Присоединяйтесь!
Зарегистрированных пользователей портала: 511 547. Присоединяйтесь к нам, зарегистрироваться очень просто →
Советник бухгалтера
Советник бухгалтера

ТОРГОВЛЯ: ПРЕТЕНЗИИ ПОКУПАТЕЛЯ

Дата документа01.09.2008
МеткиСтатья

    

ТОРГОВЛЯ: ПРЕТЕНЗИИ ПОКУПАТЕЛЯ

Авдеев В.В.,
аудитор

 
    При ведении бизнеса субъектам хозяйственной деятельности, в том числе и торговым организациям, довольно часто приходится сталкиваться с нарушением условий хозяйственных договоров, которые подчас заканчиваются встречей партнеров в суде. Однако прежде чем обращаться в суд, сторона, права которой нарушены, должна попытаться урегулировать спор в досудебном порядке. Тем более что в п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) определено, что "если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка". Поэтому если истец не попытался урегулировать спор в досудебном порядке, то арбитражный суд может оставить исковое заявление без рассмотрения, такое право ему предоставлено п. 2 ст. 148 АПК РФ.
    Чаще всего досудебное урегулирование споров осуществляется путем направления контрагенту претензии, под которой в общепринятом смысле понимается требование, предъявляемое потерпевшей стороной к другой стороне договора о добровольном урегулировании спора, причиной которого является невыполнение контрагентом взятых на себя по условиям договора обязательств. Иначе говоря, предъявление претензии выступает одним из способов защиты имущественных прав и интересов субъекта хозяйственной деятельности.
    Торговым организациям часто приходится сталкиваться с претензиями, причем это может быть как претензия, предъявляемая самой торговой фирмой своему поставщику при приобретении товара (претензия покупателя), так и претензия продавца, когда уже покупатель, приобретающий товар у торговой организации, нарушает договорные условия.
    Практика торговой деятельности свидетельствует о том, что наиболее распространенными причинами выставления претензии покупателем являются поставка товаров не в том количестве, которое определено договором; нарушение ассортимента поставленных товаров; поставка товаров ненадлежащего качества и так далее. Все вышеперечисленные причины свидетельствуют о ненадлежащем исполнении договора купли-продажи продавцом и выявляются торговой организацией, как правило, при приемке товаров.
    Как известно, основным видом хозяйственного договора, используемым торговыми организациями, является договор купли-продажи, регламентируемый главой 30 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ). Как следует из общих положений о договоре купли-продажи, основными обязанностями покупателя при приобретении товаров являются приемка товаров и их оплата.
    Договор поставки, используемый в оптовой торговле, является разновидностью договора купли-продажи. Принятию товаров покупателем при договоре поставки посвящена статья 513 ГК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие поставленных товаров. Причем, как указано в п. 2 ст. 513 ГК РФ, принятые покупателем товары должны быть осмотрены им в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота. В этот же срок покупатель обязан проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота. О выявленных несоответствиях или недостатках товаров необходимо незамедлительно письменно уведомить поставщика.

Ведется подготовка документа. Ожидайте