 
    Необходимость наличия регламента (порядка осуществления) внутреннего контроля и риск-ориентированных методов его использования направлены на выбор модели организации и осуществления контрольной деятельности внутри учреждения, при которой выбор формы, продолжительности, периодичности (частоты), интенсивности проведения контрольных мероприятий определяется отнесением конкретных направлений и видов деятельности (в целом или по видам финансового обеспечения) к определенной категории риска (типовых нарушений).
    При этом формулировки выводов актов «внешних» для учреждения проверок госфинконтроля указывают, что уставами учреждений предусмотрено осуществление внутреннего контроля за использованием средств бюджета и внебюджетных источников финансирования. Однако не везде для осуществления этой уставной функции создаются условия для обеспечения внутреннего контроля, не утверждены локальными актами регламенты (порядки), не проводятся проверки по направлениям финансово-хозяйственной деятельности созданных структурных подразделений, филиалов.

Ведется подготовка документа. Ожидайте