Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 512 955. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

НОВАЯ МОДЕЛЬ ФИНКОНТРОЛЯ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ - 2019

Дата документа31.10.2019
МеткиСтатья

    

НОВАЯ МОДЕЛЬ ФИНКОНТРОЛЯ: ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НАРУШЕНИЙ - 2019

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

В связи с совершенствованием государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита рассмотрим уточнение полномочий участников бюджетного процесса по его организации и проведению, новые задачи и порядок осуществления внутреннего контроля с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 26.07.2019 № 199-ФЗ и № 247-ФЗ.

    

Цели и причины оптимизации внутреннего финансового контроля

Основные направления оптимизации внутреннего контроля - 2019

 
    Федеральный закон от 26.07.2019 № 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита" (далее - Закон № 199-ФЗ) направлен на повышение эффективности финансового контроля и аудита по следующим основным направлениям:

-определение целей, задач и порядка осуществления соответствующих видов контроля государственного (муниципального) финансового контроля (далее - госфинконтроль, Г(М)ФК), внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА);
 -усиление контроля за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных средств, положений правовых актов, обуславливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по выплатам из бюджетов бюджетной системы РФ;
 -совершенствование порядка применения бюджетных мер принуждения (БМП);
 -формирование федеральной системы стандартов ВФА, которые должны содержать принципы, задачи, основания и порядок организации, планирования и проведения ВФА, реализации его результатов, права и обязанности должностных лиц, а также определять случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению ВФА;
 -определение требований к порядку проведения мониторинга качества финансового менеджмента (порядком должны определяться в том числе правила расчета и анализа значений показателей качества финансового менеджмента, формирования и представления информации для его проведения).

Модель осуществления государственного финансового контроля в России
 

Виды государственного контроляОрганы - субъекты государственного финансового контроляОбъекты контроля
Внешний государственный финансовый контрольСчетная палата Российской Федерации - высший орган внешнего государственного аудитаУчредители, ГРБС - органы исполнительной власти (государственные органы) (федеральные и субъектов РФ), осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федерального бюджетного или автономного учреждения;
Учреждения - получатели средств бюджета:
- казенные учреждения - получатели бюджетных средств (участники бюджетного процесса);
- бюджетные и автономные учреждения - получатели субсидий (неучастники бюджетного процесса)
Внутренний государственный финансовый контрольФедеральное казначейство осуществляет:
- контроль в финансово-бюджетной сфере;
- анализ осуществления полномочий по ВФК и ВФА
Внутриведомственный контрольГлавный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) осуществляет:
- внутренний финансовый контроль (ВФК);
- внутренний финансовый аудит (ВФА)
- Получатели субсидий, инвестиций, кредитов и займов;
- Получатели бюджетных средств;
- Получатели межбюджетных трансфертов;
- Региональные операторы;
- Федеральные государственные бюджетные учреждения;
- Иные юридические и физические лица, получающие средства из федерального бюджета, а также совершающие операции с ними;
- Средства Фонда ЖКХ

 
    Проблемы реализации внутреннего контроля как самостоятельного бюджетного полномочия следующие:

-излишняя формализация процедур внутреннего контроля;
 -субъективная оценка рисков исполнителями операций, демотивация "показывать" результаты внутреннего контроля;
 -отсутствие единой регламентации к осуществлению внутреннего контроля по уровням бюджетной систем;
 -отсутствие связи между результатами оценки качества финансового менеджмента и внутреннего контроля.

    Решение проблем с учетом принятия поправок в Бюджетный кодекс РФ (в редакции Закона № 199-ФЗ):

Ведется подготовка документа. Ожидайте